Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2002


ПРОБЛЕМА

Информационное похолодание

Война с терроризмом угрожает доступу населения к информации во всем мире: школы и библиотеки обеспокоены

Френсис Т. КЁРКВУД

Террористические акты, совершенные в США 11 сентября, были ужасным напоминанием гражданам и правительствам во всем мире об опасности, которой подвергаются демократия и свобода со стороны фанатиков. Но они посеяли еще одну угрозу – реакцию правительств и управленческих бюрократий, которые во имя безопасности и борьбы с терроризмом стремятся закрыть населению доступ к информации.

Френсис Т.КёрквудФренсис Т.Кёрквуд
Парламентская библиотека, Оттава, Канада
Член постоянного комитета ИФЛА по правительственной информации и официальным изданиям

На крупной международной профессиональной конференции библиотекарей и работников образования, которая проходила в Крыму с 9 по 13 июня 2002 года, я был председателем международного круглого стола, на котором обсуждался новый климат «информационного похолодания», установившийся в ряде стран со времени теракта 11 сентября, и его последствия для библиотекарей и педагогов. Соведущим был Владимир Фирсов из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, который до этого участвовал в организации там Международной конференции по правительственной информации и демократии в мае 2000 года. Среди выступающих был и Рон Хогг, специалист Британской библиотеки по комплектованию документов из Восточной Европы. В дискуссии приняли участие около 30 библиотекарей и преподавателей из России, Украины, Великобритании, Швеции, Соединенных Штатов и Канады.

Авторы обзоров, анализирующих положение дел с законами о свободе информации в мире, не всегда сходятся во мнении об эффективности такого законодательства, а порой ставится под сомнение само его существование. Но хотя в литературе по этому вопросу высказываются разные точки зрения, свободный доступ (по запросу) населения к правительственной информации, по-видимому, стал нормой или, по крайней мере, законодательным идеалом
в Северной Америке, ряде регионов Центральной и Южной Америки, в большей части Европы, Японии, Израиле, Таиланде, на Филиппинах, в Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии. В Индии и Индонезии в стадии рассмотрения находятся важные законодательные акты о доступе к информации, но из остальных мусульманских стран, вероятно, единственной страной, где это право утверждено законом, является Узбекистан.

Что касается Центральной и Восточной Европы, то здесь принятие законодательства, обеспечивающего эффективный доступ широкого населения к правительственной информации, в Германии, России, республиках бывшей Югославии и Армении происходит медленнее, чем в Польше, Украине, балтийских государствах, в Чешской и Словацкой Республиках, Болгарии, Румынии и Грузии. В Беларуси такой закон даже не обсуждается. Показательно и поучительно то, как медленно движется дело с принятием законов о свободе информации в России. К 1995 году Российская Федерация уже провозгласила конституционное право на информацию и был принят закон об общественной информации, но последний не предусматривал никакого практического механизма доступа населения к информации и служил главным образом для защиты секретности данных. В 1997 году в Думе находились на рассмотрении предложения о законодательстве общего характера, обеспечивающем общественный доступ к правительственной информации, но его принятие в России задержалось из-за ее собственного террористического кризиса – продолжающейся войны в Чечне.

Тем не менее в последние десять лет общей тенденцией в сфере права и в государственной практике в регионе Центральной и Восточной Европы является значительный прогресс в деле улучшения доступа населения к правительственной информации.

Но сейчас появляются тревожные признаки того, что некоторые западные демократии под предлогом борьбы с террором, развязанным «Аль Каидой» 11 сентября 2001 года, переходят к практике правительственной секретности.

В Великобритании начиная с 1911 года действует репрессивный «Закон о государственной тайне», к которому до сих пор прибегают в случае преследования по суду тех, кто пытается обнародовать определенные виды правительственной информации. Хотя в конце 2000 года был принят довольно слабый «Закон о свободе информации», вскоре после террористического акта британское правительство объявило, что откладывает до 2005 года предоставление гражданам законного права запрашивать информацию у государственных ведомств.

В Соединенных Штатах администрация президента Джорджа У.Буша делала демонстративные попытки во имя национальной безопасности ограничить доступ общественности к информации, обеспечиваемый «Законом о свободе информации». К примеру, держались в секрете заседания специальной федеральной группы по энергетике, несмотря на запах коррупции в скандале вокруг «Энрона», а многие веб-сайты федерального правительства либо закрылись, либо сняли какую-то важную информацию. Некоторые ведомства пытаются вновь засекретить общедоступные документы, которые много лет находились в библиотеках или в Интернете, а отрасли, стремящиеся уйти от надзора общественных экологических организаций, хлопочут о том, чтобы сделать информацию об их деятельности доступной только немногим чиновникам правительства.

В Канаде сейчас действует широкое антитеррористическое законодательство, позволяющее министерствам издавать распоряжения о наложении грифа секретности на любую информацию, которую они считают важной для национальной безопасности или международных отношений, причем эти распоряжения имеют преимущественную юридическую силу перед решениями федерального комиссара по вопросам информации и перед постановлениями судов.

Вирус секретности, кажется, распространился от Западного союза уже и на Восточную Европу. В апреле 2002 года болгарский парламент одобрил новый «Закон о секретной информации». Этот закон ограничивает право широкой общественности на доступ к информации (право, которое раньше уже получило законную силу), давая возможность любому чиновнику присвоить любому документу гриф секретности. Говорят, этот закон был принят с целью повысить шансы Болгарии на вступление
в НАТО!

Таким образом, мы живем в критическое время, когда доступ населения к информации размывается практикой государственной секретности, несмотря на очевидный прогресс в законодательстве. Долгий опыт Запада показывает, что обязательным условием существования демократического правительства и здорового гражданского общества являются хорошо информированные граждане. Законность и повседневное уважение прав человека во всех сферах общества возможны лишь тогда, когда люди могут свободно получать информацию о действиях правительства и имеют возможность потребовать от своих руководителей и чиновничества отчета об этих действиях. Отсюда следует, что любые меры по засекречиванию информации – типа наблюдаемых сегодня мер во имя войны с террором – подрывают демократию. Нынешние утверждения правительств о том, что широкие полномочия ограничивать или контролировать информацию необходимы в интересах национальной безопасности или по международным государственным соображениям, следует воспринимать с большим подозрением, особенно в тех странах, где демократия провозглашена неприкосновенной.

Что же могут сделать школы и библиотеки в нынешний период информационного похолодания и правительственной секретности, чтобы обеспечить развитие здоровой и процветающей демократической культуры общественного доступа к информации, в том числе официальной и правительственной?

Они могут просвещать. В новых законах о свободе информации, принятых
в Мексике в июне 2002 года, справедливо указывается, что знание людьми своего права на информацию есть первое условие
для того, чтобы народ мог искать и получать информацию у своего правительства. В частности, по новому закону мексиканского штата Синалоа система школьного образования обязана внушать учащимся и учителям всех уровней «значение права на доступ к общественной информации и права на получение данных в демократическом обществе».

Они могут защищать, отстаивать права – свои и читателей. Гражданский долг учителя и библиотекаря – способствовать свободному доступу населения к достоверной правительственной информации через свои профессиональные органы, в отношениях с министерствами и ведомствами и через участие в политических акциях. Учителя в канадской провинции Онтарио в 1997 году даже организовали двухнедельную забастовку, причем не с целью добиться повышения зарплаты или улучшения условий труда, а в знак сопротивления безответственному провинциальному правительству, которое крало деньги из системы образования, упраздняло демократическое местное управление школами и занималось дезинформацией населения.

Они могут помогать. Учащиеся школ и высших учебных заведений, представители широкого населения, которое обслуживают библиотеки, даже бедные и неграмотные имеют право на получение правительственной информации. Одним она нужна для учебы, другим – чтобы получить практическую помощь, третьим – чтобы защитить свои права. Школа и библиотека обязаны знать местные и общенациональные источники правительственной информации, объяснять своим пользователям, как ее находить, и поощрять ее использование. Для этого они должны обеспечивать возможности доступа к правительственной информации в самой школе или библиотеке, в своем населенном пункте или через Интернет.

Школа и библиотека – это колыбели демократии, а информация – это то, чем они ее питают: информация о гражданских правах и обязанностях, о дурных и хороших действиях правительства. Именно информированность, а не секретность и паранойя служит в конечном счете лучшей гарантией против терроризма, какую может иметь простой гражданин, будь то террор, совершаемый фанатиками, криминальными мафиями, экономическими монополиями или государством.

Перевод с английского Эрика Азгальдова

Публикация произведена при поддержке интернет проекта www.INTERNYtv.ru. Если Вы любите сериал Интерны, но график не позволяет смотреть его по телевизору, то посетите интернет проект www.INTERNYtv.ru. На сайте www.INTERNYtv.ru Вы сможете смотреть Интерны онлайн, или бесплатно его скачать. К Вашему вниманию как архивные 60 или 61 серия, так и самые последние выпуски этого комедийного ситкома, а так же новости, которые расскажут о предстоящих выпусках сериала и их датах показа.

Некоторые полезные англоязычные источники по этому вопросу в Интернете:

http://www.freedominfo.org

Недавно организованный веб-сайт международной интерактивной сети защитников свободы информации. На нем представлен обзор законодательства по свободе информации в мире.

http://www.gwu.edu/~nsarchiv

Архив национальной безопасности – веб-сайт по свободе информации Университета им. Джорджа Вашингтона в Вашингтоне (О.К.), который информирует о политике и действиях США и других стран на международной арене начиная с 1945 года. Сайт включает проект «Открытость в России и Восточной Европе».

Крымские доклады г-на Кёрквуда о воздействии 11 сентября 2001 года на библиотеки и об ответных действиях в связи с информационным похолоданием на государственном уровне можно найти на веб-сайте конференции http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2002/trud/sec11/Doc1.html и
http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2002/trud/sec11/Doc6.html.