Издательский дом
Выпуск 05 (05) • вкладка в БШ № 17 (77) • 1–15
сентября 2002
Час тихого чтения
ШКОЛА СОТРУДНИЧЕСТВА. Практическое
руководство для тех, кто хочет стать любимым
учителем. Издательство «Первое сентября», 2000
Этот сборник составлен из фрагментов
книг, статей, выступлений на конференциях и
собраниях, интервью виднейших деятелей
народного просвещения 1990-х годов.
Суть педагогики сотрудничества в
единстве отношений сотрудничества и новых
методик, рассчитанных на сотрудничество с
детьми. Эти отношения нельзя установить в один
день и в одну неделю. Чтобы добиться
сотрудничества с детьми, надо иметь доброе
сердце, высокую культуру, современный
профессионализм. Этим проблемам и посвящена
книга.
Перая часть книги составлена из статей
и высказываний о принципиальных идеях новой
педагогики: об идее свободы и сотрудничества, о
свободе в образовательной политике, об идеях
авторской школы, о вероятностном образовании
Во второй части книги изложены
основные идеи известных школ (Л.Н.Толстого,
В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, М.П.Щетинина,
Монтессори, Френе, Я.Корчака и многих других).
Третья часть книги посвящена новым
идеям в педагогике: идеям обучения детей без
отбора, идее педагогической поддержки,
коллективного творчества, самоопределения,
города как школы, разновозрастных коллективов.
В четвертой части обсуждаются идеи и
методы оценки результатов обучения.
Если принять, что жизнь школы, как и
жизнь человека, пронизаны духом творческой
непредсказуемости, то какие бы строгие планы и
программы ни придумывались, они всегда во сто
крат беднее, чем развертывающаяся жизнь. Если
урок превращается в диалог, если все пытаются
понять друг друга и взаимодополнить, то в этом
«понимающем диалоге» будет услышан неповторимый
голос каждого участника. Это относится и к
учителю, и к ученикам, потому что педагогика –
это и есть вовлечение детей в круг образования
учителя. Так что взрослым в школе сотрудничества
придется думать не о том, как развивать детей, а
скорее о том, как развивать себя.
И эта книга – такой диалог.
СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ВСЕХ.
2-е изд. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000
Книга о воспитании в семье для будущих
родителей и для тех, кто воспитывает детей
сегодня, о том, как зарождаются и укрепляются в
ребенке высшие нравственные и духовные начала в
новых условиях жизни, о том, как вырастить
самостоятельных, добрых, честных, мужественных и
одухотворенных людей.
Книга состоит из трех частей: «Человек
в человеке», «Человек для человека» и «Человек и
человек», в каждой части по три главы, в которых
обсуждаются самые актуальные проблемы
педагогики.
С.Л.Соловейчик в самом начале книги
говорит, что педагогика – это наука об искусстве
воспитания. Именно об искусстве. Потому что
«воспитатель, как и художник, действует не по
плану, не по отвлеченной идее, не по заданному
перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу
Ребенка, и успех зависит от того, есть ли у нас
воспитательная сила подвести детей к этому
нашему идеальному образу и отвечает ли он, этот
образ, образу Человека». Педагогика – наука об
искусстве воспитания детей и служит двум
задачам: созданию более правильного образа
ребенка и развитию своей воспитательной силы.
Педагогика – наука об искусстве
воспитания детей, но не всех, а только чужих.
Когда же дело доходит до
собственных детей, то всякая наука вроде бы
кончается и начинается неизвестно что. Потому
что для воспитания тысячи детей нужна наука
управления,
а для воспитания одного – наука общения. Родина
обучения – школа, учить надо, как учат в школе. А
родина воспитания – семья, воспитывать надо, как
в семье. Если же учить, как учат дома, а
воспитывать, как воспитывают в школе, – ничего не
получится.
Старая педагогическая наука
подсказывает три привычные модели воспитания:
модель «правила движения» – выучивание неких
правил, вера в магическую силу нотаций и
поучений, модель «сад-огород» – бессмысленное и
непрерывное выпалывание недостатков и модель
«кнут и пряник» – мир – это непрерывная цепь
задач и выборов, целей и средств,
а не мир штрафов и наград.
Во второй части книги «Человек для
человека» С.Л.Соловейчик пишет о целях, условиях
и средствах воспитания. Как вырастить человека с
гармоничной душой – с сильными и точными
желаниями, с горячими чувствами, с напряженной
волей, смелым умом, с верой в жизнь, с надеждой на
будущее, с уверенностью в своих силах, с высоким
духом? «Упорство в ребенке развивается
принуждением, творчество – побуждением.
Тихонько, осторожно, не спеша, словно перед нами
птица, которую можно спугнуть, приучаем ребенка
видеть мир как цепь вопросов и проблем и помогаем
ему эти проблемы решать, добавляем свою волю к
его – слабенькой».
В третьей части книги «Человек и
человек» С.Л.Соловейчик пишет о воспитании
общением, сотрудничеством и сотворчеством.
«Душевный контакт с ребенком – первая
и последняя проверка, как идет воспитание»
«Не соподчинение, не сообщничество, а
сотрудничество. Воспитание – это сотрудничество
с детьми, ответственность за которое несут
взрослые. Педагогика занимается вопросами
сотрудничества с частью человечества,
называемой словом «дети», а не методами
подчинения.
Есть более высокий тип отношений между
людьми, между родителями и детьми –
сотворчество. Никогда не станем разоблачать
детские выдумки и фантазии. Дети очень любят
сказки, придуманные на их глазах, с паузами,
затруднениями, с выбором: что делать герою?
Маленький не только ждет, но и напрягает
фантазию. Надо учить детей рисованию,
иностранным языкам, музыке – пусть не будет
музыкантом, но музыкальное образование,
музыкальное развитие – само по себе цель.
Алгебре ведь учат детей без прицела сделать из
них великих алгебраистов.
И в заключение С.Л.Соловейчик говорит:
«Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах
взрослого! Кто умеет от сердца сказать
маленькому: “Мой прекрасный” – тот счастлив в
детях и у него счастливые дети».
СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. ПОСЛЕДНЯЯ КНИГА.
Издательство «Первое сентября», 1999
«Опять и опять спрашивают меня, почему
эта книга называется последней. Опять и опять
отвечаю: потому что в ней рассказывается о тех
пониманиях, выводах, представлениях, которые я
добыл за годы своей жизни... Я рассказывал коротко
о времени, в котором прошла моя жизнь, о том,
почему я всегда чувствовал себя свободным,
несмотря на полную несвободу... Я пишу не
интересную, не коммерчески выгодную книгу, а
завещание и не могу заранее знать ценность той
или иной части его» – так пишет о своей книге сам
Симон Львович Соловейчик.
Это – исследование человека, в данном
случае, по словам С.Л.Соловейчика, исследование
самого себя. В книге 59 глав, каждая из которых –
разговор-эссе, страничка из дневника. Но этот
дневник не только для себя, это диалог с
читателем.
«Я не книжку пишу, я пытаюсь
восстановить справедливость. И эту, последнюю
свою книгу пишу лишь потому, что есть несколько
важных мыслей, которые, я верю, очень нужны тем
людям, которым они нужны».
«Правда без души непременно
оборачивается ложью».
«Степень свободы в семье или школе
зависит не от разрешений и запрещений, не от
свободы детей, а от свободы воспитателей. Может
быть, неудачи нынешней демократической школы в
том, что мы пытаемся наладить свободное
воспитание без свободных воспитателей. Секрет, я
думаю, в этом,
а не в строгости дисциплины».
«Всякое настоящее дело требует
самозабвения; но работать с детьми невозможно
без этого состояния. Вот это – самое главное,
самая центральная точка педагогики. Точно так же,
как в семейном воспитании успех зависит от
бескорыстия родительской любви, так и в
профессиональной работе успех зависит от
способности педагога к самозабвению».
Книга Симона Львовича Соловейчика,
яркого писателя и удивительного учителя,
создателя новой свободной педагогики,
действительно оказалась последней. Но в ней
сконцентрировалась целая жизнь – как дневник,
написанный против течения времени, как попытка
человеческой души понять саму себя. И если вам
нужен кто-то, с кем хотелось бы поговорить, а
может, и поспорить о смысле жизни, откройте ее.
Она ждет именно такого собеседника.
На стенд в учительскую
Здесь представлены лишь некоторые материалы,
опубликованные
в летних выпусках
ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Адамский А. Стандарт для толпы. №
41–2002, с. 1.
Дискуссия о стандарте образования.
Краюхин В. …А кто не хочет получать
образование – тот свое получит! № 42–2002, с. 1.
Власть предлагает судить родителей,
чьи дети прогуливают уроки. А самих прогульщиков
– принудительно возвращать в классы.
Меняем школу на объективные
показатели. № 43–2002, с. 1.
Под видом реформ нас возвращают в
систему, где снова нет места интересам учеников и
учителей.
Дашковская О. ЕГЭ российского
масштаба. № 47–2002, с. 1.
Итоги второго года эксперимента.
Адамский А. Стратегия инициативы.
№ 55–2002, с. 1.
Как рождается опыт взаимодействия
между школой и государством.
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Собкин В.С. и др. Выпускные надежды.
№ 39–2002, с. 2.
О чем мечтают старшеклассники, покидая
школу.
Ковалева Т. Об обучении и
образовании. № 43–2002, с. 3.
Технология тьюторского сопровождения
в российском образовании.
Трапер А., Эпштейн М. Кто поселится
на тимуровском чердаке. № 46–2002, с. 2.
Молодежные объединения вчера и
сегодня.
Борисова Л. «Если ничего не можете
дать, то дайте хотя бы свободу». № 54–2002, с. 2.
Оценку образовательным реформам
ставят учителя.
Литвяк Е. Лаборатория нелогичной
педагогики. № 55–2002, с. 2.
«Диалог» – школа соучастия и интуиции.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Ашкенази Л. Портрет американской
школы. № 40–2002, с. 2.
Американская школа не просто в
несколько раз крупнее российской, это более
сложный механизм.
Яковлев А. Свободные территории. №
40–2002, с. 2.
Как власти западных стран учились
налаживать диалог с молодежью.
Школа равных возможностей еще не
построена. Подготовлено по материалам ООН. №
44–2002, с. 2.
ООН и ЮНЕСКО о проблемах женского
образования.
ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА
Лушникова М. Английский без
перерыва? № 39–2002, с. 3.
Лучше всего начинать изучение языка с
самого раннего возраста.
СТАРШАЯ ШКОЛА
Крылова Н. …И чуть-чуть в профиль?
№ 41–2002, с. 3.
Что ждет старшеклассников в грядущей
профильной школе.
Чистякова С. Надо выбрать задачу
так, чтобы выбор остался за детьми. № 41–2002, с. 3.
Профильное образование:
взаимодействие противоположностей.
Дашковская О. Этот многоликий
профиль. № 45–2002, с. 2.
Мнения специалистов по вопросам
специализации.
ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
Борисова И. Ориентация в бездне. №
39–2002, с. 5.
Малоизвестная грань таланта
известного киносценариста Ф. Горенштейна.
Иваницкая Е. Наступает будущее. №
53–2002, с. 3.
Разговор-эссе с известным писателем
А.Столяровым о проблемах рождения и гибели
цивилизаций.
Бодрийар Ж. Трусцой по кромке
мгновения. Пер. с французского Д.Калугина. №
43–2002, с. 5.
Америка как воплощенная утопия.
Иваницкая Е. Достоевский и война. №
45–2002, с. 5.
Разговор-эссе с главным редактором
альманаха «Достоевский и мировая культура»
К.Степаняном.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
Выдержки, отдельные главы из книг
зарубежных педагогов, психологов, философов,
написанных в последние двадцать лет.
Выпуск 1. Свобода и
ответственность. № 48–2002, с. 1–15.
Выпуск 2. Ценности и оценка. № 49–2002,
с. 1–15.
Выпуск 3. Обучение и познание. №
50–2002, с. 1–15.
Выпуск 4. Слово и чувство. № 51–2002, с.
1–15.
Выпуск 5. Игры и проекты. № 52–2002, с.
1–15.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
Любимый город. № 14. Царское село. №
40–2002, с. 1-4.
Любимый город. № 15. Тула. № 53–2002, с.
1–4.
Учебники. № 55. № 42–2002, с. 1–4.
Учебники. № 56. № 55-2002, с. 1–4.
Педагогическое самообразование. №
18. Школа для учителя. № 44–2002, с. 1–4.
Документы. № 85. № 46–2002, с. 1–4.
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)
Левитас Г. Нестандартные задачи на
уроках математики в 3–м классе. № 22–2002, с. 5–12.
Предлагаемый материал является
продолжением аналогичных задач для 1-го класса
(см. № 41–2001) и для 2-го класса (см. № 12–2002).
Снитко И. Есть одна планета-сад… №
23–2002, с. 5–12.
Литературно-экологические праздники.
Сергеев В. Викторины «50 вопросов».
№ 24–2002, с. 5–12.
Дьячкова Г. Устный счет. № 25–26–2002,
с. 7–18.
Дополнительные задания и упражнения
на формирование вычислительной культуры
учащихся.
Тихомирова Е. Чем занимались наши
предки. № 27–28–2002, с. 7–18.
Предложенные материалы могут быть
использованы на уроках истории или ознакомления
с окружающим миром.
Аввакумова В. и др. Тает летнее
время чудес. № 29–2002, с. 5–12.
Конспекты праздников.
Неменский Б.М. и др. Программа
«Изобразительное искусство и художественный
труд». № 30–2002, с. 5–12.
Интегрированный курс для 1–4-х классов.
Андрианова Т.М. и др. За буквой мир
родного языка. № 31–2002, с. 5–12.
Методические комментарии к новому
комплекту по обучению грамоте и письму.
ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
Керженцева А. «Ежели вы вежливы». №
22–2002, с. 2–3.
Воспитательный урок вежливости.
Дорофеева Н. Развитие
интеллектуальных способностей. № 23–2002, с. 2.
Урок-игра в 1-м классе.
Манина О. Урок логики. 24–2002, с. 2.
Урок в 1-м классе по теме «Развитие
мыслительных приемов «сравнение», «сериация».
Климова Л. Урок по развитию речи. №
24–2002, с. 2–3.
Урок по теме «Учимся писать
изложение».
Счастливый случай. № 24–2002, с. 3–4.
Урок-игра по русскому языку по теме
«Обобщение знаний об имени существительном».
Бростюк О.И. Обязанности
пассажиров. № 24–2002, с. 14.
Правила поведения в общественном
транспорте.
Спиридонова Л. Час занимательной
математики. № 25–26–2002, с. 4–5.
Внеклассные занятия.
Шабашева Т. Состав слова. №
25–26–2002, с. 5–6, 19.
Тесты для работы учащихся в парах на
уроках-тренингах при закреплении, обобщении и
контроле знаний.
Евстратикова О. Твори добро. №
25–26–2002, с. 19, 21.
Классный час в 3-м классе.
Андреева М.А., Олейникова Е.В. Волшебная
страна. № 25–26–2002, с. 20.
Игра-путешествие.
Кошкарова В. Логические цепочки. №
27–28–2002, с. 2–3.
Ребусы и кроссворды по математике.
Банщикова Л. Правописание
непроизносимых и парных согласных. № 27–28–2002, с.
4.
Урок-обобщение во 2-м классе.
Бахтина А. Фонетика, фонетика –
наука очень сложная. № 27–28–2002, с. 6, 19.
Упражнения для развития
фонематического слуха для 1-го класса.
Белолипецкая В. Как победить злой и
страшный недуг – алкоголь. № 27–28–2002, с. 21.
Классный час-игра в 3-м классе.
СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА
Краснова М.И. Слушать и слышать. №
22–2002, с. 13–14.
Авторские технологии.
Радионова Л. Про котов и кошек. №
23–2002, с. 3–4.
Урок чтения по рассказу К.
Паустовского «Кот-ворюга».
Паршина Е., Леонова И. Задания для
предметных недель. № 29–2002, с. 3–4.
Материал в методическую копилку
молодым специалистам.
КНИГА В ГАЗЕТЕ
Яковлева Е. Программа развития
творческого потенциала личности учащихся
первого класса. № 22–2002, с. 5–12.
В тексте занятий приведены реальные
ответы ребят, участвовавших в экспериментальной
работе.
Печатное слово. № 5–2002,
апрель–июнь. № 24–2002, с. 5–12.
Ежеквартальное приложение к
еженедельнику «Школьный психолог»
Грибанова Г.
Психолого-медико-педагогическая комиссия. №
25–26–2002, с. 2–48.
Методические рекомендации по
организации деятельности.
Вачков И. Приключения во
внутреннем мире. № 27–28–2002, с. 5–20.
Книга адресована подросткам, но может
быть эффективно использована школьными
психологами для проведения факультативов по
психологии.
Жизненные навыки. Под ред.
С.В.Кривцовой. № 29–2002, с. 5–12.
Уроки психологии во 2-м классе.
Битянова М. Развитие проектного
мышления. № 30–2002, с. 3–14.
Учебный психологический курс для
учащихся 5-х классов.
Рабочие материалы всероссийского
совещания «Служба практической психологии в
системе образования России. Итоги и
перспективы». № 31–2002, с. 5–12.
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Хухлаева О. Кто я? № 22–2002, с. 4.
Расширение ролевого репертуара детей.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Шапиро О., Саттарова Ф. Один –
хорошо, а два – лучше. № 23–2002, с. 10.
Модель тренинга, в котором принимают
участие два психолога.
ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН
Ахутина Т., Меликян З.
Зрительно-пространственная память у младших
школьников в норме и с задержкой психического
развития. № 23–2002, с. 8–10.
Авторы предлагают способ
количественной оценки выполнения пробы на
зрительно-пространственную память.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Битянова М. Вперед в прошлое. №
31–2002, с. 3.
Автор делится своими представлениями
об упорядочивании деятельности
педагога-психолога.
ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
Артюхова И. Не оставим без
внимания. № 23–2002, с. 12.
Как вести работу по формированию
внимания у младших школьников.
Битянова М. Нам не жить друг без
друга. № 24–2002, с. 14.
Школьный психолог нуждается в
сотрудничестве с классным руководителем.
Беглова Т. Совместное творчество.
№ 27–28–2002, с. 21.
Сценарий психолого-педагогического
консилиума по трудному классу.
Казакова С. Новичок в классе. №
29–2002, с. 14.
Как помочь новому ученику преодолеть
страх перед неизвестным.
ГИЛЬДИЯ
Степанова М. Мания величия
практической психологии. № 22–2002, с. 14–15.
Современные дошкольники делают все
что угодно, но только не играют, так как им
некогда.
Семаго М. Подвиг очищения. № 23–2002,
с. 13.
Именно психологам предназначено
возглавить процесс сплочения вокруг новой
национальной идеи.
ТЕЗАУРУС
Степанов С. Смятенье чувств. №
24–2002, с. 4.
Что такое амбивалентность?
Степанов С. Эврика! № 29–2002, с. 4.
Что такое инсайт?
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Данилова Е. Материалы для
проведения родительского собрания в начале
учебного года.
Первоклассники. Второклассники.
Третьеклассники. «Начальная школа», № 29–2002, с. 13;
№ 30–2002, с. 3; № 31–2002, с. 15.
Артюхова И. Не оставим без
внимания. «Школьный психолог», № 23–2002, с. 12.
Как вести работу по формированию
внимания у младших школьников.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Битянова М. Нам не жить друг без
друга. «Школьный психолог», № 24–2002, с. 14.
Классный руководитель и школьный
психолог «обречены» на сотрудничество.
Казакова С. Новичок в классе.
«Школьный психолог», № 29–2002, с. 14.
ПОДРОСТОК
Варга Д. Дела семейные. «Здоровье
детей», № 11–2002, с. 16–17; № 12–2002, с. 16–17; № 13–2002, с.
18–19; № 14–2002, с. 18-19.
Поразмышляем над тем, что происходит с
детьми в семье, школе, об их праве на доверие,
уважение и любовь, о праве на независимость, об
ответственности за совершенные поступки.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Гамаюнова Н. Цена золотой рыбки.
«Первое сентября», № 55–2002, с. 8.
… Так надо ли сознательно приучать
ребенка к трудностям?
Стилман Дж. Смешанная семья с
настоящими родителями. Пер. с англ. М.Никоновой.
«Первое сентября». № 55–2002, с. 8.
Бывают и такие. Не родные, не приемные,
а настоящие – и все тут!
АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Концепция профильного обучения на
старшей ступени общего образования. № 20–2002, с.
7–10.
Проект Минобразования РФ. Российская
академия образования.
Управление школой на основе
коммуникативных технологий. № 21–2002, с. 7–10.
Теория и практика педагогического PR.
Инновационная организация
государственно-общественных форм управления в
образовании. № 22–2002, с. 7–10.
Программа предназначена для
подготовки технологов-проектировщиков,
консультантов экспертной деятельности,
координаторов попечительской деятельности.
Развитие инновационной
деятельности в образовательном учреждении. №
23–2002, с. 7–10.
Программа рассчитана на команду
преподавателей ОУ, осознающих необходимость в
обновлении содержания образования способом
освоения и организации проектной деятельности.
Гибкая система образования и
медико-социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями здоровья. № 24–2002, с.
7–10.
Данный курс дополняет и углубляет
педагогическую проблематику теории и практики
организации образовательного процесса для
длительно болеющих детей, в том числе
детей-инвалидов.
Об утверждении Примерной формы
договора об оказании платных образовательных
услуг в сфере общего образования. № 27–28–2002, с.
11–14.
ОФИС
Мухина Н.В. Налоговый учет
нормируемых расходов. № 20–2002, с. 11.
Каменная О. Путевки для
сотрудников за счет средств фонда социального
страхования. № 21–2002, с. 11.
Вифлеемский А.Б., Федорова Т.О. Вопросы
хозяйственной деятельности. № 23–2002, с. 11; № 24–2002,
с. 11.
Что такое индивидуальная
педагогическая деятельность. Налог на
добавленную стоимость.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Дашковская О. Министерство
предлагает ввести временный мораторий на
свободу слова. № 20–2002. с. 6.
Необоснованная и некомпетентная
критика в адрес ЕГЭ со стороны СМИ и ТВ сеет
ненужную панику и настраивает людей против
участия в эксперименте.
Дашковская О. Широкомасштабный
эксперимент: профанация модернизации. № 22–2002, с.
4–5.
Итоги эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования, который стартовал в сентябре 2001
года в 1953 школах 76 регионов.
Адамский А. Госстандарт в
образовании: сказка о потерянном времени. №
23–2002, с. 2.
Краткий обзор позиций основных
участников разработки этого закона.
Дашковская О. В поисках главных
ориентиров. № 23–2002, с. 5.
Итоги обсуждения на коллегии
Минобразования объемных показателей для
разработки федерального компонента
государственного общего образования.
ЭКСПЕРТИЗА
Лобок А. Методология и модель
эвриканской экспертизы. № 20–2002, с. 4–5; № 21–2002, с.
4–5.
Теоретические основы.
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Карпушин Н. Как справиться с
бюджетным голодом. № 21–2002, с. 6.
Рождение товарной услуги в отдельно
взятой школе.
ПУБЛИЦИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ. № 25–26–2002, с. 1–24.
Лучшие материалы обозревателей
«Управления школой» по образовательной
политике, управлению развитием и экономике
образованием.
ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК
Архимандрит Кирилл (Павлов). Святой
покровитель русской земли. № 25–26–2002, с. 3.
Слово на обретение мощей преподобного
Сергия, игумена Радонежского, всея России
чудотворца.
Владимир, архиепископ Ташкентский и
Среднеазиатский. Дело просвещения Руси. №
27–28–2002, с. 3.
Слово в день памяти святого
равноапостольного князя Владимира.
Семаков Н. Как князь Владимир веру
выбирал. № 27–28–2002, с. 20–21.
Сценарий праздника, посвященного
Крещению Руси.
Владимир, архиепископ Ташкентский и
Среднеазиатский. Ключ от врат Небесного
Царства. № 29–2002, с. 1, 3.
Слово на праздник Изнесения честных
древ Животворящего Креста Господня.
Архимандрит Кирилл (Павлов). Наше
преображение совершается крестом. № 30–2002, с. 3.
Слово на Преображение Господне.
Протоиерей Валерий Кречетов. О
жизни временной и жизни вечной. № 31–2002, с. 3.
Слово в день Успения Божией Матери.
УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ
Иеромонах Симеон. Истина святая и
непогрешимая. № 27–28–2002, с. 8–10.
О чтении Священного Писания.
Епископ Виссарион (Нечаев). «Все
Божие живо и пребывает всегда». № 30–2002, с. 4–5.
Паремии праздника Преображения
Господня.
Епископ Виссарион (Нечаев). От
верности Богу зависит наша судьба. № 31–2002, с. 4.
Паремии на праздник перенесения из
Едессы в Царьград образа Нерукотворенного Спаса.
ДИВЕН БОГ ВО ВСЕХ СВЯТЫХ СВОИХ
Орехов Д. С душою ангела. № 25–26–2002,
с. 6–7.
Святая жизнь преподобномученицы
Елисаветы.
Шарова В. Он вдохновлял на духовную
брань.
Автор рассказывает о подвиге
священномученика Амвросия, епископа
Сарапульского, причисленного к лику
новомучеников Российских.
СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА
Васильева М. Крестом осененные. №
27–28–2002, с. 11.
В Митино, на северо-западе столицы,
строится храм во имя святых Константина и Елены.
ОТКРОВЕНИЯ И НАУКА
Хоменков А. Есть ли у человека
лишние части? № 27–28–2002, с. 15.
Как хирурги пытались исправить
«эволюционные изъяны».
Морозова Е. Основа мировоззрения –
вера. № 31–2002, с. 6–7.
Православное мировоззрение как основа
российского образования XXI века.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРАВОСЛАВНЫЙ
ВЗГЛЯД
Воропаев В. Мы все работаем у
одного хозяина. № 25–26–2002, с. 10–11.
Гоголь в Троице-Сергиевой Лавре.
Ефимов А. Ратник русского слова. №
29–2002, с. 10–11.
Бройде М. Добро и зло в романе
А.С.Пушкина «Дубровский». № 29–2002, с. 6–7.
Хорошо знакомый и любимый с детства
роман раскрывает новые духовные глубины, если
его образы и идеи сверять со Священным Писанием.
Чему нас учат произведения
С.Т.Аксакова?
Аксаков С.Т. Детские годы
Багрова-внука. № 29–2002, с. 11–12.
Отрывки из книги.
ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ
Сидоренко В. Блаженная дурочка
Тамара. № 25–26–2002, с. 12–14.
Рассказ о вере и неверии, о счастье и
несчастьях.
Сологуб В. А любовь никогда не
перестает. № 30–2002, с. 11–13; № 31-2002, с. 12–14.
Воспоминания автора о детстве –
замечательном и неповторимом.
LANGUAGE SKILLS
Writing. № 22–2002, p. 3; № 29–2002, p. 3.
Listening. № 23–2002, p. 3; № 27–28–2002, p. 3; №
31–2002, p. 3.
Speaking. № 24–2002, p. 3.
Reading. № 25–26–2002, p. 3; № 30–2002, p. 3.
ASPECTS OF LANGUAGE
Vocabulary. № 22–2002, p. 4; № 29–2002, p. 4.
Spelling and Pronunciation. № 23–2002, p. 4; №
27–28–2002, p. 4; № 31–2002, p. 4.
Style. № 24–2002, p. 4.
Grammar. № 25–26–2002, p. 4; № 30–2002, p. 4.
CLASSROOM ACTIVITIES
Боярская Ю. Дополнительные
упражнения для контроля внимания пройденного
материала (уч. Английский язык, 6-й кл.,
В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа и др.). № 22–2002, с. 11;
№ 24–2002, с. 11; № 25–26–2002, с. 17; № 29–2002, с. 11.
Onishchenko A. English in My Life. № 22–2002, p. 12.
An unusual lesson in the form of representation.
Father’s Day Quiz. № 22–2002, p. 16.
Bringing Facts into Science Fiction. № 24–2002, p. 15.
Creating science fiction narratives based in current news themes.
Мятова М. My Day. Food. № 27–28–2002, p. 18.
Урок для 3-го класса школ с углубленным
изучением английского языка.
Using Newspapers in the Classroom. № 29–2002, p. 5.
Newspapers support learning in many ways.
TESTS
Примерные варианты вступительных
экзаменов в московские вузы. № 22–2002, с. 5–6; №
23–2002, с. 5; № 24–2002, с. 5.
METHODS OF TEACHING
Kuzmenkov A., Kuzmenkova J. What’s There in a Song for an EL
Teacher? № 22–2002, p. 15.
The authors want to give a brief overview of the current state of the
art of using music in the classroom.
Шамбилова М. Особенности обучения
иностранным языкам на раннем этапе. № 23–2002, с.
7–10.
Голдырев Ю. The Ballad of Starkid’s Childhood Spiced
With Irregular Verbs. № 25–26–2002, p. 8.
The author suggests one more approach to teaching Irregular Verbs.
Abramova T. Using Russian Folktales in the English Lessons. №
27–28–2002, p. 5.
Klueva N.V. Motivation and the Learning Process. №
27–28–2002, p. 19.
How to support student motivation.
Bouma E. Media Studies: Teacher Introduction. № 31–2002, p.
5.
BOOKSHELF
Кузьменкова Ю.Б. Revising, Reading and Reasoning
for your English Exams. № 25–26–2002, p. 9–16.
Пособие по английской грамматике.
Богородицкая В.Н. Новый учебник
английского языка для 2-го класса
общеобразовательных учреждений. № 31–2002, с. 7–10.
Представляем учебник.
FOCUS ON LANGUAGE
Филиппова Т. Сравнительный анализ
английских и немецких модальных глаголов.
№ 23–2002, с. 12.
Материал полезен для преподавателей,
обучающих английскому как второму после
немецкого.
Le franзais en Russie
Pierre Barthe, Un investissement а long terme, no 11, 2002, p.
3
Patrick Renard, А Ekaterinbourg le terrain est propice pour le
franзais, no 11, 2002, p. 4-5
Grйta Tchesnovitskaya, Prйserver la richesse de la diversitй,
no 11, 2002, p. 6-7
Patrick Renard, Un congrиs, un KVN, deux festivals, no 14,
2002, p. 5
Grйta Tchesnovitskaya, Iaroslavl, ville а dйcouvrir, no 14, 2002, p.
6-7
une sйrie de publications sur la promotion du franзais en Russie.
Cahier d’exercices
Rйvision de la voix passive, no 11, 2002, p. 8
Pronoms personnels toniques, no 14, 2002, p. 4
Place de deux pronoms. Pronoms dйmonstratifs, no 15, 2002, p. 8
Bonjour, Monsieur le Maоtre d’йcole
Les projets individuels а l’йcole, no 1541, no 15, 2002, p. 4-5
le travail sur les projets individuels.
Les Routes de l’Histoire
Olga Pylakina, La France sous Napolйon, no 11, 2002, p. 10-11;
no 14, 2002, p. 8-9
Page littйraire
Harry Potter c’est super, no 11, 2002, p. 12-13
Prosper Mйrimйe, Tamango, no 11, 2002, p. 14-15
Alexandre Dumas (1802 – 1870), no 13, 2002, p. 1-17
une sйrie d’articles sur le bicentenaire d’Alexandre Dumas.
Etienne de
|