Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2002

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 05 (05) • вкладка в БШ № 17 (77) • 1–15 сентября 2002

Час тихого чтения

ШКОЛА СОТРУДНИЧЕСТВА. Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. Издательство «Первое сентября», 2000

Этот сборник составлен из фрагментов книг, статей, выступлений на конференциях и собраниях, интервью виднейших деятелей народного просвещения 1990-х годов.

Суть педагогики сотрудничества в единстве отношений сотрудничества и новых методик, рассчитанных на сотрудничество с детьми. Эти отношения нельзя установить в один день и в одну неделю. Чтобы добиться сотрудничества с детьми, надо иметь доброе сердце, высокую культуру, современный профессионализм. Этим проблемам и посвящена книга.

Перая часть книги составлена из статей и высказываний о принципиальных идеях новой педагогики: об идее свободы и сотрудничества, о свободе в образовательной политике, об идеях авторской школы, о вероятностном образовании

Во второй части книги изложены основные идеи известных школ (Л.Н.Толстого, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, М.П.Щетинина, Монтессори, Френе, Я.Корчака и многих других).

Третья часть книги посвящена новым идеям в педагогике: идеям обучения детей без отбора, идее педагогической поддержки, коллективного творчества, самоопределения, города как школы, разновозрастных коллективов.

В четвертой части обсуждаются идеи и методы оценки результатов обучения.

Если принять, что жизнь школы, как и жизнь человека, пронизаны духом творческой непредсказуемости, то какие бы строгие планы и программы ни придумывались, они всегда во сто крат беднее, чем развертывающаяся жизнь. Если урок превращается в диалог, если все пытаются понять друг друга и взаимодополнить, то в этом «понимающем диалоге» будет услышан неповторимый голос каждого участника. Это относится и к учителю, и к ученикам, потому что педагогика – это и есть вовлечение детей в круг образования учителя. Так что взрослым в школе сотрудничества придется думать не о том, как развивать детей, а скорее о том, как развивать себя.

И эта книга – такой диалог.

СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ВСЕХ.

2-е изд. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000

 

Книга о воспитании в семье для будущих родителей и для тех, кто воспитывает детей сегодня, о том, как зарождаются и укрепляются в ребенке высшие нравственные и духовные начала в новых условиях жизни, о том, как вырастить самостоятельных, добрых, честных, мужественных и одухотворенных людей.

Книга состоит из трех частей: «Человек в человеке», «Человек для человека» и «Человек и человек», в каждой части по три главы, в которых обсуждаются самые актуальные проблемы педагогики.

С.Л.Соловейчик в самом начале книги говорит, что педагогика – это наука об искусстве воспитания. Именно об искусстве. Потому что «воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу Ребенка, и успех зависит от того, есть ли у нас воспитательная сила подвести детей к этому нашему идеальному образу и отвечает ли он, этот образ, образу Человека». Педагогика – наука об искусстве воспитания детей и служит двум задачам: созданию более правильного образа ребенка и развитию своей воспитательной силы.

Педагогика – наука об искусстве воспитания детей, но не всех, а только чужих. Когда же дело доходит до
собственных детей, то всякая наука вроде бы кончается и начинается неизвестно что. Потому что для воспитания тысячи детей нужна наука управления,
а для воспитания одного – наука общения. Родина обучения – школа, учить надо, как учат в школе. А родина воспитания – семья, воспитывать надо, как в семье. Если же учить, как учат дома, а воспитывать, как воспитывают в школе, – ничего не получится.

Старая педагогическая наука подсказывает три привычные модели воспитания: модель «правила движения» – выучивание неких правил, вера в магическую силу нотаций и поучений, модель «сад-огород» – бессмысленное и непрерывное выпалывание недостатков и модель «кнут и пряник» – мир – это непрерывная цепь задач и выборов, целей и средств,
а не мир штрафов и наград.

Во второй части книги «Человек для человека» С.Л.Соловейчик пишет о целях, условиях и средствах воспитания. Как вырастить человека с гармоничной душой – с сильными и точными желаниями, с горячими чувствами, с напряженной волей, смелым умом, с верой в жизнь, с надеждой на будущее, с уверенностью в своих силах, с высоким духом? «Упорство в ребенке развивается принуждением, творчество – побуждением. Тихонько, осторожно, не спеша, словно перед нами птица, которую можно спугнуть, приучаем ребенка видеть мир как цепь вопросов и проблем и помогаем ему эти проблемы решать, добавляем свою волю к его – слабенькой».

В третьей части книги «Человек и человек» С.Л.Соловейчик пишет о воспитании общением, сотрудничеством и сотворчеством.

«Душевный контакт с ребенком – первая и последняя проверка, как идет воспитание»

«Не соподчинение, не сообщничество, а сотрудничество. Воспитание – это сотрудничество с детьми, ответственность за которое несут взрослые. Педагогика занимается вопросами сотрудничества с частью человечества, называемой словом «дети», а не методами подчинения.

Есть более высокий тип отношений между людьми, между родителями и детьми – сотворчество. Никогда не станем разоблачать детские выдумки и фантазии. Дети очень любят сказки, придуманные на их глазах, с паузами, затруднениями, с выбором: что делать герою? Маленький не только ждет, но и напрягает фантазию. Надо учить детей рисованию, иностранным языкам, музыке – пусть не будет музыкантом, но музыкальное образование, музыкальное развитие – само по себе цель. Алгебре ведь учат детей без прицела сделать из них великих алгебраистов.

И в заключение С.Л.Соловейчик говорит: «Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого! Кто умеет от сердца сказать маленькому: “Мой прекрасный” – тот счастлив в детях и у него счастливые дети».

СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. ПОСЛЕДНЯЯ КНИГА.

Издательство «Первое сентября», 1999

«Опять и опять спрашивают меня, почему эта книга называется последней. Опять и опять отвечаю: потому что в ней рассказывается о тех пониманиях, выводах, представлениях, которые я добыл за годы своей жизни... Я рассказывал коротко о времени, в котором прошла моя жизнь, о том, почему я всегда чувствовал себя свободным, несмотря на полную несвободу... Я пишу не интересную, не коммерчески выгодную книгу, а завещание и не могу заранее знать ценность той или иной части его» – так пишет о своей книге сам Симон Львович Соловейчик.

Это – исследование человека, в данном случае, по словам С.Л.Соловейчика, исследование самого себя. В книге 59 глав, каждая из которых – разговор-эссе, страничка из дневника. Но этот дневник не только для себя, это диалог с читателем.

«Я не книжку пишу, я пытаюсь восстановить справедливость. И эту, последнюю свою книгу пишу лишь потому, что есть несколько важных мыслей, которые, я верю, очень нужны тем людям, которым они нужны».

«Правда без души непременно оборачивается ложью».

«Степень свободы в семье или школе зависит не от разрешений и запрещений, не от свободы детей, а от свободы воспитателей. Может быть, неудачи нынешней демократической школы в том, что мы пытаемся наладить свободное воспитание без свободных воспитателей. Секрет, я думаю, в этом,
а не в строгости дисциплины».

«Всякое настоящее дело требует самозабвения; но работать с детьми невозможно без этого состояния. Вот это – самое главное, самая центральная точка педагогики. Точно так же, как в семейном воспитании успех зависит от бескорыстия родительской любви, так и в профессиональной работе успех зависит от способности педагога к самозабвению».

Книга Симона Львовича Соловейчика, яркого писателя и удивительного учителя, создателя новой свободной педагогики, действительно оказалась последней. Но в ней сконцентрировалась целая жизнь – как дневник, написанный против течения времени, как попытка человеческой души понять саму себя. И если вам нужен кто-то, с кем хотелось бы поговорить, а может, и поспорить о смысле жизни, откройте ее.

Она ждет именно такого собеседника.

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные
в летних выпусках

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. Стандарт для толпы. № 41–2002, с. 1.

Дискуссия о стандарте образования.

Краюхин В. …А кто не хочет получать образование – тот свое получит! № 42–2002, с. 1.

Власть предлагает судить родителей, чьи дети прогуливают уроки. А самих прогульщиков – принудительно возвращать в классы.

Меняем школу на объективные показатели. № 43–2002, с. 1.

Под видом реформ нас возвращают в систему, где снова нет места интересам учеников и учителей.

Дашковская О. ЕГЭ российского масштаба. № 47–2002, с. 1.

Итоги второго года эксперимента.

Адамский А. Стратегия инициативы. № 55–2002, с. 1.

Как рождается опыт взаимодействия между школой и государством.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Собкин В.С. и др. Выпускные надежды. № 39–2002, с. 2.

О чем мечтают старшеклассники, покидая школу.

Ковалева Т. Об обучении и образовании. № 43–2002, с. 3.

Технология тьюторского сопровождения в российском образовании.

Трапер А., Эпштейн М. Кто поселится на тимуровском чердаке. № 46–2002, с. 2.

Молодежные объединения вчера и сегодня.

Борисова Л. «Если ничего не можете дать, то дайте хотя бы свободу». № 54–2002, с. 2.

Оценку образовательным реформам ставят учителя.

Литвяк Е. Лаборатория нелогичной педагогики. № 55–2002, с. 2.

«Диалог» – школа соучастия и интуиции.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Ашкенази Л. Портрет американской школы. № 40–2002, с. 2.

Американская школа не просто в несколько раз крупнее российской, это более сложный механизм.

Яковлев А. Свободные территории. № 40–2002, с. 2.

Как власти западных стран учились налаживать диалог с молодежью.

Школа равных возможностей еще не построена. Подготовлено по материалам ООН. № 44–2002, с. 2.

ООН и ЮНЕСКО о проблемах женского образования.

ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА

Лушникова М. Английский без перерыва? № 39–2002, с. 3.

Лучше всего начинать изучение языка с самого раннего возраста.

СТАРШАЯ ШКОЛА

Крылова Н. …И чуть-чуть в профиль? № 41–2002, с. 3.

Что ждет старшеклассников в грядущей профильной школе.

Чистякова С. Надо выбрать задачу так, чтобы выбор остался за детьми. № 41–2002, с. 3.

Профильное образование: взаимодействие противоположностей.

Дашковская О. Этот многоликий профиль. № 45–2002, с. 2.

Мнения специалистов по вопросам специализации.

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ

Борисова И. Ориентация в бездне. № 39–2002, с. 5.

Малоизвестная грань таланта известного киносценариста Ф. Горенштейна.

Иваницкая Е. Наступает будущее. № 53–2002, с. 3.

Разговор-эссе с известным писателем А.Столяровым о проблемах рождения и гибели цивилизаций.

Бодрийар Ж. Трусцой по кромке мгновения. Пер. с французского Д.Калугина. № 43–2002, с. 5.

Америка как воплощенная утопия.

Иваницкая Е. Достоевский и война. № 45–2002, с. 5.

Разговор-эссе с главным редактором альманаха «Достоевский и мировая культура» К.Степаняном.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Выдержки, отдельные главы из книг зарубежных педагогов, психологов, философов, написанных в последние двадцать лет.

Выпуск 1. Свобода и ответственность. № 48–2002, с. 1–15.

Выпуск 2. Ценности и оценка. № 49–2002, с. 1–15.

Выпуск 3. Обучение и познание. № 50–2002, с. 1–15.

Выпуск 4. Слово и чувство. № 51–2002, с. 1–15.

Выпуск 5. Игры и проекты. № 52–2002, с. 1–15.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Любимый город. № 14. Царское село. № 40–2002, с. 1-4.

Любимый город. № 15. Тула. № 53–2002, с. 1–4.

Учебники. № 55. № 42–2002, с. 1–4.

Учебники. № 56. № 55-2002, с. 1–4.

Педагогическое самообразование. № 18. Школа для учителя. № 44–2002, с. 1–4.

Документы. № 85. № 46–2002, с. 1–4.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3–м классе. № 22–2002, с. 5–12.

Предлагаемый материал является продолжением аналогичных задач для 1-го класса
(см. № 41–2001) и для 2-го класса (см. № 12–2002).

Снитко И. Есть одна планета-сад… № 23–2002, с. 5–12.

Литературно-экологические праздники.

Сергеев В. Викторины «50 вопросов». № 24–2002, с. 5–12.

Дьячкова Г. Устный счет. № 25–26–2002, с. 7–18.

Дополнительные задания и упражнения на формирование вычислительной культуры учащихся.

Тихомирова Е. Чем занимались наши предки. № 27–28–2002, с. 7–18.

Предложенные материалы могут быть использованы на уроках истории или ознакомления с окружающим миром.

Аввакумова В. и др. Тает летнее время чудес. № 29–2002, с. 5–12.

Конспекты праздников.

Неменский Б.М. и др. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». № 30–2002, с. 5–12.

Интегрированный курс для 1–4-х классов.

Андрианова Т.М. и др. За буквой мир родного языка. № 31–2002, с. 5–12.

Методические комментарии к новому комплекту по обучению грамоте и письму.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Керженцева А. «Ежели вы вежливы». № 22–2002, с. 2–3.

Воспитательный урок вежливости.

Дорофеева Н. Развитие интеллектуальных способностей. № 23–2002, с. 2.

Урок-игра в 1-м классе.

Манина О. Урок логики. 24–2002, с. 2.

Урок в 1-м классе по теме «Развитие мыслительных приемов «сравнение», «сериация».

Климова Л. Урок по развитию речи. № 24–2002, с. 2–3.

Урок по теме «Учимся писать изложение».

Счастливый случай. № 24–2002, с. 3–4.

Урок-игра по русскому языку по теме «Обобщение знаний об имени существительном».

Бростюк О.И. Обязанности пассажиров. № 24–2002, с. 14.

Правила поведения в общественном транспорте.

Спиридонова Л. Час занимательной математики. № 25–26–2002, с. 4–5.

Внеклассные занятия.

Шабашева Т. Состав слова. № 25–26–2002, с. 5–6, 19.

Тесты для работы учащихся в парах на уроках-тренингах при закреплении, обобщении и контроле знаний.

Евстратикова О. Твори добро. № 25–26–2002, с. 19, 21.

Классный час в 3-м классе.

Андреева М.А., Олейникова Е.В. Волшебная страна. № 25–26–2002, с. 20.

Игра-путешествие.

Кошкарова В. Логические цепочки. № 27–28–2002, с. 2–3.

Ребусы и кроссворды по математике.

Банщикова Л. Правописание непроизносимых и парных согласных. № 27–28–2002, с. 4.

Урок-обобщение во 2-м классе.

Бахтина А. Фонетика, фонетика – наука очень сложная. № 27–28–2002, с. 6, 19.

Упражнения для развития фонематического слуха для 1-го класса.

Белолипецкая В. Как победить злой и страшный недуг – алкоголь. № 27–28–2002, с. 21.

Классный час-игра в 3-м классе.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Краснова М.И. Слушать и слышать. № 22–2002, с. 13–14.

Авторские технологии.

Радионова Л. Про котов и кошек. № 23–2002, с. 3–4.

Урок чтения по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга».

Паршина Е., Леонова И. Задания для предметных недель. № 29–2002, с. 3–4.

Материал в методическую копилку молодым специалистам.

КНИГА В ГАЗЕТЕ

Яковлева Е. Программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. № 22–2002, с. 5–12.

В тексте занятий приведены реальные ответы ребят, участвовавших в экспериментальной работе.

Печатное слово. № 5–2002, апрель–июнь. № 24–2002, с. 5–12.

Ежеквартальное приложение к еженедельнику «Школьный психолог»

Грибанова Г. Психолого-медико-педагогическая комиссия. № 25–26–2002, с. 2–48.

Методические рекомендации по организации деятельности.

Вачков И. Приключения во внутреннем мире. № 27–28–2002, с. 5–20.

Книга адресована подросткам, но может быть эффективно использована школьными психологами для проведения факультативов по психологии.

Жизненные навыки. Под ред. С.В.Кривцовой. № 29–2002, с. 5–12.

Уроки психологии во 2-м классе.

Битянова М. Развитие проектного мышления. № 30–2002, с. 3–14.

Учебный психологический курс для учащихся 5-х классов.

Рабочие материалы всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы». № 31–2002, с. 5–12.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Хухлаева О. Кто я? № 22–2002, с. 4.

Расширение ролевого репертуара детей.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Шапиро О., Саттарова Ф. Один – хорошо, а два – лучше. № 23–2002, с. 10.

Модель тренинга, в котором принимают участие два психолога.

ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

Ахутина Т., Меликян З. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития. № 23–2002, с. 8–10.

Авторы предлагают способ количественной оценки выполнения пробы на зрительно-пространственную память.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Битянова М. Вперед в прошлое. № 31–2002, с. 3.

Автор делится своими представлениями об упорядочивании деятельности педагога-психолога.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Артюхова И. Не оставим без внимания. № 23–2002, с. 12.

Как вести работу по формированию внимания у младших школьников.

Битянова М. Нам не жить друг без друга. № 24–2002, с. 14.

Школьный психолог нуждается в сотрудничестве с классным руководителем.

Беглова Т. Совместное творчество. № 27–28–2002, с. 21.

Сценарий психолого-педагогического консилиума по трудному классу.

Казакова С. Новичок в классе. № 29–2002, с. 14.

Как помочь новому ученику преодолеть страх перед неизвестным.

ГИЛЬДИЯ

Степанова М. Мания величия практической психологии. № 22–2002, с. 14–15.

Современные дошкольники делают все что угодно, но только не играют, так как им некогда.

Семаго М. Подвиг очищения. № 23–2002, с. 13.

Именно психологам предназначено возглавить процесс сплочения вокруг новой национальной идеи.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Смятенье чувств. № 24–2002, с. 4.

Что такое амбивалентность?

Степанов С. Эврика! № 29–2002, с. 4.

Что такое инсайт?

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Данилова Е. Материалы для проведения родительского собрания в начале учебного года.

Первоклассники. Второклассники. Третьеклассники. «Начальная школа», № 29–2002, с. 13; № 30–2002, с. 3; № 31–2002, с. 15.

Артюхова И. Не оставим без внимания. «Школьный психолог», № 23–2002, с. 12.

Как вести работу по формированию внимания у младших школьников.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Битянова М. Нам не жить друг без друга. «Школьный психолог», № 24–2002, с. 14.

Классный руководитель и школьный психолог «обречены» на сотрудничество.

Казакова С. Новичок в классе. «Школьный психолог», № 29–2002, с. 14.

ПОДРОСТОК

Варга Д. Дела семейные. «Здоровье детей», № 11–2002, с. 16–17; № 12–2002, с. 16–17; № 13–2002, с. 18–19; № 14–2002, с. 18-19.

Поразмышляем над тем, что происходит с детьми в семье, школе, об их праве на доверие, уважение и любовь, о праве на независимость, об ответственности за совершенные поступки.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Гамаюнова Н. Цена золотой рыбки. «Первое сентября», № 55–2002, с. 8.

… Так надо ли сознательно приучать ребенка к трудностям?

Стилман Дж. Смешанная семья с настоящими родителями. Пер. с англ. М.Никоновой. «Первое сентября». № 55–2002, с. 8.

Бывают и такие. Не родные, не приемные, а настоящие – и все тут!

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. № 20–2002, с. 7–10.

Проект Минобразования РФ. Российская академия образования.

Управление школой на основе коммуникативных технологий. № 21–2002, с. 7–10.

Теория и практика педагогического PR.

Инновационная организация государственно-общественных форм управления в образовании. № 22–2002, с. 7–10.

Программа предназначена для подготовки технологов-проектировщиков, консультантов экспертной деятельности, координаторов попечительской деятельности.

Развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении. № 23–2002, с. 7–10.

Программа рассчитана на команду преподавателей ОУ, осознающих необходимость в обновлении содержания образования способом освоения и организации проектной деятельности.

Гибкая система образования и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. № 24–2002, с. 7–10.

Данный курс дополняет и углубляет педагогическую проблематику теории и практики организации образовательного процесса для длительно болеющих детей, в том числе детей-инвалидов.

Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования. № 27–28–2002, с. 11–14.

ОФИС

Мухина Н.В. Налоговый учет нормируемых расходов. № 20–2002, с. 11.

Каменная О. Путевки для сотрудников за счет средств фонда социального страхования. № 21–2002, с. 11.

Вифлеемский А.Б., Федорова Т.О. Вопросы хозяйственной деятельности. № 23–2002, с. 11; № 24–2002, с. 11.

Что такое индивидуальная педагогическая деятельность. Налог на добавленную стоимость.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Дашковская О. Министерство предлагает ввести временный мораторий на свободу слова. № 20–2002. с. 6.

Необоснованная и некомпетентная критика в адрес ЕГЭ со стороны СМИ и ТВ сеет ненужную панику и настраивает людей против участия в эксперименте.

Дашковская О. Широкомасштабный эксперимент: профанация модернизации. № 22–2002, с. 4–5.

Итоги эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, который стартовал в сентябре 2001 года в 1953 школах 76 регионов.

Адамский А. Госстандарт в образовании: сказка о потерянном времени. № 23–2002, с. 2.

Краткий обзор позиций основных участников разработки этого закона.

Дашковская О. В поисках главных ориентиров. № 23–2002, с. 5.

Итоги обсуждения на коллегии Минобразования объемных показателей для разработки федерального компонента государственного общего образования.

ЭКСПЕРТИЗА

Лобок А. Методология и модель эвриканской экспертизы. № 20–2002, с. 4–5; № 21–2002, с. 4–5.

Теоретические основы.

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Карпушин Н. Как справиться с бюджетным голодом. № 21–2002, с. 6.

Рождение товарной услуги в отдельно взятой школе.

ПУБЛИЦИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. № 25–26–2002, с. 1–24.

Лучшие материалы обозревателей «Управления школой» по образовательной политике, управлению развитием и экономике образованием.

ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

Архимандрит Кирилл (Павлов). Святой покровитель русской земли. № 25–26–2002, с. 3.

Слово на обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.

Владимир, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. Дело просвещения Руси. № 27–28–2002, с. 3.

Слово в день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Семаков Н. Как князь Владимир веру выбирал. № 27–28–2002, с. 20–21.

Сценарий праздника, посвященного Крещению Руси.

Владимир, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. Ключ от врат Небесного Царства. № 29–2002, с. 1, 3.

Слово на праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня.

Архимандрит Кирилл (Павлов). Наше преображение совершается крестом. № 30–2002, с. 3.

Слово на Преображение Господне.

Протоиерей Валерий Кречетов. О жизни временной и жизни вечной. № 31–2002, с. 3.

Слово в день Успения Божией Матери.

УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

Иеромонах Симеон. Истина святая и непогрешимая. № 27–28–2002, с. 8–10.

О чтении Священного Писания.

Епископ Виссарион (Нечаев). «Все Божие живо и пребывает всегда». № 30–2002, с. 4–5.

Паремии праздника Преображения Господня.

Епископ Виссарион (Нечаев). От верности Богу зависит наша судьба. № 31–2002, с. 4.

Паремии на праздник перенесения из Едессы в Царьград образа Нерукотворенного Спаса.

ДИВЕН БОГ ВО ВСЕХ СВЯТЫХ СВОИХ

Орехов Д. С душою ангела. № 25–26–2002, с. 6–7.

Святая жизнь преподобномученицы Елисаветы.

Шарова В. Он вдохновлял на духовную брань.

Автор рассказывает о подвиге священномученика Амвросия, епископа Сарапульского, причисленного к лику новомучеников Российских.

СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

Васильева М. Крестом осененные. № 27–28–2002, с. 11.

В Митино, на северо-западе столицы, строится храм во имя святых Константина и Елены.

ОТКРОВЕНИЯ И НАУКА

Хоменков А. Есть ли у человека лишние части? № 27–28–2002, с. 15.

Как хирурги пытались исправить «эволюционные изъяны».

Морозова Е. Основа мировоззрения – вера. № 31–2002, с. 6–7.

Православное мировоззрение как основа российского образования XXI века.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД

Воропаев В. Мы все работаем у одного хозяина. № 25–26–2002, с. 10–11.

Гоголь в Троице-Сергиевой Лавре.

Ефимов А. Ратник русского слова. № 29–2002, с. 10–11.

Бройде М. Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский». № 29–2002, с. 6–7.

Хорошо знакомый и любимый с детства роман раскрывает новые духовные глубины, если его образы и идеи сверять со Священным Писанием.

Чему нас учат произведения С.Т.Аксакова?

Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. № 29–2002, с. 11–12.

Отрывки из книги.

ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ

Сидоренко В. Блаженная дурочка Тамара. № 25–26–2002, с. 12–14.

Рассказ о вере и неверии, о счастье и несчастьях.

Сологуб В. А любовь никогда не перестает. № 30–2002, с. 11–13; № 31-2002, с. 12–14.

Воспоминания автора о детстве – замечательном и неповторимом.

LANGUAGE SKILLS

Writing. № 22–2002, p. 3; № 29–2002, p. 3.

Listening. № 23–2002, p. 3; № 27–28–2002, p. 3; № 31–2002, p. 3.

Speaking. № 24–2002, p. 3.

Reading. № 25–26–2002, p. 3; № 30–2002, p. 3.

ASPECTS OF LANGUAGE

Vocabulary. № 22–2002, p. 4; № 29–2002, p. 4.

Spelling and Pronunciation. № 23–2002, p. 4; № 27–28–2002, p. 4; № 31–2002, p. 4.

Style. № 24–2002, p. 4.

Grammar. № 25–26–2002, p. 4; № 30–2002, p. 4.

CLASSROOM ACTIVITIES

Боярская Ю. Дополнительные упражнения для контроля внимания пройденного материала (уч. Английский язык, 6-й кл., В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа и др.). № 22–2002, с. 11;
№ 24–2002, с. 11; № 25–26–2002, с. 17; № 29–2002, с. 11.

Onishchenko A. English in My Life. № 22–2002, p. 12.

An unusual lesson in the form of representation.

Father’s Day Quiz. № 22–2002, p. 16.

Bringing Facts into Science Fiction. № 24–2002, p. 15.

Creating science fiction narratives based in current news themes.

Мятова М. My Day. Food. № 27–28–2002, p. 18.

Урок для 3-го класса школ с углубленным изучением английского языка.

Using Newspapers in the Classroom. № 29–2002, p. 5.

Newspapers support learning in many ways.

TESTS

Примерные варианты вступительных экзаменов в московские вузы. № 22–2002, с. 5–6; № 23–2002, с. 5; № 24–2002, с. 5.

METHODS OF TEACHING

Kuzmenkov A., Kuzmenkova J. What’s There in a Song for an EL Teacher? № 22–2002, p. 15.

The authors want to give a brief overview of the current state of the art of using music in the classroom.

Шамбилова М. Особенности обучения иностранным языкам на раннем этапе. № 23–2002, с. 7–10.

Голдырев Ю. The Ballad of Starkid’s Childhood Spiced With Irregular Verbs. № 25–26–2002, p. 8.

The author suggests one more approach to teaching Irregular Verbs.

Abramova T. Using Russian Folktales in the English Lessons. № 27–28–2002, p. 5.

Klueva N.V. Motivation and the Learning Process. № 27–28–2002, p. 19.

How to support student motivation.

Bouma E. Media Studies: Teacher Introduction. № 31–2002, p. 5.

BOOKSHELF

Кузьменкова Ю.Б. Revising, Reading and Reasoning for your English Exams. № 25–26–2002, p. 9–16.

Пособие по английской грамматике.

Богородицкая В.Н. Новый учебник английского языка для 2-го класса общеобразовательных учреждений. № 31–2002, с. 7–10.

Представляем учебник.

FOCUS ON LANGUAGE

Филиппова Т. Сравнительный анализ английских и немецких модальных глаголов.
№ 23–2002, с. 12.

Материал полезен для преподавателей, обучающих английскому как второму после немецкого.

Le franзais en Russie

Pierre Barthe, Un investissement а long terme, no 11, 2002, p. 3

Patrick Renard, А Ekaterinbourg le terrain est propice pour le franзais, no 11, 2002, p. 4-5

Grйta Tchesnovitskaya, Prйserver la richesse de la diversitй, no 11, 2002, p. 6-7

Patrick Renard, Un congrиs, un KVN, deux festivals, no 14, 2002, p. 5

Grйta Tchesnovitskaya, Iaroslavl, ville а dйcouvrir, no 14, 2002, p. 6-7

une sйrie de publications sur la promotion du franзais en Russie.

Cahier d’exercices

Rйvision de la voix passive, no 11, 2002, p. 8

Pronoms personnels toniques, no 14, 2002, p. 4

Place de deux pronoms. Pronoms dйmonstratifs, no 15, 2002, p. 8

Bonjour, Monsieur le Maоtre d’йcole

Les projets individuels а l’йcole, no 1541, no 15, 2002, p. 4-5

le travail sur les projets individuels.

Les Routes de l’Histoire

Olga Pylakina, La France sous Napolйon, no 11, 2002, p. 10-11; no 14, 2002, p. 8-9

Page littйraire

Harry Potter c’est super, no 11, 2002, p. 12-13

Prosper Mйrimйe, Tamango, no 11, 2002, p. 14-15

Alexandre Dumas (1802 – 1870), no 13, 2002, p. 1-17

une sйrie d’articles sur le bicentenaire d’Alexandre Dumas.

Etienne de