КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Литературный странник

Марина Ивашина

Осенние странствия

Современный круг чтения*

Мы обещали познакомить вас с книгами в «осенних обложках». Шелестите листьями, читайте и странствуйте.

Семь  странствий  сезона

событие сезона

сказки сезона

персона сезона

персонаж сезона

мистификация сезона

команда сезона

триллер сезона

Читать модно, посещать библиотеку престижно!

Слоган фестиваля «Миры чтения»

Читай, и ты полетишь.

Пауло Коэльо

Марина Вячеславовна
Ивашина

ученый секретарь Свердловской областной библиотеки для детей и юношества

Магическое число 7 характеризует общую идею вселенной, полный состав пантеона, число сказочных героев, число дней недели, количество цветов спектра, тонов в музыке, основных запахов стереохимической теории, константу, определяющую объем человеческой памяти и т.п. (Дж.Миллер)

Всем тем, кто сетует, что читать абсолютно нечего, и тем, кто привык следить за новинками, представляем 7 главных сюжетов и персонажей книжно-литературной жизни осеннего сезона 2005 года. Все представленные книги появились на книжном рынке осенью и заняли ведущие места в разнообразных рейтингах. Было бы обидно не заметить их, пропустить, пройти мимо. Разумеется, это наша версия. Вы не согласны? Мы оставили несколько страничек свободными специально для Вас. Примите участие в нашем рейтинге: назовите самые значительные события, самые интересные (неожиданные или давно ожидаемые, в том числе и дискуссионные) книги или публикации, самых ярких персонажей. Вместе мы представим Круг современного чтения.

При работе над «Литературным странником» были использованы материалы сентябрьских, октябрьских и ноябрьских выпусков «Книжного обозрения», «Книжной витрины», «Независимой газеты», «Ex libris НГ», «Литературной газеты», «Московских новостей», «У книжной полки»; экспертные заключения, интервью, рейтинги П.Басинского, А.Гаврилова, П.Дейниченко, О.Кадикиной, И.Канунниковой, К.Мару, К.Мильчина К.Молдавской, М.Петровой, М.Порядиной, Я.Шенкмана, А.Яковлева; сетевые ресурсы: http://www.azbooka.ru; http://www.gazeta.ru; http://www.library.ru; http://www.rg.ru; http://www.ozon.ru; http://www.sferamm.ru; http://www.vagrius.ru.

Вашим проводником в литературных странствиях по страницам книг, периодики, вебсайтам будет Марина Ивашина.

Странствие 1. Событие сезона

Иванов А. Золото бунта, или Вниз по реке теснин / Алексей Иванов. – М. : Азбука-классика, 2005. – 704 с.

Мир Алексея Иванова в новом романе прочен, как скалы-бойцы над рекой Чусовой. Это крепкий мужской мир с мужскими словами и поступками. Об этой России в самом деле почти ничего неизвестно.

На XVIII Московской международной книжной ярмарке (сентябрь, 2005) роман «Золото бунта» молодого пермского писателя, автора нашумевших книг «Сердце Пармы» и «Географ глобус пропил», был представлен как «роман века». И хотя он посвящен событиям, происходившим на Урале более 200 лет назад, писатель уверяет, что он пишет не «про историю». Это только формат для тех мыслей, которые актуальны именно для него и именно сейчас.

В конце XVIII века, вскоре после разгрома пугачевского восстания, на Урале ищут «царскую казну», вывезенную пугачевцами из осажденного Оренбурга. Казну спрятал отец молодого сплавщика Остафия Перехода. Он погиб при загадочных обстоятельствах, и его посмертно обвинили в краже казны. Осташа становится изгоем, попадает в почти безвыходные ситуации, из которых с честью выходит, потому что его берегут уральские языческие духи. Эротика в повествовании не чрезмерна, но колоритна и экзотична.

Язык романа своеобразен, в нем много этнографических словечек и кораблестроительных терминов. Однако манера письма молодого писателя завораживает.

Подлинный рейтинг литературы сегодня проверяется не только читательским спросом, но и режиссерской и продюсерской востребованностью в качестве основы для сериалов. Алексей Сидоров, снявший нашумевшую «Бригаду», нацелился именно на А.Иванова – кроме «Золота бунта» выбор пал и на его предыдущий историко-мистико-приключенческий роман «Сердце Пармы».

Странствие 2. Сказки сезона

Петрушевская Л. Город Света : волшебные истории / Людмила Петрушевская. – СПб. : Амфора, 2005. – 319 с.

Людмила Петрушевская вспоминает, как с детства «спала среди книг, прятала их под подушкой, раскладывала по одеялу, по полу, у кровати. На стуле рядом. Ела среди книг. Ехала с книгой, шла по улице, вперившись в страницу... Затем перекочевала в детскую библиотеку им. М.В.Ломоносова, в этот тайный опиумный притон сложившихся, отпетых читак». Наверное, поэтому и в ее сказках, где посвященные могут снимать слоями смысл за смыслом, чувствуются и многовековые пласты культуры, и сиюминутное поверх вечного.

Сказки с виду похожи на обычные волшебные. В «Городе Света» есть все: реальность и фантастика, бытовое описание не сложившейся жизни и переключение на иные миры. Мальчик Кузя, колдуны, феи. Ужасы, приключения, злодеи с чужой планеты.

Сталкиваются две противоборствующие силы: Фея Сирени, стремящаяся творить добро на Земле, и колдун Топор, прибывающий с планеты Черной Грязи, чтобы устроить «полный тарарам, беспредел, кошмар и головотяпство». Каждый ищет помощников, но у феи Сирени их мало, они вялы и не способны на решительные поступки. Только мальчик Кузя, слишком добрый и «туго соображающий, несмотря на свои 4 года» (поскольку раздаривает всем свои игрушки, велосипед и мороженое), дает ей добрую энергию, когда она остается без волшебных сил.

«Город Света» еще раз подтвердил очевидную тенденцию: на свет появилась новая русская сказка (А.Кабаков «Московские сказки», М.Вишневецкая «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др.). Началась массированная атака этого жанра. Сегодня, когда бури стали стихать, и жизнь в современных условиях стала казаться возможной, возникла необходимость создания новой мифологии – цельного и органичного представления общества о времени и о себе. Отсюда и растущий спрос на новые русские сказки.

Странствие 3. Персона сезона

Пелевин В. Relics. Раннее и неизданное / Виктор Пелевин. – М. : ЭКСМО, 2005. – 352 с.

Мало кто из современных русских писателей может похвастаться такой популярностью, как Виктор Пелевин. И таким количеством слухов вокруг своего имени. И все потому, что на светских мероприятиях он не появляется, фотографировать себя не разрешает, интервью практически не дает, в России проживает 2–3 месяца в году.

Relics (от англ, relic – остаток) – это сборник ранних произведений писателя. Пелевин, как всегда, оригинален – не только в своем творчестве, но и в его преподнесении читателю: содержание книги повторяет хронологию событий, произошедших с Россией на стыке XX–XXI веков. В сборнике немного новых текстов. Но, перечитывая старые, сегодня видишь их иными глазами. В них много новых смыслов, они как бы переворачиваются во времени, делаясь совершенно другими при внешней неизменности.

Реальность в его рассказах, как всегда, фантасмагорична, комична и жутковата.

В первом рассказе «Колдун Игнат и люди» мужики, пришедшие убить колдуна «всем миром», видят его растворяющимся в воздухе и узнают, что «мир давно убит своими собственными колдунами».

В заключительном рассказе «Who by fire» новый русский князь (крутой, как Эльбрус: у него свой самолет – не боинг, «как у какого-нибудь пошлого араба», «а нормальный А-320») целый месяц вынашивает замысел овладения американской Свободой (это единственное, чего ему не хватает для полного упоения своим могуществом). Пусть пока не в прямом смысле, а чисто символически – в образе девушки, загримированной под статую Свободы. Для обольщения он использует не только модный парик, но и целую команду суфлеров-специалистов с электронной связью, обеспечивающих живое, остроумное, интеллектуальное общение и желанный финал. Эпиграф к рассказу – строчка из Леонарда Коэна предрекает: «Древний западный обычай будет разрушен...» Что ж, посмотрим...

Странствие 4. Персонаж сезона

Гиваргизов А. Записки выдающегося двоечника : сб. рассказов / Артур Гиваргизов ; ил. Е. Блиновой. – М. : Эгмонт Россия Лтд., 2005. – 144 с.

Над этой книгой, похожей на школьную тетрадку «на пружинках» с ребячьими рисунками-почеркушками на полях и ироничными рассказами в 3–4 абзаца, будут хохотать и дети, и взрослые (хотя взрослым, узнавшим себя или знакомую ситуацию, может быть, станет и не до смеха).

Артур Гиваргизов в детстве собирался «стать американцем», а стал «ужасно непедагогичным» учителем музыки, сумевшим подсмотреть в жизни и разыграть в воображении тысячи остроумных сюжетов, смешных и грустных одновременно.

Опубликованные в журналах «Сатирикон», «Колобок и 2 жирафа», сборнике «Классики», его рассказы и стихи воспринимались как народные – школьный фольклор. Два года назад, после вручения премии «Алые паруса» за первый сборник рассказов «Со шкафом на велосипеде», он проснулся знаменитым. А у него рассказов, стихов и пьес еще на 10 книжек. Так что вечная слава ему обеспечена.

На страницах новой книжки живут невероятные и одновременно достоверные персонажи: выдающийся двоечник-философ Сережа Гаврилов, трижды ученик 4-го класса «Б» и искусный мастер гравировки шпаргалок на рисовом зернышке, по поручению директора выступающий на педсовете с докладом «Почему дети не хотят учиться и не делают уроки». Мальчик Коля, которого все называли не просто Коля, а «очень способный мальчик Коля», терпеливо воспитывающий своих родителей и бабушку с дедушкой. Учительница Вера Петровна, ностальгически вспоминающая, как «50 лет назад – во 2-м классе они с Элкой делали подкоп под ювелирный завод». И еще Зубов, Кутузов, отличница Сереберцева и другие. Но главный персонаж книги – сам автор – тонкий, остроумный, искусно сумевший вовлечь абсолютно разных людей в свою ироничную игру, позволяющую взглянуть на себя и свои проблемы со стороны.

Странствие 5. Мистификация сезона

Грошек И. Файф / Иржи Грошек. – СПб. : Азбука-классика, 2005. – 304 с.

Не так давно на литературном Олимпе появилась новая фигура, породившая массу дискуссий. Вышедшие в 2001–2002 гг. в издательстве «Азбука» два романа «Легкий завтрак в тени некрополя» и «Реставрация обеда» никому не известного тогда автора стали бестселлерами, хотя многие уже тогда выражали сомнение в подлинности имени «Иржи Грошек». Наконец, вышел новый роман «Файф», который завершает трилогию.

Действие двух первых романов разворачивалось в Праге–Риме. В «Файфе» герой живет в России, Санкт-Петербурге, поскольку «в недрах России могли происходить нереальные события, которые возникали вследствие одного обстоятельства – что «дело было в России».

Иржи Грошек – прекрасный рассказчик и искусно переносит действие то в XV век, рассказывая о приключениях Поджо Браччолини, то в библиотеку города Мценска.

Одна из характерных черт его книг – двуплановость изображения, они легко читаются, однако их трудно причислить к определенному жанру или течению. Сам автор определяет свой стиль, в котором он является классиком и законодателем мод как «подлинное безобразие», потому что находится в вечном поиске – как можно еще распорядиться кириллицей: «посадить предложение, скрестить его с абзацем и вырастить роман».

Кто же такой Иржи Грошек – «известный чешский литературный критик и кинематографист»? Псевдоним таинственного писателя пока еще не раскрыт. Но инкогнито постепенно выходит из тени, мистификация рассеивается. Сомнений в его «русскости» практически не остается. Он обладает удивительным чувством языка: слова в романе сцепляются в уморительные перлы и норовят стать афоризмами. Его тексты смешат, интригуют, захватывают, удивляют. А, что касается имени, то мы его, наверное, скоро узнаем.

Странствие 6. Команда сезона

Лу Э. У : роман / Эрленд Лу. – СПб. : Азбука-классика, 2005.– 416 с.

На литературной карте Норвегии для не продвинутого читателя – сплошные белые пятна. Но литература там существует, и ей есть чем гордиться.

Эрленд Лу прославился благодаря роману «Наивно. Супер» (1996). Он из тех, кого принято считать культовыми и знаковыми для двадцатилетних-тридцатилетних. Ряд выстраивается такой: Лу, Коупленд, Мураками, Пелевин. «Наивно. Супер», «Поколение X», «Охота на овец», «Generation P». Собирательный герой этих текстов и будет, если вдуматься, героем нашего времени.

У одного из персонажей романа Эрленда появилась своя географическо-историческая гипотеза покруче, чем у Тура Хейердала (напомним, что Тур Хейердал пересек на бальсовом плоту Тихий океан, чтобы доказать свою революционную теорию о том, что полинезийские острова заселялись приезжими из Южной Америки). Он хочет доказать, что полинезийцы добрались до своей Полинезии на коньках в ледниковый период.

Поэтому Эрленд вместе со своими приятелями, такими же веселыми обалдуями, как он сам, отправляется в Полинезию (не на плоту, а на самолете), чтобы найти доказательства своей теории – легендарные коньки. А вся Норвегия напряженно следит за их похождениями приключениями в стиле «Пляжа» Алекса Гарленда или популярного мультфильма «Мадагаскар». Только персонажи – доморощенные философы не только не способны к жизни на диком побережье, но и не приспособлены к жизни как таковой.

Э.Лу пишет о поколении родившихся после 1970-х годов, которое не сталкивалось ни с какими серьезными проблемами, жило в спокойном и стабильном обществе и поэтому «зажралось и избаловалось, и вкусы автоматически упростились – понадобились комфортные и легкие книги, фильмы».

Странствие 7. Триллер сезона

Шелдон С. Ты боишься темноты? / Сидни Шелдон ; пер. с англ. Т. А. Перцевой. – М. : ACT МОСКВА, 2005. – 317 с. – (The International Bestseller).

Каждый роман Сидни Шелдона – остросюжетный коктейль из детектива, триллера и мелодрамы. Поэтому у него столько поклонников во всех странах мира, тираж его романов – 300 млн экз., по его сценариям снято более 20 фильмов.

Череда несчастных случаев в разных странах мира, жертвами которых становятся известные ученые корпорации «Кингсли Интернэшнл групп» и их близкие, привлекает внимание Интерпола. Случайно уцелели жены двоих ученых – Келли Харрис, чернокожая красавица супермодель, и Дайана Стивене, художница. Они начинают собственное расследование, вступая в опасную игру со смертью и одержимым роковой страстью Таннером Кингсли, главой «Кингсли Интернэшнл групп». Совсем близко подбираются они к тайне страшного изобретения...

Толчок жутковатой фантазии известного мэтра триллера дали погодные катастрофы, происходившие в разных точках земного шара с 80-х годов прошлого века, а также возможность управлять погодой, которую получили сегодня две сверхдержавы – США и Россия. «Погода – самая могучая из всех известных нам сил. Тот, кто управляет ею, способен расшатать мировую экономику постоянными ливнями, ураганами или торнадо, уничтожить урожай засухами, вызвать землетрясения, ураганы и цунами, закрыть аэропорты по всему миру и полностью разрушить военные полигоны противника». Эти идеи легли в основу создания суперкомпьютера «Прима», управляющего погодой.

Кто-то находит в триллерах лекарство от скуки, а кто-то, наоборот, от фобий и страхов. И неважно, что, по законам жанра, персонажи часто кажутся «картонными» и выкрашенными слишком яркими красками без всяких нюансов и полутонов. В любом случае, мы берем в руки подобные книги, потому что хотим убедиться, что любовь всегда побеждает. Должно быть, эта магия и заставляет нас читать Шелдона.

________________

* Зимние, весенние и летние странствия читайте, пожалуйста, в № 06, 12, 22–2005.

TopList