|
|||
– Для того, чтобы состоялись все остальные пункты, очень важны вот эти два, – отметила ведущая мастер-класса, указав на «информирование» и тот пункт, который как бы присутствует в каждом – изучение. – Вы должны изучать родителей, знать, чего они хотят. И обязательно поставлять им всю информацию, которая у вас есть. Чем больше родители будут знать, что происходит в школе, тем больше у них возможности включиться в тот или иной процесс взаимодействия. Думаете, для чего я так подробно расписываю в газете «Библиотека в школе» вопросы, касающиеся классного руководства, родителей и детей, их взаимодействия. Да потому что знаю: библиотекари народ творческий, сразу поймут, что, прочитав материал или заглянув на сайт «Интер-педагогика», можно и самим что-то «классной» подсказать, посоветовать. А там и обратная связь появится. На вопрос о родительском собрании И.Хоменко ответила, что лучше всего родителей не вызывать и уже тем более не «заставлять» приходить в школу. Их нужно просто пригласить. Причем, для конкретного разговора и по существу факта. – Мне кажется, что родительское собрание нужно превращать в совещание, в деловое мероприятие. У многих еще остался если не страх перед посещением школы, то состояние тревоги точно. Как от этого уйти? Конструктивным разговором на конкретную тему. Даже если вас собралось несколько человек, обсуждаемые проблемы должны касаться всего класса. И, я думаю, на собрании не нужно решать вопросы, связанные с поведением или успеваемостью конкретного ребенка или истории, касающейся нескольких человек. Я заглянул в одну из памяток, разработанных Ириной Хоменко, и прочитал: «Как вести себя, если возникла проблемная ситуация и вы встретились с родителями для неприятной беседы?» Вот несколько рекомендаций. А вообще, все, что принесла Ирина с собой на марафон, есть у нее на сайте. – Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно! – Побольше конкретики! Старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться». Выражайтесь ясно: «Не сделал два домашних задания по математике», «Отказался отвечать на уроке химии» и т. д. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка. – Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится «разбор полетов», – этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети приложат все усилия, чтобы ваши дальнейшие встречи с их родителями не состоялись. – Совместно с родителями определите дальнейшие пошаговые целенаправленные действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.
Не менее интересно прошла и дискуссия с профессором Александром Михайловичем Лобком, который предложил аудитории рассмотреть «Класс как открытую систему», то есть такое «детско-взрослое сообщество» (цитата из диктофонной записи – B.C.), где «реальная жизнь любого класса вырывается за границы поставленных целей», когда он «представляет собой организованное изнутри, а не из вне, сообщество интересных друг другу людей». И в этом случае, по мнению А.М.Лобка, возникает ситуация открытости – собственным изменениям, внутреннему содержанию, которое есть в этом классе, в детях. И в учителях, которые тоже находясь в классном пространстве, постоянно работают в режиме взаимодействия с учениками. Это не функциональная структура, смысл которой максимально эффективно выучить детей чему-то запланированному, а нечто другое. «Это все время возможность чего-то большего». – Всегда безумно интересен опыт тех педагогов и школ, в которых класс начинает развиваться в открытом виде, – Александр Михайлович предложил участникам дискуссии поделиться своим опытом работы. Говорили много, интересно, с душой и открытым сердцем. Говорили больше о проблемах личностного характера, чем об учебе. Но думали в основном все же в рамках классно-урочной системы, в которую сам Александр Михайлович как раз и не вписывается.
Много важных моментов в контексте демократизации образования затронул и A.M.Лобок, и сами участники дискуссии. Но особенно важными мне показались слова ведущего о том, что учительское общественное мнение безмолвствует по поводу процессов, происходящих в школе. Оно – инертно, и, значит, ничего происходить не будет. – Надо говорить! – A.M.Лобок заканчивал дискуссию. – Каждый человек, который сегодня здесь выступал, делал это не потому, что его об этом попросили, а потому что возникла внутренняя потребность, внутренний позыв. Давайте говорить и двигаться дальше. Чтобы не только мы сами понимали, что нам нужно делать, но и государственный чиновник что-то понял. И это возможно. Но только в одном случае: если мы научаемся говорить, преодолевая собственное безразличие. P.S. Когда я уже дописывал материал, на глаза попалась памятка Ирины Хоменко, выдержки из которой приводились выше. И увидел последний, как она пишет, «самый главный совет: улыбайтесь почаще! Это всегда как-то располагает к Диалогу...» |