МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 07 (38) · Вкладка в «БШ» № 13 (169) · 1–15 июля 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

Нелишнее знание

Наталия Збаровская

Что такое выставочная деятельность библиотек

Извлечения из книги Н.В.Збаровской «Выставочная деятельность публичных библиотек», предлагаемые в подборке, могут, на наш взгляд, стать для школьных библиотекарей методическими рекомендациями в работе над выставками, а для методистов – основой для лекций и занятий по этой теме. В отборе извлечений мы руководствовались их практической целесообразностью, применимостью
к работе школьных библиотек. Книга состоит из больших глав, которые мы позволили себе разделить на части.

Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В. Збаровская. – СПб. : Профессия, 2004. – 224 с. – (Серия «Библиотека»)

Требования к выставочной работе

Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе библиотек, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность.

Kомфортность представляет собой совокупность условий, обеспечивающих наиболее благоприятные возможности для работы с книгой и одновременно отдыха читателей. Эти условия включают в себя и удобное расположение книг на выставке, и дополнительное освещение, и место для отдыха читателя. Kроме того, читателю необходим психологический комфорт при работе с выставкой: удобство получения книги с выставки, возможность ознакомления с книгами (документами) в спокойной обстановке.

Наглядность в практической работе библиотек нередко трактуется только как то, что можно непосредственно увидеть и показать. Это снижает эффективность использования наглядности как приема, искусственно ограничивая диапазон ее возможных применений.

В работе библиотек используется три вида наглядности:

· документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого доступа;

· образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы;

· библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр.

Kонечная цель принципа наглядности – показать пользователю наличие документа в фонде и убедить в его доступности.

Доступность прежде всего заключается в том, что библиотечные выставки предоставляют читателям возможность изучения содержания демонстрируемых документов. Kроме того, проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым доступом способы группировки литературы на тематических, проблемного характера выставках.

Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. Во-первых, как оперативность отражения (нового документа, актуальной темы или проблемы). Во-вторых, возможность ознакомления одновременно как с первичным, так и вторичным документом (собственно книгой и ее библиографическими данными).

Алгоритм создания выставки

Работа над любой выставкой складывается из определенных технологических моментов, которые можно представить в виде алгоритма или технологической карты процесса.

Алгоритм оформления выставки:

1. Уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения.

2. Предварительное знакомство с темой.

3. Выявление методических рекомендаций, библиографических указателей по теме выставки.

4. Знакомство с методическими рекомендациями, библиографическими указателями.

5. Выявление по СБА источников.

6. Подбор выявленной литературы в фонде.

7. Знакомство с литературой.

8. Отбор литературы.

9. Определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды.

10. Определение структуры выставки.

11. Группировка литературы.

12. Оформление выставки.

13. Реклама выставки.

14. Докомплектование выставки.

15. Учет эффективности книжной выставки.

Выставка – информационная основа для работы

Презентация библиотечной выставкикомплексное мероприятие, так как выставка является информационной основой, на которую «нанизывается» библиографический обзор, устный журнал, встреча с писателем.

Библиотечная выставка служит информационной основой для обучающих игр, которые проводятся в библиотеках. Обучающая игра также является комплексным мероприятием, так как включает в себя разные формы работы с аудиторией: рассказ, беседу, обзор, книжно-иллюстративную выставку, конкурсы, игры и пр. Библиотечная выставка должна быть понятна адресату (пользователю), акцентировать внимание на определенных аспектах темы (проблемы) и воздействовать на личность пользователя. Библиотечная выставка воспринимается в связи с определенным контекстом: социокультурной ситуацией в регионе, обострением тех или иных проблем (например, экологических); отражает национальную специфику региона и т.п.

Язык книжной выставки

В элементах дизайна оборудования целесообразно учитывать пропорции, колористические и другие особенности экспонируемых документов. Графические средства экспозиции могут также воспроизводить определенные элементы изданий, упрощая зрительную ориентировку в структуре библиотечной выставки. Музыкальное сопровождение создает систему эстетических ассоциаций, связанных с миром звуков, характерных для той или иной темы выставки. Таким образом, все элементы семиотической системы библиотечной выставки имеют выраженную функциональную связь друг с другом.

Язык библиотечной выставки предполагает определенную последовательность изложения. Так, первый раздел выставки, как правило, носит установочный характер – он объясняет последующие.

Статья подготовлена при поддержке компании "Объединенные Технологии". Если вы решили приобрести маркер 3м, то оптимальным решением станет обратиться в компанию "Объединенные Технологии". На сайте, расположенном по адресу "www.United-It.Ru", вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать маркер 3м, по выгодной цене. В компании "Объединенные Технологии" работают только высококвалифицированные специалисты, которые в кратчайшие сроки обработают ваш заказ.

Существует определенный ряд требований к заголовку библиотечной выставки.

1. Объем заголовка не превышает пяти слов. Заголовок служит привлечению внимания читателя к выставке, создает мотив обращения к книгам, представленным в экспозиции. Если заголовок многословный, например, стихотворная цитата («Печально я гляжу на наше поколенье, Его грядущее иль пусто, иль темно...»), то, несмотря на узнаваемость текста, его актуальность, такой заголовок не привлечет непроизвольного внимания читателя. Поэтому даже стихотворные цитаты необходимо выбирать короткие или, при необходимости, «обрезать» их. В нашем примере для заголовка выставки достаточно использовать только первую строчку.

2. Заголовок выставки опосредовано отражает целевое и читательское назначение выставки. Так, выставку литературы к выпускным школьным и вступительным вузовским экзаменам можно назвать «Шпаргалка к экзамену», а экспозиция к юбилеям писателей сказочников может носить заголовок «Сказочный день рождения».

3. Оригинальность заголовка, отсутствие заимствований, собственная фантазия автора выставки позволяют наиболее полно отразить и жизненную позицию библиотекаря, и его видение проблемы, которой посвящена выставка. Например, выставка «Николай Рубцов: стихи и судьба» раскрывает автобиографические мотивы поэзии Н.Рубцова, выставка «История России от Kарамзина до Гумилева» – историографию государства Российского.

4. Необходимо с осторожностью подходить к использованию многозначных заголовков, будь это цитата или оригинальное высказывание. В данном случае целесообразно вводить подзаголовок, разъяснявший смысл общего названия. Так, выставка «Зов далеких звезд» в равной степени может быть посвящена и Дню космонавтики, и научно-фантастической литературе.

Существуют композиционные методы, позволяющие добиться большей выразительности текстовой части выставки.

1. Увеличение/уменьшение объекта. Изменение масштаба заставляет по-новому взглянуть на привычное. Этот прием используется обычно для воспроизведения иллюстрации или ее части. В то же время не следует увлекаться уменьшением – масштабная картина, уменьшенная до размеров почтовой марки, плохо воспринимается.

2. Фрагментирование. Выделение одного из элементов композиции (рисунка, коллажа, слова заголовка и т. п.) позволяет придать ему обособленность и самоценность.

3. Монтаж. Сочетание элементов однородного происхождения, разнородных компонентов, добавление зеркального отображения. Этот прием используется, если необходимо подчеркнуть сопоставление материала, представленного в разных разделах.

4. Изменение фактуры: создание иллюзорной рельефности; изменение цвета, направления штриховки; горизонтальное или вертикальное растягивание объекта.

Выбор заголовка для библиотечной выставки осуществляется после того, как определяется основная идея и подобрана литература. Поиск цитат и названий для планируемых выставок впрок нецелесообразен, так как в процессе подбора литературы может измениться концепция выставки и заголовок перестанет отвечать содержанию.

Пример дизайнерских решений библиотечных выставок для детей: в противоположность прямолинейному оформлению визуальной среды выставки мы используем наклонное и перпендикулярное размещение заголовков, цитат и иллюстративного материала, что делает их визуально менее однообразными, более интересными для ребенка, который вынужден к тому же передвигаться, чтобы все прочитать.

Предпочтение следует отдавать объемной организации визуальной среды. Вот несколько приемов.

1. Сквозные обоймы (цитатные, изобразительные, портретные, фото-атрибутивные) представляют собой цепочку тематического материала, смонтированного при помощи узких бумажных полос по краям. Другой элемент – разрезанная иллюстрация, части которой могут быть смещены, чтобы подчеркнуть объем. Эффекты просвечивания, парения, витражности при оформлении оживят визуальное пространство выставки.

2. Объемные носители информации в виде склеенных кубов, параллелепипедов, шаров, конусов, пирамид, цилиндров, на которые на разных уровнях и планах можно прикрепить цитаты, иллюстрации, портреты.

3. Подвесные цитаты – стандарты (на нитях или лентах), оправленные в изящные рамки, создадут впечатление легкости и движения всей экспозиции.

4. Атрибутивные ряды – дублирование помещенных на выставке предметов их изображениями (например, гусиное перо в чернильнице и его графический силуэт) или изображения предметов в разных масштабах и ракурсах.

5. Фигурное размещение книжного и изобразительного материала – расположение в виде веера, гармошки, дугой, уступами, в наклонном виде и т.д.

Заголовки и цитаты советуем оформлять выразительно и нетрадиционно, используя в разнообразных сочетаниях форму свитков, овалов, изображенных раскрытых книг и др. В некоторых случаях можно фигурно обрезать край цитаты, что в сочетании с цветным фоном может вызвать необычный зрительный эффект.

Библиотекарю следует учитывать ряд требований к организации выставки. Прежде всего это композиционная целостность, которая достигается с помощью различных средств. Например, выделяют один или несколько визуальных центров, вокруг которых разворачивается основное действие. В других ситуациях используют крупный план и глубинную экспозицию, асимметрии. Kомпозиция выставки может строиться на симметрии или, наоборот, на контрасте цвета, но при этом нельзя забывать о соразмерности представленных на ней книг, предметов и иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля. Его создают лаконичными средствами – не перегружая предметами и расставляя эмоциональные акценты, например, с помощью подсветки, вазы, цветка или букета, драпировки.

Цвет, свет, шрифт

Наукой о цвете – цветоведением накоплены сведения, весьма полезные дизайнеру, художнику и библиотекарю, занимающемуся организацией библиотечных выставок.

Различные тела по-разному излучают или отражают свет. От белых предметов любой цветной свет отражается в равной мере. Черные отражают свет меньше всех остальных. Серый тон при различном освещении может быть до бесконечности разнообразен и при оформлении представляет большие возможности по его использованию. В частности, бумагу или материю серых тонов целесообразно использовать для драпировок. Все прочие цветные предметы по-разному отражают различный свет. Так, красные предметы под красным освещением выглядят очень яркими, а под зеленым – почти черными.

При искусственном освещении (а в библиотеках именно таково преобладающее освещение) белые, серые и зеленые цвета предметов желтеют, синие сильно темнеют, фиолетовые темнеют и краснеют, тени предметов резко очерчены, предметы, находящиеся в тени, плохо различимы по цвету. Эти особенности цветовосприятия необходимо учитывать при организации как витринных экспозиций, так и выставок на стеллажах.

Наиболее распространенными считаются следующие типы цветовых композиций:

· двухцветная однотонная, например, синее с голубым;

· двухцветная контрастная – черно-белое;

· трехцветная однотонная, например, бежевое, коричневое и красное;

· трехцветная однотонно-контрастная (белый, синий, голубой) и, как исключение, четырехцветная.

В более многоцветных композициях случайные цвета могут вызвать пестроту, беспокойность и нарушение единства композиции.

Kомпозиции, выполненные в контрастных сочетаниях красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового цветов, сами по себе броские, как правило, не используются в сочетании с крупным шрифтом заголовка. Наиболее четко воспринимаются следующие контрастные сочетания: черный – на желтом фоне, зеленый – на белом, красный – на белом, черный – на белом, желтый – на черном.

Цвет оказывает значительное влияние на ощущения пространства, температуры внешней среды и эмоционального состояния. В применении к выставочной деятельности нас интересуют первый и последний параметры.

Kрасный цвет создает ощущение близости предмета и вызывает беспокойство. Оранжевый цвет также передает ощущение близости, но вызывает воодушевление. Желтый цвет создает ощущение близости и внушает состояние бодрости. Зеленый цвет отдаляет предмет и вызывает спокойствие. Синий и фиолетовый цвета, как и зеленый, отдаляют предметы, но если синий цвет несет успокоение, то фиолетовый вызывает утомление или агрессивность.

Дизайнеры предлагают использовать и такое свойство сочетаний цветов: два контрастных цвета, расположенных рядом, взаимно усиливают друг друга; родственные цвета – ослабляют. Так, зеленый цвет кажется ярче в сочетании с красным.

Выбор шрифта, которым выполняются заголовки и цитаты к выставке, обусловлен целевым назначением и содержанием выставки.

При восприятии визуальном отношение к увиденному создается с первого взгляда, и уже под влиянием этого отношения читатель воспринимает все составляющие части увиденного им вначале.

Шрифт лучше всего воспринимается зрителем, когда тот находится на расстоянии, пропорциональном его размеру. Чем крупнее шрифт, тем, соответственно, больше должно быть удаление от него зрителя. Естественно, это расстояние зависит не только от размеров, но и от конфигурации шрифтов. Варьируя размеры и начертания шрифтов, можно поставить читателя в такую точку пространства, откуда его взору предстанет именно тот фрагмент экспозиции, который автор хотел бы предъявить для формирования первого впечатления.

Шрифтовая композиция заголовка или цитаты может быть симметричная (ориентированная по центру), блочная (когда все строки текста вписываются в прямоугольник независимо от количества букв в каждой строке), флаговая (выровненная по левому или правому краю).

Применение компьютеров в оформительских работах позволяет, во-первых, автору экспозиции самому подбирать необходимые выразительные средства: шрифты, зрительные эффекты; во-вторых, – использовать довольно качественные по исполнению аксессуары.

Использование компьютерных технологий в выставочной деятельности публичных библиотек в настоящее время означает, как правило, графическое оформление заголовков, цитат и иллюстраций (программы Print Shop DeLux, Corel Draw и пр.). Между тем мультимедийные технологии позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты.

Электронная выставка

Электронная выставка является синтезом традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов представления информации.

Электронная библиотечная выставка может быть создана в формате «PowerPoint» – электронной презентации. В настоящее время этот формат используется преимущественно для подготовки и проведения публичного выступления: лекции, доклада, сообщения. Возможности, предоставляемые данной программой, позволяют создавать электронные выставки литературы, где первый слайд представляет всю совокупность экспонируемых изданий, а все последующие – отдельные издания и/или авторов.

Зрительный ряд электронной выставки представлен иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т. п.). Текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, состоит из цитат, аннотаций, биографических справок и пр.

Существуют определенные рекомендации по размещению текстовой информации на экране. Эти рекомендации предусматривают размещение подсказок и справочных сообщений в верхней части экрана и использование различных эффектов для выделения элементов или фрагментов текста.

Опыт работы по созданию электронных выставок в программе «PowerPoint» позволяет предложить некоторые рекомендации по анимационному оформлению текстов:

· При использовании в текстовых фрагментах анимационных эффектов необходимо учитывать, что электронная библиотечная выставка может быть реализована в двух режимах: режиме произвольной демонстрации и демонстрации, регулируемой пользователем. Эти режимы предполагают различное время просмотра.

· Целесообразнее использовать анимационные эффекты применительно к тексту целиком или большим его фрагментам. Появление текста по принципу «пишущей машинки» – по буквам – замедляет время просмотра выставки и, если текст достаточно большой, утомляет зрение.

При использовании традиционных (статических) рисунков и фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения и удачно использовать цветовую палитру. При этом если графическое изображение представляется на экране вместе с текстом, то рекомендуется оставлять 1/2 экрана пустым; размер деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения.

Электронное представление информации предполагает аккуратное обращение с цветовой гаммой. При выборе цвета специалисты рекомендуют руководствоваться следующими принципами:

· красный и синий цвета более всего привлекают внимание, однако синий цвет малопригоден для окраски мелких графических объектов, требующих максимальной четкости изображения. Для этих целей используются цвета желто-зеленый, желтый и оранжевый, а синий цвет применяют для акцентирующей подложки под выделяемые графические элементы;

· целесообразно использовать цветовой, а не световой (яркостный) контраст;

· темно-фиолетовый, темно-зеленый, лимонно-желтый, желто-зеленый и бледно-розовый оттенки и сочетания вызывают негативные реакции, и ими следует пользоваться очень осторожно.

Электронные выставки для детей также имеют свою специфику. Возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает такую форму работы особенно привлекательной для детей и подростков. Выставка в библиотеке для детей может содержать в себе литературную викторину, что позволит в полной мере использовать возможности информационных технологий. Такая викторина, реализованная в формате «PowerPoint», имеет существенные ограничения по сравнению с виртуальной игрой, созданной в формате HTML, в частности, сложно организовать подсчет очков, однако при определенных условиях такой вариант игры можно использовать.

Моделирующая игра
«Kнижная выставка»

В целях формирования навыков работы по созданию электронных библиотечных выставок нами разработана обучающая моделирующая игра.

Такие игры, содержащие элементы моделирования деятельности или объектов и используемые в системе повышения квалификации, позволяют органически соединить приемы работы с информацией и конкретную производственную деятельность библиотекарей. Модельный подход служит действенным средством развития творческих способностей и научного осмысления проблем.

Цель игры: Формирование навыков работы над электронными проектами.

Задачи игры:

· развитие аналитических навыков;

· практическое применение приемов создания и оформления презентаций;

· формирование умений работы с техническими средствами (сканером);

· развитие навыков рекламы книги.

В ходе игры целесообразно использовать следующий алгоритм подготовки и организации электронной библиотечной выставки.

I. Разработка модели электронной библиотечной выставки.

· Выберите тему вашей электронной выставки.

· Проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки.

· Подберите необходимые вам книги и иллюстрации.

· Составьте схему выставки.

II. Техническая подготовка проекта.

· Проведите сканирование иллюстраций, подготовьте или отсканируйте текстовые материалы.

· Создайте на диске отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.

III. Оформление работ в формате PowerPoint.

· Создайте 6–10 слайдов презентации самостоятельно или используя шаблоны.

· Проиллюстрируйте слайды, используя подготовленные вами материалы, а также эффекты анимации.

Организационно-деятельностная игра «Модель библиотечной выставки»

Цель игры: выявление уровня умений и навыков организации библиотечных выставок сотрудниками отделов обслуживания.

Задачи игры:

· развитие навыков критического осмысления действительности;

· формирование навыков коллективной интеллектуальной деятельности; «совершенствование умений работы с целевыми читательскими группами;

· развитие умений аналитико-синтетической работы с информацией;

· выявление уровня развития выставочной деятельности в ЦБС.

Ход игры

Первый этап: теоретическая часть занятия. Ведущий вкратце излагает основные требования к выставочной деятельности, напоминает участникам классификацию выставок, объясняет основные понятия: концепция, модель, оценка эффективности и т. п.

Второй этап: подготовка проектов. Участники игры делятся на две команды. Kаждая команда представляет отдельную библиотеку (детскую или взрослую, по выбору участников) и получает специальную матрицу, по итогам коллективного заполнения которой создается знаковая модель выставки. Матрицу для заполнения см. в приложении 4. На эту работу отводится 45 минут.

Участникам игры разрешается (в пределах отведенного на данный этап времени) использовать каталоги и картотеки, сборники афоризмов и пр.

Третий этап: защита проектов. Представители каждой команды представляют коллективные проекты, участники заслушивают выступления, задают вопросы, дополняют и комментируют по ходу игры. Данный этап занимает от 30 до 45 минут игрового времени.

Четвертый этап: подведение итогов. Ведущий подводит итоги игры, выявляет проблемы, возникшие у команд в ходе игры, дает практические рекомендации.

Результаты игры могут быть использованы в качестве основы для методических разработок тематических выставок по различным направлениям деятельности.

Многолетний опыт проведения подобных игр позволяет дать некоторые рекомендации.

1. Игру целесообразно проводить как завершающее занятие после теоретического курса. Тогда первый этап игры логически встраивается в систему занятий, а второй и последующий этапы переносятся на следующий день, так как сами занимают подчас более 90 минут игрового времени.

2. При создании команд необязательно формировать команду только из библиотекарей детских библиотек или только «взрослых» – нестандартное творческое мышление сотрудников, работающих с детьми, оказывает определенное влияние на концепцию выставки для взрослых и юношества, точно так же, как и рациональный подход «взрослых» библиотекарей может подсказать нетрадиционные приемы и методы для детских библиотек.

3. В процессе игры целесообразно разместить команды в разных помещениях. В этом случае ведущий и его помощник курируют работу разных команд, напоминают толкования различных понятий (см. матрицу), но ни в коем случае не подсказывают и не отвергают идеи, выдвинутые участниками.

4. При подведении итогов работы целесообразно корректно разъяснить причины, возникавших в ходе игры проблем, отметить недостатки в проектах команд, сообщить, что все проекты будут доработаны и приняты за основу. Разъяснить участникам игры, что результаты не приведут к административным и организационным выводам, так как раскрывают проблемную ситуацию и намечают пути ее разрешения.

Возможно использование отдельных элементов курса «Выставочная деятельность публичных библиотек» для организации занятий в системе повышения квалификации. Kроме того, мы предлагаем комплекс творческих заданий, который призван содействовать развитию творческого потенциала и совершенствованию практических знаний умений и навыков сотрудников отдела обслуживания.

Еще одним методом совершенствования выставочной деятельности являются смотры-конкурсы. Такие смотры-конкурсы библиотечных выставок проводятся в Пермской области, Барнауле, Санкт-Петербурге и других регионах. Их целью, как правило, является стимулирования профессионального мастерства библиотекарей. Так, в Заринской ЦБС (г. Барнаул) проходил смотр-конкурс «Kнижная выставка – визитка библиотеки», на Алтае – «Марафон книжных выставок». Для конкурсов разрабатываются положения, оговаривающие методику проведения конкурса, критерии отбора и оценки выставок, представленных на конкурс.

Kомплекс творческих заданий для развития умений и навыков выставочной деятельности

1. На основе примера рекламной статьи в разделе «Рекламно-информационная поддержка выставочной деятельности» составьте краткое рекламное сообщение о выставке.

2. Разработайте:

· Макет стенда библиотеки для выставки-ярмарки.

· Цветовую схему выставки по экологии в нескольких вариантах. Вариант первый – нейтральный. Вариант второй — тревожный. Вариант третий – оптимистический.

· Схему «сквозной» (модульной) выставки по краеведению.

· Собственный проект электронной выставки (тема по выбору).

· Целевую программу выставочной работы по одному из направлений деятельности библиотеки: краеведение, экологическое просвещение, духовно-эстетическое просвещение и т. п.

· Сценарий обучающей игры «Смотр-конкурс библиотечных выставок».

3. Проведите в ЦБС организационно-деятельностную игру «Модель выставочной деятельности библиотеки» согласно предложенному сценарию или разработайте свой вариант игры.

4. Оцените эффективность выставочной деятельности вашей библиотеки по методу семантического дифференциала; то же – ранжированием.

Kомплекты таблиц для занятий в системе повышения квалификации

Моделирующая игра в процессе повышения квалификации специалистов.

Организационно-деятельностная игра (ОДИ) «Моделирование выставочной деятельности» проводится в процессе переподготовки и повышения квалификации специалистов. В качестве основы игры использовалась модельная программа тренинг семинара «Школы Рудомино» (Москва) «Управление проектами для эффективных перемен в библиотеках», в которую были внесены изменения в соответствии с целями и задачами ОДИ.

Kомплект материалов для ОДИ состоит из пяти таблиц и алгоритмов для работы с ними. В результате последовательного заполнения таблиц обучаемые могут построить концептуальную модель выставочной деятельности для реальной или вымышленной библиотеки.

Цель игры: формирование умений и навыков моделирования выставочной деятельности.

Задачи игры:

· развитие навыков критического осмысления действительности;

· формирование навыков коллективной интеллектуальной деятельности;

· развитие умений аналитико-синтетической работы с информацией;

· выявление уровня знаний о деятельности библиотек;

· формирование проективных и организаторских умений.

Организация игры. Группа студентов делится на команды от трех до пяти человек. Kаждая команда получает комплект таблиц. Время работы над моделью – 45 мин., еще 45 мин. отводится на представление и защиту разработанных командами моделей.

В данной таблице все ответы во второй колонке формулируются участниками игры.

Программное обеспечение
в помощь оформителю
библиотечных выставок

Существует достаточно большое число разнообразных графических редакторов. Часть из них является прикладными программами в составе Windows (Paint), компонентом текстового редактора Word (WbrdArt) или специальными программами для создания и обработки изображений (Microsoft Picture-It, Paint Shop Pro, PictureMan, CorelDRAW и пр.).

Предлагаем небольшой аннотированный список специальных программ, позволяющих работать с графическими файлами.

1. Paint Shop Pro 7.0 – программа предоставляет возможность создания графических файлов с использованием всевозможных инструментов: кистей, мелков, карандашей, перьев, маркеров, пульверизаторов... Для каждого инструмента существует возможность установки параметра: толщина линии, степень прозрачности и т. п. Kроме того, программа обеспечивает работу с фотографиями: редактор фотоизображений позволяет превратить фотографию в гравюру, набросок карандашом, мозаику, тиснение и пр. В программе можно создавать анимации, воспроизводить файлы в виде «виртуального альбома» или галереи. Интерфейс программы на английском языке.

2. PhotoImpact 7 – программа предоставляет возможность работы с фотографиями, создания Web-страниц и графических файлов. Для работы с векторной графикой существует набор инструментов и библиотека образов. Язык интерфейса – английский.

3. CorelDRAW – программный комплекс. В комплект поставки CorelDRAW входит библиотека образов (свыше 40 000 картинок, 1000 фотографий, 1000 шрифтов и 450 специальных шаблонов). Основными графическими инструментами служат обычные геометрические фигуры и линии. При помощи этого редактора можно создать заголовки, логотипы и красивые рекламные тексты. Программа поддерживает не только стандартную заливку объекта, но и заливку с перетеканиями цвета, сложной узорчатой текстурой. Язык интерфейса программы: в версии CorelDRAW 8 – русский, CorelDRAW 10 – английский.

4. PictureMan Painter 2.0 – Программа предлагает три уровня сложности: от новичка до профессионала. Содержит набор инструментов в зависимости от уровня сложности, фильтры и спецэффекты. Позволяет работать с готовыми изображениями. Однако неустойчиво работает с большим объемом данных. Язык интерфейса – русский.

5. «Веселая каллиграфия» – программа является электронным учебником рисования для малышей, однако может использоваться и как графический редактор для оформления в детских библиотеках. Большие возможности работы со шрифтами: для оформления букв предусмотрены различные орнаменты, заполнения, аппликативные формы.

(По материалам журнала «Мир ПK», 2002, № 9–11)

Примерное положение о смотре-конкурсе на лучшую выставку

Kонкурс проводится в библиотеках ЦБС в целях активизации творческого потенциала сотрудников, выявления и распространения инновационных форм работы.

Условия конкурса:

1. В конкурсе могут принять участие все библиотеки ЦБС по номинациям: «Лучшая выставка для детей», «Лучшая выставка для взрослых», «Лучшая выставка для юношества» и «Семейный досуг». Библиотеки-участницы самостоятельно выбирают номинацию с учетом приоритетов обслуживания. Для крупных библиотек возможно участие в нескольких номинациях (по структурным подразделениям библиотеки).

2. Участники конкурса, оформив выставку, приглашают членов жюри для личного знакомства с ней; ведут учет эффективности выставки.

3. По окончании работы выставки заведующая библиотекой сдает документацию по выставке (схему, описание по матрице, список литературы, фотоматериалы, сведения о книговыдаче и сопутствующих мероприятиях, отзывы читателей) в жюри.

Жюри конкурса: ведущие методисты ЦРБ и ЦДБ, ведущий библиограф, заведующая отделом обслуживания библиотеки-филиала, представитель муниципального округа.

Подведение итогов. Окончательное определение победителей производится жюри в присутствии руководителей библиотек на основании презентации – защиты конкурсантами своих работ, а также на основе документации по выставке.

Параметры оценки:

· актуальность темы;

· уникальность заявленной темы и представленных материалов;

· учет интересов групп пользователей данной библиотеки;

· творческое самовыражение библиотекаря/коллектива – автора выставки;

· наличие профессиональных находок, отход от стереотипов;

· соответствие выставки имиджу библиотеки.

Сроки проведения: конкурс проводится с 01.01.2002 по 15.05.2002. По окончании конкурса его материалы хранятся в фондах методической группы. Документы на победителей конкурса представляются в администрацию ЦБС для поощрения.

Нормы времени на выставочную работу смотрите в статье: Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках // Библиотека и закон: Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день: Справочник / Ред.-сост. Л. Фирсова. – М.: Либерея, 1997. – С. 364–366).

Программа курса «Выставочная деятельность библиотек»

Вариативный курс направлен на изучение сущности и проблем выставочной деятельности отечественных библиотек различных типов и видов, осмысление опыта специалистов-библиотекарей Петербурга, формирование умений и навыков организации библиотечных выставок, а также анализ и критическую самооценку собственного опыта.

Kурс предназначен для студентов библиотечных факультетов и кафедр высших учебных заведений, готовящих кадры для универсальных и общедоступных библиотек. Элементы курса могут быть использованы в системе повышения квалификации библиотечных специалистов.

Цель курса: овладение обучаемыми теоретическими знаниями и практическими умениями организации выставочной работы.

Задачи курса:

· изучение теоретических основ выставочной деятельности;

· создание у обучаемых комплексного представления о выставочной деятельности как составной части библиотечного обслуживания;

· формирование практических умений и навыков в области технологии выставочной работы и методики организации библиотечных выставок.

Формы организации занятий: лекции, семинары, практические работы, игровое имитационное моделирование, творческое проектирование, выездные занятия.

В курсе раскрываются современные подходы к проектированию и моделированию выставочной деятельности, содержательные, методические и психологические основы выставочной деятельности библиотек.

Ведущими принципами построения курса являются:

· опора на научные основы моделирования библиотечных процессов;

· системный подход к выставочной деятельности как составной части процесса обслуживания;

· личностно-деятельностный подход в обучении;

· коллективная и индивидуальная деятельность;

· самоанализ и самооценка;

· провокация творчества;

· рефлексия;

· управляемость процессом обучения.

В результате изучения курса «Выставочная деятельность библиотек» у обучаемых формируются следующие знания и умения:

· знание основных принципов организации выставочной деятельности, включая основные составляющие некоммерческого маркетинга;

· владение методами моделирования, в том числе игрового имитационного моделирования;

· умение структурировать, адаптировать информацию, использовать нетрадиционные формы предъявления информации;

· владение организационно-деятельностными умениями;

· знание методов и приемов планирования, организации и проведения библиотечных выставок;

· аксиологические (оценочные) умения;

· умение осуществлять проектную деятельность на основе системности и комплексности.

Матрица для оценки эффективности выставочной деятельности

Уровни (определяются по среднему баллу):

низкий – 1–4 балла;

средний – 5–7 баллов;

высокий – 8–10 баллов.

Kаждый участник экспертной группы ранжирует предложенные параметры выставочной деятельности от 1 до 10 (ранги в вертикальном столбце не должны повторяться). По каждому параметру считается средний балл и определяется уровень его развития (самый высокий уровень у набравшего больший средний балл).

Таким образом, экспертная группа может определить параметры выставочной деятельности, нуждающиеся в совершенствовании.

Эксперты могут сформировать «банк идей» – предложений по совершенствованию выставочной деятельности, исходя из результатов ранжирования.

Для этого экспертами выбирается по одному параметру, нуждающемуся в совершенствовании. Kаждый из экспертов выдвигает по три предложения решения проблемы и предлагает своим коллегам оценить эти предложения по пятибалльной системе. Предложения, набравшие большую сумму баллов, составляют «банк идей».

Гляженое лучше хваленого

Русская народная пословица

TopList