Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2002

Даты. События. Люди

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Наши газеты в ноябре 2001 года

Впечатления по поводу одной публикации

Наша газета не раз высказывала мнение о необходимости укрепления горизонтальных связей, развития взаимодействия между школьными библиотекарями. Мы рассказывали о корпоративных проектах в массовых библиотеках и достигнутых ими результатах. Мы вместе с вами обдумывали необходимость и целесообразность таких совместных акций для школьных библиотек. Разговор на заданную тему продолжается…

Современные особенности развития сферы управления рассмотрены в статье И.Реморенко «Начало сетевого управления» («Управление школой», № 44, с. 2). Что общего у этого материала с нашей темой разговора? Высказанные И.Реморенко положения выглядят не только интересными, но и своевременными. Кроме того, обозначенные автором тенденции в управлении характерны не только для образовательных учреждений. Похожие направления развития наблюдаются и в библиотеках.

Позвольте остановиться подробнее на некоторых моментах статьи.
Модернизация образования предполагает заинтересованность администрации школы, педагогов, чиновников всех рангов в изменениях. «Каким образом можно построить новую систему управления, заинтересовывающую все основные субъекты образования проявлять позитивную активность?» – задает вопрос И.Реморенко. Автор полагает, что сетевое управление может стать той схемой, которая сейчас более всего целесообразна и органична.
И.Реморенко обозначает основные характеристики сетевого управления:

– децентрализация, преобладание горизонтальных связей над вертикальными;
– частичное лидерство, когда каждый субъект в какой-либо одной области может являться лидером, а в другой – лишь разработчиком, заинтересованным участником;
– широкая специализация, предполагающая решение в рамках сети не столько узкопрофессиональных проблем, сколько «пограничных», лежащих на пересечении разных сфер деятельности;
– наличие неформальных отношений, предполагающих, помимо профессионального, клубный характер отношений членов сети.

Развитие сетевого взаимодействия в системе образования возможно не только в будущем – оно уже существует. И.Реморенко считает, что ярким примером таких отношений является сеть федеральных экспериментальных площадок.
«Сеть строится не на похожести образовательных инициатив, а на их возможности сделать вклад в разрешение определенной социо-культурной проблематики», – отмечает автор статьи (здесь и далее курсив мой. – Е.И.).
Он также обращает внимание на то, что в рамках сетевого взаимодействия можно создать эффективный механизм распространения инноваций.
Еще одна цитата: «Предпосылкой становления образовательных сетей может быть создание профессиональных, проблемно-ориентированных образовательных объединений».
Каким образом можно установить, наладить такое взаимодействие?

«Последовательно и постепенно», – таков ответ автора и петербургских ученых. Этот процесс предполагает несколько уровней:
– «Уровень информации, когда образовательные учреждения обмениваются сведениями, между ними налажены информационные потоки (! – Е.И.).
– Уровень распределения обязанностей, предполагающий… направленность школ на удовлетворение разных образовательных потребностей граждан.
– Уровень формирования социально-педагогических норм, при котором школам удается договориться об общих критериях оценки друг друга.
– Уровень ресурсного обмена между образовательными учреждениями, когда у учреждений сети появляются общие ресурсы разных типов (общая сетевая библиотека, финансы, кадры и прочее).
– Уровень реализации образовательных программ, то есть когда ученик может выбрать, в каких нескольких школах он хотел бы учиться».

Я повторюсь: все основные перечисленные положения характерны и для библиотечного мира. Более того, они уже подтверждены практикой работы целого ряда библиотек. Создание сетей взаимодействия и корпоративности в профессиональном сообществе является на сегодняшний день устойчивой тенденцией развития. Можно выдвинуть много аргументов, подтверждающих целесообразность, разумность такого подхода. Это в первую очередь недостаточное финансирование и необходимость экономии средств. Это серьезные задачи, встающие перед библиотеками в связи с модернизацией образования и проводимыми реформами. Отсюда – возрастающие требования к качеству работы библиотек, к предоставляемым им услугам и продуктам. Это расширение информационного пространства, внедрение новых технологий. Это…
Кто-то, возможно, скептически улыбнется, прочтя статью. Мол, о чем вы говорите?.. Только знаете, господа, когда мы закрываем глаза от яркого света – солнце не прячется, оно продолжает светить.
Если мы не будем двигаться, меняться, мы не будем востребованы в школе. Похоже, пришло время самим себе и всем окружающим объяснить смысл, пользу, необходимость и уникальность своей библиотеки и себя – как профессионала.

С места событий

21–22 ноября в Москве прошел Гражданский форум. Об этом пишет газета «Первое сентября» (№ 85, с. 1). Представители гражданских организаций собрались обсудить различные направления российской жизни. На форуме была представлена образовательная линия, главным организатором которой выступил сопредседатель Российского общественного совета развития образования, ректор Высшей школы экономики Я.Кузьминов. Многие актуальные темы и вопросы получили свое освещение в ходе работы форума. Дискуссии были продолжены в Министерстве образования. Затем представитель образовательного сообщества выступил в Кремле с сообщением о результатах работы. В его выступлении было выделено два центральных направления:
– работа по созданию движения попечителей и разработка законопроектов о попечительской деятельности и общественному управлению;
– создание банка данных по гражданским объединениям в образовании и развитии сети инновационных образовательных проектов.
Более подробно о мероприятиях образовательной части форума можно прочитать в газете «Управление школой» (№ 44, Антология развивающего управления, с. 1–8). Выделим некоторые встречи и озвученные на них положения:
Проблемная дискуссия «Реформы системы образования и гражданское общество». И.Хакамада подчеркнула, что сегодня заказчиком образования в меньшей степени становится государство и в большей – общество.
Переговоры в Министерстве образования.
Подводя первые итоги этой встречи, Н.Иштрикова отмечает: «Участники переговоров за министерским столом пришли к выводу: Гражданский форум действительно положил начало партнерству государства и общества в сфере образования».
Предложения на переговорной площадке. А.Шишлов, А.Пинский в документе «Об участии граждан и общественных объединений в управлении образованием» предлагают «считать необходимым разработку и принятие федерального закона, направленного на усиление роли общественных структур (родительских, попечительских советов, или иных общественных объединений, в том числе и профессиональных) в управлении образованием».
И.Хакамада, А.Адамский в материале «Виды и формы участия общественности в соуправлении образовательными учреждениями» предлагают в числе инициатив следующие направления деятельности:

– создание Союза учителей как общественно–педагогического движения развития школы;
– развитие проекта «Партнерство бизнеса и образования»: заказ на профессиональное образование и поддержку перспективных направлений образовательной политики.

Позвольте обратить особое внимание школьных библиотекарей на последнее положение и выделенную курсивом фразу. Возможно, некоторые из вас смогли найти предпринимателей, готовых оказать помощь библиотеке. Но они настаивают на том, чтобы выделенные ими средства были израсходованы именно на школьную библиотеку. Не на ремонт коридоров, крыши и сантехники. Только на школьную библиотеку. Бизнесмены готовы финансировать проект развития школьного библиотечно-информационного центра, к услугами которого могли бы обращаться все желающие, и предприниматели в том числе. Выгода такого сотрудничества очевидна: дополнительное финансирование библиотеки, информационное обслуживание новых и «старых» клиентов, рост благосостояния и имиджа школы, создание ядра для организации общешкольного информационного образовательного пространства, возросшая профессиональная квалификация сотрудников библиотеки. Могло бы быть… Если бы у администрации школы хватило внутренней свободы, профессиональной дальновидности, смелости. Повсеместные рассуждения о наступившем Веке Информации часто, увы, голословны. А они должны подтверждаться вложениями в развитие информационных структур всех рангов.
Дорогие коллеги, а вдруг ваше начальство – прекрасное исключение?.. Попробуйте найти еще и понимающих бизнесменов – не могли же замечательные традиции меценатства и попечительства безвозвратно кануть в Лету
Министерство образования РФ, национальный фонд подготовки кадров предложили для обсуждения два проекта: «Обязательный минимум содержания образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования» и «Требования к уровню подготовки выпускников». Эти документы дополняют друг друга и являются основой для создания государственных образовательных стандартов общего среднего образования. От педагогов, ученых, родителей ждут замечаний и предложений. Текст документов опубликован во многих наших еженедельных газетах (№ 43). Дело важное, нужное, серьезное.

Сельская школа

Качество образования в Англии выше именно в сельских школах, а не в городских. Это отметил недавно посетивший Россию М.Барбер, главный советник премьер-министра Великобритании Т.Блэра по вопросам образования, здравоохранения и социальной сферы.
Эта информация взята из статьи И.Реморенко («Управление школой», № 43, с. 3). В целом же речь в публикации идет не столько о достижениях туманного Альбиона, сколько о трудностях родного образования. Автор знакомит читателей с работой семинара, тема которого не требует пояснений: «Модернизация образования в России: сельская школа».

В этом материале выделены следующие проблемы:
– обоснована необходимость баланса экономической и педагогической эффективности образования;
– перечислены основные направления модернизации образования, реструктурирования сельской школы;
– приведены примеры инициатив в области реформирования сельского образования.

Рассмотрение темы реформирования сельской школы продолжено в следующем номере газеты «Управление школой» (№ 44, с. 3). Свое видение проблемы и варианты ее решения представляет А.Скопин. В предложенной им концепции освещено современное состояние сельской школы, определены цели, порядок проведения реформ и их необходимое обеспечение. А.Скопин определяет три основные направления реформ: реформа содержания образования; реформа сети образовательных учреждений; реформа управления образованием.
Подготовка высококвалифицированных работников сельскохозяйственного производства должна начинаться уже в 5–9-х классах сельской общеобразовательной школы – такова точка зрения Г.Г.Захарченко («Биология», № 44, с. 12–13). Автор обосновывает необходимость формирования разносторонних знаний у учащихся, а следовательно, и целесообразность интеграции деятельности учителей биологии, химии, физики, трудового обучения. Г.Г.Захарченко предлагает ряд методических рекомендаций для учителей, ведущих разделы «Сельскохозяйственные работы» и «Сельскохозяйственная техника».

Приветливая школа – это что?

Г.Вежель пишет о книге К.Риттельмайера «Архитектоника школы» («Первое сентября», № 85, с. 2). Звучит сложновато, но после «парадигм», «креативности» и прочего нас мудреными словами не запугаешь. Читаем статью. Профессор размышляет о красивых и удобных школьных зданиях. Он много общался с детьми и спрашивал о том, какие школы им нравятся. В результате такого исследования ученый выявил три главных критерия приветливой школы. Это, во-первых, школа, которая дарит богатство впечатлений; во-вторых, школа, которая поддерживает чувство свободы; в-третьих, школа, которая вызывает ощущение теплоты.
Директор ГОУ Центр образования
№ 548 «Царицино» Е.Рачевский предлагает свои три определения хорошей школы: «Во-первых, дети в нее хотят ходить. Во-вторых, родители хотят этих детей в школу отвести. И в-третьих, учитель из этой школы не хочет уходить» («Первое сентября», № 84, с. 3).
Приятная школа = красивая школа. Знак равенства в середине этой фразы поставили для себя педагоги и администрация красноярской школы № 124. («Первое сентября», № 87, Педагогическое самообразование «Школа для учителя», с. 3). И вложили особый смысл в слово «красивая». Это когда гармонично сочетаются форма и содержание. И возникает особая Библиотека. Это когда многообразие архитектурных решений становится дополнительным образовательным ресурсом. И возникают особые Уроки, особые Отношения взрослых и детей, особое Воспитание. Это опять все то же мудреное слово «архитектоника», только воплощенное в реальности и данное в ощущение.
Разговор о приветливой школе позвольте завершить мнением учеников. Точнее, одного из них, кого обычно называют в учительской среде «ребенком с неадекватным поведением». Антон пишет: «В этой школе мне всегда было интересно. Там у меня много друзей среди ребят и преподавателей. Как бы ты ни учился, там все относятся к тебе дружелюбно. Кажется, им с нами было так же интересно, как и нам с ними» («Первое сентября», № 86, с. 2). Речь идет о музыкальной школе, в которой Антон продолжал заниматься, прогуливая общеобразовательную. Причина такого шага – конфликт с учителем, взаимное непонимание. Такие вот разные школы…

Словесникам

В который уже раз наши газеты устраивают нам встречу с яркими именами русской литературы.
Результатом творческого сотрудничества учеников и учителя стала композиция «А.Н.Островский и театр» («Искусство», № 22, с. 6–7). Автор материала И.Чернова справедливо пишет, что выразительная игра актеров обогащала образы, созданные А.Н.Островским.
Поэтому феномен притягательности драматургии Островского необходимо рассматривать в истории сценических воплощений его пьес.
Другая публикация – об А.А.Блоке и его поэме «Двенадцать». «Многоликость поэмы обладала огромной притягательностью для иллюстраторов» – этими словами Н.Шантыко начинает статью, посвященную графической интерпретации поэмы «Двенадцать» («Искусство, № 22, с. 17–19). Автор представляет работы разных художников, подчеркивая самобытность каждого из них. Графические иллюстрации начала 20-х годов к поэме Блока создали яркую картину революционных потрясений того времени.
Уж сколько говорим о знаменитой комедии Грибооедова, а тема не иссякает.
Словесников-практиков на очередной заочный семинар по литературе приглашает Е.Вигдорова («Русский язык», № 43, с. 15). Тема занятия: «Время и пространство в комедии «Горе от ума». Подробное исследование текста делает статью автора незаменимой для работы учителей. А читатели-любители могут (в который раз!) восхититься остротой и точностью грибоедовских фраз: «Куда как чудно создан свет!»
Тщательное изучение текста Грибоедова позволило Г.А.Кропаневой развенчать бытующее мнение о полковнике Скалозубе как отрицательном герое комедии («История», № 44, с. 15–16). Сопоставив историческую реальность, авторскую позицию и устоявшееся представление об этом герое, Г.А.Кропанева считает, что основной чертой данного характера является насмешливость, но никак не тупость или солдафонство. Автор статьи приводит выдержки из текста, из писем Грибоедова, тем самым обосновывая свою любопытную для читателя точку зрения.
К учителям литературы обращены размышления А.Чадаевой о творчестве А.П.Чехова («Воскресная школа», № 44, с. 10–11). Что отличает Чехова от других писателей в разгадывании непостижимой людской сущности? В чем заключена загадка его творчества?
В поисках ответов на эти вопросы автор обращается к прозе Чехова, подробно рассматривая его рассказ «Черный монах». Не хочу отнимать у вас удовольствие личного знакомства с этим материалом. Возможно, не всегда суждения автора статьи совпадут с вашим восприятием произведения. Но кое в чем вы, вероятно, согласитесь с очевидным: вся великая русская литература основана на Вере, на православии. И, постигая ее, нужно это учитывать.
«Художественная литература как исторический источник» – материал с таким названием опубликован в газете «История» (№ 44, с. 6–13). Автор, Е.Синявская, подробно рассматривает заявленную тему, обосновывая ее следующим образом: «В связи с новыми подходами к исторической проблематике… в русле активно развивающегося направления “социальной истории”, а также благодаря развитию междисциплинарных исследований... возникла необходимость изучения литературных произведений в новом для историка качестве». Оказывается, как утверждает автор, литература «обладает весьма значительным потенциалом»: ее можно использовать как исторический источник.

Компьютерные дали и были

Статьи об уроках с использованием компьютеров встречаются на страницах наших газет все чаще. Это и неудивительно. Как говорится, глаза боятся, а руки делают. От неприятия новых компьютерных технологий педагоги двигаются к их постижению и освоению. Как это происходит на практике, можно прочитать в статье Л.Печатниковой («Первое сентября», № 85, с. 2). Герои ее очерка – еврейские и арабские школьники и учителя, сельская ирландская школа и ее преподаватель, французские учащиеся. Автор материала рассказывает об опыте организации и проведения проектов по истории и культуре родного края. При этом открывать далекое прошлое своей страны детям помогают компьютеры и Интернет.
Т.Галкина уверена в том, что применение компьютерных технологий на уроках астрономии поможет сделать науку о звездах привлекательной для изучения («Первое сентября», № 86, с. 4). Метод проектов + использование мультимедийных курсов + специальные сайты Интернета – такова формула успешного урока, по мнению автора статьи. Т.Галкина пишет, что каждая группа учеников выбирает свой способ работы и свое информационное поле. Учитель предлагает лишь примерный план действий, все исследования школьники проводят самостоятельно. При этом как дорог полученный результат!

Что такое виртуальный день в школе? Это когда все ученические идеи могут реализоваться, когда обсудить проблемы в режиме on-line можно с генеральным директором крупнейшей фирмы, известным журналистом, знаменитым профессором. К услугам детей – электронная почта и материалы Интернета.
В этот день можно вместе с родителями и друзьями подготовить к выпуску собственную газету или видеофильм. Усердие школьников в такие дни просто поразительное, до глубокой ночи они находятся в школе – добровольно! Что за чудо, этот виртуальный день, и как его организуют учителя Финляндии, читайте в газете «Первое сентября» (№ 86, с. 4).
Освоение новых пространств – дело непростое, скажем прямо, хлопотное. Если осилишь, скажут: «Ерунда, я сам хотел, да занят был». Не осилишь – пнут с удовольствием, и не один раз. Не стоит уподобляться ни первым, ни вторым. Порадуемся, что идея виртуальной школы нашла своих единомышленников. Три школы готовы попробовать свои силы в новом качестве, в необычном образовательном пространстве и измерении. (Даже терминология вся космическая!) Подробнее об этом читайте в газете «Первое сентября», № 86, с. 4).

Имя беды – наркотики

Уже нет сил называть публикации о наркомании криком о помощи. Все эти затертые штампы, клише не передают и тысячной доли чувств, тех, кто с этим знаком лично. «Когда, наконец, общество поймет, что наркомания – не порок, не распущенность, а болезнь?» «Проблемой не одного человека, а социальной трагедией всей страны» называет это явление Н.Семина, руководитель движения «Родители против наркотиков», председатель региональной общественной организации «Новая жизнь» из Кургана. Читайте тематическую страницу «Имя беды – наркотики» («Первое сентября», № 86, с. 7).

Экология...

Экологические материалы регулярно появляются на страницах наших газет. «И это правильно», как говорил некий политический деятель.
Т.И.Мельникова разработала занятие на тему «Экология и здоровье» («Биология». № 44, с. 4–5). Проводится урок в форме ролевой игры «Пресс-конференция». Участниками этого действа становятся представители прессы, специалисты – экологи, химик, географ, лесник, врач, депутат, глава администрации поселка, учитель литературы.
Рассмотрение сложных экологических вопросов обещает быть непростым, но действенным, судя по итогам встречи… Читайте.
Вообще игры на уроках экологии помогают лучше понять предмет, заставляют детей задуматься, пробуждают интерес не только к урокам, но и к рассматриваемым на них проблемам. Так считает Т.Н.Лашкина и предлагает познакомиться с рядом игр: «Древо знаний», «Фехтование», «Архимед», «Фантазер» и другие («Биология», № 44, с. 15).

... и другие праздники

Тему игр и праздников было бы логично на этом месте продолжить. Что мы и сделаем.
Новый Год. Праздник, захватывающий нас почти на два месяца: начинаем к нему готовиться с католиками в начале декабря, а заканчиваем праздновать по восточному календарю с японцами и китайцами в феврале. Да и то сказать, хорошее дело – праздник!
Новогодние сценарии на любой вкус предлагает газета «Дошкольное образование» (№ 22, с. 7–18). Не только дошколята, но и младшие школьники придут в восторг от превращения мам и пап в детей, от встречи с Морозко и братьями из сказки «Двенадцать месяцев». Учителя музыки и танцев найдут здесь новые идеи и ноты для украшения самого любимого праздника в году. И хотя сейчас уже январь, все это останется в нашей копилке до будущей зимы.
От февраля (завершения новогодних торжеств) до марта – времени немного. Можно уже сценарии подыскивать к Празднику весны. Эту возможность предоставляет газета «Спорт в школе», заблаговременно (что ценно!) публикуя материал Р.Гардановой о варианте спортивно-музыкального праздника «Она и спорт» (№ 22, с. 8).
Разнообразие подвижных игр народов России оценят не только учителя физической культуры, но и организаторы школьных праздников, педагоги начальной школы, воспитатели групп продленного дня («Спорт в школе», № 23, с. 17).

Тревоги воспитания

Статья 38 Конституции РФ гласит: «Забота о детях, их воспитание – равно право и обязанность родителей». Эту цитату напоминает всем нам адвокат Л.Павлова, интервью с которой опубликовано в газете «Воскресная школа» (№ 44, с. 5). В своих высказываниях, комментариях адвокат обращается к родителям, поясняя вопросы защиты детей от посягательств различных сект, от неправомерных действий взрослых. Некоторые фрагменты статьи позвольте процитировать: «Родители имеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка. Никто не имеет право от них это скрывать… Школа обязана ознакомить родителей с уставом и со своими образовательными программами, как дополнительными, так и основными». Кроме того, затрагивая вопросы правомерности полового воспитания в школе, адвокат подчеркнула, что каждый родитель вправе сам решать: должен его ребенок сексуально образовываться школой или нет.

Педагоги и библиотекари в своей деятельности уже уверенно оперируют понятием «толерантность». Это слово призвано сыграть важную роль в современном мире. Газета «Школьный психолог» публикует материал С.Степанова, в котором автор подробно разбирает значение термина «толерантность» (№ 44, с. 5). Толерантность не дана человеку изначально, ее необходимо воспитывать. С определенной долей юмора можно сказать, что раньше формирование этого качества проходило под девизом: «Субботняя порка как метод воспитания толерантности». Что есть подлинная толерантность – читайте в материале С.Степанова.

О главном в жизни

О чем статья В.Голованова «Над голой землей» («Первое сентября», № 84, с. 5)? Да ни о чем таком особенном. Об одном дне из жизни деревни. О том, как люди сообща справляют престольный праздник, как гуляют и песни поют. О деревенском народе. Он всякий, и, конечно, не только великодушный и ласковый, как пишет В.Голованов. Хотя таких много. Просто он, этот народ, – мой. Оттуда, из крестьян, корни. В статье написано: «Как передать, что это были за люди? Какие умельцы… Какой доброты… Как жили, дверь не запирая? Как пели песни до рассвета?»
И невозможно объяснить, почему ты так привязан к этому народу.

Елена ИВАНОВА