КЛАССИФИКАЦИЯ
ББК: НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
Отдел 74 Образование. Педагогическая наука
Значительные изменения произошли в
новом, третьем издании «Таблиц ББК для детских и
школьных библиотек» в отделе «74 Образование.
Педагогическая наука». Школьным библиотекарям
предстоит серьезная работа с этим отделом
каталога, так как он имеет две части: для учащихся
и для учителей.
Фактически школьная библиотека, кроме
систематического каталога для учащихся, имеет
еще и систематический каталог
научно-методической и педагогической литературы
для учителей. Третьей частью школьного
справочного аппарата (и не только по проблемам
образования) будет картотека газетно-журнальных
статей, организованная опять-таки по «Таблицам
ББК...».
В сегодняшней консультации мы и попробуем
рассмотреть каждую из частей справочного
аппарата в отдельности.
Отдел читательского каталога «74
Образование. Педагогическая наука» претерпел
значительные содержательные и структурные
изменения: добавлены новые индексы, появилась
возможность предоставить место в каталоге для
литературы по истории образования и
педагогической мысли, по самообразованию,
справочной литературе для поступающих в вузы и
так далее. Отдел стал компактнее, мобильнее, стал
отвечать на конкретные запросы.
Рассмотрим эти изменения подробнее и поговорим о
методике систематизации литературы в этом
отделе.
Надо сказать, что прежнее наполнение рубрик в
этом отделе было громоздким, не очень мобильным,
не всегда оправданным, и, кроме того, мало
спрашиваемым детьми.
В далекие годы нашей прежней советской Родины, пожалуй, наибольшим спросом в этом отделе пользовалась литература о пионерах-героях, но, согласитесь, здесь она выглядела достаточно чужеродным организмом. Пионеры-герои – это дети, участники общей истории страны: защитники Родины, строители нового, социалистического мира, соучастники трудовых подвигов взрослых. Они – строители истории СССР, а потому новое издание «Таблиц…» и отнесло литературу о них в соответствующие разделы истории (об этом позже).
Надо сказать, что практически вся литература, собранная в читательском фонде в отделе «74 Образование. Педагогическая наука» давних лет издания и поэтому представляет, в основном, не современное положение дел в образовании и детском движении, а, скорее, историю вопроса. Используя новое издание «Таблиц ББК для детских и школьных библиотек», всю эту литературу можно чуточку иначе сгруппировать, и тогда она будет использоваться читателями (и взрослыми и детьми) с другими целями.
Итак, отдел «74 Образование.
Педагогическая наука» в каталоге для учащихся.
Рассмотрим каждый раздел и каждое деление
подробнее. За общим разделителем «74
Образование. Педагогическая наука» должны
быть размещены книги об образовании и
педагогической науке в целом, доступные
читателям-детям. Это книга Я.Корчака «Избранное»
(Киев, 1988), где, наряду с художественными
произведениями, опубликованы «Правила жизни»,
«Педагогика для детей и взрослых», «Дневник» –
его педагогическое кредо, его размышления о
воспитании, адресованные и детям и взрослым.
Здесь же собирается литература о беспризорных
детях первых лет советской власти и
современности, о первых шагах детских трудовых
коммун, о создании детских домов, о проблемах
детских домов нашего времени.
Хочется обратить внимание на книгу А.С.Макаренко
«Марш тридцатого года» (М., 1967). По насыщенности
материалом, его актуальности эта книга
принадлежит к самым значительным произведениям
выдающегося педагога и писателя. Документальная
повесть «Марш тридцатого года» посвящена жизни
детской коммуны имени Ф.Э. Дзержинского,
проникнута любовью к детям, волею судьбы
оказавшимся практически выброшенными из жизни.
Вторая часть книги представляет собой серию
статей и документальных материалов,
раскрывающих историю создания коммуны имени Ф.Э.
Дзержинского.
На отдельный индекс «74п» поставлены книги о профессии учителя. Вызвано это не только тем, что периодически ко Дню учителя возрастает читательский спрос, но и тем, что ребят интересует именно профессия, и то, как рассказано об этом в книгах, зачастую определяет для многих решение стать учителем. Книг, целиком и полностью посвященных этой профессии, адресованных детям, в общем-то, немного:
Анин Б.И. Учитель в моей жизни. – М., Сов.
Россия. 1987.
Глотов В.В. Учитель для сына. – М., Педагогика, 1985.
Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. –
М., Просвещение, 1986.
У нас с вами есть возможность воспользоваться аналитической росписью и дополнить раздел материалами статей из книги Б.Панкина «Время и слово» (М., Дет. лит., 1973), сборника «Данко», публикациями из альманаха «Хочу все знать», а также дать второй индекс художественной литературе об учителях:
«Учитель, перед именем твоим…» – М.,
Мол. гвардия, 1986. (84(2) + 74п).
Школьные годы. – М., Дет. лит., 1974.
Соломко Н.З. Если бы я был учителем. – Любое
издание.
Список можно продолжить…
«74.03 История образования и
педагогической мысли» – так называется новое
деление «Таблиц…» Здесь должны быть собраны
доступные детям книги по истории образования и
литература о представителях педагогической
мысли и деятелях народного образования всех
времен и народов прошлого и настоящего –
Макаренко, Сухомлинском, Корчаке, Ушинском,
Коменском, Яковлеве, Топорове, Шаталове, Ильине и
других. Это, как правило,
художественно-документальные повести,
рассказывающие о формировании личности
замечательных педагогов, целью своей жизни
поставивших просвещение и воспитание будущих
поколений. Именно в этом разделе должны найти
отражение книги известного писателя-публициста
С.Соловейчика «Вечная радость» и «Час
ученичества».
За счет повторного отражения можно представить
здесь книги о Царскосельском лицее, так как в них,
наряду с интереснейшей историей одного из лучших
русских образовательных учреждений,
представлены портреты его педагогов, учителей не
только по профессии, но и по той гражданской
позиции, которую они утверждали. Неудивительно,
что их воспитанники – высоконравственные люди, с
развитым чувством долга, патриоты Отечества.
Имена этих лицеистов почитаемы и любимы людьми
многих поколений – Пушкин, Дельвиг, Горчаков,
Кюхельбекер…
Литература общего характера об
общеобразовательной школе, а также книги о
гимназиях, лицеях, колледжах, интернатах
собираются в разделе «74.2 Общеобразовательная
школа». Сюда же можно поставить и всю
литературу о различного рода школьных музеях.
В течение двух последних лет активно выходят
справочники для школьников, объединяющие
материалы по различным предметам. Целесообразно
собирать их в одном месте на книжной полке,
представив карточки в соответствующих разделах
каталога за счет повторного отражения.
Каталожная карточка на такое издание будет
выглядеть следующим образом (смотрите,
пожалуйста, карточки 1 и 2).
Примечания.
В карточке 1 я724 – ОТД (Общее типовое деление) для
задачников и сборников упражнений.
В карточке 2 я2 – ОТД для справочников и
энциклопедий.
Введено новое деление «74.200.52
Общественно-полезный труд», где собирается
литература о внеучебном труде учащихся: сборе
металлолома, макулатуры, лекарственных растений,
летних трудовых лагерях, всевозможных клубах,
где ребята находят себе дело, которое им нравится
самим и нужно школе, району, городу, стране.
Именно здесь найдет свое место книга для
старшеклассников
Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность,
самоуправление, или Несколько историй из жизни
школьников
с вопросами, письмами, монологами и документами.
М.: Просвещение, 1991.
К сожалению, такого рода книг очень мало, но в
каждой школе есть довольно широкий круг
периодики, расписывая которую можно наполнить
картотеку периодических изданий такими
необходимыми и детям и учителям материалами.
Не нужно пренебрегать книгами старых лет издания
только потому, что они давно изданы. В старых
школьных библиотеках наверняка сохранились
прекрасные книги прежних лет издания, которые с
успехом могут быть использованы и теперь.
Примером тому может служить вот такая книга:
Богатырева С.И. Клуб «Шуруп» и хранители
библиотеки (М., Дет. лит., 1975). Герои этой книги –
участники клуба конструкторов «Шуруп», артисты
кукольного театра во дворе, члены «Библиотечного
батальона» или поэтического клуба «Дерзание» –
нашли себе дело, которое не только по душе им
самим, но и других людей радует.
В этом же разделе собирается литература о
подростковых клубах, Домах детского творчества,
адресованная детям. Здесь также можно отразить
художественную литературу на тему, присвоив
книге второй индекс.
В последние годы большое внимание уделяется в
школе самообразованию, проблеме «Учись учиться».
Появились книги о технике быстрого чтения, о
тренировке внимания, о самостоятельной работе
учащихся в приобретении знаний по интересующему
их предмету, о формировании умений в учебном
процессе. Разбросанные по всему каталогу,
отраженные в разных разделах знаний, книги не
находили читателей, не всегда могли быть
«вспомнены» библиотекарем
в нужную минуту. Нужно было каким-то образом
собрать их в одном месте. Новые «Таблицы ББК для
детских и школьных библиотек» представили
отдельный индекс «74.202 Обучение в школе», где
собирается литература по самостоятельной
работе, самообразованию школьников, по технике
быстрого чтения, по работе с учебной литературой,
справочными изданиями за счет повторного
отражения.
Например:
«Учение с увлечением» С.Соловейчика, конечно же, книга и по психологии, по воспитанию определенных качеств личности: веры в себя, сильной воли, упорства в достижении цели, но, прежде всего, книга на ту самую тему: «Учись учиться». Ей присваивается индекс 74.202.
А это примеры того, как могут быть представлены в каталоге книги за счет повторного отражения (смотрите, пожалуйста, карточки 3 и 4).
В старых «Таблицах…» основной массив литературы в отделе стоял за делениями раздела «74.22 Дети в СССР и зарубежных странах». Это была литература о детях разных стран, о детских общественных организациях, Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, пионерской работе, пионерской атрибутике и символике, пионерских лагерях, работе с октябрятами, пионерах-героях. Вместо этого деления в новых «Таблицах ББК…» введен подраздел «74.27 Дети. Детское движение и организации». Изменена методика отражения литературы. Под индексом 74.27 собираются только публикации о жизни детей и о деятельности, целях и задачах детских движений и организаций. Публикации по основным направлениям работы детских движений и организаций отражаются в соответствующих подразделениях классификации. Например, литература об экологических занятиях в лагерях труда и отдыха детей отражается под индексом «22.18 Рациональное природопользование. Охрана природы», о художественной самодеятельности в школе, пионерском лагере – в разделе 85.7.
Книги о пионерах-героях, собранные ранее под делением 74.22(2)38, полностью изъяты из отдела 74. Так как это книги о детях – участниках исторических событий в стране, начиная с Гражданской войны, решено было книги о них отнести к соответствующим разделам истории страны. Так, книги о Кире Баеве, Павле Андрееве, Алеше Кузнецове и других детях, участвовавших в Гражданской войне, будут стоять в каталоге под индексом «63.3(2)612.81 Дети – участники Гражданской войны». Книги о Павлике Морозове, Кычане Джакыпове, Грише Акопяне, Нателле Челебадзе и других пионерах 30-х годов следует отнести в деление «63.3(2)615 Период 1930–1939 гг.». А в делении «63.3(2)622.81 Дети – участники Великий Отечественной войны» будут собраны книги о пионерах и октябрятах – партизанах, подпольщиках, сынах полков, воевавших на фронтах Великой Отечественной.
Под делениями индекса «74.27(2) Дети в СССР. Всесоюзная пионерская организация» собирается литература о пионерских лагерях, работе с октябрятами, по содержанию, формам и методам пионерской работы, литература о местных пионерских организациях до 1991 года. (История пионерских организаций бывших союзных республик может быть повторно отражена в истории соответствующих стран.)
Индекс «74.27(2Рос) Дети в России (1992– ). Детское движение и организации» включает литературу о современном положении детей в России.
Для школьных библиотек важны включенные в новые «Таблицы…» деления «74.5 Вузы, техникумы, ПТУ» и «74.5я2 Справочники для поступающих», так как в одном месте собрана литература, помогающая определить выбор жизненного пути для старшеклассников.
Наверное, в старых школьных библиотеках будет значительный массив старой литературы в этом отделе, будет и такая, которую необходимо списать. Однако торопиться не стоит. Прежде чем списать, нужно внимательно просмотреть содержание и, скорее всего, в старой, потрепанной, на первый взгляд, совсем не нужной книжке, вы найдете нужные вам материалы. Стоит лишь грамотно их расписать, и они не потеряются, а значит, будут использованы.
Тамара МОРОЗОВА,
Заведующая отделом обработки литературы РГДБ
Спонсор публикации статьи: компания «МетС» предоставляет услугу по скупке и вывозу металлолома в Москве и московской области. К Вашим услугам такие предложения, как скупка латуни, никеля, бронзы, меди, свинца, титана, магния, алюминия и нержавейки по выгодным ценам. Воспользовавшись предложением компании «МетС», и сдав металл, Вы не только получите приятное денежное вознаграждение, но и поможете сохранить окружающую среду. Подробнее ознакомиться с услугами компании «МетС», можно на сайте http://metalloloms.ru/
Приносим свои извинения за замеченные опечатки в материале ББК: новая редакция: Отдел 86 Религия. Мистика. Свободомыслие. // Библиотека в школе: Прил. к газ. «Первое сентября». – 2000. – № 5 (29). – С. 4.
Место |
Напечатано: |
Должно быть: |
III столб. 18 стр. сверху |
86.36 Ислам |
86.38 Ислам |
IV столб. 5 стр. снизу |
86.6 Особые сост… |
88.6 Особые состояния… |