КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Российская библиотечная ассоциация

Планирование действий
на случай бедствия
в вашей библиотеке

Методическое руководство

Авторы и составители: С.А.Добрусина, доктор технических наук

Е.С.Чернина, кандидат технических наук

Т.Д.Великова, кандидат технических наук

В.И.Кобякова, кандидат технических наук

Редактор: Э.Г.Вершинина

В пособии описываются меры и действия, направленные на спасение библиотечных материалов. Рекомендации основаны на опыте работы федерального Центра консервации библиотечных фондов (ФЦКБФ) при Российской национальной библиотеке и аналитическом изучении специальной литературы.

Конечно, в полной мере эти рекомендации неприменимы в школьной библиотеке, так как специального оборудования для консервации фондов в них нет. Но при внимательном изучении этих материалов вы поймете,что предвидеть проблемы (бедствия) и знать, какими принципами и правилами следует руководствоваться в форсмажорных обстоятельствах в библиотеке, независимо от степени ее оснащенности, возможно. Тогда, если не дай Бог что-то случится, вы будете точно знать, как действовать при организации спасения фондов.

Кто предупрежден – тот вооружен, но пусть эти знания никогда не пригодятся вам на практике!

© Российская библиотечная ассоциация, 2000

 

ВВЕДЕНИЕ1

В 1995 г. Секцией сохранности и консервации ИФЛА опубликована брошюра «Планирование действий в библиотеке на случай аварийной ситуации», которую библиотеки России получили в переводе на русский язык. Это ценное пособие, где подробно описаны мероприятия, необходимые для профилактики бедствия и действий в том случае, если оно все-таки произошло.

Вместе с тем, получив это пособие, сотрудники библиотек России, как показывает практика, отнюдь не торопятся составлять план на случай бедствия в конкретных условиях своей библиотеки. Опрос показывает, что даже в крупных библиотеках подобное планирование вызывает затруднения, возникают вопросы, требующие более детальной проработки, и мы приходим к выводу, что помимо указанного выше необходимы другие пособия, руководствуясь которыми каждая библиотека сможет создать для себя и, если потребуется, реализовать план действий на случай бедствия.

В данном методическом руководстве заострено внимание на наиболее важных, на наш взгляд, проблемах, часто требующих незамедлительного практического решения. В зависимости от их разработанности в мировой практике и наличия публикаций авторы сочли возможным по-разному подойти к освещению вопросов.

С ЧЕГО НАЧАТЬ

Итак, первый вопрос, возникающий при попытке создать план, – с чего начать? Каждый волен по-своему ответить на этот вопрос и, возможно, его ответ для конкретного случая окажется наиболее верным. Предлагаем начать эту сложную и разноплановую работу с проведения совещания руководства и представителей служб библиотеки, в первую очередь отвечающих за сохранность фондов. Это директор библиотеки или один из его заместителей, главный инженер, начальник технического отдела, начальник пожарной охраны, главный механик, главный энергетик, руководитель технического отдела, заведующий отделом фондов и обслуживания, руководитель отдела (сектора) редких и ценных книг, заведующий отделом (сектором) консервации документов. Необходимо также присутствие начальника гражданской обороны, так как некоторые задачи планирования этой службой возможно уже решены. С учетом того, что далеко не все библиотеки имеют указанные службы, возможно вменение состава участников совещания. Каждая библиотека вправе самостоятельно ограничить контингент присутствующих на совещании, пригласить представителей других служб, привлечь к работе сотрудников из крупных библиотек региона, из родственных организаций. Цель совещания представить себе и оценить общую обстановку в библиотеке относительно как состояния зданий, коммуникаций, так и готовности библиотеки справиться с бедствием в данный момент; создать рабочую группу для составления плана, определить круг исполнителей и сроки выполнения намеченных действий. Отметим, что проведение такого совещания уже само по себе войдет в комплекс мероприятий, предусмотренных планом.

На совещании следует:

1. Обсудить, вероятность каких именно бедствий велика в данном peгионе, в данной библиотеке (ожидаемое бедствие легче предупредить).

2. Выяснить,

– в каком состоянии находится сигнализация, предупреждающая о бедствии (пожар, наводнение, землетрясение и т. д.), надо ли ее проверить, установить, заменить;

– проводилась ли инспекция здания, состояния коммуникаций, если проводилась, то когда в последний раз и каковы результаты проверки;

– необходима ли очередная инспекция, какие-либо технические мероприятия и ремонтные работы, если «да», следует сразу же наметить сроки и ответственных;

– имеется ли техническая документация на здание, включающая схемы систем электроснабжения, вентиляции, водоснабжения и канализации;

– существуют ли поэтажные планы здания, спланированы ли пути передвижения документов в случае бедствия; если такой документации нет или она устарела, необходимо принять решение о ее составлении или пересмотре, определить сроки составления или пересмотра;

– определены ли документы приоритетного спасения и отмечено ли место их хранения на поэтажных планах, если «нет», необходимо принять решение о соответствующих действиях;

– имеются ли материалы и оборудование (тепловентиляторы, фены, дезинфекционные камеры, фильтровальная и оберточная бумага, биоциды и др.), необходимые при бедствии, или адреса и тeлефоны организаций, где их можно незамедлительно получить;

– существуют ли договоры (договоренность) с организациями, имеющими морозильные и сушильные камеры, об использовании их оборудования в случае бедствия в библиотеке.

3. По результатам опроса представителей служб наметить конкретные решения.

На совещании необходимо заслушать доклад начальника службы гражданской обороны (ГО). Во-первых, служба ГО располагает отработанной системой оповещения на случай радиоактивного или химического заражения, эту систему следует рассмотреть и либо принять в целом, либо изменить в соответствии с видом возможного бедствия. Так, при пожаре в первую очередь будет задействована пожарная служба библиотеки. Во-вторых, службой ГО обычно разработаны варианты спасения фондов, организованы спасательные команды. Целесообразно провести с уже имеющимися командами курс занятий по спасению документов и доукомплектовать команды сотрудниками служб консервации. В-третьих, служба ГО имеет инструкции, на основе которых можно разработать новые, более пригодные для действия в различных предполагаемых аварийных ситуациях. По докладу начальника ГО участники совещания могут сделать конкретные выводы, принять решения, дать поручения соответствующим службам.

Рабочая группа, утвержденная совещанием, может включать в себя всех участников совещания или состоять из меньшего числа людей – в зависимости от конкретных условий библиотеки.

После совещания можно приступать непосредственно к составлению Плана действий на случай бедствия в библиотеке. Планируются профилактические меры, действия в подготовительный период, при совершившемся бедствии и в поставарийной обстановке. Многие пункты плана, касающиеся профилактики и подготовки, благодаря проведению совещания и реализации его решений окажутся уже выполненными, что облегчит дальнейшую работу.

КАК РАСПРЕДЕЛИТЬ ОБЯЗАННОСТИ

Рассмотрим возможные действия представленных на совещании служб на разных этапах, предусмотренных Планом.

1. Профилактика (действия в безаварийный период)

Служба главного инженера – осуществляет ремонт, выявление и устранение источников потенциальной опасности.

Дирекция, заведующие отделом фондов и обслуживания (ОФО), отделом редких и ценных книг, ответственные за режим обслуживания, безопасность людей, документов, техники, – совместно со службой консервации определяют документы приоритетного спасения, наносят их расположение на поэтажные планы, обеспечивают наличие дублетов инвентарных описей, описей документов (возможно, дублеты каталогов), заботятся о страховании.

Служба консервации документов – следит за поддержанием нормативного режима хранения в фондах, совместно с ОФО обследует фонды, принимает предупредительные меры по защите от поражения биологическими и физико-химическими факторами.

Служба ГО, работая в соответствии со своими функциональными обязанностями, – оказывает по возможности помощь другим службам.

Служба пожарной охраны – действует в соответствии со своими функциональными обязанностями: вырабатывает систему противопожарных мер и организует контроль, отвечает за средства сигнализации и пожаротушения (выбор, установка, проверка, поддержание в рабочем состоянии).

2. Подготовка (действия в безаварийный период)

Служба консервации, ОФО, ГО – составляют План действий2   в письменном виде и в нескольких экземплярах, поддерживают его в рабочем состоянии, проводят учения; готовят комплект документации с поэтажными планами, адресами и телефонами ответственных лиц и т. д.

Служба консервации и служба ГО – организуют подготовку спасательных команд, обучают их использованию технических средств и методов, работе с поэтажными планами, методам предосторожности при спасении документов.

Служба консервации, технический отдел, служба снабжения – составляют перечень необходимого оборудования и материалов, устанавливают потенциальные источники немедленного приобретения материалов, приобретения или получения во временное пользование оборудования, заключают договоры.

Служба снабжения – по возможности организует некоторый запас материалов и оборудования в соответствии с подготовленным перечнем.

При заблаговременном предупреждении о бедствии работа служб активизируется, проводятся учения, необходимые проверки и уточнения, приобретаются материалы и оборудование.

3. Реагирование (действия при аварии)

Дирекция, служба ГО, ОФО – организуют объявление тревоги, оповещение, сбор.

Дирекция, служба консервации, служба ГО, технический отдел – принимают все возможные меры по ликвидации причин бедствия и организуют работу спасательных команд по удалению документов из очага бедствия с привлечением помощников «со стороны» (в соответствии с Планом); осуществляют предварительную, самую общую, оценку ущерба; принимают решение о конкретных действиях; определяют потребность в материалах и оборудовании.

Служба снабжения – доставляет необходимые материалы и оборудование, при необходимости приобретая их (оборудование может быть взято во временное пользование).

Служба консервации, ОФО, технический отдел – после удаления документов из очага бедствия организуют сортировку, сушку, дезинфекцию, упаковку документов и, при необходимости, отправку их в морозильные камеры.

4. Ликвидация последствий бедствия (действия в поставарийный период)

Дирекция, ОФО – составляют и вводят в действие программу возвращения к нормальной работе.

Служба консервации, ОФО, служба комплектования, технические и хозяйственные службы – оценивают ущерб, нанесенный фондам и зданию, определяют необходимость и возможность (физическую, финансовую) реставрации документов; отбирают экземпляры для возможной замены; определяют способы консервации документов различных фондов, пострадавших от аварии; составляют программу работ и приступают к ее реализации.

Служба консервации – осуществляет микробиологический контроль за состоянием пострадавших документов.

Технические и хозяйственные службы оценивают состояние здания (помещений, кровли, систем вентиляции, электро- и водоснабжения), библиотечного оборудования и принимают меры по их восстановлению.

КАК ОБСЛЕДОВАТЬ ФОНДЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИОРИТЕТНОГО СПАСЕНИЯ

Приоритетному спасению подлежат

– документы, являющиеся памятниками культуры;

– документы повышенного риска (наиболее подверженные повреждению в случае аварии).

Следует помнить, что при повреждении водой, а это наиболее частый вид повреждения, в первую очередь спасают документы с неводостойкими текстами и изображениями, так они могут быть частично или полностью смыты, краска и чернила переходят на соседние листы. Хранитель должен знать, какие документы выполнены с использованием неводостойких чернил и красок, химических карандашей. «Линяющей» может оказаться и основа – цветная бумага. Определить стойкость к воде текста или основы может сотрудник службы консервации, а при отсутствии этой службы хранитель, с помощью смоченных в воде и туго отжатых микротампонов, которые на короткий момент прижимают к тексту или основе документа.

Особое внимание следует уделить документам на мелованной бумаге, поскольку листы мелованной бумаги при намокании и последующем высыхании соединяются в единый монолитный блок, разделить который не всегда удается даже опытному специалисту.

К документам повышенного риска относятся также сильно поврежденные при хранении и использовании, так как они быстрее гибнут.

Хранитель должен знать, где в фонде находятся ламинированные документы (на бумагу нанесено пленочное покрытие) и инкапсулированные (документ заключен в пленку без соединения с ней). При кратковременном намокании эти документы оказываются в выигрышном положении, однако длительное намокание или воздействие огня во время пожара также приводят к серьезным последствиям. При сильном намокании ламинированный документ способен расщепиться, расслоиться по толщине бумаги; высыхание ламинированного и инкапсулированного документа происходит замедленно, что приводит к плесневению бумаги под пленкой. При пожаре бумага и пленка соединятся в единый конгломерат и документ может быть полностью утрачен.

Документы, написанные и напечатанные на различной бумаге, ведут себя под воздействием воды неодинаково. Необходимо помнить, что документы до второй половины XIX в. выполнены на бумаге из тряпичных волокон, сильно набухающей при впитывании воды. Книги этого периода, попадая в воду, резко увеличиваются в объеме, быстро утрачивают переплет, легко плесневеют.

Документы второй половины XIX и XX вв. изготовлены на бумаге, в составе которой при переходе от одного века к другому все большее место занимают древесные полуфабрикаты – сульфитная целлюлоза и древесная масса. Такая бумага меньше набухает в воде, быстрее высыхает, меньше плесневеет. Однако листы при намокании быстрее утрачивают прочность, легко рвутся.

Хранитель фонда вместе с представителем службы консервации должен просмотреть фонд в целом и отдельные документы. При необходимости консерватор может выполнить ряд исследований – установить неводостойкость текста, состав бумаги, вид и характер имеющегося повреждения и т. п. Документы-памятники культуры, а также документы с неводостойким текстом (изображением), на «линяющей» бумаге, на мелованной бумаге, с сильными повреждениями должны быть отмечены в составляемом протоколе (или какой-либо другой рабочей документации) и обозначены как документы приоритетного спасения на поэтажном плане. В рабочей документации указываются шифры, делаются необходимые примечания. На плане местоположение документов различных категорий следует обозначить разным цветом. Соответственно, и в рабочей документации, и на поэтажном плане отмечают наличие ламинированных и инкапсулированных документов, по возможности указывают, к какому временному периоду относятся документы.

КАК ОЦЕНИТЬ УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ БЕДСТВИЕМ,
И НАМЕТИТЬ ПУТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФОНДА

Одной из важнейших задач, стоящих перед руководителями библиотек, хранителями и службами сохранности, является оценка ущерба, причиненного бедствием3. Единой методики оценки нет, по-видимому она будет выработана впоследствии, а пока каждый избирает свою. Предлагаем некоторые рекомендации по данному вопросу.

Когда бедствие произошло, самую предварительную оценку ущерба можно сделать сразу. Далее она будет уточняться и окончательно определится после выхода из аварийной ситуации. Характер и размер ущерба повлияют на дальнейший ход работы с документами, а расчет стоимости различных путей восстановления фонда подскажет оптимальный вариант для данной библиотеки.

Рассмотрим два вида ущерба: материальный и моральный.

Материальный ущерб представляется в натуральном выражении и в денежном.

В натуральном – это число поврежденных или утраченных документов в абсолютном значении или в процентном отношении ко всему фонду: общее число, ущерб по видам документов, по степени и видам их повреждения и т. д.

К оценке в денежном выражении возможны два подхода – пассивный и активный. При пассивном подходе устанавливается стоимость утрат, при активном – стоимость комплекса мероприятий для восстановления фонда в прежнем виде и количестве. Полный ущерб определим как сумму возможных слагаемых, то есть стоимость:

– спасения документов в момент аварии и сразу после выхода из нее (удаление из очага поражения, сушка, дезинфекция);

– фазовой консервации;

– реставрации;

– дополнительных (к обязательным при обычном режиме) мероприятий в ходе дальнейшего хранения пострадавших документов;

– безвозвратных потерь с учетом библиотечных, в том числе реставрационных, обработок, которым подвергался документ до аварии или стоимости замены утраченных и поврежденных документов.

С учетом сказанного выше все приведенные здесь слагаемые, кроме стоимости безвозвратных потерь, рассматриваются при активном подходе. В случае реставрации, кроме стоимости реставрации, следует, по-видимому, сделать некоторую поправку на изменение документа по сравнению с нереставрированным оригиналом, то есть внести элемент пассивного подхода.

При замене могут иметь место три варианта.

1. Заменяющий документ идентичен утраченному – при расчете учитывается стоимость заменяющего документа.

2. Заменяющий документ хуже утраченного (оформление, бумага, сохранность и т. д.) – при расчете учитывается стоимость нового документа с поправкой на более высокое качество утраченного.

3. Заменяющий документ лучше утраченного – очевидно, следует учитывать стоимость утраченного документа, так как возмещение ущерба не должно предусматривать улучшения документа.

Во всех трех вариантах учитывается также стоимость библиотечной обработки.

Моральный ущерб определяется, с одной стороны, ценностью, редкостью и историко-культурной значимостью документа и, с другой стороны, длительностью периода, в течение которого документ недоступен для читателя.

Библиотека должна быть готова к оценке ущерба. Лицам, ответственным за ее сохранность, необходимо знать о людских ресурсах, о наличии оборудования, иметь представление о стоимости хранящихся в фондах документов, о возможности приобретения и стоимости экземпляров для замены.

Основные пути восстановления библиотечных фондов известны – замена документов, реставрация документов.

Заменяют документ, приобретая аналог или используя документ из дублетного фонда. Замене подлежат документы при полной утрате оригинала (списание утраченного осуществляют в порядке, установленном для данной библиотеки); когда реставрация обязательна, но откладывается на длительный срок, так как не разработана специальная технология (в этом случае осуществляют фазовую консервацию документа, и он не подлежит или подлежит ограниченно читательскому использованию); когда реставрация целесообразна, но откладывается из-за отсутствия финансовых возможностей (действия аналогичны указанным выше); когда замена целесообразней реставрации.

Восстановлению документа предшествует анализ возможности и целесообразности реставрации, выбор метода.

Решение о замене или реставрации документа, очередности реставрации с учетом его уникальности, культурно-исторической важности, ценности именно для данной библиотеки, состояния, наличия аналогичного документа в других библиотеках региона, читательского спроса выносит специальная комиссия, в состав которой входят члены администрации, ученые, хранители, реставраторы.

В последние годы наметился еще один путь восстановления фонда – использование документов на нетрадиционных носителях, а также компьютерное обслуживание читателей (в некоторой степени этот путь аналогичен замене).

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СУШКЕ ДОКУМЕНТОВ

1. Общие сведения и рекомендации

При повреждении фондов водой основной фактор, от которого зависит спасение документов, – время. Чем скорее будет начата сушка и чем быстрее протекает сам процесс, тем меньше нанесенный ущерб. Как правило, в распоряжении людей очень мало времени – 48–72 часа, некоторые документы надо сушить немедленно. Эффективным методом сохранения пострадавших от воды фондов является их быстрое замораживание при температуре не выше –18 °С. Стабилизированные замораживанием фонды могут храниться при –18 °С долгое время, которое можно использовать для организации сушки и других спасательных работ. Замораживание обычно применяется, когда объем пострадавших документов очень велик.

За рубежом при ликвидации последствий аварии широко практикуется замораживание намокших документов, и многие фирмы предлагают свои услуги. Используются стационарные или передвижные установки.

У нас можно обратиться за подобной услугой на хладокомбинаты. Но стоимость аренды морозильных камер высока, это надо учитывать при планировании спасательных работ с применением замораживания.

Известны различные методы сушки документов. Назовем основные.

Диффузионная сушка. Поврежденный водой блок прокладывают бумагой с высокой впитывающей способностью. Для этой цели можно использовать фильтровальную, хроматографическую или газетную (без текста) бумагу. Книгу обычно прокладывают через 10–15 листов, меняя впитывающую бумагу как можно чаще, не реже, чем через 5–6 часов. Для предотвращения плесневения рекомендуется ее предварительно обработать раствором биоцида.

Метод трудоемкий, дорогостоящий, применяется при небольшом количестве поврежденных материалов разного вида. Именно он рекомендуется для сушки книг с мелованной бумагой: следует обязательно проложить каждый лист книги для предотвращения их слипания и сцементирования блока. Метод не требует специального оборудования и может применяться в любой библиотеке.

Конвективная сушка (воздушная) – традиционный и наиболее распространенный метод сушки книг и документов путем обдува нагретым воздухом. Наиболее успешно применение этого метода в случаях, когда повреждено небольшое количество книг и степень намокания не слишком велика. Конвективную сушку обычно сочетают с диффузионной.

Нужно быть исключительно осторожными при обращении с мокрыми книгами, так как влажная бумага непрочна и легко рвется.

Для успешного осуществления воздушной сушки следует:

– обеспечить сухое и чистое помещение с розетками для подключения электроаппаратуры, где установить столы, стеллажи, полки для размещения мокрых документов, необходимую аппаратуру;

– организовать циркуляцию нагретого воздуха в зоне сушки, что ускорит процесс сушки и затормозит развитие плесени.

Температуру воздуха повышают, используя калориферы и нагревательные приборы. Для обеспечения циркуляции воздуха можно использовать вентиляторы, ручные фены, кондиционеры, систему вентиляции, если таковая имеется в помещении, естественную вентиляцию через окна и двери. Аппаратуру устанавливают таким образом, чтобы потоки воздуха не сдували и не повреждали документы.

Отдельные документы раскладывают на столы, стеллажи, пол, любые чистые поверхности; книги лучше сушить в полуоткрытом состоянии, поставленными на нижний обрез, легкие брошюры и книги, газеты можно развесить на веревках. Категорически не допускается раскладывать книги на батареях парового отопления.

Температуру и относительную влажность воздуха, а также влажность документов необходимо постоянно контролировать.

При сушке отдельных книг следует:

– поместить книгу на адсорбирующую подложку (бумажную или тканевую) на горизонтальную поверхность;

– проложить каждые 10–15 листов книги (книги на мелованной бумаге – каждый лист) впитывающей бумагой, начиная с конца книги;

– вложить несколько сложенных листов впитывающей бумаги между крышками переплета и форзацами;

– менять загрязнившуюся впитывающую бумагу на чистую как можно чаще, группируя листы по-разному.

Когда книга уже сухая, но еще холодная на ощупь, нужно ее закрыть, положить на стол, аккуратно придать первоначальный вид (с выпуклым корешком и вогнутым наружным обрезом) и поместить под легкий груз. Не следует складывать высыхающие книги друг на друга. После сушки в блоке у корешка может сохраняться влага, поэтому необходимо кондиционирование книг (хранение в помещении с относительной влажностью воздуха 40–45% и температурой 18–22 °С в течение 2–3 недель). Следует систематически контролировать состояние книг, следить, не появилась ли на них плесень. Только после кондиционирования и тщательного осмотра высушенные книги возвращают в фонд.

Если оборудовать комнату кондиционерами, обеспечивающими температуру воздуха +10–13 °С и относительную влажность 25–35%, то книги высохнут в течение 2 недель без прокладывания впитывающей бумагой.

Конвективный способ сушки – недорогой: он не требует специального дорогостоящего оборудования, однако он требует больших затрат труда, времени, больших площадей и не всегда обеспечивает хорошее качество сушки. Недостатком метода является возможное коробление бумаги и переплета, особенно при сильном увлажнении книг.

Как правило, пострадавшие документы удаляют из аварийного помещения. Но возможен вариант сушки фондов непосредственно в хранилище. Он применяется, если имело место лишь повышение относительной влажности воздуха в хранилище до 80–100% в течение длительного времени (например, вода не попала непосредственно на книги, но залит пол, и определенный уровень воды сохранялся несколько дней до ликвидации протечки или откачивания воды). Такая ситуация может возникнуть в подвальных помещениях вследствие подъема уровня грунтовых вод или при значительных протечках. Материалы, из которых состоит книга, впитывают воду, содержание влаги в них становится критическим, в результате чего может начаться рост плесени и происходит повреждение блока и переплета. В таких случаях эффективна сушка помещения и фондов, размещенных в нем, с помощью специального оборудования – осушительных агрегатов, вентиляторов и калориферов. Скорость сушки зависит от мощности оборудования. К сожалению, наличие осушительных агрегатов в библиотеке – это редкость, а не правило. Можно обратиться за помощью в организации, ими располагающие.

Надо учитывать сезонные и погодные условия. Зимой наружный воздух содержит малое количество влаги, и сушку помещения можно opганизовать, используя естественный приток воздуха извне (интенсивное проветривание), калориферы и вентиляторы. Летом такую технологию применять нельзя, надо обязательно использовать специальные осушители для поддержания необходимого значения относительной влажности (не выше 30–40%).

Сорбционно-конвективная сушка. Для сушки книг, замороженных в холодильных камерах, Санкт-Петербургский Центр экологической безопасности и Библиотека РАН разработали оригинальный метод сушки замороженных книг, который можно назвать сорбционно-конвективным. Данный метод сушки применяли при спасательных работах в Библиотеке РАН после пожара 1988 г., где оборудована сушильная камера.

Статья подготовлена при поддержке компании «ФасадКерамика». Если вы решили сделать ремонт в вашем доме или офисе, и не знаете где взять надежный и стильный облицовочные панели, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «ФасадКерамика». На сайте, расположенном по адресу http://www.termopaneli.ru/, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать качественные термопанели из пенополиуретана и пенополистирола по выгодным ценам. В компании «ФасадКерамика» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Процесс сорбционно-конвективной сушки протекает следующим образом. Замороженные книги, упакованные в так называемые «сорбционные бинты», размещаются на стеллажах в сушильной камере, которая оборудована калориферами и вытяжным вентилятором. Температура в камере поддерживается в пределах 39–49 °С, относительная влажность – 30–40%. Приток свежего воздуха – снаружи. Бинты изготовлены из хлопчатобумажного плотного материала, внутри которого находится сорбент (древесные опилки). Так как поверхность сорбента большая, то обеспечивается интенсивное испарение влаги из книг. При определенных режимах температура на поверхности документов значительно ниже, чем температура в камере. Сушка происходит в «мягких» условиях и длится в течение 7 дней.

Метод пригоден для сушки современных изданий в ледериновых и картонных переплетах, а также старых книг в кожаных переплетах при условии корректировки режимов сушки. Качество сушки удовлетворительное. Производительность камеры зависит от вида документов. Недостаток метода – возможное плесневение в случае высокой начальной зараженности документов жизнеспособными спорами грибов. Для предотвращения плесневения можно обработать антисептиком сорбционные бинты, провести фумигацию в процессе сушки.

Сушка токами высокой частоты (ТВЧ) осуществляется в специальных камерах. Документы помещают между двумя пластинами конденсатора, на которые подается переменное электрическое поле высокого напряжения. Под действием переменного поля полярные молекулы воды, являющиеся диполями, колеблются с высокой частотой, вызывая нагрев материала и испарение влаги. Камеры разработаны специально для архивов и установлены в РНБ, Библиотеке РАН. В настоящее время в РНБ камера ТВЧ систематически используется с целью дезинфекционной обработки документов. Производительность – 100–120 книг в смену. Процесс требует строгого соблюдения технологии, поэтому работать на установке должен обученный специалист.

Метод имеет ограничения – нельзя сушить книги с кожаными и пергаменными переплетами, имеющие металлическую фурнитуру и скрепки. Метод предназначен для влажных, но не мокрых документов (влажность бумаги не должна превышать 20%).

Вышеописанные методы сушки не являются оптимальными, но они более других доступны для большинства библиотек России.

Вакуумная сушка – высокопроизводительный способ, создающий мягкие условия сушки для бумаги, кожи и других материалов. Мокрые книги высушиваются в вакуумной камере путем парообразования при относительно небольшом вакууме (3–4 мм рт. ст.) и подогреве материала до 60–80 °С. Для сушки можно использовать промышленные камеры, которые есть на многих больших производствах. Однако следует учесть, что многие промышленные установки могут оказаться непригодны. Например, отсутствует подогрев. На первом этапе сушки материал прогревают до заданной температуры путем конвективного или радиационного подвода тепла, затем давление снижают и удаляют пары воды через вакуумную систему. При необходимости цикл повторяют. Во избежание коробления и деформации книг рекомендуется вложить в стопы книг металлические листы. Вместимость промышленных камер достигает 2–2,5 т книг. Длительность сушки зависит от количества книг и степени намокания и составляет от 8 часов до 1–2 суток. Качество сушки при соблюдении технологических режимов – хорошее.

Сублимационная сушка (сушка вымораживанием, лиофильная, криогенная). Сублимация – переход вещества из твердой фазы в газообразную, минуя жидкую. Процесс может осуществляться при атмосферном давлении и под вакуумом в охлаждаемых камерах. Зимой на территориях с холодным климатом можно организовать «естественную» сушку вымораживанием, но это процесс медленный (несколько недель). Если намокло несколько книг, то их можно высушить в морозильной камере бытового холодильника при –18 °С.

Вакуумная сублимационная сушка признана в мировой практике консервации наилучшим способом восстановительной сушки. Замороженный до –30 °С материал высушивают при глубоком вакууме ниже 0,1–0,2 мм рт. ст. Способ дорогостоящий, но дает блестящие результаты. Пригоден для любых документов, в том числе на мелованной бумаге. За рубежом имеются мобильные и стационарные установки вакуумной сублимационной сушки. К сожалению, для нас этот способ пока является экзотикой.

Конвективная сушка с постоянным осушением циркулирующего воздуха осуществляется при относительной влажности воздуха не выше 30–40%. Помещение или специальную камеру оборудуют агрегатами для осушения воздуха. Возможна установка калорифера для подогрева воздуха в камере. Влажный воздух проходит через осушитель, и его влагосодержание понижается. Например, в осушителе влажный воздух охлаждается испарителем-змеевиком морозильной камеры, водяные пары конденсируются; сухой холодный воздух подогревается и поступает в рабочий объем.

Способ экономичный, затраты энергии на 1 г удаленной влаги на 40–50% меньше, чем при сушке обычным конвективным способом. Агрегаты и установки для осушения воздуха различной производительности сейчас предлагаются для продажи и могут быть весьма полезными не только для сушки после аварии, но и для поддержания необходимого уровня влажности воздуха в помещениях. При организации сушки надо учитывать объем помещения, количество влаги в книгах и выбирать оборудование соответствующей производительности.

При выборе метода сушки следует придерживаться рекомендаций, основанных на индивидуальном подходе к документам различных групп:

Рукописи и архивные документы, карты следует высушить в течение первых 48 часов после намокания или заморозить. Рекомендуемые способы сушки – воздушная, путем прокладывания впитывающей бумагой, вакуумная, вакуумная с замораживанием.

Книги и документы на мелованной бумаге требуют повышенного внимания. Спасать их надо немедленно. Если невозможно приступить к сушке сразу, следует оставить их в воде или заморозить. Сушку осуществляют прокладыванием впитывающей бумагой через каждый лист, часто ее меняя. Другой эффективный метод – вакуумная сушка с замораживанием.

Документы с водонестойкими текстом или изображением, в том числе акварели, следует немедленно сушить или заморозить. Рекомендуется воздушная сушка на горизонтальных поверхностях с подложкой из впитывающей бумаги. Если рисунки в рамках, то их надо осторожно размонтировать, освободить от намокшей подложки.

Книги и тетради следует высушить не позже, чем через 48 часов после намокания или заморозить. Особого внимания требуют книги в кожаных переплетах. Сушить – методом воздушной сушки, конвективно-сорбционной, вакуумной и вакуумной с замораживанием.

Фотографические материалы требуют особой осторожности. Способ спасения зависит от вида фотодокумента:

а) Сырые коллодиевые фотографии (амбротипы, тинтипы, пантипы, сырые коллодиевые негативы, дагерротипы очень плохо сохраняются после намокания. Их надо сушить немедленно. Очень осторожно перемещать, так как стеклянная хрупкая основа легко повреждается механически. Сушить следует на воздухе, лицевой стороной вверх. Замораживать нельзя!

б) Фотографии на нитрооснове с растворимой в воде эмульсией сушат немедленно или замораживают. Мокрые фотографии нельзя промокать. Сушить на воздухе или методом вакуумной сушки с замораживанием.

в) Отпечатки, негативы начинают сушить не позже, чем через 24 часа. В первую очередь сушат цветные фотографии, потом черно-белые, потом негативы и слайды. До начала сушки их надо держать в холодной воде. Не следует прикасаться к слою эмульсии руками. Предпочтительнее всего воздушная сушка. Применять вакуумную сушку нельзя.

г) Рулоны микрофильмов надо высушить в первые 72 часа после намокания на оборудовании для промывки и сушки микрофильмов. До начала сушки хранить в мокром состоянии, не вынимая из коробок.

д) Фильмы следует высушить в первые 72 часа после намокания на оборудовании для промывки и сушки кинопленок. До сушки хранить в мокром состоянии в коробках.

е) Фотопластинки следует высушить в первые 48 часов после намокания или заморозить. Сушить на воздухе. До начала сушки не вынимать из контейнера.

ж) Микрофильмы в кассетах следует высушить в первые 72 часа после намокания или заморозить. Рекомендуется воздушная сушка. До начала сушки хранить мокрыми в контейнерах.

з) Диазофиши можно сушить в последнюю очередь. До сушки не вынимать из контейнеров и коробок. Способ сушки – воздушная.

Аудио-видео материалы:

а) Дискеты, звуковые и видеозаписи на дисках необходимо высушить в первые 48 часов после намокания. При работе держать за края. Не трогать поверхности руками. Сушить на воздухе.

в) Звуковые и видеоленты сушат на воздухе. При замораживании температура должна быть не ниже –10 °С.

Если поврежденные водой документы надо перевезти в другое учреждение для сушки или передать их в хладокомбинат для замораживания, их необходимо упаковать. Упаковка в пластиковые контейнеры представляется оптимальным вариантом: не надо перевязывать пачки, контейнеры легко моются и дезинфицируются. Приводим некоторые рекомендации по упаковке.

1. Рукописи и архивные документы лучше всего упаковать в крафт-бумагу или другую оберточную с нейтральным значением, проложив листы впитывающей бумаги между отдельными документами.

2. Карты, гравюры, плакаты с особым вниманием упаковывают в плоские невысокие ящики, пищевые подносы, используют полированную фанеру.

3. Акварели и другие документы с водонестойким текстом при упаковке в контейнеры необходимо прокладывать впитывающей бумагой. Если рисунки в рамках, то их надо осторожно размонтировать и освободить от подложки перед упаковкой.

4. Книги в кожаных переплетах при упаковке обертывают калькой, парафинированной или крафт-бумагой.

5. Сырые коллодиевые фотографии помещают на мягкие подложки.

6. Книги и брошюры (тетради) обертывают калькой, парафинированной или крафт-бумагой.

7. Дискеты и диски упаковывают в вертикальном положении.

2. Действия по организации и осуществлению сушки документов

Планируя действия по сушке документов, необходимо обратить внимание на следующее.

1. Какие виды сушки необходимо использовать для документов, хранящихся в Вашей библиотеке?

2. Какие виды сушки возможно осуществить в Вашей библиотеке?

3. Куда Вы можете обратиться за помощью?

4. Какие помещения ориентировочно Вы сможете выделить для сушки документов?

5. Имеются ли у Вас специальное оборудование и материалы или их необходимо приобрести, договориться о поставке?

Ответы на эти вопросы должны войти в план подготовительного периода.

Непосредственно перед началом сушки необходимо:

1. Вызвать сотрудника, ответственного за сушку документов; обычно он назначается заранее и входит в состав комиссии по ликвидации аварии.

2. Оценить объем пострадавших от воды фондов, их состав, ценность; отметить, из каких материалов состоит поврежденная коллекция. На основании полученных данных установить очередность спасения.

3. Решить, какие способы сушки будут использованы для спасения коллекции и где будет проводиться сушка (в библиотеке или за ее пределами).

4. Подготовить необходимые материалы:

– для очистки книг – ведра, губки, тряпки, воду, фильтровальную бумагу или газетную, специальную биоцидную бумагу, пылесосы;

– для упаковки – вощеная бумага или другой водостойкий материал для обертывания, пластиковые ящики, крафт-бумага, веревки, скотч;

– средства индивидуальной защиты и личной гигиены – перчатки, халаты, спецодежда, респираторы, моющие средства.

5. Проверить готовность и привести в рабочее состояние имеющееся оборудование – морозильные камеры, вентиляторы, кондиционеры, осушители, пылесосы, фены.

74. Подготовить помещение для сушки и кондиционирования книг – освободить от мебели, вымыть. Установить вентиляторы и калориферы, приборы контроля, столы и стеллажи для размещения документов.

8. Организовать бригаду, обеспечивающую круглосуточную сушку.

9. Разобрать и рассортировать поврежденные книги по приоритетности сушки, по виду материалов, по рекомендуемому способу сушки.

10. Организовать учет движения документов в процессе сушки.

Далее, в соответствии с выбранным методом сушки, приступить к ее осуществлению. В ходе сушки организовать постоянный контроль за процессом сушки и состоянием документов:

– поддерживать рекомендуемые температуру 38–40 °С, относительную влажность воздуха до 30% в помещении (производить замеры несколько раз в сутки, фиксировать в журнале и корректировать режим в зависимости от параметров);

– осуществлять надзор за состоянием воздушной среды с привлечением сотрудников санитарно-эпидемиологических служб, институтов охраны труда;

– ежедневно тщательно осматривать документы для визуального выявления признаков роста плесени;

– контролировать влажность документов с помощью специальных приборов или органолептически (если при прикосновении к бумаге она кажется холодной на ощупь, она вероятнее всего недосушена), заканчивать процесс сушки рекомендуется при достижении влажности бумаги 6–8% в зависимости от ее вида.

Желательно провести анализ воздушной среды на наличие вредных химических веществ, особенно в послепожарной ситуации.

Высушенные документы разместить в специальном помещении для кондиционирования и карантина. Температура в этом помещении должна поддерживаться около 18 °С, относительная влажность воздуха – 45%. Высушенные документы должны кондиционироваться в течение месяца. Осуществлять постоянный мониторинг их состояния.

Если состояние документов удовлетворительное, не наблюдается появления плесени или физических повреждений, возвратить их в хранилище на место постоянного хранения.

Для сушки в другом учреждении или передачи документов для замораживания в учреждения, имеющие морозильные камеры, надо действовать следующим образом:

– организовать систему учета и движения поврежденных документов;

– обеспечить безопасность перемещаемых документов;

– упаковать их в соответствии с рекомендациями, приведенными выше;

– перевезти поврежденные документы к месту сушки или замораживания;

– согласовать с производителем работ режимы сушки;

– поддерживать постоянную связь с производителем работ и следить по технологической документации за соблюдением режимов сушки и качеством работы;

– высушенные документы разместить в специальном помещении для кондиционирования и карантина, осуществлять мониторинг состояния документов, выдержать в этом помещении в течение 30 дней;

– если состояние документов удовлетворительное, не наблюдается появления плесени или физических повреждений, возвратить их в хранилище на место постоянного хранения.

КАК ЗАЩИТИТЬ ДОКУМЕНТЫ ОТ ПОРАЖЕНИЯ МИКРООРГАНИЗМАМИ

1. Что следует знать о развитии грибов на документах

В условиях архиво- и книгохранилищ одними из основных разрушителей бумаги являются микромицеты (микроскопические грибы, в быту называемые плесенью), для развития которых необходимы органические вещества. Мицелий микромицетов довольно однотипен по строению и чаще всего бесцветен, хотя бывает и окрашенным в светлые или темные тона. Он может быть воздушным, образуя над поверхностью субстрата (в данном случае – бумаги) возвышения в виде легко стирающихся налетов, и субстратным, проникающим вглубь.

Бумага является легкодоступным органическим источником углерода. Число микроорганизмов, способных разрушать бумагу, очень велико. Подвергаясь разложению микроорганизмами, целлюлоза растительных остатков и древесины попадает в почву и расщепляется до конечных продуктов окисления – CO2 и H2O. Но в условиях библиотеки эта способность микроорганизмов приносит огромный вред. Микромицетами поражаются переплетенные и непереплетенные документы, на бумаге и пергамене, рукописные книги и печатные издания. Микромицеты, обладающие специальными ферментами, способны за 2 месяца разрушить до 50% целлюлозы в бумаге.

В списке грибов, обитающих на бумаге и способных повреждать ее, зарегистрировано 288 видовых и 167 родовых названий. Из них около 40 видов микромицетов представляет для документов наибольшую опасность, так как они являются сильными целлюлозоразрушителями, вызывающими наиболее тяжелое поражение бумаги.

Помимо целлюлозной основы микромицеты используют в процессе своего развития проклеивающие и связующие вещества, имеющиеся в бумаге. Клеи, применяемые при реставрации документов, также являются потенциальным источником для развития микроорганизмов.

Значительное число видов микроскопических грибов, встречающихся на бумаге, могут играть роль возбудителей или участников развития грибковых болезней у человека. Наибольшая роль отводится грибам родов Aspergillus (24 вида, которые составляю 12% от общего числа выделенных культур) и Penicillium. Опасны для человека A. flavus, A. niger, A. nidulans, A. fumigatus. Поэтому участвующие в ликвидации последствий аварии или бедствия должны предпринимать элементарные меры защиты. Следует работать в респираторах, резиновых перчатках, халатах, косынках, шапочках.

Практический опыт работы с документами, поврежденными микромицетами, позволяет выделить три критерия или показателя, которыми можно одновременно охарактеризовать и оценить степень биоповреждения бумаги: интенсивность поражения, пигментация и потеря механической прочности. Именно по этим признакам выявляют поврежденные плесенью документы при профилактическом или поставарийном осмотре хранилищ.

Пигментация выражается в появлении на бумаге очень стойких и трудноудаляемых даже при отбеливании пятен (красных, желтых, темно-коричневых, бурых, черных и т. д.). Из грибов, развивающихся на бумаге, к пигментообразующим относятся 90 видов.

Потеря механической прочности. Самым губительным является разрушение волокна, в результате которого может быть полностью нарушена структура листа. Первые стадии поражения часто характеризуются даже некоторым упрочнением бумаги, связанным с проникновением мицелия в структуру листа при еще неразвернувшейся его биохимической деятельности. Далее, по мере развития микромицетов, идет процесс деструкции компонентов бумаги, сопровождающийся постепенным разрушением мицелия. Обычно при развитии микромицетов резко возрастает кислотность бумаги, причем выделяемые микромицетами кислоты остаются в бумаге и после гибели микромицетов. Высокая кислотность губительно действует на целлюлозу, делая бумагу хрупкой и ломкой. В то же время грибы уничтожают проклеивающие и связующие вещества, в результате она становится рыхлой, «ватной». Все вместе это приводит к резкому снижению прочности бумаги.

Степень поражения. Количество микроорганизмов на поверхности документов определяется в колонии образующих единицах (КОЕ/дм2), характеризующих число выросших колоний на твердой питательной среде (агаризованном сусле) в пересчете на квадратный дециметр поверхности. При нормальных условиях хранения эта величина составляет 4–12 КОЕ/дм2 на незапыленных документах, 12–72 КОЕ/дм2 – на сильно запыленных. При нарушении нормальных условий хранения на поверхности библиотечных материалов обычно обнаруживается 80–100 КОЕ/дм2. В случае выделения с поверхности документов подлежащих реставрации и имеющих видимое биоповреждение 12–50 КОЕ/дм2 дезинфекция не рекомендуется. При концентрации микроорганизмов 100–150 КОЕ/дм2 дезинфекция обязательна.

2. Защита документов от микроорганизмов

Необходимость в защите от микроорганизмов возникает, когда нарушен режим хранения документов или когда поражение обнаружено. Планируя действия на случай аварии, необходимо охарактеризовать различные виды защиты документов от воздействия микроорганизмов на разных этапах.

2.1. Защита в период профилактики

Обязательно создание и поддержание нормативного режима хранения, в том числе путем обеспыливания. В чистом, хорошо проветриваемом помещении с соответствующим климатом споры грибковой плесени размножаться не смогут.

Очень важно не допустить увеличения влажности. Установлено, что оптимальные условия для развития микромицетов создаются при относительной влажности воздуха выше 65%, хотя оптимум влажности для разных видов микромицетов различен.

На совсем мокрых или погруженных в воду документах плесень расти не будет, так как грибам в таких условиях недостаточно кислорода для развития. Рост может начаться на выступающих над водой поверхностях. Об этом необходимо помнить в момент аварии, но именно в послеаварийный период начинается активный рост микроорганизмов.

Важно правильно выдержать температурно-влажностный режим, так как определенное соотношение температуры и влажности может ускорить или замедлить развитие микромицетов.

Активному росту микромицетов на документах также способствуют различные загрязнения. В присутствии дополнительных источников питания микромицеты хорошо развиваются на бумаге всех видов, кроме заведомо биостойких, то есть обработанных специальными препаратами. Поэтому так важно соблюдать санитарно-гигиенический режим в фонде – не допускать загрязнения и немедленно выполнять очистку документов, если загрязнение все-таки произошло.

Для очистки поверхностей и воздуха используют агрегаты фирмы «Rainbow». Воздух фильтруется через воду или дезинфицирующий раствор, выходящая струя равномерно распределяется в объеме помещения, что уменьшает пылевые возмущения и создает в помещении комфортный климат. В мировой практике консервации агрегаты именно такого типа рекомендованы для обработки документов.

Испытания этих агрегатов в федеральном Центре консервации, фонде газет, фонде нот и звукозаписей РНБ, показали их высокую эффективность для обработки документов, пластинок, футляров и других объектов хранения, а также полок и стен в хранилищах.

В результате испытаний агрегата в газетном фонде установлено, что обработка снижает уровень зараженности документов плесневыми грибами в 7–10 раз.

2.2. Выявление поражения при обследовании фондов

Обнаружить очаг поражения можно в период профилактики или поставарийный при обследовании фондов. Обследование состояния документов и окружающей среды необходимо выполнить с обязательным участием специалистов микробиологов, причем желательно с опытом работы в области консервации документов. Визуальное обследование позволяет определить потенциально возможные очаги плесневения, а микробиологический анализ – наличие живых микроорганизмов, при обнаружении которых необходимо немедленно разработать план действий по обеззараживанию пораженных документов. Это обусловлено тем, что они представляют опасность для обслуживающего персонала и для самих документов. Кроме того, начавшийся рост может распространяться дальше, особенно при благоприятных для развития микромицетов условиях, то есть в случае аварии такие документы будут отнесены к группе риска.

Обязательную обработку проходят документы, которые длительное время – около 50–100 лет – не были в обращении и которые поступают в фонды при комплектовании из частных собраний, других библиотек, букинистических магазинов.

Известно, что иногда при всех предпринятых мерах предупреждения все же обнаруживаются зараженные плесенью объекты. Если в хранилище обеспечены надлежащие климатические условия, следовательно, причина – в повторном росте микромицетов старого очага заражения.

Если при обследовании обнаружено незначительное поражение малого числа документов, необходимо не только их обработать, но и потратить время на изучение микробиологического фона: выделить образцы культур, определить виды микромицетов и бактерий для определения степени их опасности и выбора дифференцированной обработки. В крупнейших библиотеках России (Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека, Библиотека Академии наук и др.) в университетах, медицинских институтах имеются специалисты микологи, к которым рекомендуется обратиться за помощью в выполнении микробиологического анализа.

Методы обработки поврежденных документов более подробно рассмотрены в следующих разделах.

2.3. Способы предотвращения развития микроорганизмов при обнаружении их в хранилищах

При правильных условиях хранения, в чистом, хорошо проветриваемом хранилище с соответствующим климатом споры грибов размножаться не могут. Но что делать, когда, несмотря на предпринятые меры предупреждения, обнаруживаются зараженные плесенью объекты? Какие принять срочные меры, какие применить эффективные и экономичные методы, чтобы обезвредить обнаруженную плесень?

При обнаружении массовых поражений (как правило, это бывает в поставарийный период) можно стерилизовать весь фонд или часть его, используя формалиновые газовые камеры. В Европе для этой цели используют гамма-облучение или дорогую окись этилена (обладающую канцерогенными свойствами). Иногда, встретив в хранилище значительное количество пораженных плесенью документов, проводят дезинфекционную обработку (то есть фумигацию) всего помещения. Естественно, что при этом обработке подвергаются и неповрежденные документы.

Такие радикальные меры не всегда оправданны. При наличии финансовых средств целесообразно пригласить специалистов для изучения микробиологического фона: выделить образцы культур, определить виды микромицетов и бактерий для определения степени их опасности, выполнить анализ микробиоты воздуха. Это позволит обеспечить дифференцированный подход к обработке документов в различной степени поврежденных микроорганизмами.

Если на поверхности материалов присутствуют живые микроорганизмы в концентрации, превышающей 80–100 КОЕ/дм2, то осуществляют дезинфекцию ручным способом прокладыванием между листами документов фильтровальной бумаги, пропитанной раствором биоцида.

До дезинфекционной обработки необходимо обязательное обеспыливание поврежденных документов ручным способом или с помощью пылесоса. Это позволит увеличить эффективность дезинфекции и предотвратить закрепление пыли и плесени на бумаге.

Обеззараживание документов из кожи и пергаемена выполняют ручным способом, применяя только раствор тимола (ГОСТ 7.50–90).

2.4. Защита с помощью биоцидов

С целью придания биостойкости неповрежденным материалам, ликвидации существующих и потенциальных очагов поражения микроорганизмами, непосредственной защиты бумаги, частей переплетов, других материалов, составляющих книги, стеллажей, коробок, футляров осуществляют обработку биоцидными препаратами.

В области консервации документов имеются два основных направления, пассивная и активная защита. Пассивная защита представляет собой экранирование химических групп и отдельных связей, наиболее быстро подвергающихся повреждению под действием ферментов грибов. Этого можно достигнуть посредством химической модификации целлюлозных волокон, когда они становятся менее доступными для микроорганизмов. Однако такая защита далеко не всегда предохраняет материал от обрастания. Активная защита заключается в использовании биоцидных препаратов, приводящих к гибели развивающихся на бумаге микроорганизмов-биодеструкторов.

Очень важен правильный выбор биоцидов. Существует огромное количество препаратов, способных ингибировать рост микроорганизмов, начиная от природных фитотоксинов и веществ микробного происхождения (антибиотиков) и кончая сложнейшими синтезированными органическими соединениями.

При выборе биоцидов для бумаги этот круг значительно сужается, так как к средствам, предназначенным и испытываемым для целей защиты документов, предъявляется много требований, обусловливающих диапазон их практической применимости. Среди этих требований можно выделить три основные: отсутствие токсичного действия на людей растворов биоцидов, используемых при обработке, способность длительно удерживаться бумагой и отсутствие отрицательного влияния на бумагу. Другие требования, которые обычно упоминаются при выборе препаратов, такие, например, как ингибирующее действие на ферментные системы микроорганизмов или растворимость в воде или этиловом спирте, уже входят в понятие биоцида для обработки бумаги. Ни один консерватор при выборе дезинфицирующего средства не остановится на химическом веществе, способствующем росту микроорганизмов или растворимом только в легковоспламеняющихся растворителях.

Первое требование включает в себя отсутствие у препарата отсутствие канцерогенного, тератогенного и аллергического действия в концентрациях, используемых при обработке.

Второе требование может быть выполнено либо за счет химического взаимодействия целлюлозы с препаратом без потери его защитных свойств, либо полной совместимостью с защищаемым материалом и равномерным распределением в нем.

Препарат не должен ухудшать основные свойства бумаги ни при его введении, ни при долговременном хранении обработанных биоцидом документов. Значения рН рабочих растворов биоцида должны находиться в области, близкой к нейтральной (около 7). Значения ниже 7 указывают на возможное снижение механической прочности сразу после введения биоцида или в процессе хранения; влагопоглощение биоцида должно быть не ниже, чем у защищаемых материалов, биоцид должен быть бесцветными и не снижать белизну бумаги документа.

Несмотря на большой выбор биоцидных препаратов, такие специфические требования ограничивают применение многих из них. В связи с этим в настоящее время невозможно рекомендовать единственное универсальное средство для защиты документов. Для дезинфекции используют и формалин, и тимол, которые применялись еще в 30-е годы, и вновь синтезированные вещества.

Например, когда приходится выбирать между патогенным и аллергенным действиями микроскопических грибов и сравнительно невысокой токсичностью биоцида, следует сделать выбор в пользу последнего. Или если необходимо обработать большое количество папок, футляров (контейнеров) при отсутствии вентиляции и средств индивидуальной защиты, следует отдать предпочтение препаратам из класса четвертичных аммониевых соединений, применяемым в медицине. Четвертичные аммониевые соединения практически безвредны для человека, но могут снизить прочность картона, из которого изготовлены контейнеры. Чтобы рекомендовать препарат в качестве биоцида для обработки документов, необходимо знать его минимальную биоцидную концентрацию и все основные физико-механические свойства бумаги, обработанной биоцидом, в процессе искусственного старения.

В условиях библиотек обработка документов может осуществляться в камере упрощенного типа объемом 0,4 м3 при концентрации препарата приблизительно 46 г/м3 и производительности в среднем 120 документов в день. Расчеты, проведенные на основе экспериментальных данных по обработке документов в пилотных камерах для обеззараживания, показали что к массовой камерной обработке следует прибегать только в экстренных случаях. При обработке книг, на которых имеется живая плесень, в камере парами формальдегида (концентрация формалина 2 г/м3, температура 40 °С, продолжительность экспозиции 24 часа) про исходит гибель 100% микроорганизмов только на поверхности, а внутри, между листами – лишь 50%.

Однако после массовой дезинфекции книг даже через три года концентрация формальдегида в воздухе книгохранилищ в 2–3 раза превышает ПДК для рабочих зон химических предприятий. Кроме того, стоимость такой массовой обработки очень высока (около 20 рублей за один документ массой около 1 кг), а после дезинфекции документы необходимо дополнительно протирать.

В связи с тем, что обработка формалином поврежденных микроорганизмами книг является, безусловно, опасной для персонала, представляет интерес замена формалина менее токсичными биоцидами, обладающими достаточно эффективным воздействием на микрофлору.

В ФЦКБФ в течение 1995 г. выполнены исследования с препаратом метатин GT Швейцарской фирмы ACIMA. Продукция этой фирмы нашла применение в практике консервации, в частности, в Германии.

Наши эксперименты показали, что метатин GT не снижает белизну и механические свойства бумаги ни сразу после введения, ни после длительного искусственного тепло-влажностного старения. Концентрация метатина GT, при которой происходит 100%-я гибель спор и вегетативного мицелия, – 0,5–1,0%, что в 2–4 раза ниже, чем формалина. Метатин GT относится к веществам низкой токсичности по международным стандартам, что соответствует приблизительно IV классу опасности и VI классу токсичности по российским стандартам (на уровне поваренной соли и аскорбиновой кислоты). Метатин GT представляет собой жидкость светло-желтого цвета, растворимую в воде, без запаха. Никаких негативных проявлений при работе с метатином замечено не было.

Инструкция по применению метатина разработана в ФЦКБФ и успешно используется.

2.5. Меры по защите фондов от развития микроорганизмов после аварии

В поставарийный период необходимо:

– высушить документы;

– выявить пораженные микроорганизмами документы и осуществить их дезинфекционную обработку;

– осуществить дезинфекционную обработку полок, стеллажей, пола и стен хранилищ.

После дезинфекционной обработки необходимо предпринимать следующие меры:

– обязательное просушивание документов тепловентилятором для удаления оставшейся влаги;

– маркировку сильно поврежденных внутри и поврежденных только снаружи документов специальными маркировочными лентами разных цветов;

– контроль температурно-влажностного и светового режимов хранения документов;

– периодический просмотр и биотестирование различных участков поверхности документов для своевременного обнаружения возможного вторичного развития микромицетов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Всероссийский семинар «Безопасность библиотек и библиотечных фондов»: Сб. информ. материалов для участников семинара / РНБ. СПб., 1997. 87 с.

Добрусина С.А., Чернина Е.С. Аварии в библиотеке – как спасать фонды // Материалы Всерос. семинара «Проблемы безопасности библиотек и библиотечных фондов» / РНБ. СПб., 1997. С. 93–100.

Добрусина С.А., Чернина Е.С. Научные основы консервации документов / РНБ. СПб., 1993. 126 с.

Консервация и реставрация книг: Метод, рекомендации / ВГБИЛ. М., 1987. 211 с.

Материалы международного обучающего семинара «Библиотеки и архивы в экстремальных ситуациях», 2–6 октября 1995 г. (Санкт-Петербург–г. Пушкин). СПб.: Нотабене, 1996. 127 с. (Сохранность культурного наследия: Наука и практика) / ЛКРД РАН; Вып. 1)

Нюкша Ю.П. Биологическое повреждение бумаги и книг / Б-ка РАН. СПб., 1994. 233 с.

Новый способ сушки фондов, поврежденных водой / О.А. Громов, В.К. Донченко, А.И. Калинин, В.П. Соколов // Тез. докл. на междунар. семинаре «Стихийные бедствия и спасение культурных ценностей». Л., 1990. С. 7.

Основные правила хранения и использования библиотечных фондов, разработанные ИФЛА / Пер. с англ. Под ред. Г.А. Кисловской, Р.М. Сальниковой. М.: Рудомино, 1999. 72 с.

Планирование действий в библиотеке на случай аварийной ситуации: Подгот. для Секции сохранности и консервации ИФЛА. М.: Скепастиану, Дж. И. Уиффин / Пер. с англ.; РНБ. СПб., 1997. 14 с.

Пат. на изобрет. № 2144168 RU МПК F26 В3/06, F26 В5/16. Способ восстановления поврежденных влагой волокнистых материалов органического происхождения и изделий из них / А.И. Калинин, Э.Н. Зигаленко, В.К. Донченко, Н.В. Воронов – № 94033143; Заявлено 07.09.1994; Приоритет 07.09.1994 // Опубл. 10.01.2000. Бюл. № 1. Ч. II.

Проблемы сохранности книжных фондов: Сб. науч. тр. / БАН Л., 1989. 179 с.

Профилактика биоповреждений библиотечных материалов: Метод рекомендации / ГБЛ; Сост.: З.П. Дворяшина, Н.В. Мантуровская. М., 1987. 18 с.

Режим хранения библиотечных фондов: Метод, рекомендации для обл. и краев. б-к РСФСР / ГПБ; Сост. Ю.П. Нюкша. Л., 1987. 37 с.

Рекомендации по сохранению документов в библиотеках высших учебных заведений Российской Федерации / Сост. З.П. Дворяшина; Под ред. В.З. Григорьевой, Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1996. 17 с.

Сохранение библиотечных и архивных материалов (руководство) / Пер с англ.; Под ред. Ш. Огден. СПб.: Европейский дом, 1998. 257 с.

 

Содержание

Введение

С чего начать

Как распределить обязанности

Как обследовать фонды для выявления документов приоритетного спасения

Как оценить ущерб, причиненный бедствием, и наметить пути восстановления фонда

Как подготовиться к сушке документов

Как защитить документы от поражения микроорганизмами

Список литературы

___________________

1 Стилистика, орфография и пунктуация оригинала сохранены полностью.

2 План действий на случай аварии в библиотеке должен быть конкретным, четким и лаконичным, он охватывает все этапы планирования на каждый возможный случай бедствия и представляет собой действующий инструктивный материал, составленный применительно к данной библиотеке. Во введении необходимо описать техническое состояние библиотеки, указать на возможные аварийные ситуации. Далее привести подробный перечень действий на каждом этапе работы по профилактике бедствия, подготовке к нему, действиям при аварии и в поставарийный период. Прилагается необходимая справочная документация. Копии плана и документации размещают отдельно от оригинала.

3 В данной работе сделана попытка дать общее представление только об ущербе, причиненном документам. Ущерб, причиненный зданию, помещениям для хранения, коммуникациям, не рассматривается.

4 Пункта 6 нет в оригинале (Ред.).

TopList