Симон СоловейчикМысли в подарок
из книги
«Воспитание школы»
В школе есть измеримый результат – знания и
неизмеримый – развитие. Выставляя стандарт, мы
объявляем: в школе главное – измеримое. Между тем
главное в школе – безмерное.
Чтобы меняться, нужна воля к перемене. Не
пустопорожнее «хочу», а желание действовать.
Когда такое желание появляется, смена вывески
может оказаться очень полезной. Мечта о новом
содержании еще крайне расплывчата. Но меняют
форму – и она заставляет тянуться и
подтягиваться.
Способность объяснять, доказывать и верить –
вот что должна давать школа. Но для этого нужна
большая перемена в учителях.
У хорошего директора каждый учитель
поворачивается к детям и школе лучшей своей
стороной. Задайте себе вопрос: становитесь ли вы
лучше, когда приходите в школу? – и вы поймете,
что у вас за директор.
Очень многое в школе зависит от того, на что
направлены основные усилия администратора – на
поддержание духа или на укрепление порядка. В
хорошей школе дух и порядок не противоречат друг
другу. В плохой школе жертвуют духом ради
порядка. Но обратного не бывает: в школе, где
высокий дух, всегда есть и порядок.
Если не знать чужих школ, никогда не поймешь, на
каком свете ты находишься, верно ли ведешь дело.
Сотрудничество – главный способ воспитания
внутренне свободных людей, особенно там, где идет
совместная работа.
А что, если хотя бы из педагогических
соображений относиться к свободе как к таланту?
Применять те же методики? То есть выделять
способных детей. Поддерживать их, хвалить?..
Дети портятся не от воспитания, а от
перевоспитания. То же самое и со школой. Хорошей
школы не будет, пока мы не научимся любить ее
такой, какая она есть.
Чтобы дети полюбили школу и вместе с ней учение,
нужно менять не порядки, не программы, не
учителей, а саму концепцию школы. |