Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2002

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 08 (08) • вкладка в БШ № 20 (80) • 16–31 октября 2002

Час тихого чтения

ВОЛЬДЕМАР БАЛЯЗИН. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ.
С древнейших времен до середины XVI века.
М.: «Первое сентября», 2002. – (серия «За стра-ницами школьных учебников»)

Первая из семи книг цикла «Занимательная история России» охватывает период с древнейших времен до середины XVI века. Этот материал может служить дополнением к курсу 6-го класса. Книга написана для учителей российской истории, для всех детей и взрослых, интересующихся Историей.

Материалы книги – документы, легенды, отрывки из летописей и сказаний, а также интересные, увлекательные и нередко анекдотичные факты; умело вплетенные в канву повествования, они помогут учителю проводить уроки, а учащимся почувствовать дух эпохи.

Отдельные главы книги посвящены еде, одежде, обрядам и обычаям восточных славян, их чтению – житиям и сказаниям. В книге рассказывается история кафтана, тулупа, вина,
в главах «Сказания о начале Москвы» и «Размышления над картой Москвы» приводятся легенды об основании города и топонимика многих его районов.

Содержание книги свидетельствует, что история – это наука, а не идеологическая инструкция. Так, в главе «Ключи к секретам истории» рассказыва-ется о палеографии, сфрагистике, геральдике, ономастике и других вспомогательных исторических дисциплинах.

В главах «Древнерусская светско-церковная мозаика» и «Андрей Рублев» приводятся выдержки из летописей, документы, высказывания русских святых, подвижников и историков о значении монастырей в русской истории, об иконописи, о колокольном звоне.

В первой книге отдельные главы посвящены знаменитым государственным деятелям Древней Руси: Юрию Долгорукому, митрополитам Петру и Алексию, Дмитрию Донскому, а также первой опустошительной междоусобице – борьбе за великое княжение потомков Дмитрия Донского.

В книге нет категорических оценок личностей и событий – в ней приводятся отличающиеся друг от друга мнения В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, современных историков. Особое место в книге занимают главы «Путешествия по древней библиотеке», в которой приводятся выдержки из наставнических сочинений и мудрые мысли древних авторов, и «Забавные и поучительные истории времен Ивана III и последующих веков».

Последние две главы посвящены Ивану III и Василию III Ивановичу – последним великим князьям Древней Руси, умевшим придерживаться своеобразного «принципа разделения властей» между Великим Князем, Боярской думой и Православной церковью.

Материалы первой книги «Занимательной истории России» не иллюстрируют всех сюжетов, содержащихся в учебниках, используемых в школах, гимназиях и лицеях. Но и ни в одном учебнике нет такой замечательной подборки документов, мнений историков и выдержек из произведений древнерусской литературы от «Повести временных лет» до высказываний Максима Грека.

ВОЛЬДЕМАР БАЛЯЗИН. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ.
Середина XVI – конец XVII века.
М.: «Первое сентября», 2002. – (серия «За стра-ницами школьных учебников»)

Вторая книга цикла «Занимательная история России» охватывает период с 1530 до 1700 года – время великих потря-сений, перемен и испытаний для народов России.

Выдержки из многочисленных источников, увлекательные факты и уникальные документы, приведенные в книге, дополняют курс 7-го и 10-го классов и помогут как учителям при проведении уроков, так и школьникам при подготовке докладов и рефератов.

Поскольку разделы программы по истории в 10-м классе повторяют в значительной мере темы 7-го класса (но на более широкой и серьезной основе), от самого учителя зависит, какие материалы книги отберет он для школьников 7-го класса и какие – для учащихся 10-х классов. В книге есть и материалы, более подходящие не для уроков, а для семинаров и кружковой работы.

Период с 1530 до 1700 года – время от младенческих лет Ивана IV до «начала славных дел Петра» – в политической истории рассматривается как время от провозглашения Московского Великого княжества Московским царством до появления на политической карте мира Российской империи. Это время разделяется на важнейшие периоды, каждый из которых сам по себе достоин отдельной книги: время молодого царя Ивана IV, Алексея Адашева и митрополита Макария, самодержавное время Ивана Грозного и опричнины, время Бориса Годунова, «Смутное время» гражданской войны, время первых Романовых и церковного раскола и, наконец, время детей царя Алексея Михайловича – от Федора и Софьи до Петра.

В книге каждому периоду уделяется особое внимание. Но это внимание не только к истории воцарения, политической деятельности и внутрисемейным обстоятельствам жизни монархов, но и к их характерам, чудачествам, отзывам о них современников и историков будущих веков.

О самых значительных событиях и характерах в истории России в книге приводятся часто противоположные мнения историков – от классиков Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, П.Н.Милюко-ва до современных нам Р.Г.Скрынникова, В.Б.Кобрина и В.В.Похлебкина. Все это создает многоцветную картину жизни народа, дает и учителям, и школьникам пищу для размышлений и подвигает на самостоятельные поиски и исследования.

Особое место в книге занимают главы, посвященные повседневной жизни народа, его обычаям, чтению, отношению к властям. Фрагменты из «Домостроя», «Азбуки», «Жития протопопа Аввакума» и других древнерусских книг помогут школьникам более ясно увидеть это далекое время. А объяснение происхождения многих крылатых выражений, дошедших до нас из далеких веков, заставит более внимательно относиться к их использованию. Так, например, выражения «шемякин суд» или «филькина грамота» после прочтения книги В.Балязина уже невозможно бездумно использовать как фразеологические обороты.

В конце книги приведен список использованной литературы, которую можно посоветовать прочитать и учителям, и школьникам. Среди этих книг не только интересные и глубокие исторические исследования, но и образцы высокой русской прозы.

ВОЛЬДЕМАР БАЛЯЗИН. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ. 1700–1762 годы.
М.: «Первое сентября», 2002. – (серия «За стра-ницами школьных учебников»)

Третья книга цикла «Занимательная история России» охватывает период с 1700 по 1762 год. Это время расцвета Петровской эпохи, великих преобразований, дворцовых переворотов и возникновения новой русской культуры.

Содержание третьей книги совпадает с тематикой курса истории для 7-го класса. Выдержки из многочисленных источников, уникальных документов, увлекательные факты, приведенные в книге, помогут как учителям при проведении уроков, так и учащимся при подготовке докладов и рефератов.

Главная тема книги – деяния Петра I, а также судьба его наследия в эпоху дворцовых переворотов. В.Балязин пишет, что «в России, с ее самодержавным, абсолютистским характером власти, субъективный фактор, личные качества монарха всегда играли первостепенную роль. Советская историческая наука хотя и придавала этому фактору определенное значение, но все же чаще его недооценивала». Но очень многое в истории, по мнению автора, зиждется на сложных и запутанных человеческих взаимоотношениях, на мозаике и калейдоскопе неожиданных узоров бытия, на страстях характеров и кружевах интриг и заговоров. При таком подходе к истории экономика отступает на второй план.

Автор исходил из того, что школьные программы будут меняться, но исторический материал останется, а потому останутся и факты, которые справедливо называют «хлебом истории».

В книге 24 главы, среди которых есть главы, посвященные императорам и императрицам (причем в послепетровское время правили почти исключительно императрицы – на долю Петра II и Петра III пришлось всего два с половиной года правления). Главы «Петровский калейдоскоп», «Русские шуты первой половины XVIII века», «Галерея выдающихся личностей середины XVIII века» насыщены часто малоизвестными фактами, меткими характеристиками, картинами из жизни российского общества XVIII века. Особенно интересно сопоставлять помещенные в книге отзывы современников (А.Т.Болотова, М.М.Щербатова, Ф.Вильбуа ), наблюдательных иностранцев-путешественников (де Кюстина, Х.Манштейна), историков (Н.М.Карамзина, И.Е.Забелина, С.С.Лурье) о событиях, характерах, образе жизни русских людей XVIII века – императоров, их фаворитов, ученых людей и шутов, полководцев и бюрократов.

Приведенный в книге «Список использованной литературы» (55 книг и статей) скорее можно назвать «Списком литературы, рекомендованной к чтению».

Обозреватель Владимир Севрюгин

Публикация произведена при поддержке компании «ATC Assistance». Компания «ATC Assistance» оказывает профессиональные юридические услуги в Москве и московской области. Низкая стоимость юридических услуг, предоставляемых компаний «ATC Assistance», делает их доступными для всех категорий граждан, и предприятий столицы. Высокий профессионализм и опыт юристов и бухгалтеров компании обеспечат выполнение всех работ в соответствии с самыми высокими мировыми стандартами. Узнать больше о предложении компании можно по адресу http://www.atc-assist.ru/

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. Из центра – финансирование и приказы. № 69–2002, с. 1.

Дешевый и простой способ держать школу на коротком поводке: узаконить список требований и лишить ресурса развития.

Адамский А. Президент одобрит, а школа выдержит? № 70–2002, с. 1.

Образовательные чиновники стараются сделать все, чтобы их планы поддержала верховная власть. Тогда на мнение простых граждан можно будет вообще не обращать внимания.

Адамский А. Неписаные законы школьной экономики. № 71–2002, с. 1.

Учителю можно повысить зарплату – при условии, что он ее не получит.

СТАНДАРТ ИДЕТ

Тубельский А. Образование, построенное на стандартах, представляет угрозу национальной безопасности России и Америки. № 70–2002, с. 2.

Проект нанесет большой ущерб сложившейся системе образования, а самое главное – он опасен для детей. Жаль, что ни депутаты, ни педагоги, ни родители не задумываются об этом.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Попова В. Слово против боли, войны и смерти. № 69–2002, с. 2.

История о том, как русский язык стал для вьетнамских детей языком мира.

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ

Литвяк Е. Три роли на одной сцене. № 68–2002, с. 3.

О смыслах и образах учительства.

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Бауман З. Цена университета? Узнайте на рынке! № 70–2002, с. 5.

Нынешний кризис в системе образования – это прежде всего кризис унаследованных институтов и философий, предназначенных для реальности иного рода.

Согомонов А. Вкус к нестандартности. № 70–2002, с. 5.

Сегодня принадлежать к среднему классу – значит иметь мужество и интеллектуальные средства, чтобы строить собственную биографию.

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН

Дашковская О. ЕГЭ: просчеты уже известны, а о результатах говорить рано? № 71–2002, с. 1.

«ЕГЭ – как привидения: все о них говорят, но мало кто видел их результаты!»

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Печатникова Л. Взрослеешь там, где в тебя верят. № 71–2002, с. 2.

В школе, в клубе – везде, где человек чувствует себя как дома, нужным, любимым, даже если ошибается. Везде, где в него верят. Это и становится Семьей.

Чир Т. Родителям тоже нужно расти! № 71–2002, с. 2.

Как детский клуб превращается в семейный центр.

Старостенкова М. Моя родословная. № 71–2002, с. 2.

Восстанавливая связь родства, ребенок обретает связь с целым миром и целой историей...

КРУГИ ИСТОРИИ

Ушмакина Е., Черников Е. Когда дорога к правде уходит из-под ног. № 68–2002, с. 5.

Драма школы и педагога в годы советской власти.

Я ИДУ С УРОКА

Ершова А., Букатов В. Благодарность – дело сугубо личное. № 68–2002, с. 4.

Понятно, что Учителями становятся не все. Но ведь и Учениками (с большой буквы) – тоже далеко не все. И еще неизвестно, кому, кого и за что благодарить: ученикам – своего учителя или учителю – своих учеников...

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА

Каменский С. Зачем мы изводим детей своими страхами. № 68–2002, с. 7.

Мы лгали им про прошлое, запугиваем в настоящем, и они даже не хотят знать про будущее, чтобы отвечать за него.

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ

Голованов В. Звонница в небе. № 69–2002, с. 3.

История ростовских колоколов заурядна; никто не посягал перелить их на пушки,
и даже советская власть их не сняла, благодаря чему мы имеем сегодня на колокольне
15 колоколов пяти веков.

Иваницкая Е. С другого берега. № 69–2002, с. 3.

Интервью с главным редактором «Нового журнала», поэтом, литературоведом Вадимом Крейдом.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Любимый город. № 17. Сергиев Посад. № 69–2002, с. 1–4.

Учебники. № 58. № 71–2002, с. 1–4.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Тихомирова Н. Кроссворды на уроках природоведения. № 36–2002, с. 5–12.

Кроссворды к основным темам курса естествознания для 3–4-х классов.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ленная Т. Давать радостнее, чем брать. № 36–2002, с. 2.

Как дарить подарки?

Третьякова Т. Белочка приглашает в школу. № 36–2002, с. 3.

Урок-закрепление в 1-м классе по теме «Сложение и вычитание вида ± 1, 2».

Байдек Е. Изучаем карту местности. № 36–2002, с. 4.

Урок в 4-м классе по теме «Поверхность нашего края».

Савалева Т. Как образуются слова. № 36–2002, с. 14.

Обобщающий урок в 3-м классе (1–4) по теме «Состав слова».

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Рудницкая В.Н. Математика. № 37–2002, с. 2–13.

Комплект контрольных работ для 1–4-х классов к учебникам математики М.И.Моро
и др., изданным в 1998–2002 гг. издательством «Просвещение».

Игнатьева Т.В. Чтение. № 37–2002, с. 14–39.

Контрольные работы по чтению для 1–4-х классов.

Тикунова Л.И. Русский язык. № 37–2002, с. 40–45.

Контрольные работы по русскому языку для 1–3-х классов.

МАСТЕРСКИЕ

Ларкина И. Все краски на листе осеннем. № 36–2002, с. 15.

Урок изобразительного искусства по теме «Рисование с натуры осенних листьев».

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Нагибина А. Золотая жилка. № 36–2002, с. 13.

Формирование познавательной мотивации у учащихся.

ПРАЗДНИКИ

Антонова В. Поздравляем всех учителей! № 36–2002, с. 16.

Стенгазета ко Дню учителя.

ШКОЛА ЗАОЧНИКА

Задание № 8. № 36–2002, с. 13.

Продолжение изучения методического аппарата учебников по литературному чтению на материале учебника для 3-го класса («Литературное чтение», 3-й класс, авт. Н.А.Чуракова).

Задание для заочника № 9. № 37–2002, с. 46.

Изучение программы и содержание учебника математики для 3-го класса (авт. И.И.Аргинская, Е.И.Иванова).

ВЕДУЩАЯ ТЕМА НОМЕРА

Учим детей правилам безопасного поведения. № 15–2002, с. 1–3, 23–24.

Сотникова Н. Учим правила движенья, как таблицу умноженья! Сотникова Н. Товарищи родители! Будьте на улицах города бдительны! Анкета: «Я и мой ребенок на улицах города». Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки». Усачев А. Правила дорожного движения в стихах.

Прогулки с детьми. № 16–2002, с. 1–3.

Аромштам М. На лесной тропе познания. Трубицына С. Прогулки с детьми: смотреть на привычное новыми глазами.

Кто и как управляет дошкольным образованием? № 17–2002, с. 1–4.

Александровская М. Деньги, деньги, дребеденьги, или о том, кому и за что платить
в образовании. Аромштам М. Экономия по-воркутински. Сапожникова О. Методист – контролер или кондуктор?

РАБОЧИЙ СТОЛ

Шевчук Н. Как ребенку не попасть к злому волку прямо в пасть? № 15–2002, с. 4, 21.

Бабушкин И. и др. Викторина «Не шути с огнем». № 15–2002, с. 23.

Вопросы викторины по знаниям в области противопожарной безопасности.

Записная книжка натуралиста. № 16–2002, с. 5.

Алехина Г. Путешествие в страну сладкоежек. № 16–2002, с. 19–20.

Сценарий игрового занятия с детьми пяти-шести лет.

Куклина Н. Как рисовать нитью? № 17–2002, с. 22–23.

Перспективный план и методика некоторых кружковых занятий по нитяной графике.

ВКЛАДКА

Канидова В. Спортивные праздники и досуги на воде. № 15–2002, с. 5–20; № 16–2002, с. 7–9, 17–18.

Методика обучения детей плаванию.

Продолжение. Начало см. № 14–2002.

Осенняя мозаика. № 16–2002, с. 9–16.

Тетрадь для чтения и рисования.

Организация групп социальной помощи в детских садах. № 17–2002, с. 7–18.

Из опыта работы управлений образования, администраций городов и районов Челябинской области.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Дворникова В. Чудесные прогулки. № 16–2002, с. 4–5.

Страницы из дневника.

Уроки фонетики для взрослых.

Урок третий. Звонкие и глухие согласные. № 16–2002, с. 24.

Урок четвертый. Позиционные чередования. № 17–2002, с. 24.

Продолжение. Начало см. № 12–13–2002.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Слагаемые успеха. № 17–2002, с. 5.

Педагогическое ассорти для руководителей образования. Материал подготовлен с использованием книги В.Б.Ольшанского «Практическая психология для учителя».

МАСТЕРСКАЯ

Овчинникова М. Молочное царство – сливочное государство, или Невероятные приключения йогуртов. № 16–2002, с. 22–23.

Во что могут превратиться пустые стаканчики из-под йогурта.

ИГРОТЕКА

Александровская М. Игры на поляне. № 16–2002, с. 6.

Некоторые игры, в которые можно поиграть с детьми во время прогулки в лес или в парк, во время однодневного похода или праздника, который проводится на лесной полянке.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Евграфова Т. Я не такой, как ты, и все мы разные. № 36–2002, с. 6–7.

Тренинг для учащихся 5-х классов.

ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

Лебедева Л. «Человек, который срывает яблоко…» № 36–2002, с. 8–9.

Качественная интерпретация изобразительной продукции.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Дилемма гадкого утенка. № 36–2002, с. 4.

В чем состоит патологический характер комплекса неполноценности и как правильно его лечить.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Гортинская С. Ласковые сети. № 36–2002, с. 10.

Механизмы формирования религиозной зависимости.

Залецкая С. В поисках маленького принца. № 37–2002, с. 15.

Развивающая программа для будущих первоклассников.

ГИЛЬДИЯ

Решетникова О. Начать и кончить? № 36–2002, с. 14.

Рассказ начальника отдела практической психологии и охраны здоровья детей И.М.Каманова о задачах, стоящих перед профессиональным психологическим сообществом, и планах работы в новом учебном году.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Пилипко Н., Диянкова И. Работа для троих. № 36–2002, с. 12–13.

Коррекционная работа с детско-родительской парой в процессе психологического консультирования.

НАШИ ДЕТИ

Хухлаева О. На пороге новых возможностей. № 36–2002, с. 5; № 37–2002, с. 4.

Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков.

Продолжение. Начало см. № 34–2002.

ИГРОТЕКА

Родионов В., Ступницкая М. В поисках затерянного камня, или Алмаз раджи.
№ 36–2002, с. 16.

Психологическая игра для учащихся 6-го класса.

Продолжение. Начало см. № 35.

ПЕЧАТНОЕ СЛОВО № 6 (Специальная вкладка). № 37–2002, с. 5–12.

Сартан М. Многогранное издание. С. 2.

Беседа с главным редактором «Журнала практического психолога» А.Г.Лидерсом.

Шадура А. Школа интеллектуальной честности. С. 3.

О книге Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания».

Книги для учителя. С. 4–5.

Обзор книг по психологии.

Степанова М. Индивидуальный фактор. С. 6.

О статье Г.В.Бурменской «Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий».

Степанов С. Уроки истории. С. 7.

Анализ некоторых учебников по психологии.

Битянова М. Встреча. С. 8.

Об учебнике В.И.Слободчикова, Е.И.Исаева «Психология человека: введение в психологию субъективности».

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ

Будет инструкция – будет и контроль. «Первое сентября», № 70–2002, с. 7.

В России наркоконтроля нет нигде. Даже там, где деятельность людей связана с повышенным риском для окружающих и с безопасностью государства.

ВОСПИТАНИЕ

Трапер А., Эпштейн М. Пусть безобразно, зато – однообразно. «Управление школой»,
№ 36–2002, с. 12–13.

Рассуждения по поводу попытки возрождения массовой детской организации.

Воронова Л. Третья синенькая чашечка. Три раздетые розочки. «Библиотека в школе», № 18–2002, с. 26–27.

Человечен ли я, умею ли сочувствовать, ставить себя на место другого... Две картинки из будничной школьной жизни. Повод для разговора и с ребятами и с коллегами на педсовете.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Что делать, если… Вашего ребенка предал друг? «Первое сентября», № 69–2002, с. 4.

Что делать, если… Изо дня в день, из года в год ребенок не успевает делать уроки? «Первое сентября», № 71–2002, с. 8.

Никашина Е. Патологическая норма или нормальная патология? «Первое сентября»,
№ 71–2002, с. 8.

Даже явное отклонение от нормы не всегда есть патология. Просто развитие идет не совсем стандартным путем – имеет право!

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Неприемлемый стандарт. № 36–2002, с. 7–10.

Рецензии на проекты государственного образовательного стандарта и на задания единого государственного экзамена.

Новые модели и средства педагогической работы по развитию личности в инновационном учреждении «Открытый лицей информационных технологий». № 37–2002, с. 7–9.

Программа повышения квалификации преподавателей и руководителей образовательных учреждений в области внедрения новейших компьютерных технологий в учебный процесс.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Государство против школы. № 36–2002, с. 1.

Повышение затрат государства на образование – это, судя по всему, скрытое повышение государством своих же доходов.

Адамский А. Два учителя. № 37–2002, с. 1.

Во многих российских школах потребность детей и взрослых друг в друге, в сотрудничестве – не как методике, а как образе школьной жизни, как укладе – сталкивается сегодня
с ужесточением формального контроля и бюрократического давления.

ДИСКУССИЯ

Малышевский А. Цели не определены, задачи не поставлены. № 36–2002, с. 2–3.

Подготовленный Проект федерального компонента... никак не затрагивает существа проблем российского образования и более того – пытается превратить их в тенденции на долгие годы.

Сомова О. Профильное обучение – это увертюра концерта для скрипки с оркестром.
№ 37–2002, с. 2–3.

Интервью с консультантом управления образования Калининградской области М.Гончар по вопросам, связанным с профилизацией школы.

ОТКРЫТИЕ

Зверев А. Школа без Коменского. Что открыл и что закрыл изобретатель школы-парка? № 36–2002, с. 4–5; № 37–2002, с. 4–5.

Очерк о Милославе Балабане. М.Балабан научно доказал, что мировой образовательный конвейер честно обслуживает в лучшем случае лишь 10–12% своих юных поданных.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

О свободе школы. № 37–2002, с. 2.

Проблема свободного воспитания на 99 % лежит в области свободного обучения.

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

ПОДХОДЫ

Реморенко И. Сценарий или программа? № 37–2002, с. 6.

Применительно к социальной сфере сейчас можно говорить, прежде всего, о двух магистральных управленческих подходах. Оба они появились сравнительно недавно. Но если один уже успел обрасти соответствующими законами и постановлениями, то второй только появляется параллельно со становлением гражданского общества.

ОФИС

Никитин М. Механизмы маркетингового управления в образовании. № 36–2002, с. 11.

Функциональные характеристики образовательных услуг в секторе начального профессионального образования.

Смирнов И.П., Никитин М.В. О модернизации механизма соучредительства в системе начального профессионального образования. № 37–2002, с. 11.

В чем суть рыночно-ориентированной модели соучредительства.

ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

Архимандрит Кирилл (Павлов). Заступник земли Русской. № 36–2002, с. 3.

Слово на праздник преподобного Сергия Радонежского.

Архимандрит Исаакий (Виноградов). Теплый материнский Покров. № 36–2002, с. 3.

ГОТОВИМСЯ К ПРАЗДНИКУ

Шорыгина Т. Святой молитвенник за землю Русскую. № 36–2002, с. 12.

Сценарий детского праздника, посвященного преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу.

УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

Архимандрит Кирилл (Павлов). Божия матерь – ходатаица о нас грешных. № 37–2002, с. 4.

Все мы – сыны Богородицы.

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

Светоч веры. № 37–2002, с. 5.

Памяти старца-протоиерея Николая Гурьянова.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

Протоирей Сергий Трухачев. Православия наставниче. № 36–2002, с. 8–10.

Рассказ о жизни архиепископа Серафима (Соболева).

ПУТИ ГОСПОДНИ НЕИСПОВЕДИМЫ

Васильева М. Перекресток судьбы. № 36–2002, с. 7.

Очерк, посвященный приходу Алексиевской церкви и его настоятелю протоиерею Сергию Трухачеву.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Новосельская И., Меладзе А. С языка небесного – на русский. № 37–2002, с. 6–7.

Беседа с инокиней Сергией (Ивановой) – дешифровальщицей ранее никогда и нигде не публиковавшихся, находящихся на хранении в государственных архивах дневников святого праведного отца Иоанна Кронштатского.

СОВЕТЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВРАЧА

Федоров Д. «И от вышнего врачевание». № 36–2002, с. 4–5.

Путь к выздоровлению начинается с борьбы со своими грехами.

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

Савельева Ф.Н. Для чего нужна нам школа? № 36–2002, с. 11.

Нельзя выживать на своей Родине, пытаясь создать обособленные формы школы.

Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский как педагог. № 37–2002, с. 8–9.

Отрывки из книги «Отец Иоанн Кронштадтский».

Митрополит Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания. № 37–2002, с. 14.

Публикация серии статей на тему православного воспитания. Антропологическая основа воспитания и образования.

Продолжение. Начало см. № 35–2002.

ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Силуянова И.В. Гуманизм. Метаморфозы… № 36–2002, с. 5.

Идея клонирования завершает историю атеистического гуманизма.

ОТКРОВЕНИЕ И НАУКА

Колчуринский Н. Почему так, а не иначе? № 36–2002, с. 6.

Беседа со старшеклассниками о явлениях мира как проявлениях Божественного Промысла.

LANGUAGE SKILLS

Speaking. № 36–2002, p. 3.

High in a Tree. Mornings. One Way Only.

Reading. № 37–2002, p. 3.

A Special Place. Lost in the Jungle. “Ever Tried Talking to a Computer?”

ASPECTS OF LANGUAGE

Style. № 36–2002, p. 4.

Main Idea and Supporting Details. Surprising Sentences. Problem and Solution Papers.

Grammar. № 37–2002, p. 4.

Prefixes. Plural Nouns. The Causative Passive Voice.

METHODS OF TEACHING

Klueva N.V. and others. Socio-Psychological Training – an Effective Way to Teach
a Foreign Language. № 36–2002, p. 5.

The training exercises may be used in work with adolescents and youngsters. The authors have grouped training exercises according to the aims which teachers seek to realize at lessons

Никитенко С.Г. Интернет для учителя английского языка. № 37–2002, p. 5.

Аналитический обзор ресурсов.

CLASSROOM ACTIVITIES

Boyarskaya Y. Do You Like to Go Shopping? № 36–2002, p. 11, 16.

Дополнительные упражнения для контроля понимания пройденного материала (Английский язык, 6 кл., В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа и др.).

Abramova T. Sightseeing Tour Around London. № 37–2002, p. 11–12.

Урок – ролевая игра.

LIFE THERE

London Press Service Informs. № 36–2002, p. 2; № 37–2002, p. 2.

Gerasimova K. Ireland Before the Norman Conquest. № 36–2002, p. 1

Walk Tall. From the Economist. № 36–2002, p. 12.

Why it pays to be a lanky teenager.

On “Jesus Action Figures”: Jesus of Sandbox? № 37–2002, p.14.

NATURE&ECOLOGY

The Study of Earth. № 36–2002, p. 6.

Time and Seasons. Weather and Climate.

Continued from № 35–2002.

DISCOVERING THE PAST

Voices of the Century: America Goes Hollywood. № 37–2002, p. 15.

Stories of life behind the scenes.

FOCUS ON LITERATURE

Johnson B. Foundation Principles of Storytelling. № 36–2002, p. 7–10.

Understanding these principles should be an aid no help writers identify some of the issues involved in creating a dramatic story.

Poetry. № 36–2002, p. 14.

Continued from № 27–28–2002.

INFORMATION

Educational and Cultural Exchange Programs with Russia. № 37–2002, p. 7–10.

Aus aller Welt

In dieser Rubrik werden aktuelle Nachrichten aus allen mцglichen Bereichen vorgestellt.

290 000 Euro fьr дlteste Pressefotos der Welt – Nr. 17, S. 1.

Per Fingerabdruck Mьsliriegel bezahlen – Nr. 18, S. 1.

Forschung

Neues ьber die Forschungsvorhaben auf dem Gebiet des Schulwesens in Deutschland

Ein uraltes Rдtsel gelцst? – Nr. 17, S. 1–2.

«Kinder-Uni» startet in Tьbingen – Nr. 17, S. 1.

Schulprogramm und Schulentwicklung: Forschung kann positive Ansдtze belegen – Nr. 18, S. 1.

Das liest man in Deutschland

In dieser Rubrik stellen wir Neuerscheinungen auf dem Buchmarkt Deutschlands vor.

HAFFNER, Sebastian: Versunken in der Weimarer Republik. – Nr. 17, S. 2.

SCHAEFER, Beate: Das Orakel von Cumae. – Nr. 18, S. 2.

TAHAR Ben Jelloun: Papa, was ist ein Fremder? – Nr. 18, S. 2.

Nachrichten aus Deutschland

In dieser Rubrik werden aktuelle Nachrichten aus allen mцglichen Bereichen vorgestellt.