Маленькие дети на большом форуме
Заметки с 68-й Конференции ИФЛА, прошедшей в
Глазго в августе 2002 года
Охрана, пропустите нас!
Многим участникам 68-й Конференции ИФЛА,
спешившим на заседания в Конгресс-центр,
случалось видеть непривычную картину: также
уверенно и решительно на конференцию
шествовали… дети, маленькие жители Глазго.
Торжественность и важность высокого собрания их
нисколько не смущала: учителя и библиотекари
объяснили им, что идут они в библиотеку, только в
международную – очень большую и очень хорошую,
где собраны самые лучшие детские книги, потому
она и называется Образцовая детская библиотека.
Зачем? Конечно – читать, а еще – встретиться с
любимыми авторами. Британские библиотекари,
готовясь к конференции, постарались на
славу – с помощью издателей они собрали самые
лучшие книги, полюбившиеся английской детворе.
То, что «книжки без картинок – книжки
неинтересные», открыли, говорят, тоже британцы,
поэтому книжное собрание дополняла еще и
выставка современной книжной иллюстрации.
Скажу по секрету, что службы,
отвечавшие за порядок и четкую организацию
работы, оказались не готовы к «нештатной
ситуации»: может, их не предупредили или они не
поняли (или не поверили своим ушам – взрослые,
что с них возьмешь!), но первым группам отважных
юных читателей пришлось доказывать «дяденькам и
тетенькам на входе», что они пришли в
Конгресс-центр с самыми серьезными намерениями и
имеют право на участие и «равный доступ к
информации». Потом, конечно, все наладилось. Но
тут оказалось, что организаторы «образцовой
детской библиотеки» тоже кое-чего не
предусмотрели, а именно: наплыва взрослых
читателей, многие из которых перерывы между
заседаниями стремились провести не в
интернет-центре, не на выставочных стендах и даже
не в буфете, а … в детской библиотеке. Уж больно
там книги интересные!
Детские библиотекари, приехавшие на
конференцию, получили уникальную возможность
познакомиться с лучшими образцами современной
английской детской литературы, узнать об
удивительных программах по пропаганде чтения и
обучению информационной грамотности, которые
проходят в стране при интенсивной поддержке
британского правительства. К детской литературе
в Великобритании отношение особенное. Только
различных премий за достижения в этой области
насчитывается более тридцати. Две самые
знаменитые – медаль Карнеги и медаль Кейт
Гринуэй присуждают лучшему детскому автору и
лучшему иллюстратору именно библиотекари.
Все услышанное каждый мог проверить на
практике – стоило только побывать в одной из
публичных или школьных библиотек или просто
зайти в любой книжный магазин, где детским книгам
традиционно отводится почетное место.
Заинтересованный разговор о роли и
месте детских библиотек в современном мире шел
на заседании Секции библиотек, обслуживающих
детей и подростков. Карен Ушер, создательница и
хозяйка уже упоминавшейся Образцовой детской
библиотеки, рассказала о работе детских
библиотек в Великобритании. Оказалось, что,
несмотря на явные успехи и солидную
государственную поддержку, проблем остается
немало: в библиотечных школах курсы по детскому
библиотековедению вытесняются программами по
менеджменту и информационным технологиям,
положение с библиотечными службами для детей при
публичных библиотеках в разных графствах
различно: где-то создаются новые прекрасные
отделы, а где-то в то же самое время закрываются
уже существующие.
У
стенда 122 «Образцовая детская библиотека» все
время что-то происходит
И все же общество все яснее осознает,
что детская библиотека выполняет важнейшую
социальную роль, приобщая ребенка к чтению, она
дает всем детям равные возможности для успешного
жизненного старта, более того, обращаясь к детям,
детский библиотекарь исподволь влияет и на
взрослых, помогая им не только наладить
отношения с ребенком, но и решить многочисленные
личные проблемы.
Большой интерес вызвала программа
«Библиотека солнечного света», обращенная к
наиболее социально обделенным детям и
призванная через чтение помочь их социализации.
Особое направление в этой программе – работа с
детьми с ограниченными возможностями и их
родителями. Болезнь и горе часто обрекают этих
людей на добровольное одиночество, а как им не
хватает общения! Теперь дети и родители могут
прийти в библиотеку не только за книгой, но и за
общением, они могут обсудить свои проблемы и
поделиться достижениями (да и просто
похвастаться своими детьми).
Воспитание юного читателя необходимо
начинать как можно раньше, самые первые
программы рассчитаны на родителей, только
ожидающих рождения ребенка. Малыш появился на
свет – и его уже ждет первая книжка и приглашение
в библиотеку. «Моя коллега Венди Кулинг считает,
что дети, с раннего возраста привыкшие жить среди
книг, привыкают к чтению, как утята к плаванию», –
с улыбкой сказала Карен Ушер и, извинившись,
поспешила назад в Образцовую библиотеку, где её
уже ждала новая группа ребятишек.
Ослик с тележкой и компьютером
Готовя сессию 2002 года, члены
Постоянного Комитета Секции библиотек,
обслуживающих детей и подростков, позаботились,
чтобы докладчики представляли разные уголки
земного шара. И какой же разнообразной
получилась картина! Докладчица из Сингапура
поразила всех размахом освоения новейших
информационных технологий, а библиотекарь из
Колумбии – разнообразием картины библиотечной
жизни в стране.
Нет библиотек больших и маленьких –
каждая выполняет свою важную миссию, будь это
современная многоэтажная библиотека, оснащенная
по последнему слову техники, библиобус или
просто передвижная мини-библиотечка,
умещающаяся в чемодане или в специально сшитом
мешке-складне, который легко превращается в
мини-витрину – смотри-выбирай!
Разрабатывая многочисленные
программы по продвижению чтения, библиотекари
Колумбии проявили удивительную мудрость и
изобретательность. Мудрость – потому что все
проекты объединены единым замыслом и включены в
единую программу, позволяющую координировать
совместные усилия. Изобретательность –
потому что проекты эти поражают удивительным
многообразием, фантазией и богатством находок.
Здесь и «Книжный цирк», открывшийся в ярком шатре
в самом центре ярмарки, и «Книжное меню», в
котором любой читатель может найти книжки по
вкусу,
и «Книжная почта», по которой родители могут
заказать книги для своих детей и они будут
доставлены прямо к ним на работу, и рок-концерты и
телешоу в поддержку чтения, ну и, конечно,
традиционные встречи с новыми книгами и их
авторами. Все эти мероприятия призваны повлиять
на общественное мнение, доказать, что чтение –
занятие не только для скучных одиночек, а
удивительное яркое приключение. Книга не уводит
вас от жизни в некий выдуманный мир, а, наоборот,
помогает найти свое место в реальной жизни,
сделать её интереснее и ярче.
Усилия колумбийских библиотекарей
были оценены не только собравшейся аудиторией,
но и солидными международными жюри. За свою
замечательную работу по привлечению детей к
чтению библиотекари Колумбии были удостоены
премии Асахи за 2002 год. А прямо на конференции
Фонд Билла и Мелинды Гейтс присудил премию в 1
миллион долларов США колумбийскому проекту BiblioRed
– за исключительные достижения в области
обеспечения населения доступом к информации,
компьютерам и Интернету.
Библиотечная работа невозможна без
сотрудничества. Во многих африканских странах
книжная культура создается при поддержке
благотворительных фондов и движений. Специалист
из Германии Лиоба Беттен подвела итоги
долгосрочного проекта ИФЛА-ЮНЕСКО «Книги для
всех», в рамках которого собирались
пожертвования на покупку книг для создания
библиотек
в развивающихся странах.
А швед Уно Нильссон поделился своим опытом
работы в Зимбабве, где он помогал создавать
библиотеки в отдаленных уголках страны. Увы,
утвердившийся в стране диктаторский режим
сделал невозможным эту работу, ведь книги – это
свобода, а диктатуре нужны рабы. «Мне бы очень
хотелось, чтобы о нашей работе рассказывал
сейчас не я, а мои африканские коллеги, но я даже
не знаю, живы ли они», – вздохнул Уно Нильссон.
Тревожную тишину нарушил голос из
заднего ряда: «Вот вы рассказывали, как
перевозили книги на верблюдах, а я знакома с
библиотекарями, путешествующими на осликах.
Конечно, на ослике много книг не увезешь, но моя
коллега собиралась приладить к тележке
солнечную батарею, тогда можно брать с собой и
компьютер!» И зал буквально взорвался от смеха!
Это был гордый смех! Нет, невозможно остановить
библиотекаря: какие бы преграды ни вставали на
его пути, он всегда найдет выход. Движение
культуры нельзя остановить, а книги, как мы знаем,
имеют крылья.
Да, библиотеки должны быть разными, а
работа в них – разнообразной. И может быть,
ослик, везущий тележку с книгами и компьютером, –
лучший символ нашей работы, цель которой –
неуклонный подъем в гору.
Ольга Мяэотс
Публикация произведена при поддержке архитектурно-строительного объединения «Интекс». В широкий спектр предложений архитектурно-строительного объединения «Интекс» входит такая услуга, как отделка фасадов коттеджей, загородных домов, усадеб и вилл. Воспользовавшись предложением компании, и заказав отделку фасада загородного дома, Вы получите профессиональные услуги опытных специалистов, которые выполнят работы в проверенных временем благородных архитектурных стилях, в соответствии с самыми высокими стандартами качества и надежности. Узнать больше о предложении архитектурно-строительного объединения «Интекс» можно на сайте www.intexhome.ru
|