Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2002


САМООБРАЗОВАНИЕ

Валентина Бородина

«Акме» – значит вершина

Практикум по читательскому развитию для взрослых и детей. Первое занятие

Что такое чтение и в чем его учение?

Кто не знает пушкинский афоризм «Чтение – вот лучшее учение»? Но почему на деле чтение и учение оказываются не в одной упряжке? Причин много. И объективных, и субъективных. Одна из них – парадоксальность нашего читательского сознания. Оно определено личным читательским опытом, зачастую без учета накопленного человечеством в мире читательской культуры. А этот мир велик и многолик. Его достаточно сложно представить в едином образе и целостной системе, поэтому каждый из нас рассуждает в рамках собственного читательского сознания. Другая причина в том, что обучение чтению в школе – прерогатива учителей начальных классов. После начальной школы никто целенаправленно не развивает культуру чтения, умения работать с текстами и эффективно воспринимать их в зависимости от целей и задач.

Школьные библиотекари вносят свой вклад в дело воспитания культуры чтения. Но! Будем откровенны, он не столь велик, как хотелось бы. И одна из причин в том, что в системе библиотечного образования не знакомят с инновационными методиками читательского развития личности, знание которых поможет поднять читательскую квалификацию – как собственную, так и своих подопечных – на более высокий уровень.

Предлагаем вам практикум по читательскому развитию. Его освоение поможет вам: во-первых, повысит собственную читательскую квалификацию, а во-вторых, даст представление о том, как можно использовать технологию акмеологического чтения в условиях школьной библиотеки. Это могут быть библиотечные уроки, викторины, читательские КВН, заочная школа в виде стендовых уроков и многое другое.

Естественно, может возникнуть вопрос: «А не подменяем ли мы учителя?» Нет! В сложившейся ситуации общего падения читательской культуры мы должны всем миром не только противостоять этому, но и повышать культуру чтения, и возвышать Человека Читающего. Свою лепту могут внести и школьные библиотекари.

Итак, начнем! С чего начнем? Вначале познакомимся. Я, Бородина Валентина Александровна, доцент кафедры социологии и психологии чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ), кандидат педагогических наук, занимаюсь инновационными технологиями читательского развития более 30 лет. Начинала со скорочтения. Почти сразу мы отказались от идеи визуально-безартикуляционного чтения как нетрадиционного метода «сверх чтения». Отказ был в пользу чтения как естественного психического процесса, включенного в социально-психологический мир определенного культурологического пространства. К настоящему времени сформирована теория читательского (шире – информационного) развития личности. На ее основе разработаны и внедрены инновационные технологии обучения чтению дошкольников, школьников всех возрастов и взрослых читателей. Есть самостоятельные технологии обучения чтению литературы отраслевой тематики и художественной, в том числе и поэзии. Технология используется в учебном процессе различных систем образования, в том числе и школьного [1–4].

Идея развивающего обучения в школе реализована с помощью предлагаемой акме-технологии читательского развития. Акме – вершина, к которой мы ведем читателя, развивая весь его психологический мир в широком культурологическом пространстве. Суть обучения акмеологическому чтению заключается в формировании установок на активное, высокопродуктивное, гибкое, развивающее и развивающееся чтение;
в самодиагностике читательского развития личности; в освоении методик анализа отраслевых и художественных текстов; в психофизиологической коррекции восприятия; в смысловом свертывании и развертывании текста; в тренировке внимания и воспитания внимательности; в рационализации запоминания; в активизации лексики; в выработке конструктивных стратегий и тактик сплошного и выборочного чтения;
в комплексном развитии психологических качеств личности в процессе чтения; самооценке, самоанализе и рефлексии достигнутых результатов; в саморазвитии в процессе воспитания, образования и обучения.

Как это делается? Вместе и начнем. Теоретический и методический комментарий будем давать по ходу занятия и его окончании.

Первое занятие.
ЧТЕНИЕ В ФОЛЬКЛОРЕ

Цель занятия: знакомство с технологией акмеологического чтения.

Задачи:

– формирование установок на активное восприятие информации,

– воспитание внимательности,

– тренировка мышления и памяти,

– активизация лексического опыта,

– развитие рефлексивной сферы личности.

Мы все знаем, что на протяжении тысячелетий в фольклоре оседают накопленные человечеством ценности, знания, опыт, представления по той или иной области предметных знаний. Это касается и чтения. В фольклоре отражается и читательское сознание, и читательская деятельность, и читательское общение. Именно в этих трех сферах, тесно связанных друг с другом, развивается личность.

Сознание деятельно и коммуникативно.

Деятельность сознательна и коммуникативна.

Общение сознательно и деятельно.

Не будем забывать об этой связи, развивая психологический мир чтения.

Для занятий Вам необходимо иметь тетрадь (листы для записи), ручку, секундомер или часы с секундной стрелкой и психологически комфортный настрой на овладение технологией акмеологического чтения.

Приготовились? Начнем работу.

Вы не знаете, что означает термин «акмеологическое чтение»? Проанализируйте, насколько Вы внимательны. Выше была информация, на основе которой можно дать определение термина «акмеологическое чтение».

Задание 1. Сформулируйте определение термина «акмеологическое чтение». Сопоставьте его с нашим вариантом (смотри ответы в следующем номере). Оно, возможно, не совпадет по лексике, но будет вполне адекватным по содержанию и смыслу.

Задание 2. Вспомните, какие виды, формы народного творчества относятся к фольклору. Записывайте их названия в течение двух минут.

Задание 3. Самодиагностика продуктивности чтения.

Чтение текста с фиксацией времени, последующим пересказом и ответами на вопросы.

Читайте только один раз. После окончания чтения запишите время, за которое прочитали текст. Письменно перескажите.

Готовы? Читайте!

Спящая книга

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1991. – 303 с.

(Цит. по кн.: Засорина Л.Н. Развивающее чтение. – СПб., 1996. – С. 38.)

На полке, среди книг о далеких странах и невиданных зверях, стояла большая интересная Книга. В ней рассказывалось о могучем богатыре. Буквы в этой Книге пылали, как раскаленное железо. Она имела чудесное свойство: как только прикоснется пылающее, огненное слово к человеческому сердцу, в сердце загорается огонек. И человек, у которого в груди бьётся сердце с этим огоньком, становится могучим и непобедимым.

Но прошел уже не один год, а Книгу никто не читал. Каждую неделю большую Книгу снимала с полки Хозяйка, осторожно вытирала пыль с обложки и опять ставила на полку. Книга ждала – вот ее прочитают, но никто ее даже не открывал.

Часто к Хозяину приходили гости. Хозяин любил показывать книги: смотрите, какие у моих книг красивые обложки.

Стали огненные буквы тускнеть. Потемнели горящие слова. Могучий богатырь,
о котором рассказывалось в книге, уснул. Теперь уже на библиотечной полке стояла не огненная, а спящая Книга.

Не забудьте записать время чтения: t = __ мин. ____ сек.

Письменно воспроизведите содержание текста. Если не хотите писать, можете записать устный пересказ на диктофон.

Закончив пересказ, ответьте письменно на вопросы и выполните ряд заданий по тексту.

1. Как называется текст?

2. Укажите выходные данные (приведите библиографическое описание текста).

3. В чем смысл текста?

4. О каких чудесных свойствах книги говорится в тексте?

5. Что случилось с книгой и почему?

6. Как в тексте характеризуется хозяин книги?

7. Кто уснул в книге?

8. Определите жанр книги.

9. Какие средства художественной выразительности использовал автор текста? Назовите их и приведите примеры.

10. Какие чувства Вы испытывали, читая текст? Сформулируйте их.

11. Оцените текст по критериям: проблемности, образности, эмоциональности, эстетичности и художественности (по пятибалльной шкале).

Подсчитайте коэффициент усвоения (k). Все содержание текста принимается за 100 процентов. Вопросы к тексту с 1 по 9 имеют «вес», выраженный в процентах. Опираясь на него, читатель определяет собственный уровень усвоения, исходя из степени полноты и правильности ответа на вопрос. Для определения коэффициента усвоения свой вариант ответов на каждый вопрос сверяется с текстом. Все «веса» записываются, затем суммируются. Выставляется общий коэффициент усвоения текста. Результаты вносятся в таблицу.

Может возникнуть психологическое сопротивление по отношению к количественному выражению качества чтения. Надо ли поверять алгеброй гармонию? Да! У.Кельвин писал: «Если вы можете измерять и выражать в числах то, о чем говорите, то об этом предмете вы кое-что знаете, если же вы не можете сделать этого, то ваши познания скудны и неудовлетворительны». Чтобы планировать любую читательскую деятельность, а тем более совершенствовать ее, надо знать собственную продуктивность чтения.

Как поверить алгеброй гармонию? Сложно, но можно. Понятно, что природа отраслевых и художественных текстов разная. Соответственно и процедуры определения качества усвоения с помощью количественных показателей несколько различаются. Но общее есть. Это общее и специфика учитываются в методиках оценки.

Коэффициент восприятия текста определен и записан. Подсчитайте скорость чтения (V) и определите продуктивность (P) смыслового и эмоционально-эстетического восприятия. Сделайте так. Вначале определите объем текста (Q) в знаках или словах. Объем текста в знаках, включая и пробелы, переводится в слова. Средняя условная длина слова составляет семь знаков. Объем данного текста вместе с библиографическим описанием составляет 1083 знака или 155 слов. Объем текста делится на время, за которое прочитан текст. (V = Q/t). Время определяется в минутах. Для перевода секунд (с) в доли минут (м) можно воспользоваться таблицей.

Полученную скорость чтения умножают на коэффициент усвоения, выраженный в долях единицы, (например, 55% = 0,55; 7% = 0,07). Таким образом, продуктивность чтения текста определяется по формуле:

P = V k (сл/мин).

Определение коэффициента усвоения (восприятия) – ахиллесова пята в читательской диагностике. Оно требует особых обсуждений, что не всегда удается в заочном общении. Коэффициент усвоения определяется также критериями осмысления и анализа текста, которые могут быть разными в зависимости от целей работы с ним. В нашем случае мы реализуем универсальную методику анализа художественного текста. Суть ее в следующем. Любой художественный текст содержит несколько «слоев», тесно связанных между собой. Одни из них относятся к архитектонике текста, другие отражают его идейно-смысловую суть, позицию авторского «Я», а также суть художественной формы произведения, его художественные особенности (стиля, языка, троп и т.д.).

Не все аспекты восприятия художественного текста можно перевести в количественные показатели. Некоторые из них описываются словесно. Поэтому то, что мы уже сделали, лишь некоторая часть постижения художественного текста с разных сторон. Дополнительно предлагаем вам вариант работы с текстом, который можно использовать, не проводя диагностические процедуры.

Задание 4. Практикум по работе с текстом «Спящая книга».

На этом тексте можно провести любое библиотечное мероприятие для читательского развития.

Предлагаем один из вариантов работы со сказкой-притчей «Спящая книга». В этом варианте отражены процессы смыслового развертывания и свертывания в сочетании с психологическим и лингвистическим тренингом. Такая работа дает то глубинно-вершинное представление, которое характерно для акмеологического чтения. Для начала практикума данный текст выбран не случайно. В нем заложена идея ценности книги. Если книги не использовать, они становятся «спящими». Помните один из пяти законов библиотековеда Ранганатана: «Книги для использования»? То, что это так, можно доказать с помощью пословиц, поговорок, афоризмов. Например: Кто много читает, во чтенье силу знает; Чтение для ума то же, что упражнение для тела; Учить букве, а укреплять дух; Положи твое сердце у чтения; Чтение – сила.

Продолжите сами. Затем сформулируйте суждения, в которых отражается суть пословиц, поговорок, афоризмов о книге и чтении.

С чего начинается работа с любым текстом? С мотивации и определения целевого и читательского назначения. Итак, читательская аудитория выбрана; определены цель и задачи работы с текстом.

Что дальше?

4.1. Прогноз по названию как смысловое развертывание содержания текста. (О чем может быть текст с таким названием?)

4.2. Дальнейшее прогнозирование с помощью упражнения «гимнастика для глаз». Выполнение упражнения: читается первое и последнее слово на строке, остальная часть строки «пробегается» глазами.

– После выполнения упражнения задается вопрос: о чем текст и что добавилось в восприятии содержания текста после прогноза по названию?

4.3. Продолжение смыслового развертывания с помощью упражнения «слаломное чтение». Выполнение упражнения: движение по тексту осуществляется по слаломной (зигзагообразной) траектории. Это способ формирования определенного темпоритма восприятия текста и одновременно метод выборочного чтения.

– Вопрос: что изменилось в восприятии текста?

4.4. Выразительное чтение в группе по очереди.

4.5. Прочитайте первый абзац и выполните задания:

– Что необычного в этой части рассказа?

– Почему слово «Книга» с большой буквы?

4.6. Литературоведческий практикум и поисковое чтение:

– Метафорические выражения («буквы пылали»; «огненные слова»; «в сердце загорается огонек»; «буквы... пылали, как раскаленное железо»; «...пылающее огненное слово»).

– Найти эпитеты и просто определения.

4.7. Вопросы о понимании смысла и поисковое чтение:

– Какое свойство было у книги и в чем его смысл?

– Как Вы понимаете слово «чудесное»?

– Найдите ответ в тексте на вопрос: «Как проявляется это свойство?»

4.8. Вставьте пропущенные слова:

«Но ________ уже не один год, а Книгу никто не ________ . Каждую неделю большую Книгу _________ с полки Хозяйка, осторожно ___________ пыль с обложки и опять ________ на полку. Книга __________ – вот ее _________ , но никто ее даже не _________».

4.9. Шифрограмма (среди букв найдите слово):

стежзуючрэмхыгпищнкнигацибудфетшяхъвюклижхйь

4.10. Разрушенный текст. Соберите в единый текст «рассыпанные» предложения текста, помещенные далее:

Теперь уже на библиотечной полке стояла не огненная, а спящая Книга. Потемнели горящие слова. Часто к Хозяину приходили гости. Стали огненные буквы тускнеть. Могучий богатырь, о котором рассказывалось в книге, уснул. Хозяин любил показывать книги: смотрите, какие у моих книг красивые обложки.

4.11. Развитие ассоциаций:

– с музыкой героически-радостной и грустной: какая музыка какой части текста соответствует?

– с цветом для первой и второй частей текста.

4.12. Как Вы думаете, какой Хозяин был у Книги?

4.13. Что случилось с Книгой?

4.14. Почему автор назвал ее «спящей»?

4.15. Оцените содержание с помощью прилагательных, отражающих эмоционально-чувственную сторону восприятия текста.

4.16. Что давало силы человеку, который читал эту книгу?

4.17. Подберите пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие смысл этого текста.

4.18. Определите жанр данного текста.

4.19. Предложите другое название.

Подумайте, какие можно дополнительно составить задания по углублению работы с текстом. Проанализируйте, какие упражнения и задания на что (на воображение, мышление, память, эмоции, лексику и др.) влияют.

Задание 5. Отгадайте загадки:

Еду по грядкам, рву без счёту, а все цело.

Какой смысл заложен в этой загадке?

Глазами жнут, памятью едят, головой переваривают.

Какие психические процессы отражены в загадке и как они проявляются
в чтении?

Задание 6. Восстановите разрушенный текст, поставив каждую строчку на свое место.

1. Ни о старом, ни о новом

2. Если б не было его,

3. Мы не знали б ничего!

4. Мы дружны с печатным словом,

Кто написал четверостишие?

Задание 7. Окончания пословиц перепутаны. Запишите номер начала и найденный номер правильного окончания пословиц.

1. Азбука к мудрости а дела не забывай. (1)

2. Без библиотеки и книг тот много и знает. (2)

3. Грамоте учиться, ума наберёшься. (3)

4. Кто много читает, будешь всё знать. (4)

5. Говори не о том, что прочёл, забредёшь в тупик. (5)

6. Книги читай, тому не пропасть. (6)

7. Библиотеку не посещаешь – ступенька. (7)

8. Кто грамоте горазд, всегда пригодится. (8)

9. Книга – книгой, а о том, что понял. (9)

10. Будешь книги читать – много знаний потеряешь. (10)

11. С книгой поведёшься – а своим умом двигай. (11)

Задание 8. Развитие смысловой догадки.

8.1. Закончите пословицу.

1. Читай книгочей, не жалей …

2. Глупый киснет, а умный все …

3. Кто грамоте горазд, тому не…

4. Книга книгой, а своим умом …

5. Глупый осудит, а умный …

6. Хороша книга, да начетчики …

7. Умный молчит, когда дурак …

8. Не всякий, кто читает, во чтенье силу …

9. Слово толковое стоит …

10. Недоученный хуже …

8.2. Сгруппируйте пословицы по смыслу. Определите признаки группировки и укажите номера пословиц, относящихся к этим группам.

Задание 9. В пословицах «рассыпались» слова.

Следует поставить каждое слово на свое место и расставить знаки препинания. (Пословицы всегда ритмичны, поэтому быстро составить их можно, опираясь не только на смысл, но и на ритм).

1. Много, тот, читает, кто, знает, много.

2. Растит, испокон, человека, веку, книга.

3. В, друг, книга, одиночества, прекрасный, час.

4. Для, что, чтение, тела, то же, для, упражнение, ума.

5. Не, науки, еще, книги, жизни, наука, полна, без.

6. Мало, кто, много, тому, спать, надо, хочет, знать.

Задание 10. Расставьте следующие названия видов фольклора в алфавитном порядке:

Прибаутки, потешки, загадки, шарады, сказки, былины, частушки, скороговорки, шутки, поговорки, гадания, пословицы.

Напоминаем, что ответы на все задания первого занятия будут напечатаны
в следующий раз.

Задание на дом: Выберите небольшой художественный текст. Попытайтесь подобрать к нему задания, направленные на совершенствование восприятия и развитие психологических качеств читателя.

Дополнительные знания по технологии акмеологического чтения вы можете получить в публикациях:

1. Бородина В.А., Мухина Н.А. Активизация интеллектуально-информационной деятельности младшего школьника // Начальная школа. – 1997. – № 11. – С. 24–27.

2. Бородина В.А. «Физики и лирики вновь спорят?» (Об акмеологии чтения) // Библиотека. – 1998. – № 8. – С. 59–61.

3. Бородина В.А. Развивающие уроки в начальной школе: акмеологический подход. Маленькая книжка о больших проблемах обучения чтению. – СПб.: АкадемПринт, 2000. – 52 с.

4. Бородина В.А. Гармония чувств и мыслей: маленькие тропинки в акме восприятия рубаи Омара Хайяма // Библиотека. – 2001. – № 5. – С. 77–80.

На с. 24–25 использованы иллюстрации Владимира Фаворского

Публикация произведена при поддержке компании AIR CITY. Компания AIR CITY предоставляет услуги подбора, продажи, монтажа, ремонта и сервисного обслуживания систем кондиционирования, вентиляции и обогрева в Москве. Воспользовавшись предложением компании AIR CITY, Вы сможете по выгодной цене купить кондиционер от ведущих мировых производителей, а так же заказать такие услуги, как ремонт кондиционера, чистка, ремонт и заправка кондиционеров. Посетив официальный сайт компании, который располагается по адресу http://www.2292825.ru/, Вы сможете подробнее ознакомиться с предлагаемым каталогом продукции, получить помощь квалифицированного специалиста, отправить заявку на подбор системы кондиционирования или оставить онлайн заказ на покупку кондиционера.