Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2001

КАРТОТЕКА ОПЫТА

И ВСЯКИЙ, КТО ХОЧЕТ МОЖЕТ ДОПИСАТЬ КНИЖКУ

Всем известно, что план работы на предстоящий учебный год сдается в апреле-мае текущего. Старое такое правило и надоевшее. А еще суетность предэкзаменационной поры, сдача-передача учебников и... А на самом деле, ведь только после этой безудержной суеты и можно оценить прелесть ушедшего года и окунуться в предвкушение следующего. Поэтому и дополнения к плану часто бывают интереснее (и даже, как ни странно, объемнее) самого плана, сданного начальству в положенные сроки. В подтверждение этому и эпиграф – бабочкой-фантазией, беззащитной такой и всесильной, садится на лист деловой, но, к счастью, не официальной бумаги. Хочешь так: «В этом и есть мудрость в устройстве жизни, что план планом, а в то же время во всякий момент надо быть готовым этот план бросить»; а хочешь – так: «Только человек и бывает странным. Свинство начинается со стандарта». И откуда все это, откуда?

Первый летний номер «Библиотеки в школе» (когда план уже, естественно, был сдан) порадовал игрой для всех возрастов.
И учителя еще не все в отпуск ушли. Уставшие, дорабатывали последние дни перед отпуском и все равно, планируя отдых, думали и о предстоящих новых учебных днях, о новом классе. И в последние дни успели (не все, конечно) и игру почитать, и затылки почесать... (а я еще и погордилась: к-а-к-о-й автор у нас!).
В библиотеке успели и книжку сделать, и мыслями с коллегами обменяться, и, конечно, попланировать-пофантазировать (почти на целый год!) вволю.
Вот что получилось.

Разрезав газетные полосы и собрав книжку по страницам, поместили все листы в файлы (газетная бумага недолговечна, но формат А4 – очень кстати). Ксерокопию первой страницы с заглавием, сделанную на цветном листе, приклеили на обложку обычного скоросшивателя, в котором закрепили все файлы-страницы. Книжка получилась не только прочная и красивая, но и очень «рабочая». «Рабочая» еще и потому, что успели с коллегами целый план работы выстроить. И книжка будет «расти» целый учебный год. А поскольку каждый лист в файле, то вставить дополнительные, в нужном месте, файловые страницы очень просто. Вот что может получиться: ребята станут соавторами замечательной книжки и удивительной игры.
К некоторым ответам на задания нужно сделать рисунки (ребят лишь надо попросить выполнять все задания на листах одного формата, как и страницы книжки А4), чтобы новый лист сразу вставить в файл и поместить его в нужном разделе книги – вот и иллюстрации готовы. Многие ребята учатся в художественных школах и изостудиях. Часто школьные задания и интересные творческие работы обсуждают и с преподавателями художественных (музыкальных и других) школ и дома. «Профессиональные» ребячьи работы, выполненные в любой манере (и акварель, и мелки...) в файле будут надежно защищены. А книжка будет необыкновенно красивой. Ребята, которые не умеют рисовать, тоже смогут принять участие в оформлении: разыскав репродукции художников, чьи работы упомянул автор.

Играть можно не только дома и в библиотеке, но и на разных уроках. Ни для кого не секрет, что, чем больше задания на уроке литературы, например, затрагивают темы по истории, рисованию, географии, мировой художественной культуре... тем больше у детей проявится интереса и желаний.
Задания могут и изменяться, и дополняться, о чем, собственно, и писала в предисловии Юлия Фролова, автор игры.
На уроках географии можно делать карты (только о формате стоит напомнить). И, например, отметить на карте Африки географические объекты из путешествия Айболита.

[Надо уточнить у географов, есть ли у них книжка из серии «Я иду на урок географии», «Физическая география материков и океанов». В библиотеке – нет. Библиотекарю стоит заказать. Это уже к вопросу о комплектовании фонда.]

На уроках музыки можно сочинять свои мелодии (например, к любому понравившемуся стихотворению). А кто найдет ноты песни К. Вильбоа «Пловец»? А кто исполнит на уроке? Ноты школьных и профессиональных композиторов займут место в нотном приложении книжки.
Задания, выполненные на любых школьных уроках, обязательно найдут свое место в сборнике, а если появятся ответы учителей и родителей – тоже замечательно.
Может появиться еще один (или не один!) список литературы, в который войдут книги, использованные читателями-соавторами. Интересно узнать, какие книги и в каких библиотеках нашли ребята, да и другим потом будет легче поиск вести. А если еще и отдел укажут... Об этом можно поговорить и на библиотечном уроке.
И что самое главное, на мой взгляд, в сборник должны войти ответы и неполные, и неточные, и даже неправильные (их только подписывать не нужно); у читателей книги будет возможность посмотреть, куда шли другие участники игры, где и почему допустили ошибку.
На каждой работе непременно назовем школьных авторов, укажем, кто и какие сделал иллюстрации, кто составил список литературы, чья музыка...
(Это ли не предметные связи через библиотеку? Вспомните опыт Дании, Швеции, где школьная библиотека хранит работы, сделанные на уроках биологии, труда... Об этом рассказывали на Библиотечной школе «ПС».)
Отношение к своим книжкам у ребят особенное. Давно уже школьным бестселлером стал сборник мифов о звероликих богах Египта «Однажды в Древнем Египте...», подготовленный учителем МХК Мариной Ильиничной Зоткиной.
Авторы и художники сборника – гимназисты. Все они изучали искусство Египта на уроках мировой художественной культуры, когда учились в пятом классе. Сейчас они стали взрослее, а кто-то уже закончил гимназию. Но как интересно перечитать то, что ты сам написал несколько лет наза! Некоторые работы подписаны так: Горбачук Алеша с мамой (5 «Е» кл.), Неизвестный автор.
Надо сказать, что сборник стоит на стеллаже «Гимназия № 5: день за днем. Каждый день в школе – что может быть труднее и увлекательнее?!» в разделе «Авторы – ученики и учителя гимназии».
В конце учебного года (или четвертей) можно провести открытый просмотр литературы, например, «По следам одной игры», конкурс на лучшую суперобложку, определить самый большой (и правильно составленный) библиографический список и еще, и еще...

* * *

Вот так, планируя работу по одной книжке из газеты, вспоминаешь и другие книжки «БШ». Ну со «Сборником регламентирующих документов для библиотек общеобразовательных учреждений» уж точно не поиграешь, а вот в книжку «Развитие критического мышления через чтение и письмо» можно вставить пустые файлы, и тогда у моих коллег появится возможность не просто познакомиться с технологией РКМЧП, но и поделиться своими размышлениями, принять участие в дискуссии, и, кто знает, может быть, со временем в этой книжке будут и уроки учителей гимназии.
И самое главное: читатели смогут задать вопросы авторам этого сборника (в библиотеке можно собрать все вопросы и отправить, например, в редакции газеты «Библиотека в школе» и журнала «Перемена»). И станет рубрика «Книжка в газете» (как и должно быть) диалогом читателей и авторов.

Людмила СУХОВА,
зав. библиотекой гимназии № 5,
г. Сергиев Посад, Московская область
Рисунки к заданиям
Дарьи Щукиной,
6-й класс