РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Мария Андреева, Марина Короткова

Лицейское братство

Материалы к проведению Дня лицеиста

Мария Сергеевна Андреева
методист Научно-методического центра Восточного окружного управления образования
Москва

Марина Петровна Короткова
зав. библиотекой Центра развития творчества детей и юношества им. А.В.Косарева
Москва

Все тот же прежний дух Лицея,
Добром и честью пламенея,
Горит в сердцах его детей.
Всегда питомец был Лицея
С высоко поднятым челом.
И не запятнано и чисто
Все так же имя лицеиста
От прошлых лет до наших дней,
И те же узы дорогие
Связали курсы всех годов!

Коллегия Московского департамента образования в 1996 году, отмечая положительную деятельность московских лицеев, постановила: «Одобрить и продолжить практику проведения традиционного праздника «ДЕНЬ ЛИЦЕИСТА».

С каждым годом в Москве растет число лицеев и гимназий, во многих образовательных учреждениях открыты лицейские и гимназические классы.

Лицей – одно из древнейших учебных заведений, имеет свою славную историю. Все помнят Царскосельский лицей и его известных воспитанников:

Все бы жить, как в оны дни,
Все бы жить – легко и смело.
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви.
И, подобно лицеистам,
Собираться у огня
В октябре багрянолистном
Девятнадцатого дня.

Ю. Ким. «19 октября»*

_______________________

* Ким Ю. Летучий ковер: Песни для театра и кино. – М.: Киноцентр, 1990. – С. 176.

Есть какое-то чувство родства между пушкинскими лицеистами и нами, несмотря на эпохи, разделяющие нас. И недаром 19 октября стало чем-то живым не только для Пушкина и его друзей, но и для нас.

А все-таки было бы хорошо,
Чтобы в людях жила отвага,
Чтобы каждый по городу гордо шел,
А сбоку сверкала шпага.
Тогда б не бросали на ветер слов
Без должного основания,
И стало б поменьше клеветников,
Болтающих на собраниях.
А совесть и гордость имели бы все,
И, сдержанный блеском шпаги,
Никто бы без очереди не лез,
Тыча свои бумаги.
Как сладко за подленькое словцо,
За лживую опечатку
Врагу в перекошенное лицо
Надменно швырнуть перчатку!
Тогда б, если надо, то каждый смог,
Ворвавшись в дверь без доклада,
С обидчиком честно скрестить клинок
И твердость мужского взгляда.

19 октября 1811 года – День открытия Царскосельского лицея – стал днем доверия и дружбы, искренности и понимания. И потому мы говорим вам: «С праздником вас! С днем открытых сердец!!!»

Давайте перенесемся в те времена, когда зарождались первые лицеи в России.

Что такое Лицей?

Слово «лицей» происходит от греческого «ликей» или «ликейон» – древнегреческая школа в Афинах, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и существовавшая около восьми столетий. Свое название она получила от храма Аполлона Ликейского, возле которого и размещалась. Аристотель руководил лицеем до 323 года до н.э., потом его возглавил его друг и ученик Теофраст. Античный термин «ликейон» возродился во Франции в конце XVIII века для обозначения нового типа высших общественных школ. В 1781 году в Париже этим древним наименованием был назван первый университет «для светских людей».

Позже лицеи как учебные заведения появились во многих странах Западной Европы. В России это были привилегированные заведения для детей дворян. Перед ними ставилась задача подготовить высших государственных чиновников для всех ведомств.

Первый в России лицей был открыт в 1811 году в Царском Селе.

В 1834 году был организован лицей в городе Нежине, где учился Н.В.Гоголь. Потом они появились в Москве, Одессе (Ришельевский), Ярославле (Демидовский – здесь преподавателем некоторое время работал К.Д.Ушинский) и в других городах России.

Открытие Царскосельского лицея и первые лицеисты

В четверг, 19 октября 1811 года в Екатерининском дворце Царского Села состоялось торжественное открытие лицея. Присутствовали: царь Александр I, царская семья, члены Государственного Совета, министры, придворные. На открытии лицея выступили директор В.Ф.Малиновский и профессор А.П.Куницын. Речь А.П.Куницына называлась «Наставление воспитанникам». А воспитанники – это 30 мальчиков 11–12 лет из дворянских семей, среди них: А.Пушкин, И.Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер, А.Горчаков, Ф.Матюшкин, К.Данзас и другие.

Впоследствии А.С.Пушкин, вспоминая открытие лицея, писал:

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли.
И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

В стенах лицея воспитанники провели шесть лет, дальнейшая судьба их сложилась по-разному. Об этом можно узнать из многочисленных книг и статей, посвященных первому лицейскому выпуску.

Царское село.  Детское село. Пушкино

Так называлось в разное время небольшое дачное место под Санкт-Петербургом. Памятник архитектурного и садово-паркового искусства XVIII–XIX веков. В 1718–1724 годах был сооружен небольшой каменный дворец, «средний дом», как его потом называли. Впоследствии появились и другие постройки. В 1752–1756 годах В.Растрелли объединил все отдельные части здания в единый ансамбль – Большой екатерининский дворец, надстроив галерею и соорудив парадную лестницу.

Корпус лицея был построен в 1788–1792 годах архитектором И.Нееловым и перестроен в 1811 году архитектором В.Стасовым. К дворцу примыкал большой парк. Еще в 1720–1721 годах Я.Розен устроил «Старый сад», созданный по строго геометрическому плану, его украсили итальянскими статуями. С другой стороны дворца в 1718 году был устроен Зверинец. В 1745 году началось строительство «Нового сада», окруженного каналом. А во второй половине XVIII века был создан «Английский сад» с «Большим лугом». В XIX веке «Старый сад» и «Английский сад» были объединены под общим названием Екатерининского парка, а «Новый сад» и Зверинец получили название Александровского парка.

В парках Царского Села располагались многочисленные павильоны, декоративные сооружения и скульптуры. Среди них – Грот (архитектор В.Растрелли), Концертный зал (архитектор Дж.Кваренги), памятники в честь победы русской армии и флота, например, Чесменская колонна (архитектор А.Ринальди), Ворота с надписью: «Любезным моим сослуживцам» (архитектор В.Стасов), в 1810 году установлена статуя П.Соколова «Девушка с кувшином», воспетая впоследствии А.С.Пушкиным.

В 1837 году из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск была проведена первая в России железная дорога. В 1900 году в Александровском саду установлен памятник А.С.Пушкину (архитектор Р.Бах). В 1944 году в здании лицея был открыт мемориальный музей «Царскосельский лицей».

Лицей после Пушкина

Долгое время о Царскосельском лицее упоминалось только в связи с именем А.С.Пушкина. Между тем лицей просуществовал 107 лет (1811–1918) и всего выпустил 74 курса.

Первый выпуск лицея был особо примечателен – ведь в ту пору учились А.С.Пушкин и его друзья. А всего лицей выпустил около двух тысяч человек, в том числе писателей, государственных деятелей, ученых.

Во все годы существования лицея устав предписывал принимать в него «только отличнейших детей» и «не иначе как по предварительному испытанию их в знаниях». В 1838 году таким учеником, успешно сдавшим экзамены, был М.Е.Салтыков. К этому времени жизнь лицеистов очень изменилась, находилась под строгим контролем царя и военных чинов. Лицей должен был, по словам Салтыкова, «только готовить чиновников». Здесь был установлен жесткий режим, ликвидированы отдельные комнаты для лицеистов, прогулки
в парке строго ограничивались в пространстве. Была разработана система наказаний, карали за любые отклонения от нормы: от стандарта в одежде до поведения и характера занятий. Расстегнута, например, пуговица на куртке – выговор наедине. Читаешь что-то непрограммное – выговор перед строем. А если вдруг сам попробуешь что-то написать – новые лишения: от выговора до карцера.

В письмах к своей тетеньке Миша Салтыков писал: «Тщетно я прятал стихи в рукав куртки, в голенище сапога, везде их находили. Поймают один раз – в угол носом, поймают другой раз – без обеда, поймают
в третий – в карцер (маленькая темная треугольная комнатка, пахнущая потом и мышами)».

Но в лицее все же сохранился пушкинский дух, и потому на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им считался Михаил Салтыков, его стихи уже тогда печатались в толстых журналах, и первым было опубликовано стихотворение «Лира». Благоговение перед памятью Пушкина вылилось у юноши Салтыкова в такие явно подражательные строки:

На русском Парнасе есть лира;
Струнами ее – солнца лучи;
Их звукам внимает полмира;
Пред ними сам гром замолчи!

Товарищи по лире – будущие «помпадуры», как окрестил их Салтыков, – называли его «умник». Прозвище это было далеко не почетным, а как бы отражало настроение, господствующее в обществе, не любившем умников. Прозвищами «умник», «чудак», «странный человек» награждали обычно тех, кто действовал несообразно норме. В отечественной истории было немало примеров, когда воедино сливались понятия «умник» и «сумасшедший».

В условиях, близких к казарменным, жили тогда лицеисты, но все-таки выходили лицейские журналы «Вообще», «Лицей», «Столиственник». Отмечался день 19 октября – День открытия лицея.

Выпускник лицея 1844 года Михаил Салтыков впоследствии стал известным русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным.

Из лицеистов послепушкинских выпусков можно назвать также Льва Мея – русского поэта, автора исторических драм в стихах «Царская невеста» и «Псковитянка» (на эти произведения созданы одноименные оперы Н.А.Римского-Корсакова). Его стихотворение «Хотел бы в единое слово...» стало известным романсом, на него написали музыку П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский.

Среди других выпускников можно назвать Я.К.Грота (1812–1893) – выдающегося русского филолога, профессора Царскосельского лицея, автора исследования «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники» (1887); Н.Я.Данилевского (1822–1885) – русского публициста и социолога; графа Д.А.Толстого (1823–1889) – государственного деятеля, обер-прокурора Синода, министра народного просвещения, министра внутренних дел; философов и ученых Е.В.Де-Роберти (1843–1915) и Г.Н.Вырубова (1843–1913).

Царскосельский лицей
в произведениях воспитанников

А.С.Пушкин: «Пирующие студенты» (1814), «Воспоминания в Царском селе» (1814), «К Пущину» (1815), «Товарищам» (1817), «Разлука» (1817), «Царское Село» (1823),
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...», 1825), «19 октября 1828 г.» («Усердно помолившись богу...», 1828), «Царскосельская статуя» (1830), «Чем чаще празднует лицей...» (1831), «Была пора: наш праздник молодой...» (1836), «В те дни, когда в садах лицея...» («Евгений Онегин», глава восьмая).

А.Дельвиг: «Пушкину» (1815); «К друзьям».

Прощальная песнь воспитанников императорского Лицея

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте, сыны!»

О, матерь! Вняли мы призванью,
В груди кипит младая кровь,
Длань крепко съединилась с дланью,
Связала их к тебе любовь.

Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела – кровь и труд,
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо Правды в суд...

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте, сыны!»

Благословите положивших
В любви Отечеству обет!
И с детской нежностью любивших
Вас, други наших резвых лет!

Мы не забудем наставлений,
Плод ваших опытов и дум.
И мысль об них, как некий гений,
Неопытный поддержит ум.

Простимся, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку
Быть может, здесь сроднила нас!

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой!

То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде – да, неправде – нет.
В несчастье – гордое терпенье
И в счастье всем равно привет!

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте, сыны!»

Прощайте, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку
Быть может, здесь сроднила нас.

1817

В.Кюхельбекер:

«К Пушкину и Дельвигу. (Из Царского Села)» (1818), «19 октября 1828 года» (1828), 19 октября 1836 года» (1836), «19 октября 1837 года» (1837), «19 октября» (1838)

Л.Мей:

Лицеистам. Застольная песня

Собрались мы всей семьей –
И они, кого не стало,
Вместе с нами, как бывало,
Неотлучною душой!

Тени милые! Вы с нами!..
Вы, небесными лучами
Увенчав себе чело,
Здесь присущи всем собором
И поете братским хором
Нам про Царское Село, –

Где, маститой тайны святы,
Встали древние палаты,
Как немой завет веков;
Где весь божий мир – в картинах;
Где, «при кликах лебединых»,
В темной зелени садов,

Словно птички голосисты,
Распевали лицеисты...
Каждый был тогда поэт,
Твердо знал, что май не долог
И что лучше царскосёлок
Никого на свете нет!

Помянем же мы, живые,
За бокалами дружней
И могилы, нам святые,
И бессмертный наш лицей!..

Занимательные задания  по разным предметам

Из книги И.Пущина «Записки о Пушкине:

Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.

От 7 до 9 часов – класс. В 9 – чай; прогулка – до 10.

От 10 до 12 – класс.

От 12 до часу – прогулка.

В час – обед.

От 2 до 3 – или чистописание, или рисование.

От 3 до 5 – класс.

В 5 часов – чай; до 6 – прогулка; потом – повторение уроков или вспомогательный класс.

По средам и субботам – танцеванье или фехтованье.

В половине 9-го часа – звонок к ужину.

После ужина до 10 часов – рекреация (отдых).

В 10 – вечерняя молитва, сон.

Лицеисты изучали: русский, французский, немецкий и латинский языки, математику, физику, географию, историю, Закон Божий, чистописание, логику, риторику, эстетику, статистику, поэзию и др.

Предлагаем вам ответить на занимательные задания и вопросы по различным предметам:

Математика

Длина бревна 5 аршин. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. Во сколько минут будет распилено все бревно?

Ответ: бревно будет распилено за 4 минуты.

Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания?

Ответ: 8, 69, 88, 888 и др.

Сколько месяцев, недель, дней и часов прожил человек, которому в 1136 году исполнилось 26 лет?

Ответ: 312 месяцев, 1352 недели, 9497 дней, 227928 часов.

Вол съел копну одним часом, а конь съел копну в два часа, а коза съела копну в три часа. Сколь бы они скоро, все три – вол, конь и коза – ту копну съели? Сочти!

Ответ: Вол, конь и коза съедят одну копну за 6/11 часа.

В клетке находятся фазаны и кролики. У всех животных 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов?

Ответ: 12 кроликов и 23 фазана.

История

Какую фамилию носил Петр I?

Ответ: Романов.

Когда Русью правил «денежный мешок»?

Ответ: XIV век, Иван Калита.

Когда в военной истории опасность представляла свинья?

Ответ: Ледовое побоище, 1242 год.

Неотосланная депеша: «Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно». Кто из известных исторических деятелей мог отослать такую депешу?

Ответ: Наполеон.

Неотосланная депеша: «Основали на Воронеже верфь добрую, строили галеры ладные. Будет Азов взят». Кто из известных исторических деятелей мог отослать такую депешу?

Ответ: Петр I.

Неотосланная депеша: «Вышел к Неве со дружиною. Ополчению поспешать следом». Кто из известных исторических деятелей мог отослать такую депешу?

Ответ: Александр Невский.

Неотосланная депеша: «Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?» Кто из известных исторических деятелей мог отослать такую депешу?

Ответ: Декабристы.

География

Знаете ли вы книгу, которую можно назвать первой книгой по истории и географии Руси? Когда и кем она была написана?

Ответ: «Повесть временных лет». Летописец Нестор. Киев, начало XII века.

В каких частях света побывал Афанасий Никитин? За какие три моря он совершил свое путешествие?

Ответ: В Европе, Азии и Африке. Моря Каспийское (Хвалынское), Аравийское (Индийское) и Черное (Стамбульское).

Эта единственная точка Северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг ее оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, а любая точка Земли по отношению к ней всегда расположена только
в одном направлении. В каком? Что это за точка?

Oтвет: Северный полюс.

Латинский, немецкий
и французский языки

Даны русские слова, переведите их на латынь, немецкий и французский языки (ответы даны курсивом в таблице).

Словесность

Из каких произведений И.А.Крылова собрана эта универсальная басня? Подсказка: их ровно 6 (печатается по журналу «Пионер», 1999, № 4).

1. Кому-то принесли от мастера Ларец.

2. Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался.

3. На тысячу ладов тянул, переливался.

4. Увидевши Слона, ну на него метаться,

5. И лаять, и визжать, и рваться:

6. «Что это там за рожа?

7. Какие у нее ужимки и прыжки!

8. Я удавилась бы с тоски,

9. Когда бы на нее хоть чуть была похожа!»

10. Мартышка тут с досады и с печали

11. О камень так хватила их,

12. Что только брызги засверкали.

13. Прощай хозяйские горшки!

Ответ: 1–2 «Ларчик», 3 – «Осел и Соловей», 4–5 «Слон и Моська», 6–9 «Зеркало и Обезьяна», 10–12 «Мартышка и Очки», 13 – «Обоз».

Эту загадку сочинил поэт Василий Майков (1728–1778) в 1773 году:

Я в трех частях земли; меня в четвертой нет;
Меня ж иметь в себе не сожжет целый свет;
Но мир меня в себе имеет и комар;
Не может без меня земной стояти шар.
В пещерах и морях всегда меня встречают,
Во вихрях и громах неложно обретают,
И так меня ж в себе имеют все борцы.
Тот назвал уж меня,  кто назвал огурцы.
Еще ли ты меня не знаешь?
Я есмь ...

Ответ: в ответе подразумевается «рцы» – старинное название буквы «р», которая имеется во всех перечисленных в стихотворении словах, а также в трех частях земли, т.е. в словах «Европа», «Америка», «Африка».

(Во времена Василия Майкова, т.е. в XVIII веке, Австралия называлась Новой Голландией, т. к. голландские мореплаватели сыграли большую роль в ее исследовании. Австралией эта часть света стала называться только в начале XIX века. О существовании Антарктиды в то время только высказывались предположения и называли ее Южной Землей или Южным Континентом).

Что читал Пушкин?

Названия произведений

Автор

Мог читать

Не мог читать

Сам написал

Одиссея

       

Бригадир

       

Герой нашего времени

       

Путешествие из Петербурга в Москву

       

Мещанин во дворянстве

       

Выстрел

       

Ромео и Джульетта

       

Городок в табакерке

       

Путешествие в Арзрум

       

Черная курица

       

Путешествие из Москвы в Петербург

       

Домик в Kоломне

       

Господа Головлевы

       

Kонек-Горбунок

       

Фауст

       

Дом с мезонином

       

Горе от ума

       

Божественная комедия

       

Воскресение

       

Kандид

       

Паломничество Чайльд-Гарольда

       

Разгадайте шараду, написанную К.Ф.Рылеевым в 1820 году:

Часть первая моя, от зноя укрывая,
Усталых путников под тень свою манит
И, их прохладой освежая,
С зефиром шепчет и шумит.
Вторая часть моя приводит в восхищенье,
Коль был творцом ее Державин иль Петров;
Когда ж скропал Свистов –
Всех погружает в усыпленье!
А целое, заметь, читатель дорогой,
В себе волшебника всю заключало силу;
Посредством коей он прекрасную Людмилу
Похитил: дерзостно, в час полночи глухой,
Из брачной храмины в волшебный замок свой.
Ответ: Бор-ода.

И другие шарады:

Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
Ответ: Кар-тина.

На первом охотно бывают молодые девицы;
второе для девиц не нужно, но для мальчиков необходимо при многих играх.
На целое приятно выйти из душной комнаты.
Ответ: Бал-кон.

Мой первый слог – изделие простое.
Второй – для жидкостей изделие большое.
Слог первый мой с заостренным концом,
Ну а второй – с широким плоским дном.
Давно у нас то время было,
Когда и целое вместилищем служило.
Но только не для жидких тел,
А для пернатых, легких стрел.
Ответ: Кол-чан.

А также метаграммы:
С буквой «Д» я в комнате бываю,
С буквой «З» в лесу я проживаю,
С буквой «Т» старинный город я.
Назови ж скорей меня!
Ответ: Дверь – Зверь – Тверь.

С «В» я беспорядочная куча,
С «Г» я огородное растение,
С «П» меня засыпают в патрон,
С «Ш» я легкий-легкий шум.
Кто же я? Прими решение!
Ответ: Ворох – Горох – Порох – Шорох.

Какое слово получится, если прочитать первые буквы каждой строчки сверху вниз?

Мои мечты и силы молодые
Одной тебе я отдал, посвятя;
Судьбой своей чудесной в дни былые
Как сильно ты тревожила дитя!
Всю жизнь свою останусь я с тобою,
А ты сияй бессмертной красотою.
Ответ: Москва.
Лиха беда, лиха зима,
А солнышко взойдет –
Сбежит зима, уйдет сама,
Трещит весенний лед.
Она летит из-за морей,
Чуть только стает снег.
Конечно, все мы рады ей,
А дети – больше всех!
Ответ: Ласточка.

Довольно именем известна я своим;
Равно клянется плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле.
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых дум
могу служить одна,
А меж злодеями – не быть я суждена.
Ответ: Дружба.

Библиография

Авенариус В. П. Отроческие годы Пушкина: Биографическая повесть / В. П. Авенариус – М. : Новелла, 1993.

Александровский лицей // Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т. 2. – М., 1937. – С. 111.

Багратион-Мухранели И. Л. Лицей / И. Л. Багратион-Мухранели // Введение в поэтический замысел : Жизнь и творческая биография А.С. Пушкина : учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. – М. : Пушкинский институт, 2004. – С. 40–48, 59–66.

Басина М. Город поэта / М. Басина. – Л. : Дет. лит., 1965. – 270 с.

Волков Г. «Лицейская республика» : Рождение поэта ; Экзамен / Г. Волков // Мир Пушкина : Личность. Мировоззрение. Окружение. – М. : Молодая гвардия, 1989. – С. 43–60.

Гессен А. Лицейская республика ; Кюхля ; Лицейские годовщины / А. Гессен // Все волновало нежный ум... : Пушкин среди книг и друзей. – М. : Наука, 1964. – С. 56–80, 273–287, 438–468.

Домашний лицей : журнал для школы и семьи. 200-летию А.С. Пушкина посвящается. – 1999. – № 1.

Друзья Пушкина : Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2-х т. – М. : Правда, 1986.

Дугин Л. Лицей : роман / Л. Дугин – М. : Сов. Писатель, 1977.

Глумов А. Музыкальный мир Пушкина / А. Глумов. – М.-Л. : Музгиз, 1950.

Лицей / Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т. 27. – М., 1937. – С. 274.

Лицей. 1811–1817. Страницы жизни. Москва помнит и славит гения : путеводитель. – М. : Голден Би, 1999. – С. 23–45.

«Минувших дней очарованье...» : Шедевры отечественной поэзии XVIII, XIX, XX веков. T. I. – М. : Моск. учебники, 2004. – 560 с.

О любви и дружбе : избранные стихи русских поэтов XIX века. – М. : Дет. лит., 1964.

Павлова С. «Вы помните, когда возник лицей...» / С. Павлова // Народное образование. – 1991. – № 7. – С. 94–101.

Поэты пушкинской поры : избранные стихотворения. – М.-Л. : Дет. лит., 1949.

Пущин И. И. Записки о Пушкине / И. И. Пущин. – М. : Дет. лит., 1956.

Равкин З. И. Педагогика Царскосельского Лицея пушкинской поры (1811–1817 гг.) : историко-педагогический очерк / З. И. Равкин. – М. : Флинта, 1999.

Рубинштейн Л. Дедушка русского флота ; Азбука едет по России ; В садах Лицея : повести / Л. Рубинштейн – М. : Дет. лит., 1976.

Руденская М. Они учились с Пушкиным / М. Руденская, С. Руденская. – Л. : Лениздат, 1976.

Тынянов Ю. Кюхля. – Любое издание.

Тынянов Ю. Пушкин. – Любое издание.

Черейский Л. А. Пушкин и его окружение / Л. А. Черейский. – Л. : Наука, 1976. – 519 с.

Эйдельман Н. Я. Прекрасен наш союз... / Н. Я. Эйдельман. – М. : Мысль, 1991.

Эйдельман Н. В Лицее ; Лицеисты / Н. Эйдельман // Пушкин : из биографии и творчества. 1821–1837. – М. : Худож. лит., 1987. – С. 181–194, 312–316.

TopList