Автоматизация рутины

Автоматизация рутины – условие эффективной работы библиотеки. Ядро информационно-поискового пространства библиотеки составляют система каталогов и картотек, предоставляемых локальным пользователям – посетителям библиотеки, и OPAC – каталог, доступный открытому числу пользователей в режиме 24х7х365 (двадцать четыре часа в каждые сутки года). Современные технологии позволяют всё меньше сил тратить на работу с каталожными карточками, перенося ведение справочно-поискового аппарата библиотек в электронную среду и уменьшая долю бумажных носителей в практике обслуживания.

Электронные каталоги ведущих библиотек условно можно разделить на две группы.

К первой относятся базы данных, создаваемые в ходе машиночитаемой каталогизации при описании произведений в их выражении, воплощении и отражении особенностей связанных с ними экземпляров – единиц хранения в фонде библиотеки. Записи в таких каталогах составляют интеллектуальную собственность создающей её организации и формируются сертифицированными специалистами или организациями, получившими право на ведение баз данных национальной значимости.

Во второй группе каталогов решаются задачи поддержки пользователей в поиске информации о документе и получении услуг по его выдаче, доставке или представлению в электронном виде. Для таких каталогов требования к полноте записей определяются целесообразностью обеспечения основной цели – получения в режиме интерактивного взаимодействия информации о документах и сервисах, соответствующих запросам.

Электронные каталоги могут создаваться как едиными, сводными, так и по схеме распределённого ведения. Сводные каталоги (рис. 1) объединяют отдельные библиотечные каталоги участников в единый физический каталог (путём копирования данных на один сервер). Распределённый каталог – это объединение в общую сеть ряда электронных каталогов, ведение которых лежит на плечах каждой библиотеки, а поиск по ним осуществляется как по общей базе, при помощи специальных систем. Как необходимая составляющая любого из этих вариантов обычно предусмотрена регистрация местонахождения документа.

Рис. 1. Сводный каталог по научно-технической литературе

 

Начиная создавать собственные каталоги, библиотека любой отраслевой принадлежности принимает решение о приоритете и сочетании этих подходов – с учётом своего статуса, концепции информатизации и повседневных задач.

В сфере культуры общим свойством для всех библиографических баз данных стало использование национального коммуникативного формата RUSMARC5 (рис. 2) для обмена машиночитаемыми записями. В других отраслях это требование не является обязательным, но часто применяется в корпоративных объединениях, что помогает развивать библиотечные продукты и сервисы вместе с единым библиотечным фондом страны. Распределённые информационно-библиотечные системы служат основой для эффективной работы служб межбиблиотечного абонемента, доставки документов, оказания услуг по предоставлению произведений в электронной форме (в первую очередь – услуг по электронной доставке документов – ЭДД). Эти виды обслуживания связаны с автоматизированной регистрацией пользователей и внедрением автоматизированных технологий учёта, статистики, взаиморасчётов между участниками процесса.

Рис. 2. Страница RUSMAPC на сайте РБА

 

В стенах библиотеки можно создавать не только собственные ресурсы, но и предоставлять услуги гарантированного доступа к документам, прошедшим сертификацию в сферах образования и науки, без их включения в фонды (за счёт неизменности адреса размещения документа в сетевом пространстве). Работа в этом направлении связана с оперативным отбором значимых для пользователей источников и предоставлением актуальной информации в адресных информационно-библиографических ресурсах, что увеличивает повседневную нагрузку библиотечных специалистов и может быть эффективно только в сочетании с автоматизацией рутинных технологических операций.

Например, для автоматизации услуги по книговыдаче необходимы:

• электронный читательский билет;

• электронная маркировка единиц хранения;

• внедрение на уровне промышленного режима эксплуатации АРМа (автоматизированного рабочего места) книговыдачи в составе информационно-программного комплекса по автоматизации библиотеки;

• электронная защита фонда от несанкционированного доступа;

• электронная система учёта финансовых условий и тарифов оказания услуг, связанных с книговыдачей;

• финансовая состоятельность пользователя, обеспеченная социальными условиями библиотечного обслуживания или его собственной платёжеспособностью.

Так организована уже не первый год автоматизация «самовыдачи» изданий в библиотеках Финляндии. На снимке (рис. 3), сделанном в библиотеке Технологического университета города Тампере, показано оборудование, с помощью которого студенты по своему электронному билету отмечают время и условия использования предоставленного источника, получают квитанцию подтверждения и на её основе возвращают документ, произведя при необходимости финансовые расчёты в электронной форме6. Инфраструктура такого предоставления услуги по книговыдаче – результат национальной программы информатизации Финляндии, комплексно реализуемой в стране.

Рис. 3. Оборудование для регистрации книговыдачи

 

Во всех вузах России условие информатизации библиотечной деятельности – повсеместное требование к качеству образовательного процесса. ИСО (ISO) 9000 – серия стандартов международного уровня, которые относятся не к самой продукции, работам, услугам, а к управлению их качеством. Система менеджмента качества (СМК) в области предоставления информационно-библиотечных услуг, отвечающая требованиям ГОСТ Р ИСО 9001–2001 «Системы менеджмента качества. Требования», предполагает определение основных библиотечных процессов и разработку регламентов для их автоматизации. Сертификация на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000 позволяет библиотеке оптимизировать свою деятельность и сохранять эффективность системы управления в меняющихся условиях внедрения новых образовательных технологий, объективно связанных с процессами информатизации в стране и этапами развития мировой библиотечной системы.

Создатели и потребители информации пока ещё не имеют технологической свободы при работе с данными различной природы, так как в управлении электронными ресурсами используются несогласованные между собой стандарты формирования метаданных и языки гипертекстовой разметки. Например, «семейство» форматов машиночитаемой каталогизации MARC используется в достаточно замкнутом пространстве информационно-библиотечных систем. Поэтому для одного и того же документа может быть создано несколько вариантов поискового образа и адекватных им поисковых предписаний, как в библиотечной среде, так и вне библиотечного пространства. Успех в поиске и извлечении информации зависит во многом от наработки приёмов применения различных программных средств, требует освоения всё новых методов получения искомого документа, отбора критериев для его оценки на целостность, полноту, достоверность, правомочность использования и т.д. Для снятия этих проблем необходимо такое согласование различных схем метаданных, при котором предусмотрено эффективное использование ресурсов, уже созданных специалистами на предыдущих этапах информатизации библиотек. Например, на сайте Российской библиотечной ассоциации приведена таблица соответствия форматов DUBLIN CORE и RUSMARC7. На её основании можно выполнять настройку программных средств при конвертировании библиографических записей для использования в системах, организованных на основе набора метаданных в DUBLIN CORE, который предназначен для описания документов и других объектов в сетевой среде. Согласование этих подходов относительно одного круга документов позволяет автоматически связывать библиографические ресурсы с метаданными для поиска в Интернете, сочетать его с поиском по полным текстам.

Мировая и национальная библиотечная практика даёт многочисленные примеры успешного внедрения автоматизированных информационно-библиотечных систем для «взаимоиспользования» ресурсов при снижении затрат на рутинные процессы. Это высвобождает для специалистов время на освоение новых форм работы с быстро изменяющейся электронной средой, позволяет производить конкурентоспособную библиотечную продукцию и предоставлять услуги, отвечающие сертификатам качества.

Детские библиотеки при методической поддержке ведущих библиотечно-информационных центров внедряют технологии по автоматизации своей деятельности и развивают направления, связанные с созданием электронных ресурсов, адресованных пользователям библиотек для детей. Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А.С.Пушкина8 ежегодно готовит мероприятия, направленные на повышение квалификации специалистов, связанных с информатизацией детских библиотек. В 2008 году проводится XV ежегодная межрегиональная конференция «Вечных истин немеркнущий свет: книга печатная и электронная» из цикла «Электронная библиотека: новые возможности для информационного обслуживания детей и юношества».

В предыдущие десятилетия внедрение компьютерных технологий не требовало комплексной автоматизации всех направлений деятельности. Большинству читателей были недоступны интернет-сети, поэтому определённая избыточность электронных ресурсов, создаваемых библиотечными специалистами, была оправдана интересами локальных пользователей библиотек. Теперь дублирования ресурсов можно избежать, определив свой круг задач по развитию электронной среды и эффективно используя универсальные методы управления данными и информацией.

Новое в развитии сетевого пространства Web 2.0

Привычные формы восприятия интернет-ресурсов сочетаются сегодня с освоением нового явления, которое Тим О’Рейли назвал в 2005 году Web 2.0 – «Паутина 2»9.

Библиотека предоставляет услуги доступа к информации, опираясь на предвосхищение запросов тех категорий пользователей, для которых создаются её ресурсы, а затем переходит к индивидуальному обслуживанию читателя, сотрудничает с ним. «Паутина 2» предлагает единую электронную среду, где материалы, представленные в виде HTML-страниц, группируются и предоставляются в интерактивном режиме без привлечения человека-посредника, за счёт новых технологических методов поиска и в соответствии с условиями, сформулированными самим пользователем. Новая организация интернет-пространства позволяет создавать собственный профиль информационных и читательских предпочтений, обеспечивать индивидуальное обслуживание на основе взаимодействия с программами-посредниками, получать доступ, в том числе к библиотечным ресурсам, но без прямого обращения к библиотекарю.

«Библиотека 2.0» – термин, введённый Майклом Кейзи для определения библиотек, которые не только используют технологии «Паутины 2», но и помогают читателю стать партнёром в развитии библиотечных сервисов10.

Сайты в среде Web 1.0 первоначально составляли статичные страницы гипертекстовой разметки, в них средствами HTML объединялись тексты и графика. На следующем этапе появились технологии формирования динамических страниц с более сложной структурой содержания. Их элементы соединяются в момент обращения, «на лету» отражая актуальное состояние связанных с ними баз данных. Создатели ресурсов Web 2.0 стали стремиться обеспечивать оперативный доступ к необходимым источникам средствами интеллектуальной обработки контента, отвечая индивидуальным потребностям пользователя. «Паутина 2» ориентирована на работу с метаданными об информации, представленной в электронных ресурсах различного типа.

В общем случае системы для хранения и публикации большого количества текстов, графики, ресурсов мультимедиа носят название CMS – системы управления контентом. CMS работают с информацией. Они дополняют и развивают прикладные программы на основе систем управления базами данных, которые ориентированы на обработку структурированных данных, например элементов записей в электронных каталогах.

Технологии CMS позволяют формировать базы знаний и сетевые издания. Для их ведения предоставляются программные сервисы размещения и обнародования материалов в единой электронной среде.

Принципиальным отличием Web 2.0 станет появление порталов, наиболее близких по своему содержанию к интересам групп пользователей, силами которых они создаются и непрерывно адаптируются к изменениям информационных моделей. Одна из перспективных целей развития современного интернет-пространства – простота организации персонализированной среды. Технологии Web 2.0 позволяют быстро и легко опубликовать текст, песню или видео в Интернете. С другой стороны, используется техническая возможность управлять информационными потоками в свой адрес, устанавливая лично для себя «закладки» – социальные теги, индексируя таким способом с помощью ключевых слов вне контекста (свободных ключевых слов) интернет-материалы.

Возможности организации «собственного» информационного пространства, содержание которого актуализируется автоматически, одновременно с обновлением выбранных в сети источников, вызывают большой интерес пользователей в сфере образования и науки.

Wiki-технологии

Избирательность сервисов доступа к сетевым электронным ресурсам на основе установленных критериев сочетается с технологиями создания контента усилиями группы компетентных авторов, коллектива авторизованных пользователей и даже их неограниченного числа. Например, пользователи, желающие внести новые сведения в интернет-ресурс, созданный на основе wiki-технологий, получают такую возможность в автоматизированном режиме за счёт типового программного средства, предусмотренного для этих целей. Первая wiki-сеть создана в 1995 году, а с 2001 года многоязычные варианты наполнения формируют электронную энциклопедию Wikipedia (рис. 4) – развивающийся ресурс с сотнями тысяч статей, в доступной форме раскрывающий содержание предметных областей, актуальных не только для её создателей11. «Слово “wiki”, ставшее широко известным благодаря всемирной онлайн-энциклопедии Wikipedia, теперь признано официальной лингвистикой. Вместе с ещё 287 словами этот интернет-неологизм вошёл в новое издание Оксфордского словаря. Первоначально гавайское сочетание “wiki wiki” значило «быстро», но с приходом во Всемирную сеть слово приобрело ещё одно значение. Им называют сайты, содержание которых могут изменять сами пользователи»12.

Рис. 4. Главная страница Википедии

 

Wiki-страницы создаются в результате управления контентом пользователями обычных веб-браузеров. Исправления вносятся создателями ресурса вручную, но все варианты программных приложений (их несколько десятков) предусматривают режим исправления ошибки или намеренной порчи ресурса, вплоть до закрытия возможности вносить правки нарушителями. Внесение новых версий в совместно создаваемый ресурс не исключает сохранения прежних страниц, к которым можно вернуться в случае необходимости. Технология wiki сочетает в себе редактирование сетевых ресурсов при непосредственном обращении к уже готовым страницам или их актуализацию за счёт применения модулей доступа и представления для ведения специализированных баз данных. В первом случае пользователь вносит изменения в содержание представленного в сети документа, следуя общим правилам его публикации (например, изменение содержания текста не влияет на его оформление). Если результат внесения изменений не отвечает установленным требованиям, страница восстанавливается редакторами издания в своём прежнем значении. Во втором случае в базе данных через модуль доступа выполняются действия по её редактированию, а модуль представления позволяет увидеть, как изменится связанный с базой сетевой ресурс. По окончании редактирования гипертекстовые страницы приводятся в соответствии с новыми данными в базе. Редактирование базы и изменение страниц могут происходить в режиме реального времени или по заранее установленному «сценарию» обновления, например с установленной периодичностью или только после принятия изменений в базе её администратором (редактором ресурса).

Блоги

Информационные ресурсы могут предоставляться пользователю по подписке на материалы, создаваемые «списком друзей». Поощряя этим социальное объединение в сетях Интернета, технологии FOAF (Friend оf а Friend) не исключают участие в таких сетях библиотечных представителей и самих библиотек.

Ведение личных дневников, создание на корпоративных началах СМИ для закрытого или неограниченного числа пользователей, узкопрофессиональное накопление сведений, с которыми могут ознакомиться указанные в «списке друзей» пользователи, обеспечивается блогами13. «Слово блог произошло путём соединения двух английских слов – web, то есть ”паутина” (в значении ”Всемирная паутина” – Интернет), и log – “журнал”, ”дневник” или ”вести журнал”, дневник; новая словоформа – weblog – со временем редуцировалась до blog»14.

Технологии «Паутины 2» предусматривают использование данных на основе разных источников (mash-up), которое приводит к интеграции связанных друг с другом сервисов. Например, на основе кооперирования библиотечных проектов поиск в каталоге, заказ на доставку документа, предоставление информации из тематического блога о найденном источнике могут выполняться одновременно за счёт использования открытых универсальных стандартов.

Будущее

Вместе с блогами и wiki-технологиями расширяемый язык разметки XML обеспечивает условия для обработки информации с целью её интеграции. На XML основано построение RSS-потоков для создания новостных лент путём экспорта гипертекста. RSS дословно означает «действительно простое объединение» (информации).

Распространение звуковой и видеоинформации в Интернете (подкастинг) происходит за счёт освоения пользователями тегов, форматов для новостных лент, в работе с различными типами файлов для музыки, фильмов, текстовой и графической документации.

Разработчики Web 3.0 намерены научить программные средства работать уже не с ключевыми словами или метатегами, раскрывающими содержание видеоматериала, а непосредственно с его контентом как таковым. Web 3.0 позволит «осуществлять мультимедийный интерактивный поиск видеоизображений с целью сортировки контента по категориям и упрощения последующего поиска»15. Например, одним из первых проектов по использованию нового по отношению к «Паутине 2» поколения поисковой среды будет организация сервисов Web 3.0 на сайтах Британской вещательной корпорации BBC, посвящённых детским телепередачам.

Информационная безопасность

Уменьшая информационное неравенство людей, эволюция сетевого пространства должна приводить к сближению возможностей пользователей, независимо от удалённости информационных центров. Но вместе с локальными информационными «кластерами» киберпространства появляется опасность манипулирования информационными потоками в отношении любого потребителя информации, манипулирования его сознанием. Библиотеки для детей, в силу своего предназначения, раскрывая содержание фондов, расширяют в цифровой среде зону «информационной экологии» и оказывают поддержку своим пользователям в «безопасной навигации» по небиблиотечным сетям. Тем самым они остаются гарантом информационной безопасности в предоставлении всех своих ресурсов, отражённых в информационно-поисковом пространстве.

Социальные аспекты освоения новых технологий неподготовленными пользователями на каждом этапе информатизации библиотек сохраняют свою остроту. Дети, в силу своего возраста, при всех уровнях технической оснащённости библиотеки относятся к социально незащищённым группам пользователей и нуждаются в поддержке. С появлением в повседневной жизни ребёнка компьютерной техники необходимая помощь библиотечного специалиста не всегда предоставляется в нужном объёме, так как пользовательские навыки при работе с техническими средствами у детей нередко выше, чем у взрослых. Однако недостаточный уровень читательской и информационной культуры детей снижает эффективность их работы с электронными библиотечными ресурсами.

В мировой практике развития программных средств универсального назначения значительная доля расходов связана с настройкой сценариев программ по рекомендациям специалистов в области психологии. А управление в системах с «обратной связью» тем эффективнее, чем точнее анализируется реакция получателя информации и чем быстрее системой выполняется адекватное изменение пользовательских настроек. Психологические аспекты и автоматизированное управление информационной системой с «обратной связью» сочетаются в интерактивных сервисах, когда автоматическая настройка программы осуществляется в соответствии с вариантом действия пользователя.

С развитием программной среды растёт противоречие между лёгкостью доступа и обмена знаниями в сугубо технологической среде и библиотечном пространстве. В первом случае пользователь свободно излагает свои взгляды на факты, события, читательские впечатления и сам несёт ответственность за выбранный им сектор предпочтений в интерактивном взаимодействии. Во втором – он встречается со строгостью следования этапам получения доступа к ресурсам библиотечного хранения, для чего нужны предварительно сформированные навыки информационной культуры, усилия в освоении приёмов работы с библиотечными данными, готовность ждать профессионально подготовленного ответа на запрос. Это создаёт предпосылки оттока пользователей библиотек в сферу работы с доступной круглые сутки сетевой информацией с более низкими качественными характеристиками, но без ограничений, которые свойственны педагогическим учреждениям. Чем больше библиотеки для детей будут отставать в освоении технологий интерактивного взаимодействия от современных сетевых сервисов, тем слабее будет связь читателей с предоставляемыми им ресурсами.

Интерактивность и возможность сотрудничества с пользователем применимы в библиотечной практике, особенно в тех направлениях деятельности, которые связаны с читательскими диалогами, выставочной деятельностью, созданием страниц общения читателей и писателей на библиотечных порталах.

Развитие сетей «Паутины 2» и программ совместного создания контента усиливает ответственность библиотек – авторитетных участников этих процессов. Предоставляя доступ через свои системы поиска, библиотечные специалисты тем самым рекомендуют пользователям ресурсы, выбранные ими для удовлетворения читательских и информационных потребностей. Чем большее доверие оказывают пользователи библиотеке, тем выше её ответственность перед ними за качество предоставляемых услуг и библиотечной продукции.

Интерактивные службы

Интерактивные службы сейчас должны восприниматься как обязательный элемент библиотечной среды.

Интерактивные сервисы в библиотечной сфере прежде всего предусматривают взаимодействие программных модулей автоматизированных информационно-библиотечных систем с разными группами пользователей.

При работе с электронными каталогами можно предусмотреть:

• простой поиск,

• расширенный поиск,

• профессиональный поиск.

Для каждого из режимов существуют свои алгоритмы интерактивного взаимодействия и организация пользовательского интерфейса. Модуль МБА обычно предназначен для заказа на получение книг и доставку документов из библиотечных фондов России и стран СНГ. Интерактивные режимы поиска и извлечения информации последовательными шагами приближают искомые материалы исполнением заказов на электронную доставку документов или предоставлением прямого выхода на источник в системах полнотекстового представления ресурсов. АИБС с развитой структурой обеспечивает читателям в удалённом доступе получение сведений о состоянии своего читательского формуляра и выполняемых заказов.

Дистанционная поддержка пользователей со стороны библиотек может быть направлена, например, на раскрытие для них возможностей Интернета. На сайтах библиотек интерактивные службы стали частью комплексного информационного обслуживания, в котором остаётся вполне оправданным и такой способ обращения к библиотечным ресурсам, как телефонный звонок.

Свердловская областная библиотека для детей и юношества16 предлагает пользователям своего сайта возможность оперативно получать по электронной почте информацию о поступлениях в фонд библиотеки. Для выбора тематики в сети представлен список тем с указанием индексов ББК.

Цели, принципы и ресурсная база справочно-библиотечного обслуживания отдельно взятой библиотеки влияют на выбор оптимального варианта организации её сетевой справочной службы (ВСС). Если ресурсов достаточно, интерактивные сервисы могут быть одним из направлений основной деятельности. Если новые сервисы предполагают расширение круга пользователей, специалисты-библиографы могут эффективно использовать уже созданные справочные службы или объединяться для совместного раскрытия фондов своих библиотек. При любой организации сетевой справочной службы требуется обоснованно установить ограничения обязательств перед пользователями, определить круг запросов, которые не будут приниматься к рассмотрению, оценить, какие ресурсы и как долго могут поддерживать успешную работу службы.

Для справочного, в том числе справочно-библиографического, обслуживания удалённых пользователей в Интернете размещаются библиотечные виртуальные справочные службы.

ВСС одной библиотеки обеспечивается совместно несколькими библиотечными подразделениями, которые координируют свою работу при подготовке адресных, уточняющих, фактографических и тематических справок.

Результатом обработки принятого запроса могут быть:

• текст,

• библиографический список,

• письменная консультация библиографа,

• ссылки на интернет-источник,

• перенаправление в профильное учреждение или организацию с указанием электронного адреса (поскольку многие библиотеки сочетают в обслуживании свои информационные ресурсы и возможности Интернета).

Для обеспечения функциональных возможностей ВСС необходимо применение программно-технических средств управления процессами поступления, обработки, распределения запросов; контроля движения запросов и ответов; отправки ответов; хранения информационных массивов и поиска в них17.

С 2003 года в Интернете размещена корпоративная виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек (ВСИС ПБ). В работе службы принимают участие специалисты публичных библиотек различных регионов России, Украины и Казахстана. Пользователи ВСИС ПБ задают вопросы, ответы на которые им предоставляются на основе ресурсов Интернета. Операторы службы по результатам специальной подготовки имеют сертификат на право принимать и отвечать на вопросы. Социальная направленность проекта раскрывается в его девизе: «Поручи поиск человеку».

Высокая нагрузка на исполнителей работ делает обоснованными ограничения в приёме вопросов:

«1. Мы оставляем за собой право удалять некорректные вопросы и реплики и перемещать вопросы в более подходящие рубрики.

2. От одного посетителя принимается только один запрос в день. Количество вопросов, поступивших от одного пользователя в течение месяца, не должно превышать 4. Администрация оставляет за собой право в отношении отдельных пользователей изменять это число как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

3. Если Вы одновременно открыли несколько форм для отправки запроса, отправить Вы сможете только одну.

4. Для того чтобы отправить запрос, у Вас есть 30 минут на заполнение формы запроса. По истечении этого времени Вы не сможете отправить свой запрос.

5. Если в Вашем обращении будет несколько вопросов, мы ответим лишь на один из них по нашему усмотрению.

6. Вопросы, связанные с предоставлением готовых рефератов и сочинений, будут рассматриваться в последнюю очередь.

7. Мы не отвечаем на вопросы, связанные с предоставлением информации коммерческого характера (например, информация о покупке-продаже чего-либо).

8. Мы не даём информацию, направленную на нарушение действующего законодательства.

9. Мы не отвечаем на вопросы, присланные по электронной почте.

10. Мы не занимаемся решением конкретных задач по физике, химии, математике, праву и т.д. Также будут отклонены вопросы, содержащие просьбу найти материал для подготовки научной работы (рефераты, курсовые, дипломы и т.д.) по определённой теме без указания, что именно необходимо (см. подробнее раздел ”Часто задаваемые вопросы”).

11. Вопрос должен быть задан на русском либо английском языке. Поиск также ведётся только по русско- и англоязычным ресурсам.

12. Общее количество вопросов, которые могут задать наши посетители в течение одного дня (по московскому времени), делится на две части. Первая часть вопросов может быть задана пользователями после 0:00, а вторая часть – после 8:00»18.

Разделы службы «Архив пользователя» и «Архив гостя» позволяют с превышением лимита обращений или ещё до подготовки вопроса получить информацию о содержании ответов по нужной тематике. Оценка пользовательских предпочтений показывает, что ограничения в большей степени стимулируют обращение к архивным материалам, чем приглашение просмотреть их до формулирования вопроса. В обоих случаях работа с ресурсами, упорядоченными в соответствии с библиотечными подходами, и прямо, и косвенно служит повышению информационной культуры пользователей и распространению знаний.

Абсолютный победитель Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек 2008 года – Центральная городская детская библиотека им. А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге предлагает для формирования вопроса следующую схему листа регистрации: «Ваше имя; Ваш возраст; Ваш город/регион; Ваше место учёбы/работы; Ваш класс/курс; Цель Вашего вопроса; Ваш e-mail; Ваш вопрос»19. Номер присваивается вопросу в момент его формирования и известен пользователю.

На портале Library.ru самостоятельный раздел посвящён тематическим материалам по организации виртуальной справочной службы. В одной из его рубрик приведён список библиотечных справочных служб в разнообразии концепций и технологий реализации20. Ссылку на эту страницу, в свою очередь, используют другие справочные службы.

Библиотеки размещают на страницах своих сайтов собственные справочные системы и интегрированные сервисы справочных служб, в которых они принимают участие. Например, на сайте Российской национальной библиотеки ВСС «Спроси библиографа»21 включена в раздел сервисов обслуживания удалённых пользователей РНБ, а в разделе проектной деятельности РНБ представлена ВСС КОРУНБ22 – проект Корпорации универсальных научных библиотек по справочно-библиотечному обслуживанию удалённых пользователей.

Обработка индивидуальных обращений, принимаемых системой КОРУНБ в качестве запросов, выполняется поэтапно, координируется РНБ и методически поддерживается её специалистами.

Первый этап – приём запроса и его маршрутизация в адрес библиотеки-исполнителя. Программный комплекс поддержания службы предоставляет единый пользовательский интерфейс для составления запроса. В административной базе предусмотрено ранжирование возможностей для исполнителей работ (координатор, технический специалист, библиограф).

Второй этап – составление «информационного портрета» пользователя на основе анализа принятого запроса.

На третьем этапе специалистами библиотеки-исполнителя выполняется анализ запроса.

Поиск информации – четвёртый этап работы. В ресурсную базу ВСС КОРУНБ включены: система традиционных и электронных каталогов, картотек; библиографические указатели, пособия в печатном и электронном формате; справочные материалы: энциклопедии, словари, справочники; библиографические, фактографические, полнотекстовые базы данных; интернет-ресурсы; персонализированные знания библиографов.

На пятом этапе в электронной форме предоставляется ответ, согласованный с координатором проекта на площадке РНБ.

На шестом этапе анализируется эффективность обслуживания. Ответы формируются в соответствии с библиотечными подходами к обработке запросов разного типа. По адресным запросам предоставляется информация о наличии издания в фондах библиотек, наличии и условиях доступа к электронной версии издания, выполняются уточняющие запросы. Фактографические запросы предполагают представление конкретной информации или указание источника с искомыми данными; возможно точное ориентирование на организацию или ресурсы, в которых искомая информация может быть предоставлена, а также информирование о центрах, которые специализируются на выполнении сложных запросов при условии возмещения расходов на подготовку ответа. Формулировка тематических запросов может уточняться в переписке по электронной почте, если в архиве выполненных запросов уже есть близкий по теме ответ, который теперь требует нового рассмотрения. По тематическим запросам принимается решение о варианте предоставляемого ответа: список литературы (до 20 названий) с указанием источника; ссылки на сетевые ресурсы, выбор которых ответственно проведён библиотечными специалистами и привлечёнными консультантами; методическая консультация по самостоятельному поиску; рекомендации по теме и информирование о целесообразности получения консультации непосредственно у библиографа библиотеки.

На Региональном сайте детских библиотек служба «Спроси у библиотекаря!»23 (рис. 5) возникла в целях методической поддержки детских, школьных, сельских библиотек Ленинградской области при работе с фондами библиотек для детей.

Рис. 5. Региональная виртуальная служба библиотек для детей (Ленинградская обл.)

 

Этот раздел Регионального сайта включает в себя: условия ответов на вопросы; комментарий по вопросам авторского права и защите интеллектуальной собственности; системное представление наиболее интересных вопросов детей, родителей, педагогов, писателей и ответов на них. Принципиальным подходом к этой работе является развитие самого сайта на основе полученных запросов (подготовка новых страниц и актуализация имеющихся) и организация отсылок по схеме «страница сайта – вопросы по содержанию страницы». Вместе с этим подготовка ответов на вопросы позволяет рассматривать работу этой службы как один из инструментов управления фондом, его оценки и внедрения методов взаимоиспользования.

Вопросы расширения содержания сайта, создаваемого более 10 лет, отражают пробелы, касающиеся полноты фонда Ленинградской областной детской библиотеки, меняют подходы к вопросам списания последнего экземпляра, отражению специфических сведений об издании в библиографических записях электронного каталога.

Управление локальным фондом библиотеки при внедрении и развитии интерактивных сервисов позволяет подготовить предпосылки совместной оценки ресурсов в их взаимоиспользовании, повысить эффективность селективного подхода к вопросам текущего комплектования, формирования нового подхода в оценках ядра фонда каждого вида библиотек. Современные условия для организации распределённого библиотечно-информационного фонда России позволяют специализированным библиотекам в меньшей степени заботиться об «исчерпывающей» полноте фонда, что всегда было в противоречии с конечными цифрами площадей полок и помещений. Формирование связей между библиотеками, которые ориентированы на пересекающиеся по своему составу группы пользователей, стало более перспективным, поскольку получило новую технологическую базу. Для школьных, детских, юношеских, сельских библиотек эти связи всегда были актуальны, а избыточность в пересечении фондов обусловлена объективными причинами. Единая электронная среда создаёт предпосылки для объединения усилий специалистов в поиске наиболее эффективных форм совместной работы, но этого недостаточно для практического решения вопросов, выходящих за рамки профессиональной деятельности библиотекарей.

В условиях исполнения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сокращается число публичных библиотек, которые имеют статус юридических лиц, а в сфере образования библиотеки представляют собой структурные подразделения организаций. И это серьёзно затрудняет юридическое оформление договорённостей и обязательств, осложняет технологии проведения взаиморасчётов между сторонами при сотрудничестве в обслуживании пользователей. Особенно трудно внедряются современные сервисы, выполняемые на платной основе.

В библиотечной среде предоставление услуг по копированию с использованием компьютерной техники в своей практике отражает противоречие между недостаточным уровнем правовой и пользовательской культуры в обществе и требованиями кодифицированного законодательства по вопросам авторского права и интеллектуальной собственности. Дополнительным преимуществом получения электронных копий в библиотеке становится правовая поддержка пользователей при оказании услуг, так как библиотека принимает на себя груз ответственности за легитимность их предоставления. Очевидно, что чем выше статус библиотеки, тем авторитетнее профессиональные решения.

В Российской государственной детской библиотеке форма заказа электронной копии документа включает в себя следующие поля: «Имя заказчика; e-mail; Адрес; Страна; Название произведения или статьи; Страницы; Название издания (книга, журнал, пособие); Номер издания (для журналов); Год издания; Формат данных (RTF, PDF); Метод доставки (e-mail, ссылка на файл); Желательный срок выполнения; Примечания»24.

Развитие служб МБА, ДД и ЭДД на основе сводных каталогов удалённого доступа и служб заказа в электронной форме достигает пика своей эффективности при условии одинаково высокого уровня информатизации в различных отраслях и адекватной степени автоматизации традиционных библиотечных технологий. Например, автоматизированная информационно-библиотечная система ALEPH в практике использования в зарубежных школах изначально предусматривает электронные взаиморасчёты пользователей-учащихся с библиотекой, а программное обеспечение для школьных библиотек России зачастую не предусматривает даже режима экспорта/импорта машиночитаемых библиографических записей в коммуникативном формате RUSMARC. И если в современных аналитических отчётах зарубежных библиотек высшей школы констатируется повсеместный спад интереса к службам доставки документов на платной или бесплатной основе, то для библиотек в России этот вид обслуживания ещё даже не стал нормой в библиотеках разных ведомств, обслуживающих детей.

В сферах высшего образования и науки услуги МБА, ДД, ЭДД будут нужны пользователям всё в меньшей степени, так как оперативный доступ к учебно-методической литературе, результатам исследований, к сведениям о научных достижениях предоставляется по каналам доступа к полнотекстовым коллекциям, архивам, библиотекам, организованным таким образом, что авторы напрямую могут опубликовать в них свои произведения. Библиотека становится «точкой доступа», которая обеспечивает своим пользователям возможность работать с электронными ресурсами на условиях, расширяющих общие права при соблюдении законодательных норм в отношении интеллектуальных прав авторов или иных правообладателей. Библиотеки для детей поставлены перед необходимостью «гармонизировать» спектр своих услуг с этой практикой.

Современные сервисы образования

Современные сервисы образования ориентированы на снятие различий в услугах для локальных и удалённых пользователей. Для них информационно-коммуникационные технологии открывают равные возможности:

• сдавать экзамены и проходить тестирование в электронной форме;

• получать знания в системах дистанционного образования;

• пользоваться электронными сетевыми ресурсами образовательных учреждений;

• обращаться к тематическим полнотекстовым коллекциям и институциональным репозиториям;

• получать доступ к электронным периодическим изданиям сетевого распространения;

• работать с электронными изданиями на материальных носителях;

• получать информационно-библиографическую поддержку на основе профильного комплектования библиотечных фондов;

• пользоваться сервисами индивидуальной настройки интерфейсов по паролю доступа;

• работать с учебно-методическими материалами, предоставляемыми пользователям на основе лицензионных договоров библиотеки с авторами или иными правообладателями.

На приведённой фотографии (рис. 6) показана комната для сдачи экзаменов в электронной форме в библиотеке Технологического университета г. Тампере. По своему желанию студенты могут проходить в этой комнате также тестирование на основе подключённых программ по изучаемым дисциплинам.

Рис. 6. Комната для сдачи экзаменов в библиотеке ТУ г. Темпере

 

Системы дистанционного образования развиваются в мире не первое десятилетие. Их эффективность зависит в том числе и от решения проблем, связанных с правами авторов, защитой персональных данных, соблюдением условий целостности ресурсов и их адекватности.

Многие образовательные ресурсы по конкретным дисциплинам одновременно предоставляются широкому кругу пользователей с правом читать, видеть, слышать материалы, размещённые в электронной среде, – вид бесплатного доступа к произведениям (free access). К такой форме доступа сегодня можно отнести открытость для незарегистрированных пользователей библиотечных сайтов и библиотечных ресурсов.

Для того чтобы предоставлять пользователям дополнительные возможности в использовании произведений в образовательной среде, создаются полнотекстовые архивы, тематические коллекции, институциональные репозитории – электронные коллекции, в которые принимаются и где хранятся научные труды одного или нескольких университетов. Здесь определённым образом согласованы интересы авторов и общества. Такие собрания формируют последователи движения «Открытый доступ» (Open Access) в целях предоставления доступа к результатам научных исследований и создания благоприятных условий для распространения накопленных знаний и формирования новых. Принцип «Открытого доступа» – бесплатное обращение к произведению, но с некоторыми ограничениями в отношении его использования, о которых пользователь информируется. Использовать произведение можно только при явном разрешении автора или иного правообладателя. Это дополняет специальные права библиотек, гласящие: «В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введённые в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме»25.

Всё большее число периодических изданий размещает электронную версию в сетевой среде для неограниченного числа пользователей или круга своих подписчиков. С 2008 года в системе формальных требований к научным журналам при включении в перечень Высшей аттестационной комиссии указан критерий, согласно которому полнотекстовая электронная версия издания должна быть опубликована и доступна в Интернете (имеется в виду свободный или платный доступ). Выпускаются и периодические издания, распространяемые только в электронной среде и предназначенные для нелинейного чтения, так как их структура построена на возможностях гипертекста. Доступ к этим изданиям не всегда предоставляется на бесплатной основе.

В расходах на комплектование библиотечных фондов в целом объективно растёт удельный вес электронных ресурсов, среди них – электронные издания на материальных носителях, представленные по видам изданий (научное; техническое; справочное; экономическое; юридическое; общественно-политическое; по отраслям сельского хозяйства; по естественным наукам; по социальным и гуманитарным наукам; художественное и детское; учебное). В текущем году вступила в силу новая версия Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», где регламентирован порядок депонирования электронных документов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Комплектование, обеспечение сохранности и использования обязательного экземпляра электронных изданий возлагается на Президентскую библиотеку имени Б.Н.Ельцина26. НТЦ «Информрегистр»27, РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН28, Парламентская библиотека Российской Федерации29 определены как центры депозитарного (бессрочного и гарантированного) хранения электронных изданий за исключением электронных изданий для слепых и слабовидящих, компьютерных программ и баз данных, аудиовизуальных и патентных документов, официальных документов, стандартов на электронных носителях. На основании закона электронные издания на сепаратных носителях обеспечены сохранностью в той степени, которая соответствует их статусу в национальной системе депонирования обязательного экземпляра.

Для электронных изданий сетевого доступа сохранность, целостность и адекватность ресурса должна обеспечиваться силами издающей организации или корпоративного объединения, которым это издание создаётся.

Специфика обслуживания пользователей библиотек для детей оказывает своё влияние на профиль их комплектования. Профильное комплектование библиотечного фонда характерно для всех библиотек в сфере образования, и это закладывает основу для взаимоиспользования ресурсов на межотраслевом и межведомственном уровнях в корпоративном сотрудничестве. Современные возможности интеграции библиотечного пространства наглядно проявляются в системах доступа к электронным библиотекам, создаваемых совместными усилиями на основе распределённых сетевых ресурсов (объектов хранения без материального носителя). Структура электронной библиотеки с распределённым фондом включает в себя:

• систему хранилищ произведений;

• систему поиска и извлечения данных;

• средства взаимодействия с пользователями для управления доступом;

• систему баз электронного каталога и упорядоченных массивов метаданных, которые позволяют выполнять поиск и отбор искомых документов в соответствии с запросами пользователей.

Информационно-библиографическая поддержка при формировании такой библиотеки становится результатом корпоративного взаимодействия специалистов.

Профильное комплектование сочетается с индивидуальной настройкой пользовательского интерфейса, при которой уменьшается время поиска нужных ресурсов, выполняется избирательное предоставление информации. При подписке библиотеки высшего учебного заведения на тематические ресурсы заключается лицензионный договор. В нём определяется число пользовательских мест (с указанием точных адресов компьютеров в сети библиотеки образовательного учреждения, других его подразделений), для которых предоставляются права на обращение к оплаченным ресурсам и определяются виды использования произведений пользователями различных категорий. Один из видов авторизованного доступа к ресурсам – доступ по индивидуальному паролю без привязки компьютера к какой-либо сети.

Периодика, представленная в электронной форме, доступна для библиотек-подписчиков специализированных баз данных, получивших право предоставлять своим читателям локальный или удалённый доступ к оплаченным ресурсам. Например, каждый четвёртый научный журнал, издаваемый на английском языке, выпускается издательством Elsevier30, которое в электронной форме сообщает подписчикам о новых выпусках, индексах цитируемости, предоставляет аналитические обзоры по заказанной тематике и статьи, ещё не появившиеся в печати. Базы данных EBSСO31 в 2008 году охватывают 7188 полнотекстовых журналов, среди них Russia Online – электронная библиотека информационного агентства «Интегрум»32 с полными текстами из СМИ России и стран СНГ начиная с 1990 года (на основе 1887 источников).

Подписка на десятки баз от разных правообладателей меняет характер задач библиотеки при поиске нужного материала и требует выработки у библиотекарей устойчивых пользовательских навыков в определении особенностей интерфейсов, их влияния на порядок действий при формировании запросов и выбор варианта предоставления опубликованных произведений. В одних ресурсах сообщается о содержании искомых статей, в других – варьируются условия частичного или полного вывода на экран найденных материалов, разрешений на виды использования произведений. В международных сетях для «связывания» информирующих баз данных и коллекций с полными текстами используются специальные программные инструменты (link resolvers). Они обеспечивают лёгкий переход пользователя от информации к статье, если это разрешено условиями подписки. Научные издательства, публикуя электронные книги в сети, устанавливают правила получения к ним лицензионного доступа, стремясь оптимизировать соотношение между своими интересами и интересами авторов и читателей, которые часто сами выступают в роли авторов книг и статей. Например, электронная библиотека Ebrary33 объединяет больше 30 тысяч книг, выпущенных зарубежными научными издательствами. На каждую из них может быть сделана ссылка в научных статьях, размещённых в базах других полнотекстовых коллекций.

Для сотен и тысяч зарегистрированных в АИБС своего вуза студентов, преподавателей, учёных при их работе с тематическими базами периодики и электронных книг «распознающий сервер» обеспечивает возможность перехода от ссылки на цитируемый источник к его тексту без потерь времени на самостоятельный поиск.

Электронные документы сетевого доступа могут быть интеллектуальной собственностью автора или принадлежать к кругу служебных произведений. В практике создания учебно-методических материалов, связанных с задачами конкретного образовательного учреждения, часто используется размещение в электронном доступе препринтов и материалов с меняющейся информацией, адресованной широкому кругу пользователей. Для авторских произведений, созданных в ходе выполнения служебных обязанностей и отнесённых к интеллектуальной собственности организации, права распоряжения этой собственностью принадлежат организации-работодателю. Такие произведения могут быть включены в сетевые ресурсы организации на условиях, определённых её руководством в соответствии с нормами текущего законодательства. Электронная библиотека образовательного учреждения содержит наряду со служебными произведениями авторские материалы, переданные в электронную библиотеку на основе лицензионного договора о предоставлении права использования произведения библиотекой и её пользователями34.

Существенными условиями такого договора являются: предмет договора; виды использования; вознаграждение. Предмет договора – предоставление произведения для размещения его в электронной библиотеке. Виды использования произведения складываются из прав на использование произведения, которые получает библиотека, создающая электронную коллекцию, и прав на использование произведения пользователями библиотеки – третьими лицами по отношению к сторонам договора. В договоре должен быть указан размер авторского вознаграждения и авторских отчислений за каждый из указанных в договоре видов использования произведения. Права на использование и размер вознаграждения определяются на основе письменного договора со всеми правообладателями, поэтому на установление их круга, например, для составных произведений, требуются значительные усилия и время.

Особенные условия договора определяют территорию и срок использования передаваемого в электронную коллекцию произведения. (По умолчанию территория должна ограничиваться пределами Российской Федерации, а срок составляет пять лет, если не указано иное.) В течение срока, указанного в письменном договоре, произведение является объектом хранения в электронной библиотеке и должно быть обеспечено гарантией сохранности, целостности и адекватного воспроизведения.

Сервисы современной образовательной среды предусматривают создание и использование электронных ресурсов. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.04.2008 № 133 «О внесении изменений в минимальные нормативы обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов» определил современные требования к библиотечным ресурсам в учебном процессе:

«– Фонды основной и дополнительной литературы формируются как за счёт учебной и учебно-методической литературы, методических пособий на бумажных носителях, так и за счёт учебной и учебно-методической литературы, методических пособий, включённых в электронно-библиотечные системы, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий»;

– «Вуз должен обеспечить каждому обучающемуся возможность доступа к современным информационным базам, в том числе к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий»;

– «Используются издания как на бумажных носителях, так и включённые в электронно-библиотечную систему, сформированную на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий»35.

Чем больше специалисты детских и школьных библиотек будут узнавать о новых сервисах образования, в том числе и высшего, тем теснее будет их взаимодействие в поддержке неподготовленных пользователей – читателей библиотек для детей, которые в дальнейшем станут пользователями других библиотек.

Свойства электронных изданий

Развитие электронной среды происходит намного быстрее, чем формирование общепринятой и однозначно понимаемой терминологии. Поэтому термины, связанные с информационными ресурсами, носят прикладной характер и отражают специфику профессиональной деятельности.

Объекты хранения в фонде электронной библиотеки можно сравнивать по их свойствам:

• принадлежность к обязательному экземпляру документов;

• наличие рецензий и грифов;

• соответствие универсальным требованиям;

• оформление по ГОСТ 7.83–2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»;

• правомочность установки знака копирайта по ГОСТ Р 7.0.1–2003 «Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления».

Перечисленные характеристики в полном объёме можно соотносить только с электронными изданиями, т.е. документами, которые прошли редакционно-издательскую обработку и имеют выходные сведения.

В соответствии с определением по ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» электронные издания предназначены для распространения в неизменном виде. Их разделяют по технологии распространения:

• локальное электронное издание – электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определённого количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

• сетевое электронное издание – электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;

• электронное издание комбинированного распространения – электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

В определениях Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов», текущая версия которого вступила в силу 9 апреля 2008 года, рассматриваются только тиражируемые электронные издания. Это означает, что для электронных изданий сетевого распространения депонирование на федеральном, региональном и муниципальном уровне не предусмотрено, а комбинированные документы (совокупность документов, выполненных на печатных, аудиовизуальных, электронных носителях) принимаются на депозитарное хранение только при наличии сепаратных носителей. Иными словами, документы локального распространения и комбинированные документы на различных носителях при включении в фонд электронной библиотеки должны быть оценены с точки зрения их принадлежности к обязательному экземпляру. Для тех случаев, когда электронное издание распространяется в качестве сетевого документа, создатели электронной библиотеки берут на себя ответственность за обеспечение его сохранности в течение срока, установленного в соответствии с требованиями законодательства (условиями договора или включения документа в электронную коллекцию).

В 2007 году Минобрнауки России разработало «Порядок получения рецензий на учебные издания, используемые в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования». Рецензия Минобрнауки России предусмотрена для изданий, тираж которых превышает 500 экземпляров при объёме издания более пяти авторских листов.

Для электронных изданий, предполагающих последовательное, линейное чтение, рецензия оформляется только для печатной версии издания.

Для электронного учебного издания заявка на рецензию принимается в тех случаях, когда его дидактические свойства теряются при выводе материалов на печать. Для электронного учебного издания необходимо фиксировать: количество печатных знаков с пробелами; количество слайдов; среднее количество функциональных элементов, расположенных на одном слайде; общую продолжительность времени воспроизведения звуковых и видеофрагментов. Электронное учебное издание представляется для рецензирования в комплекте: электронный носитель (собственно электронное учебное издание); эксплуатационные документы, в том числе руководство пользователя; формуляр электронного учебного издания, в том числе лицензионное соглашение; упаковка.

Для электронных изданий объёмом меньше пяти авторских листов, но больше пяти печатных листов возможно получение грифа учебно-методических объединений. Этот гриф свидетельствует, что электронное издание/сетевой ресурс (ЭИР) отвечает требованиям нормативных документов, утвержденных Минобрнауки России, другими ведомствами, полномочными нормировать использование и создание программного обеспечения, электронных изданий и ресурсов. Для электронных изданий планируется тираж, т.е. подтверждается наличие материального носителя для каждого экземпляра. Для электронных ресурсов необходимо определить предполагаемую численность пользователей.

Электронные издания на сепаратных носителях и базы данных регистрируются в НТЦ «Информрегистр» правообладателем или заявителем, получившим это право на основании лицензионного соглашения. При регистрации могут быть востребованы документы, подтверждающие лицензионную чистоту использованных в продукте материалов и инструментов.

В заключении по результатам экспертной оценки и проверок подтверждается соответствие ЭИР техническим, содержательным, эргономическим, психолого-педагогическим требованиям, отмечается актуальность, возможность использования в комплекте с традиционными учебными пособиями (учебниками) и другими учебными изданиями. Чётко формулируется вывод о целесообразности присвоения грифа, определяется пользовательский адрес, предлагается редакция грифа.

Вместе с электронными учебниками и учебно-методическими изданиями государством на административном уровне поддерживается создание электронных образовательных ресурсов для новых педагогических инструментов (рис. 7).

Рис. 7. Сайт республиканского мультимедиацентра

 

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) нового поколения – «высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные электронные учебные продукты, распространяемые в глобальной компьютерной сети. Решение задачи создания сетевых мультимедиа ЭОР потребовало разработки новой архитектуры, унификации структуры содержательных компонентов электронных образовательных продуктов, а также разработки единой программной среды функционирования.

С точки зрения использования ЭОР нового поколения открывают перспективы развития новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, прежде всего – активно-деятельностных форм обучения, в том числе дистанционных.

С точки зрения производства ЭОР нового поколения обеспечивают решение задачи создания контент-индустрии, переход от разработок локальных мультимедиа-изданий и сетевых текстографических ресурсов разрозненными производителями к широкомасштабной согласованной деятельности по производству образовательного контента на базе унификации и стандартизации»36.

Рецензии Минобрнауки России, гриф УМО, соответствие требованиям к ЭОР в библиотеках образовательной сферы формируют такой сектор фонда электронных ресурсов, в котором качественные характеристики единиц хранения отвечают задачам модернизации образования.

Необходимым свойством любого электронного издания является наличие выходных сведений, которые позволяют создать полноценное библиографическое описание и отразить данные о произведении в записях электронного каталога для эффективного поиска библиографической информации и/или самого произведения.

ГОСТ 7.83–2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» основным источником этих данных в электронных изданиях определяет титульный экран документа. Для изданий долгосрочного существования в сети необходимо соблюдение таких правил оформления структуры титульного экрана, которые позволяют указать время и место издания при названии издающей организации, ответственной за его содержание. Необходимо предусмотреть неизменность выходных сведений в сочетании с интерактивными элементами и интенсивно обновляемыми участками главной страницы. Ведение сетевого издания включает в себя анализ статистики посещений, поэтому ещё на этапе разработки полезно обеспечить постраничное размещение элементов статистики, правомерно установить знаки охраны авторского права, организовать индикацию времени последнего обновления страницы. Сетевое издание, включённое в полнотекстовую коллекцию, становится объектом в интернет-среде, информация о нём предоставляется за счёт разнообразия средств поиска по метаданным. Формирование поисковых элементов для изданий сетевого доступа тем точнее, чем лучше продумана структура каждой самостоятельной страницы в соотношении «часть/целое». Для пользователя в этом случае становится очевидным интерес авторов к «биографии» своего произведения, что косвенно служит его правовой защите и добросовестному использованию.

Созданное творческими усилиями произведение до момента его обнародования представляет собой идеальный объект, на который распространяются неимущественные права автора. Представление произведения в электронной форме делает его материальным объектом, и на него распространяются имущественные права. Автор и иные правообладатели вправе использовать знак охраны авторского права для оповещения о своих правах. Легитимность всех процессов подготовки и выпуска издания – необходимое условие правомочности установки этого знака, который сообщает пользователям об ответственности его создателей за содержание опубликованного документа. Знак © последовательно соединяется с именем правообладателя и годом первого опубликования произведения. Для подтверждения актуальности сетевых ресурсов при установке знака охраны авторского права часто с отступлением от формы ГОСТ Р 7.0.1–2003 указывается период всего времени доступности документа.

Сравнение характеристик электронных изданий в детских библиотеках и библиотеках образовательных учреждений отражено в таблице.

Детские библиотеки Библиотеки школ и вузов
Принадлежность к обязательному экземпляру документов
Авторитет издающей организации, профессионализм библиотечных специалистов Наличие рецензии Минобрнауки России
Наличие грифа УМО
Соответствие универсальным требованиям к ЭОР
Оформление по ГОСТ 7.83–2001
Правомочность установки знака копирайта по ГОСТ Р 7.0.1–2003

Из приведённой таблицы видно, что в библиотеках сферы культуры и образования есть общие подходы к оценке электронных изданий. На их основании принимаются решения о порядке включения издания в фонд библиотеки, раскрытия его содержания в системе библиографических и информационных ресурсов, определения спектра услуг, которые могут быть связаны с его использованием. При неполном комплекте данных (например, издание не передавалось издающей организацией в фонд депозитарного хранения, выходные данные представлены на титульном экране неполно, вопросы авторского права и правообладания не решены однозначно) библиотека, опираясь на профессионализм специалистов и авторитет издающей организации, вынуждена принимать на себя обязанности по разработке критериев для решения о принятии документа в качестве объекта библиотечного хранения или отказе от его использования. Учебные издания и учебно-методические материалы, поступающие в библиотечные фонды в качестве единиц хранения, в большинстве своём имеют отметку о результатах экспертной оценки высококвалифицированными и независимыми специалистами. В отношении этой группы изданий библиотека образовательного учреждения может вырабатывать гибкую политику учёта, хранения, обеспечения сохранности, решая задачу книгообеспеченности учебного процесса, совершенствуя профиль комплектования.

Разделение доступа

Управление доступом – одна из функций информационной системы по обеспечению электронной библиотеки, в которой представлены только сетевые ресурсы.

Обеспечение доступа к сетевым электронным ресурсам сочетает в себе:

• осуществление права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

• применение информационных технологий;

• обеспечение защиты информации.

Под доступом к информации понимается возможность её получения и использования.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация (в зависимости от категории доступа) подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. Не может быть ограничен доступ к информации, накапливаемой для пользователей открытых библиотечных фондов, музеев и архивов, а также государственных, муниципальных и иных информационных систем, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией. Ограничения доступа к информации определяются в содержании федеральных законов. При участии Российской Федерации в международных договорах в случае противоречий в российском и международном законодательстве применяются международные нормы договора.

Условием предоставления гарантий доступа к электронным ресурсам является легитимность всех процессов, имеющих отношение к получению и использованию информации, представленной в виде электронных данных и программ (их сочетаниях в одном ресурсе).

Распространение и использование информации, являющейся большей частью результатом интеллектуальной деятельности, связано с задачами её аккумулирования, сохранения и распространения независимо от вида носителя и природы данных. Одним из основных институтов, решающих эти задачи в обществе, являются библиотеки. Базой для информационно-библиотечного обслуживания служит законодательство Росийской Федерации о библиотечном деле.

Одновременно с этим отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, регулируются частью четвёртой ГК РФ. Документ вступил в силу 1 января 2008 года согласно Федеральному закону от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В практике применения кодифицированное законодательство имеет приоритет по отношению к федеральным законам. Это позволяет библиотекам искать подходы для снятия противоречий в обеспечении доступа к источникам в цифровой среде и соблюдении интересов правообладателей.

Доступ к сетевым электронным ресурсам может быть реализован в следующих видах:

• полный удалённый доступ без ограничений;

• ограниченный удалённый доступ;

• доступ в локальных сетях;

• доступ локальный, осуществляемый непосредственно с устройства ввода-вывода компьютера.

Разделение доступа можно организовать на основе специальных настроек пользовательских рабочих мест в соответствии с уровнем ограничения сетевого доступа.

Для локального доступа, когда от авторов нет в письменном виде разрешения на сетевое предоставление электронных документов, пользователям библиотеки должно быть предоставлено рабочее место, оборудованное для работы с электронными изданиями или электронными приложениями комбинированных документов.

Сеть библиотеки может обеспечивать одновременную работу такого числа пользователей, которое определено документами по включению произведения в электронную библиотеку.

В соответствии с требованиями текущего законодательства библиотека должна гарантировать невозможность копирования документа в электронной форме без письменного разрешения автора (или иного правообладателя). Вывод на печать таких электронных материалов может выполняться только в небольшой части от общего объема (5–15%) по индивидуальному заказу в единственном экземпляре. При заимствовании материалов из энциклопедий, справочников, учебных изданий и цитировании обычно не берётся более 5% от объёма оригинального произведения. Необходимо отметить, что в случае графики (или фотографий) заимствование почти всегда составляет 100% и, кроме этого, сопровождается переработкой.

Доступ всех пользователей в сети школы, вуза, других учреждений, где библиотека представляет собой структурное подразделение, обеспечивается инфраструктурой организации на основании письменного договора с правообладателем на каждый вид издания или электронного ресурса. Виды использования произведения для такого типа сетевого доступа должны устанавливаться по индивидуальной настройке.

Размещение произведения в сетях удалённого доступа выполняется на условиях: бесплатного доступа только для зарегистрированных пользователей, сочетания бесплатного и платного видов использования произведений, бесплатного доступа для всех пользователей сети.

При всех видах доступа необходимо предусмотреть:

• защиту информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий;

• соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа, например защиту персональных данных пользователей;

• реализацию права на доступ к информации.

Право на доступ к информации предполагает обеспечение со стороны обладателя информации, оператора информационной системы следующее:

• предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи её лицам, не имеющим права на доступ к информации;

• своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к ней;

• недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

• постоянный контроль за обеспечением уровня защищённости информации и возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней.

Защита произведения и информации, которая в нём содержится; статистика востребованности ресурса; учёт видов использования, сопоставление их с правами пользователей и условиями предоставления услуг предусматривают высокий уровень автоматизации на базе надёжной технической оснащённости.

Вместе с этими задачами необходимо выполнять обязательства по взаиморасчётам по услугам, предоставляемым на платной основе. На приведённой фотографии (рис. 8) – за л для обслуживания пользователей интернет-ресурсов, предоставляемых бесплатно в соответствии с договорами и соглашениями библиотеки Технологического университета в Тампере. Для доступа к ресурсам, которые пользователи могут получать на платной основе, организовано помещение с идентичным оборудованием, но с настройкой на работу с расчётным счётом каждого авторизованного пользователя.

Рис. 8. Зал интернет-ресурсов

 

Технологически разделение прав пользователей при работе с электронными ресурсами может быть обеспечено за счёт применения «тонких клиентов» – бездисковых рабочих станций, загрузка которых осуществляется по сети. При таком подходе пользователь не привязан к одному рабочему месту и по своему индивидуальному паролю получает доступ к ресурсам из любой точки в пределах библиотеки или другой организации, или только локальный доступ – в соответствии с правами библиотеки на их предоставление третьим лицам (пользователям библиотеки) и использование ими.

Разделение доступа – одно из направлений комплексной автоматизации библиотечной деятельности. Его нельзя развивать без модернизации материально-технической базы и надёжных каналов связи, которые создают новую инфраструктуру памяти и коммуникаций.

Благодаря современным суперкомпьютерам стало развиваться ещё одно направление распределённого предоставления информационных ресурсов – грид-сети. В этих сетях, напоминающих по организации сети электроснабжения, пользователь обрабатывает и хранит информацию на распределённых серверах, и услуги по обработке и хранению данных превращаются в разновидность коммунальных услуг. Грид-сети могут объединять обычные персональные компьютеры, используя их незагруженные вычислительные мощности. Лабораторией информационных технологий Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) совместно с университетом «Дубна», при участии Лундского университета (Швеция), Чикагского университета (США) и «Дирекции программы развития наукограда Дубна» разработан проект «Дубна-Грид», нацеленный на создание грид-среды на основе незагруженных вычислительных ресурсов офисных компьютеров, установленных в компьютерных классах средних школ города и университета «Дубна». Каждая из сотрудничающих сторон в этом проекте имеет и свои специфические задачи. Решение подобных задач в рамках городской структуры планируется, возможно, впервые в мировой практике37. Реализация проекта «Дубна-Грид» позволит создать единую компьютерную среду города, так называемый городской компьютер. Существующая городская сеть объединяет основные объекты – ОИЯИ, Университет, школы и административные здания. По оценкам специалистов в дубнинских школах компьютеры заняты на 5–6% (их около 500), в Университете – на 12–15% (их около 600). Соответственно, незагруженные ресурсы можно использовать в рабочее время для решения общих задач за счёт одного из видов разделённого доступа.

В июне 2006 года одобрена Правительством РФ совместная российско-белорусская программа строительства грид-сети на основе суперкомпьютеров «СКИФ», предложенная Минобрнауки России для союзного государства.

В июле 2006 года завершён образовательный грид-проект в Китае (China Educational Grid Project, CEGP). Объединены компьютерные сети нескольких десятков крупнейших университетов страны, миллионам китайских студентов предоставлен прямой доступ к базам данных, «онлайновым» учебным курсам и сервисным приложениям по самым разным направлениям и дисциплинам.

Три миллиона пользователей и 3,5 тысяч академических учреждений в 34 европейских странах охватывает магистральная сеть для образования и науки GEANT238.

Компания Google предлагает разработки по универсальной системе доставки прикладных программ (приложений) в любую точку мира на любое электронное устройство, которое будет просто терминалом, подключённым к единой мировой грид-сети, с индивидуальным обслуживанием каждого пользователя.

У нас налицо разрыв между готовностью специалистов в детских учреждениях использовать компьютерную технику в своей повседневной практике и уровнем компетентности, который необходимо для этого поддерживать.

Детские библиотеки в системе
публичных библиотек и школьного образования

Широкий спектр функций школьной библиотеки связан с её деятельностью в качестве библиотеки учебной, педагогической, публичной.

Но распространённая практика внедрения новых технологий в школьной библиотеке ограничена необходимостью решения следующих задач:

• информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса;

• формирование информационной культуры пользователей;

• содействие учебно-воспитательной работе педагогического коллектива;

• проведение внеклассной работы.

С этих позиций победителем тендера, организованного в 2004 году Национальным фондом подготовки кадров, стала автоматизированная информационно-библиотечная система «МАРК–SQL – версия для школьных библиотек», разработанная Научно-производственным объединением «Информ-система» на основе АИБС «МАРК–SQL»39.

Программный продукт поставлен примерно в 40 тысяч школ Российской Федерации и рассчитан на библиотекарей, преподавателей и учащихся учреждений общего образования.

Обновления программы и дидактические материалы по их изучению размещались для пользователей системы на сайте НПО «Информ-система», для них подключены горячая линия электронной почты и форум. Проводилось обучение тьюторов-библиотекарей. Печатные методические материалы выпускались разработчиками системы и специалистами на местах.

Материалы по работе с АИБС «МАРК–SQL – версия для школьных библиотек» публиковались в газете «Библиотека в школе».

Перспектива подключения школ к интернет-каналам позволила создать условия для обучения всех категорий пользователей АИБС «МАРК–SQL – версия для школьных библиотек» на основе дистанционных образовательных технологий. В конце 2006 года НПО «Информ-система» реализовала проект по разработке обучающей интернет-системы АИБС «MAРК–SQL – версия для школьных библиотек» (рис. 9), созданной на единой программной технологической платформе с имитацией работы всех основных сервисов этой АИБС (архитектура «клиент-сервер» с доступом через веб-сайт).

Рис. 9. Система дистанционного обучения АИБС МАРК

 

Проект позволил обеспечивать реализацию типовых режимов сетевых дистанционных образовательных технологий:

• регистрацию и формирование протоколов работы для каждой категории пользователей;

• представление в виде веб-страниц учебно-методического материала и предоставление к ним разделённого доступа;

• контроль знаний (текущий, рубежный, итоговый на основе тестов);

• технологическую поддержку дистанционного консультирования и контроля знаний.

Внедрение элементов автоматизации в работу школьных библиотек, безусловно, помогает библиотечным специалистам искать пути взаимодействия в единой электронной среде и открывает перспективы интеграции ресурсов культуры и образования, адресованных пользователям библиотек для детей.

Профессиональные контакты детских библиотек получают развитие в современных сервисах обмена опытом и повышения квалификации. Например, Централизованная система детских и школьных библиотек г. Озёрска Челябинской области представила на своём сайте раздел дистанционного Центра консультативной и методической помощи «Добейся успеха!»40. Предлагаемые материалы для обучения, тестирования и самопроверки адресованы специалистам детских и школьных библиотек.

Информатизация детских библиотек началась вместе с появлением первых баз данных в публичных библиотеках, но развивалась обособленно до того момента, когда появилась возможность корпоративного взаимодействия на основе каналов телекоммуникаций. Сегодня ресурсы детских библиотек предоставлены для использования в национальных, федеральных, региональных проектах. Условием участия в этой работе стало соответствие библиотечной продукции единым требованиям корпоративных объединений на основе сотрудничества библиотек различной ведомственной и отраслевой принадлежности. Детские библиотеки предоставляют свои ресурсы для использования в объединённых базах консорциумов, но не создают собственной интернет-сети, не имеют мощностей для применения самых современных технологических методов управления данными и информацией. Документы, электронные издания, базы данных, которые создаются силами библиотек, составляют особую группу электронных ресурсов. Отнесение их к интеллектуальной собственности организации связано с правомочностью процессов подготовки, ведения, предоставления и использования библиотечной продукции локального, сетевого и комбинированного распространения. В библиотеках для детей сегодня нет единых требований к их характеристикам, поэтому электронные документы, создаваемые в детских и школьных библиотеках, во многих случаях не могут быть отнесены к электронным изданиям, а базы данных не отвечают требованиям, необходимым для их регистрации.

Электронные ресурсы в детских библиотеках создаются в целях:

• раскрытия содержания фондов;

• интеграции информационно-библиотечного пространства на глобальном уровне;

• поддержки читателей в их творческом развитии в условиях информатизации общества;

• повышения информационной культуры пользователей.

Особенность настоящего периода заключается в том, что современное сетевое электронное пространство технологически обеспечивает благоприятные условия для отражения специфики информатизации детских библиотек, раскрывающих мир чтения и информационной культуры через диалог с ребёнком-читателем.

В системе школьного образования детские библиотеки могут выступать в роли посредника между пользователями различных категорий и ресурсами корпоративных объединений в сфере науки и образования, поскольку детские библиотеки в большей степени, чем школьные, приближены к универсальным технологиям управления данными и информацией.

Библиография

Авторское право и библиотеки / Я. Л. Шрайберг, А. И. Земсков, В. В. Терлецкий, В. Р. Фирсов. – М. : ГПНТБ России, 2007. – 48 с.

Антопольский А. Б. Электронные библиотеки: принципы создания : Научно-методическое пособие / А. Б. Антопольский, Т. В. Майстрович. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 283 с. : ил. – (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. № 56). – Библиогр. в сносках.

Гражданский кодекс Российской Федерации : офиц. текст : [текст по сост. на 20 августа 2007 г.] : Ч. I, II, III и IV. – М. : Омега-Л, 2007. – 669 с. – (Кодексы Российской Федерации).

Дети, компьютер и детская библиотека : Сборник статей и докладов ведущих специалистов Ленинградской областной детской библиотеки. Вып. 2 / Комитет по культуре Ленинградской области ; Ленинградская областная детская библиотека ; сост. Т. Н. Третьякова. – СПб., 2002 . – 92 с.

Земсков А. И. Электронная информация и электронные ресурсы : публикации и документы, фонды и библиотеки / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. – М. : ФАИР, 2007. – 528 с. : ил. – (Специальный издательский проект для библиотек). – Библиогр.: С. 520–523.

Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации : Научно-практическая конференция АРБИКОН (6; 2008; Санкт-Петербург, Хельсинки, Тампере, Стокгольм, Упсала) ; Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации : Труды V Научно-практической конференции АРБИКОН, 23 июня – 29 июня 2008 г., Санкт-Петербург (Россия), Хельсинки, Тампере (Финляндия), Стокгольм, Упсала (Швеция) / Санкт-Петербургский государственный политехнический университет ; Федеральное агентство Ассоциация региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН). – СПб., 2008. – 139 с. : ил. – Библиогр. в конце ст.

Отле П. Руководство для общественных библиотек : пер. издания № 133 (1923 г.) Международного библиографического института в Брюсселе / П. Отле, Л. Воутерс ; пер. с фр. Кружка классификаторов при Центр. коммунальной библиотеке гор. Петрограда; под ред. и с примеч. Н. М. Ломковского. – Петроград : Гос. издательство Украины, 1924 (Екатерингофский пр., № 87 : Тип. Коминтерна). – 238 с. – На тит. л. : 02 (02) Библиографический индекс. – Петрообл. 10916. Печ. 4000 экз. – Библиогр. в тексте.

Проблемы авторского права в деятельности публичных библиотек : Информационно-аналитический материал для библиотек / Ленинградская областная детская библиотека ; [авт.-сост. А. А. Викулин]. – [СПб.] : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 40 с. – Библиогр. : С. 36 – 39.

Столяров Ю. Н. Защита библиотечного фонда : Учеб. пособие / Ю. Н. Столяров. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 504 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

Хартия о сохранении цифрового наследия // Культурное и языковое разнообразие в информационном обществе / Рос. ком. прогр. ЮНЕСКО «Информация для всех». – СПб., 2004. – 96 с.

Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках : [Справ.] / науч. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. – СПб. : Профессия, 2007. – 663 с. – (Библиотека).

Котляров И. Д. Сети грид // Прикладная информатика: Научно-практический журнал 2008. – № 1 (13). – С. 68–82.

Левова Л. В. АИБС «МАРК–SQL – версия для школьных библиотек»: первые итоги внедрения [Электронный ресурс] / Л. В. Левова, И. Б. Кузина. – URL: http://www.mubint.ru/Science/Conference/BiO/2007/default.aspx

Шрайберг Я. Л. Роль библиотек в обеспечении доступа к информации и знаниям в информационном веке [Электронный ресурс] : ежегодный доклад Конференции «Крым». 2007 год // Электронная библиотека / ГПНТБ России. – М., 2007. – URL: http://ellib.gpntb.ru/index.php?doc=Plenarn&dir=21&art=1

 


5 http://www.rba.ru/rusmarc/ – Национальная служба развития системы форматов RUSMARC.

6 Все приведённые в тексте фотографии сделаны автором в ходе VI Международной научно-практической конференции «Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации», 23–29 июня 2008 года в Санкт-Петербурге (Россия), Хельсинки, Тампере (Финляндия), Стокгольме, Упсале (Швеция).  – URL: http://www.arbicon.ru/conferences/whtnights08.asp

7 http://www.rba.ru/rusmarc/soft/dc-rusmarc.htm – таблица соответствия набора элементов метаданных DUBLIN CORE и полей формата RUSMARC.

8 http://lib.fannet.ru/ – Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А.С.Пушкина.

9 http://ru.wikipedia.org/wiki/Web_2 – Википедия.

10 http://librarycrunch.com/?page_id=2 – Blog Library Crunch.

11 http://www.wikipedia.com – Wikipedia.

12 http://www.cifrovik.ru/publish/print_article/8831/ – интернет-портал «Цифровик».

13 http://monitoringkonkursa.ru/2007/09/27/kratkiy-obzor-bibliotechnyih-blogov.html – краткий обзор библиотечных блогов.

14 http://www.ifap.ru/ofdocs/ifla/ifla11.pdf – Рекомендации ИФЛА/ЮНЕСКО к интернет-манифесту.

15 http://www.egovernment.ru/newstext.php?news_id=28023 – сайт журнала «Информационная безопасность».

16 http://www.teenbook.ru/dostavka/ – Свердловская областная библиотека для детей и юношества.

17 http://rsl.ru/vs.html – ВСС Российской государственной библиотеки.

18 http://www.library.ru/help/ – первая виртуальная справка на портале Library.ru

19 http://www.pushkinlib.spb.ru/faq.htm – виртуальная справка на сайте Центральной городской детской библиотеки им. А.С.Пушкина.

20 http://www.library.ru/4/services/ – список библиотечных справочных служб, использующих различные технологии.

21 http://vss.nlr.ru/ – ВСС Российской национальной библиотеки «Спроси библиографа».

22 http://korunb.nlr.ru/query_form.php – ВСС КОРУНБ.

23 http://deti.spb.ru/feedback/ – рубрика Регионального сайта детских библиотек «Спроси у библиотекаря!».

24 http://www.rgdb.ru/e-dost.aspx – электронная доставка документов в Российской государственной детской библиотеке.

25 Статья 1274 ГК РФ «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях»

26 http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=40042&PSC=1&PT=3&Page=3 – состав организационного комитета по созданию Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.

27 http://www.inforeg.ru/

28 http://www.spsl.nsc.ru/

29 http://parlib.duma.gov.ru/ – Управление библиотечных фондов (Парламентская библиотека) Аппарата Государственной думы федерального собрания Российской Федерации.

30 http://www.elsevier.com

31 http://www.ebscoind.com/industries/about-cp.asp – о компании EBSCO.

32 http://www.nns.ru/

33 http://www.ebrary.com

34 Статья 1286 ГК РФ «Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения».

35 http://www.garant.ru/prime/20080616/6289384.htm

36 http://www.rnmc.ru/download/unirec.doc – Унифицированные требования к электронным учебным модулям открытых образовательных модульных мультимедиа-систем.

37 http://dubna-grid.jinr.ru/  – проект «Дубна-Грид».

38 http://www.geant2.net/ – проект GEANT2.

39 Левова Л.В. АИБС «МАРК–SQL – версия для школьных библиотек»: первые итоги внедрения [Электронный ресурс] / Л.В.Левова, И.Б.Кузина. – URL: http://www.mubint.ru/Science/Conference/BiO/2007/default.aspx; http://www.informsystema.ru – НПО «Информ-система».

40 http://ch-lib.ozersk.com/ – Централизованная система детских и школьных библиотек г. Озёрска Челябинской области.

 

 

TopList