Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2001

Публикация размещается при поддержке: салон красоты в Отрадном “Амели” предоставляет услуги эстетической и аппаратной косметологии, парикмахера, ухода за ногтями, и оздоровительных процедур в spa-капсуле. Посетив салон красоты “Амели”, Вы получите услуги высококвалифицированных специалистов, с использованием современного оборудования и профессиональных средств ухода, которые подчеркнут и приумножат все достоинства Вашей внешности. Подробнее ознакомиться с предложением можно на сайте салона красоты “Амели”, который располагается по адресу http://amelie-style.ru/

КРЫМ 2001

ПРОЕКТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ ДЕТЯМ ИЗ ПРИЮТОВ

Муниципальная информационная библиотечная система (МИБС) г. Томска в 2001 году приступила к реализации проекта «Равные возможности» при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Социально важной задачей общества является реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей и помещенных в детские дома и приюты. Такие «государевы» дети находятся под опекой служб социальной защиты. В Томске четыре приюта, находятся они в разных частях города, неподалеку от муниципальных библиотек. В каждом приюте – от 30 до 60 детей разного возраста и развития. Многие дети из неблагополучных семей, перенесшие психологические травмы. Как правило, они находятся в приюте несколько месяцев, далее их перемещают в детские дома. Приюты обеспечивают их местом для проживания, одеждой, питанием. Однако эти дети не имеют тех возможностей, какие имеют домашние дети: они ограничены в передвижении по городу, в посещении библиотек, компьютерных и игровых клубов, и возникающий у них вследствие неосведомленности психологический барьер мешает им в свободном общении со сверстниками, выполнении учебных заданий в школе. Особенно это характерно для детей в возрасте от 10 до 16 лет, что подтверждается проведенными нами предварительными анкетными опросами детей из приютов «Огонек» и «Уют». С другой стороны, свободный доступ к информационным ресурсам Интернета, овладение навыками поиска информации откроет для них возможность к общению, знаниям, творчеству.

Цель проекта – предоставление детям-сиротам из приютов возможности в получении свободного доступа к информации.
При реализации проекта предполагается решить следующие задачи:
1. Подготовить детей из приютов как пользователей к активному процессу поиска информации.
2. Организовать в библиотеках МИБС информационный сервис в доступной для детей форме.

Задача информационной адаптации детей решается путем обучения их в «Школе информационной культуры» МИБС. Для реализации проекта в двух библиотеках были организованы компьютерные классы (всего на 12 мест) и дополнительно в двух библиотеках места свободного пользования. Нам предстояло обучить 60 детей. Преподавательская группа, состоящая из инженеров отдела информационных технологий и библиотекарей, предварительно работала над подготовкой программы, методических и демонстрационных материалов для занятий, используя для этого свои наработки в обучении пользователей библиотеки «Компьютерный мир», а также опыт наших коллег, успешно занимающихся обучением детей в Центральной городской детской библиотеке Санкт-Петербурга и ЦБС «Киевская». Программы обучения были направлены на две возрастные категории детей (10–12 лет и 14–16 лет), а в каждой из них по двум уровням сложности. В процесс обучения были включены CD-ROM «Internet – шаг за шагом» и «Office-97 – шаг за шагом», «Башня знаний» и другие. Несколько уроков были посвящены обучению работе с оборудованием, расширяющим возможности получения и обработки информации. Дети учились сканировать тексты и фотографии, распечатывать на принтере и копировать на ксероксе. Обучение в «Школе» – это не только появившиеся у детей навыки работы на компьютере, в текстовых редакторах, поиска по Интернету. Мы включили темы, которые могли бы показать детям поиск информации через возможности библиотек. Для этого использовались электронный каталог МИБС, распределенный каталог проекта «Открытая электронная библиотека г. Томска», веб-страница МИБС и других библиотек, энциклопедии, обучающие и развивающие программы на CD-ROM. Итоговым заданием для детей стала подготовка какой-либо самостоятельной творческой работы, поздравительного письма, реферата или доклада. Для поддержки свободного общения со сверстниками были открыты электронные почтовые ящики на бесплатных почтовых серверах.

При организации информационного сервиса для детей в библиотеках были подготовлены информационные материалы: дайджесты по экологии, страноведению, русской литературе, по использованию компьютерной техники, информационные списки адресов серверов, на которых содержится интересная для них информация.
В приютах проведены информационные часы «Мир искусства», «От плуга до лазера», «Краски природы» на основе видео, CD-программ. На летних каникулах будут организованы интерактивные тематические форумы в Интернете между детьми из разных приютов, проведены информационные викторины.
Реализация проекта проходит при активной поддержке служб социальной защиты, занимающихся вопросами социальной реабилитации детей-сирот. Информация о проекте доступна на сервере МИБС (www.library.tomsk.ru).

Лидия ЛЕВИЦКАЯ,
Александр КАРАУШ,
Л. ЗАВЕРТКИНА,
Томск, Россия