БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
"ОТЫЩИ ВСЕМУ НАЧАЛО, И ТЫ МНОГОЕ ПОЙМЕШЬ"
Наши газеты в первой половине марта 2001 года
Мы уже не просто дожившие до весны. Уже горят глаза, влекут новые дороги, и неудержимо хочется верить только в лучшее, в те прекрасные перемены, которые из года в год щедро обещает нам Весна. И, наверное, совсем не случайно, что Тысячный номер газеты «Первое сентября» вышел именно в эти дни.
«Постараемся на уроке быть такими же читателями, как наши ученики. Удивляться и задаваться вопросами вместе. Размышлять вместе. Сообща отдавать себе отчет в том, что найденный ответ вряд ли будет единственным, окончательным...»
Как мудро устроена природа, каждую весну
возрождая из небытия свою красоту и этим
возрождением оживляя всех нас, как листочки на
деревьях. И мы уже не просто дожившие до весны.
Уже горят глаза, влекут новые дороги, и
неудержимо хочется верить только в лучшее, в те
прекрасные перемены, которые из года в год щедро
обещает нам Весна. И, наверное, совсем не
случайно, что Тысячный номер газеты «Первое
сентября» вышел именно в эти дни. Артем
Соловейчик, главный редактор, поздравляет всех
нас с этим событием и пишет: «В самой глубине
сердца мы знаем, чувствуем, что нужно сделать,
чтобы «Первое сентября» состоялось в каждом
номере. Или, скорее, чего делать не нужно, ибо что
и как нужно делать – вторая ступень, к
которой мы пока только робко подбираемся. А
сейчас – начало».
Первую в сегодняшнем обзоре публикацию хочется
адресовать всем педагогам и школьным
библиотекарям.
Использование новых форм и методов преподавания,
технологий, позволяющих качественно изменить
уровень усвоения материала, становится насущной
профессиональной необходимостью. Сотрудники
Московского института повышения квалификации
работников образования (МИПКРО) М.Ю. Демидова и
О.Б. Логинова подробно рассказывают о
современных педагогических технологиях («Физика», № 9, с. 11–14).В
предисловии к публикации М.Ю. Демидова поясняет:
«Под педагогической технологией понимают два
направления: а) раздел педагогической науки, в
котором проектируются педагогические процессы,
гарантирующие наиболее эффективное достижение
учащимися запланированных результатов обучения,
б) практическое приложение, то есть алгоритм
этого процесса (совокупность целей, содержания,
методов и форм обучения)». В статье представлены
четыре технологии обучения.
О.Б. Логинова рассматривает технологию
уровневой дифференциации обучения, поясняя
особенности тематического планирования уроков и
специфику изложения материала при использовании
данной технологии. М.Ю. Демидова дает
определение тестированию как специально
разработанной научно оптимизированной
процедуре, позволяющей максимально эффективно
оценивать уровень достижений человека и
выражать эти возможности количественно. Автор
перечисляет этапы изучения материала, на которых
целесообразно использование тестовых заданий, и
знакомит с основными требованиями к тестам.
Следующая рассматриваемая технология – модульное
обучение. М.Ю. Демидова дает характеристику
этого процесса, определяет его основные цели,
предлагает типологию модулей. Последний из
рассматриваемых технологий – метод проектов. Эта
исследовательская, поисковая, ориентированная
на реальный практический результат деятельность
крайне значима для ученика, что и определяет ее
всевозрастающую популярность. М.Ю. Демидова
рассказывает об основных требованиях,
предъявляемых к этому методу. Кроме того, автор
знакомит с этапами разработки и проведения
проектов и их типологией.
Для того чтобы исследовательская деятельность
была успешно завершена, необходимо грамотно
организовать и оформить свой труд. Как это
сделать? И школьникам и взрослым помощь в
ответе на этот вопрос окажет публикация К.С.
Лазаревича «Как писать научную работу» («География», № 10, с. 25–28).
Автор поэтапно освещает необходимую структурную
и содержательную основу любых исследований – от
школьного или студенческого реферата до
монографии и докторской диссертации. Стоит ли
говорить, что умение грамотно организовать и
изложить свои научные изыскания является
показателем исследовательской культуры
человека. К.С. Лазаревич рассказывает о выборе
темы работы, о значимости правильно построенного
плана, об отборе источников для главной части
работы. Кроме того, автор статьи обращает особое
внимание на правила использования литературы, на
оформление ссылок в тексте. Обращено внимание на
язык, стиль научной работы. Материал
сопровождается афоризмами бессмертного Козьмы
Пруткова, что служит несомненным украшением
текста и его полезным дополнением: «Лучше скажи
мало, но хорошо», «Отыщи всему начало, и ты многое
поймешь».
Следующая публикация важна в первую очередь
для школьников, а также учителей, родителей,
педагогов-воспитателей. Не имеет смысла
предварять этот материал какими-либо словами,
ибо вопрос и ответ, стоящие в названии,
достаточно емки: «Тебе нужны наркотики? Нет, это
наркотикам нужен ты!» «Управление
школой», № 9, с. 7–10). Авторы публикации не
только предостерегают подростков от возможного
зла, но и стремятся оказать помощь тем, кто уже
столкнулся со страшной бедой – наркоманией.
Что делать? Газета публикует телефоны фондов и
центров, которые окажут врачебную и
психологическую помощь всем в ней нуждающимся.
Материалы для родителей, в чьи семьи пришла
эта страшная беда – наркомания, публикует газета
«Первое сентября», № 16,
с. 7. Предложенные статьи и контактные
телефоны служб спасения от наркотической
зависимости помогут бороться с этим общим для
всех нас злом.
И еще родителям о детях. Что ожидает наших детей в
связи с введением единого экзамена? Каково будет
его содержание и процедура проведения? В этом
непростом вопросе пробует разобраться Н.
Савицкая («Управление
школой», № 9, с. 15).
О целесообразности возвращения школьной формы и
о том, кому это может быть выгодно, рассуждает Е.
Бунимович («Управление
школой», № 9, с. 15).
«Не ограничивайте ребенка в доброте» – с этой
рекомендацией обращается к родителям А. Маркуша («Здоровье детей», № 5,
с. 22). Автор уверен: «Доброты много не бывает»
– и подтверждает эти слова примерами из
профессиональной и житейской практики. В этой же
газете вы найдете материалы о том, как укрепить
здоровье своих детей с помощью необходимых их
организму минералов и витаминов (Е. Якушева.
Минералы для здоровья, с. 10, В. Стрельцова.
Витамины: известное и неизвестное, с. 13).
Семья, ее современный портрет и ее проблемы
глазами детей и взрослых нашли подробное
освещение в материалах Центра развития ребенка
(г. Магадан). Познакомиться с этой публикацией
можно на страницах газеты «Дошкольное
образование», которая заглянула в гости к
коллегам – к школьным психологам ( «Школьный
психолог», № 10).
Замечательная новость ожидает детей и их
родителей. Для мальчишек и девчонок с июля 2001
года начинает выходить «Чудесная газета».
Ура! Ребята, здесь вас ждет очень много
веселых игр, викторин, историй, кроссвордов,
смешилок и страшилок. Дорогие родители! Эта
детская газета, по мнению ее авторов, должна
стать полем общения детей между собой и полем
общения между детьми и взрослыми. Газета может
сделать наших детей читающими, любящими и
ценящими печатное слово. Дорогие библиотекари!
Вам лучше многих знакомы все аспекты детского
чтения и сопутствующие этому процессу проблемы.
Оцените вновь выходящее издание и обратите на
него внимание других. Познакомиться с пилотным
номером детской «Чудесной газеты» и
условиями подписки на него можно на страницах
газет «Начальная школа»,
№ 10 и нашей, № 6.
Часто учителей литературы и школьных
библиотекарей может заинтересовать одна и та
же информация. Например, публикации о том, почему
наши дети мало и неохотно читают.
Некоторые причины этой проблемы освещает Е.
Абелюк («Русский язык», №
10, с. 1). Автор статьи замечает, что часто в
обучении за формой забывается содержание.
Чрезмерное увлечение образцами, планами,
анализом формирует, по мнению автора, в учениках
не того читателя, который «как в землю закопанный
клад», а примитивное, шаблонное мышление, скуку
на уроках и отвращение к учебе и чтению. Е. Абелюк
предлагает простой выход из непростой ситуации:
«Постараемся на уроке быть такими же читателями,
как наши ученики. Удивляться и задаваться
вопросами вместе. Размышлять вместе. Сообща
отдавать себе отчет в том, что найденный ответ
вряд ли будет единственным, окончательным –
слишком тонкий предмет у нас литература, слишком
сложна организация художественного текста.
Слишком не похож один художественный мир на
другой, и одинаковых ответов... быть не может!» И
размышляет автор в этой публикации не столько о
свободе ученика (с которой педагоги 10 лет
сражаются в школе – увы, с успехом...), сколько о
самостоятельности учителя, о важности
размышляющего учителя. (Не удержусь от
комментария: мне очень импонирует автор-ская
точка зрения. Почему, прочитав сыну «Выстрел» А.С.
Пушкина, я должна выпытывать его, в чем смысл
повести? Слово «анализ» применительно к
художественным произведениям как-то коробит.)
Учителям литературы, библиотекарям, как
мне кажется, совершенно необходимо
познакомиться с публикацией С. Лурье об
Иннокентии Анненском, поэте, чьи стихотворные
строки так пронзительны и прозрачны. Или, как
написано в начале статьи, «о хозяине
кипарисового ларца, в котором прошлый век нашел
свое фамильное серебро» ( «Первое
сентября», № 16, с. 5).
И. Виноградов приглашает словесников
продолжить разговор о творчестве Н.В. Гоголя («Воскресная школа», № 9,
с. 8–9). Тема долга, по мнению автора, является
ключевой в понимании повести Н.В. Гоголя
«Шинель». И. Виноградов размышляет об этом
произведении и об отношении писателя к своему
герою.
Учителей литературы, вероятно, заинтересуют
размышления М. Бройде над рассказом В. Короленко
«Парадокс» («Воскресная
школа», № 10, с. 8–9). «Должен ли афоризм
непременно содержать истину?» Этот вопрос возник
при осмыслении известного высказывания В.Г.
Короленко: «Человек создан для счастья, как птица
для полета». Предлагая свой взгляд на истинность
этой фразы, автор подробно рассматривает
рассказ, в контексте которого возник афоризм.
Прочитав статью, вы познакомитесь с суждениями М.
Бройде об известном изречении, о рассказе, о
парадоксах писателя.
Учителей биологии ждет знакомство с
материалом М. Гусева и Л. Пивоваровой
«Преподавание истории в концепции интегративной
биологии» («История», № 10,
с. 3–4). Биологи представляют принципиально
новую концепцию исторического образования. В
основу их идеи положена концепция биоцентризма.
Исходя из основ этой концепции, ученые считают,
что история из событийной науки должна
превращаться в науку, формирующую новое
мировоззрение. «Такое мировоззрение, где
ключевыми положениями являются совместное
эволюционное развитие общества и природы и
непотребительское отношение первого ко второй».
Подробнее о сути биоцентризма и о «великом
равновесии в природе» (термин авторов) можно
узнать из опубликованных в газете материалов.
Учителя физики найдут дополнительный
материал к урокам в статье С.Н. Третьяковой и Н.А.
Перфильевой «Строение атома» («Химия», № 9, с. 6).
Авторы публикации знакомят с опытом проведения
интегрированного урока по химии и физике. Курсы
взаимно дополняют друг друга, на уроках по этим
предметам иногда рассматривают одни и те же
явления, процессы, понятия. Таким образом,
межпредметные связи химии и физики органично
приводят к целесообразности, эффективности
интегрированных занятий.
Дополнительным материалом для рефератов и
докладов по физике может служить публикация о
Георге Оме и его законе («Информатика», №
10, с. 1, 32). Статья знакомит с историей
исследовательской деятельности Ома и его
работой над центральным законом
электродинамики.
Подробная статья о великом физике-теоретике
Альберте Эйн-штейне не только поможет овладеть
немецким языком, но и послужит дополнением к
курсу физики («Немецкий язык», № 5, с. 7–18).
Публикация знакомит с биографией ученого, его
научно-исследовательской деятельностью,
рассказывает о великих открытиях А. Эйнштейна.
Учителя экологии, обратите внимание на
публикацию Е.Э. Боровского, посвященную
проблемам загрязнения окружающей среды
различными отходами ( «Химия»,
№ 10, с. 1–3). Как, по выражению Маленького
принца, «привести страну в порядок»? В поиске
ответа на этот вопрос автор материала
пред-лагает познакомиться с классификацией
отходов, с возможными направлениями их
использования. Е.Э. Боровский оценивает
возможности утилизации промышленных отходов.
Анализируя существующие технологии переработки
отходов, автор рассматривает биотехнологию как
теоретически самую перспективную.
Еще один материал этого номера посвящен
проблемам экологии. А.А. Лукошко знакомит с
планом работы химического кружка
«Исследователь». В кружке изучались
эколого-химические аспекты энергетики, влияние
химической промышленности на окружающую среду,
охрана воды и воздуха, экологические аспекты
химизации сельского хозяйства.
Учителям химии предложен опыт проведения
интегрированного урока-игры «Марафон знаний»:
физика+ химия («Физика»,
№ 10, с. 9–10). Учителя Н.Н. Мельникова и А.В.
Кистанов проводят подобные уроки уже не один год.
Опыт убеждает их, что игра способствует
формированию стойкого интереса к предметам.
Кроме того, педагоги отмечают прекрасную работу
разновозрастных команд, где различная глубина
знаний по физике и химии компенсируется
энтузиазмом, дружбой и взаимовыручкой.
Педагогов начальной школы, вероятно,
заинтересуют способы оценки школьной мотивации
учащихся начальных классов («Школьный
психолог», № 9, с. 8–9). Н. Лусканова
предлагает способ оценки, который включает в
себя схему анализа детских рисунков на школьную
тему и краткую анкету. Так исследуется отношение
детей к школе, учебному процессу. Автор
предлагает использовать данную методику для
определения эффективности
учебно-воспитательного процесса в том или ином
классе, для выбора оптимальных условий обучения.
К педагогам начальной школы обращена и
публикация Ю. Клюевой («Воскресная
школа», № 9, с. 12). Представленный конспект урока
рассказывает о Великом посте, знакомит с
названиями и смыслом его недель. Такие уроки
могут стать основой духовно-нравственного
воспитания детей. Впрочем, каждый волен выбирать
то, что ему больше по душе. Позвольте лишь
вспомнить слова Священного Писания: «Какая
польза человеку, если он приобретет весь мир, а
душе своей повредит?» (Мф. 16, 25–26).
Завучам по воспитательной работе, активу
школьного самоуправления может быть полезна
публикация о выборах в школьный парламент («Управление школой», № 10,
с. 7–10). Предлагаемый материал включает
конституцию школьной республики, ее гимн,
программу кандидата в президенты школьной
республики, устав детской организации и
некоторые другие документы.
Нельзя оставить незамеченной и статью Е.
Казаковой «Проблемы подростков или проблемы с
подростками?» («Управление
школой», № 10, с. 12). Автор стремится ввести
взрослых в мир ребенка 10–14 лет (именно этот
период жизни человека принято считать
подростковым). Для этого Е. Казакова знакомит с
некоторыми противоречиями, присущими этому
возрасту. Не умалчивая о педагогических ошибках
взрослых, автор рисует картину образовательного
пространства, в котором создаются все
необходимые условия для нормальной
жизнедеятельности подростка. «Мы должны
научиться помогать подростку решать его
собственные проблемы так, чтобы они служили его
позитивному развитию и не усложняли, а улучшали
мир окружающих его людей», – это мнение Е.
Казаковой разделяют, я думаю, многие.
Краеведение. Тема, которая находит свое отражение в курсе многих предметов, с которой часто работают библиотекари. Большое внимание было уделено ей на 9-х Рождественских чтениях, на заседании секции «Православные святыни и краеведение». С авторами и темами их докладов можно познакомиться, прочитав обзор В. Шаровой «Краеведение – воспитание души святынями своего народа» («Воскресная школа», № 10, с. 7). Хочется лишь привести слова Л.Н. Махинько, которые нашли поддержку у многих участников встречи: «Краеведение нельзя преподавать вне знания и понимания отечественной и мировой истории, и существует серьезная проблема – незнание отечественной истории».
Учителей мировой художественной культуры, рисования, вероятно, порадует продолжение публикаций материалов З. Барановской «Поэзия в красках» («Начальная школа», № 9, с. 2–3). На этот раз автор знакомит с уроком о жизни и творчестве Карла Брюллова.
Организаторам школьных праздников часто
бывает необходимо провести мероприятие,
посвященное какому-либо выдающемуся деятелю
науки, культуры, искусства. В качестве образца
можно предложить материал В.В. Денисова об Андре
Ампере («Физика», № 9, с.
6–7). Изучая жизнь и творчество ученого,
школьники нашли много фактов, которые
подтверждали развитие идей Ампера другими
исследователями, что впоследствии привело к
новым открытиям, новым изобретениям.
Обнаруженные материалы легли в основу
театрализованного занятия «Бенефис Ампера». В.В.
Денисов отмечает, что, помимо изучения истории
науки и удовольствия от яркого и увлекательного
зрелища, такое мероприятие имеет высокий
нравственный и гражданский аспект, учит
философскому пониманию процесса познания
истины. Кроме того, подготовка к бенефису
помогает научить детей работать с
дополнительной литературой, самостоятельно
находить знания.
Различные праздники и значимые дни есть в нашем
календаре. Каждый волен остановить свое внимание
на том, что ближе и священней для него. Сценарии
Пасхального концерта и Пасхального поздравления
предлагает Т. Чегодаева («Воскресная школа», № 10,
с. 10–12). «Воскресни, Русь!» – под таким
названием опубликован сценарий еще одного
детского праздника («Воскресная
школа», № 9, с. 10–11).
Если вы озабочены оригинальностью предстоящего
мероприятия – загляните на страницы газеты «Управление школой», № 9,
с. 14. В опубликованном там обзоре прессы можно
найти список необычных праздников, придуманных
Г. Хопкинсом.
Кроме того, обратите внимание на предложенный
И.А. Бочаровой праздник «Цветы России» («Биология», № 9, с. 2–3, 13).
В ожидании весеннего преображения природы
приятно поговорить о цветах!
В завершение обзора хотелось бы рассказать о
публикациях, адресное назначение которых
достаточно широко. И вместе с тем каждая
предметная область может обогатиться этой
информацией.
Что руководит поведением человека? Что является
основным инстинктом жизни? Что движет людьми в их
поступках? А.М. Мустафин в своей статье «Основной
инстинкт» предлагает возможный ответ на эти
вопросы («Биология», № 9,
с. 14, № 10, с. 15). Автор
пишет: «На Первой кантовской конференции в 1998 г.
был сформулирован основной биологический закон:
жизнь во всем ее многообразии, красоте и гармонии
возникла, существует и умирает в конкурентной
борьбе близких и подобных. Согласно этому
закону поведением человека руководит
подсознательное желание (инстинкт) превзойти
окружающих. Этот инстинкт назван конкурентным...
Мы живем с единственной целью хотя бы в чем-то
стать лучше или по крайней мере не хуже
окружающих нас людей. Это – биологическая
потребность». А.М. Мустафин обосновывает и
аргументирует свою точку зрения. Для того чтобы в
обществе начались благоприятные социальные
процессы, автор предлагает последовать словам
Кастанеды: «Познать самих себя и ощутить восторг
открытия того, чем мы реально являемся». (Хорошо
бы при этом обойтись без разочарований...)
Галерея знаменитых женщин представлена на
страницах газеты «Английский
язык», № 10. Предложенная публикация знакомит с
достижениями прекрасной половины человечества в
политической и общественной жизни, в искусстве
и литературе, в музыке, танце и кинематографии, в
науке и спорте. Этот замечательный материал с
успехом можно использовать на уроках истории,
для организации тематической картотеки в
школьной библиотеке, при подготовке к
праздникам, вечерам. Не проходите мимо!