Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2001

КЛАССИФИКАЦИЯ

ББК: НОВАЯ РЕДАКЦИЯ

Отдел 74 Образование. Педагогическая наука

Значительные изменения произошли в новом, третьем издании «Таблиц ББК для детских и школьных библиотек» в отделе «74 Образование. Педагогическая наука». Школьным библиотекарям предстоит серьезная работа с этим отделом каталога, так как он имеет две части: для учащихся и для учителей.
Фактически школьная библиотека, кроме систематического каталога для учащихся, имеет еще и систематический каталог научно-методической и педагогической литературы для учителей. Третьей частью школьного справочного аппарата (и не только по проблемам образования) будет картотека газетно-журнальных статей, организованная опять-таки по «Таблицам ББК...».
В сегодняшней консультации мы и попробуем рассмотреть каждую из частей справочного аппарата в отдельности.

Отдел читательского каталога «74 Образование. Педагогическая наука» претерпел значительные содержательные и структурные изменения: добавлены новые индексы, появилась возможность предоставить место в каталоге для литературы по истории образования и педагогической мысли, по самообразованию, справочной литературе для поступающих в вузы и так далее. Отдел стал компактнее, мобильнее, стал отвечать на конкретные запросы.
Рассмотрим эти изменения подробнее и поговорим о методике систематизации литературы в этом отделе.
Надо сказать, что прежнее наполнение рубрик в этом отделе было громоздким, не очень мобильным, не всегда оправданным, и, кроме того, мало спрашиваемым детьми.

В далекие годы нашей прежней советской Родины, пожалуй, наибольшим спросом в этом отделе пользовалась литература о пионерах-героях, но, согласитесь, здесь она выглядела достаточно чужеродным организмом. Пионеры-герои – это дети, участники общей истории страны: защитники Родины, строители нового, социалистического мира, соучастники трудовых подвигов взрослых. Они – строители истории СССР, а потому новое издание «Таблиц…» и отнесло литературу о них в соответствующие разделы истории (об этом позже).

Надо сказать, что практически вся литература, собранная в читательском фонде в отделе «74 Образование. Педагогическая наука» давних лет издания и поэтому представляет, в основном, не современное положение дел в образовании и детском движении, а, скорее, историю вопроса. Используя новое издание «Таблиц ББК для детских и школьных библиотек», всю эту литературу можно чуточку иначе сгруппировать, и тогда она будет использоваться читателями (и взрослыми и детьми) с другими целями.

Итак, отдел «74 Образование. Педагогическая наука» в каталоге для учащихся. Рассмотрим каждый раздел и каждое деление подробнее. За общим разделителем «74 Образование. Педагогическая наука» должны быть размещены книги об образовании и педагогической науке в целом, доступные читателям-детям. Это книга Я.Корчака «Избранное» (Киев, 1988), где, наряду с художественными произведениями, опубликованы «Правила жизни», «Педагогика для детей и взрослых», «Дневник» – его педагогическое кредо, его размышления о воспитании, адресованные и детям и взрослым.
Здесь же собирается литература о беспризорных детях первых лет советской власти и современности, о первых шагах детских трудовых коммун, о создании детских домов, о проблемах детских домов нашего времени.
Хочется обратить внимание на книгу А.С.Макаренко «Марш тридцатого года» (М., 1967). По насыщенности материалом, его актуальности эта книга принадлежит к самым значительным произведениям выдающегося педагога и писателя. Документальная повесть «Марш тридцатого года» посвящена жизни детской коммуны имени Ф.Э. Дзержинского, проникнута любовью к детям, волею судьбы оказавшимся практически выброшенными из жизни.
Вторая часть книги представляет собой серию статей и документальных материалов, раскрывающих историю создания коммуны имени Ф.Э. Дзержинского.

На отдельный индекс «74п» поставлены книги о профессии учителя. Вызвано это не только тем, что периодически ко Дню учителя возрастает читательский спрос, но и тем, что ребят интересует именно профессия, и то, как рассказано об этом в книгах, зачастую определяет для многих решение стать учителем. Книг, целиком и полностью посвященных этой профессии, адресованных детям, в общем-то, немного:

Анин Б.И. Учитель в моей жизни. – М., Сов. Россия. 1987.
Глотов В.В. Учитель для сына. – М., Педагогика, 1985.
Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., Просвещение, 1986.

У нас с вами есть возможность воспользоваться аналитической росписью и дополнить раздел материалами статей из книги Б.Панкина «Время и слово» (М., Дет. лит., 1973), сборника «Данко», публикациями из альманаха «Хочу все знать», а также дать второй индекс художественной литературе об учителях:

«Учитель, перед именем твоим…» – М., Мол. гвардия, 1986. (84(2) + 74п).
Школьные годы. – М., Дет. лит., 1974.
Соломко Н.З. Если бы я был учителем. – Любое издание.
Список можно продолжить…

«74.03 История образования и педагогической мысли» – так называется новое деление «Таблиц…» Здесь должны быть собраны доступные детям книги по истории образования и литература о представителях педагогической мысли и деятелях народного образования всех времен и народов прошлого и настоящего – Макаренко, Сухомлинском, Корчаке, Ушинском, Коменском, Яковлеве, Топорове, Шаталове, Ильине и других. Это, как правило, художественно-документальные повести, рассказывающие о формировании личности замечательных педагогов, целью своей жизни поставивших просвещение и воспитание будущих поколений. Именно в этом разделе должны найти отражение книги известного писателя-публициста С.Соловейчика «Вечная радость» и «Час ученичества».
За счет повторного отражения можно представить здесь книги о Царскосельском лицее, так как в них, наряду с интереснейшей историей одного из лучших русских образовательных учреждений, представлены портреты его педагогов, учителей не только по профессии, но и по той гражданской позиции, которую они утверждали. Неудивительно, что их воспитанники – высоконравственные люди, с развитым чувством долга, патриоты Отечества. Имена этих лицеистов почитаемы и любимы людьми многих поколений – Пушкин, Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер…

Литература общего характера об общеобразовательной школе, а также книги о гимназиях, лицеях, колледжах, интернатах собираются в разделе «74.2 Общеобразовательная школа». Сюда же можно поставить и всю литературу о различного рода школьных музеях.
В течение двух последних лет активно выходят справочники для школьников, объединяющие материалы по различным предметам. Целесообразно собирать их в одном месте на книжной полке, представив карточки в соответствующих разделах каталога за счет повторного отражения. Каталожная карточка на такое издание будет выглядеть следующим образом (смотрите, пожалуйста, карточки 1 и 2).

Примечания.
В карточке 1 я724 – ОТД (Общее типовое деление) для задачников и сборников упражнений.
В карточке 2 я2 – ОТД для справочников и энциклопедий.

Введено новое деление «74.200.52 Общественно-полезный труд», где собирается литература о внеучебном труде учащихся: сборе металлолома, макулатуры, лекарственных растений, летних трудовых лагерях, всевозможных клубах, где ребята находят себе дело, которое им нравится самим и нужно школе, району, городу, стране. Именно здесь найдет свое место книга для старшеклассников
Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников
с вопросами, письмами, монологами и документами. М.: Просвещение, 1991.
К сожалению, такого рода книг очень мало, но в каждой школе есть довольно широкий круг периодики, расписывая которую можно наполнить картотеку периодических изданий такими необходимыми и детям и учителям материалами.
Не нужно пренебрегать книгами старых лет издания только потому, что они давно изданы. В старых школьных библиотеках наверняка сохранились прекрасные книги прежних лет издания, которые с успехом могут быть использованы и теперь. Примером тому может служить вот такая книга: Богатырева С.И. Клуб «Шуруп» и хранители библиотеки (М., Дет. лит., 1975). Герои этой книги – участники клуба конструкторов «Шуруп», артисты кукольного театра во дворе, члены «Библиотечного батальона» или поэтического клуба «Дерзание» – нашли себе дело, которое не только по душе им самим, но и других людей радует.
В этом же разделе собирается литература о подростковых клубах, Домах детского творчества, адресованная детям. Здесь также можно отразить художественную литературу на тему, присвоив книге второй индекс.
В последние годы большое внимание уделяется в школе самообразованию, проблеме «Учись учиться». Появились книги о технике быстрого чтения, о тренировке внимания, о самостоятельной работе учащихся в приобретении знаний по интересующему их предмету, о формировании умений в учебном процессе. Разбросанные по всему каталогу, отраженные в разных разделах знаний, книги не находили читателей, не всегда могли быть «вспомнены» библиотекарем
в нужную минуту. Нужно было каким-то образом собрать их в одном месте. Новые «Таблицы ББК для детских и школьных библиотек» представили отдельный индекс «74.202 Обучение в школе», где собирается литература по самостоятельной работе, самообразованию школьников, по технике быстрого чтения, по работе с учебной литературой, справочными изданиями за счет повторного отражения.

Например:

«Учение с увлечением» С.Соловейчика, конечно же, книга и по психологии, по воспитанию определенных качеств личности: веры в себя, сильной воли, упорства в достижении цели, но, прежде всего, книга на ту самую тему: «Учись учиться». Ей присваивается индекс 74.202.

А это примеры того, как могут быть представлены в каталоге книги за счет повторного отражения (смотрите, пожалуйста, карточки 3 и 4).

В старых «Таблицах…» основной массив литературы в отделе стоял за делениями раздела «74.22 Дети в СССР и зарубежных странах». Это была литература о детях разных стран, о детских общественных организациях, Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, пионерской работе, пионерской атрибутике и символике, пионерских лагерях, работе с октябрятами, пионерах-героях. Вместо этого деления в новых «Таблицах ББК…» введен подраздел «74.27 Дети. Детское движение и организации». Изменена методика отражения литературы. Под индексом 74.27 собираются только публикации о жизни детей и о деятельности, целях и задачах детских движений и организаций. Публикации по основным направлениям работы детских движений и организаций отражаются в соответствующих подразделениях классификации. Например, литература об экологических занятиях в лагерях труда и отдыха детей отражается под индексом «22.18 Рациональное природопользование. Охрана природы», о художественной самодеятельности в школе, пионерском лагере – в разделе 85.7.

Книги о пионерах-героях, собранные ранее под делением 74.22(2)38, полностью изъяты из отдела 74. Так как это книги о детях – участниках исторических событий в стране, начиная с Гражданской войны, решено было книги о них отнести к соответствующим разделам истории страны. Так, книги о Кире Баеве, Павле Андрееве, Алеше Кузнецове и других детях, участвовавших в Гражданской войне, будут стоять в каталоге под индексом «63.3(2)612.81 Дети – участники Гражданской войны». Книги о Павлике Морозове, Кычане Джакыпове, Грише Акопяне, Нателле Челебадзе и других пионерах 30-х годов следует отнести в деление «63.3(2)615 Период 1930–1939 гг.». А в делении «63.3(2)622.81 Дети – участники Великий Отечественной войны» будут собраны книги о пионерах и октябрятах – партизанах, подпольщиках, сынах полков, воевавших на фронтах Великой Отечественной.

Под делениями индекса «74.27(2) Дети в СССР. Всесоюзная пионерская организация» собирается литература о пионерских лагерях, работе с октябрятами, по содержанию, формам и методам пионерской работы, литература о местных пионерских организациях до 1991 года. (История пионерских организаций бывших союзных республик может быть повторно отражена в истории соответствующих стран.)

Индекс «74.27(2Рос) Дети в России (1992– ). Детское движение и организации» включает литературу о современном положении детей в России.

Для школьных библиотек важны включенные в новые «Таблицы…» деления «74.5 Вузы, техникумы, ПТУ» и «74.5я2 Справочники для поступающих», так как в одном месте собрана литература, помогающая определить выбор жизненного пути для старшеклассников.

Наверное, в старых школьных библиотеках будет значительный массив старой литературы в этом отделе, будет и такая, которую необходимо списать. Однако торопиться не стоит. Прежде чем списать, нужно внимательно просмотреть содержание и, скорее всего, в старой, потрепанной, на первый взгляд, совсем не нужной книжке, вы найдете нужные вам материалы. Стоит лишь грамотно их расписать, и они не потеряются, а значит, будут использованы.

Тамара МОРОЗОВА,
Заведующая отделом обработки литературы РГДБ

Спонсор публикации статьи: компания «МетС» предоставляет услугу по скупке и вывозу металлолома в Москве и московской области. К Вашим услугам такие предложения, как скупка латуни, никеля, бронзы, меди, свинца, титана, магния, алюминия и нержавейки по выгодным ценам. Воспользовавшись предложением компании «МетС», и сдав металл, Вы не только получите приятное денежное вознаграждение, но и поможете сохранить окружающую среду. Подробнее ознакомиться с услугами компании «МетС», можно на сайте http://metalloloms.ru/


Приносим свои извинения за замеченные опечатки в материале ББК: новая редакция: Отдел 86 Религия. Мистика. Свободомыслие. // Библиотека в школе: Прил. к газ. «Первое сентября». – 2000. – № 5 (29). – С. 4.

Место

Напечатано:

Должно быть:

III столб. 18 стр. сверху

86.36 Ислам

86.38 Ислам

IV столб. 5 стр. снизу

86.6 Особые сост…

88.6 Особые состояния…