Загляните на сайт
Праздничные рекомендации IASL
с учетом местных особенностей
Все знают, что такое акростих.
А встречали вы когда-нибудь акропрозу?
Мы вот встретили. На сайте Международной
ассоциации школьных библиотек (IASL). Составление
таких акротекстов, необычная расшифровка
аббревиатур и вообще всякая игра слов очень
популярны на Западе даже в самых серьезных
кругах.
Без них не обходятся доклады на крупных
конференциях и даже речи официальных лиц.
Давайте попробуем и мы.
Можно прочитать текст Елены Ребровой, а потом
предложить ребятам составить свой акростих или
акропрозу. Вот только,
не в пример английскому, в русском языке есть
проблемные буквы вроде Ы или Ь, которые почему-то
часто встречаются...
Что ж, тем интереснее! Пришлите нам ваши варианты,
например из слов «День библиотек»,
или «Библиотека в школе», или еще каких-то.
Но – чур! – текст должен быть осмысленный
и имеющий отношение к исходным словам.
Ждем! А пока – читайте, улыбайтесь,
принимайте к сведению. Советы-то серьезные.
28 октября – и теперь всегда в четвертый
понедельник октября – Международный день
школьных библиотек. Вместе с библиотекарями школ
всего мира мы непременно будем отмечать этот
день. Вот только как?
Международная ассоциация школьных
библиотек предлагает нашему вниманию некоторые
мероприятия, которые позволят сделать 28 октября
не узкопрофессиональным праздником, а радостным
событием. Я постаралась представить этот
материал, сохранив его оригинальное изложение
(хотя в русском варианте это сделать непросто, а
хочется иногда и добавить).
М – Можно
создать специальную страницу с материалами о
Международном дне школьных библиотек,
расположив ее на web-сайте школы или школьной
библиотеки. К такой работе стоит привлечь
школьников и учителей.
Е – Если Вы хотите
рассказать о своем празднике, пошлите сообщение
(прессрелиз) с информацией о Международном дне
школьных библиотек в местную газету.
Ж – Желание
поделиться радостью о своем особом дне в году
совершенно естественно. Расскажите всем в
школьном сообществе о Международном дне
школьных библиотек. Обратите всеобщее внимание
на важную роль библиотеки в обучении школьников.
Д – Давайте
попросим учеников составить список самых лучших
и важных книг своей страны. Ограничьте этот
список наименованиями. Такой лимит заставит
отнестись к составлению списка более вдумчиво.
У – Ученики
должны обосновать свой выбор. Попросите их
объяснить, почему именно эти произведения стоит
прочесть школьникам других стран.
Н – Необходимо
всемерно поощрять чтение. Это наша задача и как
библиотекарей, и как педагогов.
А – А такое
двуединство еще раз подчеркивает особую роль
школьного библиотекаря.
Р – Расширяйте
профессиональные контакты: пишите о своей
библиотеке в газеты и журналы, посылайте
материалы в Международную ассоциацию школьных
библиотек. Вам будут рады!
О – Осознайте
силу сотрудничества. Используйте Международный
день школьных библиотек как возможность оценить
вклад других людей в программу развития школьной
библиотеки.
Д – Друзьями
библиотеки при этом выступают: школьники и
учителя, родители, местные образовательные и
библиотечные власти, добровольные помощники,
спонсоры.
Н – Надо
принимать участие в специальных мероприятиях по
празднованию Международного дня школьных
библиотек.
Ы – Ы…
Й – И еще можно
провести книжную ярмарку, на которой будут
представлены выдающиеся книги о разных странах и
культурах.
Д – Давайте
пригласим в школьную библиотеку представителей
грантодающих организаций, различных фондов.
Многие из них прекрасно понимают, что
инвестировать в образование и почетно, и выгодно
одновременно. Сделаем шаг навстречу друг другу.
Е – «Ежегодно мы
с друзьями ходим…» Нет, речь идет совсем не о
бане! Подумайте о совместных мероприятиях с
детскими, вузовскими и другими библиотеками.
Может получиться нечто интересное и
перспективное.
Н – Новости из
жизни библиотеки могут освещаться в школьной
газете. Попросите учеников написать о школьной
библиотеке и опубликуйте лучшие статьи.
Ь – Ь…
Ш – Школьники
могут разработать дизайн фирменных закладок,
рекламирующих школьную библиотеку. Создать
эскиз коврика для «мышки», разместив на нем
информацию о своей школьной библиотеке, – тоже
неплохая идея.
К – Контакты
школьной библиотеки могут развиваться не только
внутри России. Электронная почта позволит вам
обмениваться сообщениями с коллегами из других
стран.
О – Откройте
двери! Устройте день открытых дверей, пригласите
родителей, бизнесменов, других членов местного
сообщества. Школьники могут продемонстрировать
электронный каталог и его поисковые возможности,
тематические базы данных или просто любимые
книги на организованной ими самими выставке.
Л – Логотип школьной
библиотеки могут придумать ученики, серьезно
оценив при этом цели и задачи библиотеки в школе.
Ь – Ь…
Н – Новое –
хорошо забытое старое. Помня эту истину,
используйте известные формы и методы проведения
мероприятий.
О – Организуйте
встречу старшеклассников с представителями
вузов и колледжей. Пусть это мероприятие пройдет
в стенах школьной библиотеки.
Й – Используйте
влияние местного объединения школьных
библиотек. Проведите под его эгидой общерайонное
мероприятие: семинар, встречу, конференцию.
Б – «Библиотека
для всех». Пусть эта фраза будет не пустым
лозунгом, а стилем работы. Пригласите местных
политиков, журналистов, бизнесменов провести
полдня в школьной библиотеке. Расскажите им о
современной библиотеке образовательного
учреждения, продемонстрируйте текущую
деятельность, ресурсы библиотеки. Подчеркните
особую важность школьной библиотеки в период
модернизации образования.
И – Интервью с
интересными людьми о роли школьной библиотеки в
их жизни может стать интересным материалом для
школьной или местной городской газеты.
Б – Будет
здорово провести настоящий праздник в день
школьных библиотек – с воздушными шарами,
стихами и музыкой! И обязательно – с директором
школы и местным начальством. Пусть прочувствуют
радость бытия! Стоит оставить им на память
небольшие подарки, напоминающие о школьной
библиотеке: закладки, воздушные шары, значки с
фирменной библиотечной символикой, сделанные
детьми.
Л – Легко быть
позитивными и доброжелательными, помните об этом
и удивляйте всех окружающих своим обаянием и
активностью.
И – Интернет –
поищите вместе с учениками информацию в Сети о
школьных библиотеках. Используйте полученный
результат для обсуждения путей дальнейшего
развития библиотек всего мира.
О – Объединения
школьных библиотек, секция школьных библиотек
при Российской библиотечной ассоциации
объединяют профессионалов. Вместе возможно
решение многих проблем. Принимайте участие в их
деятельности, посещайте конференции и семинары,
планируйте совместные акции.
Т – Такой день в
году – особый повод обсудить с властями и
достижения, и трудности школьной библиотеки.
Встреча с директором школы может стать особенно
продуктивной накануне или в день праздника.
Е – Если вы
чрезмерно заняты накануне Дня школьных
библиотек, вам обязательно поможет педагог –
организатор школьных мероприятий, особенно если
вы поздравите его со своим праздником.
К – «Какой там
следующий праздник?…»
И – Идеи празднования
Международного дня школьных библиотек еще
не исчерпаны. А как вы его провели? Пишите, ждем!
С праздником, дорогие школьные
библиотекари!
Вольный перевод с английского Елены
Ребровой
Р.S. Я позволила себе внести в текст
некоторые добавления. Так сказать, с учетом
местных особенностей… Полное изложение
рекомендаций IASL можно найти по адресу:
http://www.iasl-slo.org/sldsuggested_activities.html
|