Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2002


НАШИ АССОЦИАЦИИ

Маленькие дети на большом форуме

Заметки с 68-й Конференции ИФЛА, прошедшей в Глазго в августе 2002 года

Охрана, пропустите нас!

Многим участникам 68-й Конференции ИФЛА, спешившим на заседания в Конгресс-центр, случалось видеть непривычную картину: также уверенно и решительно на конференцию шествовали… дети, маленькие жители Глазго. Торжественность и важность высокого собрания их нисколько не смущала: учителя и библиотекари объяснили им, что идут они в библиотеку, только в международную – очень большую и очень хорошую, где собраны самые лучшие детские книги, потому она и называется Образцовая детская библиотека. Зачем? Конечно – читать, а еще – встретиться с любимыми авторами. Британские библиотекари, готовясь к конференции, постарались на славу – с помощью издателей они собрали самые лучшие книги, полюбившиеся английской детворе. То, что «книжки без картинок – книжки неинтересные», открыли, говорят, тоже британцы, поэтому книжное собрание дополняла еще и выставка современной книжной иллюстрации.

Скажу по секрету, что службы, отвечавшие за порядок и четкую организацию работы, оказались не готовы к «нештатной ситуации»: может, их не предупредили или они не поняли (или не поверили своим ушам – взрослые, что с них возьмешь!), но первым группам отважных юных читателей пришлось доказывать «дяденькам и тетенькам на входе», что они пришли в Конгресс-центр с самыми серьезными намерениями и имеют право на участие и «равный доступ к информации». Потом, конечно, все наладилось. Но тут оказалось, что организаторы «образцовой детской библиотеки» тоже кое-чего не предусмотрели, а именно: наплыва взрослых читателей, многие из которых перерывы между заседаниями стремились провести не в интернет-центре, не на выставочных стендах и даже не в буфете, а … в детской библиотеке. Уж больно там книги интересные!

Детские библиотекари, приехавшие на конференцию, получили уникальную возможность познакомиться с лучшими образцами современной английской детской литературы, узнать об удивительных программах по пропаганде чтения и обучению информационной грамотности, которые проходят в стране при интенсивной поддержке британского правительства. К детской литературе в Великобритании отношение особенное. Только различных премий за достижения в этой области насчитывается более тридцати. Две самые знаменитые – медаль Карнеги и медаль Кейт Гринуэй присуждают лучшему детскому автору и лучшему иллюстратору именно библиотекари.

Все услышанное каждый мог проверить на практике – стоило только побывать в одной из публичных или школьных библиотек или просто зайти в любой книжный магазин, где детским книгам традиционно отводится почетное место.

Заинтересованный разговор о роли и месте детских библиотек в современном мире шел на заседании Секции библиотек, обслуживающих детей и подростков. Карен Ушер, создательница и хозяйка уже упоминавшейся Образцовой детской библиотеки, рассказала о работе детских библиотек в Великобритании. Оказалось, что, несмотря на явные успехи и солидную государственную поддержку, проблем остается немало: в библиотечных школах курсы по детскому библиотековедению вытесняются программами по менеджменту и информационным технологиям, положение с библиотечными службами для детей при публичных библиотеках в разных графствах различно: где-то создаются новые прекрасные отделы, а где-то в то же самое время закрываются уже существующие.

У стенда 122 «Образцовая детская библиотека» все время что-то происходитУ стенда 122 «Образцовая детская библиотека» все время что-то происходит

И все же общество все яснее осознает, что детская библиотека выполняет важнейшую социальную роль, приобщая ребенка к чтению, она дает всем детям равные возможности для успешного жизненного старта, более того, обращаясь к детям, детский библиотекарь исподволь влияет и на взрослых, помогая им не только наладить отношения с ребенком, но и решить многочисленные личные проблемы.

Большой интерес вызвала программа «Библиотека солнечного света», обращенная к наиболее социально обделенным детям и призванная через чтение помочь их социализации. Особое направление в этой программе – работа с детьми с ограниченными возможностями и их родителями. Болезнь и горе часто обрекают этих людей на добровольное одиночество, а как им не хватает общения! Теперь дети и родители могут прийти в библиотеку не только за книгой, но и за общением, они могут обсудить свои проблемы и поделиться достижениями (да и просто похвастаться своими детьми).

Воспитание юного читателя необходимо начинать как можно раньше, самые первые программы рассчитаны на родителей, только ожидающих рождения ребенка. Малыш появился на свет – и его уже ждет первая книжка и приглашение в библиотеку. «Моя коллега Венди Кулинг считает, что дети, с раннего возраста привыкшие жить среди книг, привыкают к чтению, как утята к плаванию», – с улыбкой сказала Карен Ушер и, извинившись, поспешила назад в Образцовую библиотеку, где её уже ждала новая группа ребятишек.

Ослик с тележкой и компьютером

Готовя сессию 2002 года, члены Постоянного Комитета Секции библиотек, обслуживающих детей и подростков, позаботились, чтобы докладчики представляли разные уголки земного шара. И какой же разнообразной получилась картина! Докладчица из Сингапура поразила всех размахом освоения новейших информационных технологий, а библиотекарь из Колумбии – разнообразием картины библиотечной жизни в стране.

Нет библиотек больших и маленьких – каждая выполняет свою важную миссию, будь это современная многоэтажная библиотека, оснащенная по последнему слову техники, библиобус или просто передвижная мини-библиотечка, умещающаяся в чемодане или в специально сшитом мешке-складне, который легко превращается в мини-витрину – смотри-выбирай!

Разрабатывая многочисленные программы по продвижению чтения, библиотекари Колумбии проявили удивительную мудрость и изобретательность. Мудрость – потому что все проекты объединены единым замыслом и включены в единую программу, позволяющую координировать совместные усилия. Изобретательность – потому что проекты эти поражают удивительным многообразием, фантазией и богатством находок. Здесь и «Книжный цирк», открывшийся в ярком шатре в самом центре ярмарки, и «Книжное меню», в котором любой читатель может найти книжки по вкусу,
и «Книжная почта», по которой родители могут заказать книги для своих детей и они будут доставлены прямо к ним на работу, и рок-концерты и телешоу в поддержку чтения, ну и, конечно, традиционные встречи с новыми книгами и их авторами. Все эти мероприятия призваны повлиять на общественное мнение, доказать, что чтение – занятие не только для скучных одиночек, а удивительное яркое приключение. Книга не уводит вас от жизни в некий выдуманный мир, а, наоборот, помогает найти свое место в реальной жизни, сделать её интереснее и ярче.

Усилия колумбийских библиотекарей были оценены не только собравшейся аудиторией, но и солидными международными жюри. За свою замечательную работу по привлечению детей к чтению библиотекари Колумбии были удостоены премии Асахи за 2002 год. А прямо на конференции Фонд Билла и Мелинды Гейтс присудил премию в 1 миллион долларов США колумбийскому проекту BiblioRed – за исключительные достижения в области обеспечения населения доступом к информации, компьютерам и Интернету.

Библиотечная работа невозможна без сотрудничества. Во многих африканских странах книжная культура создается при поддержке благотворительных фондов и движений. Специалист из Германии Лиоба Беттен подвела итоги долгосрочного проекта ИФЛА-ЮНЕСКО «Книги для всех», в рамках которого собирались пожертвования на покупку книг для создания библиотек
в развивающихся странах.
А швед Уно Нильссон поделился своим опытом работы в Зимбабве, где он помогал создавать библиотеки в отдаленных уголках страны. Увы, утвердившийся в стране диктаторский режим сделал невозможным эту работу, ведь книги – это свобода, а диктатуре нужны рабы. «Мне бы очень хотелось, чтобы о нашей работе рассказывал сейчас не я, а мои африканские коллеги, но я даже не знаю, живы ли они», – вздохнул Уно Нильссон.

Тревожную тишину нарушил голос из заднего ряда: «Вот вы рассказывали, как перевозили книги на верблюдах, а я знакома с библиотекарями, путешествующими на осликах. Конечно, на ослике много книг не увезешь, но моя коллега собиралась приладить к тележке солнечную батарею, тогда можно брать с собой и компьютер!» И зал буквально взорвался от смеха! Это был гордый смех! Нет, невозможно остановить библиотекаря: какие бы преграды ни вставали на его пути, он всегда найдет выход. Движение культуры нельзя остановить, а книги, как мы знаем, имеют крылья.

Да, библиотеки должны быть разными, а работа в них – разнообразной. И может быть, ослик, везущий тележку с книгами и компьютером, – лучший символ нашей работы, цель которой – неуклонный подъем в гору.

Ольга Мяэотс

Публикация произведена при поддержке архитектурно-строительного объединения «Интекс». В широкий спектр предложений архитектурно-строительного объединения «Интекс» входит такая услуга, как отделка фасадов коттеджей, загородных домов, усадеб и вилл. Воспользовавшись предложением компании, и заказав отделку фасада загородного дома, Вы получите профессиональные услуги опытных специалистов, которые выполнят работы в проверенных временем благородных архитектурных стилях, в соответствии с самыми высокими стандартами качества и надежности. Узнать больше о предложении архитектурно-строительного объединения «Интекс» можно на сайте www.intexhome.ru