КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический универсистет «Первое сентября»

Библиотечное дело

Ольга Громова

Развитие информационной грамотности учащихся
в школьной и детской библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Общие понятия и содержание обучения информационной грамотности. Обзор основных российских работ по теме и заявленных в них подходов к развитию ИГ. Различные подходы к содержанию обучения (информационная культура, информационная грамотность, культура чтения и их составляющие). Терминология курса

18

Лекция 2. Общая методика группового и индивидуального обучения применительно к данному направлению. Принципы организации занятий при регулярном ведении курса ИГ (элективный курс, факультатив). Принципы работы с читателем при индивидуальных консультациях, методика организации индивидуальных консультаций

19

Лекция 3. Основные этапы работы с информацией. Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития ИГ для школьников.Kонтрольная работа № 1

20

Лекция 4. Формулировка запроса, поиск и локализация информации. Формулировка и уточнение запроса как первый этап работы с информацией. Выработка алгоритма поиска и его корректировка. Принципы локализации информации. Методика организации занятий и разработки заданий по выработке алгоритма поиска и локализации информации

21

Лекция 5. Kачественная оценка информации. Общие подходы к оценке качества информации. Выработка частных критериев оценки и отбора полученной информации в соответствии с целями и задачами работы. Kонтрольная работа № 2

22

Лекция 6. Обработка и интерпретация информации. Приемы и формы свертывания и развертывания информации. Их выбор в соответствии с целями и задачами работы. Принципы построения заданий на свертывание и развертывание информации

23

Лекция 7. Работа с отобранной информацией. Сортировка и компоновка материала. Выбор формы презентации полученных результатов. Общие правила презентации.

24

Лекция 8. Возможные принципы оценки навыков работы с информацией. Понятие освоения учеником основ ИГ. Цели и принципы оценки библиотекарем (учителем) работы читателя (ученика) с информацией. Принципы и приемы самооценки учащегося. Итоговая работа

 

Лекция 5. Качественная оценка информации
Общие подходы к оценке качества информации Выработка частных критериев оценки и отбор полученной информации в соответствии с целями и задачами работы

Общие подходы к оценке качества информации

Умение правильно оценить информацию встречается у нас нечасто. То ли в силу менталитета, то ли вследствие традиционной системы обучения наше восприятие информации зачастую лишено критического элемента. Мысль о том, что раз напечатано (в газете, журнале, книге) или сказано по радио, телевидению – значит, правильно, для многих все еще более привычна, чем та, что любую информацию надо хотя бы сравнить с другой. И по-прежнему в большинстве школ мы приучаем детей думать, что существует лишь одна правильная точка зрения или только один точный факт (чаще всего – как в учебнике) и что именно их нужно усвоить. Между тем одно из главных умений, необходимых современному человеку в условиях мощного информационного пространства, – это умение критически оценивать и отбирать информацию. Во многих странах именно на это, а не на усвоение массы фактической информации, направлено школьное образование. Дети там часто знают гораздо меньше наших школьников, но хорошо представляют себе, как нужно добывать информацию и как отбирать среди найденного верные и авторитетные сведения.

Попробуем разобраться, что значит оценивать информацию и по каким параметрам это можно делать.

Достоверность. Это основное требование к любой информации. Не всегда достаточно получить сведения из энциклопедии или словаря (даже, как говорится, «с именем», то есть очень популярных), чтобы быть уверенными в их достоверности.

Есть несколько простых правил, которых придерживаются люди, постоянно (по роду работы, например) имеющие дело с разной информацией. Этим правилам очень полезно учить наших ребят.

Правило трех источников. Факт считается достоверным, если его подтверждают несколько (больше двух) разных источников.

Обратите внимание учеников на простой пример. В выпуске новостей одни события подаются просто как факт (там-то произошло то-то), а другие начинаются со слов: «По данным такого-то информационного агентства произошло то-то». Первая формулировка означает, что либо у теле(радио)компании есть корреспондент на месте происшествия (иными словами, сами видели), либо эта информация поступила одновременно из трех разных источников. Вторая же формулировка означает, что на момент выхода новостей в эфир имеется «не своя» информация, а подтверждения от других источников, кроме названного, еще нет. Тот же принцип распространяется на публикацию новой научной информации: никакие результаты исследований не считаются достоверными, если исследования (опыты, наблюдения) проводились только при одних условиях и не были повторены многократно.

Классическая традиция подготовки энциклопедий требовала, чтобы любые фактические данные, приводимые в новом издании, подтверждались не менее чем тремя авторитетными источниками. Существовали даже списки таких источников по разным отраслям знания, куда входили и все крупнейшие энциклопедии разных стран (готовившиеся в свое время по тем же правилам).

Степень доверия. Доверие к информации тем выше, чем более мы уверены в квалификации и осведомленности автора.

Иначе говоря, рассматривая новую статью (например, о неких исторических событиях), стоит выяснить, кто ее автор – ученый-исследователь, популяризатор науки или репортер газеты, известной любовью к сенсациям.

Цели и задачи материала. Как они представлены его создателями. Пример. Выпущен новый справочник, авторы которого заявляют в предисловии, что собрали исчерпывающий материал по данному вопросу. В популярной книге на ту же тему доказывается новая теория или трактовка вопроса. Какова степень достоверности сведений в том или другом случае? В первом случае она выше, потому что, скорее всего, авторы собрали и систематизировали сведения из многих источников. Во втором же случае нужно внимательно смотреть не только на факты, но и на то, как они поданы: бывает, что автор, увлеченный своей идеей, начинает «притягивать за уши» какие-то данные, которые помогают в доказательстве, или опускать детали, которые мешают. В таких материалах не всегда легко разобраться и взрослому, но обсуждать подобные ситуации с детьми все равно надо.

Очень важно учить ребят различать факт и личное мнение (идет ли речь о мнении автора или собственном мнении читателя, сложившемся под влиянием данной информации). Вспомним, как часто в ответ на ваш вопрос «что он сказал?» вам пересказывают услышанное не дословно, а передают свое понимание смысла (не всегда и верное).

Полнота информации

По полноте предоставляемой информации источники можно разделить на три основные категории. Когда читатель (ученик) задается вопросом: достаточно ли информации он найдет в данном источнике, – важно, чтобы он умел определить это изначально, понимая, к какой категории относится источник.

Источники общих сведений. В них можно получить первоначальную, самую общую, информацию о предмете. К таким источникам отнесем универсальные энциклопедии и справочники, энциклопедические и толковые словари, а также статьи в научно-популярной периодике и изданиях для детей.

Источники специальных сведений, которые содержат более детальную информацию, поскольку, как правило, они посвящены одной или нескольким близким темам. К ним относятся: отраслевые энциклопедии и справочники, специальные статьи и монографии, посвященные одной теме.

Дополняющие источники. Это материалы новейших исследований или, наоборот, публикации архивных материалов, писем, комментарии к текстам в академических изданиях, сводки политических или экономических новостей – все, что может расширить или углубить знания, уже полученные из источников общих и специальных сведений.

Вот, например, как могут распределяться по полноте материалы об известном спортсмене – чемпионе Олимпийских игр прошлых лет. Из универсального энциклопедического словаря мы узнаем его место рождения и годы жизни (зачастую – без точных дат), вид спорта, в каких играх и когда участвовал, основные достижения и список наград. За более подробной информацией нам придется обратиться к специальным справочникам (типа энциклопедий «Олимпийские игры» или «Спорт») или к сборникам статей о великих спортсменах. Возможно, это будут биографические справочники по видам спорта – о великих теннисистах, знаменитых лыжниках и т. п. Если же нам понадобится узнать, какие специальные системы тренировок или реабилитации после травм выработал данный спортсмен (С.Бубка, В.Дикуль), то, скорее всего, следует искать их собственные статьи или публикации в специальной прессе, научных изданиях, то есть – в дополняющих источниках.

Актуальность информации

Степень актуальности информации можно оценивать по-разному. Во многом это зависит от толкования термина. В общепринятом значении слово актуальный означает злободневный, важный в данный момент. С другой стороны, все чаще это слово становится синонимом слова современный.

Исходя из этих толкований, мы и рассмотрим вопрос об оценке актуальности информации.

Злободневная информация – это та, которая необходима в данный момент по данной теме для данной работы и отражает актуальную проблему современности («на злобу дня»). Необходимость в такой информации возникает чаще всего тогда, когда школьник готовит проблемное исследование, требующее не просто изложения каких-то знаний, но и постановки вопросов, имеющих жизненно важное значение, на которые не имеется пока однозначных ответов. Например, работа на тему «Актуальные проблемы экологии» требует вычленения наиболее острых вопросов, требующих решения именно сейчас. В этом случае школьник должен уметь четко сформулировать это для себя: мне нужна информация не вообще о всех вопросах, которыми занимаются экологи, а только о наиболее злободневных («здесь и сейчас»).

Современность информации определяется, как правило, временем ее создания, однако это не всегда верно. Надо различать два направления: время создания материалов и время их публикации (например, год выхода издания). Важно приучить наших учеников при отборе информации задавать себе – четко различая их смысл – два вопроса:

· имеет ли значение для моей работы время создания источника?

· имеет ли значение год выпуска издания (или обновления сайта)?

Время создания, как и дата выхода источника, не имеет значения в том случае, когда нужно получить какие-либо фундаментальные сведения, которые меняются очень редко или никогда (количество ног у паука, расположение гор и рек на физической карте страны, формулировка закона Ома).

При этом, работая с другими источниками, содержащими, вроде бы, неизменную информацию (например, классическими трудами известных ученых), можно легко ошибиться. Казалось бы, что нового могло появиться в трудах Карамзина или Ломоносова, в каком бы году они ни издавались? Но… Типичный случай: в многотомной «Истории России» С.М.Соловьева старшеклассники готовы искать материалы для рефератов на любые темы, вплоть до Русско-японской войны или Февральской революции 1917 года, не задумываясь о том, мог ли Соловьев об этом писать. А всего-то и надо уточнить годы его жизни и время создания последнего тома. С.М.Соловьев умер в 1879 году, и последний том его работы вышел посмертно. В других случаях работа над книгой могла быть закончена за много лет до смерти автора и больше не пересматриваться им. То же относится и к сайтам в Интернете: дата последнего обновления может оказаться весьма важным признаком актуальности/устарелости информации. А значит, в подобных ситуациях необходимо учитывать дату создания/обновления источника.

Год создания источника может быть важен и тогда, когда информация отражает реалии своего времени, которые успели измениться. Например, в очерках Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка» авторы точно увидят Соединенные Штаты не такими, какими увидел их другой писатель, побывавший в стране 30 лет спустя. При этом год издания тех же очерков или трудов Соловьева может и не иметь значения.

Год публикации источника (выхода в свет данной книги, диска) важен в других случаях. Во-первых, когда речь идет об источниках, которые фиксируют именно изменения в той или иной сфере, – например, политическая карта мира, статистические и страноведческие справочники, материалы по развивающимся отраслям науки и т. п. Во-вторых, когда необходимо учитывать наличие переизданий (если более новое издание вышло исправленным и дополненным).

Выработка частных критериев оценки и отбора информации в соответствии с целями и задачами работы

Рассмотренные выше критерии оценки качества информации носят общий характер. Иными словами, их можно свести в некий общий свод правил, которыми должен руководствоваться в работе с источниками информационно грамотный человек.

При работе над конкретной темой и подготовкой изложения ее итогов исследователь сталкивается с двумя проблемами: оценка качества информации по данному вопросу и максимально корректное представление собранных материалов.

Частные критерии оценки информации невозможно свести к общим правилам. Ученику приходится вырабатывать их самостоятельно. Значит, наша задача дать ему не набор правил, а инструмент, который помог бы ему в работе с информацией. Конечно, проблема более точной оценки качества информации по частным критериям возникает в основном у старших школьников и студентов. Все же не надо упускать из виду, что с такими же проблемами могут сталкиваться и более младшие ребята.

Самые трудные вопросы по качеству информации появляются в тех случаях, когда ученическая работа, для которой подбирается информации, носит проблемный характер или касается тем, имеющих неоднозначное освещение в печати (а тем более – в Интернете).

Примерный ряд вопросов, на которые ученик должен ответить себе в процессе работы над сложной темой (или формой презентации), может выглядеть так:

  • могло ли время создания (или публикации) данного материала повлиять на его полноту, достоверность, актуальность? (Учет исторического контекста).

  • какие цели ставил перед собой автор и не могли ли они повлиять на качество его работы? Если да, то как именно?

  • доступна ли данная информация той аудитории, которой я буду представлять работу (или слишком сложна, слишком проста)?

  • подходит ли данная информация под формат презентации работы?

Самое трудное в оценке информации – учет исторического контекста. Важно понимать, в какой степени время создания того или иного источника информации могло повлиять на достоверность содержащихся в нем сведений, а тем более – оценок.

Это чрезвычайно трудный для понимания, но весьма важный аспект оценки достоверности информации. Он требует некоторого запаса знаний по исследуемому вопросу или хотя бы представления о том, что в разное время данные вопросы или события могли освещаться по-разному. Очевидными примерами могут служить материалы разных лет, посвященные деятелям Октябрьской революции. Например, вопросы исторического контекста информации вполне можно обсуждать со старшеклассниками на базе материалов о Троцком. О последнем у нас писали много, печатались его работы, как периода революции, так и написанные в эмиграции; переводилось также немало зарубежных работ, посвященных Троцкому. Столь же очевидны примеры из истории освещения в отечественной литературе вопросов генетики или кибернетики. Бывают и не такие очевидные ситуации. Вот почему нужно учить школьников соотносить поиск той или иной информации со временем, о котором идет речь, с политикой или историей того времени. Необходимо задаваться вопросом: всегда ли автор мог писать то, что думал на самом деле, и не могли ли в его работе присутствовать конъюнктурные соображения или (само)цензура.

Цели создания информации. Очень хорошие вопросы предлагает О.Мяэотс [2]: «С какой целью это написано? Какой реакции ждал от читателя автор? Где еще я могу проверить данную информацию?».

Современный ребенок, видящий вокруг себя множество рекламы, довольно быстро научается с осторожностью относиться к ней, поскольку понимает, что главная цель рекламодателя – не забота о его здоровье или удовольствии, а сбыт товара. Тем не менее, не стоит полагаться на опыт и понимание ребенка, а нужно все-таки обращать его внимание на скрытые цели автора. Кстати, второй вопрос поможет не только в оценке добросовестной или недобросовестной информации, но и в оценке эмоциональной окраски некоторых текстов. Например, в работе библиотекаря, направленной на развитие у детей толерантного сознания, очень важно научить их видеть, где факты, а где – провокационный текст, имеющий целью вызвать определенные эмоции.

Уровень доступности информации для целевой аудитории. Критерий, почти совсем не учитываемый в ученических работах. Это, видимо, часть нашей традиции трансляционного обучения, где работу ученика зачастую видят лишь он сам, да учитель, который ее оценивает. На самом деле, как мы уже говорили, направленность любой ученической работы на реальную пользу другим, а не только на получение оценки, очень повышает и престиж работы в глазах школьника, и интерес к ней, и эффективность усвоения материала.

Во многих странах умение ориентировать свою работу на определенный круг слушателей/зрителей/читателей считается одним из обязательных навыков информационной грамотности. Ученик должен уметь оценить требуемую глубину раскрытия темы и изложить информацию в форме, соответствующей восприятию аудитории.

И последний вопрос в ряду наиболее типичных частных критериев оценки информации – пригодность данного материала для формы презентации, задуманной учеником. Здесь все критерии оценки будут зависеть от этой формы, но важно, чтобы ребенок научился помнить еще одно: нельзя объять необъятное, не надо пытаться вложить в одну работу все, что ты узнал. Но чтобы отобрать что-то действительно важное, нужно знать больше того, что ты в конце концов включишь в свою работу.

Оценка источника информации

Строго говоря, этот вопрос не входит в тему нашей лекции, но все же скажем несколько слов и о такой оценке. Речь идет об оценке общего качества источников информации. Иногда непросто сразу заняться качественной оценкой, содержащейся в источнике информации, особенно это трудно ученикам начальной школы и 5–6-х классов. Тогда можно начать с качественной оценки самого источника. Данные навыки сами по себе нужны любому человеку. Кроме того, эта работа поможет при начальном ориентировании в источнике и снимет психологический барьер, возникающий порой у ребят при оценке информации.

Очень хорошие анкеты предлагает для этого Ольга Мяэотс [2]. Правда, в брошюре они не совсем точно располагаются в разделе «Критическая оценка полученной информации» (правильнее было бы написать «источников информации»). Это недосмотр редакции, но сути анкет он не меняет. Анкеты очень хорошо составлены и действительно помогают оценить качество источника.

Приведем пример анкеты для оценки сайта в Интернете, а остальные ищите в брошюре О.Н.Мяэотс, вышедшей в 2005 году.

Критическая оценка источника информации – Интернет

1. Какую поисковую систему ты использовал?

2. Адрес сайта, который ты изучал.

3. Название сайта.

4. Долго ли загружается страница?

5. Привлекательно ли она выглядит?

6. Легко ли читается?

7. Есть ли изображения? Какого качества?

8. Несут ли изображения дополнительную информацию?

9. Указаны ли имя и адрес электронной почты автора сайта?

10. Есть ли указание, когда был подготовлен (обновлен) сайт?

11. Есть ли возможность при переходе на следующие страницы автоматически вернуться на первую?

12. Достаточно ли полно заглавие сайта раскрывает его содежание?

13. Смог бы ты получить больше информации из печатного справочника?

14. Во всем ли ты согласен с автором?

15. Не попадалась ли тебе неверная информация?

16. Достаточно ли актуальна предложенная информация?

17. Есть ли на сайте отсылки к другим сайтам с похожей информацией?

18. Считаешь ли ты, что автор достаточно компетентен в этом предмете?

19. Проанализировав все свои ответы, считаешь ли ты, что можешь использовать данный сайт для своей исследовательской работы?

Приведенная анкета, как и другие из разработки О.Мяэотс, пригодятся Вам и для другой работы, не только для занятий по курсу ИГ. В качестве практической помощи, скажем, младшим товарищам или библиотекарю ребята могут по этим анкетам анализировать поступающие в фонд материалы на любых носителях. Из таких заполненных анкет сложится справочный фонд для вас и читателей. Кроме того, можно вкладывать копию анкеты с оценкой в книгу, диск, держать возле компьютера, на котором есть каталог сайтов.

Вопросы для самопроверки

1. Составьте варианты заданий для оценки информации, где требовалось бы отбирать материалы с учетом исторического контекста. Если есть возможность, попробуйте их на практике и оцените, как ребята с ними справились.

2. Подберите другие частные критерии качественной оценки информации, кроме тех, которые предложены в лекции.

3. Не заглядывая в брошюру О.Мяэотс, составьте анкету для оценки книги, компакт-диска. Сверьте варианты с брошюрой.

Список литературы

1. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – М. : Школьная библиотека, 2002. – 288 с. – (Прил. к журн. «Школьная библиотека». Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря).

2. Мяэотс О. Н. Уроки информационной грамотности в школе : методические рекомендации / О. Н. Мяэотс. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 2)

3. Загашев И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд. – СПб. : Скифия ; Альянс «Дельта» ; Речь, 2003. – 192 с.

4. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития : Перспективы для высшего образования / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб. : Скифия, 2003. – 283 с.

5. Загашев И. О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке : Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев // Библиотека в школе. – 2006 – № 17–24. – (Курсы повышения квалификации. Педагогический университет «Первое сентября»).

6. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2004. – 174 с.

TopList