ПАРАГРАФЫ, СТРАНИЦЫ
ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ ОБ УЧЕБНИКАХ
Со второй половины этого года в рамках журнала «Школьное обозрение» начал выходить Бюллетень учебного книгоиздания. До сих пор основным направлением работы журнала было освещение различных аспектов современной образовательной политики, однако в последнем номере «Школьного обозрения» почти половина его объема отдана первому выпуску Бюллетеня.
Что же это за новшество и чем оно отличается от других похожих изданий? Особенностью раздела «Бюллетень учебного книгоиздания» является то, что в нем впервые дана полная информация об учебных изданиях, прошедших через сито Федерального экспертного совета Министерства образования РФ.
Более подробно о том, что представляет собой новый журнальный проект, рассказывает главный редактор «Школьного обозрения» Ольга МАКАРОВА.
– Журнал выходит уже третий год. Почему в таком случае идея выпуска Бюллетеня появилась именно сейчас?
– Первая волна интереса к вопросам
учебного книгоиздания возникла еще в начале 90-х,
когда с кардинальной перестройкой всей
социально-экономической системы страны возникла
проблема обеспечения школ учебниками. Проблема
большей частью носила характер
организационно-финансовый, и хотя к настоящему
времени она не решена окончательно, но острота ее
во многом уже спала. Однако на повестке дня
возникла новая проблема – проблема качества
новой учебной литературы.
Сейчас уже сделан ряд шагов по пути к ее решению.
Один из них – реорганизация Федерального
экспертного совета. Она осуществляется в рамках
инновационного проекта развития образования,
проходящего уже третий год под эгидой
Национального фонда подготовки кадров. А
поскольку наш журнал активно сотрудничает с
фондом в деле освещения программ этого проекта,
то в какой-то момент возникла идея создать
совместное с Федеральным экспертным советом
издание, где бы можно было получать, так сказать,
из первых рук информацию о проводимой экспертизе
учебных изданий. Причем изданий не только
печатных, но и аудио- и видеопродукции, а также
мультимедийных образовательных дисков.
– Чем Бюллетень будет отличаться от приложения-вкладки «Учебники», что уже давно выходит в «Первом сентября»?
– В «Учебниках» также проводится
своего рода экспертиза учебной литературы,
только экспертиза неформальная. Проводят ее не
журналисты, а специалисты в конкретной области,
многие из которых помимо научных степеней имеют
опыт работы в школе. Оценки, даваемые такими
экспертами, не имеют какой-либо формальной силы.
Тем не менее они не только интересны, но и просто
необходимы учителям для того, чтобы
сориентироваться в море зачастую некачественных
изданий.
В Бюллетене же мы будем публиковать результаты
экспертизы официальной. То есть печатать полный
список изданий, рекомендованных Федеральным
экспертным советом к грифованию. Так, в первом
номере Бюллетеня уже был опубликован подобный
список, насчитывающий около 120 позиций, которые
были отобраны ФЭСом за апрель–май. Разумеется,
дать развернутые характеристики каждого издания
невозможно из-за ограниченности журнального
места. Тем не менее мы решили публиковать
комментарии по всем позициям, что поможет
учителям и методистам сориентироваться. В первую
очередь эта информация касается того, в какую
учебную линию вписывается то или иное издание.
Кроме того, в каждом номере мы будем давать
развернутый материал о положении дел с учебными
изданиями какой-либо конкретной предметной
области.
Постоянной в Бюллетене станет рубрика
«Мультимедиа». В первом номере мы уже
опубликовали перечень электронных изданий,
которые будут поставлены в сельские школы в этом
году, и комментарий директора Республиканского
центра мультимедиа и телекоммуникаций в
образовании Валентина Королева.
– Какие еще рубрики будут представлены в Бюллетене?
– Будет рубрика, в которой мы
планируем печатать нормативные документы, либо
выпускаемые Федеральным экспертным советом,
либо так или иначе связанные с его работой, а
также документы, касающиеся тех или иных
аспектов учебного книгоиздания в целом. Сейчас, к
примеру, мы внимательно отслеживаем ситуацию,
сложившуюся с принятием в Думе закона об
обеспечении школ учебниками, о чем можно узнать
уже в первом выпуске Бюллетеня. В нем же дана
подробная статья о готовящейся оптимизации
Федерального перечня под рубрикой «Федеральный
перечень», которая, очевидно, станет постоянной.
В рубрике «Новинки» будет печататься список
новых учебных изданий, которые вышли в свет или
готовятся к выпуску, причем со следующего номера
в этот список будут включаться не только книги,
но и мультимедийные продукты. Из рубрики
«Рейтинг» можно будет узнать, какие издания
наиболее востребованы в специальных магазинах
или отделах учебной книги. А в рубрике «Методика»
мы попытаемся дать обзор новой методической
литературы.
Под рубрикой «Эксперимент» будут помещаться
материалы о том, как проводимые сегодня в
образовании различного рода новшества
обеспечиваются соответствующей учебной
литературой. Здесь мы постараемся давать как
информацию из издательств, выпускающих эту
литературу, так и информацию из самих школ,
участвующих в эксперименте.
Рубрики «От автора», «Читальный зал» говорят
сами за себя. В рубрике «Зарубежный опыт» можно
будет прочитать материалы о системах учебного
книгоиздания в разных странах, в том числе и
стран ближнего зарубежья, чей опыт нам интересен
не меньше, чем опыт западных стран. А в рубрике
«Регионы» можно узнать об опыте обеспечения школ
учебниками различных российских регионов. Так,
из первого выпуска «Бюллетеня» можно узнать об
опыте Чувашии.
Все названные рубрики можно будет найти в
«Бюллетене» уже в этом году. А со следующего года
мы планируем постоянно публиковать обзоры по
таким направлениям, как управление школой,
педагогика, психология, коррекционная
педагогика.
– Уже сейчас Бюллетень имеет довольно большой объем, и, как видно, в дальнейшем он будет только увеличиваться. Каким образом подобный рост нового раздела журнала повлияет на его структуру?
– Структура журнала действительно
будет меняться, но не из-за того, что сменились
приоритеты редакции, а из-за требований времени.
Дело в том, что те масштабные изменения, которые
происходят сейчас в образовании, зачастую
остаются непонятыми в обществе, и в первую
очередь в самом педагогическом сообществе.
Отсюда возникают неоправданные опасения или,
напротив, завышенные ожидания. Пресса, в том
числе и отраслевая, вроде бы пишет обо всем этом.
Однако подобные публикации зачастую содержат
минимум информации и максимум эмоций, которые, в
зависимости от направленности газеты, носят
одобрительный или критический характер. В этом
нет ничего удивительного: сама специфика газеты
не позволяет разжевывать одну тему бесконечно,
да и журналисты имеют право на собственную
позицию.
Мы же в редакции решили на время отойти от нашей
традиционной структуры журнала, с тем чтобы
заняться таким «разжевыванием», делая
спецвыпуски, посвященные тому или иному аспекту
осуществляющихся сейчас новаций. Так, второй
номер за этот год у нас был целиком отдан
эксперименту по введению Единого
государственного экзамена, в котором мы как раз
постарались «разжевать» все нюансы этого
эксперимента.
А поскольку своей главной целью мы ставили дать
как можно больше достоверной и конкретной
информации о предстоящем нововведении, а не
агитацию «за» или «против» ЕГЭ, то работали в
тесном контакте с Министерством образования.
Сейчас мы готовим новые спецвыпуски уже по
другим «горячим» темам. И думаем, что в таком
режиме проработаем весь следующий год. Причем
при их подготовке мы планируем сотрудничать не
только с Министерством образования, но и с
региональными управлениями образования,
комитетом по образованию Государственной думы, а
также с Национальным фондом подготовки кадров,
который сейчас приступает к реализации нового
проекта. Конкретные программы проекта НФПК, в
свою очередь, отлично вписываются в принятую
Госсоветом программу модернизации
отечественного образования. Но опять же повторю:
наша цель – не агитировать за или против
проводимых преобразований, а дать максимально
полную и конкретную информацию о них.
– Как можно подписаться на ваш журнал и есть ли он в продаже?
– В розничную продажу он почти не поступает, а подписаться можно. Через каталог «Газеты и журналы» агентства «Роспечать», где наш подписной индекс 48891, а также через Объединенный каталог «Пресса России», где наш индекс – 84670.
Беседовала Ольга ГРОМОВА
Публикация размещается при поддержке: компания “Альпари” предоставляет полный спектр услуг для онлайн-торговли на рынке Форекс. Посетив официальный сайт компании “Альпари”, который располагается здесь, Вы сможете зарегистрировать свой личный кабинет, и получить доступ ко всем необходимым сервисам и инструментам, для эффективной торговли на рынке Форекс. А так же к Вашим услугам обучающие материалы, спецкурсы и семинары, которые позволят улучшить свой профессиональный уровень, как начинающим так и опытным трейдерам.