Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2002

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 07 (07) • вкладка в БШ № 19 (79) • 1–15 октября 2002

Час тихого чтения

Симон Соловейчик. Воспитание школы. Статьи для своей газеты. «Первое сентября», 1992–1996 гг. Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

В этой книге собраны публицистические статьи Симона Соловейчика (1930–1996), опубликованные в газете «Первое сентября» в 1992–1996 гг. Это и фундаментальное исследование проблем педагогики, и научная монография, и живое путешествие по путям образования и воспитания детей.

В первой части книги «Мировоззрение, цели и ценности» помещены статьи С.Л.Соловейчика, посвященные драматической переоценке ценностей, неизбежному изменению целей воспитания и образования. И на вопрос многих учителей: «Как воспитывать детей?» – С.Л.Соловейчик отвечает: «Для этого нужны не какие-то особые законы, знания, идеология, а внутренняя свобода. Идеологические ориентиры эфемерны, общие правила и законы ненадежны. Только внутренняя свобода – незыблемая ценность, которую мы должны открыть не только в наших детях, но и в самих себе».

Во второй части книги «Знание и достоинство» помещены статьи С.Л.Соловейчика, посвященные проблемам педагогического поиска. Как научиться давать знания всем, без отбора, без исключения, но и без подавления учеников, без ущемления чьего-то достоинства? За полтораста лет в россий-
ских школах научились жить без розг, но появились другие розги – психологические: давление, страх перед будущим. С.Л.Соловейчик говорит: «Способность объяснять, доказывать и верить – вот что должна давать школа. Но для этого нужна большая перемена в учителях».

В третьей части «Спасите школу от утопий» помещены статьи С.Л.Соловейчика о противоречиях образования. В них он спрашивает: «Не пора ли нам подходить ко всем школьным проблемам, понимая их принципиальную неразрешимость? При таком подходе и способ разрешения противоречий будет иным. Мы перестанем искать панацею от всех бед, отстаивать лишь один взгляд. Ведь есть школьные противоречия, над которыми столетиями бьются лучшие педагогические умы во всех странах. Разрешить все противоречия – это утопия, а утопии выглядят всегда грозно и торжественно, но источник их – бессилие».

В последней, четвертой части «Дайте детям другую жизнь» собраны статьи о вечных противоречиях в реальной школьной жизни. «Педагогическая мысль, – говорит С.Л.Соловейчик, – развивается обычно в одном из двух направлений: как навести порядок или как укрепить уважение к школе. При втором выборе как-то неуместны привычные рассуждения: «Школа должна...», наоборот – школу делает домом все необязательное, дополнительное, внеурочное... И не надо школе брать на себя лишнее, принимать на себя какие-то повышенные обязательства по привитию детям всевозможных лучших качеств – школа способна лишь создать те условия, где у этих качеств будет шанс проявиться».

Леонид Кацва. Россия в 1917–1918 годах. Учебное пособие для IX–XI классов общеобразователь-ных учреждений. Библиотека «Первого сентября», подсерия «История». Издательство «ИНФОЛИО-пресс», Новосибирск, Издательство «Первое сентября», Москва, 1999

В пособии описываются и анализируются события, происходившие в России в исторически короткий период времени – с февраля 1917 до июля 1918 года. Но они определили всю дальнейшую жизнь страны.

В первой части книги «Российская революция 1917 года» рассказывается, как в течение нескольких дней, казалось бы, незыблемая монархия навсегда лишилась власти, отдав ее Временному правительству, утвержденному Временным Комитетом IV Государственной Думы. В пяти главах первой части книги кратко описываются суть демократических преобразований Временного правительства, характер политических кризисов и методы политической борьбы противостоящих властных групп.

Во второй части книги «Большевики у власти: первые месяцы» рассказывается о том, как многопартийное Временное правительство лишилось власти, которую «подхватило» однопартийное Временное Рабоче-Крестьянское правительство (Совет Народных Комиссаров), утвержденное II Съездом Советов.
В шести главах второй части также кратко описываются суть Декретов новой власти, механизмы становления большевистской государственности, обстоятельства выхода России из Первой мировой войны (Брестский мир) и экономическая политика большевиков, приведшая к разгоранию Гражданской войны.

Материал излагается в хронологической последовательности (с выделением некоторых тематических блоков), в текст пособия включены фрагменты источников: политических документов, статистических таблиц, воспоминаний очевидцев и т.д.

Пособие может использоваться при изучении отечественной истории XX столетия в основной школе (IX класс), а также в старших классах – в рамках обобщающих курсов или специального курса, посвященного революционным событиям в России.

N.Heidorn, I.Beloussenko, V.Koboseva, N.Mamontowa. Deutsch. Lehrbuch fur die 9. – 11. Klasse. (Н.Хайдорн, Н.Белоусенко, В.Кобозева, Н.Мамонтова. Немецкий язык. Учебное пособие. 9–11-й классы). Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

Это учебное пособие для учащихся 9–11-х классов общеобразовательных школ. Оно рассчитано на 70–76 учебных часов. Пособие состоит из семи глав (Schule, Freizeit, Berufswelt, Reisen, Stдdte- und Lдnderportraits, Frauen und Mдnner, Umweltschutz) и трех приложений (Книга для чтения, Грамматический справочник и Немецко-русский словарь). Каждая глава состоит из нескольких тематических частей, которые подобраны в соответствии с программой обучения немецкому языку в 9–11-х классах.

Тематические части каждой главы состоят из вводных упражнений, текстов для чтения, упражнений к тексту и творческих заданий. Вводные упражнения – это или вопросы, или ассоциограммы, или побуждение представить себе что-то. При работе с ними учащиеся не только «нарабатывают» слова и выражения, но и закрепляют их. Тексты для чтения знакомят учащихся с жизнью немецкой молодежи. В учебнике используются разные тексты: художественные, справочные, интервью, социологические опросы, при чтении которых учащиеся не только получают информацию, но и знакомятся с лексическими и грамматическими особенностями этих текстов. Упражнения к тексту с таблицами и схемами требуют от учащихся высказывания своего мнения, предполагают изменение формы урока; наряду с традиционной фронтальной работой используется работа в парах и группах. Творческие задания – это ролевые игры или диалоги, выполняя которые и учитель, и ученики могут убедиться, насколько качественные и прочные знания приобретены во время занятий.

В книге для чтения помещены небольшие отрывки из произведений Генриха Бёлля, Эриха Кестнера, Бертольда Брехта и других немецких авторов. Тексты адаптированы, к ним даются упражнения, которые требуют не только высказывания по содержанию, но и анализа и соотнесения информации с собственным опытом.

Цель этой книги – обеспечить активное практическое владение языком в сфере повседневного общения.

Г.Д.Костинский. Соединеные штаты Америки. Справочник. Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

Справочник дает комплексную характеристику каждому американскому штату. Материалы о них, представленные в справочнике, не ограничиваются общими проблемами экономической географии: природными условиями и ресурсами, географией населения и городов. Материалы дополнены описанием особенностей исторического развития, культуры, достопримечательностей.

В книге даны характеристики всех 50 штатов страны и ее столицы Вашингтона. Все штаты (в алфавитном порядке) описываются по единой схеме – короткая справка: карта-схема, этимология названия штата, площадь, население, ВРП (валовой региональный продукт), годовой личный доход на душу населения, столица, девиз, прозвища, символический цветок и символическое дерево и в меру пространные статьи: особенности исторического развития, природа, население, электроэнергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, достопримечательности и туризм, культура, образование, наука.

В книге нет «ущемления» малых, малоизвестных за пределами США штатов. Тексты, им посвященные, по объему не намного меньше, чем тексты по большим штатам. Эту книгу можно читать как справочник, как энциклопедический словарь, даже как путеводитель.

Издание предназначено школьным учителям, преподавателям вузов, студентам географических факультетов, абитуриентам и всем, кто интересуется другими странами.

Обозреватель Владимир Севрюгин

Публикация произведена при поддержке компании «Метакон». Компания «Метакон» предоставляет услуги производства, продажи и аренды строительных лесов. Воспользовавшись предложением компании «Метакон», Вы сможете по выгодной цене приобрести строительные леса хомутового, рамного, штыревого и клинового типа. Прочные материалы, строгий контроль качества на всех этапах производства, опыт и высокий профессионализм работников компании, являются гарантами того, что вся предлагаемая продукция соответствует самым высоким стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на сайте компании «Метакон», который располагается по адресу www.metakon.ru

На стенд в учительскую

Составитель: Анастасия Пушкова

СТАНДАРТ ИДЕТ

Иштрикова Н. Первыми жертвами образовательного стандарта становятся учебники?
№ 61–2002, с. 1.

Несостоявшийся конкурс учебников по истории и образовательный стандарт.

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. Президент, оказывается, так и знал… № 61–2002, с. 1.

Ситуацию в образовании вполне сознательно доводят до точки кипения, после чего и учителя, и все граждане потребуют от государства жесткого и тотального управления школой, которое и так уже почти наступило.

Адамский А. Возвращение по вертикали. № 62–2002, с. 1.

Централизация управления лишает школу поддержки местного сообщества.

Адамский А. Власть просвещения. № 63–2002, с. 1.

Влиятельные политические партии определяют свои ориентиры в области образования,
а влиятельные деятели образования набирают вес в большой политике.

Адамский А. Предвыборные приметы: политики взяли курс на образование. № 64–2002, с. 1.

Сейчас мы можем наблюдать сращивание политических сил, в арсенале которых «старые добрые» идеологемы, с частью педагогического сообщества, традиционно являющегося источником подобных идеологем.

Дашковская О. Эта привычная педагогика отчуждения… № 63–2002, с. 1.

Раздельное обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями – самый простой выход. И самый неудачный для всех.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Соколова Е. Terra incognita в море информации. № 62–2002, с. 2.

Как школьники используют Интернет.

Корсунова О. Слово в защиту хакера, или Штрихи к портрету компьютерного поколения. № 62–2002, с. 2.

Как Интернет влияет на личность.

Александрова Е. Найдите восемь отличий… № 63–2002, с. 2.

В чем же основные отличия продуктивного образования и традиционного образования?

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Филиппов А. Двенадцатый этаж девятиэтажного дома. № 64–2002, с. 5.

Высшее образование – лифт социальной мобильности, путь наверх. Но лифты часто ломаются. Особенно у нас.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Битянова М., Вачков И. Радужный камень. № 35–2002, с. 7–10.

Игра на развитие толерантности для учащихся 3–4-х классов. При разработке игры использовались идеи В.Пеньковой.

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН

Калам А. Тестирование: возможна ли золотая середина? № 62–2002, с. 3.

В этой статье автор пытается ответить на некоторые вопросы, связанные с тестированием. Что же это такое? Для чего оно нужно? Кого же тестируют? Что тестируют? Когда оно появилось?

Калашников В. А вот что подсказывает логика… № 62–2002, с. 3.

Качество математических тестов и две волны единого экзамена.

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Гурьянова М. Решение гибельное, зато очень простое. № 61–2002, с. 2.

Местные власти понимают правительственное постановление как инструкцию по ликвидации малочисленных сельских школ.

Анатольев А. Школа, которая нужна нам самим. № 64–2002, с. 2.

О том, как выглядят народные школы в Дании сейчас и как эти идеи развиваются
в России.

РЕЖИССУРА УРОКА

Филина Т. Чуть было не пала духом, потом разозлилась и вспомнила про...
№ 64–2002, с. 4.

Как провести и открытый урок, и администрацию.

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Троицкий Ю. Учебник – текст, учебник – мир, учебник – диалог... № 64–2002, с. 3.

Самый главный вопрос – цель и задачи исторического образования в школе – не может быть подменен бесконечными методическими приемами и находками.

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ

Кавин Н. Третий вид безделья. № 61–2002, с. 3.

Беседа с академиком А.М.Панченко о самобытном пути развития России.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Любимый город. № 16. Вологда. № 34–2002, с. 1–4.

Учебники. № 57. № 63–2002, с. 1–4.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Дмитриева Н., Казаков А. Интегрированный курс «Мы и окружающий мир», 3-й класс. № 34–2002, с. 5–12.

Авторы представляют новый учебник по окружающему миру.

Малышева Н. Остановись перед красотой. № 35–2002, с. 5–12.

Методические рекомендации по проведению занятий в 4-м классе к программе непрерывного обучения детский сад – начальная школа «Художественный труд».

Продолжение. Начало см. № 31, 38, 39–1999; № 1, 32–2000; № 2, 24–2001; № 3, 32–2002.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Долгова Н. Золотые ключики к сердцам. № 34–2002, с. 2.

Классный час на тему дружбы, любви, доброты, вежливости и уважения друг к другу.

Корниенко Н. В гости к дедушке. № 34–2002, с. 3.

Урок-игра в 1-м классе на отработку умения проводить слого-звуковой анализ слова.

Никанкина С. Чудеса осенней природы. № 34–2002, с. 4.

Урок, воспитывающий эстетические чувства на основе личных наблюдений, художественных произведений, развивающий навык техники выразительного чтения.

Азрапкина Н. Снег в сентябре. № 35–2002, с. 2.

Автор показывает различные виды подготовительной работы и приводит сценарий урока «Сочинение по картине».

Байдек Е. Посмотри на предмет сверху. № 35–2002, с. 3.

Урок природоведения на формирование географических понятий «карта», «план», «масштаб».

Немыкина Н. С днем рождения, осень! № 35–2002, с. 4, 13.

Театральный капустник с элементами соревнования.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Микулина Г. Контрольные работы по математике по темам, изучаемым в I полугодии.
№ 34–2002, с. 4, 13.

Предлагаемые контрольные работы соответствуют новому комплекту учебных тетрадей авторов В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова и др. для 1–2-го классов.

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Азрапкина Н. Кузька изучает таблицу умножения. № 34–2002, с. 14.

Дидактический материал, направленный на закрепление таблицы умножения.

Мальцева С.В. «Ученик учил уроки – у него в чернилах щеки». № 35–2002, с. 15.

Задания на развитие памяти и логического мышления.

МАСТЕРСКИЕ

Барашкина С. Чувствовать природу… № 35–2002, с. 14.

Особенности проведения экскурсий в курсе естествознания. 3-й класс (1–4).

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Артюхова И. Учеба со смыслом. № 34–2002, с. 15.

Практический материал, конкретизирующий некоторые положения статей «Умение учиться» (см. № 23, 25–26–2002).

ПРАЗДНИКИ

Усольцева М. День учителя. № 34–2002, с. 16.

Сценарий праздника.

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Кузнецов А. Путешествие в страну исторических источников. № 35–2002, с. 16.

Путешествие девятое. «Я узкая Яуза».

Продолжение. Начало см. № 31–2002.

КАК ЖИВЕШЬ, ПОЗВОНОЧНИК?

Девятова М.В. Хорошая осанка: так держать. № 11–2002, с. 14–15.

Что такое правильная осанка, как она сказывается на здоровье человека, что и как делать, чтобы спина была не больной, а красивой и сильной.

Максимова В. Упражнения на формирование хорошей осанки. № 11–2002, с. 15.

Максимова В., Девятова М.В. Спина крепка, и мышцы в полной силе. № 12–2002, с. 14–15.

Комплекс лечебной гимнастики.

Максимова М. Укрепляем точку опоры. № 13–2002, с. 16.

Профилактика плоскостопия.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. Желудочно-кишечные расстройства. № 15, 16, 17–2002, с. 4–5.

Симптомы и лечение.

Продолжение. Начало см. № 12–14–2002.

Якушева Е. Диагноз: дискинезия желчных путей. № 15–2002, с. 5.

Чаще дискинезии бывают вторичными, являясь следствием других заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной патологии, пищевой аллергии, неврозов.

Якушева Е. Диагноз: идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура. № 16–2002, с. 11.

Наиболее часто встречающаяся у детей форма геморрагического диатеза.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Брязгунов И., Касатикова Е. Непоседливый ребенок. № 15–2002, с. 10–11; № 16–2002,
с. 14–15; № 17–2002, с. 12–13.

В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. Воспитатели
и учителя начальных классов бьют тревогу.

Продолжение. Начало см. № 11–14–2002.

Окунева Г. В семье больной ребенок. № 16–2002, с. 8–9; № 17–2002, с. 8–9.

Если полное излечение ребенка невозможно, надо научить его жить с этим заболеванием полнокровно и получать радость от жизни, ведь другой у него не будет.

Семина Н. Хороший ли вы воспитатель? № 16–2002, с. 13.

Тест для родителей.

УЧЕНЫЕ ВЕСТИ

Хахалин Л. Врач – пациент: строим отношения по-новому. № 16–2002, с. 12–13.

Почему упала ценность собственной и чужой жизни у современного россиянина?

Борисова В. Как здоровье, ученик? № 17–2002, с. 11.

Состояние здоровья как первоклассников, так и десятиклассников в действительности хуже, чем отмечается в медицинских картах.

Лекманов А. Аллергия на коровье молоко. Что делать? № 17–2002, с. 15.

Основные факторы, которые способствуют развитию молочной аллергии.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Шишова Т. Чему учат уроки здоровья? № 15–2002, с. 12–13.

Давать детям советы по укреплению здоровья лучше между делом, не тратя драгоценное время уроков и не запугивая ребят болезнями.

Чечилова С. Мальчики рождаются на тропах войны и на стадионах. № 15–2002, с. 22.

Какая может быть связь между рождением наследника и военным маршем? Самая прямая, убежден ереванский математик И.Агаджанян.

ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР

Матвеева М. Качаем мышцы. № 17–2002, с. 14–15.

С чего начать работу над телом?

ИСКУССТВОТЕРАПИЯ

Матвеева М. Музыка лечит! № 12–2002, с. 13.

Если ваш ребенок плохо спит ночью, не спешите в аптеку за лекарствами, попробуйте полечить его музыкой.

Шишова Т. Сказка – дело серьезное. № 17–2002, с. 16–17.

Различные методики сказкотерапии.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Маслова Т. Своими руками. № 35–2002, с. 4–5.

Практические модели для психологического развития школьников.

КНИГА В ГАЗЕТЕ

Собчик Л. Метод цветовых выборов. № 34–2002, с. 7–10.

В книге помимо подробного описания метода приводятся результаты многолетнего изучения восьмицветового теста в сравнительном анализе с теоретически обоснованной моделью психодиагностического исследования целостного конструкта личности. Методику можно применять при обследовании лиц любого возраста, в том числе и для изучения особенностей детской психики, начиная чуть ли не со дня рождения ребенка.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Степанова М. Объективная наука о субъективном мире. № 34–2002, с. 4–5.

Автор знакомит с теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий
П.Я.Гальперина, 100-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.

ТЕЗАУРУС

Степанова М., Степанов С. Внутренний мир как присвоенный внешний. № 35–2002, с. 6.

Что такое интериоризация?

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Битянова М., Вачков И. Радужный камень. № 35–2002, с. 7–10.

Игра на развитие толерантности для учащихся 3–4-х классов.

При разработке игры использовались идеи В.Пеньковой.

ГИЛЬДИЯ

Битянова М. Кризис самоопределения. № 34–2002, с. 12–13.

Автор рассматривает несколько наиболее распространенных вариантов позиционирования школьного психолога и выделяет наиболее перспективный из них.

Степанов С. Прикладная педагогическая психология. № 35–2002, с. 13.

По сей день нигде не представлена в качестве самостоятельной отрасли психология школьная. И это при том, что в рядах психологического сообщества школьные психологи составляют подавляющее большинство.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Шалаева Т. Обыкновенное чудо. № 35–2002, с. 12.

Автор делится собственным опытом взаимодействия учителей начальных классов с психологами школы.

КОЛЛЕГИ

Решетникова О. Первые шаги к пониманию. № 34–2002, с. 14.

Основным направлением деятельности центра «Гратис» является оказание психологической помощи беженцам и лицам, ищущим убежища.

НАШИ ДЕТИ

Хухлаева О. На пороге новых возможностей. № 34–2002, с. 6.

Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков.

ИГРОТЕКА

Азарова Т. Требования семьи и школы. № 34–2002, с. 16.

Деловая игра для родителей первоклассников.

Продолжение. Начало см. № 33–2002.

Родионов В., Ступницкая М. В поисках затерянного камня, или Алмаз раджи.
№ 35–2002, с. 16.

Психологическая игра для учащихся 6-го класса.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Азарова Т. Требования семьи и школы. «Школьный психолог», № 34–2002, с. 16.

Деловая игра для родителей первоклассников.

Продолжение. Начало см. № 33–2002.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Хухлаева О. На пороге новых возможностей. «Школьный психолог», № 34–2002, с. 6.

Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья подростков.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Семина Н. Хороший ли вы воспитатель? «Здоровье детей», № 16–2002, с. 13.

Тест для родителей.

Гамаюнова Н. У меня все мое, а у ребенка – общее? «Первое сентября», № 61–2002, с. 4.

Нужно ли учить делиться через «не хочу».

Имя беды – наркотики. «Первое сентября», № 62–2002, с. 7.

Подборка статей по вопросу легализации легких наркотиков.

Демина Ж. Не просто имя, а вещее слово… «Первое сентября», № 63–2002, с. 8.

Помним ли мы об ответственности, что берем на себя, впервые называя ребенка?

Что делать, если….Ребенку плохо в школе, в саду, в институте? «ПС», № 63–2002, с. 8.

ВНЕКЛАССНЫЙ ЧАС

Какой смысл мы вкладываем в понятие патриотизм? «Библиотека в школе», № 18–2002, с. 24–25.

Три письма размышления о патриотизме и о том, как его воспитывать.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Обеспечение уровня общего образования средствами индивидуальных образовательных программ. № 34–2002, с. 7–10.

Содержание программы основывается на десятилетнем опыте школы «Эврика-Развитие», г. Тула, как полисистемной школы и школы индивидуальных образовательных программ, научных исследований в области инновационных процессов в образовании.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Апатия политиков к школе делает ведомство монополистом. № 34–2002, с. 1.

Никакой политики в области образования пока не предвидится. Потому что в России, если какая-то из сфер высшему политическому руководству неинтересна, в ней ничего и не про-исходит.

Адамский А. «Эврика» накануне «Авторской школы». № 35–2002, с. 1.

Некоторый проблемы, которые обсуждались на сентябрьской встрече представители инновационной сети федеральных экспериментальных площадок.

ОБНОВЛЕНИЕ

Берзон Б. Неудачная попытка повести за собой. № 34–2002, с. 4.

Из собственного опыта заместителя директора по научно-методической работе в продвинутой школе.

Алейникова И. Защищенная свобода. № 34–2002, с. 5.

Творящего учителя оберегает директор.

Леонтьева О. Ненужные правила класс-школы. № 34–2002, с. 5.

Существуют разные способы «официального» ухода от классно-урочного «режима», доступные любому педагогу.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Талант свободы. № 34–2002, с. 2.

Что такое внутренняя свобода человека?

Идеальная школа. № 35–2002, с. 2.

Каждый, кому дано, кто приставлен к этому замечательнейшему из всех дел на земле – к учению детей, может найти свою идеальную школу, а еще лучше – сделать ее.

ОФИС

Иванова О.С. Налоговый учет компьютерных программ. № 34–2002, с. 11.

Как отразить исключительные права и права пользователя на компьютерное обеспечение в налоговом учете.

Скалкин П.Ю. Бесплатное питание сотрудников. № 35–2002, с. 11.

Автор рассматривает случаи, когда организация обязана бесплатно кормить работников, так как это предусмотрено в трудовом законодательстве России.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Битянова М., Вачков И. Радужный камень. № 35–2002, с. 7–10.

Игра на развитие толерантности для учащихся 3–4-х классов. При разработке игры использовались идеи В.Пеньковой. Игры разработаны ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

ОТРАЖЕНИЕ

Возможна ли в РАО модернизация? № 35–2002, с. 12–13.

Беседа главного редактора «Управления школой» А.И.Адамского с президентом Российской академии образования Н.Д.Никандровым.

РАДИО

Кожемякина Н., Алейникова И. Мастер-класс Ганапольского. № 34–2002, с. 12–13.

Дискуссия о школьной свободе на радио «Эхо Москвы».

ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

Минятий И. «Дева прозябла от неплодного чрева…». № 34–2002, с. 3.

Похвальное слово на Рождество Богородицы.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Спасительная сила и власть креста. № 35–2002, с. 1, 3.

Слово на Воздвижение Креста Господня.

СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

Русская Палестина. № 34–2002, с. 8–9.

Рассказ о самом древнем монастыре на нашей земле, основанном еще до официального принятия Русью христианства – Свято-Спасском женском монастыре.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ

Молю вас, братие… № 34–2002, с. 6.

О двадцатилетнем служении на Воронежской земле первого ее святителя – Митрофана, всея Руси чудотворца.

ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ

Фоломешкина С. Ветвь масличная от российского корня. № 35–2002, с. 3–4.

Малоизвестные факты из жизни святого прошлого века, преподобного Силуана Афонского.

УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О телесном и душевном подвигах. № 34–2002, с. 4–5.

Поучение на 54-е зачало Евангелия от Луки, читаемое во все праздники Божией Матери.

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ

Было все – и трудности, и минуты отдохновения. № 34–2002, с. 7.

Интервью с Его Высокопреосвященством владыкой Мефодием, митрополитом Воронежским и Липецким.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Битянова М., Вачков И. Радужный камень. № 35–2002, с. 7–10.

Игра на развитие толерантности для учащихся 3–4-х классов. При разработке игры использовались идеи В.Пеньковой. Игры разработаны ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

Митрополит Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания. № 35–2002, с. 5–6.

Публикация серии статей на тему православного воспитания.

ПАЛОМНИЧЕСТВО

Здесь поселились аисты. № 34–2002, с. 12.

Рассказ о Толшевском Спасо-Преображенском монастыре, расположенном на территории Воронежского государственного биозаповедника.

Андрианова А. Вера, Надежда, Любовь – 2002. № 35–2002, с. 12–13.

Репортаж о походе юных флотоводцев по рекам и озерам России на трех судах, названных в честь христианских мучениц.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Кузнецов П. С крестом к вершине. № 35–2002, с. 6, 11.

Об опыте работы с молодежью в кафедральном соборе Апостола Андрея Первозванного в Ставрополе.

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ

Морева В. «Мы обязательно вернемся сюда…». № 34–2002, с. 10–11.

Рассказ о самом большом детском православном летнем лагере, существующем вот уже седьмой год в Воронежско-Липецкой епархии.

LANGUAGE SKILLS

Writing. № 34–2002, p. 3.

At School. Time Travel. Summary Writing.

Listening. № 35–2002, p. 3.

Apartments for Rent. “Curiosity Killed the Cat”. I Don’t Usually Look Like This.

ASPECTS OF LANGUAGE

Vocabulary. № 34–2002, p. 4.

Speaking in Color. The Shops. Vocabulary Practice.

Spelling&Pronunciation. № 35–2002, p. 4.

Tricky Y. Long E [I:]. Letters And Sounds.

READ&DISCUSS

Texts on Terrorism. № 34–2002, p. 5–12.

LESSONS FROM TERRORISM

Graham S. 9/11: The Psychological Aftermath. № 34–2002, p. 1, 13.

Lapeyrouse S. “Gazing on the Face of Death”. № 34–2002, p. 1, 13.

Axis of Evil. № 34–2002, p. 2.

Reactions Expressed in Verse. № 34–2002, p. 14.

Five poems about the Sept. 11 events.

News Story Activity. № 34–2002, p. 16.

Have students write their own headlines.

CLASSROOM ACTIVITIES

Fomenko N. London. № 35–2002, p. 5.

Открытый урок для 9-го класса. Сюжетно-ролевая игра «Мы в Лондоне».

Boyarskaya Y. Are You Happy at School? № 35–2002, p. 11–12.

Дополнительные упражнения для контроля понимания пройденного материала (Английский язык,