Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2002


КАЛЕНДАРЬ КРУГЛЫХ ДАТ

Надежда Коган

Очарованные странники

Не так уж часто появляются они в нескончаемом потоке лиц, характеров, судеб, составляющих историю человечества. Но однажды среди господ и рабов, разбойников и святых, счастливцев и неудачников появляется вдруг личность отдельная, непричастная к общему вектору устремлений своего времени и сословия. Словно зачарованный никому не видимой перспективой, идет такой странник по нетореной дороге и пропасти перешагивает, как мелкие канавы, и по воде, если надобно, пройдет, яко посуху. Глядишь – кто-то еще свернул вслед за ним, проходит время – и уже толпа последователей прокладывает путь в сторону, указанную упрямым чудаком, хотя сам он давно растворился в сиреневой дымке вечного странствия…

Один из таких удивительных людей родился в ноябре 1722 года на Украине. Звали его Григорий Саввич Сковорода, и по сей день висят в украинских хатах портреты сына простого казака, ставшего учителем поэзии, скитальцем, философом. Наверное, смышленый был мальчонка, если отправили его на учебу в киевскую духовную академию, а затем в Санкт-Петербург, в певческую капеллу. По тогдашним временам духовная карьера была единственным способом для человека простого звания, чтобы получить хорошее образование. Поэтому, когда Григория Сковороду уволили от должности певчего, он остался в Киеве продолжать обучение в духовной академии.

Дальнейшая его биография очень напоминает жизнеописание диссидентов ХХ века. Совсем как нынешний призывник, будущий философ «закосил» под сумасшедшего, чтобы избавиться от грозящего ему духовного звания. Однако это не помешало ему отправиться за границу в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком обойдя пол-Европы, Григорий Саввич попутно изучил латинский, древнегреческий, немецкий и древнееврейский языки, приобрел новые познания и, вернувшись в Россию, занял место учителя поэзии в одном из духовных учебных заведений Переяславля. Он написал для училища «Руководство о поэзии». Когда же переяславский епископ потребовал, чтобы предмет преподавался «по старине», строптивый учитель не согласился, за что и был уволен. В харьковском коллегиуме, видимо,
с его взглядами на правила стихосложения соглашались целых семь лет – с 1759 по 1766 год. Но когда ему предложили новую должность – учителя благонравия, воззрений философа на правила оного не выдержал даже и коллегиум. Сразу же после его вступительной лекции в новой должности, обдумав, переварив и соответственно истолковав некоторые мысли Григория Саввича, начальство принудило его к отрешению от только что предложенной работы.

И отправился Сковорода странствовать по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах, отказываясь от должностей, проповедуя свое понимание нравственно-сти – как словом, так и делом.

Воззрения его были на первый взгляд противоречивы – мистик и масон, мартинист и рационалист. Но это только на первый взгляд. Когда были собраны и напечатаны все его сохранившиеся сочинения, выяс-нилось, что острый ум украинского мыслителя почти на столетие опередил размышления немецкой философии ХIХ столетия. Мало того, некоторые выводы Г.С.Сковороды и в наше время используются на передовом крае науки о человеке и обществе. Задолго до появления классиков диалектического материализма он учил, что только труд способствует развитию и полному проявлению человеческой личности. Но острый глаз и вещее сердце позволили ему увидеть в Западной Европе то, что современные политологи называют «атомизацией сознания» – превращение человека в винтик огромной машины для производства материальных благ. Эти грозные симптомы грядущей беды заставили потом А.Шопен-гауэра отречься от понятия человеческого счастья, а Ф.Ницше – создать своего «Антихристианина» и миф о «белокурой бестии».

Усмешливый и лукавый, бывший учитель поэзии не кинулся в апокалиптические предсказания, а учил в своих трудах, что существует «три мира» и «две натуры». Большой мир, то есть вся Вселенная, малый мир – человек и мир символический – Библия. Две натуры составляют основу всех миров – одна невидимая, то есть бог,
и видимая – тварь, творение. Счастье человека и смысл его жизни – в знании и мудрости. Посредством изучения видимого мира Вселенной и постижения его невидимой сущно-сти человек познает сам себя. И делает он это тогда, когда занимается «сродным» трудом, то есть трудом, наиболее соответствующим его природным склонностям.

Если приложить воззрения Г.С.Сковороды к реалиям современности, то получим грустные выводы. Мастер, колдующий над дамасским клинком или звучной скрипкой, был счастлив и гениален и в жизни своей довольствовался малым. Человек, работающий на конвейере современного оружейного завода или фабрики музыкальных инструментов, считает труд своим проклятием и, сколько ему ни давай красивых вещей и вкусной снеди, счастлив не будет. И чем дальше движется человеческое общество в сумасшедшей гонке производства, тем несчастнее люди, его составляющие…

Хотя есть счастливцы, занятые найденным «сродным» трудом, такие же очарованные странники, выбравшие для себя иной путь – раз и навсегда.

7 ноября 1867 года родилась в большой семье варшавского учителя девочка Маня, будущий лауреат двух Нобелевских премий Мария Склодовская-Кюри. Искать жизненный путь ей не было необходимости. Пытливый, острый ум, упорство, необычайные способности, замеченные даже Д.И.Менделеевым, который увидел девочку за работой в химической лаборатории, – все вело к занятиям наукой. Но – в Варшавский университет не принимали девушек, а обучение в Сорбонне требовало средств, которых, конечно, не было в небогатой учительской семье. И тогда Маня договаривается со старшей сестрой Брониславой, что будет сначала зарабатывать на ее обучение, а затем Броня поможет Марии. И вот нелегкий труд гувернантки, чужие семьи, капризные дети, ночные бдения над учебниками физики и химии. И молодость, само собой, и катание на санях по заснеженным дубравам, и бальные туфельки, стоптанные до дыр в задорной мазурке на зимних балах шляхетской Польши.
И первая любовь – между сыном богатых землевладельцев и бедной гувернанткой. Родители юноши с негодованием отвергли робкую просьбу сына о благословении на брак с Марией Склодовской. А на решительные действия влюбленный оказался не способен. Какой удар для гордой юной души девушки! Какое горе для сердца, открытого всем радостям мира!

Но, однако, прав был украинский философ. В светлых аудиториях Сорбонны польская студентка стала по-настоящему счастливой. Холодная мансарда, пучок редиски на обед и ужин – и удивительный мир научных формул, теорем, гипотез. Мария Склодовская прослушивает в университете курс физики и математики, блестяще сдает экзамены, получает первую самостоятельную работу по определению магнитных характеристик различных сталей и знакомится с выдающимся французским ученым Пьером Кюри, уже тогда сделавшим несколько серьезных открытий. Какая ирония судьбы – к девушке, отвергнутой семьей заносчивых шляхтичей, сватается светило французской науки, а она раздумывает, сомневается – ведь она хотела вернуться в бедную, угнетенную Польшу, и вообще сердце закрыто для любви. Пьер действует мягко, но настойчиво – он нашел свою единственную и никому ее не намерен отдавать. Очаровав всех Склодовских, выучив польский язык, окружив любимую ореолом нежности и внимания, французский физик добивается взаимности у «гордой полячки».
И начинается совместный путь познания мира. В 1898 году Пьер и Мария Кюри объявили об открытии двух новых радиоактивных элементов – полония и радия. А предшествовала этому напряженная работа в холодном сарае при Школе физики и химии, где преподавал Пьер. Тонну урановой руды голыми руками перебрали два подвижника от науки – просеяли, прогнали через множество реактивов, пока не получили одну десятую грамма хлорида радия, чудесного светящего металла.

До сих пор журналы и записные книжки двух ученых заставляют зашкаливать счетчик Гейгера. Доза радиации, которую они получили, видимо, была очень велика, но Бог бережет своих очарованных странников. Тем более что им ничего и не нужно, кроме счастья познания закономерностей мира, совместной жизни и воспитания двух умных, талантливых дочерей. Когда радий получил коммерческое применение – в медицине, для изготовления светящихся составов, ученым предложили запатентовать свой метод экстрагирования. Это сулило большие прибыли, но ученые отказались и безвозмездно передали промышленности результаты своих научных изысканий.

Многое можно рассказать о жизни и деятельности Марии Склодовской-Кюри... После гибели мужа в нелепой уличной катастрофе она нашла в себе силы продолжать их совместную работу, получила еще одну Нобелевскую премию и в дневнике, который она начала вести после смерти Пьера, писала ему, как живому:

«Я хотела тебе сказать, что альпийский ракитник в цвету, и глицинии, и боярышник,
и ирисы тоже начинают цвести… Тебе бы все это очень понравилось…»

Любопытства нет вообще!
Нет такого качества и свойства у разумных.
Мы называем любопытством интуицию, попытку сделать выводы из недостаточных данных.
Нам все хочется формализовать, объяснить логически, и если объяснений нет – мы говорим «любопытно», будто выдаем себе индульгенцию
на поступки странные, ненужные, опасные.
«Любопытство» – лишь удобное объяснение.
Ничего более!

Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст

Публикация статьи произведена при поддержке группы компаний «Леотек». Группа компаний «Леотек» предоставляет полный спектр услуг промышленного сервиса. Воспользовавшись предложением группы компаний «Леотек», Вы сможете по выгодной цене купить гидравлические рукава высокого давления, от ведущих отечественных и зарубежных производителей. Вся предлагаемая продукция сертифицирована, и соответствует самым строгим стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с каталогом предлагаемых товаров и услуг можно на официальном сайте группы компаний «Леотек», который располагается по адресу http://www.leotec.ru/