Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2002


ДИРЕКТОРСКАЯ ПАПКА

В школе много учителей, много предметов, много кабинетов, а библиотека и библиотекарь, как правило, в единственном числе. Но нет в школе направления, которым так или иначе не занималась бы библиотека. Мнение администрации одной школы может быть одинаково интересно и коллегам-директорам, и библиотекарям из других школ.

БИБЛИОТЕКА ДЛЯ КЛАССНЫХ ДАМ

Десять лет назад на базе одной из старейших школ № 91 была образована первая в нашем городе гимназия. Новый статус образовательного учреждения должен был проявиться в новом содержании обучения, в подборе дисциплин, в активной творческой, исследовательской деятельности учащихся на уроке, а главное – в направлениях воспитательно-образовательного процесса, построенного на принципах личностно-ориентированной модели, обеспечивающей каждому учащемуся психолого-педагогическое сопровождение и поддержку.

В образовательном пространстве гимназии появилось необычное действующее лицо – освобожденный классный воспитатель, т.к. уже с первых шагов гимназии стало очевидно, что работа с одаренными детьми, прошедшими конкурсный отбор, требует новых подходов к развитию и изучению личности ребенка. Появились те, о ком сейчас учащиеся с гордостью говорят: «Наши классные дамы». Профессия эта из разряда новых, вернее, очень основательно забытых старых. Подбор и подготовка классных воспитателей стала серьезным испытанием для администрации на жизнеспособность идеи.

Как десятилетний отчет о достижениях и честный рассказ о еще не решенных проблемах был воспринят в городе научно-практический семинар «Воспитательная среда гимназии как условие реализации потенциала личности», проведенный кафедрой классных воспитателей нашей гимназии 28 февраля этого года. Семинары гимназии неизменно вызывают интерес в крае. И в этот раз, хотя семинар был заявлен как городской, на нем присутствовали шестеро гостей из других городов Красноярского края. В данной статье использованы материалы семинара, в частности, доклады директора гимназии Людмилы Ивановны Митюкляевой (на фото в центре) «Новые подходы к воспитательной работе в городской гимназии» и заместителя директора гимназии Натальи Владиславовны Ратман (справа) «Воспитательная среда гимназии как условие реализации потенциала личности».

В визитной карточке гимназии о необходимых для успешной работы качествах классных воспитателей сказано, что классные воспитатели:

– имеют высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов;
– строят свою работу в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся;
– целеустремленны, добры, настойчивы, обстоятельны;
– проявляют гибкость, готовы к пересмотру своих взглядов и их совершенствованию;
– умеют выбирать и применять инновационные методики, технологии и программы.

Таких людей постепенно удалось собрать под знамена гимназии. Ныне на кафедре классных воспитателей работает 27 человек, все с высшим или незаконченным высшим образованием, и только половина – с педагогическим, потому что, по общему мнению учителей, учащихся и родителей, не образование делает человека воспитателем.

Научное сопровождение нового дела обеспечили красноярские ученые: магистр психологии, декан довузовской подготовки КИЦМиЗ С.И.Осипова и кандидат философских наук, зав. кафедрой философии образова-ния ИПК А.В.Сперанский. Каждый шаг, каждое решение кафедры выверяется данными социологических и психологических срезов.

В рамках семинара все присутствующие смогли познакомиться с применяемыми гимназией технологиями: тематическими и ситуативными часами общения, индивидуально– познавательными курсами «Познай себя», «Элементы философии», «Гражданские ролевые игры», индивидуальными и коллективными творческими проектами, деятельностью оздоровительных образовательных площадок и др.

Дети здесь живут очень интересно. К их услугам летний лагерь «Изумруд» на Красноярском море, новый лагерь «Белый берег» на юге, школьный драматический театр, способный конкурировать с профессионалами, театр моды, с профессионалами уже конкурирующий, походы, поездки, виртуальное общение с заокеанскими сверстниками и прочие чудеса. Для одного их перечисления не хватит места в этой статье. Но не думайте, что детей здесь развлекают. Нет, им предоставляют возможность, проявив собственную инициативу и вложив в дело свою душу и свой труд, увидеть результаты задуманного. Наверное, так и рождается гражданская позиция.

Активный поиск новых воспитательных технологий и методик привел к развитию добровольчества в гимназии. Быть добровольцем здесь престижно. Среди основных мотивов участия в добровольческих акциях дети называют следующие:

– возможность проявления своих лучших человеческих качеств;
– альтруизм;
– желание показать себя окружающим в новом качестве;
– возможность делать одно дело вместе с родителями и педагогами.

Все это позволяет рассматривать добровольчество как важную составляющую успешной самореализации учащихся. Часто добровольческие акции инициированы классными воспитателями и поддержаны детьми, но есть и детские добровольческие проекты. Вот только часть осуществленных проектов: рождественский концерт
в доме престарелых; поздравление и вручение подарков участникам прорыва Ленинградской блокады, живущим на микроучастке школы; участие в апрельской неделе Добровольчества, организованной Центром сотрудничества, проведение субботника на микроучастке и адресная помощь инвалидам, шефская помощь престарелым на дому; акция по сбору детских вещей для школы-интерната Дивногорска; оказание помощи солдатам, находящимся на стационарном лечении; сбор овощей, фруктов, подарков к Дню пожилого человека для дома престарелых.

Все активнее гимназия обеспечивает дидактическую поддержку воспитанию в семье. Родители, вынужденные всерьез реализовывать учительские требования, поневоле становятся соавторами педагогического труда. Второй год классные воспитатели не только занимаются изучением родительского коллектива каждого класса, но на каждом этапе составляют «План развития родительского коллектива». Ныне ведется работа по составлению социальной карты второго уровня поколения воспитателей – дедушек и бабушек – как активного потенциала общественности.

Есть свое место в этой стройной воспитательной системе и у библиотеки гимназии. Библиотеку здесь рассматривают как ресурсный центр развития личности, неотъемлемый компонент воспитательной системы школы. И действительно, библиотека и коммуникативное пространство, и информационное, и образовательное.

Основными субъектами взаимодействия с библиотекарем в этом пространстве являются педагог, ребенок и родитель.

Основные способы взаимодействия между ними обобщены в таблице.

Библиотекарь – педагог

Библиотекарь – ребенок

Библиотекарь – родитель

Научно-методическое обеспечение

Построение индивидуально-образовательной траектории

Тематические и ситуативные консультации

Индивидуальные консультации

Досуговая сфера

Презентация выставок

Взаимодействие с кафедрами

Подготовка и реализация творческих и социальных проектов

Взаимодействие с общественным родительским фондом «Развитие гимназии»

Очень важно учитывать, как осуществляется взаимодействие библиотекаря с кафедрами, т.к. образовательное учреждение работает в инновационном режиме и педагог вы-шел в позицию педагога-исследователя. Формы подобного
взаимодействия могут быть самыми различными: от подбора методической литературы и участия в апробации курсов до организации совместных мероприятий, способствующих творческой самореализации.

Библиотекарь активно участвует в работе кафедры классных воспитателей, в подготовке и реализации творческих и социальных проектов. Один из социальных проектов – детский лагерь «Изумруд», главная психолого-педагогическая и образовательная задача которого – социализация личности. Ребята, проживающие с педагогами и родителями на берегу Красноярского моря, полностью организуют жизнедеятельность лагеря, учатся строить свое поведение в экстремальной ситуации. В процессе работы лагеря организуются сессии различной направленности: антинаркотического, гражданского образования, полового воспитания, создаются проекты по молодежным проблемам, проводятся психологические тренинги. В течение семи лет библиотекарь школы является неизменным участником проекта. И это дает огромный педагогический эффект, ведь, проживая определенный период жизни с сообществом школы – педагогами, детьми и родителями, библиотекарь по-новому строит отношения с ними. Изменяется отношение ребят к школьному библиотекарю как к личности. В ходе реализации проекта оптимально решаются собственные цели школьной библиотеки.

Семинар дал повод для раздумий и педагогам, и организаторам воспитательной работы. Все сошлись во мнении, что воспитательная работа в гимназии не только выгодно отличается от других школ своими возможностями, но и представляет интерес для всех. Ведь десять лет для творческих людей – значительный срок, за эти годы многое сделано и много совершено открытий.

53% учащихся, 80% родителей и 89% учителей, оценивая работу освобожденных классных воспитателей, написали, что их ожидания оправдались («совпали» или «совпали частично» с результатами работы классного воспитателя). Вместе с тем, я думаю, каждый участник семинара унес в себе невысказанную мысль, что грешно требовать такого качества воспитательной работы от предметника – классного руководителя, замученного успеваемостью. Так, может быть, государству пора перестать экономить на детях?

Татьяна ПОПОВА
Железногорск,
Красноярский край

Публикация произведена при поддержке сайта www.thexfiles.in. Посетив сайт www.thexfiles.in, Вы сможете бесплатно смотреть онлайн, или скачать на свой компьютер, все серии сериала Секретные материалы. А так же к Вашему вниманию биографии и фото актеров, обои для рабочего стола, тематические скины для Winamp’а, и саундтреки из сериала Секретные материалы.