Надо что-то новое,
да где ж его взять?
Школьные библиотеки и модернизация
образования: попытка осмысления современного
состояния
и некоторые тенденции развития
В предыдущей части публикации мы остановились
на некоторых вопросах, касающихся
информационных технологий
(см. ч. 4): рассмотрели суть термина,
выделили значимость информационных технологий
для образовательных учреждений, рассмотрели
трудности их внедрения
и «поговорили» с директором. Но все это лишь
малая часть того «айсберга», который необходимо
сначала постичь, осмыслить и лишь затем –
освоить. Что ж, вперед, нас ждут великие дела!
Побеждают энтузиасты
и пионеры. Они же получают первые деньги.
Из выступления начальника отдела
библиотек Министерства культуры РФ Е.И.Кузьмина
на конференции «Libcom-2000».
Информационные технологии – понятие
глубокое, многоаспектное. Но, к сожалению, для
многих из нас пока достаточно абстрактное.
Попробуем ликвидировать эту отстраненность,
соотнеся смысл, назначение и возможности новых
информационных технологий (НИТ) с повседневной
работой библиотеки образовательного учреждения.
Освоение НИТ в школьных библиотеках
может проходить в нескольких направлениях (что
важно – не исключающих, а дополняющих друг
друга):
– собственно библиотечное
направление, когда НИТ внедряются в
технологические библиотечно-информационные
процессы (автоматизация библиотеки);
– образовательное направление, когда
НИТ внедряются в основную деятельность школы,
оказывая влияние на все ее структурные
подразделения, в том числе и на школьную
библиотеку.
В данной части материала мы рассмотрим
первое направление работы.
Часть 5. Автоматизация школьной
библиотеки: вопросы и ответы
Заявленная тема по глубине и объему
тянет на серьезное научное изыскание. Но в этой
публикации мы не ставим задачу детально
исследовать ее. Остановимся на той информации,
которая пояснит нам суть предмета
(автоматизации), его прикладное значение и
перспективы развития.
Примем как аксиому, что автоматизация
библиотек необходима и неизбежна. И осознание
этого – не обреченность «идущего на казнь».
Такая убежденность – дальновидность
профессионала, мудрость руководителя
информационного учреждения.
Уже по традиции позвольте предварить
основную часть материала базовыми
определениями.
«Компьютеризация – это процесс
развития и внедрения компьютеров,
обеспечивающих автоматизацию информационных
процессов и технологий в различных сферах
человеческой деятельности» [1].
«Автоматизация – это внедрение и
развитие компьютерного аппаратно-программного
обеспечения в библиотечных технологиях и
библиотечной практике» [2].
Рассмотрим предложенные понятия
развернуто и попробуем соотнести их с
собственной практической деятельностью.
Отвлеченные размышления о пользе
планирования
Сделать, а потом обдумать то, что
совершил, – такая последовательность действий
совершенно неприемлема. Любые нововведения
требуют предварительного осмысления,
тщательного планирования.
Автоматизация – более эволюция, чем
революция. Это процесс последовательный,
поэтапный. Изложение этапов грядущих изменений
стоит зафиксировать в Плане автоматизации
(см. ч. 2, 3). Ваша деятельность в соответствии с
этим документом позволит обеспечить:
– повышение качества обслуживания
читателей;
– создание электронного каталога;
– автоматизированную выдачу книг;
– эффективное управление
библиотечным фондом;
– уменьшение объема рутинной работы.
Планомерная комплексная реализация
этих задач позволит создать единую
информационную систему школы.
Необходимо учитывать то, что школьная
библиотека – организация внутри организации.
Отношения «школа – школьная библиотека» должны
дополнять и обогащать деятельность друг друга.
Проект автоматизации библиотеки необходимо
согласовать с приоритетными задачами развития
школы и ее информационной структуры. Школа, в
свою очередь, должна способствовать логическому
объединению информационных ресурсов,
компьютерной техники и технологий на базе
библиотечного центра.
Кроме того, существенным подспорьем на
пути автоматизации станет ресурсное и
технологическое взаимодействие «в параллели» –
с образовательными учреждениями, библиотеками,
имеющими опыт подобной деятельности.
Заявить об изменениях проще, чем
рационально организовать их и последовательно
реализовывать. Грамотное управление
процессами автоматизации обеспечит успех
вашей деятельности, сведет неизбежные ошибки к
минимуму.
Поддержка автоматизированного
технологического процесса работы библиотеки
– очень важная и сложная задача. На этом этапе
деятельности не стоит уповать на способности
одного, пусть и самого продвинутого человека (тем
более что такой специалист не всегда разбирается
в библиотечной работе). Не стоит стесняться своей
компьютерной некомпетентности. Смело
отправляйтесь «первый раз – в первый класс» с
желанием научиться если не всему, то многому. И
автоматизированная библиотечная система
перестанет быть терра инкогнита. Определится
оптимальная структура проводимых изменений,
последовательность развития процесса.
На этой стадии как нельзя кстати
окажется опыт коллег, поэтому позволю себе
привести мнение одного из них. А.С.Карауш
(Муниципальная информационная библиотечная
система,
г. Томск) выделяет следующие технологические
этапы в развитии информационной системы:
1. Каталогизация новых поступлений.
2. Создание электронного каталога.
3. Ввод систем автоматизированного
комплектования.
4. Создание мест свободного доступа
к электронному каталогу.
5. Наполнение электронного каталога
путем ретроконверсии (занесение в ЭК не только
новых поступлений, но и уже имеющихся в фонде).
6. Электронная книговыдача [3].
И все же любое новшество пугает своей
непонятностью: «и хочется, и колется». Но
непонятность – величина временная, а потому
устранимая. Этим мы сейчас и займемся, продолжая
разбираться с темой «автоматизация».
Нет необходимости изобретать
велосипед, когда на отечественной библиотечной
ниве уже наработан достаточный опыт
автоматизации библиотечных процессов. Обратимся
к мнению квалифицированных специалистов,
корифеев библиотечного дела.
Доктор технических наук, профессор,
заместитель директора ГПНТБ Я.Л.Шрайберг пишет:
«Автоматизация библиотеки
представляет собой определенную
последовательность стадий (этапов), которую
определяют разработчики данной
автоматизированной информационной библиотечной
системы (АИБС) и специалисты данной библиотеки.
…Термин “информатизация”
значительно шире и, кроме автоматизации,
подразумевает телекоммуникационные технологии,
онлайн и Интернет, штриховые коды, CD-ROM,
издательские технологии, полнотекстовые базы,
электронные библиотеки» [2].
А теперь позвольте в режиме
своеобразного блиц-интервью озвучить те вопросы,
которые вы давно хотели задать. Итак,
компетентные мнения по заявленной теме.
• С чего начинать процесс
автоматизации в библиотеке? Каким, по-вашему,
должен быть первый шаг?
Я.Л.Шрайберг поясняет: «Система
автоматизации библиотеки состоит, как правило,
из ряда этапов, и выбор последовательности их
разработки, адаптации и реализации зависит
целиком от потребностей библиотеки.
Чаще всего на первом этапе начинают
создавать электронный каталог. Но такая
очередность – скорее общая тенденция, чем
правило… Не следует бросать все усилия, чтобы
сразу создавать электронный каталог или рваться
в Интернет, если на поверхности лежат более
нужные библиотеке и ее пользователям задачи» [2].
• Надо ли начинать
автоматизировать сразу все сферы библиотечной
деятельности?
Отвечает Б.И.Маршак: «Нет смысла в
начале пути автоматизации, при недостатке
средств и техники, стремиться охватить все сферы
библиотечной автоматизации. Последовательное
наращивание мощности автоматизированной
системы всегда себя оправдает. Поэтому мне
кажутся привлекательными те системы
автоматизации библиотек, которые имеют
облегченные версии и позволяют начать работать с
малого за небольшие деньги» [4].
• Какую автоматизированную
библиотечную систему приобретать?
В ответе на данный вопрос г-н Маршак
лаконичен – на какую хватит денег. Тем не менее
система должна отвечать ряду необходимых
требований: «Функции системы складываются из
переосмысленных и переложенных на
автоматизированную платформу традиционных
библиотечных технологий… Требования, которые
предъявляются к АИБС, выставляются той
библиотекой, которая ее приобретает» [5].
Б.И.Маршак обращает внимание на то, что
ключевым принципом построения
автоматизированной библиотечной системы
является модульный. Основные модули –
автоматизированные рабочие места (АРМы) – должны
выполнять следующие функции:
– администрирование системы,
включающее в себя функции ее настройки,
модификации и поддержки;
– комплектование фонда;
– ввод данных, создание
библиографического описания и каталогов;
– информационный поиск и заказ
изданий;
– обслуживание читателя;
– создание Интернет/Интранет
серверов и обеспечение удаленных функций поиска,
заказа и каталогизации;
– обеспечение корпоративных
технологий [5].
• Предположим, АИБС мы купим. Кто
научит нас работать с системой?
Поясняет Б.И.Маршак: «Здесь можно идти
по двум направлениям. Первое – сразу предложить
поучиться работать с системой у производителя
или его представителя. Второе – при наличии
хорошей документации в печатном и электронном
виде, некоторое время самим поработать с
системой, а потом пойти первым путем» [5].
Прекрасно понимая, что вопросы еще
далеко не исчерпаны, я не буду ставить точку.
Оставим эту часть материала открытой для
последующих публикаций…
Елена Иванова
О внедрении новых информационных технологий в образовательную
деятельность школы (конечно, при самом
деятельном участии сотрудников школьной
библиотеки) читайте в следующем номере нашей
газеты.
Публикация произведена при поддержке интернет магазина матрасов «МатрасЦентр». Богатый ассортимент магазина «МатрасЦентр» включает в себя ортопедические матрасы вегас, которые пользуются популярностью по всей Европе, благодаря своему качестве, удобству и практичности. Все модели матрасов, представленные на сайте магазина «МатрасЦентр», сопровождаются фотографией внешнего вида и внутренней структуры изделия, описанием состава и технических характеристик. Посетить интернет магазин «МатрасЦентр» можно по адресу http://www.matrascenter.ru/
Источники:
1. http://www.iis.ru
2. Шрайберг Я.Л. Автоматизация
библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов
и проблем //Библиотеки и ассоциации в меняющемся
мире: новые технологии и новые формы
сотрудничества: 5-я Междунар. конф. «Крым-98»: Труды
конф. – Судак, 1998. – Т. 1. – С. 107.
3. Карауш А.С. Модели построения и
функционирования корпоративной информационной
сети муниципальных библиотек //Библиотеки и
ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и
новые формы сотрудничества: 9-я Междунар. конф.
«Крым-2002»: Труды конф. – Судак, 2002. – Т. 2. – С. 913.
4. Маршак Б.И. Универсальный подход к
автоматизации библиотек //Библиотеки и
ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и
новые формы сотрудничества: 5-я Междунар. конф.
«Крым-98»: Труды конф. – Судак, 1998. – Т. 1. – С. 133.
5. Маршак Б.И. Современные проблемы
разработки и внедрения автоматизированных
библиотечно-информационных систем: системный
подход и оценка программного окружения
//Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире:
новые технологии и новые формы сотрудничества:
9-я Междунар. конф. «Крым-2002»: Труды конф. – Судак,
2002. – Т. 1. – С. 69–70. |