Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2002


НА ДИВАНЧИКЕ

Юлия Фролова

Сыграем в уголке

Фото призера фотоконкурса О.Степаньковой, ст. Динская, Краснодарский край

Уют библиотеки нас манит:
Здесь лампа так приветливо горит,
Диванчик ждет… Сыграем в уголке?
Вот лист бумаги, карандаш в руке.

Приглашаем вас к нам на диванчик познакомиться с новой рубрикой газеты. Кроме желания поиграть, вам потребуются (да и то не всегда) только лист бумаги и карандаш (авторучка). Мы вспомним с вами старые и старинные игры со словами и рисунками, игры серьезные и шуточные. Число участников – любое.
Хорошо быть грамотным, эрудированным, находчивым и остроумным. Если вы обладаете этими качествами – блесните! Посоревнуйтесь с другими! Если же вы в себе не уверены – не робейте, смело вступайте в игру!
Очки вы еще научитесь набирать, а тем временем вы пополняете свой словарный запас, тренируетесь в правописании, оттачиваете остроумие и пробуждаете свою фантазию – это ли не выигрыш! Дело того стоит.
Если что-то из этих игр вам уже знакомо, что ж, новое – это иногда только подзабытое старое, полезно и вспомнить. Если вы знаете что-то, чего не знаем мы, напишите, поделитесь, научите нас! Будем ждать и ваших отзывов.
Дорогие родители, обращаемся к вам. Как говорит нам опыт, дети очень любят игры подобного рода. Младшие с удовольствием рисуют, а кто уже читает и пишет, участвуют и в играх со словами. Отставая в количестве слов, они удивляют неожиданными находками и фантазией. Такие игры для них очень полезны.
Играйте семьей! Найдите полчаса времени и свой семейный диванчик!

Моя мама, Мария Петровна Фролова, любила играть с детьми и знала множество игр с карандашом и бумагой. Именно от нее, из детства, многие игры, которые вы увидите на наших страницах. Своей работой для новой рубрики мне хотелось бы отдать дань ее памяти.

Игра первая. Чей портрет?

Играть могут все! И те, кто еще не умеет писать!

Играющим раздаются полоски бумаги. Каждый рисует вверху своей полоски чью-нибудь голову (человека, птицы, зверя и др.). Загнув верхнюю часть полоски так, чтобы рисунок не был виден, а только намечено, где рисовать шею, передайте рисунок соседу, а от другого игрока получите его загнутую полоску. Когда все обменялись полосками, рисуйте шею (не заглядывая под сгиб!). Опять-таки шеи могут быть разные: в перьях, в галстуке или как у жирафа и др. Снова загибаете и передаете полоску. В следующий раз рисуете туловище, потом ноги, стопы (в ботинках или лапы, копыта и др.), каждый раз обмениваясь рисунками. Когда все полоски прошли по кругу и «портреты» нарисованы с головы до пят, смешайте все бумажки, и пусть каждый возьмет одну наугад – это и будет его портрет. Чур, не обижаться!

Игра вторая. Анаграммы

Анаграмма (от греч. ana… – пере... и gramma – буква) – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово. Например: коран – норка – крона.

К анаграммам относятся также слова-перевертыши, которые читаются просто справа налево. Например, оселок – колесо.

Если вы читали повесть-сказку В.Губарева «Королевство кривых зеркал» (или смотрели фильм с таким же названием), то, конечно, помните, что все имена там – перевертыши. Например, красавица со звучным именем Анидаг была просто…

Составлением анаграмм занимаются не только в играх. В книге В.Г.Дмитриева «Скрывшие свое имя» рассказывается о многих псевдонимах писателей, составленных из букв их настоящего имени. Вот несколько примеров.

В 1743 году сочинение под названием «Письмо, содержащее правила русского стихосложения» было подписано «Харитон Макентин», что означало Антиох Кантемир (правда, здесь была добавлена лишняя буква «н»).

В 1901 году вышли в свет «Строфы Нирузама». В предисловии переводчик К.Герра сообщал, что Нирузам – персидский поэт Х века. На самом деле не было Нирузама (да и переводчика К.Герра), стихи в подражание персидскому были сочинены К.Мазуриным (перевертыш Нирузам – Мазурин).

Уже в наше время изданы (и переиздаются!) «япон-ские» танка (пятистишия); «японское» имя их автора – Рубоко Шо – составлено из О.Борушко.

Ну а теперь поиграйте и вы. Составьте анаграмму к собственному имени так, чтобы она была похожа на имя, или зашифруйте друзьям кого-нибудь из знакомых. Пусть они отгадают. Подберите анаграммы в 3, 4, 5 и более букв, например: иск – икс, репс – перс – серп, корсет – сектор, спаниель – апельсин и так далее.

Умение подбирать такие слова и просто держать их в памяти очень пригодится вам в игре, о которой расскажем в следующий раз.

Ваша Лолия Юфрова или Оля Юфрилова

 

Иван Яковлевич Герд

Некоторые из игр, которые будут вам предложены, описаны в книге Ивана Яковлевича Герда «Игры для детей всех возрастов». Однако мы даем игры в несколько иных вариантах, как они дошли до нас. Книга И.Я.Герда была издана в 1924 году издательством «БРОКГАУЗ – ЕФРОН» в Ленинграде.
Ее автор заслуживает того, чтобы о нем рассказать.

 

 

Педагог и воспитатель Иван Яковлевич Герд (1839–1914) был сыном известного в свое время педагога Я.Герда, англичанина, приглашенного в Россию графом Румянцевым в 1817 году для организации Ланкастерских школ взаимного обучения *. Помните салонную болтовню в «Горе от ума»?

Хлестова:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;
Да от ланкартачных взаимных обучений.

Княгиня:

Нет, в Петербурге институт
Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут.
Там упражняются в расколах и в безверьи…

Нужно ли другое доказательство, что эти нововведения в образовании были прогрессивными?

Окончив в 1858 году Лесной и межевой корпус (будущий Лесной институт), И.Я.Герд сначала работает по размежеванию крестьянских земель, однако его привлекает педагогическая деятельность, и с 1861 года он уделяет ей все больше внимания: работает в бесплатной воскресной Василеостровской школе, затем преподает математику и географию, одновременно работая воспитателем в Нижегородской военной гимназии, преобразованной из кадетского корпуса. «Живой, полный энергии, он весь отдается своему делу и скоро привлекает к себе сердца своих воспитанников любовным к ним отношением, уменьем заинтересовать, вниманием ко всяким их горестям и радостям. Прекрасно зная подвижные игры и будучи очень изобретательным в этом отношении, он принимает живое участие во всех забавах детей» **.

В это же время И.Я.Герд начинает печататься в «Педагогическом сборнике». Он работает в 1-й и 2-й военных гимназиях Петербурга, а в 1878 году назначается помощником директора и воспитателем в Учительскую семинарию военного ведомства в Москве. С ее закрытием переходит в 1-й Московский кадетский корпус, где кроме преподавания еще и заведует библиотекой. В 1878 и 1894 годах по направлению Педагогического музея военно-учебных заведений посещает выставки в Филадельфии и Чикаго. С 1899 года И.Я.Герд – директор Земского сиротского приюта в Тамбове; с 1906-го – снова под Петербургом, в Удельной, возглавляет Общество физического воспитания «Богатырь», организует курсы гимнастики для народных учите-лей, в их числе и женщин. А са-
мому «богатырю» уже под семьдесят. «Его младшие сотрудники всегда встречали в нем приветливого, отличавшегося поразительной незлобивостью и терпимостью старшего товарища»**. И.Я.Герд скончался в июле 1914 года от паралича сердца. За мольбертом – он занимался еще и живописью.

О его интересе к вопросам педагогики и воспитания молодежи говорят названия его статей в «Педагогическом сборнике» и отдельных книг:

«Заметки по поводу статьи г. Авилова «О приготовлении воспитателей на педагогических курсах».

«О воспитании и обучении в Соединенных Штатах Северной Америки».

«Общий взгляд на английские учебные заведения и чем нам следует от них воспользоваться».

«Игры в английских школах и у нас».

«Ремесла и внешкольные работы воспитанников среднеучебных заведений».

«О народном образовании в Соединенных Штатах Северной Америки».

«Легкая атлетика и атлетические игры для войск, военных училищ и старших классов корпусов».

«Практическое руководство к рациональной педагогической гимнастике».

И наконец, «Игры для детей всех возрастов», изданные в 1924 году уже шестым изданием. Книга содержит описание различных подвижных игр на воздухе, атлетических игр (среди них футбол, лапта, лаун-теннис, баскетбол и др.), комнатных игр (шашки, шахматы, бильярд и др.), фокусов. Кроме этого, описаны ловля насекомых и составление коллекций, собирание растений и составление гербария; как сделать фонтан и модель гигрометра; как купаться и научиться плавать; катанье на коньках и игры на льду.

 

 * Система английского педагога Ланкастера (1771–1838) состояла в том, что более сильные ученики обучали слабейших, помогая учителям. В России этой системой увлекались поборники народного просвещения, передовые офицеры в армии, в частности декабристы.
 ** Цитируется по очерку «Светлой памяти И.Я.Герда», помещенному в упомянутом издании.

Публикация произведена при поддержке интернет проекта www.velikolepnyivek.com. Сайт проекта www.velikolepnyivek.com посвящен турецкому сериалу «Великолепный век», который повествует о правлении султана Сулеймана Великолепного. На страницах интернет проекта представлены все серии этого сериала, переведенные на русский язык, которые Вы сможете бесплатно смотреть онлайн. Интересный и захватывающий сюжет сериала «Великолепный век» захватит Вас с первой серии, поможет больше узнать о жизни Османской империи тех лет и позволит интересно провести Ваш досуг.