Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2001

ОДИН В ПОЛЕ - ВОИН? - ДА!

Именно этому научил семинар школьных библиотекарей

«Буду увереннее в своих требованиях», «Выйду со своими идеями в педколлектив», «Переделаю все на новый лад» – эти выводы, сделанные участниками семинара школьных библиотекарей Архангельска, – главный его результат. Ибо информационный голод и отсталость малых библиотек ощутимо ударят по всем в самом ближайшем будущем, и лишь уверенность библиотекаря  в крайней необходимости работать на современном уровне может убедить директора.

В достаточно активной общественно-культурной жизни Архангельска областной семинар «Справочно-библиографическая работа библиотеки образовательного учреждения» не мог стать каким-то ярким и необычным явлением. Но для самих участников, людей предельно скромных и часто стесняющихся заявить о себе, он стал прекрасной возможностью расширить горизонт профессиональной среды обитания, еще раз проиллюстрировав, что, несмотря на разного рода финансовые сложности, нередко открытую неподдержку на местах, такого рода встречи необходимы. Хотя бы раз в несколько лет. Потому что никакие циркуляры, рекомендации и методики не могут заменить живого общения людей, увлеченных общей идеей, сталкивающихся с одинаковыми проблемами и сложностями.

Главные камни преткновения в работе школьного библиотекаря – мизерное или вообще никакое (!) финансирование, крохотная, часто не отвечающая никаким санитарным нормам площадь. День занятий, проведенный в областной детской библиотеке им. Гайдара, еще раз подчеркнул, сколь плодотворно для работы иметь просторное, светлое помещение, пусть не во всем отвечающее современным требованиям, но достаточно оборудованное.
Комментарии к исследованию «Информационная среда детской библиотеки», обзор профессиональной прессы, увлекательнейший экскурс по новинкам краеведческой литературы, сделанный «гайдаровцами», вызвали бурю сожалений о том, что школьные библиотеки не имеют возможности приобретать и хранить необходимую периодику и литературу. «Не можем, у нас нет, не выпросишь, не достать, не убедить...» – слышалось то и дело в перерывах.
Но устроители семинара ставили своей задачей два основных момента: сориентировать в море (более сотни названий) профессиональной и педагогической периодики и показать, что неравнодушный, ищущий человек в, казалось бы, совершенно безвыходной ситуации и «один в поле воин».
Занятия «Тренинг коммуникативных умений», «Формирование позитивной мотивации к справочно-информационной работе у библиотекаря», «Формирование тематической картотеки», «Аналитическое описание произведений печати» давали возможность продемонстрировать, как высоки тре-бования сегодняшнего дня к школьному библиотекарю. Парадоксальность ситуации не просто налицо. Она, эта ситуация, кричит о себе во весь голос. Шквал информации, с одной стороны, и нередко почти абсолютная невозможность удовлетворить читательские запросы – с другой.

К сожалению, зачастую обязанность школьного библиотекаря сводится к добыче-выдаче, учету-хранению учебников. Но сегодня уже трудно не замечать, что главная его обязанность – стоять у истоков информационного потока, направлять его так, чтобы он помогал формированию и развитию способностей мальчишек и девчонок.
Основы информационной культуры не преподаются сегодня в школах в силу разного рода причин. Обязательных когда-то, всем изрядно поднадоевших библиотечных уроков, тоже больше нет. И приходит в библиотеку темное беспомощное существо, порой и объяснить толком не могущее, что же ему надо. Поэтому вопрос стоит совсем просто: хочешь грамотного читателя – воспитай его сам. Путь, избранный при этом детской библиотекой имени Гайдара, приемлем в любом масштабе. Он элементарен
и (уже проверено) результативен. Здесь используется методика погружения: три дня занятий только в стенах библиотеки, без посещения школы. Дети получают навыки самообразования, их учат работать с каталогами и с любым справочным аппаратом. За эти дни большинство из них становятся добрыми друзьями и помощниками библиотеки.
А младших школьников здесь же со всеми библиотечными хитростями знакомит кукла Клепа. Есть такая красавица из одноименного детского журнала. В легкой игровой форме ребенок усваивает самые необходимые знания и приобретает интерес к книге. От азбучной информации о структуре книги,
о тех, кто ее делает, до умения ориентироваться в самом глубоком книжном море должен пройти школьник, чтобы стать грамотным читателем, которого не испугают никакие информационные бури. Сложить такую мозаичную картину по силам любой школьной библиотеке, если
в ней работают неравнодушные, ищущие люди. Тем паче что уже сама жизнь заставляет многих руководителей понимать, что информационный голод и неизбежное за ним информационное невежество не просто вредят делу – убивают его.

Российская глубинка всегда питала науку и культуру выдающимися личностями, яркими талантами, грамотными специалистами. А очагами знаний в ней всегда были сельские и школьные библиотеки. Через них происходило (и эта традиция не должна исчезнуть!) осознание своих корней, постижение наработанного прошлыми поколениями. Поэтому сегодняшний информационный голод малых библиотек ощутимо ударит по нам в ближайшем будущем. Директора школ, руководители районов, осознавшие это, изыскивают резервы, существенно поддерживают финансовую базу библиотек. Честь им и хвала и огромная благодарность.
Один из актуальнейших вопросов сегодняшнего дня – изучение родного края – тоже удалось высветить достаточно ярко. В Соломбальской библиотеке слушатели семинара приняли участие в презентации программы «Соломбала. Старь и новь», знакомясь с огромным макетом «Старая Соломбала», «погуляли» по улицам начала века.
В тот же день был показан наглядный пример, как в старой, давно привычной во всех отношениях теме можно увидеть новые грани. Кажется, что нового можно сказать о великом поморе Михайле Ломоносове тем же поморам? Оказывается, немало, если точкой отсчета взять книги о его жизни и трудах. Их анализ может проявить сильные и слабые стороны исследовательской литературы, помогает выбрать из множества работ наиболее яркую и талантливую. Подобный неординарный поворот возможен при изучении любой темы, любого вопроса. Отталкиваясь от чужого опыта, проще и легче наработать свое, избрав ориентиром местный колорит и возможности.

Кстати, о возможностях. В ходе семинара выяснилось, что скрытых резервов не так уж и мало. Просто не все их замечают и используют.
Как рационально, с выдумкой разместиться на крохотной площади, все увидели в 33-й школе. Там же убедились, что вполне допустимо при скромных затратах сделать библиотеку уютной, приветливой, притягательной для ребенка. А раз библиотека стала родной, ей и помогать приятно, и идут в нее как домой, с радостью и надеждой. Программа «Книга в дар» реализуется во многих городских школах, но именно тут она увиделась по-новому. Связь с родителями – теснейшая. Они – друзья и помощники, хотя в ближайшем прошлом почти враги. Новый справочный аппарат формируется с помощью общественности, но не только он. Дети по своей инициативе, по совету родителей делятся прочитанной художественной литературой, той, из которой выросли, приносят детские журналы прошлых лет. Пополняется библиотечный фонд, находит реальное применение детский альтруизм, открытость ребенка, его желание поделиться, а старой книге дается вторая жизнь.

День за днем складывалась мозаика семинара. В конце семинара слушателям была предложена работа по методике «Недописанный тезис». Анализ ответов показал, что занятия семинара, встречи помогли многим осознать себя в профессиональном плане личностью, повысить уважение к статусу библиотекаря. Комплекс ущемленности и неуверенности в своих правах серьезно обедняет работу, и начало его преодоления – обнадеживающий шаг вперед. «Буду увереннее в своих требованиях», «Выйду со своими идеями в педколлектив», «Используя новые методики», «Переделаю все на новый лад» и так далее. Каждому дана была возможность остановиться, осмотреться, приметить новое, примерить его на себя, произвести определенную переоценку ценностей, осознать значимость профессии школьного библиотекаря в свете требований времени. И это самый важный и приятный результат прошедшего семинара.

Татьяна ДОЛГОЩЕЛОВА,
Светлана ТЕТЕРИНА,
Архангельск

Спонсор публикации статьи: интернет магазин «Антураж» - все для маникюра и наращивания ногтей. Если Вы ищите, где в Ярославле можно купить шилак, то больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «Shellac купить в Ярославле», пытаясь найти достойное предложение в результатах поиска. Посетив интернет магазин «Антураж», который располагается по адресу http://shop.antu.ru/, Вы найдете большой ассортимент гель-лака, и многих других товаров. Все представленные товары сопровождаются подробным описанием и фотографией внешнего вида, что поможет определиться с выбором заказа, а низкие цены, удобная система оплаты и доставка, позволят совершить покупку с экономией денег и личного времени.