ВРЕМЯ СОБИРАТЬ ОТЧЕТЫ
Анализ работы библиотеки государственной
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната
При слове «отчет» у библиотекаря улыбка
сходит суст, глаза тускнеют. «Опять отчет?» –
обреченно говорят многие, но не все.
Перед вами не просто анализ-отчет о проделанной
работе, но и разбор полетов, и целое исследование
по схемам и диаграммам.
Краткая справка о библиотеке
Библиотека расположена на первом
этаже интернатского корпуса специального
(коррекционного) образовательного учреждения I
вида (для глухих детей) по адресу: 249444, Калужская
область, г. Киров, ул. Ленина, д. 16.
Занимает изолированное
приспособленное помещение – комнату площадью 48
кв. м с июня 1994 года. Капитальный ремонт помещения
произведен в июне–июле 1994 года,
косметический – в июле 1999 года. Библиотека
оборудована столами (4) для читателей, стульями
(13), корпусной стенкой, набором мягкой мебели,
ковровым покрытием, трехсекционными стеллажами
(4). Оборудование библиотеки в 2000 году дополнено
двумя шкафами для журналов. Заменены шторы. В
библиотеке оборудованы уголок отдыха, места для
работы пользователей библиотеки,
книгохранилище, рабочее место библиотекаря.
Освещение не соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям
(недостаточное, удаленное).
Читальный зал библиотеки занимает
отдельное помещение – приспособленную комнату
площадью 48 кв. м, расположенную на первом этаже
интернатского корпуса, изолированную от
библиотеки. В читальном зале находятся
выставочный трехсекционный стеллаж, корпусная
стенка, 9 столов, каталожный шкаф. В 2000 году 35
мягких стульев заменены на 30 полумягких.
Освещение читального зала не соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям
(недостаточное, удаленное). Читальный зал
укомплектован видеодвойкой «Сони».
Организует работу библиотеки и
читального зала один работник – заведующая
библиотекой, имеющая специальное образование,
общий стаж работы 22 года, стаж работы
библиотекарем 14 лет.
Режим работы библиотеки – с 10.00 до 18.12
ежедневно без перерыва на обед, с двумя выходными
днями (суббота, воскресенье).
Библиотека работает по плану,
утвержденному директором специального
(коррекционного) образовательного учреждения I
вида (для глухих детей). В качестве структурного
подразделения образовательного учреждения
принимает участие в аттестации и аккредитации
специального (коррекционного) образовательного
учреждения для детей с отклонениями в физическом
развитии.
Основными направлениями деятельности
библиотеки являются:
– содействие педагогическому
коллективу в развитии и воспитании глухих детей;
– обеспечение учебного и воспитательного
процесса всеми формами и методами библиотечного
и информационно-библиографического
обслуживания;
– привитие любви к книге и воспитание культуры
чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
– руководство чтением глухих детей;
– привлечение каждого воспитанника к
систематическому чтению с целью успешного
изучения учебных предметов, развития речи и
мышления, познавательных интересов и
способностей;
– оказание помощи в широком распространении
научно-педагогических знаний;
– содействие повышению научно-методического,
педагогического мастерства работников
школы-интерната.
В библиотеке выделены следующие
группы читателей:
Рис. 1. Количественный состав групп
читателей
Всего обслуживалось 272 читателя. Число
посещений – 4307, объем книговыдачи – 17 272
экземпляра.
Посещаемость
Для анализа использованы средние
показатели посещаемости библиотеки различными
группами пользователей. На графике (рис. 1, 2)
хорошо видно, что наибольшую активность проявили
учителя, учащиеся школы-интерната и воспитатели.
В отчетном году максимальное количество недель,
когда ученические коллективы могли посещать
библиотеку и пользоваться ее услугами, было 32,
что означает, что при правильном планировании
деятельности на уроках и во внеурочное время
учащиеся должны были бы посетить библиотеку не
менее 32 раз, то есть хотя бы один раз в неделю. По
графику видно, что такую возможность
использовали только учащиеся 9-го «Б» класса.
Близки к норме учащиеся 4 «А», 7, 9 «А», 2-го «Б»
классов, которые, выполняя режим развития,
систематически посещали и библиотеку, и
читальный зал. Подготовительный, 1, 1 «Р», 4 «Вк», 4-й
«Вс» классы не посещали библиотеку регулярно и
пользовались ею эпизодически. Стихийно и
нерегулярно пользовались библиотекой 2 «В», 3, 5
«А», 5 «Б», 6, 6 «Р», 10, 12-й проф. классы.
Контрольный показатель посещаемости составил в
отчетном году 15,83, что на 1,29 ниже, чем в
предыдущем.
Фонд
Фонд библиотеки укомплектован
научно-популярной, справочной, отраслевой,
художественной литературой для детей:
– младшего школьного возраста (I
группа – подготовительный, 1-й классы), (II группа
– 2–4-й классы),
– среднего школьного возраста (5–8-й классы),
– старшего школьного возраста (9–12-й классы);
педагогической и методической
литературой для педагогических работников;
периодическими изданиями с учетом
современных задач учебно-воспитательного
процесса, а также учебниками и учебными
пособиями.
Создан фонд видеотеки, диатеки,
настольных игр.
В читальном зале собраны методические материалы,
подготовленные педагогическими работниками
образовательного учреждения. За отчетный период
таких материалов поступило и обработано 144.
Контрольные показатели:
книжный фонд – 13 957 экземпляров;
фонд учебников – 3496 экземпляров;
журналов – 344 экземпляра;
аудио-, видеоматериалов – 66 экземпляров.
Литература приобреталась (см. рис. 4):
– за наличный расчет с книготорговыми
организациями Калуги, Москвы, Кирова;
– по безналичному расчету с ГОУ «Знание»
Калужского департамента образования и РУФПС;
– подарки гостей и спонсоров, от членов
делегации учителей-дефектологов Тульской
области, от Института «Открытое общество» (фонд
Сороса).
Для обеспечения учета при работе с
фондом ведется следующая документация:
– книга суммарного учета фонда
библиотеки;
– инвентарные книги (4 шт.);
– папка «Акты»;
– картотека учета учебников;
– картотека учета брошюр;
– картотека диафильмов;
– картотека видеофильмов;
– картотека регистрационных журнальных
карточек;
– тетрадь учета изданий, принятых от читателей
взамен утерянных;
– тетрадь-журнал «Копии накладных»;
– читательские формуляры.
Записи в документах производятся
своевременно и аккуратно.
Фонд расставлен по таблицам ББК. Режим
сохранности фонда соблюдается. В целях
безопасности фонд закрытый. Все издания
технически обработаны. В библиотеке имеется
штамп. Постоянно ведется картотека новых
поступлений. Продолжается работа по составлению
алфавитного и систематического каталогов.
Обслуживание читателей
Библиотечное обслуживание
осуществляется в соответствии с «Положением о
библиотеке», утвержденным приказом № 17 по
школе-интернату для глухих детей от 22 февраля 2000
г. Читатели получают во временное пользование
печатные издания и другие виды изданий из фонда
библиотеки, пользуются библиографическим и
справочно-информационным обслуживанием,
принимают участие в массовых мероприятиях.
Заведующая библиотекой постоянно контролирует
соблюдение «Правил пользования библиотекой»,
утвержденных приказом № 17 по школе-интернату от
22 февраля 2000 г., формирует у читателей навыки
независимых библиотечных пользователей.
В библиотеке систематически ведется
«Дневник работы», в котором учитываются сведения
о количестве и составе читателей по группам, об
объеме выданных изданий и распределении их по
отделам библиотечной классификации;
дополнительно в дневник введены графы,
характеризующие объем выданных учебников,
методической литературы, дидактических
материалов, аудиовизуальных материалов,
наглядных пособий, журналов, газет, настольных
игр, материалов методического уголка (см. рис. 5).
Рис. 5. Диаграмма книговыдачи
1 – общественные и гуманит. науки «6/8»
2 – естественные науки «2», медицина «5»
3 – прикладные науки «3»
4 – сельское хозяйство «4»
5 – искусство и спорт «75», «85»
6 – художественная литература «84», «82»
7 – народное образование, просвещение «74»
8 – литература универсального содержания
9 – дидактические материалы
10 – учебники и учебные пособия
11 – аудиовизуальные материалы
12 – наглядные пособия
13 – журналы
14 – газеты
15 – материалы методического уголка
16 – настольные игры
Таким образом, наиболее спрашиваемыми
среди читателей являются газеты и журналы,
литература по педагогике и художественная
литература. По анализу читательских формуляров
можно сказать о большом интересе глухих детей к
таким периодическим изданиям, как
«Комсомольская правда», «Советский спорт»,
«Семья», «Ровесник», «Маруся», «Штучка»,
«Мурзилка», «В едином строю».
Педагогические же работники
интересуются методикой преподавания учебных
предметов, обучения и воспитания глухих детей и
детей, имеющих отклонения в развитии, новейшими
педагогическими технологиями. Особой
популярностью и повышенным спросом пользовались
периодические издания «Развитие и коррекция»,
«Завуч», «Классный руководитель», «Документы»,
«Педсовет», книги из серии «Коррекционная
педагогика», информирование о которых
систематически проводилось на методических
объединениях учителей и воспитателей в виде
обзоров литературы и периодических изданий по
темам «Творческая мастерская», «В методическую
копилку учителя», «К педсовету».
Столь высокий показатель выданных
материалов методического уголка объясняется
тем, что в библиотеке впервые создана служба
информации педагогов и всех других работников
образовательного учреждения, содержащая
документацию этого образовательного учреждения:
устав, правила внутреннего распорядка, положение
о премировании, должностные инструкции,
образовательные программы, аттестационные
материалы, нормативно-правовые документы,
локальные акты. С документальными материалами,
регулирующими деятельность образовательного
учреждения, были ознакомлены 98% работников
школы-интерната.
Низкие количественные показатели
выдачи книг по сельскому хозяйству объясняются
отсутствием какого-либо интереса читателей к
такому виду литературы. В дальнейшем планируется
не выводить выдачу литературы по сельскому
хозяйству в отдельную графу, а объединить с
технической литературой в графе «Прикладные
науки». Аудиовизуальные материалы, настольные
игры только начали входить в фонд библиотеки, и
пока еще рано говорить об их широком
распространении. Отсутствие современных
наглядных пособий объясняет нулевой показатель
выдачи этих материалов.
Количественный показатель
обращаемости составил в отчетном году 0,76, что на
0,01 выше предыдущего.
От читателей поступило 76 запросов различного
характера. В большинстве своем справки
выдавались при подготовке общешкольных
мероприятий, внеклассных занятий,
педагогических советов и педагогических чтений.
Поиск ответов на запросы читателей
осуществлялся при активном содействии
работников Кировской централизованной
библиотечной системы. Издания из фондов филиалов
городских и детских библиотек этой же ЦБС
использовались для организации
книжно-иллюстративных выставок и обслуживания
читателей. Наиболее значимым и удачным был цикл
выставок «Через века, через года помните!»,
посвященный Победе в Великой Отечественной
войне, экспонаты которого предлагались
пользователям библиотеки в течение всего
учебного года по темам: «Маленькие герои большой
войны», «Война на Калуж-ской земле», «Суровые
испытания», «Генералы Победы», «Никто не забыт,
ничто не забыто!», «Фронтовыми дорогами»,
«Города-герои».
Информация о проводимой библиотекой
работе (поступлении новой литературы, массовых
мероприятиях, списании печатных изданий, выдаче
и приеме учебников, сверке, книжных выставках и
т.п.) вывешивается в фойе школы на стенде
«Объявления».
Группы учащихся имели возможность
посещать библиотеку еженедельно по графику,
утвержденному директором образовательного
учреждения. В час посещения библиотеки (ЧКЧ – час
коллективного чтения) дети занимались с
библиотекарем по темам «Библиотека», «Книга»,
«Журнал», осваивали диалогическую речь в
библиотеке, знакомились с газетами и журналами,
книгами, поступившими в библиотеку, с изданиями,
представленными на выставках, как
самостоятельно, так и с помощью библиотекаря,
который проводил обзоры и индивидуальное
информирование. Наиболее любимы детьми обзоры «О
братьях наших меньших», «До 16 и старше…», «По
страницам журналов», «Сказки в картинках»,
«Там-там новости».
Согласно графику проведения
библиотекарь организовывал и проводил занятия
по темам: «Сказки – малышам» (во 2-х классах), «Мои
первые книжки» (в 3-м классе), «Книжка за книжкой»
(в 4–5-х классах), «Хочу всё знать!» (в 6-м классе),
«Наши помощники – книги» (в 7-х, 9-х классах). Из
проведенных занятий наиболее интересными и
запомнившимися были игровые занятия «Книжный
час», «Книга чудес», «Почитаем, поиграем и
загадки отгадаем», «Час сказки».
Час посещения библиотеки
использовался детьми, чтобы обменять книги для
внеклассного и самостоятельного чтения.
Наиболее активными на абонементе были учащиеся 6
«Р», 4 «А», 7, 3 и 2-го «Б» классов. В среднем на
каждого учащегося выдано более 10 книг. Активными
пользователями читального зала, систематически
знакомящимися с публикациями в периодических
изданиях, были учащиеся 9 «Г», 9 «А», 10, 4 «А», 7-го
классов.. Высокую активность проявили также
учителя. В среднем любители периодики прочитали
каждый более 40 номеров газет и журналов.
Работа по пропаганде чтения
По графикам и таблице читаемости (см.
рис. 6, 7, 8) хорошо видно, что учащиеся начального
периода обучения, только осваивающие азы
читательской грамотности, совершенно
изолированы от библиотеки, а значит, и от
печатных изданий. Во 2–4-х классах дети проявляют
интерес как к изданиям, находящимся в читальном
зале, так и к тем, что выдаются на абонементе.
Глухие дети с задержкой психического развития (2
«В», 4-й «Вк», 4-й «Вс» классы) – пассивные
пользователи библиотеки, что объясняется их
общим физическим и психологическим
недоразвитием. Учащиеся среднего школьного
возраста проявляют примерно одинаковый интерес
как к периодическим изданиям, так и к
познавательным книгам. Однако читают вне класса
и библиотеки книг очень и очень мало.
Старшеклассники отдают предпочтение только
периодическим изданиям. Показатель читаемости
газет и журналов учащихся 9–12-х, профклассов
превышает все остальные показатели почти в 10 раз.
Учащиеся 6-го «Р» (речевого) класса были активнее
всех на абонементе, регулярно производили обмен
книг, систематически читали самостоятельно и по
заданию учителя дома. Резко понизился в 1999/2000
учебном году по сравнению с предыдущими
показатель читаемости дошкольников
логопедического отделения из-за отмены
конкретного часа посещения библиотеки.
Рис. 7. График читаемости учащихся
школы-интерната
Рис. 8. График читаемости всех
категорий читателей
Контрольный показатель читаемости
составил 63,5, что на 18,86 больше прошлогоднего.
Умело использовали в учебном году возможности
библиотеки Неведина Светлана Николаевна
(учитель русского языка и литературы), Балабаев
Виктор Алексеевич (воспитатель), Бегунова Галина
Ивановна (учитель речевого класса). Они активно
пропагандировали книжный фонд библиотеки, давая
ребятам задания и поручения, выполнение которых
автоматически влекло за собой работу с книгой.
Ответственно отнеслись пользователи
библиотеки к смотру-конкурсу «Как живешь,
учебник?» и приняли участие в занятиях «В
мастерской Самоделкина», беседах «Береги книги и
учебники», рейдах «Как живут учебники?», сюжетных
играх «Книжкина больница», операциях «Живи,
книга!». В целом учебники сохранены хорошо,
силами учащихся отремонтировано более ста книг,
подклеены журналы. Победителями конкурса стали:
Пыленок Рита (3-й кл.), Терещенко Алеша (4-й кл.),
Ковалев Рома (7-й кл.).
Продолжил работу клуб «ПбПб»
(«Посещаем библиотеку. Помогаем библиотекарю»).
Весьма ощутима регулярная помощь учащихся
школы-интерната в доставке почтовой
корреспонденции, технической обработке
поступающих изданий и материалов, регистрации
периодики. Результатами работы клуба являются:
– оформление журнальных разделителей;
– оформление разделителей для систематического
каталога;
– пополнение картотеки загадок;
– оформление книжных выставок: «Что такое
осень?», «Учителя учителей», «Кто хозяин года?»,
«Зверьё моё», «Делали сами своими руками»,
«Красавица-весна», «Улыбка и смех – это для
всех».
Члены клуба проводили рейды по
проверке состояния учебников, обучали малышей
изготовлению обложек и закладок.
Работа с глухими детьми специфична,
поэтому большое значение придается
индивидуальной работе. В помощь начинающим
пользователям библиотеки оформлен стенд «Давай
поговорим» с примерными диалогами,
используемыми в библиотеке. В общении с
читателями заведующая библиотекой использует
различные виды и способы речи в соответствии с
методикой работы с глухими детьми и речевым
режимом школы-интерната. Занятия в библиотеке
сопровождаются изучением словарных слов.
Обязательным элементом книжных выставок
является «Словарь». С целью профориентационной
работы ведется картотека «Куда пойти учиться?». В
декабре в ходе декады инвалидов заведующей
библиотекой проведены экскурсии «Ты помни: мира
не узнаешь, не зная дома своего!», организован
выход мимико-световой газеты «Тишина» (3 выпуска),
обзоры «По страницам журнала “В едином строю”».
В 1999/2000 учебном году работа библиотеки
была сопряжена с аттестацией государственного
специального (коррекционного) образовательного
учреждения I вида (для глухих детей), структурным
подразделением которого она является. Проведен
всесторонний анализ деятельности библиотеки с
учетом соответствия
библиотечно-библиографического обслуживания в
школе-интернате положениям нормативно-правовых
документов, регламентирующих деятельность
школьных библиотек, а также общему плану работы
образовательного учреждения, режиму развития.
Анализ работы библиотеки представлен в динамике
контрольных показателей. При активном
содействии заведующей библиотекой разработана и
проведена шоу-программа (творческий отчет) «Дом,
в котором мы живем».
Однако задачи, поставленные на учебный
год, в полной мере не выполнены. Не удалось
завершить проверку правильности расстановки
книжного фонда в соответствии с систематиче-ским
каталогом, а также провести инвентаризацию
библиотечного фонда. Таким образом,
систематизация и инвентаризация библиотечного
фонда – наиглавнейшая задача нынешнего учебного
года.
Наталья МАРШЕВА
Киров, Калужская обл.
Многие могут скептически отнестись как
к самому анализу, так и к цифровым данным, которые
не отличаются высокими показателями. Но
собственно цифры для меня не главное, хотя
отслеживать динамику весьма любопытно. Для меня
гораздо важнее по анализу сделать выводы и
определить не общие цели и задачи – на будущее, а
более точные – на конкретный учебный год.
К тому же анализ работы дает весьма точное и
довольно полное представление о работе
библиотеки и членам коллектива, и пользователям
библиотеки, и проверяющим, и всем тем, кого это
интересует.
Хочется поделиться своей радостью: библиотеку, в
которой я работаю, и читальный зал, который
располагался до мая этого года в изолированном и
удаленном от библиотеки помещении, теперь
соединяют, и общая площадь нашей школьной
библиотеки составит около 100 кв. м. Может быть, в
этом помог и отчет, поскольку высветил проблему?
Спонсор публикации статьи компания «Баркос» - продажа и монтаж климатического оборудования в Москве. Воспользовавшись предложением компании «Баркос», Вы сможете по выгодной цене приобрести настенные сплит-системы, оконные, промышленные, напольно-потолочные и бытовые кондиционеры, от ведущих мировых производителей. Монтаж и установка сплит систем и кондиционеров от компании «Баркос» - это работа высококлассных специалистов с большим опытом работы, которые обеспечат бесшумную и долговечную работу приобретенного оборудования. Ознакомиться с расценками на предоставляемые услуги и каталогом кондиционеров, можно по адресу http://www.barkos.ru/
|