С целью изучения актуальных проблем
функционирования библиотек общеобразовательных
учреждений Минобразование России проводит
социологический опрос работников школьных
библиотек. Ваши ответы помогут лучше понять
проблемы, стоящие перед работниками школьных
библиотек по обеспечению обучающихся и учителей
учебно-методической литературой, а также окажут
помощь в разработке нормативной базы и создании
школьной информационной библиотечной системы.
Отвечать на вопросы анкеты несложно.
Цифру справа от выбранного Вами ответа обведите
кружком. В случае, если ни один ответ Вам не
подходит, допишите свой вариант в отведенной для
этого строке. Просим Вас ответить на все вопросы
и заполненную анкету выслать не позднее 10
ноября 2002 года по адресу: 111024, Москва, а/я 24,
Проект «Учебники России».
5. Сколько учеников обучаются в
Вашей школе? ________________
6. Сколько учителей работают в
Вашей школе? _________________
7. К какому виду
общеобразовательных учреждений относится Ваша
школа?
Начальная школа – 1
Основная школа (девятилетняя) – 2
Средняя общеобразовательная школа
(одиннадцатилетняя) – 3
Школа-интернат – 4
Школа с углубленным изучением
предметов – 5
Гимназия, лицей – 6
Сельская (малокомплектная) школа – 7
Другое (напишите)
_________________________________________________
________________________________________________________________
8. Есть ли в школе специальное
оборудованное помещение, отведенное под
библиотеку?
Да – 1
Сколько комнат ____ (напишите) Примерная
площадь_______кв. м (напишите)
Нет – 2
9. Укажите общее количество
экземпляров в фонде Вашей библиотеке______
10. Из них (примерно):
1) учебников и учебных изданий для
школьников _______________________
2) методической литературы для
учителей _____________________________
3) справочно-энциклопедической
литературы __________________________
4) художественной литературы
______________________________________
5) в том числе по школьной программе
_______________________________
6) подписных периодических
педагогических журналов (кол-во названий) ______
7) учебных пособий на видеокассетах
_________________________________
8) электронных учебных пособий на CD
_______________________________
9) газет (кол-во названий)
__________________________________________
10) что-то еще
___________________________________________________
11. Охарактеризуйте, пожалуйста,
состояние фонда учебников Вашей школьной
библиотеки. (Ответьте, пожалуйста, в каждой
строке)
1) Библиотечный фонд укомплектован старыми
учебниками,
до 1994 года издания (примерно на сколько
процентов) ____%
2) Библиотечный фонд укомплектован
учебниками,
до 1998 года издания (примерно на сколько
процентов) ____%
3) Библиотека обеспечена учебниками,
изданными в 1999–2001 году (примерно на сколько
процентов) ____%
4) Библиотека обеспечена учебниками,
изданными в 2002 году (примерно на сколько
процентов) ____%
5) Другой ответ (напишите)
___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12. В разных регионах используются
нетрадиционные способы обеспечения учащихся
учебниками. Какие из перечисленных ниже путей
используются в Вашей школе, каким бы Вы хотели бы
воспользоваться при разрешении вышестоящих
органов образования? (Ответьте, пожалуйста, в
каждой строке)
1) Родители ежегодно сдают деньги, на которые
закупаются недостающие учебники
Используем – 1
Хотим использовать – 2
2) Учебники выдаются в аренду за
символическую оплату (до 10 руб.),а на вырученные
деньги постоянно обновляется библиотечный фонд
Используем – 1
Хотим использовать – 2
3) Учебники закупаются на деньги спонсоров
школы
Используем – 1
Хотим использовать – 2
4) Учебники закупаются на деньги,
заработанные производственными бригадами школы
Используем – 1
Хотим использовать – 2
5) Происходит взаимообмен учебной
литературой между школами
Используем – 1
Хотим использовать – 2
6) Недостающие книги на родительские деньги
закупаются централизованно через коллекторы
учебной литературы, торговые фирмы и т.д.
Используем – 1
Хотим использовать – 2
7) Закупаются книги непосредственно в
издательствах
Используем – 1
Хотим использовать – 2
8) Недостающие книги закупаются по почте
Используем – 1
Хотим использовать – 2
9) Что-то еще (напишите)
_____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
13. При каких условиях библиотекари
школ могли бы заниматься организацией поиска и
закупки недостающих учебников для обучающихся? (Можно
выбрать несколько ответов)
Введение надбавки к зарплате за эту
работу – 1
Увеличение ежегодного отпуска – 2
Выплата определенного процента от
закупленных книг – 3
Принятие нормативных документов,
регламентирующих эту работу – 4
Другой ответ (напишите)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
14. Есть ли у Вас в библиотеке
отдельный читальный зал?
Да – 1
На сколько мест _____________ (напишите)
Сколько комнат ____ (напишите) Примерная
площадь ______ кв. м (напишите)
Нет – 2
15. Напишите, сколько примерно
читателей (не считая учеников и педагогов школы)
пользуются услугами Вашей библиотеки?
______________________
16. Какие из перечисленных функций
выполняет библиотека в Вашей школе? (Ответьте,
пожалуйста, в каждой строке)
1) Формирование фонда учебной литературы
Да – 1
Нет – 2
2) Формирование библиотечного фонда
художественной литературы
Да – 1
Нет – 2
3) Формирование фонда
справочно-энциклопедической литературы
Да – 1
Нет – 2
4) Ведение компьютерного учета фондов
Да – 1
Нет – 2
5) Проводит консультации для учителей по
подбору методической литературы
Да – 1
Нет – 2
6) Дает консультации учащимся по поиску
необходимой информации
Да – 1
Нет – 2
7) Систематизирует рефераты учащихся,
проводит конкурсы
Да – 1
Нет – 2
8) Организует выставки новых поступлений
Да – 1
Нет – 2
9) Проводит консультации по пользованию
Интернетом
Да – 1
Нет – 2
10) Организует тематические вечера,
факультативные занятия и кружки
Да – 1
Нет – 2
11) Обучает пользоваться компьютерными
учебными пособиями
Да – 1
Нет – 2
12) Выполняет на коммерческой (договорной)
основе дополнительные
библиотечно-информационные услуги
Да – 1
Нет – 2
13) Проводит изучение читательского
спроса
Да – 1
Нет – 2
14) Что-то еще (напишите)
___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
17. Какое количество телефонов есть в
Вашей школе?
Количество номеров _____ В нашей школе
нет вообще телефона – 0
18. Есть ли перечисленное ниже
оборудование в Вашей библиотеке, в школе? (Ответьте,
пожалуйста, в каждой строке)
1) Телевизор(ы)
В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3
2) Кассетный магнитофон(ы)
В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3
3) Диапроектор
В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3
4) Видеомагнитофон(ы)
В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3
5) Множительная техника (ксерокс)
В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3
6) Компьютер(ы)
В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3
7) Модем
В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3
8) Электронная почта
В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3
9) Выход в Интернет
В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3
10) Мультимедиа оборудование для компьютера
(CD-room)
В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3
11) Компьютерный класс
В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3
19. Если в школе есть ксерокс, то
имеют ли возможность педагоги размножать
необходимые для организации учебного процесса
материалы?
Да – 1
Нет – 2 (напишите по какой причине)
__________________________________________________________________
20. Из каких источников Вы узнаете о
выпуске новых учебников? (Можно выбрать
несколько ответов)
1) Ежегодно из Районного отдела образования
поступает перечень учебников, рекомендованных
МО на следующий учебный год – 1
2) Из «Перечня-каталога учебно-методических
изданий МО на 2002/2003 учебный год» – 2
3) Издательства присылают в школу
специальные каталоги выпущенных учебников – 3
4) Узнаем из «Учительской газеты» – 4
5) Получаем педагогические журналы, где
печатаются материалы о новых учебниках и
учебно-методических комплектах (УМК) – 5
6) Узнаем из специальных приложений к газете
«Первое сентября» – 6
7) Получаем почтовый каталог «Учебники
России» – 7
8) Узнаем на совещаниях в вышестоящих органах
образования – 8
9) Узнаем на курсах повышения квалификации –
9
10) Получаем информацию по компьютерной
электронной почте – 10
11) Находим информацию в сети «Интернет» – 11
12) Из журнала «Вестник образования» – 12
13) Из журнала «Школьная библиотека» – 13
14) На семинарах, проводимых издательствами –
14
15) Из других источников (напишите)
________________________
__________________________________________________________________
21. В какой степени Ваша школа
обеспечена учебной, методической и другой
литературой для организации учебного процесса? (Ответьте,
пожалуйста, в каждой строке)
1) Учебниками
В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5
2) Учебными пособиями для учащихся
В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5
3) Методической литературой для учителей
В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5
4) Наглядными пособиями по предметам
В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5
5) Справочной, энциклопедической литературой
В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5
6) Художественной литературой по школьной
программе
В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5
7) Материалами по Единому государственному
экзамену
В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5
22. Напишите, каких учебных изданий не
хватает в Вашей библиотеке
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
23. Напишите, с какой
периодичностью проходит проверка фонда учебной
литературы? ___________________________________________________________
24. Напишите, по каким предметам
учебники чаще всего приходят в ветхое состояние
и не могут использоваться в течение положенных 4
лет:
1) для 1–4 классов ___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) для 5–9 классов ___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) для 10–11 (12) классов _______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
25. С какой периодичностью проблемы
работы библиотеки или отчеты заслушиваются на
педагогическом совете школы?
Вообще не заслушиваются – 1
Раз в учебный год – 2
Раз в четверть – 3
Ежемесячно – 4
Другой ответ (напишите)
______________________________________________
___________________________________________________________________
26. В настоящее время
разрабатывается нормативная база школьных
библиотек. Какие из перечисленных ниже
нормативных документов необходимо принять в
первую, во вторую очередь, а какие не нужны?
(Ответьте, пожалуйста, в каждой строке)
1) Положение о библиотеке
общеобразовательного учреждения (Устав школьной
библиотеки)
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
2) Положение о школьной библиотеке-медиатеке
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
3) Положение о библиотеке малокомплектной
сельской школы
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
4) Положение о школьном информационном
библиотечном центре
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
5) Примерное штатное расписание библиотеки
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
6) Должностные инструкции работников
библиотеки, в том числе положение о
педагоге-библиотекаре
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
7) Положение об оказании платных услуг в
школьных библиотеках и медиатеках
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
8) О тарификационной сетке работников
школьных библиотек
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
9) Нормативы списания учебников и другой
литературы
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
10) Другие документы (напишите)____________________________________
___________________________________________________________________
27. В какой степени Вы
информированы о проблемах модернизации
содержания общего образования?
Хорошо информированы – 1
Недостаточно информированы – 2
Совсем не информированы – 3
Затрудняюсь ответить – 4
28. Из каких источников Вы
получаете информацию о задачах и ходе
модернизации содержания образования? (Можно
выбрать несколько ответов)
1) Из периодических педагогических
изданий – 1
2) Из передач по телевидению, радио –
2
3) От руководства школы – 3
4) На семинарах, совещаниях в РОНО – 4
5) На курсах повышения квалификации
– 5
6) Читаю специальные издания – 6
7) Из других источников (напишите)
____________________________________
__________________________________________________________________
29. Для перехода на компьютерный
учет библиотечных фондов готовится к внедрению
специальный электронный каталог. Какие элементы
библиотечной системы, по Вашему мнению,
необходимо в него включить в первую, во вторую
очередь, а какие вообще не нужны. (Ответьте в
каждой строке)
1) Электронный каталог с включением
Федерального перечня учебных изданий
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
2) Формы учета поступлений и движения в
библиотечном фонде школы
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
3) Инвентаризационные формы
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
4) Акты (сверки, проверки фондов)
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
5) Формы (карточки учета учебников)
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
6) Формы регистрации утерянных учебников
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
7) Формы заказов на учебную литературу в
комплектующие организации (в отделы образования)
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
8) Формы заказов в издательства
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
9) Формы заказов в библиотеку от педагогов
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
10) Обновление информации каждый год через
Интернет
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
11) Информация об учебниках и
учебно-методических комплектах
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
12) Информация об учебных программах и курсах
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
13) Система справочных изданий на магнитных
носителях (CD, дискетах)
В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3
14) Что-то еще (напишите)
__________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________