Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2001

ПАРТНЕРЫ? - ДРУЗЬЯ!

Секция школьных библиотек при РБА рассказывает о своем первом региональном мероприятии

В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ 25 января 2001 года состоялось первое мероприятие секции школьных библиотек при Российской библиотечной ассоциации (об организации этой секции 18 мая 2000 года на ежегодной сессии РБА мы писали ранее). «Круглый стол» по теме: «Партнерские отношения: школьная библиотека – ученик – учитель – семья» собрал зав. библиотеками инновационных образовательных учреждений Нижнего Новгорода, представителей городского департамента образования и Нижегородского института развития образования. Организовала эту встречу сопредседатель секции школьных библиотек при РБА, зав. информационным центром Нижегородской педагогической гимназии Нина Сергеевна Талалаева.
Разговор обещал быть интересным. Тем более что тема волнует всех. Например, журнал «Библиотека» представил опыт сотрудничества областной детской библиотеки Перми с родителями маленьких читателей (Абуткина Е. «Библиотека + семья = ?», № 11–2000), газета «Управление школой» рассказала о Всероссийском родительском собрании, в котором приняло участие более 300 родителей, и об опыте работы московского УВК № 1666 «Семья в школе» (№ 47–2000).
Открывали встречу хозяева. После вступительного слова директора педагогической гимназии В.В. Гречухиной зав. информационным центром Н.С. Талалаева отметила, что единственной библиотекой, имеющей тесный контакт с родителями на протяжении 11 лет взросления их ребенка, является школьная библиотека. И совершенно естественно, чтобы эта связь становилась более эффективной и крепла с течением времени.
Перед собравшейся аудиторией не было необходимости обосновывать важность партнерства семьи и школьной библиотеки. Опытом подобного сотрудничества поделилась педагогическая гимназия. Куратор 8-го класса Г.К. Мельникова провела цикл родительских собраний совместно с библиотекой гимназии в рамках реализации проекта «Этическая грамотность».
В Нижнем Новгороде разработана и внедряется программа «Нижегородская семья». Для образовательных учреждений положения этой программы носят рекомендательный характер. Поэтому не случаен проект «Семья», который реализуется в гимназии. О нем рассказала его автор – завуч по воспитательной работе Г.Л. Егорова. Согласно проекту, в стенах школы открыт «Университет педагогических знаний», который предоставляет родителям необходимую педагогическую, психологическую информацию, помогает ответить на многие вопросы. Одаренные дети, привлечение к чтению, особенности воспитания девочек и мальчиков – эти и многие другие темы являются предметом разговоров педагогов и родителей. В рамках реализации проекта «Семья» в феврале 2001 года планируется провести Конференцию отцов.

Партнерские отношения с учащимися были, что называется, продемонстрированы наглядно. Девочки из 8-го класса рассказали, что их связывает с библиотекой, почему они часто приходят сюда, какую помощь они с удовольствием оказывают своему Центру «Открытая книга» (такое красивое название носит библиотека в гимназии). Комментируя их рассказ, зав. библиотекой одной из школ города вспомнила недавнего своего посетителя. Пришедший к ней утром ребенок был чем-то очень расстроен, огорчен, по ее меткому определению, был «ребенком с рысьими глазами». Таким он пришел из дома, от родителей...
Трудная это наука – быть хорошими родителями. Постигается она, как правило, через собственные ошибки и промахи, мало кто внемлет советам профессионалов – педагогов, психологов.
Какими могут быть взаимоотношения семьи и школы? О своем сотрудничестве рассказывали на этой встрече родители и библиотекари. И те и другие – с удовольствием и нескрываемой симпатией друг к другу.

Свой опыт организации партнерского взаимодействия с родителями представила зав. библиотекой Н.С. Талалаева. Она выделила несколько направлений сотрудничества:

1. Профессиональная поддержка.

1) Родители, работающие в средствах массовой информации, помогают формировать взгляд общественности (не нравится мне это «заморское» слово – «имидж») на школьную библиотеку как на один из первых институтов, обучающих основам познания информационного многообразия мира.
2) Родители, работающие в библиотеках, были и остаются верными, безотказными друзьями. Их поддержку трудно переоценить.
3) Родители, работающие в издательской сфере, оказывают посильное содействие в пополнении книжных фондов.

2. Инвестиции родителей.
Было приведено несколько направлений работы школьной библиотеки с родительским комитетом гимназии. Среди них – помощь в пополнении фонда учебников, организация подписки на периодические издания.
Родители оказывают не только финансовую поддержку. Знакомство детей с интересными людьми и организация встреч
с ними в библиотеке – еще одно направление сотрудничества библиотекарей и родителей.

3. Участие родителей в управлении школьной библиотекой.
В школьных библиотеках, согласно Положению об их деятельности, предусмотрено создание общественного органа – Совета школьной библиотеки, куда обязательно должны входить родители. Такой Совет из числа наиболее активных родителей существует во многих школьных библиотеках (хотя чаще всего он не оформлен официально), и опыт его деятельности весьма плодотворен.

При обсуждении партнерства библиотекарей и родителей, а также сотрудничества общественного органа – родительского комитета – со школьной библиотекой, разговор плавно и естественно перешел к рассмотрению такой важной на сегодня темы, как создание попечительских советов. Тем более что накануне по приглашению
С.В. Кириенко, полномочного представителя Президента РФ по Приволжскому федеральному округу, Нижний Новгород посетила президент Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса) Е.Ю. Гениева. И главной темой обсуждения на встрече было создание в регионе попечительских советов. Реальные результаты этого визита будут видны позже, а пока...
А пока библиотекари разговаривали о том, что эта структура может стать официальным органом помощи и поддержки школьной библиотеки (именно библиотеки, а не только школы в целом!). Необходимо юридически закрепить, проговорить в официальных документах попечительского совета школы регулярное содействие развитию школьной библиотеки. И еще раз (какой по счету?) объяснить и доказать всем важность этих действий.
Кроме того, Н.С. Талалаева предложила вниманию всех присутствующих целый калейдоскоп видов и форм массовых мероприятий, в которых вместе с детьми и их родителями принимают участие учителя и, конечно же, библиотекари.
Живое обсуждение среди участников «круглого стола» вызвал разговор о страшных пороках современного общества – наркомании, алкоголизме. Подчеркивая, что все начинается с семьи, библиотекари, тем не менее, не умаляли роль и значение воспитательной среды школы и школьной библиотеки. И не зря учителя педагогической гимназии называют свою библиотеку «службой спасения».

Заканчивая рассказ о встрече библиотекарей, хочется посетовать на преобладание на ней монолога принимающей стороны. А ведь почти у каждой библиотеки – своя «изюминка», особенность (да и как иначе!).
Надо отметить, что собираются зав. библиотеками инновационных школ города не в первый раз. И, хочется верить, не в последний. Тема февральского заседания звучит следующим образом: «Создание информационной среды в школьной библиотеке». Обсудим?

Елена ИВАНОВА
Нижний Новгород

Спонсор публикации статьи: интернет проект BestChange.ru - мониторинг обменников сети. Если Вам надо произвести обмен Pecunix на Liberty Reserve, то посетив проект по адресу www.bestchange.ru/pecunix-to-liberty-reserve.html, Вы найдете полный список надежных обменных пунктов, сможете прочесть отзывы других пользователей о том или ином обменнике, и выбрать самое выгодное предложение по обмену электронных денег.