Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2002


РАЗМЫШЛЕНИЯ

Какой смысл мы вкладываем в понятие патриотизм?

Слово «патриотизм» во всех словарях трактуется практически одинаково – как любовь к родине, а вот как это чувство воспитывать (воспитывать ли или само придет?), кому воспитывать, какой хотелось бы видеть свою Родину – тут будет столько разночтений!

На вопрос, какой вам бы хотелось видеть свою Родину, непременно последуют ответы: сильной, богатой, счастливой. Кто-нибудь непременно отметит: независимой, с чувством собственного достоинства. Интересно, а будут ли ответы: умной, справедливой, честной?

Не так давно нам принесли результаты небольшого исследования, которое проводила одна библиотека: «Исследование степени подготовленности учащихся школ по вопросу гражданского самосознания и патриотизма. Анкетирование учащихся 5–11-х классов».

На вопрос: Какой смысл ты вкладываешь в понятия «патриотизм», «патриот»? – были получены ответы:

– Я не знаю понятие этого слова, в школе нас этому не учили (11 лет).

– Слышал, но не знаю, в школе не говорили (14 лет).

– Патриотизм – гордость за свою Родину. Патриот – это человек, любящий и гордящийся своей Родиной (14 лет).

– Если человек уезжает за границу, так как там более выгодные условия работы, – это не патриот. Настоящие патриоты остаются в своей родной стране, там, где они родились, учились и выросли (16 лет).

– Патриотизм – это одна из главных вещей в жизни любого человека, это значит следовать только своей культуре, следовать своим традициям (14 лет).

– Быть патриотом – это значит сохранять культурные ценности страны (17 лет).

– Быть патриотом – это значит любить свою Родину, испытывать гордость за страну, но этого я не могу сказать о себе (14 лет).

– Мне кажется, что патриотизма в нашей стране не так уж и много, но мне хотелось, чтобы патриотов было больше (15 лет).

– Патриотизм в людях надо вырабатывать с детства, тогда народ будет любить свою Родину (13 лет).

Проводившие анкетирование отметили следующий ответ, как «самый зрелый и понравившийся»:

Патриотизм – служение стране на всеобщее благо, причем руководствуясь не личными, а общественными интересами; без выгоды для себя лично, поступать так, как необходимо стране (17 лет).

Без комментариев.

А теперь три письма-размышления о патриотизме и о том, как его воспитывать. Три взгляда неравнодушных людей. Три позиции. Поразмышляем?

«Приручение города»

Оглядываясь на 10 лет московского краеведческого марафона и пытаясь вербализовать педагогическую идею этого проекта-долгожителя, кто-то из нас вслух произнес и сам немного смутился: «Мы занимаемся воспитанием патриотизма с человеческим лицом через неформальное краеведение». Смутился, потому что как-то хочется избежать пафоса на грани с демагогией. Справки и отчеты «о воспитании и формировании» в методическом отделе если и существовали, то находились в другой системе координат. Почему-то ни разу мы за эти 10 лет слово «патриотизм» не произносили, но тогда чем же мы занимались, когда год за годом, шаг за шагом с путеводителем под мышкой исходили вдоль и поперек свой город?

«Если бы я был учителем истории, то начал бы со своего города: город наш Галич, или Ростов, или Белозерск – город старый; давно уже стоит на этом месте, ему лет сот пять или более; он прежде был больше или меньше, богаче или беднее, но случились разные обстоятельства… От своего города легкий и естественный переход к своему княжеству, а потом и ко всей Русской истории…»1 – размышлял в 1841 году российский историк, писатель, публицист М.П.Погодин. Вдумайтесь в эти мудрые истины. От малого к большому, от истоков, корней – в будущее…

Только ли о преподавании истории идет речь? «Патриотическое воспитание» или «формирование исторического и патриотического сознания детей и подростков»?

В условиях мегаполиса, каковым является Москва, умение адаптироваться через познание городской среды в ее историческом развитии – это своеобразное «приручение города». Легко ли быть москвичом? Для кого-то Москва – это столица государства, для кого-то – монстр, ставший воплощением всех негативных явлений постперестроечной России, а ведь для нас – это прежде всего наша МАЛАЯ РОДИНА.

Архитектура для краеведа – это как латынь для лингвиста, без нее никуда. Поэтому мы начали свое изучение города с архитектуры. Это было увлечение – архитектурные прогулки по городу, пешеходные и книжные (в последнее время – отчасти виртуальные). Москва предоставляет уникальную возможность увидеть рядом и строгий собор домонгольской Руси, и «дивное узорочье» ХVII века, и пышное барокко, и чистый классицизм. Становясь старше, школьники могут оценить и причудливый модерн,
и безумный по смелости решений авангард, и монументальный неоклассицизм, а также устремиться вперед в третье тысячелетие, знакомясь с современными строениями. Используя метафору, что архитектура – каменная книга, скажем, что мы год за годом учились читать эту книгу, изучая город, шли от фасадов в интерьеры, где разворачивались исторические картины, вершились частные судьбы обитателей этих домов, тесно связанные с судьбами Отечества. И озирая архитектурный ландшафт, оставленный ХХ веком, мы все больше хотели перелицевать гоголевскую метафору относительно архитектуры, которую он назвал «музыкой, застывшей в камне», в «идеологию, застывшую в камне».

Когда редакционно-издательский центр «Черная курица» при фонде Ролана Быкова предложил нам выступить в новом для себя качестве – составителей детской энциклопедии, посвященной отечественной архитектуре, решили попробовать. Собирая материалы, мы мысленно разговаривали со своими будущими читателями, рассказывая им ту или иную удивительную историю, связанную с каким-то зданием.

Было удивительно приятно увидеть название, придуманное в редакции, – «Россия. Сокровища архитектуры»2.

Многие годы существовала замечательная традиция путешествий автобусных или автомобильных, семейных с экскурсоводом, произносящим фразы типа: «Перед вами типичный образец культового здания ХVII века восьмерик на четверике», или самостоятельных, с путеводителем, фотоаппаратом и блокнотиком для записей, с посещением местной сувенирной лавки и скромным «пикником на обочине». «Уставшие, но довольные, поздно вечером мы возвратились домой» – этот штамп из школьного сочинения как нельзя лучше подходит к нашему состоянию приобщения к своей истории.

Людмила МУРАВЬЕВА, Татьяна РУДИШИНА,
методисты ЦГДБ им. А.П.Гайдара

Москва

1 Из статьи, написанной после путешествия за вологодскими древностями летом 1841 года.
2 Муравьева Л.Н., Рудишина Т.В. Россия. Сокровища архитектуры: Всемирная детская энциклопедия. – М.: ЭКСМО-Пресс. – 2000.

Еще немного о патриотизме

Когда Елена Макарова (см. «БШ», 2002, № 11, с. 6) начала свой мастер-класс на Библиотечной школе и я услышала слово «патриотизм», честно скажу, сильно пахнуло нафталином. Уж так перекормлено наше поколение этой темой. Лет десять мы отдыхали от этого слова и от темы Великой Отечественной войны и думали, что всего, чего мы наслушались за свои школьные годы, хватит до конца наших дней, тем более что разглагольствования о погибших в Великой Отечественной войне шли на фоне молчания о судьбе ребят в Афгане, а потом и в Чечне. Пусть простят меня те, чьи чувства я невольно сейчас задела, но жизнь одна и у тех, кто воевал в 40-х, и у тех, кто воевал в 70-х или в 90-х. И важно в данный момент не только то, за что положена эта жизнь: за судьбу нашей или не нашей страны. Важно то, что если бы не этот паренек, что погиб в той горячей точке, то там мог бы оказаться ваш сын, или брат, или отец, или муж. А значит, этот паренек погибал за них, вместо них. Жаль, что очень многие до сих пор не уяснили себе такую простую вещь.

Мы думали, что раз нам перестали навязывать патриотизм, то это благо, это и есть свобода убеждений. И за эти 10–15 лет выросли те, кто вообще ничего не знает ни о потрясающей способности русского человека отдавать себя идее без остатка, ни о святом отношении к Родине, которое введено в наш генетический код при всей самобичующей ироничности; да много еще чего прошедшего мимо них. Для того чтобы иметь свободу выбора, личность должна иметь представление и собственное суждение о многом, а не только о том, что видит в рекламе.

Вот такие мысли вызвал у меня урок Е.Макаровой. Он оказался для меня отрезвляющей встряской. Я решила обязательно провести такой же урок и с преподавателями, и с учениками.

И у учителей отношение к теме было неоднозначным. Меня впечатлил ответ одной из преподавательских групп на вопрос: «Может ли патриотизм возникнуть в ребенке сам по себе?» Учителя говорили о том, что с успехом может возникнуть и антипатриотизм, если человек видит, что Родина относится к нему как к приблудному псу. В таком случае, как ни взращивай словами в ребенке чувство любви к такой Родине, это приведет только к сдвигу в психике ( что, собственно, со многими нами благополучно и случилось).

Хотя урок вроде бы и не оставил учителей равнодушными, но ни один из них не взялся провести такой же у себя в классе. Инициатива наказуема. Ясно, кому пришлось отдуваться. Наша школа с нового учебного года решила работать по новой единой воспитательной программе «Отечество» (не без инициативы библиотеки). Слишком много программ пропагандируется в последнее время в педагогических журналах, и первым с ними сталкивается библиотекарь. При написании концепции программы «Отечество» был использован в том числе шведский опыт, о котором на Библиотечной школе рассказала Ольга Константиновна Громова,
а именно: проектное обучение и изучение понятий: «Мой род как он есть», «Мой регион как он есть», «Моя страна как она есть», «Весь мир как он есть».

Чтобы не навязывать детям того, чего они категорически не хотят, было решено использовать урок-беседу, чтобы выяснить, чего же они все-таки желают.

Мы обсуждали тему не только патриота страны, но и патриота школы, причем в самом широком смысле. Ведь ребята сами признали, что быть патриотом – это не только не позволять чужим хаять свое родное, но и самому трезво оценивать это свое и делать все возможное для его процветания.

Также они подсказали нам, в каком направлении и в каких формах должна вестись работа, если мы хотим способствовать поддержанию в них патриотических чувств. Выяснилось даже, что они хотят играть в «Зарницу». Учителей это поразило в самое сердце: они-то думали, что осчастливили детей, вычеркнув это мероприятие навеки из своих рабочих планов.

Ребятам нравится такая форма урока: они жаждут (буквально!), чтобы с ними обсуждали все, что непосредственно их касается, и другие важные вопросы. (Придется доставать
с пыльных полок форму «диспут».)

А еще все как один требуют «ящик откровений» для жалоб на учителей, родителей, учеников... Только неясно, кто же будет разбираться с этими жалобами?

Оказалось, что одиннадцатиклассники желают знать наизусть текст Российского гимна, а где его взять, никто не знает.

Решено было выпускать общешкольную патриотическую газету. Потому патриотическую, чтобы было ясно, что она не сатирическая, не эротическая, не развлекательная...
И поскольку патриоту своей семьи, школы, поселка, страны небезразлично многое, то содержание газеты обещает быть многообразным, несмотря на кажущиеся узкими рамки, заданные темой «патриотизм».

Работа планируется с нового 2002/2003 учебного года, но в конце прошлого вышло два номера газеты «Школа» (название тоже было определено по большинству голосов, отданных во время урока-беседы).

И опять-таки инициатива наказуема. Выпускать на компьютере газету предложила я, как идеологический носитель программы, поэтому мне и пришлось ее выпускать.

Первый номер вышел к 9 Мая. Второй – к концу учебного года. Оформление газеты не блещет разнообразием и красотой, да и набирать ее пришлось почти подпольным образом, перебегая от одного свободного компьютера к другому. Основной грех нашей газеты в том, что отсутствуют ссылки на источник материалов, использованных в газете. Мне не хватает опыта в размещении текста на листе. Знаю, что нарушаю авторские права, но обещаю исправиться. Я очень жду замечаний и предложений по поводу нашей газеты, так как мы только в начале пути и жаждем советов!

Елена КОПТЯЕВА,
зав.библиотекой средней школы № 2

п. Октябрьский, Устьянский р-он, Архангельская обл.

В номере, присланном в редакцию, статья о гербах и флагах, текст гимна, страница о родословной и заметки ребят о школе, о своей жизни.

Это не просто, но ты сможешь!

Двадцать без малого лет стажа на сержантской должности в мирное и военное время, думаю, дают мне право на предельно откровенный разговор с молодым человеком. Назову его условно Васей, а по только что полученному паспорту – Василием Михайловичем. Еще вчера в семье жило легкое беспокойство, сегодня, вместе с появлением паспорта, это легкое беспокойство стремительно разрастается в откровенную тревогу, готовую обернуться паникой: Васе, гражданину России, грозит служба в армии! Что делать? Как обойти закон? Родители живут одной заботой: надо спасти Васю!

Не приветствуя ловчащих родителей, еще меньше – самого Васю, готового любой ценой избавиться от призыва (хотя и вынужден признать – сегодня в войсках творится много такого, что в мое сержантское время было совершенно немыслимо), все равно полагаю: не мужское это дело – избегать службы хитрыми путями.

Что же следует делать, на мой взгляд?

Во-первых, милый Вася, надо за то время, которым ты еще располагаешь, накачать руки. Первое же армейское «здрасте» должно поставить на колени того, кто протянет тебе руку. Возможно ли такое? Вполне, хотя и трудно. Надо каждый день без выходных тренироваться с маленьким мячиком, резиновым кольцом или фабричного изготовления пружиной (продается в спортивных магазинах). Сильная рука – начало военного авторитета. Очень сильная – его гарантия.

В американской армии существует обязательная норма: каждый военнослужащий обязан отжиматься от пола шестьдесят раз. Скажи честно, а ты сколько раз сумеешь? На перекладине десять раз подтянешься? Сто раз подряд присядешь? Думай! Взвешивай! Решай, что тебе делать, чтобы соответствовать.

Опросив множество очень разных мужчин, видят ли они смысл и пользу в утренних физических упражнениях (словосочетание «утренняя физзарядка» ненавижу!), установил, почти все «за». Но ты уже, конечно, сообразил: все «за», только большинство ничего не делает. Почему? Главная отговорка – времени не хватает! А если чуть раньше встать? Большинство только хмыкает в ответ. Очевидно, не по душе им творить насилие над собой. Но разве свобода только в том заключается, чтобы свое хочу ставить над необходимостью, выше осознанного надо?

Кстати сказать, абсолютное большинство внутриармейских конфликтов и возникает в основе своей на этой почве – из-за нарушения воинской дисциплины. В старом словаре мудрейшего В.Даля я обнаружил:

Дисциплина – воинское повиновение, послушание, порядок подчиненности, чинопочитание, воинская управа, расправа.

В словаре советского времени расшифровка слова «дисциплина» звучит несколько иначе:

обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам.

Внимательно прочти обе формулировки раз, другой, подумай и постарайся понять, проникнуть в их суть. Армия, кстати сказать – любая, вынуждает жить по своим законам и правилам – писаным и неписаным. Слышу тут реплику:
«А дедовщина?» Это вовсе не в природе армии. Там, где частями и подразделениями командуют достойные офицеры, первая застава дедовщине – сержант, а крайняя – военный трибунал. Между прочим, в уставах вооруженных сил оговорены положения, при которых подчиненные имеют право обращаться «за правдой» в судебные органы. Начальники подсудны так же, как и подчиненные, и это следует знать тому, кто служит.

В армии безусловным и особым уважением пользуется выносливость. Не случайно я начал разговор с физической подготовки. Высоко ценится способность дружить, честное, бескорыстное товарищество, открытость. Вот, исходя из этого, и подумай, как поставить себя среди тех, с кем тебе придется служить не один год. Родившись и вырастя в городе,
я только в армии впервые взял в руки лопату. Мы переворочали черт знает сколько грунта, пока «закопали» (то есть укрыли) все наши самолеты в землю. До конца войны у меня не сходили с рук мозоли. Мы жили в землянках, которые чаще всего нам приходилось самим выкапывать и оборудовать, хотя бы примитивными нарами и столом. Нашим «оружием» становились топор и пила, к числу ведущих воинских качеств относились терпение и сообразительность. Без малого двадцать лет, что я провел в армии, вспоминаю, откровенно говоря, без восторга, но с искренней благодарностью. За что? Во-первых, за выучку, за вынужденное овладение многими уменьями. Во-вторых, за скорректированный характер, в-третьих, за выносливость и способность приспосабливаться к любым условиям жизни. А это не так мало!

Конечно, не всегда и далеко не всякая воинская часть показывает высокие образцы товарищества и преданного исполнения долга, что воспитывала в моем поколении война, но это никак не отменяет представления о лучшем и тем более не может оправдать худшее, что может повстречаться на твоем пути. Будь сильным, Вася, тогда не пропадешь!

Нынешняя армия меньше всего – «коли», «отбейсь»… Высокая и высочайшая техника создала и создает современное вооружение – одни беспилотные летательные аппараты чего стоят. Размышляющие машины, совсем недавно казавшиеся принадлежностью фантастической литературы, сегодня выходят на поле боя, решают тактические задачи. Что сие означает? Командование не может обходиться без хорошо образованных солдат. Пятерка для папы, пятерка для мамы – это твой вчерашний, минувший день. А от того, как ты будешь управляться с военной техникой завтра, во многом будет зависеть и твое положение среди людей, и отношение к тебе товарищей и начальников.

Должен спросить тебя, Вася: что ты читаешь? (Надеюсь, читаешь.) Не трать время на модную детективщину. Она издается, она заполонила книжный рынок, она кормит толпы бездарных писак, но все равно это ненастоящая литература. Я бы сказал, что и «Добыча Бонапарта», и «Тайна леса Рамбуйе», и «Я скажу вам всю правду», и множество подобных творений – эпидемия, поражающая в первую очередь умственно ограниченных читателей или тех, кто страдает от избытка свободного времени. Старайся, накачивая мышцы, Вася, пополнять запас знаний. То, что дала тебе школа, – хорошо, но мало. Жизнь не стоит на месте. Вот типичный пример: пять-шесть лет назад еще можно было обходиться без компьютера, а сегодня?

Армия чрезвычайно высоко ценит всякое практическое умение. Ремонт сапог – прекрасно, приготовление борща – замечательно, владение малярной кистью – отлично, набором слесарных инструментов – превосходно…

Ты автомобиль водишь, Вася? С парашютом прыгал? А в зимнем лесу ночевал? Может быть, поднимался в горы или овладел подводным плаваньем?

Не верь, будто особый талант и заслуга гвардии – прием литра водки на грудь. Не стану утверждать, будто мы вовсе не употребляли спиртного, но алкогольная тренировка никак не сможет способствовать твоей воинской карьере. Другое дело – универсальная рукастость. Это большой плюс. К числу прочих плюсов я бы особо отнес умение слушать не перебивая и запоминать. Виртуозное владение ненормативной лексикой (проще – матом) – не первое достоинство прапорщиков, капитанов и даже боцманов, а вот способность излагать свои мысли коротко, толково, по возможности образно – бесспорное достоинство, которое ценится в любом роде войск. И еще одно достоинство, цена которого возрастает день ото дня – владение иностранным языком. Оно может тебе очень пригодиться, вплоть до того, что определит твою судьбу. А кто знает, не придется ли тебе общаться с союзниками, не случится ли допрашивать пленных?

Вспоминая себя в твоем теперешнем возрасте, я осознаю, как мне вредила самоуверенность, я ведь был убежден, что только я сам понимаю, а остальные – ни в коем случае. И это была ошибка, за нее пришлось расплачиваться. Поэтому я и обращаюсь к тебе, Вася. Хочешь достичь чего-то в этой жизни, научись прежде всего брать себя за шиворот, встряхивать и заставлять себя делать то, чего делать совсем не хочется.

Успеха тебе!

Анатолий Маркуша

Публикация произведена при поддержке сайта посвященного британскому сериалу «Merlin» www.MerlinTV.ru. На страницах сайта www.MerlinTV.ru, Вы найдете все серии сериала Мерлин включая серии последнего 4 сезона, и сможете смотреть их онлайн или бесплатно скачать на свой компьютер. Экранизация истории молодого волшебника Мерлина, от канала BBC, сразу захватит Вас своим интересным сюжетом и поможет скрасить досуг. А если Вы уже просмотрели все сезоны этого сериала, то раздел новостей сайта www.MerlinTV.ru порадует Вас информацией о скором продолжении и датах релизов.