Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2001

ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ

АККРЕДИТАЦИЯ БИБЛИОТЕК В ШКОЛАХ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ

Сегодня вместо текущих новостей мы предлагаем вам весьма интересную и актуальную, на наш взгляд, статью.

Введение

В Соединенных Штатах учебные заведения всех уровней систематически и регулярно проходят аккредитацию. Это делается для того, чтобы обеспечить единообразие, последовательность и необходимое качество образовательной практики, а также чтобы дать людям гарантию, что учебные заведения соответствуют установленным нормам.
Органы аккредитации в стране строятся по географическому признаку, и всего имеется шесть региональных объединений, обладающих правом аккредитации. В их число входит Южная ассоциация колледжей и школ (Southern Association of Colleges and Schools = SACS, или САКС), которая находится в Атланте, штат Джорджия. САКС считается органом аккредитации для 11 штатов юго-востока США. Структурно САКС состоит из трех комиссий: комиссия по начальным и средним школам, комиссия по старшим и средним школам и комиссия по колледжам. Ссылки на информацию по каждой из этих комиссий можно найти на веб-сайте http://www.saca.org.
В данном случае нас интересуют первые две комиссии. Причина, по которой средние (middle) школы оказались включенными и в ту и в другую комиссию, заключается в том, что в Соединенных Штатах система образования на местном уровне организована так, что в одних местах в школах бывают классы от первого до шестого (начальные) или до восьмого (начальные и средние); в других же местах средние классы (седьмой и восьмой) входят в старшую (secondary) школу. Хотя автор данной статьи проработал всю жизнь в высшем образовании и входил в состав четырех комитетов по аккредитации университетов, у него была возможность поработать в комитете по аккредитации, который выезжал для проверки в старшую школу. В статье будут рассмотрены вопросы аккредитации начальных, средних и старших школ, в частности критерии и нормы, установленные САКС для этих школ.

Порядок и процедура аккредитации

Независимо от того, проходит ли школа первоначальную проверку для первой аккредитации или инспектируется для возобновления или подтверждения аккредитации, основные принципы, процедура и порядок остаются теми же. В частности, подлежащая проверке школа обязана провести самообследование и заблаговременно, до прибытия комитета, составить отчет о нем. В отчете должны затрагиваться все показатели или стандарты, принятые данной комиссией САКС, и должно быть показано, насколько, по мнению школы, она соответствует или не соответствует каждому конкретному показателю или стандарту. По завершении отчета о самообследовании школа представляет его комиссии, которая затем распространяет его среди назначенных ею членов выездного комитета.
Любое лицо, назначаемое оценщиком в выездной комитет, должно отвечать ряду требований: оно не может быть работником данной школы в течение установленного периода времени, не может быть кандидатом на рабочее место в школе или ее платным консультантом и не является выпускником школы. Общее требование сводится к тому, что члены выездного комитета не должны иметь никаких отношений или связей с инспектируемой школой и минимум год не должны вступать с ней в какие-либо отношения или связи.
Комиссии полагаются на личную и профессиональную порядочность каждого члена комитетов и рассчитывают на то, что в ходе инспектирования те будут чутко реагировать на личные конфликты интересов. Предполагается, что лица, назначаемые в выездные комитеты, будут и на местах действовать в соответствующем духе.
После того как самообследование завершено и отчет о нем направлен в соответствующую комиссию САКС, ее работники формируют выездной комитет и организуют рассылку всей необходимой информации тем лицам, которые согласились работать в комитете.

Стандарты аккредитации

Каждая из комиссий САКС имеет собственный перечень стандартов, которым должны отвечать школы, желающие получить начальную или повторную аккредитацию, и раскрывает эти стандарты применительно к различным категориям школ. К ним относятся те, что перечислены в веб-ссылке на высшие, средние, старшие и единые (unit) школы, а также стандарты, относящиеся к профессионально-техническим училищам и специализированным школам. На момент написания данной статьи на веб-сайте САКС наиболее подробно представлены стандарты комиссии по начальным и средним школам. На нем имеется перечень стандартов, относящихся к категории организационных, такие, как «Постоянное улучшение школы», «Убеждения и миссия», «Управление и финансы», «Руководство», «Кадры», «Обслуживание учебного процесса» и «Библиотечное и медиа-обслуживание». Категория учебных стандартов включает «Построение учебного процесса», «Курс обучения», «Обществоведение и поведение» и «Оценивание».

Стандарты по библиотечному и медиа-обслуживанию

Как уже говорилось, в данный момент наиболее полно представлены стандарты, приводимые в веб-ссылке на начальные и средние школы, и мы коснемся тех из них, которые относятся к библиотечному и медиа-обслуживанию. Параграф 5.8 в категории «Кадры» гласит, что каждый библиотекарь (медиа-специалист) должен иметь ученую степень бакалавра по специальности, полученную в учебном заведении, прошедшем региональную аккредитацию или утвержденном на федеральном (штатном) уровне, а также зачеты по 12 семестровым часам занятий* по специальности как составной части курса обучения или в дополнение к ученой степени, либо должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным законодательством штата, в котором он работает. Примечание: Учитель, имеющий степень бакалавра и право преподавания в другой области, может выполнить требования данного стандарта, получив зачеты за шесть семестровых часов занятий за все годы обучения по плановой программе, присваивающей квалификацию библиотекаря или медиа-специалиста.
В параграфе 5.11 той же категории перечисляются минимальные профессиональные требования к должностям директора (ректора), профессиональных административных работников или методистов, библиотекаря или медиа-специалиста, библиотекаря-техника и секретаря или делопроизводителя в данной школе. В параграфе 5.16 раскрывается необходимое соотношение численности учащихся и профессионалов в зависимости от возраста детей, причем учитываются и библиотекари.
В категории 7 «Библиотечное и медиа-обслуживание» приводятся подробные стандарты, которым должны соответствовать библиотеки и медиатеки в тех школах, которые желают получить первоначальную аккредитацию или возобновить аккредитацию. Общее вводное положение в категории 7 гласит: «Школа обеспечивает полную программу библиотечного (медийного) обслуживания, соответствующую ее убеждениям, миссии и целям». Параграф 7.1 касается фонда библиотеки (медиатеки). Предполагается, что в нем должны быть современные носители информации, соответствующие миссии школы и курсу обучения. В параграфе 7.2 формулируется требование, что печатный и непечатный фонд библиотеки (медиатеки) должен быть современным, полным и хорошо подобранным с точки зрения миссии и курса обучения. Параграф 7.3 конкретизирует требования к фонду: не меньше 10 книг на каждого учащегося или всего не менее 1500 книг, в зависимости от того, какая цифра больше. Далее в нем говорится, что ни в какой школе не требуется иметь больше 10 тысяч книг. Конкретизируя размер фонда, стандарт допускает, чтобы заказанные, но еще не полученные книги учитывались в общей цифре, но при этом указывается, что экземплярность не должна превышать пяти. Далее говорится, что книги на компакт-дисках могут засчитываться в общую цифру требуемого размера фонда. В параграфе 7.4 формулируется требование о наличии доказательств того, что все учащиеся и преподаватели имеют регулярный и свободный доступ к медиа-услугам, информационным материалам и оборудованию. Последний стандарт в категории 7 – это 7.5. В нем установлено требование, что в детских садах и центрах для маленьких детей, не имеющих центральной библиотеки, в каждом классе должна быть подборка медиа-материалов (из расчета минимум 10 книг на учащегося) с учетом уровня развития детей. В нем также указывается, что детские сады, центры для маленьких детей или школы для детей до семи лет не обязаны иметь центральную библиотеку (медиатеку) или библиотекаря (медиа-специалиста).
В ссылке на комиссию САКС по старшим и средним школам дается перечень стандартов, которым должны соответствовать школы, хотя, как уже отмечалось, они не так подробно прописаны, как стандарты для начальных школ. Тем не менее в них говорится, что минимальный размер фонда библиотеки (медиатеки) составляет 2 тысячи годных к употреблению томов или минимум 10 томов на учащегося (смотря какая цифра больше). В них также указывается, что все библиотечные материалы должны быть каталогизированы по одной из общепринятых схем. Во всех стандартах повторяется требование, что библиотека обязана ежегодно подписываться не меньше чем на 35 периодических изданий и что названия должны выбираться с ориентировкой на все ступени. Еще одно требование состоит в том, что работники библиотеки (медиатеки) должны сотрудничать с другими профессиональными работниками школы в направлении максимально эффективного использования фонда. Конкретизируя состав фонда библиотеки (медиатеки), стандарт указывает, что курс обучения должен обеспечиваться также современной электронной техникой, например средствами интерактивного поиска, компакт-дисками и лазерными дисками. В одном стандарте говорится о необходимости достижения определенного равновесия в составе материалов, включаемых в фонд. В нем отмечается, что следует предусмотреть правильное соотношение между первоначальными затратами на приобретение образовательной техники и расходами на техническое обслуживание и замену этой техники. Далее в стандарте формулируются требования более общего характера, в том числе о том, что школа должна придерживаться определенной политики и процедуры в отношении тех материалов, которые могут вызывать возражения, и что в школьном бюджете должны быть предусмотрены фонды на формирование и ведение фонда, обеспечивающего учебный процесс. В одном стандарте специально оговаривается необходимость обеспечения свободного доступа к медиа-услугам, материалам и оборудованию, а также требование, что школа должна проводить определенную политику в отношении работы в Интернете.

Заключение

В статье очень кратко описывается порядок аккредитации начальных, средних и старших учебных заведений в Соединенных Штатах. Подробная информация по этому вопросу имеется на веб-сайте САКС; выше приведен его адрес. Здесь же достаточно сказать, что установленный порядок аккредитации направлен на то, чтобы обеспечить необходимое качество образовательных услуг в США. Для достижения этой цели много внимания и сил тратится на различные образовательные инициативы. По твердому убеждению автора статьи, это внимание и эти силы расходуются очень хорошо.

Лестер Дж. Пошью, США

Лестер Дж. Пошью – в прошлом директор библиотек Университета Мемфиса, штат Теннесси, профессор, ныне вице-президент ILIAC (International Library, Information, and Analytical Center) – Международного библиотечного, информационного и аналитического центра (МБИАЦ), имеющего штаб-квартиры в США и в России.

Перевод с английского Эрика АЗГАЛЬДОВА

_______________________________

*Семестровый час в американском высшем образовании – это зачет, полученный за успешное завершение курса занятий в аудитории по 1 часу в неделю в течение семестра (или 2–3 часа в неделю практических занятий в течение семестра). Семестр – 18 недель. 12 семестровых часов означает, что человек прошел всего 12 семестровых курсов по разным предметам.

Спонсор публикации статьи: компания «Домус финанс» предоставляет полный спектр услуг по проведению сделок на рынках первичной, вторичной и загородной недвижимости Москвы и Московской области. Большая база недвижимости компании, позволит по выгодным ценам приобрести квартиры в новостройках, коттеджи, и коммерческую недвижимость. Если Вас интересует продажа недвижимости, то высокопрофессиональные риелторы компании помогут произвести сделку в самые быстрые сроки, и с максимальной выгодой для Вас. Подробнее ознакомиться с предложением можно на сайте компании «Домус финанс», который располагается по адресу http://www.domus-finance.ru/