Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2002

Как живете? Работаем...

ИСТОРИИ К ПРАЗДНИКУ

Как живете? Работаем...

Записки школьного библиотекаря. 2002 год

– Как живете? – бодрым голосом по междугороднему телефону Ольга Константиновна Громова – из Москвы.

– Работаем… – вялым голосом я – из Гурзуфа.

– Напишите о работе!

Пролог

Правильно была названа газета: не «Школьная библиотека», а «Библиотека в школе», потому что хоть и в школе, но это отдельный мир. Разумеется, он связан со школой – общими задачами, общей учебной программой, «общими» детьми. Но…. здесь свой воздух, свои обычаи, свои отношения. Не обязательно – лирические, как принято считать применительно к библиотеке вообще.

Суровая проза жизни нашей библиотеки может быть выражена коротко: не упусти времени, не восполнимого ничем. Не упусти времени последить за собой, позаботиться о себе: прочитать вовремя книгу. И тотчас рассказать о ней другим – одно из золотых правил интеллигента. Сделать какое-то конкретное дело. Дмитрий Сергеевич Лихачев рассказывал, что в гимназии, где он учился, надо было обязательно на специальном уроке сделать табуретку. Так и мы – обязательно свою «табуретку».

А дела? Дела имеют секрет. Одно тянет за собой другое. Возникает цепь. Мы ее не замечаем. Гремит, но не мешает. (Когда-то пришлось прочитать о декабристах: как собирались в свободные минуты, устраивали свое веселье – танцевали в кандалах и не помнили о них в эти счастливые мгновенья.)

…Мы уже давно исповедуем идею-парадокс: работа, сделанная нами, тотчас становится умнее нас и все время держит на коротком поводке. Начали программу опережающего чтения, возник военно-исторический семинар. Провозгласили: «Оставь свое имя в истории школы!» – и появились авторские выставки школьных книг, составленные по индивидуальному замыслу школьника-читателя, выставки собственных рисунков, переплетная мастерская.

Объявили программу «Экологических чтений» – и наши, как мы говорим, «пророки» пошли по классам с рассказами о динозаврах, акулах, инопланетянах, особенных тайнах Чер-
ного моря, забытых водопадах Земли.
А книги-юбиляры? Это постоянный стенд, и всякий, жаждущий дела, пристально вглядывается: какая книга еще не была в его руках.

…Вот они, наши «табуретки».

Ярославну звали Фросей

Это не вопрос на засыпку, как недавно промелькнуло в «БШ». Это знает у нас по крайней мере каждый восьмиклассник, потому что над ними, бедными, восьмыми, начали мы наши библиотечные опыты опережающего чтения.

…Прибежала Катя Спирина (8-й «Б») с невероятной просьбой (в глазах заведомое отчаяние): разыскать реферат, написанный для урока библиографии в шестом классе и посвященный… шекспировскому «Гамлету». Вот де учительница словесности сомневается, что такое могло быть, что я прочитала «Гамлета» в двенадцать лет. Надо признаться, что и учительница библиографии Александра Сергеевна так же в свое время переживала если не сомнение, то некоторое замешательство, потому и попросила Катю сделать письменный самостоятельный реферат, каковой быстро нашли и отдали под расписку во временное пользование: теперь это интеллектуальная собственность библиотеки.

Нечаянно стали рассуждать о том, что все давно знают: детям скучно соблюдать программу обязательного чтения. Вот если бы ее «спрятать»... Вот если бы хоть кое-что сделать заблаговременной наживкой для наших доверчивых, любопытных, умных наших рыбок.

Посмотрели. В программе девятого класса по словесности с начала будущего учебного года – «Слово о полку Игореве». И есть у нас превосходный знаток отечественной военной истории десятиклассник Герман Бушков (наблюдали за ним). Уговаривать не пришлось, тотчас согласился рассказать о «Слове» преимущественно с этой точки зрения. Герман умеет рассказывать так, как если бы сам был в битве с половцами. Мы так и видим его мысленно: бородатый (!), с красным копьем и красным щитом в нерушимом, плотно сомкнутом, без единой щели строю дружинников (бороды, красные копья, красные щиты – детали очень важные: сокрушительная психологическая атака русских безотказно действовала на противника), ловкий и неуязвимый пеший воин перед всадником-половцем. Поражение князя Игоря, плен, коварный и не лишенный обаяния Кончак, гибель дружинников, угнанные в неволю дети и женщины, отчаянье Святослава, горе, выплаканное Ярославной…

Слушали с пристрастием. Вопросы были по существу: как бежал Игорь, раскаялся ли в своем безрассудстве, почему пешему дружиннику легче в бою, чем наезднику-половцу…

Вот здесь Герман в полной мере показал, каким далеко не растраченным запасом знаний он располагает. Все закончилось неожиданным царским предложением: «А теперь ты задавай нам вопросы, а мы постараемся ответить». Мы с Александрой Сергеевной не ожидали, честное слово, но Герман не был застигнут врасплох. Слегка поспрашивал и между прочим великодушно предупредил на будущее: «Смотрите, не попадитесь: Ярославна – отчество, а имя княгини – Ефросинья». Быстро перелистывая книгу в поисках нужной страницы, бормотал про себя: «Сейчас я вам покажу Фросю. Ну где же Фрося?»

В это время Тоня Мазуренко пишет на ладошке: «Ефросинья». Вздыхает: неплохо бы конспект сделать к девятому классу…

Почему с французов штаны падали?

Другую встречу Германа с теми же восьмыми мы посвятили стихотворению-юбиляру – лермонтовскому «Бородино». Но дети не ведали, что их готовят к чтению «Войны и мира». Германа выпустили, когда публика наша основательно приустала от этих самых книг-юбиляров: рассказов было много, детей останавливать или просить быть покороче было неловко. Кстати, Ксения Хлобыстова очень уместно восстановила историю стихотворения, рассказала о том, как Лермонтов готовился показать «Бородино» Пушкину и на день не успел (так сказала Ксения). Получилась перегрузка. Очень опасались, что дотошно-подробный, исторически и с военной точки зрения безупречный рассказ Германа (судите по реферату) слушать не смогут. Однако! Он так легко, на глазах слушателей и чуть ли не вместе с ними, расставил (в воображении) войска, так свободно рассуждал о вооружении, военных укреплениях, одежде, лицах, так достоверно описывал само место – Бородинское поле, так точно определил моральное настроение сторон, что усталость слушателей как рукой сняло. Оживлением и горячим азартом отвечали, когда он рассказал о русском офицере, который продолжал битву раненой рукой, буквально висевшей на ниточке; о другом – с оторванными ногами, продолжавшем командовать своими солдатами; о смертельном ранении генерала Багратиона; о страшной, адской картине кровавого сражения…

Наши восьмиклассники окончательно попали в плен к Герману. Уважение, почтительное уважение было завоевано знанием, особенной, независимой манерой рассказа и спокойным расположением к слушателям.

Много еще было рассказано, в том числе и о том, как тяжко пришлось французам при отступлении. Была упомянута такая деталь: пуговицы на одежде французских солдат были из материала, который не выдерживал русского мороза, а потому они ломались, растрескивались и… приходилось подвязываться веревками.

Теперь вопросы друг к другу превратились в общее собеседование. Герман, например, показывает альбом и коварно вопрошает: «Подумайте, кто, на ваш внимательный взгляд, написал эту картину: русский или французский живописец?» Спорить было очень интересно.

А мы тоже оказались в плену у собственного, естественно возникшего замысла выстроить библиотечный семинар (теперь говорят: проект) по отечественной военной истории. Ведущим будет без пяти минут одиннадцатиклассник Герман Бушков, о котором кто-то из восьмого задумчиво сказал: «Вот классный учитель…» Кто знает, может быть, этот задумчивый примет потом эстафету.

…А материалы уже сами идут в руки. В частности, в рамках этого курса есть уже обеспеченная библиотечными запасами тема, которая, наверное, ждала своего времени. «Писатели – боевые офицеры»: Лермонтов, Толстой (неудобно говорить и «другие»). Но это для будущих записей…

И водопады могут оказаться забытыми

…Даты, если к ним относиться без раздражения, оказывается, вещь полезная. Сколько замечательного сделали дети к 22 апреля – Дню Земли. Мы не хотели только одного – им помешать, и подсказки наши должны были оставаться абсолютно незаметными.

Выставка книг, составленная ими самими. Над выставкой текст, взятый с медной таблички над одной из дверей в ООН: «Земля оставлена нам не родителями нашими… Она дана нам в долг нашими детьми».

Огромные изображения динозавров (это к страницам из прошлого Земли). Два зеленых тиранозавра, как мы говорим, в натуральную величину, ласково грызут друг друга, но как-то весело и некровожадно. К слову, картины нарисовали восьмиклассницы (Катя Спирина, Марина Яковенко, Валя Бритикова, Саша Куликова), но… Заглянула как-то по делу малышка из шестого, пристально рассмотрела и строго произнесла: «Картины, конечно, хорошие. Но я вижу ошибку. Травы быть не должно!» Это Даша Каратаева, прославившаяся еще в третьем классе знаменитой фразой: «Девочки! Девочки! Кого мучает вопрос о происхождении жизни?! У меня есть информация!»
И это та же Даша Каратаева, которая (с нашей подачи) втянулась сейчас в очень серьезную работу «Пушкин – Лонгфелло – Бунин». Но это просто к слову: из ближайшего будущего.

…И снова встреча в читальном зале. Называется серьезно: «Экологические чтения». Приглашаем 6-й «А» (приглашение один-два раза в месяц получает какой-то очередной класс).

Занятно, содержательно и… весело. Разве может быть иначе, если рассказ «Зоопарк в моем багаже» посвящен книгам Джеральда Даррелла. Ведут его одновременно две подружки – Катя Спирина (властная, озорная) и Марина Яковенко (краснеет от каждого своего сказанного вслух слова). Все сопровождается собственными шутливыми рисунками девочек. Это рассказ о целенаправленной и сумасшедшей жизни Даррелла с двух лет (!) и до самого конца. Это рассказ о его зоопарке: енот, открывающий все замки и имеющий заработанный своим талантом вечерний светский променад среди запертых клеток; лев с ведром на голове – любитель пошутить для публики; лисенок с неактуальным пристрастием к окуркам; мандрил, укравший ведро с краской: синдром Тома Сойера (и что из этого вышло!).

И это не все. Саша Генералов (7-й «Б») поразил всех не только академическим рассказом о забытых водопадах Земли, но и превосходными живописными работами на плоских камнях, где и были изображены (темперными красками)
с присущей Саше точностью эти забытые водопады: водопад открывается на день (как раздвигается занавес на сцене), в нем охлаждают ценные продукты; водопад излечивает самые невероятные болезни и дает запас здоровья на годы; водопад с горько-соленой водой.

С Сашей работать легко. Он плут, но к делу относится порядочно, обязательно. Любимое выражение, произносимое тихо, но внятно: «У меня укрылет пошел». Вроде бы считается, что прогулял урок... а он явился с большой сделанной работой (по скрупулезно прочитанной книге!).

Вообще, в школе целый отряд Генераловых, очень заметных людей –
в первом, шестом, седьмом и восьмом классах. Замечание не случайное. Мы следим за генетическими гнездами. Есть еще Лукьяновы – сестры и брат, где очевидна одаренность и чувствуется дух семейного воспитания. Это тоже наша забота – не оставлять их без внимания. Часть еще одной нашей библиотечной программы, если хотите.

…Чтения завершаются беседой об экологическом общем внутришкольном словаре: книга с несколькими страницами, заполненными нами (чтобы идея была понятной для каждого), но в целом – пустая, пока пустая. Заполнять ее должны все: полезная информация, терминология, даты, любопытные факты и т.п. Сейчас словарь на общем обозрении, на самой видной полке. На обложке: «Экологический словарь составим вместе!» и своеобразный (древнейший) кодекс пигмеев «18 грехов человеческих», включающий шесть законов об охране окружающей среды.

Записи уже появились (с обозначением имени и даты)…

И это – программа, пересекающаяся со всеми прочими: «Оставь свое благородное имя в истории школы!»

Проза жизни: забота о стимуле. Уговариваем учителей оценивать работы детей, сделанные в библиотеке, достаточным количеством баллов в классном журнале. Все знают, что стимул – палочка, которой погоняют упрямого ослика. Но не погрешу против правды, если скажу, что дети работают не ради оценок, однако посудите сами: и книги редкие прочитаны, и рефераты написаны, и рисунки сделаны, и устное просветительство осуществлено, причем не одноразовое: после выступления в читальном зале идут по разным классам. Мы их всерьез так и зовем: наши пророки…

О голубых и мусоре в голове

Случился такой казус. Собрались отметить день рождения Леонардо да Винчи. 550 лет. Приготовились заранее. Мы теперь не уходим из библиотеки. Приглашаем в читальный зал один какой-то класс. И особенно-то не выбираем публику: как повезет с расписанием, чтобы не пришлось отпрашивать детей с уроков.

Программу составили основательную. Только добровольцы, каковых оказалось немало. Янис Катюха (7-й класс) рассказал о детстве Леонардо да Винчи и об истории первой фанта-
стической картины. И особенно сладострастно пугал чудовищем, изображенным на ней. Слушатели – неоперившиеся пятиклассники. Янис вместе с юным Леонардо страдал от смрада и ужасного вида насекомых и змей, собранных для той картины, и от леденящего душу монстра с огнедышащими головами. Янис втолковывал пятиклассникам, что художественный умысел был гениальным; родной отец, нечаянно увидевший картину, бежал от нее…

Пятый класс поверил и готов был слушать дальше. Тут Янис слегка подлил масла в огонь: устроил допрос, как могли двигаться фигурки, сделанные Леонардо из глины. (Такими фигурками тот развлекал собеседников на базарной площади и следил за выражением лиц.) Версий было много, в том числе компьютерная, а разгадка, подсказанная специалистом по Леонардо, оказалась очень простой – ртуть внутри. (Перед выступлением специалист сокрушался, что у него нет алого плаща, какой Леонардо набрасывал на плечи.)

Даше Лукьяновой (9-й «Б») удалось удержать внимание достоверной историей первого взрослого художественного опыта, когда мальчик Леонардо, воспользовавшись отсутствием учителя, взял кисть и легко и быстро написал ангела на полотне Андреа Верроккьо «Крещение Христа». Так, с леонардовским ангелом, картина Верроккьо вошла в историю, а сам учитель сказал юному живописцу, что более не возьмет кисть в руки. И якобы так оно и случилось.

Жанна Гордиенко (10-й «Б») замечательно рассказала о «Моне Лизе», обо всех гипотезах вокруг картины и о том, что картина теперь навеки спрятана в музейных запасниках, чтобы как-то сохранить ее для праправнуков наших пятиклассников.

Все хорошо и благонравно. Как у людей.

…Споткнулись мы на «Мадонне Литте». Маша Волосатова и Мадина Сулейманова (шестиклассницы, всегда вместе) начали рассказ об одной из двух картин Леонардо да Винчи, хранящихся в Эрмитаже. И естественно, альбом и книгу, где даны увеличенные фрагменты картины, подняли повыше, чтобы все хорошо рассмотрели и сюжет, и краски. Вдруг в публике, можно сказать, вполне счастливый и вполне дурацки-неуместный смех. Поскольку смеялся только один человек, продолжаем. Показываем детали картины: грудь, младенец как есть – весь на виду. Смех. Продолжаем: голубой цвет одежды мадонны очень пострадал от времени, как говорят – деградировал. На слове «голубой» – такой смех, хоть стакан воды неси. Ну смешно человеку, как говорят в Одессе, «с этой Мадонны», «с этого младенца», а уж с «этого голубого…» Обратите внимание: смеется известный писатель из 5-го «А», автор знаменитого в школе рассказа о личной встрече с дельфином в Черном море.

Через молчаливые мои страдания мы все-таки довели дело до умного конца. …Уже знакомый Александр Генералов, наш школьный Леонардо, сообщив слушателям о многочисленных чудо-изобретениях да Винчи и поразив их воображение проектами парашюта и вертолета 550-летней давности, свой рассказ о военных идеях, например пушечных бомбах, завершил в пылу примерно так: «Да, вот такое оружие он придумал, чтобы наша страна всегда побеждала своих врагов». (Пятиклассники, завороженные, не протестовали.)

Валя Пак (9-й «Б») выступила с добросовестным библиографическим путеводителем «Леонардо да Винчи в школьном книжном фонде», показала все книги, которыми пользовались ребята для своих письменных и устных рефератов, в том числе книги из школьного Музея редкой книги (упомяну лишь издание из знаменитой биографической серии Ф.Ф.Павленкова, которую основательно «прочесали» и Янис Катюха, и Саша Генералов, и Даша Лукьянова).

Надо было что-то сказать под занавес. Ну естественно, заключительный дифирамб одному имениннику (Леонардо да Винчи) и вопросительно-восклицательный спич – другому (школьной знаменитости). Не называя имени. На что наш писатель заявил ближайшему окружению в публике, но так, чтобы им не слышно было: заберу де свой рассказ из библиотеки!

Я решила, что отдохну от них подольше (и они от меня, великодушно добавила про себя). Но прошел день, и что-то заставило подняться на второй этаж, оказаться невпопад на уроке математики. Мне дали времени сколько надо. И тут пришлось вспомнить все, что под руку попалось. А попалось много. И голубая мечта детства, и «Голубая чашка» Аркадия Гайдара, и голубая планета Юрия Гагарина, и голубая кровь предков, и знаменитый кинофильм «Голубой солдат», и голубой период Пикассо, и «голубоглазые в большинстве».

А из поэтов получился, извините за выражение, доклад: «Голубая да веселая страна», «Голубая родина Фирдоуси», «Иду голубою дорожкой», «Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом». Это далеко не все из Сергея Есенина. «Под голубыми небесами» (Пушкин), «Грохочет в небе голубом» (Тютчев). И что все-таки хотел сказать А.К.Толстой: «Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые…»

…А рассказ Саша Лепетун все-таки у нас не отобрал. Встретясь в коридоре, вдруг улыбнулся такой большой, сияющей улыбкой, что, как говорится, осталось надеяться – все понял…
И простил.

Рассказ, признаться по-справедливости, хороший. Страстный. И о нем – отдельная речь.

Читать можно, но не лучше ли самому писать книги?

Это почти слово в слово совпадает с Фазилем Искандером, который соскучился, будучи библиотекарем, классифицировать чужие книги и решил писать свои. Но Саша Лепетун еще не успел прочитать Фазиля Искандера. Это его собственное умозаключение…

…Библиотеку попросили выступить на педагогическом консилиуме по пятым классам. Мы решили провести простенькое (самодельное) анкетирование. Все пятиклассники получили листочки с пятью вопросами (это отдельная история).

Ответить надо было и письменно (дома, в одиночку), и устно – на общем классном, назовем так – собеседовании. Письменные и устные ответы иногда не совпадали. Кто-то формально отписался на бумаге, зато в живом разговоре был оригинален.
И наоборот, кому-то, как Максиму Горькому, легче было написать, чем сказать. Мы старались не упустить ни слова, ни интонации, ни выражения глаз и лиц. Записывали стенографически, запоминали, чтобы записать потом без потерь.

…И вот тут Саша Лепетун – со своей историей, которую мы попросили немедленно написать, что он и сделал, пока мы продолжали разговаривать.

…Мы отчитывались перед педагогическим консилиумом в самом его конце, все устали, но когда я прочитала только начало рассказа, все вернулись к жизни и потребовали читать полностью.

Думаю, и вы не соскучитесь.

 

Александр Лепетун (5-й «А»)

Дельфин

Здравствуйте, уважаемые слушатели! Я вам хочу рассказать, как у меня сложилась жизнь. Меня устроили на работу в море. Я работал на великолепном красном катере. Капитана этого катера зовут Анатолий Сергеевич. Катер называется «Зойд». Раз мы плавали в море на лодке. Девочка Настя и Юрасик были за главных, потому что они больше знали, а я – меньше. Вот нас отпустили в море, но недалеко. Нам сказали доплыть до трех буйков. Мы поплыли. Юрасик и Настя пока отвернулись влево, а я посмотрел направо и увидел большой хвост. Он тихонько опускался в воду; когда я крикнул Юрасику и Насте, хвост пропал. Я не знал, что это дельфин. Юрасик с Настей разговаривали, а я посмотрел в воду: было много медуз. Когда мы подплыли к третьему буйку и я опять посмотрел в воду, на дне проплыла большая рыба. Это был дельфин. Юрасик и Настя тоже увидели его, быстро повернули лодку и поплыли к пирсу, чтобы остановиться и выбраться из лодки. Мы подплыли к пирсу и остановили лодку. Нас высадили, привязали лодку, и мы вышли и побежали все втроем рассказывать, кого мы видели совсем близко. Я спросил у капитана, кто это был. И он мне сказал, что это был дельфин. Дома я тоже это рассказывал. Я не могу забыть, но решил записать сюда, на эти листы. Я еще помню одну историю, когда мы плавали на катере и возле Медведь-горы увидели трех дельфинов. Они плыли в морскую даль. Это было очень красиво. Меня хоть когда спроси, я расскажу, потому что я не могу забыть это великолепное существо.

Что изволите государыня матушка, или частокол вокруг тарелки

…У Лены Матвеевой (8-й «Б») – особенная книга, и свою миссию Лена также считает особенной. Книге «Юности честное зерцало» – 285 лет. Подробно – по страничке, чтобы все видели, – показывает Лена текст факсимильного издания из школьного книжного фонда. Это сразу сильно действует. Тон вопросов – уважительный:

– Это что?

– Буквы.

– А дальше?

– Слоги. Вот цифры.

– А почему «зерцало»?

– Зерцало... – объясняет Лена, – это такая зеркальная призма на столах государственных чиновников. На гранях ее были обозначены правила поведения и безупречного служения. Наверное, они должны были смотреть на них пристально и внимательно (как в зеркало), чтобы не совершить промашек.

Всё выяснили: где был первоисточник книги, когда перевели на русский, что добавлено при переводе. Правила, дописанные Петром I, вызвали одобрительный шум и почти неуправляемое веселье.

– Скажи, – говорит Лена, обращаясь к самому неуемному в публике слушателю, – что ты ответишь маме (или папе), если тебя позвали к себе?

– Ну, – отвечает неуемный, – я скажу… Я скажу так, например. Я скажу (торжественно): «Что?» Ну или: «Чего, мам?..» Например…

– Вот ты и попался, – сообщает Лена, – ты должен сказать: «Чего изволите, государыня матушка? Чего изволите, государь батюшка?»

Сам собой возникает греческий хор. Все наперебой репетируют будущий диалог с мамой: «Чего изволите, государыня матушка?»

Хорошо получается.

– А что должен уметь отрок вашего возраста?

Собираем ответ в складчину, каждый вносит свою лепту чем может. Лена, подобрав наши крохи, делает такое внушение: «Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранные языки, дабы тем навыкнуть могли... и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать…»

Еще и еще: отрок должен быть совершенен в конной езде, шпажной битве, «танцевании», в умении «добрый разговор учинить», «красноглаголив и в книгах научен». Пятиклассники согласны: и для них все это пригодилось бы и пригодится. Далее был изучены вопросы: «Как младый отрок должен поступать, когда оный в беседе с другими сидит» (около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего), а также как приветствовать друг друга при встрече (на три шага не дошедши, «шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши назад оглядываясь поздравлять»).

И никто не спорит с Леной, когда она подводит итог: «Похвалы достойно и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван».

А кто спорит? Кому в болванах желательно остаться…

Сушилка, морилка, распрямилка…

Книги – юбиляры 2002 года. Картотека составлена по «БШ»: из больших карточек альбомного размера. Такую ставишь на стенд – и выставка одной книги готова. Уже многие побывали в классах, на встречах в читальном зале. Всего не расскажешь.

…Замечательно представляет рассказы Николая Носова Миша Коростылев (5-й «А»). Он сам как носовский персонаж. Энциклопедический знаток предмета (еще до школы с мамой читали!) и артист.

Очень благонравна и поучительна маленькая (одни черные бархатные глаза торчат) Сабина Мартынова (5-й «В») с горьковским девяностолетним «Воробьишком». («Я пять раз прочитала эту замечательную сказку!»)

Красавица и умница Маша Богданова (5-й «В») не дрогнет даже перед разудалым 8-м «Б» и рассказывает «Кавказского пленника» так, что все слушают, даже если когда-то удосужились прочитать. И о Льве Толстом – боевом офицере, и о сабле, подаренной ему побратимом-чеченцем, и о девочке Дине, на которую сама Маша непонятно похожа – не буквально, а каким-то неуловимым выражением характера.

И все-таки отдельно надо назвать Дашу Алимасову (8-й «Б»), обошедшую пятые классы со своим «Баранкиным». «Баранкин, будь человеком!» – авторская работа Даши. Неоспоримое чувство юмора, не тотчас обнаруживаемое, парадоксально сочетается с уверенной назидательностью; свободное знание всех подробностей приключения покоряет, хотя сама Даша при этом подчеркнуто бесстрастна и даже сурова в обращении с публикой. Это и темперамент, и, возможно, отчасти – психологический прием. Смешно и жутко слушать Дашу, когда Баранкина-бабочку собираются поймать одноклассницы и… в сушилку, морилку, распрямилку (тихим, зловещим голосом).

…Занятно, что в руки Даши книга с таким названием, где есть слова «будь человеком!», как бы напросилась сама. Не случайно. Однажды Даша занималась своими делами в читальном зале и краем уха, краем глаза наблюдала очередную встречу в соседнем помещении. Послушала, посмотрела и как бы про себя пробормотала: «Ну, хватит жить просто так. Пора и дело делать».

Как был, наконец, спасен Кочетов…

И не заметили, как все чаще стали присылать нам учебники в мягких переплетах: химия, алгебра, украинский язык, литература… Пока записываешь и выдаешь, учебник успевает рассыпаться на отдельные листочки, обложка – трубочкой. Сначала делали все сами: снимали обложку, сшивали заново книжный блок (шилом и канцелярскими скрепками), находили твердую обложку от старой, сданной в макулатуру книги и заменяли переплет. Тяжеловато стало, но обуяло дикое упрямство – непременно заменить переплеты у всех таких хлипких учебных изданий. Показали (индивидуальные консультации) несколько раз детям, как это делать. (Ловушка: пока показываешь – книга готова… И ребенок, с пристрастием следивший за каждым движением, войдя во вкус, недоуменно спрашивает: «Но мне что теперь делать-то?»). Потом специальный урок (в 9-м «А»): стопка изодранных книг украинского фольклора. Результат потрясающий. (Не показывать надо было, а сразу делать!) Через полтора часа 24 новенькие книжки (с авторским указанием имени переплетчика и даты).

Теперь в глубине читального зала поставлен стол, над ним огромными буквами: «Переплетная мастерская».
А на столе всего-то: шило, скрепки (уже на исходе), ножницы, линейка, банка с клеем (беречь каждую каплю), старые обложки и всегда – стопка книг, которые желают жить новой жизнью: бери любую, работай. Валя Базовод
(из 2-го «А») умеет работать абсолютно самостоятельно. Так же – Ирочка Вовженяк. Вот Лиле Шевченко нужна хотя бы моральная помощь. Это она привела меня недавно, мягко говоря, в состояние глубокой (очень глубокой) озадаченности. Приходит, кладет на стол нечто драное и очень толстое. Говорит этак скромно: «Я спасла книгу. Хочу переплести заново!» Открываю. Силы небесные! Один из бесчисленных романов В.Кочетова. Нельзя ребенка обидеть в такой волнующий момент жизни. Парились несколько дней. Лиля ухитрилась приклеить обложку, как говорится, задом наперед: «типографский брак». И что вы думаете? Терпеливо переделали. При этом мне пришлось несколько раз вилять и увиливать от въедливых расспросов: читала ли я эту книгу? Хорошая ли? Почему хорошая?..

Шутки шутками, но в этом учебном году дети обновили полностью около 150 книг, в том числе 50 учебников. Оставили свои имена в истории школы, между прочим…

Золотая рыбка и дедушка, или как шить и как жить?..

Наша анкета для пятых классов состояла всего из трех вопросов и одного пожелания. Мы помнили, что пятиклассники – дети еще маленькие (по нашей системе – пришли из третьего, сразу перескочили год), и потому главные вопросы были растолкованы дополнительными. Выглядело это так:

Моя любимая книга (кто написал; любимый герой; почему я люблю эту книгу?).

Моя домашняя библиотека (какие книги; кто их собирал; кто дома читает?).

5 книг, которые советую прочитать всем.

Портрет моего любимого литературного героя (рисунки).

Замечу, что письменные ответы оказались победнее устных откровений, но мы бережем их как зеницу ока – для сравнительного анализа в дальнейшем, когда дети повзрослеют, забудут, что говорили и что писали, и когда необходимо будет, по возможности, корректировать круг их чтения.

Что говорят дети, если хотят похвалить книгу: интересная, волшебная, «очень приключенческая», смешная, поучительная…

Мы попросили желающих написать на доске для всего класса названия любимых книг. Антон подбегал несколько раз дополнять свой список. Имеем сведения, что читает постоянно, каждую свободную минуту, днем, ночью
(с хрестоматийным фонариком, как Маленький Папа А.Раскина), сидя, лежа, на ходу…

Егор Алимасов в своем коротком слове объявил, что его любимый герой – хорошая и умная крыса в книге «Крысиное нашествие»: «Учусь, как надо держаться при неприятностях».

Вика Тимакова на фоне просветителей-энциклопедистов все-таки отважилась сказать, что любит совсем детские сказки. Пушкина. «Золотая рыбка и дедушка» (так назвала).

Маша Богданова ценит «Мумми-Троллей», потому что «в них нет реальности». Для нее. Пусть будет так. Если приходится выбирать между ТВ и книгой, Маша выберет книгу. В этом случае верю.

Александр Литвинчук постоянно читает Рика Морриса – о животных. Про акул, например. «Я хочу, когда вырасту, поехать в Америку, плавать на корабле и изучать акул».

…Кто собирает домашнюю библиотеку?

«Мама и бабушка, папа и я, я и моя старшая сестра, вся семья, дедушка и бабушка, все понемногу, подарили родственники и гости».

Иногда категорически: «Я собирала эти книги, и я их читаю» (Марина Кучерук). «Книги собирала я» (Марина Воронцова).

…Что мы имеем в домашних библиотеках детей?

Разумеется, сказки. У Маши Богдановой – Пушкин, Лермонтов, Толстой, Бажов, Носов…

У Ивана Смолякова – Библия, букварь (!).

Лиля Шевченко гордится «Хищниками Аляски», а Саша Булгакова – задачником по физике, Синдбадом, Робинзоном и книгой библейских рассказов.

Оксана Бойко сообщает: «Детских книг мало; папа читает Агату Кристи».

Марина Кучерук дает основательный список: «Каштанка», «Три толстяка», «Белый клык», «Тимур и его команда» и другие. И добавляет строго: «И я их читаю».

Пожалуй, книги дома есть у всех.