Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2001

НАША ШКОЛА

БИБЛИОТЕЧНАЯ ШКОЛА
"ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

Хроника событий, эмоции, выводы

25 - 30 марта 2001 года

Прошел месяц, с тех пор как закончилась наша Библиотечная школа. Прочитаны и проанализированы анкеты слушателей и наши блокнотные записи, расшифрованы диктофонные пленки. Пачка работ участников школы, в том числе их домашние задания, громоздятся горой на полке, обещая массу интересного и редакции, и читателям. Мы будем публиковать их еще долго и с волнением ждать писем: от наших «выпускников» – с новыми работами и впечатлениями, от читателей – с отзывами. Вы будете узнавать публикации участников Библиотечной школы по эмблеме, что вынесена сегодня в верх страницы к заголовку материалов о Школе. Сколько бы их ни было, этих страниц, невозможно пересказать все, что было там, в небольшом конференц-зале редакции.
Так что мы еще не однажды вернемся к этой теме – Библиотечная школа.

Что же там было...

Программа

25.03.2001. Воскресенье

10.00–10.30 – Открытие школы-семинара. Ольга Константиновна Громова.

10.30–12.30 – Библиотека в школе – кабинет № 1?! (Место и роль библиотеки в шко-ле – в идеале и на практике.) – Семинар. Работа в проблемных группах. Ольга Константиновна Громова.

12.30–13.30 – Обед.

13.30–14.50 – Продолжение семинара.

15.00–16.50 Современные педагогические направления – обзор. Михаил Викторович Богуславский, профессор РАО.

16.50–17.30 – Перерыв. Чай, кофе.

17.30–19.00 – Современная русская детская литература. Лекция. Александр Михайлович Панфилов, журналист «Первого сентября»; преподаватель Московского государственного литературного института.

26.03.2001. Понедельник

9.00–10.30 – Развитие информационной грамотности у школьников. Современный взгляд на предмет и методика. Практикум. Ольга Николаевна Мяэотс, зав. детским центром ВГБИЛ.

10.30–12.30 – Продолжение практикума.

12.30–13.30 – Обед.

13.30–15.00 – Современная зарубежная детская литература. Лекция. Ольга Николаевна Мяэотс.

15.20–16.50 – Обзор изданий объединения «Первое сентября». Наталия Дмитриевна Давыдова, главный библиограф «Первого сентября».

16.50–17.30 – Перерыв. Чай, кофе.

17.30–19.00 – Маленький школьник становится большим читателем. Мастер-класс. Вадим Александрович Левин, педагог, писатель.

27.03.2001. Вторник

9.00–10.30 – Интернет-технологии в библиотеке. Елена Вячеславовна Иванова, Нижний Новгород.

10.50–12.20 – Опыт ресурсных центров Дании и возможности России. Елена Вячеславовна Иванова, Нижний Новгород.

12.30–13.30 – Обед.

13.30–17.00 – Знакомство с работой Дома детской книги, с современной детской книгой. Встреча с детскими писателями. Продажа книг. (Выезд в ДДК.) Ольга Борисовна Корф, директор ДДК.

Вечер – Театр. МХАТ им. А. Чехова. «Сирано де Бержерак». Драматический театр им. Гоголя. «Мышьяк и старинные кружева».

28.03.2001. Среда

9.30–12.20 – Пешеходная экскурсия по центру Москвы. Александр Иванович Бражников, москвовед.

12.30–13.30 – Обед в редакции.

13.30–15.00 – Методика проведения читательского семинара в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Тренинг. Алла Николаевна Фонтанова, Екатерина Евгеньевна Вишнякова, международные тренеры технологии РКМЧП.

15.20–16.50 – Продолжение тренинга.

17.30–19.00 – Современные компьютерные технологии в библиотеке. Программа «ИРБИС». Обзорный семинар. Преподаватели ГПНТБ России.

29.03.2001. Четверг

9.00–10.30 – Правовое обеспечение работы школьной библиотеки. Семинар. Дмитрий Владимирович Растимешин, адвокат.

10.50–12.20 – Нормативная документация для школьной библиотеки. Лекция. Ольга Викторовна Козлова, заведующая научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д. Ушинского.

12.30–13.30 – Обед.

13.30–16.50 – Библиотечная режиссура. Мастер-класс. Татьяна Валерьевна Рудишина, Людмила Николаевна Муравьева, методисты ЦГДБ им. А. Гайдара г. Москвы.

16.50–17.30 – Перерыв. Чай, кофе.

17.30–19.00 – «Круглый стол». Учителя и родители в библиотеке. Обмен опытом. Ольга Константиновна Громова, Людмила Федоровна Сухова.

30.03.2001. Пятница

9.00–10.30 – Межпредметные связи через школьную библиотеку. Опыт Швеции и России. Семинар-практикум. Ольга Константиновна Громова.

10.50–12.20 – Современная детская литература. Ольга Борисовна Корф.

12.30–13.30 – Обед.

13.30–16.50 – Методика работы над созданием письменного текста. Эссе. Семинар-практикум. Алла Николаевна Фонтанова, Екатерина Евгеньевна Вишнякова.

16.50–17.00 – Перерыв. Чай, кофе.

17.00–18.30– «Круглый стол». Обмен опытом.Ольга Константиновна Громова, Людмила Федоровна Сухова.

18.30 – Закрытие школы. Вручение сертификатов. Артем Симонович Соловейчик. Веселый капустник, неожиданно устроенный участниками школы.

Наш девиз - охай не охай, а работать надо

Попурри на школьно-библиотечные темы

Эти вопросы были заданы разным людям в перерывах между занятиями в первые дни. Ответов было так много, что все напечатать невозможно. Но мы договорились с коллегами, что повторяющиеся восторги – снимаем. Важнее все же разные мнения.
А в заголовок вынесены слова, родившиеся у группы слушателей в качестве определения жизни школьного библиотекаря.

Ваши ожидания от библиотечной школы?

Я думаю, что скучно мне здесь не будет. Я среди своей братии, живу едиными интересами со всеми. Могу как-то себя реализовать, поскольку здесь будут не только лекции, но и практические занятия, тренинги. Очень интересно и очень полезно.

***

Какова цель вашего приезда сюда?

Может быть, цель моя важной и не выглядит, но мне очень хотелось пообщаться со своими коллегами. Прежде чем поехать, я выяснила, сколько человек будет, и лишь тогда приняла окончательное решение. И не жалею. Просто глаза разбегаются оттого, какие здесь талантливые, интересные люди.

Как вам удалось попасть сюда в наше тяжелое время?

Вот мы говорим – тяжелое время, тяжелое время... Вы в этом уверены?
Я, например, не уверена. Вы посмотрите: у всех глаза горят, дела делаются, хотя, если говорить в масштабах государства, нас вообще нет. А когда-то библиотека была кабинетом номер один.

***

Чем библиотечная школа может помочь вам как профессионалу?

Как профессионалу, наверное, почти ничем. Зато я смогу почувствовать, что я не одна такая бьюсь как рыба об лед. Законом об образовании мы, библиотекари, не защищены. Даже новая Доктрина, то есть планы, грандиозные планы на какие-то там десятилетия – где мы? Мы вообще не упоминаемся! И в этой ситуации очень важно осознать важность, нужность своей профессии.

Как вам в Москве?

Не знаю, потому что самой Москвы еще не видела. И мне кажется, что в следующий раз надо включать в программу меньше лекций, зато больше экскурсий и культурных мероприятий. Потому что для нас может оказаться важнее чуть-чуть пожить другой жизнью, встряхнуться морально, узнать что-то новое не по профессии, чем слушать и записывать. Хотя пока все то, что мы услышали, мне кажется очень важным.

***

В дневнике у Юрия Нагибина была высказана такая мысль: Я никогда не видел людей интеллектуально более развращенных, чем наборщики в типографиях и библиотекари в публичных библиотеках….

Знаете, мы, к сожалению, настолько малообразованные люди… Я говорю это совершенно серьезно. В масштабах всемирного знания мы не знаем вообще ничего. Весь мир о чем-то говорит, весь мир что-то знает, а мы только рты разеваем. То есть я не вижу никакого такого развращения, просто у меня нет возможностей. Все время неудовлетворение, все время поиск, а в итоге ничего не знаешь.

Вас что-то не удовлетворяет в происходящем здесь?

Мне все безумно нравится. Кроме одного. Слишком маленькое помещение. Порой кажется, что оно все переполнено мыслями и скоро взорвется.

***

С чем вы ехали сюда и что получилось в итоге?

Я ехала, захватив кучу блокнотиков. Вы можете посмотреть мою тетрадь – у меня там очень мало записей сегодня, хотя переполненная информацией голова. Я ехала для того, чтобы сидеть и писать, писать, писать… Слушать и думать: какая же я все-таки недалекая, тут я недорабатываю, а тут не знаю, а вон, оказывается, люди какие умные. А получилось так, что мы просто, почти по-приятельски общаемся, и это, возможно, даже важнее лекций.

Вы довольны происходящим?

Это же замечательно! А что тут может быть не так! Посмотрите, как люди для нас стараются. Бутербродики, столовая… Сколько желания, чтобы нам здесь было хорошо. Отчего же мне здесь будет плохо? Если мне плохо, вы видите, я не сижу, не молчу, я спрашиваю, я говорю, я уточняю.

Значит, в определенные моменты вас что-то не устраивает?

Спрашивать – это не значит плохо. Это значит – мне интересно, я мыслю, я существую. И вообще, библиотекарь – это не профессия, это состояние души.

***

Как вы считаете: это школа или клуб по интересам?

Второе, и мне это не очень нравится. Вся эта раскованная атмосфера, конечно, хороша, но делу мешает. То нас по группам разделили, как малых детишек, то картинки надо рисовать… Так в школе не работают. Выезжая сюда, я надеялась попасть на серьезные занятия,
а здесь какие-то веяния моды сплошные… С нами не надо играть, нас надо учить. Учить жестко, без обсуждений, потому что мы многого не знаем. В области компьютеров, например. А так только время зря тратится, а его можно было с боґльшим толком потратить.

***

Почему вы решили приехать?

Подумала: ну, попробую, пошлю эту анкету. Долго думала, как бы так написать, чтобы вас заинтересовать. Раз уж вы написали, что будете выборочно приглашать… Потом пришел вызов, и там одна строчка меня очень задела. Что-то вроде «пошлите подтверждение о своем приезде, поскольку конкурс оказался неожиданно высоким». Будто вы и не ожидали, что кто-то шевельнется и захочет учиться. Мы тут вовсе не закоснели среди своих книжных полок, это вам только кажется!

Вы выглядите очень уставшей…

Это ничего! Зато как будут выглядеть мои ученики – хоть я и не учитель, они для меня все равно ученики – когда я приеду! Ух, загоняю! Столько всяких вещей узнала, что до следующей школы хватит. А там, надеюсь, снова пригласят…

Вопросы задавал Сергей ЛЕБЕДЕВ

В перерывах

Спонсор публикации статьи: компания "Мама Мыла" предлагает по выгодным ценам купить необходимые компоненты для мыловарения в домашних условиях. Воспользовавшись услугами магазина «Мама Мыла», Вы сможете приобрести эксклюзивную основу для мыла своими руками, формы для мыла, ароматизаторы, масла, красители, и множество других товаров. А посетив сайт компании «Мама Мыла», который располагается по адресу http://www.mama-mila.ru/, Вы найдете обучающие видео уроки по изготовлению декоративного мыла, и сможете принять участие в конкурсе на кубок мыловара.