Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2002


КРЫМ-2002

Все, что нужно, и чуть больше

Не совсем серьезные заметки
о совсем серьезной конференции

Шаги к юбилею

Сколько бы я ни начинала писать о Крымской конференции, неизбежно скатываюсь к обильным дифирамбам.

Понимаю, что так быть не должно. Борюсь. В итоге материал получается сухой и неискренний. Что ж, похоже, стоит вспомнить Булата Шалвовича:

Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…

Любые дифирамбы чем-то обусловлены. Мои – тоже.

Частью они объективны: действительно представительный форум, теория и практика библиотечно-информационной деятельности «в одном флаконе».

Частью мнение субъективно, и это неизбежно. Крымская конференция подарила нежную любовь к газете «Библиотека в школе» и даже изменила мою профессию. На конференции мне посчастливилось встретиться с удивительными людьми: рядом с ними ощущаю себя вечной ученицей и безмерно наслаждаюсь этим состоянием. Наконец, ежегодно время проведения форума совпадает с моим днем рождения. Что, согласитесь, тоже стоит учесть – такая интересная случайность!..

Но, шутки в сторону, поговорим о главном.

В качестве главных можно выделить целый ряд положений. Но сначала все же давайте поговорим о нашем, родном – о школьных библиотеках. И основным достижением здесь видится то, что представители оных перестали вызывать... как бы это помягче выразиться... скажем... недоумение со стороны большинства участников конференции. Профессиональная общественность в лице руководителей крупных библиотечных организаций заметила школьные библиотеки.

Проследим эволюцию этих отношений.

Итак, год 1998-й: «Школьные библиотеки?.. А что, они еще есть?!. И что вы тут делаете? Это не ваш уровень».

Мы впервые появились на конференции в 1998 году. Нас было двое из 900 участников. Справедливости ради надо отметить, что в списках участников конференции слово «школа» встречалось, но это было так: свои доклады представляли библиотекари гурзуфской школы им. А.Пушкина, но сами они ни разу на конференции так и не были, а одну из очень известных и «продвинутых» московских школ представляли учителя информатики. И про библиотеку они не говорили. Библиотекари же – Елена Иванова и Ольга Громова, тогда уже по совместительству и редактор новой вкладки в «ПС», – появились действительно впервые. Там и познакомились.

Год 1999-й: «Школьные библиотеки? Да, что-то вроде где-то слышал… кто-то из них тут был...»

В рамках конференции – семинар «Дети в Интернете». О школах пока – ни слова.

Год 2000-й: «Школьные библиотеки? Ну что же, приятно познакомиться».

На конференции состоялся проблемный научно-практический семинар «Дети, компьютеры и Интернет: роль библиотек и проблемы обучения». Слово «школа» в названии семинара отсутствует, что не помешало библиотекарям образовательных учреждений принять участие в форуме. Кроме того, на семинаре работают специалисты детских библиотек, методисты.

Приехала Моника Нильссон (Швеция) – директор европейского представительства Международной ассоциации школьных библиотек. Моника работает библиотекарем в школе, и это, пожалуй, самое главное – конференция собрала вместе школьных библиотекарей. Автор этих строк, тогда – школьный библиотекарь, стала сопредседателем семинара. Я отмечаю это не из желания похвастать, а подчеркивая важную тенденцию – школьные библиотекари замечены в профессиональном сообществе. Еще не определены отчетливо тенденции и особенности развития школьных библиотек. Но мы собрались вместе, мы знакомимся, говорим о своих проблемах и находках. И конечно – строим планы на будущее. Ей-богу, переоценить этот эпохальный год сложно!

Год 2001-й: «Школьные библиотеки! Рады видеть! Как дела?»

Да, школьные уже – свои. Хотя и относятся к нам еще покровительственно-снисходительно. Да и ладно! Зато в рамках работы форума опять семинар «Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки». О чем говорит сей факт? О том, что первое мероприятие с таким названием могло быть случайным. А второе – это уже тенденция, почти традиция. Эти наши робкие предположения находят практическое подтверждение – секцию открывает начальник научно-исследовательского отдела ГПНТБ России, первый заместитель председателя оргкомитета Крымской конференции Б.И.Маршак. Он тепло приветствует присутствующих и рассказывает об инициативах ГПНТБ в области автоматизации школьных библиотек. Его доклад мы печатали. Помните «Живой уголок для снежного барса» (БШ № 17–2001)?

Год 2002-й: «Школьные библиотеки! Здравствуйте, здравствуйте! Что нового?..
До встречи в следующем году!»

Пятый год нашего участия в Крымской конференции. Наш внутренний юбилей. Он обещал многое… К счастью, ожидания оправдались: в программе форума заявлена работа секции «Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки». Мы – секция, и это не смена вывески. Подобное изменение позволяет надеяться на регулярность обсуждения вопросов работы нашей сферы в рамках конференции.

Итак, продолжение следует? Что принесет следующая конференция, которая обещает быть особенной уже потому, что она – десятая? И это уже будет общий юбилей.

Итоги пятого лета

Все эти метаморфозы не случайны. Они произошли благодаря деятельной поддерж-
ке организаторов форума – представителей ГПНТБ России. Спасибо Якову Леонидовичу Шрайберу и Борису Исаевичу Маршаку, их содействие неоценимо.

Отметим (без ложной скромности!) и определенное влияние газеты «Библиотека в школе» на развитие процесса. Энергия, последовательность и упорство, а кое-где – здоровый авантюризм отдельных представителей нашего издания сделали свое дело. Школьные библиотекари стали ежегодными, равноправными, я бы даже сказала – желанными участниками Крымской конференции. Нас еще мало каждый год. Но мы уже вместе, и нас уже слышат.

И проводимая профессиональная секция – тому подтверждение. На мой взгляд, сейчас секция находится на той стадии развития, которая позволяет надеяться на регулярность и содержательное наполнение этих встреч. Расширяется круг обсуждаемых вопросов. По ряду проблем возникают дискуссии. Теоретические материалы сочетаются с докладами практической направленности. Робко, но все же начинают проговариваться возможные совместные проекты.

А рядом, в соседних аудиториях, уже о результатах подобных проектов рассказывают коллеги из других библиотек. Значит, и мы можем ТАК? Почему нет?!

Так общебиблиотечные тенденции и опыт развития постепенно начинают рассматриваться применительно к своим, школьным условиям. И если и не вырастают еще крылья за спиной, то этот процесс предчувствуется совершенно отчетливо! Происходит неявный психологический тренинг: настрой на активное воплощение увиденного и услышанного.

Что еще здорово? Что на конференции есть все то, что тебе нужно, и чуть больше. Традиционные секции форума и новые темы переплетены здесь именно в том соотношении, которое называют «золотым сечением». Каждый год в программе конференции находится «изюминка» – та информация, которая на первый взгляд кажется необычной и совершенно отвлеченной от сферы наших интересов. Но очень скоро понимаешь, что это именно то, ради чего ты ехала за тысячи километров в Крым. И вот тут же, почти на коленке, пишутся грандиозные проекты. Те, которые в суете и зашоренности повседневной жизни и в голову не придут.
А здесь приходят и обретают форму, наполняются содержанием. Так, например, идея создания «Библиотечной школы» впервые была озвучена на крымской земле. И в этом году на конференции мы тоже кое-что придумали.… Но об этом позже, когда идея, обсуждавшаяся на конференции, «прорастет» и получит подтверждение в виде конкретных планов.

Голоса конференции

Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкальной школы? Из каждого – своя мелодия, свой голос, что-то – слышнее, что-то сливается в общий мотив. Если бы стоя посреди огромной территории судакского комплекса, где размещается конференция, можно было услышать всю ее разноголосицу, это было бы очень сильное впечатление. Ведь одновременно проходит 10–15 заседаний. В этом общем рабочем гуле каждый слышит свое. Позвольте несколько штрихов из докладов этого года.

Начальник отдела библиотек Министерства культуры РФ Е.И.Кузьмин рассмотрел общие принципы и основные положения формирования библиотечной политики в современной России: «Сильной и сбалансированной государственная библиотечная политика будет только тогда, когда она будет складываться из сильных библиотечных разделов государственной политики в области культуры, образования и информации» [1]. Е.И.Кузьмин подробно остановился на перспективных задачах программы ЛИБНЕТ: «Стратегия реализации программы ЛИБНЕТ в период 2002–2005 гг. строится вокруг решения центральной проблемы – создания электронных библиотечных ресурсов и предоставления их пользователям через сеть Интернет» [1].

Заведующий отделом ГПНТБ России М.В.Гончаров в своем докладе рассмотрел понятие библиотечного интернет-комплекса. Прослеживая опыт развития интернет-технологий, автор сказал: «Целесообразно выделять библиотечные интернет-комплексы как новый вид программно-технических и технологических систем, построенных на базе АИБС (автоматизированных информационных библиотечных систем) и интернет-технологий» [2]. М.В.Гончаров полагает, что интеграция интернет-технологий с библиотечными технологиями позволит снизить вероятные ошибки и затраты времени, оптимизирует использование финансовых и кадровых ресурсов.

Эта тема, на мой взгляд, заслуживает более подробного изложения. И мы обязательно ее рассмотрим в будущих публикациях.

Об интересном опыте работы рассказал заведующий отделом Муниципальной информационной библиотечной системы г. Томска А.С.Карауш. Школьные библиотекари Томска обратились к специалистам библиотечной системы за помощью. Дело в том, что явная недостаточность комплектования в последние годы привела к резко возросшему количеству отказов в библиотеках школ. «Что делать?» – вопрошали школьные библиотекари. Сотрудники библиотечной системы решили предоставить школьникам и учителям в пользование электронный каталог МИБС. Каким образом это можно сделать? Использование Интернета не всегда возможно, да и дорого. Пока самым дешевым способом передачи информации остаются компакт-диски. Так был создан
CD-ROM электронного каталога МИБС, который библиотеки школ получили бесплатно. Такая вот замечательная история.

«Корпоративные библиотечно-информационные системы» – постоянная секция конференции. Различные информационные учреждения (в том числе и вузы) по достоинству оценили преимущества корпоративной деятельности. Дело за средним образованием. Я не устаю писать на эту тему, поскольку корпоративность является общемировой тенденцией развития библиотечно-информационной деятельности и универсальным
механизмом межбиблиотечно-
го взаимодействия. Возмож-
но, скоро мы будем обсуждать
этот вопрос не гипотетически,
а вполне практически.

Еще много было интересных и полезных сообщений на конференции «Крым-2002». Но Козьма Прутков давно сказал: «Не пытайся объять необъятное». Прислушаюсь к совету. Надеюсь продолжить разговор на многие животрепещущие темы в следующих материалах.

Лето. Крым. Море. «Только не надо мне говорить, что вы там еще и работаете!» Такими словами близкие уже пятый год встречают меня с Крымской конференции. Раньше я опровергала эти гнусные инсинуации, спорила, доказывая значимость и важность форума. Сейчас – молчу, улыбаюсь, как Джоконда, и вспоминаю, вспоминаю…

Елена ИВАНОВА
Судак – Нижний Новгород

Использованные материалы:

1. Кузьмин Е.И. Государственная библиотечная политика в России: итоги и перспективы //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 9-я Междунар. конф. «Крым-2002»: Труды конф. – Судак, 2002. – Т.1. – С.11–18.

2. Гончаров М.В. Особенности библиотечных интернет-комплексов // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 9-я Междунар. конф. «Крым-2002»: Труды конф. – Судак, 2002. – Т.1. – С.156–159.

Зачем едем?

Слова о том, что очень часто, казалось бы, «не твоя тема» оказывается именно тем, ради чего стоило сюда ехать, вы только что прочитали в материале Елены Ивановой. А я услышала их еще там, в Судаке, и всей душой с ними согласилась. На каждой конференции никогда заранее не знаешь, что именно окажется более всего нужным, важным, что более всего будешь вспоминать и над чем думать. Конечно, главное – встречи, общение, знакомства, которых иначе не случилось бы. А были еще круглые столы, семинары, презентации.

Впечатление первое

Секция «Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки» работала два дня. В первый ее по традиции принимала крымско-татарская школа города Старый Крым. Здесь многим все было знакомо, а потому в родных уже стенах работалось комфортно и интересно. Директор школы Айше Чабанова, учителя и дети сделали все возможное, чтобы мы запомнили эту встречу со школой и со старинным городком, а не только доклады коллег.

Второй день стал для всех участников настоящим сюрпризом. Он проходил в судакской школе № 2, где заведующая библиотекой Галина Ивановна Белова и ее муж-художник Юрий Евгеньевич создали удивительный музей истории книги и быта Судака. Крошечное помещение библиотеки непостижимым образом вмещало еще и музей, но в честь принятия конференции библиотека получила большой читальный зал, который к встрече гостей расписали супруги Беловы с детьми. А подробности об этом удивительном музее – в наших дальнейших публикациях.

Впечатление второе

Самые яркие из «неявно наших» мероприятий этого года были посвящены совершенно новому явлению в нашей жизни. Я имею в виду не нашу страну,
а весь мир, ставший другим в один день, 11 сентября 2001 года. Говорили на конференции не о трагедии, не о терроризме, а о том, что кто-то очень точно назвал «информационным похолоданием», о новых тенденциях, появившихся в разных странах, в части прав человека на доступ к информации. Это нам с вами, выросшим при тоталитарном режиме, трудно привыкать к мысли, что право на свободу печати и доступ к информации – неотъемлемое право каждого. А в других странах об этом праве знает каждый грамотный гражданин и уж точно – каждый библиотекарь. И пока граждане решают, возмущаться им или нет, когда их доступ к информации ограничивают, библиотекари оказываются перед весьма сложной дилеммой. Этика профессии и соблюдение прав читателя вступают в противоречие с политикой и заботой о безопасности. Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. А если мы хотим не только сами разобраться, но и научить детей думать в рамках нормального правового общества, то есть смысл думать над этой проблемой вместе с ними. Поэтому на следующих страницах сегодняшнего номера мы предлагаем вам очень серьезные и непростые материалы на эту тему, доклады, звучавшие на конференции, и статьи, написанные специально для «БШ» по дискуссии «За круглым столом», а также те вопросы, которые ведущие предложили всем участникам для размышлений. Если вы привлечете знания ребят о правах человека, манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках и другие материалы, может получится интересный и очень нужный разговор.

Мы очень просим тех, кто отважится взяться за это дело, написать нам о том, что у вас получилось, что – нет и как сложился разговор с детьми или в кругу коллег.

Ждем!

Ольга Громова

Публикация произведена при поддержке интернет проекта www.TVsoap.ru. На страницах сайта www.TVsoap.ru, Вы найдете все серии самых популярных латиноамериканских сериалов, которые сможете бесплатно смотреть онлайн. На Ваш выбор такие теленовеллы, как «Рабыня Изаура», «Богатые и знаменитые», «Дикий Ангел», «Дурнушка Бетти», «Воздушные Замки», «Во имя любви», «Мятежный дух», «Просто Мария», и многие другие латиноамериканские сериалы.