МИР УПРАВЛЯЕТСЯ ИЗ ДЕТСКОЙ...
Наши газеты в мае-июне 2001 года
Чем больше детей, тем легче их
воспитывать.
Дети способны взять на себя очень много семейных
проблем.
Знаю это не из теории. У меня у самого по
сегодняшним меркам очень много детей.
Главное – научиться не выращивать их, а жить и
расти вместе с ними.
А.С. Соловейчик,
главный редактор объединения педагогических
изданий
«Первое сентября»
Дача. Лето. Захватывающее чувство свободы, радость каникул. Ватага ребят и велосипедные гонки до позднего вечера. А мальчик, еще совсем ребенок – 11 лет, вытирает слезы и прячет покрасневшие глаза. Папа уехал. Мальчик так его ждал, считал дни и часы до встречи. Папа тоже скучал по сыну. Но заехать смог лишь на несколько минут и снова умчался по делам. Он объяснил сыну, что очень занят: «Ты же мужчина, понимаешь?» Да, мальчик понимает. Но вот эти предательские слезы…Семья. Такое привычное, знакомое слово. За ним – союз людей: мама, папа, дети. Все очень просто. Просто?..
Дорогие родители! О семье, в основе которой любовь, вера и свобода, вместе с вами размышляет И.А. Ильин («Воскресная школа», № 20, с. 6–7). Автор произносит простые, искренние слова. Возможно, именно поэтому они кажутся столь пронзительными и верными: «Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке». По мнению И.А. Ильина, именно в семье «...ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. Не прав ли немецкий богослов Толук, утверждая: “Мир управляется из детской…”?»
Как всегда, гостеприимно открыты для родителей страницы газеты «Школьный психолог» (№ 21, с. 13). Тем для обсуждения хватает всегда. Например, как правильно организовать выполнение домашних заданий учеником начальной школы? Как при этом помочь ребенку оптимально распределить свои силы и время? Некоторые рекомендации кандидата педагогических наук И. Артюховой, публикуемые в статье «Треугольники ответственности», несомненно, пригодятся родителям. Автор предлагает простой прием – составить расписание домашних заданий – и подробно останавливается на том, как сделать это правильно и увлекательно для ребенка.
Советы педагогов всегда важны для мам и пап. Т. Патрушина, учитель начальных классов, приглашает будущих первоклассников и их родителей поиграть летом в школу («Первое сентября», № 42, с. 2). Зачем это нужно? Чтобы понять, готова ли семья к появлению в ней ученика. Педагог предлагает ответить на три блока вопросов: «Хочет ли ребенок идти в школу?», «Что он знает о школе?», «Готов ли я быть родителем первоклассника?» Полученные ответы позволят родителям правильно оценить ситуацию. Т. Патрушина стремится помочь им в этом, завершая свою статью словами: «Размышляйте, анализируйте, советуйтесь».
Разговор о будущих первоклассниках продолжен в материале А. Русакова («Первое сентября», № 42, с. 2). В каком возрасте отдавать ребенка в первый класс, по закону должны решать родители. Об этом пишет автор статьи. А также о том, как иногда происходит на практике – отнюдь не в соответствии с законом. Многим родителям публикация А. Русакова поможет принять правильное, самостоятельное решение: во сколько лет отдать ребенка в школу.
Мамина сказка для заболевшей дочери… Среди глобальных педагогических проблем – пустяк и частность. Но почему-то эти несколько строк кажутся значительнее многих научных статей. Не сумев пройти мимо маминой сказки (Л. Леонидова «Зимняя круговерть», «Школьный психолог», № 21, с. 13), хочу и ваше внимание, дорогие родители, обратить на эти строки.
Вопросы воспитания детей всегда актуальны для родителей. Для завучей по воспитательной работе, классных руководителей они являются сферой профессиональных интересов. Поэтому следующую публикацию хотелось бы адресовать и одним и другим. Тем более что в важности этого материала никого убеждать не придется. Речь в исследовании информационно-аналитического управления Департамента анализа, прогноза и стратегического планирования ФСБ России идет о деятельности представителей нетрадиционных религиозных объединений («Воскресная школа», № 21, с. 6). Проще говоря – сект. В статье приведена характеристика основных сектантских общин, рассказывается о формах и методах работы этих объединений, поясняется их опасность. «Особого внимания заслуживает деятельность религиозных организаций по реализации собственных общеобразовательных программ, нацеленных на оказание воздействия на сознание детей», – подчеркивается в материале. Анализ работы зарубежных сект в сфере образования свидетельствует, по мнению специалистов, о наращивании их «...целенаправленного разлагающего воздействия на определенные группы российского общества. Объектом их особого внимания стало молодое поколение россиян, что требует адекватных мер реагирования». Остаться в стороне от этой проблемы невозможно. Нам слишком хорошо известно, во что выливается насаждение идей фанатизма и экстремизма.
Вопросы воспитания школьников являются ключевыми в деятельности образовательных учреждений. В той или иной мере ими занимаются все педагоги школы. Но большая часть этой работы возложена на завучей по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей. Им в первую очередь мы и хотим адресовать следующие публикации наших газет.
«Здоровье и социальные навыки» – так называется программа В. Родионова и М. Ступницкой («Школьный психолог», № 22, с. 5–12). Принимая во внимание, что в современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию социальных навыков, авторы создали цикл таких тематических занятий. Целью данной программы является обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам учащихся всех возрастов: от 1-го до 11-го классов. В. Родионов и М. Ступницкая решали задачу «..не столько передачи знаний, сколько создания стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения». По мнению авторов, игровая форма обучения будет в этом случае наиболее эффективной. В. Родионов и М. Ступницкая стремятся научить школьников осознавать неповторимость своей индивидуальности, стараются формировать привычку к здоровому образу жизни не в силу формального подчинения требованиям взрослых, а в силу глубоких внутренних мотивов. Публикация знакомит с одним из четырех блоков программы, который разработан для учащихся 8–9-х классов. Предлагаемые темы занятий сколь многообразны, столь и интересны: конфликты и критика, законы и навыки принятия решения, умение говорить «нет» и противостоять наркотикам, стрессам. Хочется надеяться, что данная программа будет востребована педагогами.
Как, впрочем, и следующий материал – «Зарница». Да, известная военно-спортивная игра, на несколько лет исчезнув из школьной жизни, возвращается вновь. С.Е. Зайцев и В.Е. Евсеев предлагают сценарий такой игры («Спорт в школе», № 11, с. 9–16). В нем предусмотрен эколого-краеведческий блок, географический тематический день и военно-спортивные мероприятия. Учителя географии, экологии, физической культуры, организаторы летнего детского отдыха и завучи по воспитательной работе могут совместными силами организовать прекрасный праздник. А некоторые игры «Зарницы» будут весьма кстати в походе с классом в лес, на природу. И не только доставят удовольствие, но и закалят, укрепят здоровье.
Особое влияние на укрепление нравственного здоровья детей оказывает театр. «Театр может и должен стать средством, ведущим современного духовно неопытного человека к постижению своего высокого предназначения в жизни, к четкому пониманию нравственных законов», – таково мнение участников секции «Православие, театр и кино», которая прошла в рамках IX Рождественских международных образовательных чтений («Воскресная школа», № 22, с. 13–14). Руководители школьных театров могут узнать мнение деятелей искусств, актеров, режиссеров, литературоведов, писателей, представителей духовенства о настоящем и будущем театра, о его уникальном предназначении.
Материал «О здоровье всерьез», вероятно, привлечет внимание учителей ОБЖ и валеологии («Химия», № 22, с. 14–15). О.В. Боброва знакомит со сценарием игры-викторины, посвященной вопросам здоровья. Приводя слова Д. Леббока: «Число людей, которые себя погубили, куда значительнее, нежели число погубленных другими», автор приглашает школьников обсудить проблемы наркомании и алкоголизма. Сценарий позволяет обсудить и другие темы, посвященные воспитанию культуры здорового образа жизни.
Публикации, представляющие интерес для педагогов мировой художественной культуры, расположились в самых разных приложениях.
Подробный материал о семи чудесах света предлагает И. Ольтециан («История», № 21, с. 6–12). Автор не только рассказывает об уникальности этих чудес, но и знакомит с историей их создания и – увы – разрушения. Описание удивительных фактов и красивых легенд сопровождают иллюстрации. Читатели могут внимательно рассмотреть гробницу Мавзола в Галикарнасе, статую Зевса Олимпийского, храм Артемиды, Александрийский маяк. Материал привлекает своей полнотой и обстоятельностью изложения, что позволяет предположить его востребованность учителями МХК.
Учителя МХК оценят и статью о великом Микеланджело Караваджо («Francaise», № 11, с. 12). Правда, лишь в том случае, если они владеют французским языком. Если же нет, знакомство с этим материалом может стать прекрасным дополнительным заданием для школьников, изучающих французский язык. Публикация, дополненная иллюстрациями, рассказывает об итальянском живописце, основоположнике реалистического направления в европейской живописи XVII века. В статье подчеркивается простота композиции и лаконизм картин Караваджо. Этот художник является автором исключительных по драматической силе мифологических и жанровых картин, религиозных композиций.
Встречи с живописцами продолжены на страницах газеты («Начальная школа» № 21, с. 2–3). Учителя рисования могут познакомиться с очередной беседой З. Барановской из цикла «Поэзия в красках». На этот раз разговор пойдет о жизни и творчестве В.М. Максимова и Г.Г. Мясоедова.
Что отличало творчество этих двух самобытных художников, чем покоряли они современников и нас, ныне живущих? Надеемся, статья З. Барановской позволит понять и прочувствовать глубину творчества В.М. Максимова и Г.Г. Мясоедова.
Учителя физической культуры! Дополнительным материалом для вашего курса может служить ряд публикаций.
«Дорогой олимпийского огня» – так назвала свою разработку Н. Тихоновская («Начальная школа», № 22, с. 13). Предложенная автором игра-путешествие знакомит детей с историей Олимпийских игр, с различными видами спорта.
Эта же тема – рассказ о некоторых видах спорта – продолжена на страницах газеты («English»№ 21, с. 14–15). Материал опубликован на английском языке, и, таким образом, многим из вас предоставлена возможность попрактиковать свои лингвистические навыки. Или же использовать навыки своих учеников, совместив для них изучение английского и физической культуры в одном задании. (Как знать, возможно именно такое решение позволит повысить эффективность изучения и одного и другого предмета…) В статье рассказывается об известных и популярных у нас баскетболе и футболе. Предложено также знакомство и с «заморскими» видами спорта: регби, гольфом и крикетом. Материал сопровожден иллюстрациями и словарем спортивных терминов, что делает его еще более полезным и интересным.
Учителя литературы, как всегда, могут найти статьи в помощь своей педагогической деятельности на страницах наших газет.
Об Андрее Платонове – прочитанном и неизвестном – размышляет В. Голованов («Первое сентября», № 40, с. 5). Тайна гения и тайна постижения гения заставляют вновь и вновь возвращаться к строкам писателя. «Открытие Платонова происходит сейчас», – пишет автор. Сложно осознать всю глубину личного восприятия-переживания (пере – жить) той эпохи – страшной, крушащей режимы, церкви, судьбы людские. Платонов был из тех, кто ясно понимал то, что происходило в стране. Как пишет В. Голованов: «Его не Сталин беспокоит, а скорее забвение родства Человека нового времени и Природы. И он пытается понять, чем кончится забвение этого родства… В попытке понять он создает… новые виды текстов, в которых, как в текстах мифических, соединены и притча, и наука, и философия, и религия». Именно поэтому, по мнению В. Голованова и А. Битова, нам еще предстоит постигать тайну Платонова, додумывать и допонимать созданные им произведения.
Столь же глубоко и значимо творчество еще двух писателей. О. Фомин пишет о Е. Замятине. («Первое сентября», № 42, с. 5). Потрясения начала XX века, революционные изменения и рухнувшие устои – все это ошеломило творческую интеллигенцию. Эмоции от увиденных и осознанных преобразований сменяли одна другую: от радости и восторга до разочарования, отторжения. Неприятие нового политического устройства вело Е. Замятина к поискам альтернативного Единого Государства. Каким доґлжно быть «грядущему мировому сообществу»? Размышления художника вылились в творчество и получили свое отражение на страницах романа «Мы».
С. Лебедев приглашает к разговору о К. Кастанеде («Первое сентября», № 42, с. 5). Писатель, антрополог, мистификатор. Мыслитель. Неоднозначная фигура в науке с красивым названием «Антропология». До сих пор – загадка, его творчество – белое пятно в литературе. «Сила убеждения, философии Кастанеды – Дон Хуана (человек – воин на поле битвы жизни), если соприкоснуться с ней, огромна, и… вполне пригодна, чтобы сопротивляться», – пишет автор статьи. Поразмышляйте вместе с С. Лебедевым об этом удивительном человеке – Карлосе Кастанеде.
Газета «Deutsch» публикует подробный материал о немецком писателе Детлеве фон Лилиенкроне (№ 11, с. 12–17). Читатели могут познакомиться с биографией и некоторыми стихотворениями поэта, прочитать о его дружбе с Рихардом Демелем. Заслуживает особого внимания статья о европейском литературном направлении – натурализме. Детлев фон Лилиенкрон был одним из участников этого направления. Кроме того, надо упомянуть имена братьев Гонкур, Э. Золя, Ги де Мопассана, Г. Ибсена, А. Стриндберга как наиболее ярких представителей этого направления в литературе. Статья поясняет, что натурализм характеризует стремление к бесстрастному воспроизведению реальности. Писатели в своем творчестве исходили из представлений позитивизма о полном предопределении судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.
А. Волков приглашает учителей математики к исследованию «Невероятной карьеры ноля». Статья с таким названием опубликована в газете («Первое сентября»№ 40, с. 6). Автор рассказывает об истории появления ноля и о заблуждениях, связанных с этой цифрой. Так в чем же ее загадочность и таинственность? Вот как на этот вопрос отвечает американский математик, автор недавно вышедшей книги «Биография цифры ноль», Чарльз Сейф: « В цифре ноль таится намек на неописуемое и невыразимое, в ней заключено беспредельное и бесконечное. Вот почему ее издавна боялись, ненавидели, а то и запрещали».
Еще один материал привлечет внимание учителей математики. А.Ф. Шипилова и В.Д. Тертюхов знакомят с обобщающим интегрированным уроком ФИЗИКА + МАТЕМАТИКА («Физика», № 21, с. 9–10). Предлагаемая тема для такого занятия в 11 классе – «Гармонические колебания в математике и физике».
Педагоги-экологи могут познакомиться с материалами по предмету, читая газету «Биология». Детские экологические исследования, посвященные влиянию растворов минеральных солей на микробиологическую активность почвы, представлены в № 21 (Д. Захаров, М. Гачков, с. 14–15). Рассматривая глобальные экологические проблемы современности, Н.Н. Луняк предлагает вниманию читателей структурно-логические схемы по теме «Основы экологии» («Биология», № 20, с. 2–3). Наглядность представленного материала позволяет развивать творческое мышление школьников, активизировать процесс обучения.
О.В. Фабрикантова разработала урок – пресс-конференцию «Тепловые двигатели и проблемы экологии» и предложила вниманию читателей сценарий такого урока («Физика», № 21, с. 1–3). От имени энергетиков и медиков, экологов и инженеров выступают школьники, активно обсуждая самые острые экологические вопросы: загрязнение воздушного бассейна Земли, последствия потепления климата, загрязнение вод и многие другие.
Публикуемое примерное поурочное планирование к курсам «Природоведение» и «Естествознание» заинтересует как педагогов начальной школы, так и учителей естествознания («Физика», № 20, с. 7–10). Авторы данного пособия (С.Б. Авдеева, М.Ю. Демидова, Н.И. Павленко, Г.А. Сухотина) ставят своей целью сохранение принципа преемственности в обучении естественно-научным предметам при переходе из начальной школы в среднее звено и далее – из класса в класс. Авторы считают, что «...использование в 5–6-х классах интегрированных курсов, построенных на взаимопроникновении идей и методов различных естественных наук, позволяет сформировать у учащихся целостное представление о природе, так как раскрывает во взаимосвязи сведения из биологии, физики, химии, географии и астрономии».
Учителям географии предоставлена возможность познакомиться с интересным опытом коллег («Физика», № 21, с. 11–14). Г.И. Пономарева и Е.А. Копылова разработали интегрированный урок-путешествие для 7-го класса: ФИЗИКА + ГЕОГРАФИЯ. В экспедицию по Азии приглашаются несколько команд, которые должны наблюдать и изучать различные природные явления. Ребята будут выполнять интересные задания, а победителей состязания ждут призы. Педагоги надеются, что такой урок поможет школьникам понять природу, которая, следуя своим законам, объединяет физику, географию, математику и другие науки. Учащимся необходимо знать эти законы, уметь учитывать их и пользоваться ими.
На страницах газеты «Физика» учителей химии ждет публикация об интегрированном уроке: ФИЗИКА + ХИМИЯ (№ 21, с. 10). А.И. Семке предлагает свое видение такого занятия для учащихся 8-го класса по теме «Строение атома».
«Лихая мода, наш тиран…» Изучая строки романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», ученица В. Коваленко написала реферат о моде пушкинского времени («Литература», № 22, с. 3–4). Подробный рассказ о женском и мужском костюмах XIX века, о прическах, обуви и украшениях того времени может быть полезен на уроках технологий. История моды является одной из тем этого курса, и работа В. Коваленко прекрасно проиллюстрирует основные направления в одежде. Кроме того, реферат сопровожден словарем названий предметов туалета той эпохи.
У учителей истории вызовет интерес публикация в газете «Воскресная школа» (№ 20, с. 8–11). В ней идет речь об адмирале российского флота боярине Федоре Ушакове. Читателям предложен подробный рассказ о детских годах известного воина, о профессиональной карьере и ратных подвигах. В статье подчеркивается, что Ф. Ушаков показал себя в морских кампаниях не только как великий флотоводец, но и мудрый государственный деятель, политик и дипломат. Как известно, его деятельность была высоко оценена современниками. Из доклада князя Г.А. Потемкина императрице Екатерине II: «Контр-адмирал и кавалер Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель».
Ярким дополнением к рассказу об истории СССР могут стать главы из книги Б. Сарнова «Наш советский новояз» («Литература», № 22, с. 5–12). «Хрущоба»; «человек человеку друг, товарищ и брат»; «вечно живой»; «явка обязательна» – что означают эти выражения, какой смысл вкладывала в них ТА эпоха? Об этом пишет Б. Сарнов, вспоминая недавнее советское прошлое и его язык.
Учителя физики! Материал о Майкле Фарадее ждет вас на страницах газеты «Информатика» (№ 20, с. 1, 32). В 2001 году исполняется 210 лет со дня рождения этого великого английского физика, основоположника учения об электромагнитном поле, члена Петербургской академии наук. Оценивая значение деятельности М. Фарадея, знаменитый русский физик А.Г. Столетов писал: «Никогда со времен Галилея свет не видал столь поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы, и едва ли скоро увидит другого Фарадея…»
Уважаемые педагоги, разрешите сделать объявление! В этом году Национальная ассоциация учителей и родителей объявила дни с 6 по 12 мая – Неделей уважения учителей. Подробнее об этом замечательном начинании можно прочитать в газете «Управление школой» (№ 21, с. 15).