Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2001

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

ГРЯДЕТ "ПРИЕМКА" ШКОЛЫ...

«Положение о библиотеке...» является, в сущности, письменным договором с директором школы о том, что и как библиотекарь обязуется обеспечивать в процессе работы и в чем директор обязуется ему не препятствовать.

По сути, все сводится к одному: основные критерии оценки работы библиотеки общеобразовательного учреждения при кратковременном знакомстве с ее работой.

 

Каждый год в середине мая в нашем отделе раздаются звонки по такому поводу: в конце учебного года проводится приемка школы на предмет ее готовности к следующему учебному году (слава заложенным в советские годы традициям готовить сани летом! – О.К.). Директор сказала, что если библиотека не предстанет перед проверяющими в лучшем виде, подведет трудовой коллектив, то школу не внесут... школу вычеркнут... не представят... и кровь из носа библиотекаря польется полноводной рекой. Вопрос заключается в следующем: «В чем выражается этот лучший вид? Как добиться положительной оценки работы посторонними людьми?»
Другая группа вопросов такая: меня, школьного библиотекаря, методиста, включили в комиссию по приемке «чужой» школы, я буду смотреть библиотеки. Что, собственно, смотреть первым делом и как оценить увиденное?
Третий вид вопросов от директоров школ: как понять, хорошо ли работает мой библиотекарь, на что обратить внимание при знакомстве с его работой?

Постараемся одновременно ответить на все эти вопросы, поскольку, по сути, все сводится к одному: каковы основные критерии оценки работы библиотеки общеобразовательного учреждения при кратковременном знакомстве с ее работой.
Естественно, что первое впечатление от библиотеки создается уже на подступах к храму книги. Обшарпанная дверь, крашенная 15 лет назад непонятного цвета половой краской, увешанная клокастыми объявлениями о режиме работы, списком злостных должников, требованиями к учащимся («С портфелями и сумками не входить!»), и закрученная в веревку тряпка под ногами сразу настраивают на соответствующее восприятие библиотеки и библиотекаря.
Отсюда мораль: на двери (или стене рядом с дверью) должна быть помещена только информация о днях и часах работы библиотеки. Неправомерна формулировка «Библиотека работает с 10 до 16 часов», но «Библиотека открыта для читателей с... до...», поскольку, когда библиотекарь занят внутренней работой с фондом или каталогом, он все равно работает, но не для читателей.
Тему о посещении библиотеки комиссией можно развивать в двух плоскостях:

1) «А судьи кто?», то есть если в комиссии нет ни методиста по фонду учебников, ни коллег-библиотекарей, можно обойтись общепринятым «созданием вида» помещения: чистые стекла, побольше цветов, ярких новых книг на первый план, хороши будут детские рисунки в рамочках с искусственными цветами, мягкое кресло со столиком у стола и лежащие на нем свежие (ваши личные или взятые напрокат) журналы, очень хорошо смотрится также коврик на полу у входа. Такой интерьер будет воспринят и оценен положительным образом;

2) комиссия просит рассказать о работе, желательно поподробнее, и задает вопросы, по которым библиотекарь оценивает уровень компетенции проверяющего.

Библиотекарю, к которому пришла комиссия, следует обратить внимание проверяющего на размещенные на видном месте «Положение о библиотеке школы №...» и «Правила пользования библиотекой школы №...», подписанные директором школы.
«Положение» является письменным договором с директором школы о том, что и как библиотекарь обязуется обеспечивать в процессе работы и в чем директор обязуется тому не препятствовать.
«Правила пользования библиотекой» – это договор библиотекаря с читателями о том, что библиотекарь может предложить читателю в стенах школьной библиотеки и как читатели обязаны выполнять ряд общеизвестных установок.
Далее следует сразу сказать о штате библиотеки: одна ли библиотекарь обслуживает 1200, предположим, читателей или учебниками занимается еще кто-то.
Это существенно потому, что затем (если здесь нет никаких проблем) предъявляется библиотечная документация.
А именно:

– инвентарная книга;
– книга суммарного учета фонда;
– книга учета библиотечного фонда школьных учебников;
– тетрадь учета книг, принятых от читателей взамен утерянных;
– дневник работы библиотеки школы №... за .... год;
– формуляры читателей (выборочно);
– последние акты на списание.

Если проверяющий компетентен, то он заглянет в каждый из этих документов и сможет увидеть массу интересного. В частности, что в инвентарной книге (это случается довольно часто) номер и цена списанной книги зачеркнуты, но нет указания акта, по которому это списание произведено(!).
В книге суммарного учета в части первой нумерация поступлений должна каждый год начинаться с начала, а во второй части (списание) – сквозная за все годы. Подведение итогов ведется не на отдельных клочках бумаги, а в третьей части книги суммарного учета. Практики знают, что всякие недоразумения и несоответствия бывают при сверке сведений с бухгалтерией, поэтому записи в третьей части делают карандашом, а уже потом – ручкой. Страшного в этом ничего нет, а наглядность движения фонда налицо.
В тетради замены утерянного нелишне выбрать книгу, потеря которой у каждого библиотекаря вызывает горечь, и посмотреть, что принято взамен, то есть насколько равнозначна замена не по стоимости, а по содержанию.
Не секрет, что большой процент школьных библиотекарей не ведет дневника работы, видя в этом ненужную формальность. А ведь по большому счету дневник – отчетный документ, который подтверждает ваше право на получение зарплаты. Особенно в нем интересен бывает раздел проведения библиотечных мероприятий. И не обязательно, чтобы это были крупные формы работы. Книжная выставка является элементом информирования читателей и относится к так называемой массовой работе. Сколько у библиотекаря зафиксировано за полгода: одна? две?
Читательский формуляр расскажет проверяющему не только о читателе, но и о библиотекаре. Встречаются стерильно чистые внутри формуляры. Обложка истерта, а внутри – ничего. Библиотекарь просто вкладывал книжные формуляры внутрь, а после сдачи вынимал. Если бы была система регистрации как
в научных библиотеках, когда читатели расписываются на книжных формулярах, это можно было бы понять. В школьных библиотеках наблюдаются потрепанные книжные формуляры, но без каких-либо автографов. Значит, работал библиотекарь, старательно подбирал что-то по теме, но получается, что не работал, все едино – фиксации нет, значит, не было и труда. Не говоря уж о том, что нельзя составить представление о чтении каждого конкретного читателя.
При проверке формуляров комиссии интересно узнать, велико ли количество безнадежных должников. Это тоже очень характеризует библиотекаря: насколько он дорожит фондом и проводит профилактическую работу с читателями.
Акты на списание покажут и периодичность списания, и его качество.
Ничто так располагающе не характеризует работника, как хорошо, полно, аккуратно ведущаяся документация. Это часть его «лица». Другая часть «лица» – состояние фонда. Существенным является – открыто «лицо», или оно держится за деревянной перегородкой, уставленное пыльными тематическими подборками. Конечно, закрытое «лицо» безопаснее (иначе – только отвернись, и как в песне: «Вот она была и нету»). Но открытое «лицо» – это «лицо» дружеского участия, с таким фондом хочется «общаться».
Окинув взглядом ровные (или не очень ровные) ряды стеллажей, проверяющий, как и любой читатель, пытается в нем сориентироваться. Этому помогает отчетливое деление на фонд для начальной школы и основной, надписи на торцах стеллажей, книжные разделители, надстеллажные указатели отделов. Всегда интересуют проверяющих выставки, вынесенные вперед, поближе к выдаче. Хорошо характеризуют библиотекаря тематические если не стеллажи, то хотя бы полки – разные, но родственной тематики на одном стеллаже.
Отлично, если все это оформлено стильно, выполнено в единой манере и цветовом решении. Похуже, если разномастно. Но совсем неприятно, если все лохматое и истертое: и надписи, и разделители, и книжки на выставках.
Сильно портят впечатление от фонда старые, грубые стеллажи, допотопные полки для выставок, сломанные ножки столов и стульев, разбитые и подклеенные изоляционной лентой горшки для цветов.
Опытный проверяющий обязательно возьмет любую книжку с полки и посмотрит на нее оценивающим взглядом: есть ли шифр ББК и авторский знак, стоит ли номер и штамп (не забудет заглянуть и на 17-ю страницу).
Больное место школьных библиотекарей – списание общественно-политической литературы. Некоторым искренне жаль что-то списывать, ведь новое почти не прибывает, а сидеть среди пустых стеллажей не хочется. Некоторые не знают, что можно и нужно списывать, и поэтому эти отделы, как правило, убраны от чужих глаз подальше и покрылись мохнатой пылью.
Зачастую этой же самой пылью покрыты каталоги и картотеки, которые вообще-то должны показать читателю, что есть в фонде, научно выражаясь, «многоаспектно раскрыть перед читателями возможности фонда».
Если каталог или картотеки стоят рядом с выдачей литературы, вы видите в них карточки на книги или статьи не только 1980 года, значит, для библиотеки они не аппендикс, а инструмент обслуживания. Тогда библиотекарю мысленно ставится толстый плюс. Если проверяющему хватит квалификации оценить оформление каталога, дробность разделителей в каталогах и картотеках, то честь и хвала ему тоже.
То, о чем рассказано здесь, – не проверка работы, она должна быть глубже и подробнее по всем статьям (смотрите «Технологию работы школьной библиотеки. Инструктивно-методические материалы и учетные формы». – М., 1993), а ознакомление с постановкой работы.

Конечная оценка может быть определена, исходя из принципа возможности. Имеется в виду следующее: что из несделанного зависит от библиотекаря, его трудоспособности и ответственности и что от него не зависит.
Очевидно, что малое поступление новых документов в фонд и малая подписка зависят от библиотекаря процентов, может быть, на 10. Далеко не всякий умеет выкручивать руки директору школы, чтобы добиться своего. Тем более что опытные библиотекари придерживаются правила попадаться директору школы на глаза как можно реже – меньше будет неприятностей.
Аналогичный случай и с оборудованием библиотеки.
Все остальное: документация, состояние фонда, каталоги, оформление и интерьер (частично) – дело рук библиотекаря, его знаний, любви к делу, умения контактировать с сотрудниками школы и учащимися.

Ольга КОЗЛОВА,
ГНПБ им. К.Д. Ушинского

Статья подготовлена при поддержке сайта www.dolphin.ru. Если вы решили приобрести качественные и надежные средства для лечения от простуды, гриппа и аллергии, то оптимальным решением станет посетить сайт www.dolphin.ru. Перейдя по ссылке: «лечение простуды и гриппа», вы сможете, не отходя от экрана монитора, ознакомиться со всей продукцией линейки «dolphin». Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.dolphin.ru.