Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2002


КАРТОТЕКА ОПЫТА

Разве есть ненужные книги?

Они были во все времена. Кому именно они были не нужны, рассказывает Музей «ненужной» книги в Ярославле

Творческий коллектив Музея «ненужной» книги: зам. директора А.А.Герасимова (справа), библиотекари: Г.П.Федюк (слева), Н.Г.Семенова (в центре)
Творческий коллектив Музея «ненужной» книги: зам. директора А.А.Герасимова (справа), библиотекари: Г.П.Федюк (слева), Н.Г.Семенова (в центре)

Известные каждому библиотекарю слова русского книговеда и библиофила Н.А.Рубакина о том, что нет книг ненужных, а есть книги, не нашедшие своего читателя, – лучшее подтверждение того, что идея музея «ненужной» книги вряд ли могла возникнуть в библиотечной среде. Словосочетание «ненужная книга» как идея будущего музея впервые прозвучало из уст профессионала музейного дела, нынешнего директора Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова Дмитрия Федоровича Полознева.

Оговорюсь сразу, что мне, как руководителю будущего проекта, стоило немалых усилий доказать коллегам, членам творческого коллектива, правомерность этого словосочетания. Им казалось более правильным оперировать понятием «забытая книга».

Между тем вся история книжной культуры свидетельствует, что с тех пор как появились книги, сначала рукописные, а потом печатные, появились и «ненужные» книги, ибо всегда находились силы, желающие оградить общество от «богопротивных», «вредных», «бесполезных», «несвоевременных», «мешающих строить», «безыдейных», «несущих чуждые идеи», «антиобщественных», «аморальных», «клеветнических» (и так далее) книг. Меняется время, в обществе меняются философские идеи, религиозные, этические, политические пристрастия – меняется и отношение к книгам, как к носителям определенных знаний, идей, взглядов.

Многие хрестоматийные сегодня книги когда-то были «ненужными»: весь тираж книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» был запрещен, не было сыграно или напечатано при жизни А.С.Грибоедова «Горе от ума», казалось – никогда не увидят свет «Мертвые души» Н.В.Гоголя.

Иногда общество, не готовое к восприятию идей автора, опередившего свое время, само отвергает книги. Такова судьба многих книг, исповедующих новое художественное видение. Как это часто бывает, на этапе появления таких книг общество не готово принять ни их содержание, ни их форму. Часто судьба книг зависит просто от моды – на тему, на автора, на жанр. Иногда интерес к книге подогревается искусственно, остыл «подогрев», и книга перешла в разряд «ненужных», т.е. не востребованных читателями. Так часто происходит с книгами каких-нибудь выдающихся людей, например известных политиков. Еще свежо в памяти недавнее время, ознаменовавшееся изобретением тактики, пригодной для признания ненужной любой книги. Это тактика преследования даже разрешенных цензурой книг, тактика односторонней информации, извращения фактов, гнусного осмеяния или, наоборот, глухого умолчания. Через это прошли многие книги М.Булгакова, Б.Пильняка, И.Ильфа и Е.Петрова, И.Бабеля, Б.Пастернака, А.Солженицына. Достаточно было смены руководства в верхушке литературной номенклатуры, анонимной передовой в «Правде» или какой-то провинности автора, и Главлит формировал длинные списки «ненужных» книг, предписывая изымать их из книжной торговли и общедоступных фондов. Мы, поколение 60-х, зачитывались книгами В.Аксенова, В.Некрасова, А.Кузнецова, а наши дети уже не знали этих имен, этих книг. Их в стране будто бы просто не существовало, эти книги были признаны «ненужными».

Процесс появления «ненужных» книг продолжается. Характерно, что он даже усилился в связи с демократизацией общества. Возможность писать и издавать, если есть средства, породила еще один вид «ненужной» литературы – графоманской, интересной и нужной только самому автору. Причин, по которым книги могут попасть в разряд «ненужных», как мы уже сказали, очень много. В истории книжной культуры образовался целый пласт такой литературы, когда-то кому-то оказавшейся ненужной, и кому, как не библиотеке, представить ее читателям.

В этой витрине на фоне кумачовых полотен неугодные в сталинское время книги, а также весьма нужные тогда пластинки с речами т. Сталина. В первом издании БСЭ густо зачеркнуты некоторые фамилии на титульном листе
В этой витрине на фоне кумачовых полотен неугодные в сталинское время книги, а также весьма нужные тогда пластинки с речами т. Сталина. В первом издании БСЭ густо зачеркнуты некоторые фамилии на титульном листе

Разрабатывая проект музея «ненужной» книги, творческий коллектив ставил перед собой несколько основных целей:

– выявление и формирование достоверной современной информации о книгах, которые в разные периоды развития нашего общества по той или иной причине попадали в разряд «ненужных»;

– содействие библиотечными и музейными средствами пробуждению интереса к чтению среди различных возрастных и социальных групп населения;

– активная защита библиотеки, как источника интеллектуального выбора, от любых видов цензуры, в т.ч. цензуры какой-либо особо популярной общественной идеи;

– содействие формированию общественной толерантности.

Мы понимали, что если люди видят, как книги, несущие совершенно полярные идеи, постигает одна судьба «ненужных», они становятся менее непримиримыми и более терпимыми друг к другу.

Основой библиотечного музея является выставка книжных изданий, официальных документов, статей периодики. Каждая новая экспозиция будет подробно раскрывать различные аспекты «ненужности» книги.

Создание музейной экспозиции не означает изъятия литературы из обращения. Все экспонаты могут выдаваться для работы в режиме читального зала и даже могут быть сканированы в соответствии с правилами копирования печатных материалов библиотеки.

Проект создания музея «ненужной» книги заинтересовал Институт Открытое Общество – Фонд Сороса (Россия), он был поддержан грантом, и благодаря этой поддержке наш музей состоялся.

Своеобразным ключом к музею служит первый экспонат – стенд, предлагающий посетителям различные точки зрения на само явление – «ненужная» книга. Здесь пересказ П.Столпянского о гибели богатейшей в мире Александрийской библиотеки, сожженной в 642 году завоевателями – арабами. «Если в этих книгах говорится то же, что и в Коране, – они бесполезны. Если иное – они вредны» – так звучал приговор тех, кто повелел сжечь их.

Слова древнеримского писателя и ученого Плиния Старшего (23–79) представляли другую точку зрения: «Нет такой плохой книги, которая была бы совершенно бесполезной».

По-советски категорично и жестко высказался академик, президент АН СССР С.И.Вавилов (1891–1951): «Необходимо всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг».

Три цитаты, выражающие противоположные точки зрения, потребовались для того, чтобы донести до посетителей идею музея: здесь не собираются навешивать какие-то ярлыки и отделять книги «нужные» от «ненужных». Читатель сам должен определить судьбу книги и решить, справедливо ли книга была вытолкнута в разряд «ненужных».

Первая экспозиция Музея «ненужной» книги посвящена 100-летнему юбилею Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова, отмеченному весной этого года, и называется «У времени в плену. Взгляд сквозь столетие». Ее хронологические рамки – 1889–2002 годы. Задача выставки – показать «ненужные» книги, появившиеся за этот период. Визуальный ряд экспозиции, кроме книг, представлен предметами обихода, символизирующими свое время: листки отрывного календаря, денежные купюры, патефонные пластинки, открытки, письма. По замыслу это всего лишь фон, а главные экспонаты, конечно же, книги и документы, определяющие книгоиздательскую, книгораспространительскую, библиотечную политику в разные годы. Например, этап с 1898 по
1905 год регламентирован действием очень жесткого Цензурного устава, широко обсуждавшегося и осуждавшегося в обществе. Поэтому кроме самого Цензурного устава представлены дискуссионные статьи Ленке, Скабичевского, Якушина, сборник статей по истории русской цензуры (1905). Демонстрируются алфавитные перечни запрещенных книг и сами книги, запрещенные в соответствии с Цензурным уставом. Здесь можно увидеть книгу Д.Д.Протопопова «История Комите-
тов грамотности», вышедшую в
1895 году тиражом 4 тыс. экземпляров, из которых 3561 экземпляр был уничтожен, так как министр внутренних дел И.Л.Горемыкин посчитал, что в книге неправильно отражена роль его ведомства по отношению к комитетам грамотности. «Общедоступный календарь» С.С.Шашкова посчитали «ненужным» и запретили по той причине, что статистические данные, приведенные в нем, представляют Россию «в самом тяжком и безобразном виде».

Полка, посвященная 1915 году. Слева – протокол об изъятии книг из библиотеки. На табличке внизу написано: «1915 год. Третье изъятие книг из библиотеки. Библиотека закрыта. Директор А.Ф.Кононов уволен за революционную деятельность»
Полка, посвященная 1915 году. Слева – протокол об изъятии книг из библиотеки. На табличке внизу написано: «1915 год. Третье изъятие книг из библиотеки. Библиотека закрыта. Директор А.Ф.Кононов уволен за революционную деятельность»

Временные правила об издании книг (1906) отменили жесткую цензуру, но вместо открытых запретов появилась скрытая цензура в виде списков книг, разрешенных и рекомендованных, например, для народных ученических библиотек. Все, что не попадало в эти рекомендательные списки, попадало в разряд «ненужных».

Часть экспозиции посвящена истории самой библиотеки.

Начиная с 1906 года библиотека неоднократно подвергалась обыскам. Например, согласно протоколу обыска от 23 августа 1907 года, изъято 280 книг. На выставке представлена часть из них, в т.ч. брошюры «Программы русских политических партий», «Аграрный вопрос и Государственная Дума», «Песни труда» и др. Здесь же книги, изъятые в соответствии с жандармской описью 1915 года: «Автобиография» К.Каутского, его же «Очередные проблемы международного социализма», «За и против коммунизма» П.Лафарга, «От классического идеализма к диалектическому материализму» Ф.Энгельса и др. Первые послереволюционные годы представлены декретами советской власти (в т.ч. Декретом о печати), рекомендательными и аналитическими статьями из журнала «Красный библиотекарь» об очищении библиотечных фондов. В результате первых советских чисток «книжные фонды наших крупнейших библиотек оказались так ощипанными, что сейчас уже ряд библиотек принужден признать, что они перечистились» (Рабинович Л. Об извращениях в просмотре книжного состава библиотек // Красный библиотекарь. – 1932. – № 7. – С. 24–25). В число книг, «нам ненужных, вредных, в лучшем случае – балластных» (А.Клименко. О библиотечном мастерстве // Красный библиотекарь. – 1928. – № 7. – С. 47), попали книги Л.Андреева, И.Бунина, сочинения Н.Гарина-Михайловского, Н.Лескова, А.Фета, были вычищены «Песнь о Гайавате» Лонгфелло и «Легенда об Уленшпигеле» Ш. де Костера, произведения Ф.Шиллера и Г.Флобера. «Наивно мистическими» и по этой причине ненужными молодому поколению признаны книги А.Грина «Бегущая по волнам» и «Фанданго».

Богатая коллекция «ненужных» книг представлена периодом «оттепели»: «Жизнь и судьба» В.Гроссмана, «Факультет ненужных вещей» Ю.Домбровского, «Доктор Живаго» Б.Пастернака и др.

Книги – бывшие лауреаты государственных премий: «Далеко от Москвы» В.Ажаева, «Кавалер Золотой Звезды» С.Бабаевского. Здесь же книги «Самиздата» и «Тамиздата», представленные на выставке из частных коллекций.

У молодых посетителей всегда вызывает удивление полка, где показаны экспонаты из библиотечного спецхрана,
в т.ч. Библия, которую нельзя было взять для чтения на открытых полках библиотеки,
а можно было получить только с разрешения известных органов для работы в закрытом для простых смертных фонде спецхрана. Об этом свидетельствует еще один экспонат: разрешительное письмо, данное рабочему Чернышеву Н.И., для знакомства с Библией
«с целью принять участие в пропаганде атеизма».

В экспозиции показаны труды теоретиков марксистско-ленинской идеологии, книги И.Сталина, Н.Хрущева, Л.Брежнева, деятелей периода перестройки, многие из которых не востребованы самим обществом.

Современный период представлен «мусором» изданий 90-х годов: астрологические календари, пособия по хиромантии и гаданиям, сокращенные до размеров брошюры романы классиков отечественной и зарубежной литературы и пр.

Интерес представляет еще один экспонат выставки – стенд с материалами акции, предпринятой в феврале 2002 года новоявленным движением «Идущие вместе» по обмену «ненужных» книг (В.Пелевина, В.Сорокина, В.Ерофеева, К.Маркса) на «нужные народу» книги.

Последняя полка выставочной витрины оставлена свободной, здесь может быть размещена литература, отнесенная самими посетителями к числу «ненужной». Таким образом каждый желающий может участвовать в формировании выставки.

За 2 месяца, прошедшие с открытия первой экспозиции Музея «ненужной» книги, его посетило более 600 человек. Астрономическая цифра объясняется просто: открытие было приурочено к 7-й ежегодной сессии Конференции РБА, проходившей в Ярославле, объявленном библиотечной столицей России 2002 года. Практически все, кто был на конференции, стали посетителями музея. Активное знакомство с экспозицией «У времени в плену» продолжается, к нам приходят поодиночке и группами. Творческий коллектив старается не разочаровать посетителей, и пока нам это удается, о чем свидетельствуют записи в книге отзывов: «Неожиданно интересное решение! Наверняка Музей будет полезен всем посетителям библиотеки и вызовет споры, раздумья об истории культуры»; «Очень интересная и,
к сожалению, всегда актуальная выставка», «…удивлены философским подходом и воплощением идеи в выставке», «….интересно было познакомиться
с рассказом книги о самой себе», «большое спасибо музею от всех, кто трудится на поприще исторической науки…»

В настоящее время идет формирование электронной выставки о старообрядческой книге «Вредное своеволие».

С самого начала раскола православной церкви в нашей стране старообрядчество признавалось официальной церковью вредным, а книги, исповедующие «старую веру», «древлее благочестие» – ненужными.

Выставка будет первой попыткой собрать воедино все известное о книгописных традициях старообрядчества на территории Ярославского края.

Но это уже совсем другая история.

В настоящее время творческий коллектив Музея «ненужной» книги полон идей и планов. Мы уже знаем, какие книжные экспозиции представим на суд наших посетителей не только в оставшийся период 2002 года, но и в 2003 году. Надеемся, что это будет интересно.

Антонина ГЕРАСИМОВА,
зам. директора ЯОУНБ, руководитель проекта
Ярославль

Публикация произведена при поддержке интернет проекта Ru Media News. Ru Media News – это сайт, на котором Вы найдете последние новости шоу-бизнеса, прочитаете о пикантных и скандальных событиях из жизни отечественных и зарубежных звезд, узнаете о предстоящих культурных событиях и готовящихся к показу фильмах и телесериалах. Посетить интернет проект Ru Media News можно по адресу www.rumenews.com