Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2002


Симон Соловейчик

Мысли в подарок
из книги
«Воспитание школы»

 

 

В школе есть измеримый результат – знания и неизмеримый – развитие. Выставляя стандарт, мы объявляем: в школе главное – измеримое. Между тем главное в школе – безмерное.

Чтобы меняться, нужна воля к перемене. Не пустопорожнее «хочу», а желание действовать. Когда такое желание появляется, смена вывески может оказаться очень полезной. Мечта о новом содержании еще крайне расплывчата. Но меняют форму – и она заставляет тянуться и подтягиваться.

Способность объяснять, доказывать и верить – вот что должна давать школа. Но для этого нужна большая перемена в учителях.

У хорошего директора каждый учитель поворачивается к детям и школе лучшей своей стороной. Задайте себе вопрос: становитесь ли вы лучше, когда приходите в школу? – и вы поймете, что у вас за директор.

Очень многое в школе зависит от того, на что направлены основные усилия администратора – на поддержание духа или на укрепление порядка. В хорошей школе дух и порядок не противоречат друг другу. В плохой школе жертвуют духом ради порядка. Но обратного не бывает: в школе, где высокий дух, всегда есть и порядок.

Если не знать чужих школ, никогда не поймешь, на каком свете ты находишься, верно ли ведешь дело.

Сотрудничество – главный способ воспитания внутренне свободных людей, особенно там, где идет совместная работа.

А что, если хотя бы из педагогических соображений относиться к свободе как к таланту? Применять те же методики? То есть выделять способных детей. Поддерживать их, хвалить?..

Дети портятся не от воспитания, а от перевоспитания. То же самое и со школой. Хорошей школы не будет, пока мы не научимся любить ее такой, какая она есть.

Чтобы дети полюбили школу и вместе с ней учение, нужно менять не порядки, не программы, не учителей, а саму концепцию школы.