Надо что-то новое,
да где ж его взять?
Школьные библиотеки и модернизация
образования: попытка осмысления современного
состояния и некоторые тенденции развития
Существуют эпохи, когда образование
становится в центр общественного интереса.
Ф.Фребель,
1-я половина XIX века
Часть 3*. Проект: рабочий план,
реализация проекта и оценка результатов
Рабочий план
Определив цель и задачи предстоящей
деятельности (см. ч. 1, 2), необходимо составить
рабочий план. Он позволит конкретизировать
предстоящую деятельность, подробно рассмотреть
практические шаги по реализации проекта,
определить методы осуществления задуманного.
Методы осуществления проекта
достаточно сложно перечислить по пунктам: они в
значительной степени индивидуальны, и каждый
здесь выбирает свою дорогу преобразований.
Но общие положения все же есть.
Позвольте выделить некоторые из них.
Привлечение ресурсов для развития
проекта. Это не только регулярная финансовая
поддержка проекта и поиск новых источников
финансирования. Это еще и подготовленный
персонал, наличие специально выделенного
времени и помещения.
Практические шаги по реализации
намеченных задач сопряжены с необходимостью
технического оснащения библиотеки. На мой
взгляд, это положение сегодня совершенно
бесспорно и очень важно.
В процессе оснащения библиотеки первичен
замысел: четкое обоснование того, для чего
конкретно нужна техника, как она будет
использоваться и что даст ее применение для
развития школьной библиотеки.
Лозунг прошлых лет «Кадры решают все!»
достаточно актуален для проектной деятельности.
Необходимо обращать особое внимание на обучение
и подготовку персонала. Может возникнуть
потребность пригласить к участию в проекте
внешних специалистов (инженера, программиста и
т.д.), и это стоит иметь в виду.
Работа в сплоченной команде – одно
из решающих условий при реализации проекта
развития. Поэтому так важно заручиться
пониманием коллектива библиотеки, руководства
школы. Для успешной деятельности библиотеке
необходима поддержка со стороны администрации, и
особенно директора школы. Чем многочисленнее
команда ваших единомышленников, тем легче,
интереснее и многограннее будет предстоящая
работа.
Партнерское взаимодействие стоит
рассматривать как важный ресурс формирования
современной библиотеки. К взаимовыгодному
сотрудничеству стоит пригласить родителей,
бизнесменов, местные образовательные фонды,
профессиональные общест-
венные и грантовые организации, законодательные
органы, вузы, институты развития образования и
т.п. При этом персонал школы и школьной
библиотеки должен уметь работать с различными
точками зрения, принимая во внимание сильные
положения и исключая слабые места.
Реализация проекта
Этап созидания, творчества, период
претворения всего вышесказанного в жизнь. Время
быть мудрым и гибким, дальновидным и расчетливым.
Выбор схемы реализации работ по
проекту во многом зависит от специфики работы
данной библиотеки. Последовательность
практических шагов в данном случае будет
индивидуальна для каждого библиотечного
коллектива.
Оценка результатов
Необходимый компонент полноценного
процесса каких-либо преобразований. Не стоит им
пренебрегать и в случае проектного развития
библиотеки. Существуют различные методы оценки,
например: обзор, письменный комментарий,
портфолио, оценочная шкала, обследование части
выполненной работы, сбор данных о библиотеке.
Мы рассмотрели основные стадии работы
над проектом. В идеальном варианте изменения в
работе библиотеки должны затронуть как внешнюю,
видимую сторону, так и внутреннюю,
содержательную. Можно попробовать
рационализировать архитектурное пространство
библиотеки: предложить зональную организацию
рабочих мест, оборудовать места открытого
доступа. Обязательные изменения (и дизайнерские,
и содержательные) принесет техническая
модернизация библиотеки.
А что дадут вводимые преобразования
пользователям, какие современные ресурсы мы
сможем им предложить?
Давайте и этот аспект рассмотрим в
идеальном варианте, то есть по максимуму
возможностей.
Итак, информационные ресурсы
современной школьной библиотеки включают:
1. Книги, методические и учебные
пособия.
2. Периодические издания, в том числе
электронные журналы.
3. Аудио-, видеоматериалы.
4. Традиционные катало-
ги и картотеки, электронные
каталоги своей и других библиотек.
5. Полнотекстовые базы данных.
6. Компьютерные программы, CD-ROMы.
7. Интернет и телевидение.
Фото
Татьяны Пантюховой, г. Нижний Новгород
Теперь позвольте остановиться на
направлениях деятельности школьной
библиотеки с учетом проводимых ею
преобразований и имеющихся информационных
ресурсов. Выделим те составляющие, которые
являются базовыми для всей библиотечной работы:
– организация доступа к информации;
– обработка информации, создание
собственных информационных продуктов;
– передача информации потребителю.
Каждая из этих областей деятельности
должна совершенствоваться в соответствии с
требованиями времени, что, несомненно,
подразумевает использование новых
информационных технологий. И это не дань модным
веяниям. Это насущная необходимость
эффективного развития информационных
учреждений, к каковым относятся и школьные
библиотеки. Так вот мы «незаметно» подошли к
очередной части нашего материала, в которой
пойдет речь о технологиях и их использовании в
школьных библиотеках.
Часть 4. Технологии и их место в
практике работы библиотеки
Чтобы было не так страшно постигать
премудрости, пожалуй, стоит начать этот фрагмент
статьи с определения.
«Технология – это процесс,
обеспечивающий гарантированное получение
нужного продукта из исходного материала» [1]. Этот
процесс предполагает наличие определенной
техники и людей, умеющих ею пользоваться.
Нас, как работников информационного
учреждения, более всего интересуют
информационные технологии. И опять начнем с
определения:
«Информационно-коммуникационные
технологии – это совокупность методов,
производственных процессов и
программно-технических средств, интегрированных
с целью сбора, обработки, хранения,
распространения, отображения и использования
информации в интересах ее пользователей» [2].
Технологии есть сейчас,
и технологии будут в будущем. Технологии
навсегда изменили привычную деятельность
библиотеки. Они оказывают влияние на каждую
грань библиотечной работы. При этом миссия
библиотекаря – максимально полное
информационное обслуживание читателей и
пользователей – не изменилась, она лишь обрела
новую глубину и содержание, новые возможности.
Внедрение и эффективное использование
новых информационных технологий подразумевает
понимание того, что технология является
инструментом, который может предложить решение
многих проблем. Технология – это больше чем
знание, как автоматизировать привычные процессы.
Это возможность «думать с технологией», подходя
при этом к старым проблемам новыми путями.
Оговоримся сразу – технологии не
определяют исход преобразований. Они являются
одним из компонентов качества проводимых
изменений. Этот компонент должен быть рассмотрен
внутри контекста модернизации библиотеки. Самая
великолепная технология не имеет никакой
ценности, если она не поддерживает содержания
деятельности.
А сейчас немного о грустном.
Есть по крайней мере два барьера,
замедляющих внедрение информационных
технологий в практику работы.
Первый – барьер
психологический, особенности личностного
восприятия. Персонал школьной библиотеки и
учителя часто не только не знают как, но и не
хотят использовать такого рода нововведения. Это
с одной стороны. А с другой стороны, директора
школ и администрация не замечают необходимость и
важность применения новых технологий в
библиотеке.
Конечно, развитие технических средств
опережает возможности библиотечных работников и
педагогов по восприятию и использованию этих
новшеств. Но этот разрыв может быть существенно
сокращен и постепенно преодолен за счет
установления сильных связей между программой
развития школьной библиотеки и программой
использования информационных технологий в
школе. В качестве равноправных партнеров
библиотечные специалисты и учителя могут
осуществлять связь и сотрудничество в масштабах,
которых не существовало прежде.
И такое сотрудничество
предопределено. Информационный шквал в
сочетании с модернизацией обучающих средств
вынудит педагогов искать специалистов по работе
с нетрадиционными носителями информации. Этими
специалистами должны стать библиотечные
работники. Надо быть готовым к тому, чтобы
принять на себя роль лидера в школе по работе
с информацией.
Второй барьер – методическая
слабость. Явно ощущается недостаток
исследований и разработок по применению
информационных технологий в обучении.
Необходима сильная методико-педагогическая база
для эффективного использования
интернет-обучения. Нужны значительно
расширенные, видоизмененные педагогические
исследования, инновационные программы и проекты
развития. Эти материалы должны строиться на
глубоком понимании принципов, механизмов и
инструментов реализации стратегии обучения в
условиях модернизации образования.
Оба барьерных фактора вполне
устранимы. Объяснив важность применения
технологий в библиотеке и найдя
единомышленников в лице дирекции, можно
надеяться на последовательную поддержку со
стороны руководства.
Техническое оснащение (и не только
техническое) будет тогда, когда мы докажем
администрации, директору, чиновникам
необходимость аккумулировать средства вокруг
библиотеки, представим необходимые проекты.
Делать это стоит не в виде пространных лозунгов,
а аргументированно – демонстрируя
необходимые проекты развития школьной
библиотеки.
Какие доводы помогут убедить
директора обратить особое внимание на
использование информационных технологий в
школьной библиотеке?
Давайте вместе составим план «речи у
трона» и перечислим в ней неоспоримые аргументы
в пользу технологий.
1. Расширение диапазона доступа. Равный
и гибкий доступ к образованию. Применение
информационных технологий позволяет
использовать возможности виртуальных
образовательных курсов. Физические ограничения
людей, географическая удаленность перестают
быть барьерами на пути к знаниям.
Доступ пользователей к информации. Виды
и формы носителей информации различны. Эти
источники существенно дополняют и обогащают
друг друга. Происходит значительное расширение
базы знаний, которое должно привести к
качественным изменениям в содержании обучения.
Возможность участия в широком круге активного
образования.
2. Влияние на качество содержания
образования. Грамотный подход к использованию
материалов на различных носителях, ресурсов
Интернета способен существенно обогатить
процесс обучения. Можно будет создать
высококачественное диалоговое образовательное
пространство.
3. Профессиональное развитие и
современная квалификация кадров. Использование
информационных технологий становится
центральной необходимостью для
профессионального роста коллектива школы.
Эффективное использование технологий
идет рука об руку с новыми, более совершенными
путями обучения школьников. С помощью технологий
станет продуктивней интеграция деятельности
педагогов и специалистов библиотеки.
4. Развитие исследовательской
деятельности. Продвижение инноваций в школе
часто тормозится отсутствием интересных,
жизнеспособных идей, проектов. Школе нужны
расширенные, видоизмененные педагогические
исследования, инновационные программы.
Необходимо глубокое понимание не только того, как
учить детей, но и какие новые инструменты,
средства для этого надо использовать.
5. Модернизация устаревших
инструкций и правил.
6. Рост информационной культуры всех
представителей школьного сообщества. Эта
сфера деятельности – насущная необходимость
времени. Медиаграмотность, информационная
грамотность и навыки критического мышления
становятся решающими факторами успешной
деятельности
в новом информационном веке.
Возможно, до судьбоносной беседы с
директором стоит заручиться поддержкой
сотрудников школы. Обретение союзников – важный
шаг на пути достижения задуманного. Обсуждение
стратегических направлений общего
взаимодействия и конкретизация предстоящих
планов позволят создать рабочую команду с общими
целями и задачами. Назовем ее условно
информационной и технологической группой. В
нее могут входить учителя информатики,
библиотечные специалисты, ключевые
администраторы. Эта группа сведет воедино
теоретическую базу, технические возможности,
творческий потенциал работников школы. Работа
информационной и технологической группы
сосредоточится на создании образовательного
пространства для учеников, насыщенного
технологическими нововведениями и методикой их
использования. Такие команды будут тесно
сотрудничать с учителями и администраторами, в
сферу их интересов будут входить все аспекты
жизни школы. Они обеспечат учителей технической
поддержкой и системным обслуживанием. Эта группа
будет влиять на учебный план, заметно обогащая
его. Создание такого коллектива
единомышленников может способствовать успешной
интеграции технологий в повседневную
деятельность.
С чего начать формирование такой
команды?
Первый шаг – обучение, впитывание
нового. Все библиотечные специалисты должны
читать и усваивать все о новых информационных
технологиях и передавать эти знания своим
коллегам.
Библиотечным специалистам нужно
активнее включаться в информационные и
технологические программы. Все, что происходит в
этой области, должно быть библиотекарям важно,
нужно, интересно.
Предполагается активная роль в
общешкольном планировании и принятии решений.
Соотнесение идей учителей информатики,
программистов со своим видением единого
школьного информационного пространства
позволит разработать политику внедрения и
использования технологий в школе. Продуктивная
работа в этом направлении обеспечит школьных
библиотекарей определенным лидерством в
вопросах информационного обслуживания процесса
обучения.
Все вроде ясно и понятно. Да только
вопросы почему-то не убавляются, а
прибавляются.… А кто обещал легкую жизнь?
Так что же такое использование
информационных технологий? Что мы сможем делать,
используя их в библиотеке? Какие навыки и умения
потребуются нам для этого?
Информационные технологии – это:
• Технология обработки текстовой
информации (текстовый редактор,
форматирование, редактирование, гипертекст).
• Технология обработки
графической информации (пиксель, графический
редактор).
• Технология обработки числовой
информации (таблицы, диаграммы).
• Мультимедийные технологии (
мультимедийные проекты, интерактивный
интерфейс).
• Компьютерные коммуникации:
– локальные и глобальные
компьютерные сети;
– электронная почта,
телеконференции;
– сеть Интернет;
– технология WWW;
– публикации в WWW.
Ну и наконец, наше, родное:
• Технология хранения, поиска и
сортировки информации [4].
Казалось бы, знакомое поле
деятельности для работников библиотек. Только с
использованием технологий оно претерпевает
существенные изменения. Появляется возможность
доверить рутинную и очень трудоемкую работу
компьютеру. Он с успехом справляется с данной
задачей. При этом привычные термины меняются на
новые понятия. Были каталоги и картотеки – стали
базы данных. Была обработка – стали ввод и
редактирование записей. И еще сортировка и
поиск записей, виды и способы организации
запросов, и многое другое. Об этом мы подробно
поговорим в следующей части материала.
Продолжение следует…
Елена ИВАНОВА
Темы будущих материалов:
Методика внедрения новых
информационных технологий.
Компьютеризация библиотечных
процессов.
Автоматизация.
И кое-что еще…
(Эх, мне бы детективы писать!)
Использованные материалы
1. Гейн А.Г. Обязательный минимум
содержания образования по информатике //
Информатика: Газета Издательского дома «Первое
сентября». – 2001. – № 41. – с. 9.
2. http://www/iis/ru
3. http://www.ericit.org/digests/EDO-IR-2000-08.shtml
4. http://biro.ufanet.ru
* Части 1 и 2 опубликованы в «БШ» № 11, с. 8–9. |