От редакции. Вниманию читателей. Образовательный стандарт основного общего образования по литературеОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение системы знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, ее основных темах и проблемах; изучение вершинных произведений выдающихся русских писателей и сведений об их жизни и творчестве, отдельных произведений русской литературной критики, литературы народов России и зарубежной классики с привлечением необходимых сведений по истории и теории литературы; • воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувствующей свою принадлежность к родной культуре; формирование чувства справедливости, чести, совести, патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного опыта в процессе приобщения к отечественной и зарубежной литературной классике; • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; выявления в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; соотнесения материала литературной классики с современностью; сопоставления произведений русской литературы с произведениями литературы народов России и зарубежной литературы; получения информации о литературе из различных источников (справочная литература, масс-медиа, Интернет); • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся: потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, способности на эмоционально-эстетическом уровне воспринимать искусство; формирование художественного вкуса, умения отличать высокохудожественные литературные произведения от литературных поделок, давать оценку прочитанным произведениям и созданным на их основе спектаклям, фильмам, аргументировать свою позицию; • развитие устной и письменной речи учащихся, умения правильно пользоваться русским литературным языком, навыков написания сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров. Реализуя общие цели, учебный предмет «Литература» решает специфические задачи в школах с родным (нерусским) языком обучения: • обогащение духовного мира и эстетического опыта учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской и зарубежной литературы, соотнесения нравственных идеалов родной и русской литературы и культуры; воспитание любви к русской литературе и культуре; • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы как иноязычной и инонациональной; умения сопоставлять произведения родной и русской литератур, определяя в них сходные ценностные ориентиры и национально обусловленные художественные средства их воплощения, сравнивать оригинал с его художественным переводом на родной язык; • развитие речевой деятельности учащихся на русском языке, умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами; способности создавать на русском и родном языке творческие работы различного типа. Достижение данных целей способствует приобретению учащимися основ компетентности в литературной сфере: – общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей; – ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции; – читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения; – речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров. Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей. Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература. Вторая – основные теоретико-литературные понятия. Третья – основные виды деятельности по освоению литературных произведений и ведущих теоретико-литературных понятий. Четвертая – перечень литературных произведений, обязательных для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем или освоения знаний по теории литературы.) I. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ Художественная литература и ее место среди других видов письменности. Произведения изящной словесности как одна из форм художественного освоения мира. Отражение в художественной литературе богатств и многообразия окружающего мира, духовной жизни человека, драматических страниц истории человечества. Литературный процесс как живое, развивающееся явление, преемственность литературных эпох. Обращенность литературы к нравственному и эстетическому чувствам и воображению читателя, его способности к активному сотворчеству с писателем. Художественные образы как язык литературы. Мифология и фольклор Мифологические представления о человеке и его месте в мире. Мифологическое объяснение природных явлений. Миф и литература. Мир людей и мир богов. Начало и истоки национальной культуры. Мифология разных культур. Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Мир языческий и мир христианский. Народное представление о героическом. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Общее и самобытное в фольклоре разных народов. Отражение в устном народном творчестве народных традиций, представлений о добре и зле; национальная окраска фольклорных произведений. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Древнерусская литература Истоки и начало древнерусской литературы, ее христианско-православные корни. Формирование этических и эстетических ценно-стей. Картина мира в представлении человека Древней Руси. Единство патриотического и гуманистического пафоса древнерусской литературы. Идея единения Руси и образ русской земли в памятниках письменности. Поучительный характер древнерусской
литературы, воплощение в ней вневременных
проблем, связанных с человеком, его верой, Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Художественное своеобразие литературных памятников. Русская литература XVIII века Особенности литературной эпохи XVIII века. Связь русской литературы с общеевропейскими тенденциями в развитии искусства Нового времени. Эпоха Просвещения в русской культуре. Классицизм как литературное направление. Идеи гражданского служения, прославление могущества и величия Российского государства. Нравственно-воспитательный пафос литературы XVIII века. Сатирическое разоблачение социальных и человеческих пороков, зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Заострение в литературе философских проблем веры и безверия, жизни и смерти, соотношения разума и чувства. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к богатству духовного мира человека, отражение в ней многообразия человеческих чувств. Открытие темы «простого» человека. Сентиментальный пейзаж, освоение темы «человек и природа». Формирование литературного стиля в русской поэзии и прозе. Русская литература XIX века Русская литература XIX столетия и ее вклад в мировую культуру. Основные тенденции литературного процесса: движение от романтизма к реализму и модернизму, усиление демократизма, повышение общественной роли литературы, усиление интереса писателей к социальной, психологической, религиозной и философской проблематике. Русская литература первой половины XIX века Особенности литературной эпохи конца XVIII – первой половины XIX века. Определяющее влияние событий 1812 и 1825 гг. на русскую литературу. Гуманистические, просветительские идеи и их связь с революционными настроениями эпохи. Тема деспотизма. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры, творческая переработка европейской классики. Самобытный характер русской литературы. Роль русской литературы в формировании национального языка. Золотой век русской поэзии. А.С.Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Развитие романтизма, соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Воплощение в литературе романтических ценностей: свобода, борьба, любовь, природа. Конфликт романтического героя с миром, проблема одиночества сильной личности и ее разочарования в окружающей действительности. Становление реализма в русской
литературе. Народность, историзм, психологизм Жизнеутверждающий и критический пафос русской литературы. Проблема личного и общественного. Образ «маленького» человека. Конфликт личности и государства. Герой-индивидуалист. Образ «лишнего» человека. Проблема положительного героя. Поиск гармонического, идеального в человеке. Разнообразие художественного и философского осмысления категории свободы. Философская трактовка темы «поэт и поэзия». Различные формы воплощения темы дружбы в литературе. Высокое звучание темы любви, изображение неповторимости любовного чувства; воплощение идеала в женском образе. Усложнение функции пейзажа в литературе. Психологическое и философское углубление темы «человек и природа». Формирование реалистического пейзажа. Реалистическое звучание темы Родины, ее настоящее и будущее. Русская литература второй половины XIX века Особенности литературной эпохи второй половины XIX века. Многообразие реалистических тенденций в литературе. Общественно-литературная борьба. «Крестьянский вопрос» в литературе и
«великие реформы» 1860-х гг. Неприятие социального
гнета, утверждение права личности на свободу.
Идея жертвенного служения человека обществу.
Споры о судьбе России, Усиление психологизма русской прозы. Сознательное и подсознательное в человеке. Мастерство психологической детали. Человек в ситуации нравственного выбора. Разоблачение бездуховности и индивидуализма, проблема нравственного самосовершенствования личности. Эволюция любовной лирики, изображение обыденного и возвышенного в человеческих отношениях. Образ русской женщины, ее духовная сила, красота. Тема детства и образ ребенка в литературе. Философская направленность русской литературы. Религиозные искания человека, выражение в литературе различных религиозно-нравственных ценностей. Свобода и необходимость, выбор жизненного пути и проблема судьбы, вера и безверие, смысл жизни и тайна смерти. Осмысление в литературе глубокой, таинственной связи человека и природы. Реалистический пейзаж, роль пейзажных зарисовок в художественном произведении. Поэтические картины русской природы в поэзии и прозе. Яркость характеров и точность бытописания в прозе. Открытия в поэзии, богатство поэтического языка. Русская литература ХХ века Богатство и разнообразие художественных систем. Традиции и новаторство в литературе ХХ века. Отображение в литературе драматических страниц отечественной истории. Соединение трагического и героического, утверждение непреходящих духовных ценностей в произведениях русских писателей. Русская литература первой половины ХХ века Особенности литературного процесса первой половины ХХ века. Религиозные и философские искания начала века. Литература и судьбы России в период революционных потрясений. Серебряный век русской поэзии. Новые литературные направления. Связь литературы с другими видами искусства («культурный ренессанс» начала ХХ века). Обостренное восприятие красоты окружающего мира и человеческих чувств в лирической поэзии. Человек и эпоха, личность и государство в осмыслении художников. Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа в революции, ответственности человека перед обществом и своей совестью. Литература в годы социалистического строительства. Романтика и драматизм будней. Противостояние объективности и тенденциозности. Взаимоотношения литературы и власти. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев человека в сложных жизненных обстоятельствах. Русское литературное зарубежье, его основные представители. Тема России, ее духовных богатств, ее прошлого и настоящего в творчестве писателей-эмигрантов. Русская литература второй половины ХХ века «Оттепель» и ее влияние на литературу. Расцвет литературно-художественных журналов. Обращение писателей к острым проблемам современности. Утверждение незыблемых нравственных ценностей жизни. Своеобразие «крестьянской темы» в русской литературе. Изображение в ней самобытных характеров и правдивых жизненных коллизий. Проблема природы и цивилизации. Новые направления в поэзии и ее яркие представители. Осмысление темы Великой Отечественной войны и проблема исторической памяти в «военной прозе». Общественно-литературная жизнь конца ХХ века: ее противоречивость и своеобразие. Нравственные и эстетические искания русской литературы последних десятилетий ХХ в. Русская литературная критика Общественное и эстетическое значение русской литературной критики. Роль критики в развитии литературного процесса и формировании вкусов и предпочтений читающей публики. Идейно-художественная оценка творчества писателей, внимание к социальным и нравственным проблемам эпохи. Литература народов России Многообразие литератур народов России, отражение в них самобытности национальных картин мира. Различные религиозно-духовные корни литератур. Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости, воплощение бытовых, духовно-нравственных традиций и системы ценностей народа. Освещение в литературе народов России важнейших общечеловеческих проблем: человек и природа, законы родового единства, служение человека истине, добру, красоте. Общность духовно-нравственных идеалов разных национальных литератур, многообразие их художественного воплощения. Проблемы литературно-художественного двуязычия. Русскоязычные национальные литературы народов России. Русский язык как средство создания национально окрашенной художественной образности. Влияние национальной мифологии, фольклора и русской литературы на становление и развитие литератур народов России. Процесс обратного воздействия литератур народов России на русскую литературу. Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литератур других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранение мира на земле, экология природы, сбережение духовных богатств, гуманизм социальных взаимоотношений. Взаимообогащение литератур разных народов за счет художественных переводов произведений национальных писателей на русский язык и русских писателей – на языки других народов России. Роль русского языка как языка межнационального общения, открывающего доступ к произведениям литератур различных народов России. Зарубежная литература Единство и многообразие мирового
литературного процесса. Мифология и литература
Древней Греции. Своеобразие гомеров- Тема любви к человеку в литературе Средних веков и эпохи Возрождения. Дон Кихот как «вечный» образ. Проблема выбора жизненного идеала. Нравственно-эстетические ценности христианской культуры и их воплощение в литературе Западной Европы. Идеалы европейского Просвещения, их влияние на мировую художественную культуру. Острота политической сатиры, выражение в ней вечного и злободневного. Фантастическое в литературе, литературная условность как форма отображения действительности. Европейская литература XVIII–XIX веков, отражение в ней духовных поисков человека и общественно-политической проблематики. Высокое звучание любовной темы как одной из высших ценностей человеческого бытия. Трагедия гибели любви и красоты в жестоком, несовершенном мире. Байронизм и байронический герой. Мотив разочарования и образ мятежной личности в произведениях писателей-романтиков. Роль пейзажа в романтической литературе. Особенности развития романтического направления в различных культурах. Взаимодействие романтизма и реализма в мировой литературе XIX–XX вв. Тема унижения, бесправия человека; обличение быта и нравов общества, равнодушного к судьбам простых людей. Тема денег, материальных отношений в человеческом мире. Проблема сильной личности, способной выстоять и утвердить свое право на жизнь в мире социальной жестокости. Тема человека и природы в американской и японской литературе. Тема детства, образ ребенка в мировой
литературе, отражение в ней детского
представления о мире, о добре и зле, правде Роль мировой литературы в развитии общественного сознания. Взаимодействие русской и зарубежной литературы. Отражение в них «вечных» категорий бытия (любовь, природа, красота, человеколюбие, свобода и др.). II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ • Художественная литература как искусство слова. Специфика художественного образа. Понятие о классической литературе. • Устное народное творчество. Жанры фольклора. • Литературные роды и жанры. • Основные литературные
направления. Классицизм, сентиментализм,
романтизм, • Понятие народности. Общечеловеческое и национальное в творчестве писателя. • Литература и другие виды искусства. Литературная критика. • Единство формы и содержания литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, система образов. • Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория. • Основы стихосложения: стихотворные размеры, рифма, строфика, ритм и т.д. В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются также с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями здесь являются: • Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур. • Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России. • Художественный перевод. III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста. • Владение различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных текстов; устное словесное рисование, инсценирование. • Анализ произведения в единстве его формы и содержания:
• Написание планов, аннотаций; составление критических отзывов о прочитанных произведениях, просмотренных спектаклях и фильмах; создание произведений различных жанров (сказка, стихотворение, рассказ и проч.); написание сочинений по литературным произведениям, а также на основе жизненных впечатлений. • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Специфические виды деятельности для школ с родным (нерусским) языком обучения • Сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра; выделение в сопоставляемых произведениях как общего, так и национально обусловленного; выявление взаимосвязи и взаимовлияния творчества писателей – представителей русской и родной литератур. • Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык, выбор в родном языке адекватных средств художественной выразительности. • Сравнение русского оригинала с его художественным переводом, определение адекватности перевода оригиналу. IV. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное формирующее влияние на личность ученика, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Перечень художественных произведений представлен в виде таблицы. В ней дана общая графа, в которую включены произведения, изучаемые как в школе с русским языком обучения, так и в школе с родным (нерусским) языком обучения. Произведения, изучение которых имеет свою специфику в указанных двух типах школ, разделены по графам. Перечень художественных произведений для изучения в школах с родным (нерусским) языком обучения несколько сокращен по сравнению со школами с русским языком обучения, что не наносит ущерба восприятию учащимися творчества писателей в целом. Отличия продиктованы либо языковыми сложностями предлагаемых для изучения в русской школе литературных произведений, либо желанием представить учащимся школ с родным (нерусским) языком обучения те произведения, в которых нашли отражение этническое многообразие России, быт, обычаи, культура народов, населяющих ее, а также национальное своеобразие русской литературы, духовные основы русской культуры. Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Перечень произведений1 предполагает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником автономное читательское право. При изучении литературы народов России выбор конкретных имен писателей и произведений варьируется в зависимости от специфики региона Российской Федерации, интересов учителя и учащихся.
1 Курсивом в Перечне выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников. В тексте звездочкой (*) отмечены авторы, список произведений которых необходимо расширить двумя-тремя произведениями в соответствии с личностными интересами учителя и школьника.
|