БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НОВАЯ ГРАМОТА
Современное общество справедливо
называют информационным. Действительно,
стремительно развивающиеся средства массовой
информации – от привычных газет и радио до
Интернета – разрушили мировые границы,
объединив мир. Мы живем в поворотный этап истории
цивилизации, когда неизмеримо возрастает
значение информации. Интернет стал не только
глобальным источником информации, но и реальным
подспорьем в практической жизни, заменяя
магазины, авиакассы, банки и прочее.
Умение оперативно находить информацию,
оценивать ее и использовать в своих интересах
стало необходимым навыком для каждого человека.
Если в прошлом легко можно было обойтись только
способностью читать, писать и считать, то ныне
знание и информация являются важнейшей силой,
определяющей развитие общества.
СЕРДЦЕ И МОЗГ ШКОЛЫ
Библиотеки не могут стоять в стороне
от этого процесса.
В Манифесте школьных библиотек ИФЛА записано:
«Школьная библиотека предоставляет обучающие
программы, книги и иные ресурсы всем членам
школьного коллектива, тем самым побуждая
пользователей развивать критическое мышление и
эффективно использовать все виды информации». За
последние десятилетия школьные библиотеки
сильно изменились: из хранилищ печатных изданий,
в задачи которых входило традиционно
комплектование и выдача учебных пособий, а также
посильная помощь учащимся в самостоятельной
работе, они постепенно превращаются в крупные
информационные центры, обеспечивающие
информационную поддержку всего
образовательного процесса. В странах Западной
Европы и в Австралии этот процесс начался уже в
1960–1970-е годы.
Интересно высказывание Я.-А. Андерссона,
директора одной из школ Швеции. «Школа без
хорошей библиотеки так же противоестественна,
как квартира без кухни, утверждал он. – Хорошо
организованная и удобно расположенная
библиотека является решающей предпосылкой
успешной деятельности школы. Библиотека
призвана быть сердцем и мозгом школы, местом, где
ученик, учитель и библиотекарь встречаются
ежедневно для совместной работы, где исподволь
воспитывается потребность в знаниях, в поиске, в
самообразовании».
Значительных успехов добились в США, где
реорганизация и модернизация школьных библиотек
была воспринята как важнейшая государственная
задача. Проведенные в США еще в начале 1990-х годов
исследования показали, что деятельность
школьной библиотеки оказывает непосредственное
влияние на уровень школьного обучения. Качество
информационных ресурсов, которыми располагает
школьная библиотека, и активность школьного
библиотекаря в значительной степени определяют
уровень академических достижений учащихся.
Однако одной модернизации библиотеки
недостаточно. Надо еще научить пользователей
оперировать современной информацией.
Традиционные курсы «Основы библиотечных знаний»
уже не соответствуют современным требованиям.
НЕ ОСНОВЫ ББЗ, А НОВЫЙ КУРС
Скорость, с которой устаревают
полученные в школе знания, резко возросла. Таким
образом, сегодня важно не столько заставить
ученика зазубрить определенный объем
информации, сколько научить его самостоятельно
приобретать новые знания, привить ему навыки
работы с информацией, включающие в себя умение
приобретать, анализировать и усваивать
информацию с помощью различных ресурсов, таких,
как печать, аудио- и видеоматериалы, электронные
сети. Учителя и библиотекари все больше говорят
об информационной грамотности как о важнейшем
навыке современного человека. Это понятие
включает в себя знания о различных
коммуникативных системах, в том числе о
профессиональных языках, например, языке
дорожных знаков, специальной профессиональной
символике, языке пиктограмм и прочем.
Коренные изменения как в учебный процесс, так и в
работу школьной библиотеки внесло внедрение
Интернета, представляющего собой виртуальный
склад информации. Превратить это бессистемное
виртуальное хранилище в хорошо организованную
библиотеку – задача библиотекарей. Они призваны
стать навигаторами в информационном
пространстве, специалистами, способными
облегчить и ускорить блуждание в виртуальной
сети, экспертами, помогающими найти и оценить
полученную информацию. Несмотря на то, что
Интернет, казалось бы, рассчитан на
индивидуальный поиск, роль библиотекаря как
посредника между пользователем и информационным
ресурсом очень важна. Интернет – интерактивная
система. Не случайно с его появлением термин
информационные технологии (ИТ) был заменен на
информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Пользователь не только получает информацию, но и
может моделировать ее в соответствии с
собственными потребностями и целями, может вести
переписку, участвовать
в виртуальных конференциях, создавать
собственные сайты. Следовательно, необходимо
учить и коммуникативным возможностям Интернета.
Однако прежде чем учить обращению с ИКТ
школьников, педагогам и библиотекарям
необходимо самим многое узнать и испробовать на
практике. Современные ИКТ развиваются столь
стремительно, что без постоянного повышения
квалификации невозможно идти в ногу со временем.
В 1999 году правительство Великобритании
приступило к реализации огромной программы
профессионального образования учителей и
школьных библиотекарей. Программа рассчитана на
три года, и на нее из бюджета выделяется 230
миллионов фунтов стерлингов. Ставится задача
научить персонал средних школ использовать
новейшие технологические достижения, активно
включая их
в образовательный процесс.
ОПЫТ ОТТУДА
Большинство специалистов, занятых в
сфере образования, на сегодняшний день осознают
необходимость изменения отношения к
информационным ресурсам. Однако обучение
библиотечно-информационным навыкам все еще
остается в большинстве школьных программ
факультативным курсом. Между тем настало время,
когда преподавание «информационной
грамотности», обучение навыкам информационного
поиска должно стать самостоятельным
полноправным предметом школьной программы. И
преподавать его должны именно библиотекари, как
специалисты в области средств массовой
информации.
В этой связи заслуживает внимания опыт Южной
Кореи – знаменитой на весь мир электронной
державы. Необходимость кардинальных изменений в
образовании здесь осознали довольно поздно.
Переоснащение и переориентация школьных
библиотек с целью превращения их в
информационные центры начались лишь в 1990-е годы.
Однако эти преобразования изначально получили
государственную поддержку.
В 1991 году был пересмотрен Закон о библиотеках.
Была поставлена задача создания на базе школьных
библиотек современных информационных центров.
Менялась и роль библиотекарей, которые
превращались в специалистов по информационным
ресурсам и технологиям, экспертов в области
учебных материалов. Им вменялись в обязанность
не только организация работы школьной
библиотеки, но и преподавание специального курса
«Средства массовой информации».
Цель новой образовательной программы – развитие
информационных навыков, как составной части
культуры, необходимой
в информационном обществе.
В наши дни, при стремительном росте количества
информации, школьные пособия уже не могут
вместить в себя все имеющиеся сведения. Более
того, информация быстро устаревает, нельзя
рассчитывать на то, что приобретенные знания
будут актуальны в течение многих десятилетий,
станут «багажом на всю жизнь». На первый план
выходит задача непрерывного образования в
течение всей жизни, необходимым условием
которого является умение вести информационный
поиск.
В названном курсе школьники знакомятся со всем
многообразием средств массовой информации, в
соответствии с уровнем своего образования
развивают персональные информационные навыки,
учатся основам информационного поиска, а также
развивают умение анализировать, оценивать и
синтезировать информацию. В обучении
используются различные ИКТ и ресурсы, включая
компьютерные базы данных.
Анализируя результаты внедрения нового курса в
школьную программу, корейские специалисты
отмечают повышенный интерес к нему у учащихся,
причем чем старше школьники, тем больше их
заинтересованность.
Отвечая на вопрос, чем привлекает их новый
предмет, школьники старших классов писали:
«Помогает понять ситуацию в современном
обществе. Это актуально и интересно. Полезно для
реальной жизни. Без информации не может быть
успеха в бизнесе. Помогает узнать, как устроен
мир, и идти в ногу со временем. Полезно для
вступительных экзаменов в колледж. Позволяет
научиться быстро получать новую, точную
информацию».
В выступлении на конференции ИФЛА в 1998
году корей-ские библиотекари отмечали:
«Изменения, с которыми мы столкнулись, – не
просто перемена, происходящая раз в сто лет, а
большой сдвиг цивилизации. Из истории нам
известно, что общество, не отвечающее на вызов
цивилизации, неизбежно отстает.
В век информационных технологий
интеллектуальное творчество человека
становится решающим элементом в определении
различия между странами «развитыми» и
«развивающимися». Сегодня информация, знания и
изобретательность являются движущими силами
развития государства. Таким образом,
индустриализация и информатизация равно
необходимы.
Важная роль в информационном обществе отводится
библиотекарю, в том числе и школьному. Задача
информационного образования сегодня важнее, чем
информационное обеспечение. Мы, библиотекари,
должны сознавать, что призваны осуществить
миссию века, содействуя развитию своих стран, мы
содействуем развитию всего мира».
ДЕТИ НЕ МОГУТ ЖДАТЬ
К сожалению, не все страны могут
похвастаться такими успехами, но то, что
выбранное направление развития – единственно
верное, согласны все. В России еще нет ясного
осознания важности информационного образования.
В то же время практика показывает, что
потребность в нем огромна. Старая истина: дети не
могут ждать. Значит, нам, библиотекарям, нельзя
мешкать и ждать указаний сверху. Попробуем
сделать то, что в наших силах. Каким бы малым ни
оказался наш вклад – ценность его неизмеримо
выше. Дорогу осилит идущий.
Наша газета предполагает в дальнейшем
публиковать материалы по этой важной теме. В
следующих номерах мы будем знакомить читателей с
практическими советами по организации
информационного образования, с тем чтобы
читатели могли поучиться на чужом опыте. Что-то
взяли на вооружение, а с чем-то, может быть, не
согласились, выбрав свой путь.
Ольга МЯЭОТС
Спонсор публикации статьи: Театральное агентство Хоттикет предлагает ознакомиться с актуальной театральной афишей Москвы, и купить билеты на спектакли. Воспользовавшись услугами агентства Хоттикет, Вы сможете приобрести билеты в Большой театр, с доставкой билета в удобное Вам время и место. Просмотреть афишу Большого театра, заказать билет и получить помощь онлайн консультанта, можно на сайте театрального агентства Хоттикет, который располагается по адресу http://www.hotticket.ru/