Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2002


ПОРТРЕТ НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
Совместный проект с газетой

Лицо Серебряного века

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 1914.
Холст, масло. 123,5 х 103,2. Государственный Русский музей

Замечательная русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова (1889–1962) удостоилась внимания многих художников. Можно сказать, что в русском изобразительном искусстве существует целая портретная галерея Анны Ахматовой. Ее рисовал Амедео Модильяни. Увы, из сделанных им шестнадцати рисунков, которые художник просил ее окантовать и повесить у себя в комнате, у Ахматовой сохранился только один, зато он всегда висел у нее дома.

В том же 1911 году, когда Ахматову рисовал Модильяни, в Париже она познакомилась с Натаном Исаевичем Альтманом.

Позже они встречались с ней и в Петербурге, в кафе «Бродячая собака», и в 1913 году он предложил ей позировать. Сеансы проходили в мастерской художника на Тучковой набережной, в «голубой мансарде», воспетой впоследствии Ахматовой в «Эпических мотивах»:

...Там комната, похожая на клетку,
Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.

Там же она выразила свое отношение к портретисту:

...Но чувствую, что Музы наши дружны.

Портрет был окончен в 1914 году, и Анна Андреевна его очень ценила.

Этот портрет – одна из лучших работ в наследии художника. Он создан, конечно же, под впечатлением стихов Ахматовой – тогда уже вышла книга «Вечер», и ее поэзия теперь была известна не только в литературных салонах.

На портрете Альтмана Ахматова запечатлена такой, какой она запомнилась многим современникам, – грустная молодая женщина, высокая и стройная, с чеканным профилем и неизменной челкой, с накинутой на плечи большой шалью. Он принадлежит к такого рода портретам, где индивидуальность героя формулируется акцентированным выявлением одного главного свойства, составляющего как бы пластический камертон образа. Здесь этим главным свойством оказывается стильность – качество, по сути, внешнее, однако в системе живописи модерна выдвигаемое на первый план. Обостренный стилизм модели определил тяготение художника к композиционной монолитности и парадному, постановочному блеску; Ахматова предстает здесь своего рода воплощением «женщины модерна».

Диагональное построение не сообщает полотну динамики. Уравновешены цветовые массы интенсивных оттенков – желтый, синий, зеленый. Ритму кристаллов пейзажа, на фоне которого изображена героиня, вторят изломы фигуры. Кубистическая «колючесть», игра режущих плоскостей, введенная в портрет, усиливает волну утонченности, идущую от модели. Художник создает в картине особым образом организованную пространственную среду. Объемы переданы только цветом и плотностью фактуры, светотень отсутствует. Свободная игра света выявляет формы предметов, сообщая им законченность и «непререкаемость». Альтман долгое время работал в витражной мастерской, и в портрете явственно ощущается его понимание цвета как окрашенного света. Характерно и внимание художника к фактуре изображения, где густой плавкий мазок просвечивает сквозь блеск лессировок, а матовые участки поверхности эффектно соседствуют с покрытыми лаком. Такая эффектность тоже «работает» на образ.

Этот образ, в сущности, отталкивается от поэзии Ахматовой. Ведь ее ранняя поэзия в значительной своей части и посвящена конструированию собственного образа, не отделяемого от облика и судьбы «лирической героини». Для нее характерна пристальность вглядывания в себя, в собственное лицо: «пророческие глаза», «надменные губы», «незавитая челка»... Образ слагается не только из жизненных коллизий, но даже из атмосферы вещественной: «узкая юбка» и «лиловеющий шелк» в поэтическом преображении перестают быть «просто вещами», то есть чем-то случайным, но наоборот – становятся постоянными атрибутами, вехами индивидуальной биографии.
И в портрете Альтмана присутствует эта «говорящая неслучайность» материальных предметов. Ярко-желтым пятном застыла на плечах модели знаменитая ахматовскя шаль, воспетая Блоком как «испанская», а Мандельштамом как «ложноклассическая». Сочетание этой желтизны с синевой платья, причудливые грани пейзажа, ломкий абрис утонченной фигуры сообщают портрету оттенок некой тревоги. Ахматова в данном «вещном» контексте – «роковая» дама из «Бродячей собаки», модная поэтесса, участница и героиня «действ» артистиче-ской богемы Серебряного века.

Конечно же, такое амплуа не выявляет всех свойств и культурно-исторических обличий Ахматовой реальной. Но портрет и не претендует на полноту представления о модели. Тем более что жизнь у нее была и долгой, и очень трудной, и в разные ее периоды она была другой, что и отразилось в ее портретах, созданных другими художниками.

Галина ЕЛЬШЕВСКАЯ

Публикация статьи произведена при поддержке интернет портала о пластике носа Rhinoplastika.ru. Если Вы хотите прочесть отзывы и мнения других людей, для того, чтобы найти надежного пластического хирурга, который поможет полностью исправить недостатки внешности или ошибки других врачей, то Вам больше не надо тратить время на утомительный поиск подходящего сайта, вводя в поисковые интернет системы такие запросы, как «ринопластика форум». Посетив форум о ринопластике портала Rhinoplastika.ru, Вы найдете большое сообщество людей, заботящихся о своей внешности и здоровье, и сможете узнать их личный опыт о перенесённых операциях и их оценки работы различных пластических хирургов. Фотографии проведенных операций и рассказы пациентов, помогут решиться на проведение пластики носа, а рейтинги хирургов помогут выбрать подходящего специалиста. А так же к Вашим услугам возможность получить бесплатную консультацию квалифицированного пластического хирурга, который ответит на Ваши вопросы онлайн.