Библиография
Татьяна Рудишина
Школьные, детские, юношеские библиотеки на
страницах «Информационного бюллетеня РБА»
Выборочный список статей*
_____________
* Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 08, 09–2006
Психолог в библиотеке
Никитина Ю. А. Психолог и библиотека:
«невспаханное поле» практической психологии / Ю.
А. Никитина, психолог Волгоградской областной
детской библиотеки // Информационный бюллетень
РБА. – № 26. – СПб., 2003. – С. 88–90.
– Ты знаешь, в последнее время
совсем не могу найти с Пашкой общий язык – стал
агрессивный, ершистый, не хочет слушать ни меня,
ни отца. Все время на улице.
– Как думаешь, почему?
– Да возраст такой. Вот только как
себя с ним вести теперь?
– А к психологу не пробовала
обращаться?
– А что он может сделать?
Сергеева Т. Н. Открытие
тренинг-центра «Карьера» в г. Ставрополе: взгляд
со стороны заинтересованного лица / Т. Н.
Сергеева, ведущий психолог Ставропольской
краевой юношеской библиотеки // Информационный
бюллетень РБА. – № 27. – СПб., 2003. – С. 69–71.
Начинать что-то новое всегда
трудно и ответственно. А если это начинание
касается судьбы людей – вдвойне важно подойти к
делу со всей серьезностью. Непросто и мы подошли
к необходимости открытия тренинг-центра
«Карьера».
Информационные технологии
и информационная грамотность
Абрамова Н. С.
Справочно-библиографическое обслуживание
удаленных пользователей библиотеки на основе
новых информационных технологий / Н. С. Абрамова,
главный специалист Саратовской областной
библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина //
Информационный бюллетень РБА. – № 28. – СПб., 2003. –
С. 189–190.
В современном мире информация
становится одним из основных продуктов
деятельности человека. Библиотеки, активно
внедряющие компьютерные технологии, сегодня
становятся центрами по предоставлению
удаленного доступа к своим информационным
ресурсам. Одной из главных задач в развитии
библиотечного дела является формирование
информационной сети библиотек с подключением к
существующим телекоммуникационным сетям.
Абрамова Н. С. Электронные ресурсы
библиотеки: воспитание информационной культуры
подрастающего поколения / Н. С. Абрамова, главный
специалист Саратовской областной библиотеки для
детей и юношества им. А.С.Пушкина //
Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. –
С. 87–88.
«Публичная библиотека является
основным источником знаний и информации для
жителей данной местности и призвана
обеспечивать условия для непрерывного
образования, формирования самостоятельного
мышления и культурного развития как отдельного
человека, так и различных социальных групп,
проживающих на данной территории». (ЮНЕСКО/ИФЛА
Манифест публичной библиотеки, 1995). Манифест
ЮНЕСКО отражает убеждение, что публичная
библиотека – животворная сила образования,
культуры, информации.
Алиферова Л. И. Компьютеризация
Саратовской областной библиотеки для детей и
юношества им. А.С.Пушкина / Л. И. Алиферова,
директор Саратовской областной библиотеки для
детей и юношества им. А.С.Пушкина //
Информационный бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. –
С. 185–187.
Тезисы выступления по всем
этапам и принципам компьютеризации библиотеки.
Антипова В. Б. Формирование
информационной грамотности учащихся как основа
реализации образовательной функции школьной
библиотеки / В.Б.Антипова, заведующая центром
научно-педагогической информации Псковского
областного института повышения квалификации
работников образования // Информационный
бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 49–52.
Одним из необходимых условий
социализации подрастающего поколения в
современном обществе является умение находить и
использовать информацию. Формирование
информационной грамотности составляет основу
реализации образовательной функции школьной
библиотеки. В докладе поднимаются проблемы, с
которыми сталкивается сегодняшний школьный
библиотекарь при проведении уроков
информационной грамотности, и предлагаются пути
их решения.
Архипова Л. В. Роль библиотеки в
организации исследовательской деятельности
школьников / Л. В. Архипова, заведующая
библиотекой технического лицея № 176 г.Карасука
Новосибирской области // Информационный
бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 78–80.
Подготовить школьника к жизни в
сложном современном динамичном информационном
мире – значит дать ему не только необходимые
знания, но и научить его самостоятельно добывать
их, овладевать ими и получать на их основе новые.
Поэтому все более популярной формой учебной
работы сегодня становится исследовательская
деятельность, в процессе которой наиболее полно
реализуется творческий потенциал ученика,
раскрывается его личность. Независимо от
конечного продукта исследовательской
деятельности (реферат, доклад по теме,
публикация, проект и др.) технология его создания
включает в себя одни и те же основные этапы, на
каждом из которых есть место библиотекарю.
Баженова И. А. Интернет и книга / И. А.
Баженова, заведующая
информационно-библиографическим отделом
Центральной городской библиотеки для детей и
юношества г. Новоуральска Свердловской области //
Информационный бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. –
С. 187–190.
На современного ребенка,
подростка ежедневно идет поток негативной
информации. А психологи отмечают, что разделение
детей на «читателей» и «нечитателей» связано
скорее всего с защитной реакцией последних на
этот мир. «Я не принимаю ваш мир! Я не хочу о нем
знать!» Поэтому так важно сейчас сотворение
круга детского чтения. И предназначение детского
библиотекаря прежде всего мы видим в том, чтобы
рядом с ребенком всегда был мудрый собеседник. А
Интернет может лишь добавить новые интересные,
сверкающие грани к этому союзу, но не должен
разрушать его и уж тем более не должен заменять
все собой.
Баженова И. А. Интернет на ладошке.
Работа детского библиографа с сетевыми
ресурсами / И. А. Баженова, заведующая
информационно-библиографическим отделом, Н. В.
Романовская, библиограф Центральной городской
библиотеки для детей и юношества г. Новоуральска
Свердловской области // Информационный бюллетень
РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 67–69.
«Современные информационные
технологии – не самоцель, а орудие библиотекаря,
которое позволит ему выполнять свою работу
лучше, эффективнее», – сказал Б.Лэнг.
Базаленко В. В. Детская библиотека
в корпоративной сети региона: возможность
расширения доступа к информационным ресурсам / В.
В. Базаленко, заведующая отделом информатизации
Ярославской областной детской библиотеки им.
И.А.Крылова // Информационный бюллетень РБА. – №
25. – СПб., 2003. – С. 90–93.
Проблема создания и интеграции
информационных ресурсов российских библиотек
является одной из самых важных, а может быть, даже
ключевой в современном развитии библиотечного
дела. Новые компьютерные технологии позволяют
сегодня то, что было принципиально невозможно
вчера, – каждой библиотеке для каждого своего
пользователя стать открытыми воротами в мир
информации.
Боева Л. А. Информационная культура
ребенка в контексте образования / Л. А. Боева,
заместитель директора Липецкой областной
детской библиотеки // Информационный бюллетень
РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 175–180.
В ситуации жестокого
взаимопроникновения наших главных
функциональных задач – информационной и
образовательной – приоритетом становится
актуализация гармонии образованности и
культуры, просвещения и гуманистических
ценностей. Детская библиотека не должна
развиваться на принципах утилитарного подхода к
нуждам образования как учебного процесса. Наша
задача – обеспечить гармоничное параллельное
существование и плодотворное сотрудничество
идей образовательных и культурных, только тогда
изучение, например, мировой истории и культуры
будет являть собой не хронологию событий, а
поликультурное образование, интегрированные
занятия, развитие психологии самопознания,
самосознания, самореализации,
самосовершенствования.
Верховский Л. Г. Влияние
информационных технологий на детей и подростков
/ Л. Г. Верховский, доцент кафедры общей гигиены и
экологии Ярославской государственной
медицинской академии // Информационный бюллетень
РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 101.
Как известно, глобальная
информатизация общества будет одной из
доминирующих meнденций XXI века. Благодаря
стремительному развитию средств информационных
и коммуникационных технологий возникает новая,
информационная, среда обитания, формируется
постиндустриальное информационное общество.
Именно поэтому перед системой образования
встает сегодня новая задача – подготовить
подрастающее поколение к жизни и
профессиональной деятельности в высокоразвитой
информационной среде и защитить его от ее
негативных воздействий.
Гендина Н. И. Школьная библиотека как
центр формирования информационной культуры
личности / Н. И. Гендина, проректор по научной
работе Кемеровского государственного
университета культуры и искусств //
Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. –
С. 69–72.
Рассматриваются условия
становления школьной библиотеки как центра
формирования информационной культуры личности.
Освещается опыт государственного университета
культуры и искусств по профилированной
подготовке и повышению квалификации
специалистов, способных осуществлять
формирование информационной культуры личности
на базе школьной библиотеки.
Горобец Д. И. Рациональные пути
информатизации детских библиотек / Д. И. Горобец,
директор Пермской областной детской библиотеки
им. Л.И.Кузьмина, Е. В. Исаченкова, заведующая
отделом автоматизации Пермской областной
детской библиотеки им. Л.И.Кузьмина //
Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. –
С. 89–90.
В последние несколько лет Россия
переходит от общества индустриального к
обществу информационному. Уже из самого названия
ясно, что именно информация как общественный
ресурс будет играть в нем определяющую роль.
Недаром синонимом понятия «информационное
общество» является понятие «обществознание». А
это значит, что в таком обществе роль библиотеки
– накопителя информации и посредника между
документом и noльзователем переоценить трудно.
Зиганшина Р. С. Республиканская
юношеская библиотека Татарстана как член
Корпоративной библиотечной сети г. Казани и
АРБИКОН / Р. С. Зиганшина, директор
Республиканской юношеской библиотеки
Татарстана // Информационный бюллетень РБА. – №
31. – СПб., 2004. – С. 90–92.
Современные представления о
библиотеках как одном из важнейших гарантов
обеспечения конституционных прав граждан на
получение информации дают библиотекам
возможность активно вписаться в формирующуюся
государственную информационную политику.
Библиотечно-информационное обслуживание в
настоящее время переживает период радикальных
изменений, связанных с развитием новых
информационных и коммуникационных технологий.
Золотарев Е. П. Региональная
стратегия и возможная инфраструктура
информатизации школьных библиотек Тверской
области / Е. П. Золотарев, директор ГУП «Тверская
оптовая книжная база» // Информационный
бюллетень РБА. – № 22. – СПб., 2002. – С. 287–291.
О проекте информатизации
образования Тверской области.
Капишникова А. П. Информационное
пространство детской библиотеки: традиции и
новые подходы / А. П. Капишникова, президент
Ассоциации детских библиотек России, директор
Нижегородской государственной областной
детской библиотеки // Информационный бюллетень
РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 172–175.
Современное информационное
пространство детской библиотеки предполагает
новое видение старых проблем: органическую связь
современных информационных технологий с
традиционными источниками информации. В
условиях информационного общества детские
библиотеки, сохраняя свои традиционные функции
хранения и трансляции знаний, способны выступить
и как инфраструктуры образовательного
пространства, которое организует движение
информационных потоков и информационный обмен
как внутри библиотек, так и с внешними
структурами. Внедрение информационных
технологий в детскую библиотеку способствует
интеграции учебного процесса и собственно
образовательной деятельности библиотеки по
информационному обучению детей и подростков.
Коткина И. В. Возможна ли революция в
отдельно взятой школьной библиотеке? Как
составить заявку на грант / И. В. Коткина,
заведующая библиотекой Ненецкой школы-интерната
для детей-сирот им. А.П.Пырерки // Информационный
бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 106–108.
«В библиотеке школы сложилась
революционная ситуация: дети и педагоги не хотят
жить no-старому, библиотекарь не может работать
по-старому». Это фраза из моей докладной записки
директору. Под этими словами, уверена, могут
подписаться многие работники библиотек. Термин
«информационный бум» знаком нам не понаслышке.
Как сориентироваться в безудержном потоке
информации, как помочь детям и педагогам
вычленить нужные, полезные сведения по теме и
отбросить «пустую породу», как выйти на новый
виток развития библиотечного обслуживания, идти
в ногу со временем?
Крук Н. В. Школьная библиотека –
центральная часть информационного
образовательного пространства / Н. В. Крук,
заведующая читальным залом,
библиотекарь-педагог высшей категории //
Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. –
С. 76–77.
В последние годы произошло
осознание фундаментальной роли информации в
общественном развитии. Если в 1950 г. объем
информации увеличивался каждые 10 лет, в 1970 г. –
каждые 5 лет, то сейчас каждые 2–3 года объем
информации удваивается.
Куракина М. С. Информационная среда
детской библиотеки для успешной культурной и
образовательной деятельности детей / М. С.
Куракина, вице-президент Ассоциации детских
библиотекарей России, директор Ленинградской
областной детской библиотеки // Информационный
бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 181–185.
Детская библиотека, чтобы быть
современной, должна отражать отношение ребенка
ко времени, помогать ему в создании своего
времени, аккумулировать опыт детей, создавать
информационную среду для включения в
пространство событий в социуме и культуре.
Ответственность перед будущим наших детей
обусловливает целенаправленный поиск стратегий
создания условий для реализации прав детей в
информационном обществе. Статус уникальной
среды развития и образования ребенка детская
библиотека, на наш взгляд, приобретет тогда,
когда мы создадим для него все условия для
формирования опыта личностного поведения в
информационном пространстве.
Лукзен Л. Н.
Информационно-коммуникационные технологии в
библиотечном сервисе для детей / Л. Н. Лукзен,
заведующий отделом развития и внедрения новых
технологий, С. К. Раева, директор ГРДБ им.
С.Бегалина (Республика Казахстан) //
Информационный бюллетень РБА. – № 35. – СПб., 2005. –
С. 18–21.
Первая реакция на внедрение
Интернета в библиотеках вообще и в детских в
частности у библиотекарей, как у людей читающих,
рефлекторно была следующей: как изменился мир с
тех пор, как мы начинали свою карьеру детских
библиотекарей! Но это чувство резких перемен
обманчиво. Давайте посмотрим на цели и задачи,
которые ставит перед собой детская библиотека и
которые выражаются в следующем: «стимулировать
потребность в чтении», «повышать уровень
информационного сервиса», «полно предоставлять
образовательную информацию», «повышать уровень
информационной культуры».
Олифер С. В. Электронная
информационная среда детской библиотеки:
структура и взаимодействие ресурсов / С. В.
Олифер, директор Централизованной системы
детских и школьных библиотек г. Озерска
Челябинской области // Информационный бюллетень
РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 95–97.
Современные психологи
определяют нынешнее поколение детей как
мультимедиапоколение. Действительно, наши дети
живут в мире, где новейшие электронные
коммуникации стали реальностью, для них всегда
существовавшей. Поэтому картина мира ребенка,
особенно подростка, отличается от взрослой
картины мира, она насыщена
компьютеризированными образами. Компьютер
становится частью естественного окружения в
восприятии нового поколения, является атрибутом
действительности.
Рогожина Т. А. Детская библиотека для
успешной образовательной деятельности ученика и
учителя / Т. А. Рогожина, директор ЦГДБ, г. Нижний
Тагил, Свердловская область // Информационный
бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. – С. 192–195.
Информационная поддержка
образования в информационно-образовательном
центре в библиотеке.
Сочилина Е. Г. Жизнь и сны Книжного
Червя / Е. Г. Сочилина, главный библиотекарь
Кабинета профессиональной информации МУК
«Библиотечный центр для детей и юношества
“Читай-город”» // Информационный бюллетень РБА.
– № 27. – СПб., 2003. – С. 84–85.
Если компьютер у вас под рукой (и,
естественно, подключен к Интернету), прежде чем
читать дальше, наберите в окошке адрес
www.younglib.novgorod.ru. И если появилась картинка в теплых
тонах с заголовком, соответствующим названию
этой статьи, вы попали туда, куда нужно.
Степанова Л. В. «Окно», открытое в мир
писателя, или «Весь Радий Погодин» в электронном
издании / Л. В. Степанова, главный библиотекарь
Ленинградской областной детской библиотеки //
Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. –
С. 97–100.
Как современная информационная
среда будет отражаться в картине мира, которую
создают современные дети и подростки? Как
плоскость телевизионного или компьютерного
мониторов или как пространство выбора и
преобразования информации на основе доверия к
слову, где мониторы – удобное средство? Ответ на
данный вопрос призвана дать и детская
библиотека.
Тарасова И. Б. Детская библиотека в
новой информационной реальности / И. Б. Тарасова,
заведующая методико-библиографическим отделом
муниципального учреждения культуры
«Централизованная система детских библиотек г.
Ярославля» // Информационный бюллетень РБА. – №
25. – СПб., 2003. – С. 82–84.
Информация. Информационное
общество. Информационное пространство.
Информационная культура... Только ленивый не
употребляет сейчас этих терминов. В ходу они во
всех слоях общества, и, конечно, в первую очередь
среди библиотекарей и учителей.
Толмачева Л. П. Межсетевое
взаимодействие юношеских библиотек Сибири / Л. П.
Толмачева, президент Межрегиональной
общественной организации «Клуб директоров
юношеских библиотек Сибири», директор
Новосибирской областной юношеской библиотеки //
Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. –
С. 87.
Межсетевое взаимодействие
юношеских библиотек Сибири началось с создания
Межрегиональной общественной организации «Клуб
директоров юношеских библиотек Сибири». Начиная
с 1991 г. Новосибирская областная юношеская
библиотека работает в режиме сетевого развития
по направлениям деятельности. Например, «Сеть
молодежных информационных центров», «Сеть
молодежных добровольческих центров
Новосибирской области» и др. явились основой
нашей веры в силу сетей. Однако обе перечисленные
выше сети имели структуру, построенную по
принципу – головная организация и филиалы на
базе учреждений по взаимодействию. «Сеть
юношеских библиотек Сибири» строится по другим
принципам. Во-первых, это не сеть библиотек –
государственных учреждений. Это сеть библиотек,
объединенных в межрегиональную общественную
организацию.
Федосова Л. А.
Библиотечно-информационный центр как ведущий
сектор информационной инфраструктуры гимназии
«Универс» № 1 / Л. А. Федосова, заведующая
библиотечно-информационным центром гимназии
«Универс» № 1 г. Красноярска // Информационный
бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 72–75.
О глубоком кризисе школьных
библиотек не говорил только ленивый... Причин
ситуации, в которой оказались библиотеки (и не
только школьные), множество. В профессиональном
сообществе достаточно популярна точка зрения –
сводить все проблемы библиотек к отсутствию
финансирования. Не оспаривая этого постулата,
нам бы хотелось затронуть другую проблему,
лежащую в нематериальной плоскости.
Шелухина Л. Ю. Информационная
независимость. Конкурс-олимпиада по поиску
информации в детской библиотеке / Л. Ю. Шелухина,
главный библиотекарь Централизованной системы
детских и школьных библиотек г. Озерска //
Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. –
С. 58–60.
В сообщении представлен
практический опыт организации и проведения
итогового занятия по программе «Основы
информационной культуры» для школьников –
городской командной олимпиады «Информационная
независимость» для учащихся 8–11 классов.
Шелухина Л. Ю. Представление
образовательной информации на сайте детской
библиотеки / Л. Ю. Шелухина, главный библиотекарь
Централизованной системы детских и школьных
библиотек г. Озерска // Информационный бюллетень
РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 94–95.
Образовательные ресурсы
представляют собой совокупность разнообразных
по происхождению и предназначению
информационных средств, способствующих
операции, сбору, регистрации, хранению и
транспортировке образовательной информации.
Продвижение чтения
Бахмутская И. В. «Ассамблея
талантливых читателей: юность России – Пушкину»
/ И. В. Бахмутская, директор Российской
государственной юношеской библиотеки //
Информационный бюллетень РБА. – № 17. – СПб., 2000. –
С. 220–223.
Ассамблея собрала в концертном
зале Центрального дома работников искусств
(ЦДРИ) ребят – победителей всевозможных
конкурсов и фестивалей, которые наглядно и
убедительно показали в течение трех с половиной
часов, как глубоко воспринимают они наследие
поэта. Это проявлялось не только в чтении юными
участниками ассамблеи его стихотворений и
разыгрывании сценок из спектаклей по его
произведениям, но и в исполнении собственных
стихов, навеянных творчеством А.С.Пушкина,
музыкальных пьес.
Белуза Л. М. Искусство диалога с
читателями в условиях детской библиотеки / Л. М.
Белуза, директор Ставропольской краевой детской
библиотеки им. А.Екимцева // Информационный
бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. – С. 164–167.
Если мы хотим, чтобы юные
читатели нас с интересом слушали и в ответ
искренне высказывали свое мнение, искусству
диалога необходимо учиться, постоянно расширяя и
актуализируя свои знания о ребенке как главной
цели всей деятельности детской
специализированной библиотеки.
Касимовская Г. Н. Библиотека – центр
Чтения (тезисы выступления) / Г. Н. Касимовская,
заведующая организационно-методическим отделом
Челябинской областной юношеской библиотеки //
Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. –
С. 83.
Основная миссия библиотеки –
быть наставником в чтении. Забота о чтении
является важным моментом социализации личности.
В последние годы ощущается необходимость
повышения роли библиотек в воспитательном
воздействии на подрастающее поколение, на
осознание воспитания как процесса
универсального, неотделимого от образовательных
задач современной школы.
Книжкина А. Исцеление чтением / А.
Книжкина, журналист // Информационный бюллетень
РБА. – № 30. – СПб., 2004. – С. 125.
Уже четвертый год подряд в
Нижнем Новгороде проводится ярмарка социальных
и культурных проектов Приволжского федерального
округа. Это хорошая возможность реализовать
идеи, связанные с нашей финансируемой в
последнюю очередь культурой, оказать
психологическую помощь наименее социально
защищенным слоям населения. По ее образу и
подобию в Саратове учредили свою ярмарку
социальных и культурных проектов, назвав ее
первым областным конкурсом.
Краева Н. Г. Ребенок смотрящий,
говорящий и его чтение. К проблеме развития
позиции родителей / Н. Г. Краева, заведующая
Гатчинской ЦГДБ, Ленинградская область //
Информационный бюллетень РБА. – № 35. – СПб., 2005. –
С. 17–18.
Всех нас, взрослых, в той или иной
степени беспокоит (а чаще раздражает) чрезмерное
увлечение детей новыми информационными
технологиями. Ребенок, часами сидящий у экрана
телевизора или компьютерного монитора, или
подросток, отгородившийся от всего мира
наушниками плеера, – образы вполне узнаваемые.
Появилась и новая терминология: цифровое или
виртуальное поколение, а современную
информационную среду мы все чаще, и не без
оснований, называем агрессивной. Эта среда
формирует у детей и подростков иные ценности и
модели поведения, а медиа- и видеопродукция
воспринимаются как фактор, отвлекающий ребенка
от книги и чтения. Очевидно, что в изменившихся
условиях должна быть выработана новая стратегия
поведения, в чем детская библиотека может
оказать поддержку читателям – детям и их
родителям, создавая комфортную среду вербальной
и визуальной культуры современного ребенка. При
этом нам, взрослым, необходимо уметь слушать и
слышать детей, не бояться советоваться с ними, не
игнорировать их интересы.
Крылова Е. А вы написали письмо
Пушкину? / Е. Крылова, ученица 10 класса, школы № 67
г. Саратова // Информационный бюллетень РБА. – №
27. – СПб., 2003. – С. 86*.
В 2003 году в Пушкинской
библиотеке для детей и юношества прошла
Областная программа «Год Пушкина в библиотеке».
В ее рамках объявлено пять конкурсов, два из
которых завершились к моменту публикации.
Кулемина О. Библиотечный день для
юных читателей / О. Кулемина, корреспондент
газеты «Саратовские вести», Виктория Симонова,
корреспондент газеты «Саратов–СП» //
Информационный бюллетень РБА. – № 27. – СПб., 2003. –
С. 86*.
Областная библиотека для детей и
юношества им. А.С.Пушкина – старейшая, ведущая
свое начало от библиотеки Купеческого клуба
(Коммерческого собрания), созданного в 1861 г. Часть
старинного фонда до сих пор хранится в уже новых
стенах библиотеки, расположившейся в особняке
купчихи Кошкиной. После возведения пристройки
площадь библиотеки составляет полторы тысячи
квадратных метров, а количество читателей
достигает свыше 27000 как юного, так и старшего
поколения. В общероссийский день библиотек, 27
мая, губернатор Саратовской области Дмитрий
Аяцков посетил Областную библиотеку для детей и
юношества им. А.С.Пушкина, получившую по итогам 2002
г. Губернаторский штандарт. Со словами: «Приходил
сюда студентом и теперь с удовольствием
переступаю этот порог как губернатор» – Д.Аяцков
вошел в здание.
Куликова Е. В. Детская библиотека –
среда читательского развития / Е. В. Куликова,
заместитель директора Российской
государственной детской библиотеки //
Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. –
С. 60–62.
Тема доклада, на мой взгляд,
особенно актуальна сегодня, когда основное
внимание нашего профессионального сообщества
посвящено вопросам информатизации библиотек.
Именно поэтому мне хотелось бы особо обратить
внимание на один принципиальный момент: задачи
детской библиотеки не сводятся только к
информированию читателей. Библиотекари
стараются привить ребенку вкус к чтению, оказать
ему всемерную поддержку в овладении мировым
культурным наследием, в учебе и саморазвитии, а
для этого создать благоприятную для него
библиотечную среду.
Лебедева Е. Н. Библиотечная акция как
способ продвижения чтения и развития творчества
детей с ограниченными возможностями / Е. Н.
Лебедева, заместитель директора Ставропольской
краевой библиотеки для слепых им. В.Маяковского //
Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. –
С. 34–37.
Рассматривается опыт создания
системы социокультурной реабилитации детей с
различными формами инвалидности и проведения
библиотечных акций как эффективной формы
продвижения чтения среди людей с ограниченными
возможностями.
Мичурина Н. А. Городской
Библиотечный фестиваль «Увлеченные чтением» –
эффективная форма привлечения к чтению / Н. А.
Мичурина, детская библиотека, г. Лесной //
Информационный бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. –
С. 198–207.
Размышления о качественных
показателях эффективности работы с читателями.
Методика проведения Библиотечных фестивалей.
Наумова Н. А. Юным читателям –
инициативы и творческие проекты библиотеки в
условиях перемен / Н. А. Наумова, директор
Тверского областного центра детского и
семейного чтения им. А.С.Пушкина // Информационный
бюллетень РБА. – № 18. СПб., 2001. – С. 166–172.
Возможности детской библиотеки
как института гуманистической и творческой
педагогики трудно переоценить. В последние годы
работниками центра созданы интереснейшие
развивающие программы, построенные на принципах
игры и творчества.
Новикова Т. А. Роль библиотеки в
формировании интереса к современной
художественной литературе / Т. А. Новикова,
заведующая инновационно-методическим отделом
Муниципальной библиотечной системы г.
Северодвинска, Архангельская область //
Информационный бюллетень РБА. – № 35. – СПб., 2005. –
С. 12–15.
Стандартная и привычная
формулировка «Роль библиотеки в формировании
интереса к современной художественной
литературе» не столь проста, как кажется на
первый взгляд, и это связано с общей ситуацией
нестабильности в стране, кризисом чтения, в
первую очередь молодого поколения. Тяжело идущие
реформы ставят чтение (мы не имеем в виду деловое)
на одно из последних мест в жизни современного
человека. Так ли необходимо библиотеке играть
определенную роль в формировании интереса к
современной литературе, является ли это ее
функцией? Да и да, если рассматривать проблему с
точки зрения значимости социального содержания
литературы. Замечательно сказал об этом в своей
Нобелевской речи «Обоснование литературы» в 2001
г. китайский писатель Гао Синцзянь:
«Произведения литературы, преодолевая в
переводе границы стран и языков, тем самым...
связывают человечество воедино... литература
преодолевает пределы национального сознания».
Олифер С. В. Библиотека для детей –
среда семейного чтения и общения / С. В. Олифер,
заместитель директора Централизованной системы
детских и школьных библиотек г.Озерска
Челябинской области // Информационный бюллетень
РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 65–67.
В последние годы особенно
актуальной становится проблема создания такого
информационного пространства для детей и
юношества, которое бы способствовало развитию
юной личности, давало новые возможности для
образования, самообразования и творческого
досуга. Для ребенка и его семьи в современном
мире детская библиотека является тем элементом
информационного пространства, которое
способствует вхождению в культуру нации и мира.
Во многих библиотеках для детей центральных,
областных и муниципального уровня работа с
семьей является самостоятельным направлением
деятельности.
Пегова П. А. Нижегородская
государственная областная детская библиотека –
лауреат Пушкинской премии Нижегородской области
/ П. А. Пегова, главный библиотекарь НГОДБ //
Информационный бюллетень РБА. – № 17. – СПб., 2000. –
С. 195–199.
В конкурсе 2000 года на Пушкинскую
премию приняла участие Нижегородская
государственная областная детская библиотека
(НГОДБ), представив свою деятельность по
приобщению детей и подростков к творческому
наследию А.С. Пушкина под названием «Тропа к
Пушкину».
Петрова Л. А. «А каждый читатель как
тайна, как в землю закопанный клад» (Круглый стол
«Юный читатель ХХ века») / Л. А. Петрова, главный
библиотекарь НМО Новгородской областной научной
универсальной библиотеки // Информационный
бюллетень РБА. – № 17. – СПб., 2000. – С. 223–231.
28 марта 2000 г. в Великом Новгороде
на базе Библиотечного центра (БЦ) для детей и
юношества «Читай-город» прошло заседание
круглого стола «Юный читатель XX века». «Круглый
стол» был посвящен состоянию и проблемам чтения
детей в городе и на селе в начале и конце XX
столетия.
Полищук М. А. Библиотека и семья:
грани взаимодействия / М. А. Полищук, социолог
Центральной городской библиотеки им.
Н.А.Некрасова, г. Ижевск // Информационный
бюллетень РБА. – № 26. – СПб., 2003. – С. 82–84.
Проблема взаимодействия
библиотеки и семьи в организации семейного
чтения неоднозначна. Определенный отпечаток
накладывают сформировавшиеся в последние годы
стереотипы отстраненности библиотеки от семьи и
семьи от библиотеки, которые колеблются от
неприятия библиотеки как учреждения,
неспособного удовлетворять потребности семьи в
информации, до полного иждивенчества, когда
родители полностью возлагают на библиотеку
организацию детского чтения.
Соловьева Т. А. Дети и взрослые
вместе в мире новых детских книг / Т. А. Соловьева,
заместитель директора по работе с детьми
Сланцевской районной детской библиотеки,
Ленинградская область, Л. В. Степанова, главный
библиотекарь Ленинградской областной детской
библиотеки, старший преподаватель
Санкт-Петербургского государственного
университета культуры и искусств //
Информационный бюллетень РБА. – № 35. – СПб., 2005. –
С. 10–12.
Для современной детской
библиотеки, естественно и органично
развивающегося центра детского чтения,
чрезвычайно важно партнерство и сотрудничество
в социуме «ребенок и его ближайший, значимый
взрослый». Традиционно детская библиотека
стремится поддержать в своей среде это
взаимодействие, обеспечивает условия для
трансляции их интересов и ценностей друг другу,
открывает новые контексты для диалога. Нам бы
хотелось представить несколько иной аспект,
перенести внимание на то, что происходит в этом
«между», в центре живой сущности «ребенок –
взрослый». Ведь мы инерционно стремимся к
взаимодействию с детьми и взрослыми, разделяя их,
не осмеливаясь (?) содействовать
непосредственному диалогу взрослой и детской
культуры.
Сорокина Т. А. Библиотека –
гуманитарный центр. Развитие творческих
способностей читателей-детей / Т. А. Сорокина,
заведующая Центральной детской библиотекой
Искитимской ЦБС Новосибирской области //
Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. –
С. 62–64.
В течение десятилетий в шкале
совершенно не бралась в расчет и не
стимулировалась внутренняя активность личности
ребенка, не учитывались ее потребности и
способности к самосовершенствованию. Мы все
хорошо помним, как в 1980-е годы, когда очень
большое значение в развитии общества приобрела
информация, термин «чтение» стал напрямую
увязываться с понятием «информация», и все наши
читатели стали пользователями. C mex nop и до
последнего времени стало утверждаться сугубо
деловое отношение к чтению.
Сочилина Е. Г. Год чтения в
«Читай-Городе» / Е. Г. Сочилина, главный
библиотекарь кабинета профессиональной
информации МУК «Библиотечный центр для детей и
юношества “Читай-городу”» // Информационный
бюллетень РБА. № 23. – СПб., 2002. – С. 67–70.
Опыт создания информационного
поля в поддержку чтения в Великом Новгороде.
Сычева И. В. Информационная культура
как важнейший фактор социализации подростка / И.
В. Сычева, заведующая методическим отделом
Ярославской областной юношеской библиотеки им.
А.Суркова // Информационный бюллетень РБА. – № 25.
– СПб., 2003. –
С. 129–131.Процесс социализации есть
сложный, многоступенчатый процесс длиной в
человеческую жизнь. Наиболее интенсивная, бурная
его часть приходится на период между 15 и 25 годами
– период, называемый юношеским возрастом.
Основой социализации является информационное
воздействие, подразумевающее передачу социально
значимой информации от предыдущих поколений
последующим.
Тихомирова И. И. Да здравствует
«Детское чтение»! / И. И. Тихомирова, кандидат
педагогических наук // Информационный бюллетень
РБА. – № 34. – СПб., 2005. – С. 75–77.
В семействе наших
профессиональных журналов произошло пополнение.
Имя новорожденного «Детское чтение». Родился он
на Нижегородской земле. Родители – Министерство
культуры области и Государственная областная
детская библиотека. Появление нового журнала
именно в этой библиотеке произошло не случайно.
Библиотека имеет большой опыт журналистской
издательской деятельности. Здесь под эгидой
Ассоциации детских библиотекарей России ряд лет
издавался журнал «Детская библиотека».
Трыкова О. Ю. Детская литература:
основные функции, особенности восприятия,
феномен бестселлера / О. Ю. Трыкова, профессор
Ярославского государственного педагогического
университета им. К.Д.Ушинского // Информационный
бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 86–87*.
Если путь, прорубая отцовским
мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Эта цитата из «Баллады о борьбе»
В.С.Высоцкого как нельзя лучше определяет, какой
должна быть настоящая детская книга.
Литературоведение давно выделило основные ее
функции, но тем не менее многие из них по-прежнему
либо забываются, либо игнорируются взрослыми (не
отсюда ли причина угасания детского интереса к
чтению).
Фищук Н. «Читатель и библиотекарь:
творческое содружество» Из опыта организации
Недели детской и юношеской книги / Н. Фищук,
заведующая отделом искусств Ивановской
областной библиотеки для детей и юношества //
Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. –
С. 72–73.
Неделя детской книги... Уверена, у
большинства из нас это словосочетание вызывает
устойчивые ассоциации: в течение недели в дни
весенних каникул мы усиленно проводим циклы
мероприятий, бесед, конкурсов, встреч,
активизируя организационно-массовые формы
работы с читателями. И не секрет, что наша
деятельность бывает плодотворной далеко не
всегда. Впрочем, результат можно спрогнозировать
заранее – он напрямую зависит от степени нашей
заинтересованности в проведении этой акции и от
характера предпринимаемых усилий, точнее, от
соответствия их запросам и интересам аудитории.
_____________
* С материалами, отмеченными *, вы
можете познакомиться в БШ № 08–2006.
Окончание читайте,
пожалуйста, в следующем номере |