ПИСЬМО В НОМЕР
ОБНАРУЖИЛОСЬ, ЧТО Я ПИШУ
Уважаемая замечательная газета «Библиотека в школе»!
Я вас, во-первых, поздравляю с
Новолетием... Желаю... И еще... А также...
Прошу прощения, что я без стука и без спроса...
Нарушаю Ваше «психологическое пространство».
Прочла я тут номер девятый «Библиотека
в школе» за 2000 год и...
Понимаете, я всегда говорила, что вообще-то я не
пишу, я – по другой части... библиотекарь. Такое
«другое дерево», совсем уж не журналист. Я –
библиотекарь просто по определению – не в
смысле похвальбы.
И вот газета «Библиотека в школе» № 9 за 2000 год.
(Случайно этот номер попался). А там, например,
такие настроения: неважно, где ты
(в Москве, или, Боже, отчего же Колыма-то в голову
лезет? Не к ночи, не к ней). В общем, неважно, где ты,
а главное – насколько ты есть. В некотором роде –
про твою роль на земле.
Или еще
материал о том, что Тишина, может быть, и есть
цель? Я бы сказала, что все стоящее и начинается
только с нее. Конечно, тишина – это ценность. А уж
внутренняя тишина – просто высший пилотаж.
И вовсе восхитил меня своим гуманизмом материал
о личном психологическом пространстве. Мне
почудилось, что я просто окруженец какой-то,
который, наконец, увидал родимые позиции и
кинулся туда с криком: «Свои!»
Это правда... Про пространство... Но мое, например,
психологическое пространство в школе выражено
чашкой с чаем в моих руках. Я ее таскаю целый день.
Бывает, все ту же, что утром налила. Выпить ее
некогда. У иных – сигарета, у детей – жвачка и
семечки, у монаха – четки, а у меня – чашка с чаем.
Поэтому у многих складывается завистливое
убеждение: «Вам-то здесь хорошо, в библиотеке, чаи
гонять».
А ведь вы вступились за человеческое
достоинство. Так же, как и все Соловейчиковские
чтения, по сути, об этом. Спасибо, к слову,
«Первому сентября» за то, что прислали в школу
газету с этими материалами.
И, право, те учителя, что прочли газету, вздохнули
в точности так, как и в вашем материале
в № 9: «Вам хорошо в столице...».
Начиталась я газеты «Библиотека в школе» и, милые
вы мои, обнаружилось, что я пишу. Просто сижу и
пишу... Бросив стиральную машину, выкипающий суп и
акт на списание учебников № 18 за 2000 год.
Какая тво–р–че–с–ка–я газета... А?..
РАЗМЫШЛЕНИЯ
МЫ - НЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ!
МЫ - БИБЛИОТЕКА
Я спрашиваю: «Где тут газета
«Школьная библиотека»? А мне отвечают,
поправляют вежливо: «Библиотека в школе».
Да! Именно. Имя существительное – Библиотека и
никакая не «школьная», а в школе. Равнозначные
величины… Сотрудники… «Тайна двух океанов».
Это такая радость для библиотекаря: Я – есть! Я –
ЕСТЬ. В собственном качестве – библиотека.
Мы – всегда прилагательное. Библиотекари
буквально «прилагаются» к школьному процессу. (У
нас-то, в библиотеке, «процесса» ведь нет.) Вышел
читатель от «нас», и мы замерли, как заводные
манекены, в ожидании следующего. Киборги…
Машина, чудесно оживляемая только появлением
«постороннего» человека.
А на нас – чары.
Вот мы и прилагаемся к процессам другим,
школьным, настоящим. К учебно-воспитательному
или воспитательно-оздоровительному хотя бы…
Библиотекарь в школе – просто Ванька Жуков,
девятилетний мальчик, отданный «в учение
сапожнику Аляхину» бегать за водкой и воровать
для мастеровых огурцы из хозяйской бочки.
* * *
Где-то за освещенными сказочными
окнами, около дивной елки с огоньками, хороводом
ходят «счастливые» (в тепле, уже счастье)
нарядные дети
с такими «паровозиками» и такими
«куклами-барышнями».
А обычному школьному библиотекарю, все время
приходится находиться в положении, когда придет
«хозяйка» и доходчиво объяснит мне, что я не с
того конца селедку «чистю». «И ейной мордой мне в
харю тыкать» примется.
В людях, причем в самых живых и талантливых, в
школе есть эта тревога, и почти знание и
усталость от неоднократного опыта, что ни фига
тебе не дадут сделать. Не пустят тебя с
«паровозиком» в класс. Смешон и несолиден ты с
«паровозиком», новогодним, святочным...
И «барышня» твоя нелепа. Что за фокусы!..
* * *
– Учитель заболел, пойди «поговори» с 7 «А» о «чем-нибудь»… литературном.
* * *
– У меня классный час, приди, проведи беседу.
– Когда?
– Да минут через десять. Как работа? Какая у тебя работа? Ка-та-лог? Ну это же смешно…
* * *
Дети? Предоставлены сами себе? Ужас!..
– Вот возьми всех (класс 30 человек!) и отведи их в
библиотеку. Пусть почитают.
– Все тридцать? По–чи–та–ют?
– Ну да…
* * *
– Давай твою библиотеку сделаем… в
кабинете врача… около буфета?..
Дети будут идти в буфет и все заходить к тебе…
заодно. Вот тебе будет хорошо…
* * *
Первые десять лет работы в школе у меня
ушли на то, чтобы научиться твердо, без дрожи в
голосе, говорить: «Нет!»
Я работаю в библиотеке и, страшно сказать, я – не
учитель, не воспитатель группы продленного дня и
не Дед Мороз, в конце концов!
Как это всех изумляло! («Не хочет работать». А я-то
как хотела, но «по специальности».)
Да, я готова и буду помогать книгой, информацией,
идеей, сценарием и учителю, и завучу и
организатору, и Деду Морозу, но сама-то я –
библиотекарь. Хранитель книг.
Вся техническая «подземная работа»
библиотеки не видна, конечно же, как у хорошей
хозяйки и так «все есть» – чисто и суп готов. Сам
собой, конечно же.
Как в мультике: «Ох уж эти сказочки!.. Ох уж эти
сказочники!..»
Посади еще тридцать розовых кустов и отдыхай
себе, да и поезжай на бал в своей тыкве-карете.
Была у меня знакомая уборщица, которая, убирая
классы, приговаривала: «Учителю-то хорошо! Поучил
до часу дня, да и домой пошел себе. А я тут мой за
ними всеми».
Вот и учитель скажет мне:
– Хорошо тут у тебя, тихо.
(И где это в школе «тихо»?)
– Расставила себе книжечки и чай пей… в
библиотеке своей.
(«И вам смешно, и даже мне», как сказал, вернее,
спел поэт.)
Библиотекарь – такое же
круглосуточное понятие, как настоящий Учитель,
Поэт, Актер…
Все, все в тебе работает на профессию.
Вот эта статья… в газете. Про экономику Швеции.
Это программа 10 класса. Надо сохранить, поставить
в фонд. Как раз для доклада.
Любая картинка для стенда, для газеты, для папки…
Любая точная, емкая фраза, строка – тема для
разговора…
Любая книжка просматривается. Эта – для
историка. Эта – для биолога. А эта – для Кати
Ивановой, у нее любимый попугай заболел.
– Заболела моя птичка, заболела Кларочка, –
говорит мне третьеклассница Катя.
Кому еще ей в школе поведать свое горе?
Даже читая детектив, ты отметишь, что героиня там
клала черепаху под настольную лампу. (Ей полезно.
Черепаха у нас, в Москве, мерзнет.)
Ведь у кого-то из твоих читателей, «твоих детей»,
есть черепаха, и она мерзнет. Да! Еще и крутое яйцо
– это тоже нужно черепахам и иногда кусочки
вареного мяса.
* * *
Так вот, название «Библиотека в
школе» порадовало меня веселой новостью, что
«пациент скорее жив, чем мертв» (в смысле
брата-библиотекаря).
Вторая «информация к размышлению» была
опубликована в девятом номере газеты
«Библиотека в школе».
Это статья Людмилы Суховой «Эффективность
работы по привитию любви» с дивным подзаголовком
«Вас хотят проверить…».
Я просто побежала снимать с этой статьи ксерокс.
Дабы раздать по «кусту» своему.
Я тоже имею подзаголовок – я «кустовой
методист». Это как в октябрятской звездочке или
у первого Тимура Гайдара (хотя тот-то Тимур был,
по-моему, Гаранин?).
Так вот, мне «с верха» «методисты» спускают
информацию, а я ее распространяю еще по шести
школам.
О! Где настоящий-то куст?
Я хочу сирень.
Я хочу шиповник цветущий.
А мне приходится по телефону спрашивать у
«куста», задавать нелепый, дикий вопрос коллеге:
«Марья Ивановна, а вы контингент учащихся на
следующий учебный год сдали?
Да тот «кон-тингент» еще и Господь Бог не знает,
не то что Мария Ивановна.
И вот читая справку о проверке
библиотеки моего несчастного коллеги, как раз и
приведенную в статье Людмилы Суховой, я очень
точно поняла, как и чем меня убивать будут.
Один мудрый человек верно заметил, что убить
можно и хлебом. И хлеб этот уже испечен. Уже
черствеет. Уже…
Людмила ВОРОНОВА,
библиотекарь,
Москва
Рисунки Альбины Фарафоновой
Спонсор публикации статьи: интернет магазин мотокос, строительного, теплового, сварочного, садового и сельхозхозяйственного оборудования, и электроинструментов «Ингрин». Перейдя по ссылке: «здесь», Вы сможете по выгодным ценам приобрести мотокосы, стремянки, компрессоры, инфракрасные обогреватели, бензиновые генераторы и много других товаров, с доставкой по всей Украине. Так же к Вашему вниманию полезные статьи и публикации, которые помогут подобрать оборудование и правильно его эксплуатировать.