Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2002


ДИРЕКТОРСКАЯ ПАПКА

Павел  ЛЕРНЕР

Я садовником родился

Профильное образование: взаимодействие противоположностей

Говорят, профильное образование неотвратимо, как зима – рано или поздно будет везде. Множество писем в редакцию приходит с вопросами: что ждет библиотеку в школе в связи с появлением профильных классов? Где что почитать, чтобы разобраться в принципах и подходах, а не в полемике «надо – не надо»?
Тема не на один раз. Сегодня мы начинаем ее общими статьями именно о принципах и подходах. И ждем опыта тех, кто уже решил в своей школе проблему работы библиотеки с профильными классами. Продолжение – в августе.

Павел Семенович ЛЕРНЕРПавел Семенович ЛЕРНЕР, доцент, кандидат технических наук, ведущий науч-ный сотрудник Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, чл.-корр. Академии педагогических и социальных наук, председатель ассоциации инженеров-педагогов

Когда-то, много лет назад, С.Л.Соловейчик мудро обратил внимание на то, что, по сути, учебный процесс очень противоречив. Газета вместе с читателями искала и нашла десятки противоречий. Тогда все пришли к однозначному выводу, что эти противоречия не только естественны, но и полезны.
Живой организм школы, образования в целом чахнет и погибает, если целенаправленно и упорно выкорчевывать эти противоречия, добиваться ясности, которая хуже воровства и обмана. Надо отдать должное административно-командной системе управления образованием, в этом деле она достигла поразительных успехов. Более того, насаждала «свою» ясность в учительство, без которой рядовой учитель чувствовал себе неуютно – беззащитным, брошенным на произвол судьбы.
На этот раз школе угрожает ясность с профильностью старших классов. Это слово стало почти лейтмотивом модернизации среднего образования. Остановить эту широкую поступь ясности может лишь прозрачность проектов и планов профильности, прозрачность для общественности, и не только педагогической. А будет прозрачность, будет и общественный контроль – ведь в школах огромной страны учатся не только дети и внуки работников Минобразования, РАО и Национального фонда подготовки кадров.

Профильность профильности – рознь

Самая идея профильности (уклона, углубленного изучения…) благая и довольно давняя – нерационально «учить всех всему», нужны хоть какая-то дифференциация и выращивание вариативного компонента содержания образования. Правда, при этом была неясность с ресурсами – где брать часы и энергию детей, коли призрак единого образовательного стандарта бродит по стране. Выход один – за счет перегрузки учащихся.
При попустительстве здравого смысла, но с одобрения родителей (вышедших в крупных городах на парад амбиций) стали появляться всякие финансовые и химические, лингвистические и экономические, культурологические и другие школы с приемом (конечно, конкурсным, разумеется, негласным) аж с первого класса. Другими словами, началась никем не санкционированная профессионализация общего среднего образования, а в учебные планы школ проникают «Банковское дело», «Менеджмент», «Логистика», «Имидж фирмы» и т.п.
Вообще-то, все это рационально в условиях нестабильной экономики, ибо как-то обеспечивает социальную защиту выпускников основной и средней школы. Однако достигается это ценой сужения кругозора и миропонимания.
По большому счету, происходит торможение разностороннего развития, культивирование «одномерного челове-ка», прежде времени втиснутого в профессиональные рамки. И конечно, такая профильность не ставила целей подготовки выпускников к встрече с рынком труда. Дорога была широкой и ясной – в профильный вуз, любой ценой.
Известен опыт профессионализации общего среднего образования 70–80-х годов, ориентированный на получение массовых рабочих профессий в школах и УПК. Именно так решалась задача экстенсивного взбадривания дряхлеющей экономики СССР. Однако обучение профессиям не содержало профильного образования. Более того, оно ограничивало поле возможных профессиональных планов школьников. С другой стороны, огромные затраты на узкопрофессиональное обучение не восполнялись, так как полученные профессии не были востребованы в полной мере на рынке труда.
И тогда, и сегодня нам далеко до всеобщего высшего образования. Пока вузы берут не более четверти контингента выпускников – следовательно, предметом заботы должно быть большинство, которому школа должна гарантировать способность и возможность выбора и получения профессионального образования, приобретения разного уровня квалификации, полноценного вступления в трудовую жизнь. И в моделях профильности школы, наверное, надо иметь в виду не только школы внутри Садового кольца Москвы, но и школы достопамятной деревни Гадюкино. Известные противоречия города и деревни, умственного и физического труда не удалось снять даже пленумами ЦК КПСС. Диалектика-с!
С другой стороны, учителям очевидна эскалация рыночного отношения к содержанию образования. «Товаром» для большинства школьников является лишь то, что «продается» и «покупается» на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. При этом рыночная цена формируется в зависимости от престижности вуза, то есть, по большому счету, является спекулятивной.

Что такое профильные старшие классы?

Кстати, профильное образование или обучение? Если обучение, то чему? Профессии? Но какую профессию и кому может дать сегодняшняя средняя общеобразовательная школа при обнародованных в вариантах БУПов бюджетах учебных часов? По нормативам, скажем так, госпрофобра на обучение часов требуется во много раз больше.
Значит, все-таки образование. Тогда, по мнению одних, профильность определяется углублением изучения школьных предметов, и профилям готовы понятные и родные названия: физический, химический, математический, экономический, биологический….
Если же будущая медсестра будет получать «углубленные» знания о логарифмических уравнениях, будущий оператор станков с ЧПУ – о Древнем Риме, а будущий бухгалтер – о макроэкономике и морском праве, то профильное образование будет продолжать тенденцию отставания России в управлении качеством человеческих и трудовых ресурсов, а бюджетные затраты на образование не будут окупаться ростом отечественной экономики.
Но даже если все будет не так мрачно и предметное углубление будет «правильным», то есть ли гарантия, что углубленные знания будут способствовать осмысленному выбору своего места в жизни, профессии? Гарантий таких нет – значит, профильное образование – это что-то другое.

Во-первых, профильное образование вынуждено брать на себя компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования, которое отстает от задач приближения его к требованиям рационального профессионального выбора молодыми людьми и сохраняет некоторую академическую заданность, выраженную в преподавании «основ наук».
В известной мере большая часть сегодняшних старшеклассников исчерпала кредит доверия всеобщему обязательному среднему образованию. Общее (школьное) образование обслуживает, в основном, приблизительное приобщение растущего человека к культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Есть острая необходимость преодоления отчуждения школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов.
Если оставить все так как есть, то продолжать увеличивать госбюджетные затраты на образование становится нерентабельным.

Во-вторых, у значительной части выпускников школы, вступающих в современный рынок труда, формируется запрос на новый тип образования – интегрирующий традиционное для нашей школы гимназическое образование с тем, что до революции называлось реальным, то есть позволяющим если не получить профессию, то составить представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.
Реализовать разделение пространства общего среднего образования на гимназическое и реальное созданием двух типов учебных заведений весьма сложно по экономическим, социальным и педагогическим соображениям. Тем более по экономическим причинам несвоевременно ставить вопрос о получении каждым выпускником школы массовой профессии (по примеру Германии).

В-третьих, профильное образование должно действенно реализовать принципы вариативности и дифференциации общего среднего образования в пределах единого образовательного пространства, чего по разным причинам трудно ожидать от происходящих сейчас постепенных частных изменений содержания общего среднего образования, по-прежнему ориентированного на гимназическую модель.
Есть основания считать, что России предстоит пережить второй этап индустриализации, то есть вывести общественное производство на так называемый мировой уровень производительности, качества, конкурентоспособности. Однако временных ресурсов на этот этап практически нет. Вот почему шанс представляется только при одном важном условии – успеть принципиально изменить парадигму трудового образования, завершающим и важнейшим этапом которого становится профильное образование учащихся старших классов.

В-четвертых, резко меняются требования к качеству трудовых ресурсов, диктуемые постиндустриальным (информационным) обществом, достигшим апогея цивилизационного развития.

В-пятых, профильное образование должно помочь школе преодолеть ее некоторую закрытость для общества, «школоцентризм» консолидацией ресурсов и усилий с другими учебными заведениями (МУК, колледжами, лицеями, вузами), в перспективе даже с потенциальными потребителями будущих трудовых кадров. В какой-то мере может быть реставрирована практика шефствования, базовых предприятий, что позволит снизить госбюджетные затраты за счет дополнительного инвестирования со стороны предприятий и фирм, профессиональных учебных заведений как «платы за подготовку кадров». Делиться надо! Вкладываться в профильность.
Преподавателями профильного образования в школы придут специалисты, что поднимет результативность работы педагогических коллективов школ, а также предоставит учителям перспективы их карьерного роста и повышения квалификации, востребованности.

Если профили, то какие?

Очевидна неопределенность возможных профилей, если они жестко взаимосвязаны, в первую очередь, с предметными школьными областями. Более правильно определять профили исходя из структуры рынка труда и занятости с прогностическим учетом перспективы на ближайшие 10–15 лет и особенностями регионов. Тогда могут быть предложены всего два профиля, при всей кажущейся противоречивости их названий:

ТЕХНИЧЕСКИЙ, связанный в дальнейшей профессиональной деятельности с материальными технологиями и техникой, техническим сервисом, то есть

  • массовые рабочие профессии

  • рабочие профессии высокой квалификации

  • инженеры массовых профессий

  • инженеры высокой квалификации для наукоемких отраслей

  • инженеры-исследователи для научно-технического обеспечения производств

  • научные работники для научного обеспечения научно-технического прогресса в материальном производстве.

НЕТЕХНИЧЕСКИЙ, связанный в дальнейшей профессиональной деятельности с созданием нематериальных ценностей, сферой услуг и имеющий специализации (направления):

Социально-экономическую

  • Специалисты массовых профессий (учителя, экономисты, психологи, финансисты, менеджеры, юристы, социальные работники, дилеры и др.)

  • Специалисты высокой квалификации для наукоемких отраслей практики и знаний (педагогика, экономика, психология, финансы, юриспруденция и право, социология, журналистика, дипломатия и др.).

Гуманитарную

  • Специалисты высокой квалификации для наукоемких отраслей практики и знаний (филология, искусствоведение, философия, лингвистика, история, культурология, демография и др.)

Медико-биологическую

  • массовые медицинские и санитарные профессии

  • массовые ветеринарные профессии

  • медицинские профессии высокой квалификации

  • специалисты высокой квалификации для наукоемких медико-биологических отраслей

  • исследователи для научно-технического обеспечения практической и научной медицины

  • научные работники для научного обеспечения научно-технического прогресса в медико-биологических отраслях

Природно-биологическую

  • массовые сельскохозяйственные профессии

  • массовые животноводческие профессии

  • массовые лесоводческие профессии

  • сельскохозяйственные профессии высокой квалификации

  • массовые экологические профессии

  • экологические профессии высокой квалификации

  • научные работники для научного обеспечения научно-технического экологического прогресса

Художественную

  • массовые профессии театра, кинематографа, телевидения, музеев, шоу-бизнеса, спорта и досуга

  • массовые профессии художественной обработки материалов

  • массовые профессии дизайна предметного мира, рекламистики

  • специалисты высокой квалификации декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов

  • специалисты высокой квалификации в СМИ, искусстве, дизайне, индустрии развлечений, отдыха и досуга, туризма.

В тех случаях когда имеются выраженные намерения учащихся, пожелания родителей, материальные ресурсы, педагогические кадры необходимой квалификации, эти направления могут становиться соответствующими профилями школы.

Какие предметы должны быть на профилях?

На профилях, как и везде, будет известный и объявленный БУПом (принятый школой вариант!) предметный «джентльменский набор». Но поскольку профильные классы будут заметно отличаться по направленности (уклону), то возникает необходимость введения двух (как минимум) уровней преподавания основных школьных предметов:

Достаточный и продвинутый

Введение разных уровней преподавания основных школьных предметов является принципиально новым моментом, который имеет несколько аспектов, а проверка их жизнеспособности становится частью содержания экспериментальной работы.

Во-первых, разный уровень преподавания предполагает отбор содержания преподавания, реализуемый как программами, так и разными учебниками, адресованными учащимся, определившим свои жизненно-профессиональные линии на ближайшую перспективу. Этот аспект организации профильного образования следует признать наиболее сложным, так как пока весьма ограничен (хотя и есть) опыт преподавания, например, физики или математики для гуманитариев или литературы и истории для будущих «технарей».

Вместе с тем имеется практическое решение, осуществляемое в крупных (университетских) городах, когда для преподавания на продвинутом уровне приглашаются в школы вузовские преподаватели.

Во-вторых, можно ожидать простого механистического подхода к разным уровням преподавания регулированием количеством часов в учебном плане профильного образования: продвинутый уровень – больше учебных часов, достаточный уровень – меньше. В известной степени такой подход правомерен, так как разное количество часов предполагает различный объем самостоятельной работы учащихся, другими словами – достаточный и продвинутый уровни отличаются именно существенным различием затрат времени на самостоятельную работу: продвинутый уровень – больше временных затрат и энергии на самостоятельную работу, достаточный уровень – меньше.

В-третьих, достаточный и продвинутый уровни могут различаться по степени потенциальной подготовленности к вступительным экзаменам, в первую очередь в вузы. Так, достаточный уровень преподавания, например, физики или математики не является гарантией успешной сдачи вступительных экзаменов на факультеты университетов, где эти предметы профильные. И наоборот – продвинутый уровень преподавания, например, истории или литературы ориентирован на требования вступительных экзаменов гуманитарных факультетов университетов.

Главный предмет любого профиля

Этот предмет новый. Он, к сожалению, никогда не преподавался в отечественной школе. С ним будет больше всего проблем, так как даже его условное (рабочее) название «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА» многими воспринимается, мягко говоря, неоднозначно. Тем не менее с учетом профильной дифференциации, в этом новом предмете должны найти отражение такие аспекты, как:

  • знакомство и раскрытие профессионального тезауруса;

  • технико-экономические и социальные показатели перспективных техники и технологий по отраслям профессиональной занятости;

  • экологические вопросы развития техники и технологий;

  • наукоемкость перспективных техники и технологий;

  • характер труда работающих и требования к квалификации, профессионально

  • важные качества работников;

  • рациональная организация и культура труда;

  • пути получения профессионального образования;

  • проектная деятельность учащихся;

  • рационализация, изобретательство, техническое и художественное творчество;

  • выполнение различных технологических и профессиональных проб;

  • диагностирование профессионально значимых качеств личности;

  • оценивание информационной обеспеченности и интеллектуальной подготовленности учащихся для решения практических задач заданного уровня сложности.

Весьма важной является гуманитаризация социально-профессионального самоопределения школьников, которая, в частности, определяется:

– направленностью профильного образования на формирование представлений и интереса в сфере ТРУД ЧЕЛОВЕКА;
– знанием учащимися профессии, специальности и образования, трудовой карьеры родителей, близких;
– активным участием учащихся в диспутах, встречах с различными специалистами, формированием круга чтения и избирательностью материалов СМИ;
– стремлением получать дополнительные индивидуальные профконсультации, проходить тестирования, обращаться к практическим психологам за советами и помощью;
– наличием личного рейтинга профессий, но без предубеждения и снобизма по отношению к некоторым из них (возможно, исходя из реальных потребностей региона и значимости профессии в нем);
– наличием вариантов и планов продолжения образования, приобретения профессии с учетом возможных изменений внешних условий.

Через интерес и выбор своей будущей профессии происходит реальная социализация личности растущего человека, которая предполагает актуализацию и психолого-педагогическую поддержку проектирования жизненных планов. Эти жизненные планы должны включать отношение к таким параметрам собственной уникальной жизни, как:

  • ценность бытия;

  • личное и семейное благополучие;

  • здоровье личное и близких;

  • стремление к полноценной жизни и приобщение к культуре;

  • приложение волевых усилий к созданию собственным трудом обеспеченной и/или состоятельной жизни;

  • качество жизни (достаток, отдых, досуг);

  • праведность, добропорядочность и опрятность жизни;

  • законопослушность и социальная бесконфликтность;

  • сохранение и приумножение материальных, духовных и культурных ценностей семьи, рода и народа;

  • эффективность как работника;

  • активная гражданская позиция;

  • общественное и культурное предназначение;

  • воспитание будущих детей.

При этом становится необходимым педагогическое сопровождение в форме консультаций и экспертных оценок, а также удовлетворения индивидуальных образовательных запросов. Без всего этого затея с профильными классами обернется лишь новыми затратами налогоплательщика.

Социальные риски профильного образования

Очевидно, что никак нельзя допускать увеличения количества неудачников, неуверенности ребят в собственных силах, тупиковости профессиональных планов. Профильное образование не должно способствовать социальной расслоенности, тем более «на чистых» и «не чистых». Должен быть предоставлен общий старт равных возможностей, но разных результатов, например с технико-технологического профиля можно дальше идти в МГТУ им. Баумана, отраслевой инженерный вуз, в колледж, на курсы водителей автобусов или учеником в ремонтную бригаду. Вот почему не импонирует идея некоторых создать общетехнический профиль для тех, кого лет двадцать назад «загоняли» в ПТУ.

Реализация профильного образования разделит старшеклассников на неравные категории, что усугубляется их неподготовленностью к выбору профиля и руководством лишь единственным – «хочу».

В первой окажутся те, кто связывает свою будущую профессиональную деятельность с тем или иным профилем образования в школе и демонстрирует готовность проверить свою пригодность к будущей профессиональной деятельности.

Однако эта проба может быть и отрицательной. Тогда появляется необходимость смены профиля.

Вероятно, смена профильности образования должна быть декларирована и легализована, но производиться может не больше одного раза и только в конце полугодия.

Вторая категория старшеклассников – те, кто никак не связывает, по крайней мере пока, свою будущую профессиональную деятельность с профильным образованием. Для них вынужденно необходима возможность смены профиля образования, может быть, несколько раз, но только в конце полугодий.

В связи с актуальностью выбора и смены профиля образования возникает острая необходимость разработки достоверных диагностик не только профессиональных намерений школьников, но и их предрасположенностей, профессионально важных качеств личности.

Естественно, возникает проблема перехода (по разным причинам и обстоятельствам) учащихся с одного уровня на другой внутри выбранного профиля. Относительно просто обстоит дело при переходе с продвинутого уровня на достаточный – учащийся продолжает образование в группе (классе) продвинутого уровня, а экзамены сдает на достаточном уровне.

При необходимости перехода учащегося с достаточного уровня профильного образования на продвинутый имеется пока одно практическое решение – увеличение объема самостоятельной работы, экстернат и сдача соответствующего зачетного испытания, что не только должно быть предусмотрено нормативными документами, но и проверено в ходе эксперимента.

Выбор учащимся достаточного или продвинутого уровней преподавания основных школьных предметов (тем более переход с одного уровня на другой) является чрезвычайно сложной психолого-педагогической задачей, для решения которой учащийся может и должен привлекать ресурсы педагогического сопровождения жизненного и профессионального самоопределения.

Вероятно, в экспериментах еще предстоит определить объем и содержание фактически новой образовательной услуги, осуществляемой «учителем по профессии», тьютором, фасилитатором или, на первых порах, классным руководителем (куратором, наставником) профильного класса.

Если общественность контролирует, то что?

При проектировании профильного образования (программы, предложения, проекты, инициативные предложения, авторские программы, учебники и т.п.) экспертные оценки его сводятся к определению следующих позиций:

  • Насколько предлагаемое профильное образование востребовано обществом (с учетом региональности) и учащимися данной половозрастной группы.

  • Насколько содержание профильного образования может быть усвоено учащимися 10–11-х классов с учетом уровня их подготовленности, бюджета времени и психолого-
    интеллектуальных ресурсов и невозможности допущения их дальнейшей перегрузки.

  • Насколько содержание профильного образования может быть реализовано в условиях среднестатистической российской школы ( материальная база, педагогические кадры, финансовые затраты и др.).

  • Насколько предлагаемое профильное образование остается общим средним образованием, а не профессиональным, на которое, очевидно, нет ресурсов ни в бюджете страны, ни у школы, ни у учащихся.

  • Насколько предлагаемое профильное образование, с одной стороны, является развивающим и расширяющим мировоззрение, с другой стороны, насколько оно способствует расширению выбора в профессиональном самоопределении растущей личности.

И еще. Насколько профильные классы не становятся «подпольными» подготовительными курсами в конкретные вузы. Забота о рекрутировании абитуриентов дело не школы, а вуза. Для этого у вузов имеются свои ресурсы, увеличению которых способствуют школьные классы действительно профильного образования. Здесь перспективы партнерства значительны.

Спонсор публикации статьи: типографии "Еврографика" - услуги изготовления рекламной продукции. Воспользовавшись предложением компании, вы сможете по выгодным ценам заказать конверты, календари, флаеры, визитки, каталоги, журналы, и другие виды полноцветной листовой офсетной печати. Современное, высокоточное немецкое оборудование, и профессионализм сотрудников типографии "Еврографика", обеспечивают изготовление продукции соответствующей строгим европейским стандартам качества. Узнать больше о предоставляемых услугам можно на сайте типографии, по адресу http://egf.ru/