Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2002


ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ

Маленький совет

Запишите на потолке

К школьной библиотеке я уже никакого отношения не имею – ушла из школы и теперь работаю в институте. И хотя есть среди студентов мои ученики и институтская библиотека замечательная, но духа школы и школьной библиотеки не хватает. Да и «Первое сентября» в институте никто не выписывает.
А жаль! Многие «первосентябрьские» идеи, которые собирались в школьной библиотеке, мне и сейчас помогают. А когда в школе преподавала математику, да еще была классным руководителем, думалось – каждый день у нас в школе первое сентября, несмотря на погоду за окном и прогноз синоптиков.

А кабинет математики оформила по газетам «Библиотека в школе» и «Первое сентября». Идея эта пришла неожиданно, да и встречена была и ребятами, и коллегами с интересом и любопытством. А начиналось все так: в начале каждого урока математики я без предисловий, обсуждений и послесловий читала одну из Пушкинских проповедей Симона Соловейчика. Читала и о живой любви, и о жестоком веке, и о лихой моде, и о глупостях... а потом – теоремы и формулы.

Теперь я точно знаю: только после этих моих уроков с проповедями мы с ребятами стали лучше понимать друг друга, мы вместе учились слушать и слышать.

Именно после таких уроков я поняла, что кабинет математики выглядит скучным: теоремы, формулы, высказывания великих. Без них, конечно, не обойтись, но... Хочется чего-нибудь такого... А дальше все логично: книгу «Пушкинские проповеди» взяли где? Мысли в подарок – откуда? А карточки, идеи, папки, подборки, газеты? Понятно – идем в библиотеку, а там – вот уж проще простого – подшивка «Библиотеки в школе» и «Первого сентября» на столах.

Что ни рубрика – то идея!

На вопрос: «Как все это оформить без профессионального оформителя и с малыми затратами?» – ответили просто: «Все на потолке».

– Где?

– На потолочных плитках!

Все очень просто: обычные (к слову, совсем не дорогие) потолочные плитки (можно белые, можно светло-бежевые). Четыре капли клея ПВА по краям плитки держат ее на стене отлично. Плитки размещаются произвольно (как больше нравится). Заголовки, тексты, фотографии крепятся к плиткам иголками-булавками.

На стене получалась целая галерея рубрик и материалов любимых газет и собственных изобретений (таким соседством можно гордиться): «Разговоры после уроков», «Социология за партой», «Наступит ли время волонтеров» (анкеты из газеты и ответы ребят), «Мы хотим у вас спросить: крутой – это...», «Портреты тех, кто дал школе жизнь и характер», «Мысль в подарок», «Открывшаяся страница», «Домашний архив: Подробности, милые одному или двум сердцам на свете», «Свободный эпиграф» и так далее, и так далее.

Словом, рядом газета и родной класс. Каждый ученик или учитель может прикрепить свой листок. Цензуры нет никакой, а вот обсудить, поговорить, поспорить – пожалуйста! Если место на «потолке» сегодня занято, ты можешь снять листок, прикрепленный твоим одноклассником или учителем, и положить его в специальную папку. Мы ничего не выбрасываем, каждый имеет право на мнение, на свою точку зрения. Кстати, из папки-архива можно любой лист повесить даже не один раз.

P.S.

К школьной библиотеке я уже никакого отношения, можно сказать, не имею, если не считать только, что младшая дочка – школьница, среди любимых книг «Пушкинские проповеди» (как я любила начинать уроки математики чтением проповедей!), да по-прежнему любимая газета «Первое сентября». Жаль только, что на первой странице больше нет совета газеты...

Светлана КВАРТАЛЬНОВА

Публикация статьи произведена при поддержке компании «PlasmaOnLine». Компания «PlasmaOnLine» предоставляет услуги аренды презентационного оборудования в Москве. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете по выгодной цене заказать прокат проектора. Посетив сайт компании «PlasmaOnLine», который располагается по адресу http://plasmaonline.ru/, Вы сможете подробно ознакомиться с каталогом предлагаемых моделей проекторов, и отправить онлайн заявку на прокат оборудования, а специалисты компании произведут доставку и качественный монтаж арендованной техники, что позволит сэкономить Ваше время.

Играем в безопасность

В одном из летних номеров газеты напечатана книжка «Выход из безвыходного положения». Многие материалы этой книжки рассчитаны на то, что их надо бы знать заранее, а не тогда, когда уже что-то случилось.

Конечно, не стоит давать их ребятам с заданием «прочитать и выучить». Не выучат. А кто и выучит вдруг – в трудную минуту забудет. Нельзя думать, что «нашим-то это не грозит, а потому – незачем». Даже многие родители, а уж тем более дети так и думают. Хорошо, если не грозит, но лишь береженого, как известно, Бог бережет.

Итак, выучивать бесполезно, а знать надо. Почему бы не устроить на классном часе деловую игру? Сначала мы разыграем ситуацию («Вас остановила милиция», например): команда «экспертов» будет фиксировать, кто как действовал, что говорил и что из этого вышло. Потом все вместе будем разбираться по тексту, как стоило и как не стоило действовать, выяснять, каких своих прав и обязанностей мы не знаем. Теперь пусть команда «экспертов» покажет, как можно было бы действовать. Вот тут-то оно и запомнится. Теперь кто хочет, может и записать что-то на память.

А вот на родительском собрании, может быть, стоит и просто провести инструктаж. И вовсе не только для неблагополучных семей он нужен. С поисками работы, с ее оплатой или режимом, с проверкой документов, да мало ли с чем еще проблемы могут возникнуть у всех.

Побеждает знающий.

Ольга ГРОМОВА