Совместный проект с газетой
«ИСКУССТВО»
Портрет на фоне натюрморта
Валентин Серов. Портрет И.А.Морозова.
1910. Картон, темпера. 63,5 ґ 77. ГТГ
Иван Абрамович Морозов был крупнейшим
фабрикантом – главой Товарищества
мануфактурных фабрик Твери, потомственным
гражданином Москвы, председателем Московского
купеческого собрания. Он был знаменит и славен
тем, что не жалел своих капиталов на
отечественную культуру: был казначеем
Московской консерватории, оказывал большую
материальную помощь филармоническому и Русскому
музыкальному обществам, финансировал «Русские
сезоны» С.Дягилева в Париже. Известна его
филантропическая деятельность и на ниве
здравоохранения: на его и его брата Михаила
пожертвования был создан корпус раковых
заболеваний в Москве на Девичьем поле. Но
настоящую известность, популярность и признание
принесла ему его знаменитая коллекция русского и
французского искусства конца XIX – начала ХХ века.
С юности И.А.Морозов интересовался
изобразительным искусством, обучался живописи в
московской художественной студии Ивана
Мартынова, брал уроки у молодого тогда художника
Константина Коровина. С 1901 года, обосновавшись в
Москве на Пречистенке (теперь в этом доме
размещается Академия художеств), он начал свою
собирательскую деятельность. Начал с
произведений современных русских мастеров,
обходя мастерские В.Серова, И.Грабаря,
С.Виноградова, К.Коровина. Благодаря им он
приобщился и к новому западному искусству, а
точнее, к французскому, которое в то время было
ведущим в Европе.
Стремясь к «музейной полноте», он
поддерживал своими покупками и начинающих
молодых русских художников. Практически первым в
России он создавал Музей нового русского и
западного искусства французской школы.
Самоуверенность была ему чужда. Для отбора
произведений он привлекал в качестве
консультантов Валентина Серова, Константина
Коровина и Сергея Виноградова.
Поставив своей целью создать музей
современного искусства, И.А.Морозов регулярно
бывал в Париже на выставках-аукционах, в
галереях, магазинах, где владельцы называли его
«русский, который никогда не торгуется». Он
создал собрание, умело соединив «за общим
столом» русских действующих художников с
парижскими мэтрами. За пятнадцать лет он
приобрел работы русских и французских мастеров
примерно в равном количестве – более пятисот.
Из работ русских художников в собрании
Морозова на Пречистенке висели в экспозиции:
пейзажные лирические этюды И.Левитана и
С.Виноградова, натюрморты И.Машкова, портреты
К.Сомова, «Сирень» М.Врубеля (неоконченный
вариант), этюды и картины К.Коровина,
В.Борисова-Мусатова, тогда никому не известного
Марка Шагала, работы «бубнововалетцев», картины
А.Головина, Ф.Малявина, акварели и темперы
А.Бенуа, первые произведения Н.Гончаровой и
М.Ларионова и, конечно, работы В.Серова и
К.Коровина.
Из произведений французских мастеров
вначале И.Морозов покупал «мирные вещи», как
выразился И.Грабарь, – имеются в виду
импрессионисты Сислей и Писсаро. Но с 1906 года
привозил из Парижа систематически по тридцать
картин и рисунков французских модернистов
авангардного характера. Среди 256 работ
французских художников, украшавших его собрание,
«Бульвар капуцинок» Клода Монэ, «Портрет Жанны
Самари» О.Ренуара, «Прогулка заключенных»
В.Ван-Гога, «Девочка на шаре» П.Пикассо и много
работ А.Матисса, который был лично ему внутренне
близок своим «уравновешенным искусством».
Валентин Серов, необычайно чуткий ко
всему новому в искусстве, как раз и изобразил
Ивана Абрамовича Морозова на фоне картины Анри
Матисса – натюрморта «Фрукты и бронза»,
отобранного им в свое собрание, вероятнее всего,
по совету самого Серова. Интересно заметить, что
художник не сразу признал искусство Матисса. За
год до создания портрета Морозова он говорил:
«Матисс... хотя и чувствую в нем талант и
благородство, но все же радости не дает... Все
чего-то не хватает – пресно – тут можно
призадуматься». Серов почувствовал интуицией
новое раньше, чем понял. И «призадумался».
Результатом чего явился шедевр нового искусства
ХХ века – «Портрет И.А.Морозова на фоне
натюрморта Анри Матисса “Фрукты и бронза”».
Этот натюрморт А.Матисса Морозов приобрел у
художника в год создания картины.
Серову все-таки открылась «тайна»
благородства искусства Матисса: гармоническое
чувство радости и поэзии жизни выражено в
спокойных, ясных, простых формах и чистых, ярких
красках. Точное и емкое определение искусства
Матисса заключено – что, быть может, и неожиданно
– в словах В.Маяковского: «Если взять цвет в его
основе, не загрязненный случайностями всяких
отражений и полутеней, если взять линию, как
самостоятельную орнаментальную силу, сильнейший
– Матисс».
Гениально скопирован Серовым весь
матиссовский фон за фигурой Морозова, с полным
сохранением «пения» его красок, как говорили о
живописи Матисса его современники. Уроки модерна
Матисса сказались во всей художественной ткани
портрета: в «самостоятельной художественной
силе» четкой линии рисунка всей фигуры, в
контрастности цветового перехода от нее к фону.
Язык Серова лаконичен: он связывает фигуру с
фоном, упрощая и обводя ее обобщенно по контуру,
как все элементы натюрморта Матисса, единой
линией. Она написана на первом плане «большой
красочной плоскостью», темным коричневым пятном,
без теней и «случайных отражений», мощно заявляя
о своем главенстве. Центр композиции – лицо.
Написанное объемно, «телесно» – в отличие от
фона и самой фигуры, оно притягивает к себе силой
выражения интеллекта, и этому не мешает яркость
сложного фона: натюрморт, ковер, бронзовая
статуэтка с зеленой патиной... Главное внимание в
портрете – к человеку. Серов в этом чисто русский
мастер, у него везде, всегда человек – центр
жизни.
В поисках изобразительного языка
нового стиля Серов никогда не порывал с
традициями мирового, и в том числе русского,
классического искусства. Он был великим мастером
художественного синтеза. Творчески осваивая
различные стили разных эпох истории культуры
человечества (античного – в цикле греческих
сюжетов: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение
Европы», египетского и ассирийского – в портрете
Иды Рубинштейн, Возрождения – в овальном
«рафаэлевском» портрете Генриетты Гиршман), в
каждом он воспринимал новую творческую форму. В
портрете И.Морозова Серов стремится
приблизиться к лаконизму мышления «древних» в
монументально-декоративном искусстве,
отстраниться от сложности ощущений и
представлений о человеке, свойственных его
эпохе. Он отказывается от аналитичности во имя
цельности, отказывается и от тенденциозности –
он пишет его как бы не «от себя» и именно поэтому
изображает И.А.Морозова на фоне матиссовского
произведения и «в стиле» искусства самого
Матисса. Это и была та новая художественная
форма, которая только и могла выразить личность
И.А.Морозова. В этом и заключалась серовская
«точность попадания в главную идею личности».
И.А.Морозов был человеком характера
рассудочного, уравновешенного, обстоятельного,
внешне даже флегматичный, но при этом внутренне
целенаправленный, способный подчинять свои
личные страсти основной цели. Сам он говорил о
себе, что «присущая всем русским славянская
мечтательность, исключающая деловую
предприимчивость, чужда ему». Это был прагматик в
делах своих мануфактур и «безумный» в страсти
коллекционирования картин. Сам он писал о своей
страсти, что «средствами для легкой жизни
обладая в изобилии», он «посвящает редкое
свободное время частью пополнению знаний...
частью искусству», которое было для него
«отдыхом, потребностью души». Свою коллекцию
русского и французского искусства он, подобно
П.М.Третьякову, предназначал в дар Москве. Но 19
декабря 1918 года его собрание было
национализировано, и Морозова назначили
заместителем директора в этом государственном
музее пожизненно. Однако уже с конца 1918 года ряд
комнат особняка занимали сначала анархисты,
затем – различные учреждения новой власти.
В конце 1919 года Иван Абрамович с семьей
уехал за границу и в 1921 году там умер. После его
отъезда его картинная галерея была
преобразована во II Музей Нового Западного
Искусства и вскоре слита с коллекцией С.И.Щукина.
Музей просуществовал до 1940 года, когда его
расформировали по музеям Москвы и Петербурга
(ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж).
Позже часть коллекции из частных рук была
приобретена Третьяковской галереей, в том числе
и портрет Морозова работы В.Серова.
На стене дома, где расположилась
Академия художеств, все еще нет мемориальной
доски о морозовском музее, сыгравшем
значительную роль в культурной жизни Москвы
начала ХХ века.
Лия ПЕВЗНЕР
Публикация произведена при поддержке интернет магазина эксклюзивной, нишевой и селективной парфюмерии iPerfume.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина iPerfume.ru, Вы сможете по выгодной цене купить новые ароматы Montale, и другие модные новинки от ведущих парфюмерных брендов и торговых домов. Низкие цены, акции, скидки и бесплатная доставка духов по всей России, позволят совершить приятную покупку с экономией Ваших денег и личного времени.
|