Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2001

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ

КОНЦЕПЦИЯ
Национальной программы "Чтение"*

Конгресс в поддержку Чтения

ПРОЕКТ

Настоящий проект концепции Национальной программы «Чтение» предлагается Всероссийским Конгрессом в поддержку Чтения органам государственного управления Российской Федерации и широкой общественности в качестве первичного документа для разработки общенациональной программы мер сохранения и приумножения исторического, духовного, научного и культурного богатства страны. Цель этой программы – всемерная поддержка Чтения, важнейшего элемента культуры, инструмента повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.
Сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Общий тираж книг за 10 лет упал в 4, газет и журналов – в 3,6 раза.

Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Тиражи и число названий книг для них резко сократились. Многие детские и юношеские библиотеки получают в год 1–2 новые книги на одного читателя. В книжных магазинах большинства российских городов представлено не более 10% выходящих книг, а в поселках и селах вообще отсутствует книжная торговля. Таким образом, многие миллионы граждан России отлучены от книги и ограничены в возможностях получения информации. При этом в массовых изданиях идет активная экспансия пошлости, преобладание низкопробной литературы, которая навязывает российским гражданам чуждые стереотипы восприятия, мышления и поведения.
В ряде изданий, в том числе для детей и юношества, искажается история и традиции Российского государства.

С проблемой Чтения тесно связаны и проблемы родного языка – средства познания окружающего мира и развития самосознания личности, – ставшие актуальными не только для России. Наглядное свидетельство тому – объявление Европейским союзом и Советом Европы 2001 года Общеевропейским годом языков, поскольку без знания языка, без понимания образного строя различных национальных культур невозможно создание единого цивилизованного пространства, взаимопонимание народов и отдельных личностей.

Одной из целей такого решения стало стремление расширить и обогатить культурное пространство в противовес призывам к унификации языков и их переводу на латинский алфавит, при котором многим языкам грозит потеря национальной самобытности. Русская графика письма, построенная на кириллице, не только соответствует фонетическому строю языка, но и хранит национальные традиции народа, его духовное и культурное наследие. То же можно сказать о языках других народов нашей страны, использующих кириллицу в своей письменности.

Таким образом, проблемы Чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры. Их решение требует объединения усилий государственных органов, библиотек, издательств, редакций СМИ, общественных организаций, фондов, структур по распространению печатных изданий для привлечения к чтению широких слоев населения, в первую очередь детей и молодежи, продвижения печатных изданий и поддержки читательской культуры с целью сохранения духовного наследия и бережного отношения к родному языку.

Конгресс в поддержку Чтения,

принимая во внимание серьезную тревогу общественности за состояние Чтения в России,
учитывая растущий напор масс-культуры на нравственные устои российского общества, духовные и культурные истоки и традиции народов России,
рассматривая поддержку Чтения как одну из приоритетных задач российского общества и Российского государства,

предлагает комплекс мер, которые после соответствующей работы государственных органов (министерств культуры, образования, печати, труда и социального развития и других) могли бы стать государственной программой,

в области детского чтения:

– дополнить федеральные законы «Об образовании», «О библиотечном деле» статьями о защите прав детей на образование и культуру, информационно-документальное обеспечение этого права,
о необходимости расширения сети специализированных детских учреждений культуры, в том числе детских библиотек;
– относить к защищенным статьям бюджетов всех уровней финансирование комплектования детских библиотек и их подписку на периодические издания;
– разработать долговременную межведомственную Программу формирования информационной и библиотечно-библиографической культуры подрастающего поколения;
– разработать систему мер социальной и психологической экспертизы издания для детей;
– проводить открытые конкурсы на создание произведений для детей;
– разработать систему государственной и общественной поддержки писателей и поэтов, пишущих для детей, иллюстраторов детских книг;

в области семейного чтения:

– создать опорную сеть реализации книг и другой печатной продукции во всех регионах Российской Федерации, используя библиотеки, в том числе школьные, и отделения связи;
– установить по рекомендации ЮНЕСКО ежегодный Всероссийский праздник Книги и Чтения 23 апреля и разработать его ритуал;
– разработать меры поддержки распространения книг по системе «Книга–почтой»;
– разработать финансово-организационные условия издания и структуру «Народной семейной библиотеки», определить порядок обеспечения книгами этой серии малообеспеченных семей;

в области школьного чтения:

– пересмотреть нормативы чтения
в начальных классах и привести стандарты преподавания литературы в школе и средних специальных учебных заведениях в соответствие с целями и задачами настоящей концепции;
– разработать систему финансирования комплектования фондов школьных библиотек;
– ввести в штатные расписания общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений должность методиста-организатора внеклассного чтения;
– определить меры организационно-финансового обеспечения издания, увеличения тиражей, распространения и структуры серии «Школьная библиотека»;
– восстановить во всех городах России традицию выступления писателей в школах в Пушкинский лицейский день 19 октября;

в области пропаганды чтения:

– созывать Конгрессы в поддержку Чтения раз в два года, создав для этого постоянно действующий общественный орган;
– разработать общенациональную и региональные программы ежегодных книжно-читательских кампаний и акций, движений, конкурсов, фестивалей, направленных на поддержание престижа Чтения и его общественной значимости с участием школ, вузов, издательств, библиотек, редакций СМИ, предприятий по распространению печатных изданий;
– повысить роль средств массовой информации, в первую очередь телевидения и радио, усилить их воздействие на читательский спрос, на пропаганду изданий, имеющих культурное значение; увеличить на ТВ и радио количество книжно-литературных передач, особенно детских и молодежных;
– создать систему национальных конкурсов: тематических и для разных поколений читателей;
– разработать статусы правительственных и ведомственных отличий, наград общественных организаций и объединений для писателей, в том числе молодых авторов и за работу с ними, издателей, библиотекарей, распространителей печатных изданий и ритуалы вручения этих наград;
– реорганизовать общество книголюбов с учетом реалий современной жизни, оказывать всестороннюю поддержку организациям Добровольного общества любителей книги России;

в области государственной поддержки книгоиздания, средств массовой информации и распространения печатных изданий:

– осуществлять меры государственного протекционизма в отношении издательского дела, в том числе при установлении налоговых льгот и преференций;
– расширить Федеральную программу книгоиздания в Российской Федерации, обеспечивающую финансовую поддержку социально значимых изданий отечественных авторов, определив обязательный процент от их тиражей для публичных библиотек;
– учредить Центр Чтения с правами государственного института при Правительстве Российской Федерации с исследовательскими, методологическими, методическими и пропагандистскими функциями, наделив его полномочиями межведомственной координации в этих областях, установления сотрудничества с ЮНЕСКО, Международной ассоциацией чтения, Институтом «Открытое общество» и другими международными и национальными государственными и общественными организациями, действующими в этой сфере;
– создавать целевые федеральные и комплексные межотраслевые программы, определяющие направления деятельности ведомств, их структурных подразделений по пропаганде и распространению чтения и поддержке особо значимых инициатив в этой сфере;
– ввести в практику целевые государственные заказы на издание социально значимой, детской и учебной литературы на конкурсной основе;
– разработать систему адресного государственного и общественного поощрения издательской политики исключительно за выпуск социально значимой литературы. Любая форма государственной поддержки должна распространяться лишь на издание и распространение подготовленных российскими авторами научно-справочных изданий, учебников, детских книг и книг на языках малых народов России, а также мировой и отечественной классики, детских периодических изданий, газет и журналов по вопросам культуры;
– определить программы и источники финансирования ежегодных общенациональных и региональных исследований сферы распространения книжной культуры, читательских потребностей и приоритетов для выработки мер влияния на них;
– разработать долгосрочную государственную целевую программу распространения печатных изданий на русском языке в странах СНГ и Балтии и защиты читательских интересов русскоязычной части их населения;
– практиковать допечатку книг по заказам республик РФ, краев и областей, разработать условия передачи прав выпуска на местах учебной и художественной литературы по оригинал-макетам издательств других регионов;
– создать попечительский совет Книги и Чтения из видных представителей промышленной и банковско-финансовой сферы с включением в его состав авторитетных деятелей отечественной культуры, предусмотрев в уставе совета наличие Фонда Книги и Чтения с долей государственного участия;
– учредить систему специальных грантов для поддержки важных исследовательских проектов в области чтения, для участия специалистов в международных конференциях и их стажировок в международных и национальных центрах чтения;
– разработать ведомственные и общественные меры поощрения за переводы, издания и распространение книг российских авторов за рубежом.

Конгресс обращается ко всем работникам культуры, науки и искусства, библиотекарям, педагогам, журналистам, работникам полиграфических предприятий и распространителям печатных изданий, книголюбам с призывом активно включиться в пропаганду и реализацию Концепции программы «Чтение». Она должна стать программой действий всех общественных организаций, профессиональных, творческих союзов и объединений сферы культуры. Пусть девиз Конгресса «Сохраним духовность России!» станет общим девизом всех, кого беспокоит состояние отечественного книгоиздания и книгораспространения, кого волнует падение тиражей газет и журналов, кого тревожит кризисное состояние библиотечного дела, кто разделяет тревогу общественности за состояние Чтения в России. В этом девизе залог будущего экономического процветания и международного авторитета нашего государства.
Будущая Россия будет такой, какой мы хотим ее видеть, какой мы ее сделаем.
Сохраним духовность России!

г. Москва
7 сентября 2001 года

______________________________

* Орфография документа сохранена.

Публикация размещается при поддержке: сервисный центр Seucomp.ru - профессиональная помощь Вашему компьютеру. Воспользовавшись предложением Seucomp.ru, Вы сможете вызвать опытного мастера, который осуществит ремонт компьютеров на дому, настроит компьютерные сети, интернет, установит антивирус и операционную систему. Так же к Вашим услугам остальные работы по починке и настройке компьютеров, которые включают в себя срочный ремонт ноутбуков, и возможность восстановления информации с поврежденных цифровых носителей.