Редактор Ольга Козлова
Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>
Нелишнее знание
Наталья Збаровская
Формирование информационной культуры
школьника: электронные технологии
Тема формирования культуры школьника
многообразна, актуальна и перспективна. Особенно
в части применения электронных технологий.
Предлагая последние публикации Натальи
Владиславовны Збаровской, мы допускаем, что
текст не совсем соответствует стилю нашего
издания, чаще всего популяризирующего научные
исследования. В статье мы имеем дело со
всесторонним рассмотрением условий, мотивации,
факторов, показателей эффективности этой
наисложнейшей проблемы. Мы полагаем, что
большинство заинтересованных читателей
обладает культурой восприятия научных текстов и
аналитически осмыслит и применит на практике
разработки Натальи Владиславовны. Электронное
методико-практическое пособие «Информационная
культура личности», о котором говорится в статье,
является собственностью ЦБС Невского района
Санкт-Петербурга, получить его можно, заказав по
адресу: 193174, Санк-Петербург, ул. Бабушкина, д. 64,
ГУК Невская ЦБС. Справки по телефону: (812) 362-34-38,
факс: (812) 362-07-00.
Система формирования информационной
культуры личности посредством
информационно-образовательной среды школьной
библиотеки представляет собой непрерывный
процесс, сочетающий в себе: когнитивный,
мотивационно-ценностный, эмоциональный и
действенно-практический компоненты;
совокупность взаимодействующих принципов;
социально-педагогических условий,
способствующих ее формированию; формы и методы
взаимодействия субъектов и объектов процесса
библиотечного обслуживания; гуманистический
характер отношений между участниками
библиотечного взаимодействия.
Эффективность процесса формирования
информационной культуры учащихся
обуславливается реализацией таких ведущих
дидактических принципов, как научность, связь
теории с практикой, систематичность,
последовательность, наглядность, доступность,
дифференцированный подход [6]. Активную роль
играют формы обучения, среди которых можно
выделить виды учебных занятий, направленные на
теоретическую (лекции, семинары, лабораторные
работы, экскурсии, самостоятельная работа,
консультации) и практическую (практикумы,
деловые игры, тренинги) подготовку. Также
целесообразно использовать дополнительные
формы обучения: беседы, обзоры, дискуссии,
обсуждения, встречи и др.
Между тем, специалисты по проблемам
образования отмечают, что межпредметные связи и
возможности интегрированных курсов
используются в учебном процессе недостаточно.
Тогда как с их помощью можно содействовать
оперативному и эффективному усвоению обучаемыми
материала как общеобразовательных гуманитарных
предметов (литературы, истории и др.), так и
специальных (документоведение; информатика и др.
[5,6]). Так, можно предложить при написании реферата
по какому-либо предмету оценивать не только
содержание (раскрытие темы), но и список
литературы, умение творчески переработать
информацию и оформление работы – учащийся, таким
образом, получает две оценки. Одновременно в
процессе обучения логично применять
интерактивные, диалоговые технологии,
позволяющие усваивать знания и развивать
познавательные процессы в ходе совместного
рассуждения, формировать не только
профессиональные навыки, но и личностные
качества, необходимые будущим специалистам.
Можно выделить следующие пути и
способы мотивации, которые рекомендуется
учитывать при формировании информационной
культуры учащихся на основе компьютерных
технологий:
– повышение актуальности и новизны
содержания; электронные учебники позволяют
постоянно дополнять, модернизировать, обновлять
материал;
– применение наглядности,
занимательности, эмоциональности; использование
графики, видео, мультипликации и звуков
позволяет обучающемуся получить максимальное
впечатление от осваиваемого материала,
стимулирующее интерес к проблематике;
– использование сравнений и аналогий,
ассоциаций, понятных и близких учащемуся;
– использование произведений
искусства и литературы; динамическое включение в
осваиваемый материал картин и фотографий
позволяет сделать фактический материал
жизненным и интересным;
– применение активных, деятельностных
методов и форм обучения: деловых игр, проблемного
метода, обучения через открытия (подкрепляемых
компьютерными банками информации, развитой
поисковой системой и т. д.);
– структурирование учебного
материала, разделение его на логически
целостные, небольшие по размеру блоки; выделение
главных идей и подчиненных мыслей;
гипертекстовое представление материала в
электронном формате способствует решению данной
задачи;
– использование учебных заданий с
элементами новизны и непредсказуемости;
обновление материала электронных заданий можно
производить достаточно часто [7].
Высокая эффективность использования
компьютерных технологий в формировании
информационной культуры учащихся обусловлена
рядом объективно существующих факторов. К ним, в
том числе, относятся:
– возможность индивидуальной
самостоятельной работы обучаемых с
представляемыми материалами и регуляция режима
просмотра;
– нетрадиционное предъявление
материала;
– наглядность;
– структурирование материала.
Мультимедийные технологии позволяют
значительно расширить границы предъявления
информации, создавать разнообразные
информационные продукты.
Во многих ЦБС и школьных библиотеках
успешно реализуются различные электронные
проекты: web-сайты библиотек, электронные
краеведческие пособия, виртуальные экспозиции
литературных музеев. Для работы над такими
проектами, как правило, привлекаются специалисты
в области компьютерных технологий. Однако
существует возможность самостоятельной работы
библиотекарей над мультимедийными проектами.
Такими проектами могут стать виртуальные
выставки, указатели литературы, игровые занятия
и небольшие учебные курсы (например, по работе с
каталогами).
Современные информационные
педагогические технологии в обучении
информационной культуре предпочтительнее
традиционных методик в силу следующих факторов:
1. Взаимодействие участников
(обучающих и обучаемых) в процессе обучения
стимулирует установление производственных и
личностных контактов.
2. Использование разнообразных
методик позволяет не только обучать школьников,
изучать уровень развития их информационной
культуры, но и создавать в процессе игры проекты
и модели для последующей практической
реализации в библиотечном обслуживании.
3. В ходе коллективной мыслительной
деятельности достигается более глубокое
понимание проблем, стоящих перед личностью в
освоении информации.
Но все эти достоинства проявляются при
условии соблюдения определенных требований к
организации работы.
Среди этих требований следует назвать:
– определение оптимального
количества участников и/или команд;
– установление продолжительности
работы (не более 1,5–2 часов);
– организация комфортного
информационного пространства;
– подготовка или отбор лекционного
материала, заданий;
– проведение итогового этапа
работы (анализ полученных материалов,
определение путей их использования в дальнейшей
работе, прогнозирование дальнейших занятий).
В связи с этим предъявляются
определенные требования к способам предъявления
информации. Методы предъявления информации в
процессе формирования информационной культуры
личности могут быть традиционными и
нетрадиционными. Эти методы обеспечивают
согласованность между содержанием и формой
занятий. В качестве примера можно привести
проблемно-ориентированные уроки и семинары,
интерактивные электронные учебники и учебные
пособия, курсы дистанционного обучения. Кроме
того, активно используются при проведении
занятий технические средства: мультимедийные
проекторы, домашние кинотеатры для
сопровождения лекционного материала видеорядом;
разрабатываются слайд-лекции.
Так, в ЦБС Невского района
Санкт-Петербурга автором данной статьи создано
электронное методико–практическое пособие для
библиотекарей по курсу «Информационная культура
личности». Пособие состоит из двух частей:
материалы для работы с учащимися и методические
материалы для библиотекарей.
Целью данного пособия является помощь
учителям и школьным библиотекарям в учебном
процессе.
Задачи, решаемые в процессе
использования пособия:
– развитие коммуникативных умений в
системе «человек – компьютер»;
– формирование умений поиска, оценки и
переработки информации;
– изучение терминологии в области
информационной культуры;
– развитие рефлексии по деятельности
в информационной среде.
Пособие может быть использовано при
изучении курса «Информатика» или
факультативного курса «Информационная культура
личности».
Мотивационный компонент
объединяет методы стимулирования и мотивации, а
также приемы занимательных, игровых и
дискуссионных педагогических ситуаций в
обучении.
Содержательный компонент:
первая часть пособия включает в себя цикл
слайд-лекций «История книги» и «История
библиотек»; текстовое сопровождение – курс
лекций с разбивкой по слайдам; задания для
учащихся (электронный и печатный варианты) и
викторину. Во второй части пособия представлены
методические указания по проведению практикумов
(в том числе и по созданию совместных электронных
проектов); хрестоматия электронных материалов по
проблемам информационной культуры;
дополнительные материалы для самостоятельной
подготовки лекций и словарь.
В операциональном
компоненте объединены методы, средства,
организационные формы обучения, модели
эмоционально-интеллектуального взаимодействия
педагога и обучающегося. В число используемых в
технологии формирования ИКЛ методов входят: объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный; исследовательский методы, а
также метод проблемного изложения и метод
проектов. Компьютерная поддержка к
учебному курсу выполнена в виде целостного
компьютеризированного курса. Информационный
блок включает в себя: теоретический
материал, структурированный по слайд-лекциям и
их текстовому сопровождению, словарь, список
литературы. Исполнительный блок
включает: задания для индивидуальных работ
(компьютерный и печатный варианты). Задания
предусматривают работу с текстовой информацией
и формирование умений анализа информации,
структурирования информации, поиска необходимой
информации в тексте, закрепление знаний
терминологического аппарата в области
информационной культуры личности. Методический
блок включает методические рекомендации
пользователям: по самостоятельной разработке
слайд-лекций; по созданию и оформлению
лекционного материала в формате PowerPoint; по
проведению занятий. Контролирующий блок
включает в себя викторину.
Компьютерная поддержка выполнена с
помощью специального средства Microsoft FrontPage. Для
работы с ней используется браузер Microsoft Internet
Explorer.
Для подготовки пособия использованы
материалы Б.Володина, Н.И.Гендиной,
Н.В.Збаровской, Е.С.Полат, А.Е.Шапошникова, а также
электронного учебника «История книги».
Предложенные в пособии слайд-лекции
посвящены истории развития книги и библиотек.
Выбор тематики обусловлен тем, что, как
свидетельствует опыт обучения основам
информационной культуры, именно эта часть
занятий нуждается в дополнительном
иллюстрировании, позволяющем активизировать
восприятие информации учащимися.
Слайд-лекции реализованы в формате
программы Microsoft PowerPoint и сохранены в форме
веб-страниц; сопровождаются текстовыми
материалами. Сопровождающий текст разбит на
отдельные фрагменты, каждый из которых
соответствует конкретному слайду.
В пособии предусмотрена возможность
самостоятельной разработки лектором
слайд-лекций, как из уже существующих, так и с
помощью дополнительных материалов. В
дополнительные материалы включены фрагменты из
статей и изданий, посвященные проблемам развития
электронных носителей информации.
Данное пособие, на наш взгляд, позволит
наиболее эффективно использовать возможности
современной информационно–образовательной
среды библиотек, рационально организовать
занятия с учащимися.
Литература
1. Гендина Н. И. Формирование
информационной культуры личности в библиотеках
и образовательных учреждениях : Учеб.-метод.
пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г.
А. Стародубова. – М. : Школьная библиотека, 2002. – 288
с. – (“Профессиональная библиотечка школьного
библиотекаря”).
2. Жабко Е. Д. Информационное
обучение читателей научных библиотек в
процессах справочного обслуживания / Е. Д. Жабко //
Проблемы национальных библиотек и региональных
центров / Рос. нац. б-ка. – СПб., 1993. – Вып. 2. – С.
134–163.
3. Збаровская Н. В. Обучающие игры
в библиотеке : Технология игрового имитационного
моделирования : Учеб. пособие / Н. В. Збаровская. –
СПб., 2001. – 98 с.
4. Концевой М. П. Информатизация
гуманитарного образования: аксиологический
подход / М. П. Концевой // http://www.auditorium.ru/
5. Короткова Т. А. Активизация
библиотечно-библиографической деятельности
детской библиотеки в помощь учебному процессу :
Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /
Т. А. Короткова. – М., 1979. – 16 с.
6. Костюкова М. В. Библиотечно-информационная
подготовка старшеклассников как начальный этап
библиотечной профессионализации : Автореф. дис.
на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. / М. В. Костюкова.
– М., 2000. – 16 с.
7. Кречетников К. Г. Рекомендации
по проектированию мотивационной и
содержательной составляющих образовательной
среды вуза на основе информационных технологий /
К. Г. Кречетников // http://www.auditorium.ru/
8. Костюкова М. В.
Профессиональная ориентация школьников / М. В.
Костюкова, С. П. Фунтикова // Библиотековедение. –
1995. – № 3. – С. 81–86.
9. Петрова Л. И. Пропаганда
библиотечно-библиографических знаний в
библиотеках: состояние, проблемы, перспективы
развития / Л. И. Петрова // Проблемы оптимизации
функционирования библиотечных систем : Сб. науч.
тр. : Вып. 6. Проблемы оценки библиотечной
деятельности и совершенствования обслуживания
читателей / Рос. нац. б-ка. – Л., 1985. – С. 42–58.
10. Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования
/ Под ред. Е. С. Полат. – М. : 2000. – 272 с.
11. Сериков В. В. Образование и
личность. Теория и практика проектирования
педагогических систем. – М. : Логос, 1999. – 272 с.
12. Токатлян Ж. Обучение
потребителей информации: программы, проблемы и
перспективы / Ж. Токатлян // Бюллетень ЮНЕСКО для
библиотек. – 1978. – Т. 32. – № 6. – С. 389–397.
13. Торина Е. Г.
Организационно–педагогические основы
проектирования информационного пространства в
педвузе : Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд.
пед. наук. – Тула, 1999.
14. Урсул А. Д. Образование и
информатизация // Становление информационного
общества и модель опережающего образования. –
НТИ. Сер. 1. – 1997. – № 2. – С. 1–11.
15. Харчевникова Е. Л. Воспитание
информационной культуры как педагогическая
проблема / Е. Л. Харчевникова // Актуальные
проблемы педагогики – Вып. 2. – Владимир : ВГПУ,
1998. – С. 15–20.
16. Шапиро Э. Л. О методике
подготовки потребителей информации / Э. Л. Шапиро
// НТИ. Сер. 1. – 1972. – № 7. – С. 13–16.
От редакции. По нашим данным сайт
http://www.auditorium.ru/ уже не работает, но все же ссылки в
библиографии мы оставляем, поскольку данные
материалы могли быть опубликованы и в других
местах.
Копни поглубже, найдешь
погуще.
Русская народная пословица |
|