РАЗГОВОРЫ ПОСЛЕ УРОКОВ

Истории без обложки

Татьяна Рудишина

Любите живопись, поэты!

Есть издания, с которыми на «вы». Они никогда не заигрывают со своими читателями, не допускают ни тени панибратства. И сегодня, когда информационное пространство становится все более открытым, а учитель и ученик готовятся к уроку по одним и тем же источникам, информационная ценность подобного издания особенно высока. Я о газете «Искусство» издательского дома «Первое сентября», в которой очень емко, профессионально и в то же время доступно объясняются особенности направлений искусства ХХ века, публикуется «Всеобщая история искусств». На страницах газеты выступают искусствоведы с мировыми именами, и здесь же – блестящие изыскания школьников. Кроме своей информационной ценности, газета «Искусство» – это и кладезь блестящих идей для библиотекаря. Берешь годовую подшивку и начинаешь фантазировать.

Один материал настраивает на поиск необычной формы подачи, а вот этот – может стать основой для творческого проекта, еще один – дарит цепочку ассоциаций, которая непременно сработает в одном из разговоров после уроков. Например, в ходе рассказа о натюрмортах предлагаю своим собеседникам вообразить и описать натюрморт, который выразил бы сущность их самих, или каких-то известных людей, или литературных героев. Или, показывая рисунок античной вазы, даю ребятам задание поискать стихотворения, посвященные искусству этого периода, а сама непременно вспомню пушкинские строчки «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила» и его же – «На статую играющего в бабки» и «На статую играющего в свайку». Не исключено, что откликом на ваш разговор станет поэтическое творчество ваших читателей. Такое и у нас случалось. Причем эти стихотворения не были написаны по заказу, к уроку. Мы узнали о них уже много позже. Это даже лучше.

Из сборника стихов Юлии Лазаревой «Чайный город»:

Импрессионист

Импрессионисту снится осень,
Образ, нарисованный пастелью.
Всё вокруг – пронзительная просинь,
Тающая просинь с карамелью.

Клён как крёстный, щедрый на подарки,
С небом связанный одним сияньем.
Рыжая звезда в аллею парка
Падает – загадывай желанье!

Мир не зря на всех разлит и роздан
Всею полнотою без остатка,
Влажные, заплаканные звёзды
На лету лови взахлёб в охапку.

И бегом – куда всё? – без причины,
Распугав притихших луж ватаги…
Рыжую звезду на ножке длинной
Высушат меж листиков бумаги…

Импрессионисту осень снится,
Взгляд её задумчивый и карий…
Наши пролетающие лица
Собраны в пылающий гербарий.

1999

Немало стихотворных строк посвящено художникам и их творениям. Хрестоматийный пример – стихотворение Николая Заболоцкого, написанное на портрет А.П.Струйской кисти Федора Рокотова:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
1

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…

А много раньше другой поэт – Яков Полонский – обратился «К портрету Лопухиной» кисти В.Л.Боровиковского:

Она давно прошла, – и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражала
Страданье – тень любви,и мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела;
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать –
Прощать – молчать…
2

Поэт подчас находит столь точные метафоры для описания того или иного полотна, что искусствоведу остается лишь рассказывать о произведении и его авторе. Художник слова очень тонко чувствует художника пера, резца и кисти, то мысленно пытаясь примерить на себя судьбу творца или его героев, то решая вечный вопрос – в чем суть творчества.

Поэты размышляют о живописи и графике, о жанрах и приемах, сюжетах и композициях, пытаются писать «в разных техниках».

В.Боровиковский. М.И.ЛопухинаЖивопись

С годами живопись становится понятней,
Мы к ней все чаще обращаемся опять.
Московских пригородов солнечные пятна,
Головки грезовской светящаяся прядь,
Вакханки Рубенса, и Тауэр в тумане
Припоминаются все ярче и ясней.
Изображенья, раз увиденные, манят,
Вдруг проступившие из юношеских дней.
С годами живопись становится нужнее, –
Все остальное ускользает и течет.
Стареет сцена и театры вместе с нею,
Кино и музыка иные, что ни год.
Одна лишь живопись внушает нам надежду,
Что неизменными останутся всегда
И эти складки у пророка на одежде,
И эта серая в промоинах вода.
И мироздания распавшиеся звенья
Соединяются в музейной тишине,
Где продлеваются летящие мгновенья,
Запечатленные на сером полотне.

Александр Городницкий, 1987

Игорь Северянин, словно художник, цикл своих стихотворений так и назвал – «акварель»3.

Весенняя яблоня. Акварель

Весенней яблони, в нетающем снегу,
Без содрогания я видеть не могу:
Горбатой девушкой – прекрасной, но немой –
Трепещет дерево, туманя гений мой…

Как будто в зеркало, смотрясь в широкий плес,
Она старается смахнуть росинки слез
И ужасается, и стонет, как арба,
Вняв отражению зловещего горба.

Когда на озеро слетает сон стальной,
Бываю с яблоней, как с девушкой больной,
И, полный нежности и ласковой тоски,
Благоуханные целую лепестки.

Тогда доверчиво, не сдерживая слез,
Она касается слегка моих волос,
Потом берет меня в ветвистое кольцо, –
И я целую ей цветущее лицо.

1910

А сколько художников были поэтами и наоборот, поэты – художниками: Волошин, Крученых, Маяковский, Бурлюк…

Перелистывала подшивку газеты «Искусство» и ловила себя на мысли сделать поэтический обзор газетных публикаций, в котором стихотворные строки дополняли бы искусствоведческий текст, вносили в разговор о прошлом интонацию ХХ и даже ХХI века. Столь неакадемичный подход к произведениям изобразительного искусства может показаться субъективным и некорректным, но на то они и есть разговоры после уроков. На этот раз вокруг публикаций газеты «Искусство», произведений и судеб любимых художников и поэтов. Стихотворения сами говорят за себя, комментировать их просто не нужно. Это не тексты обзоров и бесед, это – всего лишь этюды, на основе которых каждый может создать свою картину.

Этюд первый
Сиреневый

Первую картину импрессионистов в Россию привез коллекционер Сергей Щукин. Это была «Сирень в саду» Клода Моне. Спустя годы поэт Осип Мандельштам свои впечатления от созерцания именно этой картины запечатлел в стихотворении «Импрессионизм»:

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту –
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, –
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.

К образу сирени обращались многие художники. «С этим душистым весенним растением связана легенда о нимфе Сиринге, преследуемой влюбленным в нее Паном. Не желая принадлежать хозяину леса, она взмолилась богам, и была обращена ими в тростник, из стеблей которого Пан сделал свирель»4.

Сирень – не единожды воплощенная на холсте и майолике, на бумаге и в мозаике. Помните сирень Врубеля и Кончаловского?! Современники говорили, что в год смерти Врубеля сирень зацвела во второй раз, осенью, что не случается в наших краях. Цветок прощался с великим мастером.

А вот – Александр Кушнер.

П.Кончаловский. СиреньСирень

Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.

Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.

Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.

Рекомендуем почитать:

Азарова Ю. «Живописцы счастья» – французские импрессионисты. Урок-салон для 11 кл. // Искусство. – 2000. – № 22. – С. 4–5.

Богемская К. Impression. Впечатление // Искусство. – 2002. – № 2. – С. 6–7. – (Новости культуры)

Дмитриева Н. Импрессионизм // Искусство. – 2003. – № 4. – С. 4–15.

Докторова Л. Клод Моне и его вселенная // Искусство. – 1999. – № 20. – С. 4–5.

Кантор А. Был ли русский импрессионизм? // Искусство. – 2001. –
№ 5. – С. 20.

Рыжова С., Рыжов К. Импрессионизм: Интеллектуальный лабиринт // Искусство. – 2003. – №12. – С. 3–4. – (Нетрадиционный урок)

Продолжение в следующих номерах

________________

1 В газете «Искусство» опубликован сценарий изящного урока-концерта для 9-х классов по теме «Женские образы в русском искусстве ХVIII века» (2002. – №16 – С. 23). Музыка Моцарта, Козловского, Фомина чередуется со стихами Евдокии Ростопчиной, Николая Новикова, Якова Полонского, Федора Тютчева, созвучные портретам прекрасных «смолянок» работы художников Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского.

2 Кралькина Ю. Искусство. – 2000.– № 36. – С. 5–6.

3 Об искусстве акварели см.: Невельский В. Ода акварели // Искусство. – 2000. – № 2. – С. 13.

4 Флора и Фавн. Мифы о растениях и животных. М.: Русь, 1998. – С. 96.

TopList