Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2001

ТЕРРИТОРИЯ ЛЮБВИ

Наши газеты в январе 2001 года

В заглавие обзора вынесено название материала, рассказ о котором будет чуть позже. Территория любви – это все мы и наши дети, это семья и внутренний мир каждого, это всеобщая связанность людей любовью. Территория любви – это материалы приложений газеты «Первое сентября», это люди, которые их создают. Сегодня вас ждет встреча с некоторыми из них.

Каждый раз, приступая к подготовке обзора, я испытываю радость, вполне понятную и объяснимую. Посудите сами: мало того что при подготовке статьи я узнаю много интересного и полезного из публикаций приложений (спасибо профессиональной команде журналистов объединения «Первое сентября»!), так мне еще и предоставлена возможность этими находками поделиться с вами (что, согласитесь, немаловажно!). Более того, это еще и моя работа. Я бы назвала свое нынешнее занятие по-другому: «Записки дилетанта». Ибо в переводе с греческого «дилетант – это человек, который занимается чем-либо в свое удовольствие». Я очень рада такому положению вещей и желаю вам таких же ощущений в вашей работе.

Используя «служебное положение», представляю первым материал, который более всего произвел впечатление лично на меня. Надеюсь, что проблемы, которые рассматривает автор, не оставят равнодушными и вас. Приложение «Здоровье детей», № 2, в рубрике «Учитесь быть родителями» предлагает вам познакомиться с фрагментами книги известного австрийского педагога, профессора Х.Райнпрехта «Воспитание без огорчения». Друзья, обратитесь к строкам этой книги. Простые слова автора удивительно трогают, известные истины вдруг высвечиваются новым, глубинным светом, становятся близкими и понятными, обретают смысл, кем-то до этого старательно заслоненный. Кем?

«Наша повседневность становится все напряженнее, требования ужесточаются. Общество достижений назначает за все высокую цену», – пишет профессор Райнпрехт и размышляет, чем это может обернуться для семьи. Автор сосредоточивает внимание на особой, неповторимой роли матери. Его эмоциональное, пронзительное обращение звучит со страниц книги: «Мамы, оставайтесь мамами! Будущее нуждается в матерях, а не в женщинах, которые реализуют себя в профессиональной жизни, тогда как дети остаются без их внимания. Мамы, будьте мамами! Отдавайте ребенку всю свою силу, не поддавайтесь соблазнам современного общества!»

Вероятно, многие читатели согласятся со строками профессора Райнпрехта об отношении к ребенку как к личности, о невозможности насилия и диктата над этим маленьким человеком. Автор пишет: «Каждый ребенок – это самостоятельное существо. От природы он обладает душой, создателями которой являются не родители – это, скорее, дар судьбы... Задача родителей состоит только в том, чтобы помогать развиваться тем качествам характера ребенка, которые сформируют из него единственную в своем роде личность. Это осуществимо лишь в здоровом сочетании любви и добра, а также строгости и настойчивости. Мы не должны посягать на самостоятельность ребенка. Мы должны в принципе признавать его независимость».

Следующий номер приложения «Здоровье детей» (№ 3) продолжает знакомить вас с главами из книги Х.Райнпрехта «Воспитание без огорчения». Автор приглашает к размышлениям о настоящем и будущем семьи и месте ребенка в ней: «Человеческое общество страдает от недостатка родительского самопожертвования... В обществе ощущается нехватка родительского внимания... Ребенок мечется между защищенностью и покинутостью, между надеждой и страхом, между любовью и отсутствием любви». Достанет ли у нас мужества не только услышать и понять эти слова, но и изменить что-либо в своем «беге по кругу»?..

Строки австрийского педагога обращены и к родителям, и к людям, профессионально занимающимся воспитанием детей. Возможно, публикуемые материалы, предложенные для обсуждения на родительском собрании, вызовут на вдумчивый, серьезный разговор. Разговор назревший и необходимый. Классные руководители знают, сколько проблем возникает у родителей и как часто они обращаются к педагогам за советом, помощью! Как тут не вспомнить классика и его строки: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И если слово лечит, то публикации фрагментов из книги профессора Х.Райнпрехта несомненно помогут в «выздоровлении» многих.

С.Чечилова в статье с красивым названием «Пульс сердца – как голос кукушки, как лоскуток на ветру, как капли воды» беседует с эмчи-ламой Чимит-доржи Дугаровым («Здоровье детей», № 2). Мудрость тибетских врачевателей вызывает в последнее время большой интерес не только у медиков. Собеседник журналистки знакомит читателей с историей и некоторыми особенностями тибетской медицины. Эта единая медицинская система, сформированная еще в VII веке, находит свои истоки в философии и религии буддизма. Тибетские целители лечат не только тело, но и душу, и именно в первую очередь – душу. В подтверждение этого Чимит-доржи объясняет значение первых двух слов перед своим именем: «эмчи» – лекарь, «лама» – духовное лицо. Слова тибетского врачевателя, сказанные в заключение беседы, позволяют почувствовать, ощутить неспешность бытия как мудрость существования человека: «Сейчас в российских городах ритм жизни натянутый, а на Тибете люди по-прежнему не торопятся, у них есть время подумать о себе. Ведь буддийская мудрость гласит, что общая причина всех болезней одна – это невежество, возникающее от незнания собственного “я”».

Созвучны с этой мудростью слова рубрики «Научный факт»: «Мы открываем мир, чтобы понять себя» («Первое сентября», № 8) и статья «Возвращение Жуд-Ши». Ее автор Е.Иваницкая предлагает материал о враче и ученом Петре Бадмаеве, о его неоценимом вкладе в открытие русским обществом врачебной науки Тибета. Вы также узнаете об изучении знаменитым целителем старинного трактата «Жуд-Ши». Этот труд являлся основным руководством по врачеванию в тибетской медицине, и перевод его осуществил Петр Бадмаев. Замечательны его слова из предисловия к книге «Жуд-Ши»: «Разумной жизнью врачебная наука Тибета называет умение содержать в чистоте ум и тело».
Познакомьтесь с этими публикациями, насладитесь философией тибетских врачевателей, впитайте мудрость, которую они хранят веками и передают из поколения в поколение. Возможно, именно эти простые, на первый взгляд, слова окажутся единственно необходимыми.

Продолжаем разговор о статьях, несущих не только сухие факты, но и личностное осмысление, собственное отношение к теме разговора. Эти публикации раскрывают душу, помыслы автора и оказывают такое же действие на нас, читателей.

В этой связи хочется обратить ваше внимание на материал Л.Пасечник («Начальная школа», № 3). Тема разговора – гувернерство в России. Изучив историю вопроса, автор считает: «Традиции русского образования XVII–XX вв. существенно отличаются от европейского образования. Русское образование – это, прежде всего, воспитание. Европейское образование – это ориентация на накопление знаний, подчас в ущерб воспитанию». Осмысливая былые преимущества домашнего образования, Л.Пасечник пишет: «Здесь максимально учитывались интересы и склонности ребенка, создавались условия для приватного и доверительного общения ученика и наставника». Кроме того, автор подчеркивает, что важной целью гувернерского образования являлось сохранение особого видения мира и потребности в творчестве, свойственных каждому ребенку. Л.Пасечник отмечает, что эти же задачи являются приоритетными в современной педагогике. «Тенденция домашнего (гувернерского) образования – это индивидуализация обучения, образования, воспитания, развития, психолого-педагогической готовности ребенка к обучению», – этими словами автор заканчивает статью, обосновывая тем самым возможность существования института гувернерства в наши дни.

Мне кажется, материал заинтересует многих педагогов и родителей, которые сегодня могут позволить себе выбор: одни – альтернативную педагогическую деятельность, другие – альтернативную форму обучения и воспитания своего ребенка.

Вопросы воспитания являются темой номера 4 приложения «Школьный психолог». Ушло ли воспитание из современной школы? Нужно ли возрождать пионерские организации? Как относиться к религиозному воспитанию? На что ориентировано воспитание в современной школе? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в статье «Территория любви». Предлагаемая беседа О.Решетниковой с крупным российским ученым-педагогом, руководителем инновационного Центра образования Е.А. Ямбургом поможет завучам по воспитательной работе, классным руководителям, социальным педагогам в осмыслении своей деятельности. Удачи вам, господа, и творческой работы на Территории Любви!

Это же пожелание хочется адресовать Василию Павловичу Сибатрову, победителю и лауреату V Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда». Хотя, знакомясь с его статьей «Приглашение к игре» («Спорт в школе», № 2), понимаешь, что пожелание творческой работы – не самое для него актуальное. В его деятельности это и так почти постоянная составляющая. Что же это за творческая работа? В.П. Сибатров подробно рассказывает о своем деле, знакомя в том числе и с причинами, побудившими его к разработке и внедрению своей педагогической модели. Закрытие в 90-х годах детских организаций (комсомола, пионерии), ликвидация спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Старты надежд» привела к образованию определенного вакуума в физической подготовке детей. Стремясь его заполнить, В.П. Сибатров организовал физкультурно-оздоровительный и спортивный клуб. Организация стала очень популярна в ученической среде. Именно это подтолкнуло педагога к созданию новой модели работы с классным коллективом. Цитирую автора: «Вместе с ребятами мы организовали оздоровительно-познавательный клуб под названием “ИКС”. Расшифровывается эта аббревиатура так: И – интеллект, К – культура, С – свобода, самостоятельность... Основное средство воспитания в клубе “ИКС” – интегрированная игра. На занятиях мы проводим интеллектуальные, сюжетно-ролевые, народные, спортивные, подвижные игры, конкурсы, различные по формам проведения. Например, турниры “Что? Где? Когда?”, “Эрудит”, “Рыцарский турнир”, праздники “День скаута”, “Экобиржа”, биоэстафеты».

Вероятно, не только учителей физкультуры, но и завучей по воспитательной работе, классных руководителей заинтересует опыт работы такого клуба. Излагая цели и задачи проведения интегрированных игр, В.П. Сибатров раскрывает перед читателями смысл очень дорогого ему дела. Эмоциональные заключительные строки статьи демонстрируют самые сокровенные желания автора, его душу: «Я убежден, что нужно создавать клубы, играющие школы, играющие города, чтобы чувство радости не покидало наших детей. Пусть в нашем городе будет больше школ радости и больше здоровых счастливых детей!». Добавлю – пусть они будут и в вашем городе!

К знакомству с другими городами и дальними странами вас приглашает «English». Далекой и загадочной Австралии посвящены два номера этого приложения (№ 3, № 4). Самый любознательный и взыскательный читатель сможет найти все, его интересующее. Действительно, разнообразию материалов можно только удивиться и порадоваться. Вас ждут увлекательные зарисовки об Австралии – материке (его история, климат, флора и фауна) и Австралии – государстве (население страны, штаты и крупнейшие города). Искусство, образование, спорт – это далеко не полный перечень тем в статьях приложения. Несомненно, это информационное многообразие оценят не только учителя английского языка, но и ученики, и педагоги, занимающиеся страноведческой тематикой. Да и все те, кого неудержимо манят дальние страны!

Не могу не посоветовать учителям литературы, МХК и всем читателям, интересующимся отношениями художника и власти, заглянуть на страницы приложения «История», № 4. В качестве комментария к изучению периода оттепели и правления Н.С. Хрущева вниманию читателей предложены воспоминания скульптора Е.Вучетича и писателя В.Тендрякова о том непростом периоде нашей истории (когда они были у нас – простые?). «В глубоком детстве мы услышали фразу: “Коммунизм на горизонте!” Горизонт, как известно, – кажущаяся, но не существующая линия, которая неизменно удаляется при приближении. Мы шли к коммунизму, коммунизм удалялся от нас» – так соседствуют в этом комментарии В.Тендрякова ирония и грусть. В публикации «На блаженном острове коммунизма» писатель рассказывает о встречах Н.С. Хрущева с творческой интеллигенцией, деятелями культуры, об умонастроениях интеллигенции 60–70-х гг.

А в завершение нашей встречи – поэзия.

Я не звал тебя – сама ты
Подошла.
Каждый вечер – запах мяты,
Месяц узкий и щербатый,
Тишь и мгла.

Александр Блок

Ни песен, ни звона бокалов.
На западе месяц бледнеет.
Цветы за окном все виднее,
Гора
С облаками над нею.

Синь Ци-Цзи

Знакомство с этими и другими, не менее прекрасными стихотворениями ожидает вас на страницах приложения «Физика», № 3. Постигать красоту и гармонию поэтического образа можно и в курсе физики, изучая фазы луны. Н.Е. Шатовская предлагает именно такое экзотическое сочетание. Почему бы и нет?
Познакомьтесь с этими и другими публикациями наших изданий, разбудите в себе физика (или лирика?)!
До свидания!

Елена ИВАНОВА,
Нижний Новгород

Публикация статьи произведена при поддержке рекламного агентства «А-Айсберг». Если вы заинтересованы в размещении рекламных листовок на подъездах, то наилучшей эффективности этого можно достичь, располагая рекламу на стендах, официально согласованных с местными органами власти. Рекламный материал на подобном стенде, принадлежащем компании «А-Айсберг». закрыт стеклом и будет доступен для обзора весь необходимый вам срок.